План работы с родителями по правам ребенка в доу

Обновлено: 04.07.2024

Долганова Елена Владимировна, воспитатель
1-й квал.категории МДОУ д/с №1 п. Новозавидовский
Конаковского района Тверской области

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

В периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка сказано, что быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в семье, в том числе и в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения;
  • права на охрану здоровья;
  • защиту его права на образование;
  • права на игру;
  • Права на сохранение своей индивидуальности.

В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных.

Если проанализировать юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста, получается, что лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав; только некоторые родители считают, что, оставляя ребенка на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.

Вместе с тем, согласно ст. 156 УК РФ, запирание ребенка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Но все же допускают по попе и даже использование ремня.

Многие родители понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Ожидаемые последствия - неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; родители опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм. Некоторые справедливо полагают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми - к неуважению унижающего, потере доверия.

Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей видят в психологической травме. То есть, родители знают, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства. Но, к сожалению, большая часть родителей полностью поддерживает применение телесных наказаний, или считает их допустимыми в отдельных случаях. Но только малая часть телесные и иные унижающие ребенка наказания не приемлет ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения. Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - распространенное явление. Но почему же родители прибегают к всякого рода наказаниям? Наверное, так происходит потому, что:

- с ними аналогично поступали в их собственном детстве;

- родители не знают альтернативных методов воздействия;

- не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания - все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Методы субъективного отношения - доброжелательная критика, советы, утешение, обращение указания в шутку, выражение обиды - именно эти формы регулирования отношений можно рекомендовать родителям.

Практика, а также многочисленные исследования показывают, что дети, чьи права в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они не организованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми.

Часто права детей нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя скученность порождает большую нервозность у всех членов семьи.

Низкие доходы сказываются на реализации права ребенка на образование и индивидуальное развитие его способностей. К тем же результатам приводит и невысокий образовательный статус родителей. Отсутствие отца - источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера как агрессивность по отношению к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою очередь, может провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.

Также средний интеллектуальный уровень снижается при увеличении числа детей в семье. Хотя члены больших семей обычно внимательнее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на семейные ценности, тем не менее, отношение родителей к детям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.

Взаимодействие с семьей имеет очень большое значение для ребенка-дошкольника. Семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Сотрудничество с семьей предполагает решение задач оказания помощи родителям через индивидуальные и фронтальные занятия, используя традиционные и нетрадиционные формы, активизируя и обогащая воспитательные умения родителей. Индивидуальные формы (беседы, консультации, приобщение родителей к жизни в детском саду) важны для оказания помощи семьям разного типа, помогают выявить потребности родителей, заинтересовывают родителей в предстоящей фронтальной работе, в получении необходимой помощи у специалистов и т. д. Наиболее распространенными в сотрудничестве с семьей являются беседы. Беседа является наиболее благополучной и результативной возможностью воспитателя убедить родителей в особенности своей педагогической позиции. Каждая беседа индивидуальна, она зависит от конкретных людей, от конкретных ситуаций.

- традиционные родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы;

- семинары-практикумы формируют педагогическую рефлексию и позицию;

- занятия тренингового характера, основная цель - помочь родителям правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком;

- заседания круглого стола;

- проведение совместных праздников, на которых родители не пассивные зрители, а активные участники: готовят номера, выступают вместе с детьми.

В приведенной ниже таблице предлагается вариант распределения функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения в работе по защите прав ребенка в семье.

Информационная - разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав маленького ребенка

Знакомит всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка. Формы работы разные

Методист, старший воспитатель

Получает запросы от психологов и педагогов, дает соответствующие поручения обеим службам, контролирует качество исполнения

Диагностическая по психологическим факторам и последующая коррекционная. Мониторинг психологического состояния детей группы риска.

Держит в зоне своего внимания: детско-родительские отношения в группе риска; установки и ценности родителей, их детский опыт; родительские ожидания и их коррекцию; нарушения супружеских взаимоотношений в семье; родительскую некомпетентность

Мониторинг здоровья ребенка

Формирующая - формирование понимания родительства как необходимого условия личностного роста взрослого человека

Работа с родителями предполагает осуществление двух стратегий, различных по целям и направленности воздействия. Первая - это профилактическая разъяснительная работа со всеми родителями. Вторая - выявление проблемных семей и коррекционная работа с ними.

Актуальность работы по этой теме очевидна. Парой даже взрослые не знают свои права, а что говорить о детях! Ведь недаром ООН (организация объединённых наций) утвердила конвенцию о правах ребёнка. И наша задача формировать правовую культуру несовершенно летних и членов их семей.

Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах ребёнка.

«Декларация о правах ребёнка (информационный лист) Уточнить знания по осуществлению прав ребёнка в семье.

Раскрыть содержание правового воспитания.

Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Перспективное планирование работы с родителями во второй младшей группе Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное.

Перспективное планирование работы с родителями во второй младшей группе 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Сентябрь Родительское собрание №1 1. Психофизиологические особенности детей 4 года жизни. Задачи воспитания.

Перспективное планирование работы с родителями во второй младшей группе на 2017–2018 год Перспективное планирование работы с родителями во второй младшей группе на 2017-2018г. Фоменкова Елена Борисовна. Сентябрь Родительское.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность правового воспитания детей сегодня однозначна. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях,обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей. Поскольку ребёнок воспитывается в семье, формирование основ правового сознания дошкольников без совместной работы с семьёй невозможно. Дошкольное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным звеном, влияющим на защиту прав детей. Для того,чтобы работа с семьёй по данной теме была более эффективной, предлагаю перспективный план работы с родителями на год.

Оценить 1408 0

План работы с родителями и детьми по правам ребёнка

План работы с родителями

2.Оформить выставку художественной литературы, иллюстраций о правах ребенка.

4.Выставка детских рисунков ко Дню Матери.

4.Мастер-класс для родителей: «Изготовление чесночных бус и кулонов для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

План работы с детьми

Сентябрь (право на имя)

Октябрь (о правилах поведения среди людей)

Ноябрь (право на семью, любовь и понимание)

Январь (право на игру и образование)

Февраль (право на отдых).

Март (право на жильё, личное имущество)

Апрель (право на медицинскую помощь)

Читайте также: