Общение и его роль в жизни человека план урока 9 класс

Обновлено: 04.07.2024

способствовать развитию общей культу ры и к ульту ры поведения.

Л.С. Выгодский, « Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека

Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите п у тешествие в одно н езнакомое,

но ч у десное место. По какой - то неизвестной причине ( ваш дядя умер, оставив вам в

наследство свой остров). Ва ш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом,

готовясь вступать во владение и м, вы не верите своим глазам. На острове много домов,

зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит тёплая погода.

Из письма дяди вы у знаёте, что з десь вы сможете п ровести остаток жизни, не и спытывая

ни в чём нужды. Но есть одно условие – вы никогда никого, не должны приглашать на

этот остров. Вы можете заказать им всё что поже лаете, и они выполнят вашу просьбу.

Как бы вы поступили в этом сл учае, принимая во внима ние то, что вы не и меете права

1. Происходит л и общение, когда человек читает к нигу, выст у пает с лекцией , смотрит

телевизор? Что значит об щение с п риродой? Сделайте вывод о том, что мы понимаем под

Все ответы учеником учитель кратко записывает на доске, зате м систематизир у ет и

3. Как вы понимаете следу ющие высказывания которы е даются на доске? Дополните

1. Ученики разбиваются на пары выполняют задание. Первые номера рассказывают

вторым о своём увлечении, лю бимом заняти и. Вторые номера должны внимательно

следить за выражением лица, интонацией партнера, а затем описать то, что заметили.

Вторые номера рассказывают о с воем увлечении, а первые стараются выполнить зада ние

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована на уроках обществоведения в старших классах. Методы и приёмы обучения, использованные в ходе проведённого занятия, соответствуют логике, а также возрасту и развитию учащихся. Диалогический способ ведения занятия, выполнение познавательных заданий, выбор оптимального способа работы совместными усилиями – всё это окажет положительное влияние на умственное воспитание и развитие учащихся.

Тема: Общение и его роль в жизни человека

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Коррекционная: развитие памяти, речи, словесно-логического мышления, коррекция поведения.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Подготовила Мельник Е.О.

Ход урока

Предварительная организация класса.

Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

Настрой на позитивную работу.

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

Проверка домашнего задания

Почему человек является биосоциальным существом? А что в человеке важнее- социальное или биологическое? Почему?

Перечислите мне основные этапы становления человека?

Все люди обладают определенными отличиями в своем поведении. С чем связаны эти характеристики? (темперамент и характер).

Кто внес наибольший вклад в изучение темперамента?

Считается, что немало важную роль в выборе будущей профессии играет темперамент.

4)Используя свои знания, попробуйте соотнести профессию и тип темперамента. Слайд 1

А Карл Юнг что изучал? Типы характера

А теперь мы с вами затронем немало важный вопрос в жизни человека – мировоззрение. Какова его роль в жизни человека?

Ситуация интереса.

-Определить тему нашего урока нам помогут картины русских художников, а я прошу вас подумать, что их объединяет. (На всех картинах люди общаются) Слайд 2

Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

Вопросы классу:

- Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?

- Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?

Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием

-Какие цели мы поставим перед нашим уроком?

- Посмотрите на наш план работы. (Учащиеся по плану составляют цели урока)

Общение, его формы.

Принципы общения и этикет.

Особенности виртуального общения.

- На протяжении всего урока мы с вами будем работать с основными элементами НАШТОБУЗУ. А к концу урока их знать.

На доске зафиксированы элементы (НАШТОБУЗУ).

- Что такое общение, для чего оно нужно человеку?

-От чего зависит то, как мы общаемся? С помощью чего мы общаемся? Одинаково ли мы общаемся с разными людьми, в разных ситуациях?

Значит какая цель нашего урока?

Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.

- В конце урока мы с вами должны будем ответить на проблемный вопрос : Какова роль общения в жизни человека? Слайд 4

Изучение нового материала.

Общение, его формы.

Принципы общения и этикет.

Особенности виртуального общения.

Итак, что же такое общение?

Общение – это очень многоплановое понятие:

Человек читает книгу – это общение,

Говорит по телефону…

Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.

Общение, его формы.

Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.

Работа в парах с разными словарями. Ваше задание: найти это понятие в словаре и внимательно прочитать.

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В словаре Ожегова слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Так и словари рассматривают понятия со своей направленности. Т.е. толковый словарь Ожегова дает лексическое толкование, философский – рассматривает определение с т.з. философии, а психологический словарь – с т.з. психологии.

Давайте, мы посмотрим, какое толкование предлагает нам учебник? Откройте учебники на стр. 62, найдите определение общения(читают вслух).

Возвращаемся к плану. Итак, мы узнали, что такое общение, так что же такое общение?

- А теперь давайте узнаем, какие формы общения существуют?

- Прежде всего следует различать формальное и неформально общение. Под формальным общением понимается общение, подчиненное правилам, предписаниям, уставу.

Под неформальным понимается общение, которое определяется личностными отношениями между людьми, подразумевает открытый обмен мнениями, проявление эмоций.

Также выделяют –манипулятивное –когда одним из партнеров для получения определенной выгоды намеренно скрывается истинная цель общения.

По отношению к друг к другу можно выделить императивное и диалогическое. Посмотрите на стр.64 определение этих понятий. Записывают в тетрадь.

На станице 64 определяем форму общения.

Средства общения.

- Ребята, а как мы с вами общаемся? С помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении? С помощью чего мы общаемся – это средства. А теперь посмотрите в учебнике какие есть способы общения. (стр.68–69.)

- Назовите мне, ребята, что мы можем использовать для невербального, общения?
(Взгляды, мимику, жесты, позы и т.п.)
Взгляд, каким он может быть? (Красноречивым, хитрым, злым, добрым, безразличным). Он может выражать самые разнообразные чувства.

Мимика – движение мышц лица, может выражать и страх, и радость, и удивление, и раздражение.

Движения человека могут передать о человеке очень много информации: от черт характера до профессии. Но, пожалуй, самыми красноречивыми являются жесты.

Учитель, ничего не говоря, жестами показывет ученикам различные движения: встать, сесть, выйти к доске, намочить тряпку, вытереть с доски, открыть учебник, пожать друг другу руку и другие. Ученики должны определить, что учитель им хочет сказать. Затем учитель задаёт учащимся вопрос:

- Трудно ли вам было понять меня? Что этому мешало?

- Какому психическому состоянию соответствует тот или иной жест?

Сжатый кулак – знак угрозы;

Поднятый вверх большой палец – знак одобрения;

Палец, прижатый к губам – призыв к тишине;

Палец указывает на часы – пора заканчивать;

Ладонь, прижатая к уху – говорите громче. Я плохо слышу.

Приведены примеры неосознанного языка тела. Какому психическому состоянию соответствуют они?

Постукивание пальцами – знак нетерпения;

Рука прикрывает рот, нос – неуверенность в чем-то;

Расширенные зрачки – волнение или боль;

Опущенные уголки рта – печаль.

35% информации мы получаем с помощью глаз.

- Особенно хочу выделить выражение глаз, ведь контакт начинается со взгляда. Внимание на экран.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.

Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку(Видео физминутки)

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!

С помощью какого способа общения мы проводили физминутку (вербального и невербального)

(Вернулись к плану).

- Теперь ребята, мы с вами рассмотрим основные способы воздействия людей друг на друга .

- Учащиеся разбирают схему учебного пособия на стр. 66.

Принципы общения и этикет.

Что же такое культура общения? СЛАЙД № 8

Давайте попробуем описать культурного человека.

Дети предлагают варианты.

« Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешивайтесь и прервите его на середине фразы.

Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает.

Вопросы и задания:

1.Согласны ли вы с мнением Д.Карнеги? Почему ваше мнение таково?

2.Как, по вашему мнению, связаны между собой культура общения и общая культура?

3.Какими чертами должен обладать человек, стремящийся к полноценному общению?

Что необходимо для того, чтобы оно было в радость?

Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.

Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:

Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;

Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;

Уступчивость.

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.

В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее принятого отрицательного отношения.

Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

Итак, чтобы общения было полным, интересным, полезным важно при общении соблюдать все предложенные вами правила.

Этикет и сленг- это (зачитывают из учебника) Слайд 10

Учащиеся записывают в тетрадь.

- Но еще при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен как вы сами поэтому:

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить”.

Особенности виртуального общения.

Вопросы для обсуждения:

1.Какие вам известны новые формы общения в современном мире?

2. Участниками каких социальных сетей являетесь вы?

3. Чем они вас привлекают?

- Давайте найдем определение- виртуальное общение -в нашем учебном пособии. Записывают в тетрадь.

Плюсы виртуального общения.

Сеть интернета даёт большой выбор тем для общения. На форумах и в чатах каждый пользователь может найти собеседников по интересам и по специфике профессиональной деятельности.

Факт, что в сети интернет гораздо легче быть откровенным и открытым при общении. Много причин называют психологи этому факту. Одна из них: общение происходит не лицом к лицу. К тому же, общение происходит посредством любимого и родного монитора. Поэтому, среди интернет-пользователей рождается новая тенденция комфортного обустройства для времяпровождения в виртуальном мире. Комнатное пространство перед монитором - мягкое и удобное кресло, ручка-липучка, столик для напитков и еды – позволяет не отвлекаться от общения. Украшение самого корпуса ноутбука или мобильного телефона (наклейки, выбор цвета) дарит хорошее настроение, а дизайн рабочего стола выбирается в соответствии с личными желаниями.

Человек стремится к общению с внешним миром. И, всё же, главное удобство общения в сети в том, что в любой момент можно его прекратить, закрыв окно социальной сети или крышку ноутбука!

Минусы виртуального общения

Всемирная паутина виртуального мира и общения в Интернете затягивает и вызывает почти наркотическую зависимость у своих пользователей. У людей появляется навязчивое желание войти в Интернет, ну а попав в него, человек не находит в себе силы покинуть веб-странички. Большинство интернет-зависимых подсели на сервисы, связанные с общением. По статистике, самые заманчивые характеристики таких контактов: анонимность (86%), доступность (63%), безопасность (58%) и простота в использовании (37%). Таким сеть нужна для получения социальной поддержки, возможности творения виртуального героя (создания нового Я).

Для того, чтобы вы понимали всю серьезность виртуальной зависимости, я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент.

- Скажите , ребята, к чему призывает нас этот видеоролик?

Закрепление изученного материала.

Итак, ребята мы с вами со всеми задачами справились? Все пункты плана рассмотрели? Скажите, мы достигли цели урока?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Семинар – практикум с элементами практических упражнений и игры.

Оборудование:

План урока

1.Организационное начало, постановка проблемы.

2.Вступительное слово учителя.

4.Виды общения: вербальное и невербальное.

5.Как правильно общаться?

6. Практическая работа учащихся.

1.Что мешает, а что помогает общению.

7. Подведение итогов. Оценки за работу на уроке.

8. Рефлексия. Закрепление навыков самоанализа


Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся: развитие навыков восприятия партнера по общению, навыки понимания окружающих людей, навыков невербального общения, развития наблюдательности, формировать умение работать в группах, навыки самоанализа.

Воспитательная: воспитывать уважение к окружающим, способствовать формированию у учащихся навыков культурного общения, культуры поведения.

Ожидаемые результаты:

в ходе проведения занятия учащиеся смогут:

-осознать роль общения в жизни общества и человека;

-различать вербальные и невербальные средства общения;

-получить опыт работы в группах, самоанализа;

- приобрести знания и навыки культурного общения.

Тип урока: Семинар – практикум с элементами практических упражнений и игры.

Оборудование:

карточки с тестовыми заданиями и заданиями для работы в группах;

компьютер, мультимедийный проектор и презентация к уроку,

1.Организационное начало, постановка проблемы.

2.Вступительное слово учителя.

4.Виды общения: вербальное и невербальное.

5.Как правильно общаться?

6. Практическая работа учащихся.

1.Что мешает, а что помогает общению.

7. Подведение итогов. Оценки за работу на уроке.

8. Рефлексия. Закрепление навыков самоанализа

Организационный.

В начале урока разделить класс на 3 группы по 4 человека. Парты сдвинуты таким образом, чтобы каждая группа могла удобно разместиться.

2. Вступительное слово.

1.Игра “На острове” Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. Ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров. Он был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода. (Откройте глаза). Посмотрите, какой это остров. (Слайд №2. Остров).

Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого не должны приглашать на этот остров, никогда никого не должны видеть.

- Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания?

- Смогли ли бы вы прожить всю свою жизнь в одиночестве?

- Почему? Чего бы вам не хватало?

. Верно, ребята, общения.

- Исходя из этого, как мы назовем тему нашего урока?

Запишите тему урока.

Учиться жить среди людей, уметь общаться также важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

Сегодня наш урок будет проходить в форме урока – практикума с элементами игры. Вам предстоит узнать, что такое общение, какую роль играет общение в нашей жизни, получить представление о вербальных и невербальных формах общения, обучиться навыкам позитивного общения (через практическую деятельность).

Обратите внимание на высказывания известных исторических деятелей, которые записаны на доске (Слайд №5):

– Как вы думаете, какая общая мысль объединяет все эти высказывания? О чем они?

После обсуждения вопросов – вывод.

Учитель. Главная мысль этих высказываний в том, что человек не может быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми. Поэтому нам необходимо выяснить, какова же роль общения в жизни каждого человека и сформулировать по ходу изучения темы основные правила общения.

3.Что такое общение? Какова роль общения в жизни каждого человека?

Итак, мы с вами понимаем, что общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека.

1) Где человек общается? (В школе, дома, во дворе)

2) С кем человек общается? Приведите примеры. (С друзьями, с родителями, родственниками, с учителями в школе, просто с окружающими людьми).

3) А можно ли общаться с животными? Вспомним Каштанку, Белого Клыка, рыбок в аквариуме, элементы природы.

6) Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор?

Посмотрите на экран и из слов, записанных на экране, попытайтесь сформулировать определение. (Слайд № 6)

Выслушав ответы учащихся, формулируем понятие:

Общение - это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. (Слайд № 7).

В современной науке об обществе существует огромное количество несовпадающих определений. Американский теоретик общения Френк Денс (Слайд №8) насчитал 96 определений общения. Но почти все специалисты подчеркивают, что общение для нас является одним из видов деятельности, так как в процессе общения взаимодействуют именно люди. Значит при общении с животными, природой оно приобретает иной смысл.

Существует два распространенных взгляда на общение (Слайд № 11):

А. Общение - это сторона любой совместной деятельности ( поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда).

Б. Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями. (Данные взгляды размещены на доске).

- Какой из приведенных взглядов вы разделяете?

Итак, мы выяснили, что общение присутствует в нашей жизни всегда и везде; в школе, дома, на работе, на улице, и даже тогда, когда мы остаемся наедине с собой, читаем книгу, смотрим фильм, мы продолжаем общаться-с героями произведений, а часто и с самим собой.

3.Виды общения.

- Обратите внимание на схему. На ней изображены виды общения. Рассмотрите и ответьте, какие виды общения бывают, что они представляют.

Попробуйте привести примеры видов общения. (Слайд №12)

ОБЩЕНИЕ


Перцептивное (предполагает умение чувствовать другого человека)

Интерактивное

(посредством взаимодействия людей,

решающих определенную проблему)

Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной деятельности: работы, учебы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникает симпатия, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.

- Попробуйте доказать этот факт.

- Подумайте, испытывали ли вы на себе мощное воздействие слова?

В рассказе К. Чапека описывается случай, когда молодой парень, услышав обидные слова в свой адрес от крестьянина, бросил в него камень весом в 10 кг, который пролетел 21 метр и задел руку обидчика. На следственном эксперименте это не удалось повторить. Когда следователь уехал, крестьянин рассмеялся и вновь разозлил парня. Последний от его слов пришел в ярость и бросил камень на 30 метров.

- Скажите, в каких формах осуществляется общение людей на уроках в школе?

В зависимости от средств передачи информации различают два вида общения: речевое и неречевое (при помощи мимики, жестов).

-А можно ли передавать информацию без слов? Оказывается можно, используя только жесты. Такое общение называется невербальным. К невербальным средствам общения относятся: интонация, тембр голоса, пространство, частота дыхания, жесты и позы, осанка, одежда, мимика, контакт глазами и т.д.

Почему используются невербальные средства общения? Словами невозможно передать всю гамму чувств, язык жестов помогает передать всю гамму чувств; знание языка жестов говорит о том, насколько человек умеет владеть собой.

Мы с вами разберем такие средства общения, как мимика лица и жесты.

Выполните упражнение: я дам карточку с заданием, затем кто-то из вас выходит и показывает нам, что там написано, но использовать слова нельзя.

С помощью лица мы можем передать 6 основных эмоций, а именно: радость, удивление, гнев, отвращение, страх, печаль.(Слайд № 14)

Выполните упражнение: посмотрите на мое выражение лица (грустное), я его передам ученику за первой партой, повторите это выражение лица. Передайте печальное, радостное, задумчивое, удивленное.

Итак, мы снова возвращаемся к вопросу: какова роль общения в жизни каждого человека?

Высказывать как можно больше идей;

Не повторяться, называть только новые идеи;

Не оценивать идеи;

Разрабатывать проблему, расширять подходы.

- Итак, запишите на листочках – лучиках роли, которые играет человеческое общение. Что происходит благодаря общению?

Ответы учащихся. Роль общения (лучики):

1. Через общение человек получает знания об окружающем мире.

2. Происходит передача опыта.

3. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения.

4. Происходит усвоение правил поведения.

5. Нравственные качества человека формируются в общении.

6. Характер формируется в общении.

7. Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его.

8. Любой человек может оценивать себя как бы глазами других людей.










Учитель. Подводя итоги, мы пришли к следующим выводам. Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он ходит в магазин и ездит на транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается. Следовательно, человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он – существо общественное.

4.Как правильно общаться

Учитель. Мы выяснили, что человек без общения существовать не может. А всегда ли он умеет правильно общаться с людьми?

Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Что же помогает и что мешает общению? Сейчас я вам прочитаю качества человека, а вы определите, какие из них облегчают общение, а какие усложняют общение с другими людьми?

(Слайд №17) Качества: хвастливость, сочувствие, умение слушать, злоба, тактичность, взаимопонимание, зависть, жадность, себялюбие, спокойствие, недоверие, доброта.

Что помогает общению? Что мешает общению?

Умение слушать, Злоба,

-Какие качества человека помогают общению? А какие мешают? Что бы вы еще добавили? Допишите в таблицу свои варианты ответа на эти вопросы. А теперь подчеркните качества, которые у вас есть. Что лично вам мешает, а что помогает общаться с другими людьми?

- Почему возникают конфликты? Все ли люди могут легко добиться взаимопонимания?

Общение - сложное искусство. Древний мыслитель Сократ (Слайд № 18) считал, что для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. К сожалению часто в процессе общения люди конфликтуют.

-Как вы думаете, почему? Почему люди ссорятся?

Люди не понимают друг друга.

Не владеют своими эмоциями.

Не принимают чужого мнения.

Не считаются с правами других.

Пытаются во всем доминировать.

Не умеют слушать других.

Хотят умышленно обидеть друг друга.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других вместо того, чтобы обратить внимание на свое поведение. Важно уметь владеть собой при общении с другими людьми. Однако очень трудно бывает фиксировать свое состояние. Давайте составим правила, которые помогут добиться этого.

Задание группам: разработать правила, которые помогут вам общаться в коллективе. Время выполнения-3 минуты. Запишите свои ответы на лист бумаги. А теперь давайте их обсудим.

Принимаем общие для вашего коллектива правила.

- Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что-то нужно добавить? Важно, чтобы эти правила приняли все дети. Записываются на доске.

Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.

Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни, решительно обрывайте разговор с посмевшим за глаза осуждать других. Не позволяйте говорить о своих знакомых, которых вы хорошо знаете.

Умейте выслушать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.

Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.

Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.

Извлекайте уроки из допущенных в общении ошибок.

- Согласны вы с этими правилами?

Предлагаю познакомиться с советами о правильном взаимоотношении между людьми, которые дают известные психологи. (Раздать карточки), обсудить задания и вопросы к ней. (Слайд № 20)

Вопросы и задания:

- Подумайте, согласны ли вы с данными высказываниями?

- Выскажите свое мнение, свое отношение к словам Д. Карнеги, Плутарха, Батлера.

Учитель. Действительно, большое значение в общении играет умение слушать. В чем всегда нуждаются люди? Прежде всего, в поддержке и признании. Поэтому важно уметь слушать внимательно, не перебивая. Разговор следует вести в круге интересов собеседника, предоставляя собеседнику возможность высказаться, побуждая его к этому вопросами.

Умеем ли мы правильно слушать? Об этом мы узнаем, выполнив тест.

Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:

1 – никогда так не поступаю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?

Пытаюсь ли я активно развивать способности к запоминанию услышанной информации?

Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?

Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель;

27 – 31 – слушатель выше среднего уровня;

22 – 26 баллов – нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать;

Подведение итогов

Учитель. Ребята, скажите, какую роль играет общение в жизни человека? Что нового вы узнали сегодня? Какие выводы смогли сделать для себя?

Не зли других и сам не злись,

Мы в этом тленном мире гости,

И если что не так, смирись,

Будь в отношениях попроще.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно,

Зло, принесенное тобой,

К тебе вернется непременно!

7. Рефлексия.

Что для вас было новым на занятии? Что вам было уже известно?

Что понравилось на занятии? Трудно ли было оценивать себя? Что нового вы узнали о себе? Что бы вы хотели в себе изменить?

Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку нашей работе.


Разработка урока по обществоведению для учащихся 9-х классов с элементами групповой и самостоятельной работы.

Содержимое разработки

Роль общения в жизни людей

Цели и задачи урока:

Расширить представления учащихся о видах и формах общения;

Показать роль вербальных и невербальных средств общения;

Познакомить с правилами диалогического общения

Оборудование: учебное пособие, мультимедиа, ноутбук, презентация к уроку, ролики о видах общения

Форма работы: групповая

Форма урока: усвоения новых знаний

I этап: Целеполагание и мотивация учебной деятельности

-Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. Ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров. Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода. Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать им все что пожелаете, и они выполнят вашу просьбу. Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему?

Рассказ о Д. Карнеги:

II этап: Изучение нового материала

Почему автор говорит, что не-общения не бывает? Что по вашему мнению, является общением? Какое определение понятию общения дали бы вы?

Задание: определение понятия дано в первом пункте пособия, запасать его в тетрадях.

Общение – это процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу

Для чего и как мы общаемся? Мы должны определить функции, виды и формы общения.

Работа с мультимедиа: На слайдах проверить правильность выполнения заданий

Примеры опосредованного общения? (По скайпу, через интернет, по телефону)

Какие виды общения самые важные? (Неформальное, межличностное, деловое)

Задание на закрепление - определить вид общения:

Непосредственный контакт людей в малых группах (Межличностное)

Характеризуется выполнением совместных обязанностей (Деловое)

После окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.

Встречи в толпе, общение через радио, газеты, депутат общается через телевидение

Человек поступает как предписывает ему его роль (Ролевое)

Общение с друзьями в классе, на работе (Неформальное)

Отношение между близкими родственниками, учителем и учеником (Конфликтное или доверительное)

Эмоциональное отношение людей друг к другу, признание в любви (Личное)

Определить форму общения:

Авторитарная, директивная форма воздействия на человека с использованием приказов, предписаний, указаний, угроз (Императивное, монологическое)

Скрытое влияние на человека с целью достижения своих намерений

Равноправное, доверительное, гуманистическое общение, восприятие партнёра как равного, имеющего право на своё мнение и решение (Диалогическое)

(на слайде эти правила записаны)

Какому психическому состоянию соответствует тот или иной жест?

Сжатый кулак – знак угрозы;

Поднятый вверх большой палец – знак одобрения;

Палец, прижатый к губам – призыв к тишине;

Палец указывает на часы – пора заканчивать;

Ладонь, прижатая к уху – говорите громче. Я плохо слышу.

Приведены примеры неосознанного языка тела. Какому психическому состоянию соответствуют они?

Постукивание пальцами – знак нетерпения;

Рука прикрывает рот, нос – неуверенность в чем-то;

Расширенные зрачки – волнение или боль;

Опущенные уголки рта – печаль.

35% информации мы получаем с помощью глаз.

Выполнить задание по указанным иллюстрациям. (Слайды 25–28.)

Работа в группах.

Илл. № 1 – размышление, раздумье;

Илл. № 2 – а) раздумье, б) готовность к действию;

Илл. № 3 – а) уверенность, б) неуверенность;

Илл. № 4 – защита, оборона.

Вербальное (речевое общение), невербальное (неречевое общение)

Учитель: Было ли на нашем уроке организовано общение? (Ролевое, деловое)

Я произношу фразу, а вы определяете, с какой интонацией я это сделал.

(Ах. Саша, Саша. – с упреком;

Ах, Саша! – с радостью)

Теперь учитель предлагает уч-ся произнести фразу “Иди сюда”

А) таинственно, чтобы никто не услышал;

В) капризно, как ребенок матери;

Закрепление:

1.Межличностное общение предполагает непосредственные контакты людей в малых группах (да или нет)

2. Опосредованное общение проводится с помощью:

а) телефона; б) интернета; в) писем; г) беседы (а,б,в)

3. В императивном общении используются:

а) приказы; б) предписания; в) просьбы; г) угрозы; д) требования (а,б,г,д)

4. В классном коллективе используется: а) межличностное; б) ролевое общение

5. Французскому писателю А.Сент-Экзюпери принадлежат слова:

а) наслаждаться общением – главный признак дружбы;

б) единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения (б)

в) общение с дурными людьми портит хорошие нравы

г) узкий круг чтения и общения- вот чем гордятся больше всего

6. Какое слово не относится к невербальным средствам общения:

Жесты, поза, походка, мимика, контакт глазами, слова

Домашнее задание: параграф 14.


-80%

Читайте также: