План работы с одаренными детьми в доу на 2018 2019 учебный год

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Работа с одаренными детьми

1. Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта.

2. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

3. Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3.Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

1.Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2.Акцент на решающую роль теории.

3.Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4.Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5.Поддержание интереса, любознательности.

6.Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т.д.

Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.

Основные направления работы

I . Разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся.

II . Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

III .Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

IV . Развитие творческих способностей учащихся.

V . .Поощрение – стимулирование дальнейших творческой деятельности.

VI . Организация методической работы с учителями по данной проблеме.

Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика:

1.Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности емкости.

2.Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 1 по 7 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3.Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4.Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.

5.Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6.Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II . Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:

1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3.Знакомство учащихся с новинками литературы.

4.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

7.Организация помощи ученикам в подборе литературы.

8.Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

9.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III . Развитие творческих способностей:

1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2.проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- выступление в лекторских группах;

- назначение ответственными за проведение предметных недель;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

4.Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов, работа НОУ.

IV . Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1.Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, краевых олимпиад. К празднованию Дня школы – выставка творческих достижений учащихся.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3.Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

5.Награждение отличников учебы по итогам года стипендиями.

Ожидаемые результаты:

- Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.

- Формирование банка технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми.

- Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, поступление в вузы, качество знаний).

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

учебный год

Пояснительная записка

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходит с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.

Большинство одарённых детей, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитывается в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными детьми. Б. М. Теплов определил деятельностный подход выявления одарённости (по результатам, успехам в какой-либо деятельности), при этом одарённость поделил на общую (к широкому спектру деятельности) и специальную (к определённому виду деятельности). И.Я. Лернер разделял одарённость на интеллектуальную и творческую. А.М. Матюшкин положил в основу развития одарённости творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся в процессе его взросления. Признаками одарённости считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования. Н.С. Лейтенес в основу формирования и роста способностей положил социальную среду, в которой исключительные задатки могут как развиваться, так и деградировать.

Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Талант и одарённость могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. Становление одарённости возможно через целенаправленную работу по её выращиванию, совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной почве задатков.

В сфере образования традиционно большое внимание уделяется академической одарённости. При этом, наряду с общей интеллектуальной академической одарённостью выделяют специальные виды одарённости (музыкальную, художественную, хореографическую, вокальную, социальную, лидерство и т.п.). Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям (актуальная одарённость) и как возможность достижения (потенциальная одарённость) в любой социально-значимой сфере человеческой деятельности. Во внимание необходимо принимать и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Цель: создание условий для оптимального развития одаренных и способных детей.

Изучение приемов целенаправленного наблюдения и диагностики учащихся.

Создание условий для совершенствования способностей учащихся через включение в самостоятельную деятельность.

исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых детей, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие детей;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.

Составление плана работы с одаренными детьми.

Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг.

Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных.

Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов.

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

Групповые и индивидуальные тренинги, семинары.

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными

Работа по индивидуальным планам.

Конкурсы, интеллектуальные игры.

Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам.

Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.

Работа с родителями.

Подведение итогов работы с одаренными детьми.

Планирование работы на следующий учебный год.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.

В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены следующие категории одарённых детей.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Основной целью деятельности ресурсного центра является создание условий для выявления, обучения, развития и воспитания одаренных детей, поддержки педагогов, формирования единого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего методическую и информационную базу для работы с одаренными детьми.

Задачи:

- оказание методической поддержки педагогам ДОУ по применению технологий и методов работы с одарёнными и способными детьми

- проведение консультаций по сопровождению одарённых детей

- обобщение и распространение опыта работы педагогов на муниципальном уровне.

Направления деятельности ресурсного центра.

- Апробация новых методов и технологий работы с одарёнными детьми в МБДОУ

- Обобщение и распространение опыта работы педагогов МБДОУ на муниципальном уровне

- Формирование банка информационно-методических материалов

- Организация и проведение мастер-классов, тематических семинаров, круглых столов для педагогов

- Организация и проведение мероприятий на уровне ДОУ и муниципальном уровне для воспитанников

Дата проведения

Формы работы

Тема мероприятия

Ответственный за мероприятие

Работа творческой группы

Создание плана работы с одаренными детьми на 2018/2019 учебный год.

Педагоги ресурсного центра

Сбор информации об одаренных детях.

Мониторинг детской одаренности

Чекушкина Н.В.-педагог-психолог, Аношина А.А.- ст. воспитатель

Формирование банка данных одаренных детях

Чекушкина Н.В., Аношина А.А.

Выставка детских рисунков.

Выставка-конкурс детских работ.

Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ.

Аношина А.А. – старший воспитатель.

Выставка детских работ.

Работа с детьми индивидуально

Городской конкурс-дефиле костюмов своими руками

Система работы с детьми с признаками одаренности посредством педагогического проектирования.

Развитие одарённости в рамках реализации дополнительного образования

Калейдоскоп успехов и достижений детей с признаками одаренности МБДОУ.

Формирование банка данных об участии детей с признаками одаренности в конкурсах различного уровня.

Аношина А.А. ст. воспитатель

Работа с родителями.

Родители и педагоги ДОУ

Чекушкина Н.В ., Аношина А.А.

Родители и педагоги ДОУ

Конкурс проектов совместно с детьми

Родители, дети и педагоги ДОУ,

Деятельность ресурсного центра в сетевом взаимодействии с ОУ города.


Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

  1. Система работы МБДОУ Д/С комбинированного вида "Яблонька" с одарёнными детьми

Слайд 4 Приоритетным направлением программы является создание условий для оптимального развития детей с высоким интеллектуальным, творческим, физическим потенциалом.

Слайд 5, 6, 7 Была создана творческая группа педагогов, которые курируют каждое направление. Для улучшения качественного показателя, педагогами были пройдены курсы повышения квалификации.Так же была обогащена предметно-развивающая среда для работы с одаренными детьми.

Слайд 8 На данный момент мы находимся на 2 этапе реализации– внедренческом. Какие же результаты нами уже достигнуты.Создан банк данных детей (подчеркиваю) с предпосылками одаренности.Интеллектуальное - 6, спортивное - 4, творческое - 9. Всего – 19 детей, что составило 26 % от общего количества детей 5-7 лет Немного хотели бы осветить каждое из направлений

Слайд 9 Интеллектуальное направлениеДля себя мы сделали разделение на два раздела: академическое и естественнонаучное.

Слайд 12 Творческое направление.Так же имеет свой спектр: художественная, вокальная, артистическая.

Слайд 17 Спортивное направление.Данное направление курирует наш инструктор по физической культуре Гуськов С.С., который работает по индивидуальной программе. Дошкольники стали призерами соревнований, 1 мальчик занял 3 место в соревнованиях по ГТО, которые недавно проводились на муниципальном уровне.

Слайд 18 Работа с одаренными детьми проводится в сотрудничестве с социальными партнерами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2018 – 2019 учебный год.

2.

Диагностика интеллектуальных возможностей учащихся школы.

Психолог

3

ГИТ групповой интеллектуальные тест для младших школьников.

Психолог

4

Психолог

5.

Вовлечение в школьные кружки и спортивные секции по интересам.

Психолог

6

Работа психолога и социального педагога с одаренными детьми.

Психолог, СП

7.

Проведение развлекательных внеклассных мероприятий, тематических вечеров, викторины, интеллектуальные игры.

В течение года

Зам по ВР, Классные руководители, вожатый, СПС.

8.

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.

Учителя нач. классов, психолог

9.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников.

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника.

10.

Разработка психолого-педагогической программы выявления и развития одаренных детей.

Капинос Л.Г. _________ Опперман Е.П. __________

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2018 – 2019 учебный год.

Диагностика интеллектуальных возможностей учащихся школы.

ГИТ групповой интеллектуальные тест для младших школьников.

Вовлечение в школьные кружки и спортивные секции по интересам.

Работа психолога и социального педагога с одаренными детьми.

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.

Учителя нач. классов, психолог

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников.

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника.

Разработка психолого-педагогической программы выявления и развития одаренных детей.

Читайте также: