Каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики кратко

Обновлено: 04.07.2024

Новые предложения о повышении налоговой нагрузки с 2021 года противоречат ранее озвученным принципам налоговой стабильности и делают налоговую политику еще более непредсказуемой. Реализация таких предложений на фоне текущей нестабильной обстановки станет еще одним негативным фактором, сдерживающим восстановление экономики, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований кандидат экономических наук Вера Кононова

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Отказ от стабильности и предсказуемости

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Российская экономика, несмотря на сложности и проблемы в развитии, продемонстрировала самые высокие за тридцать лет темпы роста. Это создавало предпосылки для перехода России к инновационному развитию.

1. Оцените состояние экономики России к концу 1990-х гг.

К концу 1990-х гг. сложилась критическая ситуация в экономике России. Значительная её часть контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. Финансовые ресурсы страны были исчерпаны и практически полностью зависели от внешних заимствований. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 %, пенсии ещё меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума и находилась за чертой бедности.

Всё это вело к нарастанию социальных проблем, коррупции, преступности. Продолжался демографический кризис: ежегодно численность населения страны уменьшалась почти на миллион человек.

2. Какие направления экономической политики в 2000—2007 гг. вы считаете приоритетными? Почему?

- переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Государство ввело своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.

- переход на долгосрочное планирование её развития. Был принят трёх летний бюджетный план на 2008—2010 гг. В феврале 2008 г. Президент В. В. Путин поставил задачи развития страны на период 2008—2020 гг.

3. Каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики?

В 2000 г. одной из первых была начата налоговая реформа. Смысл её состоял в том, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику. Было решено снизить налоговое бремя с предприятий, упростить налогообложение малого бизнеса, повысить роль добывающей промышленности, с опорой на которую в дальнейшем следовало перейти к развитию остальных отраслей экономики. Ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %. Налог добывающих компаний стал зависеть от мировых цен на сырьё. В 2004 г. был отменён налог с продаж.

Важной частью налоговой реформы стало введение единого налога для физических лиц в размере 13 %. Одновременно вместо страховых взносов во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог. Эти меры позволили увеличить сбор налогов только за первый год на 26 %.

В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет значительно пополнился средствами, ранее скрытыми от государства.

4. Перечислите приоритетные национальные проекты развития России.

5. Почему большое внимание было уделено демографической политике?

Большое внимание было уделено демографической политике потому, что серьёзной проблемой России являлось сокращение населения. В 2002 г. была проведена перепись населения страны. Она отметила убыль населения за 13 лет на 7,5 млн человек. В то же время население увеличилось на 5,5 млн человек в результате миграции. Численность русских в структуре населения составляла около 80 %.

6. Назовите итоги социально-экономического развития страны в 2000—2008 гг.

За период 2000—2008 гг. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала последние 30 лет. В среднем они составляли более 7 % в год. Втрое за эти годы сократилась инфляция.

Был значительно сокращён внешний долг. В короткий срок золотовалютные резервы России выросли в 40 раз, была решена проблема внешней задолженности, создан Стабилизационный фонд.

Успехи в развитии экономики использовались для реализации национальных проектов в социальной сфере. Здравоохранение, образование, жилищное строительство получили новые стимулы к развитию. Началось решение важнейшей для страны демографической проблемы.

Вместе с тем проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве.

Становилось всё более очевидно, что решить стоящие перед страной задачи можно только на путях инновационного развития.

1. В чём заключалась политика государственного регулирования рыночного хозяйства?

Политика государственного регулирования рыночного хозяйства заключалась во введении своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.

2. Каким образом решалась проблема внешнего долга? С какой целью был создан Стабилизационный фонд?

К началу 2000 г. Россия имела государственный долг в размере 132,8 млрд долл. Проценты от пользования внешними кредитами нарастали как снежный ком.

Руководством страны была поставлена задача постепенного сокращения внешнего долга. С 1 января 2000 г. по 1 января 2008 г. он сократился до 44,9 млрд долл. Золотовалютные резервы России увеличились с 12,2 млрд долл. в 1999 г. до 476,3 млрд долл. в 2008 г.

Для решения перспективных задач развития был создан Стабилизационный фонд, позволявший избежать неблагоприятного влияния внешних экономических факторов, связанных с колебанием мировых цен на энергоносители, курсов валют и т. п.

3. Почему реализация социальной программы была жизненно необходима для экономического, политического и духовного возрождения России?

Реализация социальной программы была жизненно необходима для экономического, политического и духовного возрождения России потому, что именно эта программа была нацелена на повышение уровня жизни населения.

4. Какие проблемы в области экономики оставались нерешёнными к 2000 г.? Возможно ли было их решение традиционными способами? Свой ответ аргументируйте.

Проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Развитие далее экстенсивными способами было невозможно, требовалось переходить на интенсивный путь. Для этого требовалось развитие науки, образования, разработка инновационных технологий и производств.

Какие изменения произошли в экономике России в 2000—2007 гг.?

1. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. К концу 1990-х гг. сложилась критическая ситуация в экономике России. Значительная её часть контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. Финансовые ресурсы страны были исчерпаны и практически полностью зависели от внешних заимствований. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 %, пенсии ещё меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума и находилась за чертой бедности.

Всё это вело к нарастанию социальных проблем, коррупции, преступности. Продолжался демографический кризис: ежегодно численность населения страны уменьшалась почти на миллион человек.

Руководство России видело одним из главных направлений своей деятельности переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Государство ввело своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.

Стабильное поступательное развитие экономики России в 2000—2007 гг. сделало возможным переход на долгосрочное планирование её развития. Был принят трёхлетний бюджетный план на 2008—2010 гг. В феврале 2008 г. Президент В. В. Путин поставил задачи развития страны на период 2008—2020 гг.

Планировалось, что темпы роста ВВП будут составлять до 6 % в год, а инфляция сократится наполовину и составит в 2010 г. 5—6 %.

2. Налоговая реформа. В 2000 г. одной из первых была начата налоговая реформа. Смысл её состоял в том, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику. Было решено снизить налоговое бремя с предприятий, упростить налогообложение малого бизнеса, повысить роль добывающей промышленности, с опорой на которую в дальнейшем следовало перейти к развитию остальных отраслей экономики. Ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %. Налог добывающих компаний стал зависеть от мировых цен на сырьё. В 2004 г. был отменён налог с продаж.

Важной частью налоговой реформы стало введение единого налога для физических лиц в размере 13 %. Одновременно вместо страховых взносов во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог. Эти меры позволили увеличить сбор налогов только за первый год на 26 %.

В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет значительно пополнился средствами, ранее скрытыми от государства.

3. Решение проблемы внешнего долга. Значительное укрепление государственного бюджета способствовало решению проблемы внешнего долга. К началу 2000 г. Россия имела государственный долг в размере 132,8 млрд долл. Проценты от пользования внешними кредитами нарастали как снежный ком.

Руководством страны была поставлена задача постепенного сокращения внешнего долга. С 1 января 2000 г. по 1 января 2008 г. он сократился до 44,9 млрд долл. Золотовалютные резервы России увеличились с 12,2 млрд долл, в 1999 г. до 476,3 млрд долл, в 2008 г.

Для решения перспективных задач развития был создан Стабилизационный фонд, позволявший избежать неблагоприятного влияния внешних экономических факторов, связанных с колебанием мировых цен на энергоносители, курсов валют и т. п.

4. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов. С лета 2000 г. наметилась тенденция выхода промышленности и сельского хозяйства России из кризиса. С 2001 г. это проявилось в росте доходов населения, увеличившихся на 6 % впервые после распада СССР. В 2002 г. они выросли на 9 %, в 2003 г. — на 14,5 %, в 2004 г. — на 11 %. Это стало возможным благодаря повышению уровня минимальной оплаты труда, пенсий и социальных выплат. Структурная перестройка экономики, налоговая реформа, а также быстрый рост мировых цен на энергоносители привели к тому, что ВВП впервые за годы реформ начал расти. Этот рост в 2000 г. составил 9 %, в 2001 г. — 5%, в 2002 г. — 4,3%, в 2003 г. — 7,3%, в 2004 г. — 7,1%, в 2005 г. — 6,4%, в 2006 г. — 6,6%, в 2007 г. — 7,8%.

5. Демографическая политика. Одной из самых серьёзных проблем России являлось сокращение населения. В 2002 г. была проведена перепись населения страны. Она отметила убыль населения за 13 лет на 7,5 млн человек. В то же время население увеличилось на 5,5 млн человек в результате миграции. Численность русских в структуре населения составляла около 80 %.

Начиная с 2000 г. были приняты специальные программы. Для снижения смертности особой статьёй в расходах на здравоохранение выделено финансирование массового медицинского обследования населения, оказание первой помощи, проведение вакцинации и других профилактических мер.

Для стимулирования роста рождаемости с 2007 г. неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет. При этом после рождения второго ребёнка сумма выплаты увеличивалась вдвое по сравнению с выплатой на первенца. Работающим мамам начали выплачивать пособие в размере 40 % от заработка. За рождение второго ребёнка была предусмотрена выплата материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. р., который можно тратить на обучение ребёнка, приобретение жилья и т. д. Позже размер материнского капитала был увеличен.

Результатом принятых мер стало то, что в 2007 г. рождаемость составила 1,6 млн человек (при смертности 2,08 млн человек).

6. Итоги социально-экономического развития страны. За период 2000—2008 гг. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала последние 30 лет. В среднем они составляли более 7 % в год. Втрое за эти годы сократилась инфляция.

Был значительно сокращён внешний долг. В короткий срок золотовалютные резервы России выросли в 40 раз, была решена проблема внешней задолженности, создан Стабилизационный фонд.

Успехи в развитии экономики использовались для реализации национальных проектов в социальной сфере. Здравоохранение, образование, жилищное строительство получили новые стимулы к развитию. Началось решение важнейшей для страны демографической проблемы.

Вместе с тем проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве.

Становилось всё более очевидно, что решить стоящие перед страной задачи можно только на путях инновационного развития.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Российская экономика, несмотря на сложности и проблемы в развитии, продемонстрировала самые высокие за тридцать лет темпы роста. Это создавало предпосылки для перехода России к инновационному развитию.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Оцените состояние экономики России к концу 1990-х гг. 2. Какие направления экономической политики в 2000—2007 гг. вы считаете приоритетными? Почему? 3. Каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики? 4. Перечислите приоритетные национальные проекты развития России.

5. Почему большое внимание было уделено демографической политике? 6. Назовите итоги социально-экономического развития страны в 2000—2008 гг.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. В чём заключалась политика государственного регулирования рыночного хозяйства? 2. Каким образом решалась проблема внешнего долга? С какой целью был создан Стабилизационный фонд? 3. Почему реализация социальной программы была жизненно необходима для экономического, политического и духовного возрождения России? 4. Какие проблемы в области экономики оставались нерешёнными к 2000 г.? Возможно ли было их решение традиционными способами? Свой ответ аргументируйте.

В статье анализируется влияние изменений концепции налоговой реформы на состояние основных отраслей экономики и предпринимательство. Дается оценка фактического уровня налогообложения экономики, раскрываются ошибки, допускаемые при определении налоговой нагрузки. Для сопоставимости данных используется индексный метод. В качестве индикаторов допустимого предела налогообложения используется динамика объема производства и налоговых поступлений, удельного веса задолженности по налогам и сборам. Сопоставляется повышение/понижение налоговой ставки и изменение количества малых и убыточных предприятий по отраслям экономики.

Читайте также: