Какая школа современной западной социологии развивалась на основе концепции м вебера

Обновлено: 07.07.2024

История развития западной социологии необходимый и естественный процесс социологии в целом. Как оценить вклад ученого и как это связать с прошлым, и как вообще прошлые социологические знания можно сопоставить с современными условиями? Все это можно подробно разобрать, начиная с истории развития современной западной социологии[26].

История развития современной западной социологии

С 1920 года начинается самый мощный этап развития современной западной социологии, потому что именно в это время общество вступает в эпоху индустриализма, а центр мировой социологической мысли перемещается из Западной Европы в США, но общество не теряет интерес, к теоретическому и методологическому достижению и по сей день. Так же есть и другие факторы, влияющие на так называемый рывок в истории развития современной западной социологии. Один из них – это завершение Первой мировой войны, который поставил задачу переосмысления социальных процессов. А второй фактор, влияющий на развитие - демократические и социологические революции в Европе. Все это вело к очень масштабным переменам. Социология стала выступать в качестве системы знаний и как определенный способ мышления для изучения людей, общества и социума в целом. Отсюда вытекают различные этапы развития современной западной социологии, и они мы поговорим более подробно[1,с.10-13].

Первый период развития современной западной социологии начинается 1920 года и по 1930 года. Он характеризуется наступлением теоретического исследования и его доминирования в социологической теории и практики. Общество понимается, как система, возвышенная над индивидом. В это время во Франции это было связано с работами представителями школы Э. Дюркгейма, а в Германии с появлением Франкфуртской школы. Нельзя не отметить что именно в этот период произошло зарождение трех парадигм: феминологии (А.Шюц ), символического интеракционизма (Дж.Г. Мид),структурного функционализма (Т.Парсонс).

Второй период протекает на протяжении 1940-1960-е гг., он непосредственно был связан с окончание Второй мировой войны. Главным центром в западной социологии по-прежнему остается США, так как вся Европа отходила от последствий Второй мировой войны. Этот период старался обратить свое внимание на личность человека, ученые считали что, не познав личность, нельзя понять мотивов его поведения. Наибольший вклад в это время, внесли такие ученые: Т. Парсонс, Р. Мертон и т.д. Так же стали активно проводиться эмпирические исследования на предприятиях , которые затрагивали все социальные отношения работников.

Третий период охватывает полтора десятилетия: 1970-е – первая половина 1980-х гг. Этот период сосредоточен на взаимодействии общества и индивида. Для него свойственно стремление к существенному обновлению теоретического арсенала в рамках ряда появившихся концептуальных направлений-пост-индустриализма, модернизации, структурализма, постмодернизма и д.р. Проявляют себя новое поколение социологов: Э. Гидденс, П. Бурдье, Р. Будон, и т.д. Социология выходит на всемирный масштаб. Появляются Международные социологические конгрессы.

Четвертый период это - вторая половина 1980-х -2010-е гг., его ещё называют марксистским, потому что он предполагает вмешательство марксистских традиций. Он предполагает вывести социологию на новый уровень теоретического осмысления процессов в реальной жизни и в социологии в целом. Так же он характерен переход к пост неклассическому развитию в социологии. Появляются теории: структурации Э. Гидденса, пост - модернизма З. Баумана, социального поля, капитала, социальных изменений, глобализации. Развитие на международном уровне не стояло на месте и продолжало успешно работать, собираясь, раз в четыре года на всемирные конгрессы.[1.с,15-18].

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что история развития современной западной социологии очень разнообразна и сложна. Во-первых, потому что она попала влияния Первой мировой войны и Второй мировой войны. Во-вторых, появляются новые теории и методологии, которыми мы пользуемся и в настоящее время.

Школы современной западной социологии

Несмотря на появления множеств новых школ во время развития современной истории западной социологии, стоит выделить самые основные из них и разобрать их концепцию и представителей. Одна из них - Структурный функционализм, основывающийся на том, что общество представляет собой многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем. Представителем данной школы является Т. Парсонс(1902-1979)- американский социолог-теоретик, один из создателей современной теоритической социологии. Он внес один из основных вкладов в развитие современной западной социологии – это создание современного языка социологии. Был избран президентом Американской социологической ассоциацией в 1949 году.

Одна из основных проблем поднятой в данной теории - это понятие и сущность социальной системы, её структурных компонентов, функций и структуры. Социолог считает, что для этого были определенные предпосылки. Такие как: движение клинической психологии, результаты, полученные социальной антропологией и работы немецкого социолога М. Вебера. Общество, по мнению Т. Парсонса бывают таких видов: промежуточные, связанные с появлением письма, социального расслоения, выделение культуры в отдельную отрасль человеческой деятельности, примитивные, в которых дифференциация носит незначительный характер, современные, характерны отличием которым является отделение правовой системы от религиозной. Их развитие носит в себе эволюционный характер.[21.c, 55].

В центре исследования структурного функционализма лежат индивиды и их действия. Из этого исходит следующий вывод о том, что общество нормативно регулируется, и действия протекают в рамках системы ценностей. Поэтому чтобы существовать любая социальная система должна отвечать четырем функциональным требованиям: адаптация, интеграция, целедостижение и удержание [23].

Вторая не менее важная проблема – это проблема социального порядка и стабильности социальных систем. Главную роль в этом вопросе играют культура и культурные ценности, но они играют не только основополагающую роль в процессах институционализации, но и сами по себе санкционируют все правовую систему.

Третья проблема представляет собой совокупность эволюций и социальных изменений. Парсонс видит, что ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия. Процессу эволюционного развития соответствует процесс инновации, а дифференциация общества требует интеграции. Свои взгляды на все эти проблемы Т. Парсонс считал как исходные и нуждающиеся в развитие.

Ещё одной ни мало значимой школой является - Франкфуртская школа. Принято считать, что она зародилась с 1931 года, но сама по себе школа появилась в 1923году. В 1931 году институт возглавлял Макс Хо́ркхаймер(1895-1973)- немецкий философ и социолог. В развитии критической теории общества пытался соединить почерпнутые у Карла Маркса мотивы критики буржуазного общества с идеями гегелеской диалектики и психоанализа Зигмунда Фрейда[28]. Критическая теория против навязывания индивиду со стороны общества рамок или запретов, которая противоречит его деятельности.

Представители данной школы считали, что буржуазное общество превратилось в тоталитарную систему, в которой ввиду отсутствия пролетариата революционная роль общества переходит к интеллигентам. Вокруг франкфуртской школы появилось оппозиционно настроенные марксистские мыслители, критическо относившиеся к капитализму.

Основная идея этой школы - это смешение философских понятий и концепций. Идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство: 1.У Карла Маркса были взята классовая борьба, 2. У Фрейда идея структуры личности и бессознательное поведение, 3. У Гегеля взята диалектика, 4.У Вебера была взято понятие рациональность, 5. У Канта почерпнуты идеи критики традиционного мышления[27].

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данные школы могли влиять на сознание людей, менять их политические взгляды. Это не все школы, которые существовали истории современной западной социологии, но, на мой взгляд, они в большей мере внесли вклад. К сожалению, не все школы просуществовали до наших дней.

1. В какой исторический период социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина:

A) в первой половине XX века;

Б) в первой трети XIX века;

B) в последней трети XIX века;

Г) в эпоху просвещения.

2. Первым определил социологию как учение об обществе:

3. Кто из ученых делил социологию на две части: социальную статику, описывающую законы существования, и социальную динамику, описывающую законы и этапы изменения общества:

4. Социология сочетает интерес к личности и группе с изучением социальных явлений и процессов во многом благодаря работам французских социологов Г. Тарда и Г. Лебона. Какое из ниже перечисленных направлений стало попыткой соединить психологизм с органицизмом в США:

A) символический интеракционизм;

Б) феноменологическая социология;

B) структурный функционализм;

Г) этнометодология?

5. Какая школа современной западной социологии развивалась на основе концепции Э.Дюркгейма:

A) структурно-функциональный анализ;

Б) конфликтная социология;

B) герменевтическая социология;

Г) леворадикальная социология?

6. Кто из социологов XIX века стоял у истоков социологии конфликта:

A) Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, М.Вебера;

Б) К.Маркса, Ф.Энгельса;

B) Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона;

Г) Р.Дарендорфа, Ч.Миллса?

10. Какое действие не является социальным, с точки зрения М.Вебера:

A) столкновение велосипедистов;

Б) выяснение отношений, брань;

Г) поведение людей в толпе?

11. В какой теории предпринимается попытка ликвидировать различия между макро-и микроподходами в социологии:

A) в драматургической социологии И.Гофмана;

Б) в постструктурализме М.Фуко;

B) в теории структурации Э.Гидденса;

12. Какое понятие является основным в теории структурно-функционального анализа:

A) социальная система;

B) социальная общность;

13. Понятие, предложенное Р.Мертоном, для обозначения последствий любого социального института, которые препятствуют сохранению общества:

14. Какие объекты исследования являются основными для символического интеракционизма:

A) общество в целом;

Б) межличностные взаимодействия;

Г) социальные институты?

15. Кто из социологов стоял у истоков символического интеракционизма: А)Дж.Г.Мид;

16. Какой термин предложил Г. Гарфинкель для обозначения методов, которые используют люди, воспроизводя социальный мир:

Д) классификация?

17. Для описания взаимодействия структур и социального действия английский социолог Э.Гидденс использует термин:

18. Какой исторический период считается исходным хронологическим рубежом российской социологии:

A) конец XVIII в.;

Б) конецXIX-начало XXвв,;

B) первая половина XIX в.;

Г) конец 60-х гг. XIX в.?

20. К какому из направлений общественной мысли принадлежал А.С.Хомяков:

Г) славянофильство?

21. Кому из российских социологов XIX века принадлежит концепция локальных цивилизаций:

Г) А.Стронину?

22. Кто является автором учения о революционной ситуации:

23. Согласно парсонсовской модели социальная система образуется:

A) общими культурными образцами;

Б) состоянием и процессами организованного социального взаимодействия;

B) организованным распределением ролей;

Г) процессами коммуникации.

24. Какие из ниже перечисленных компонентов согласно парсонсовской теории образуют социальную систему:

Б) малые социальные группы;

Г) статусные группы и классы;

Д) социальное пространство;

Ж) конфликтное взаимодействие;

25. Какие из систем выполняют следующие функции:

1. Адаптации к природной среде. Связывает общество с природной средой, создавая и распределяя необходимые индивидам материальные продукты. Эффективного управления ресурсами и удовлетворения материальных потребностей индивидов.

2. Целеполатания. Осуществляет принятие решений и мобилизует ресурсы на их выполнение. Она несет ответственность за сохранение целостности всего сообщества перед лицом глобальных угроз. К функциям данной системы также относится и принудительная, связанная с сохранением культурных образцов и с применением санкций за их отклонение от них.

3. Интеграции. Соединяет системы норм с коллективной организацией. Осуществляет социальный контроль за выполнением формальных и неформальных норм и правил сообщества.

4. Воспроизводства и поддержания образца. Интегрирует индивида в социальную систему, способствует усвоению норм и ценностей каждым носителем ролей. В силу этого она обеспечивает воспроизводство социальной структуры. СИСТЕМЫ:

26. Какие условия, согласно Парсонсу, обеспечивают устойчивость и стабильность социальной системе:

A) детерминированные отношения между частями системы; Б) достаточно жесткая система социального контроля;

B) успешная адаптация к природной среде,

Г) воспроизводство и поддержание образца?

В) из нижеуказанных положении характеризуют развитие социальной

27. Какие системы;

А) усиление дифференциации и автономии различных подсистем;

Б) смягчение и ликвидация конфликтов между структурными элементами системы;

В) образование устойчивых моделей взаимодействия между социальными деталями;

Г) развитие новых способов интеграции подсистем социальной системы;

Д) развитие способности к выживанию системы (адаптации);

Е) развитие способности системы к генерализации ценностей?

28. Согласно структурно-функционалистской теории Р. Мертона:

а) любые социальные системы функционально едины;

б) степень интеграции варьируется в различных системах;

в) социальные системы могут быть как интегрированными, так и дезинтегрированными;

г) социальные системы не являются интегрированными.

29. Ниже приведены содержания трех этапов функционального анализа. Определите их логическую последовательность.

A) определение мотивов индивидов и групп, вступающих во „взаимодействие, и, потому, позволяющее установить содержание "явных функций". Целью данного этапа анализа является описание проявлений упорядоченности исследуемых образцов, которая может не осознаваться деятелями, его результатом становится выделение "латентных функций";

Б) определение главного образца взаимодействий и исключение из анализа иных альтернатив. Подобное абстрагирование позволяет выявить влияние определенных функций на ряд других образцов;

B) описание воспроизводимых и устойчивых взаимодействий между индивидами и группами.

30. Определите соответствие между типами социальных систем и приведенным характеристикам, согласно концепции Н. Лумана.

а) системы взаимодействия;

б) социетальные системы;

1) системы основываются на личном восприятии индивидами друг друга, характерной чертой этих систем выступает фокусирование участников взаимодействия на одной теме или цели;

2) специфическим признаком этих систем является взаимосвязь членства в них с определенными условиями, они способствуют "генерализации" индивидуальных мотивов и ценностно-нормативных ориентации, благодаря им и членству в них индивидуальное поведение упорядочивается в самых разнообразных функциональных сферах общества;

3) системы включают в себя все коммуникативные действия.

31. Согласно теории Н. Лумана главными элементами социальных систем выступают:

б) социальные группы;

г) культурные формы.

32. Назовите, кому из перечисленных ниже выдающихся социологов — сторонников эволюционизма принадлежат следующие идеи:

а) социальная эволюция имеет начальную и конечные точки — история движется от "механической солидарности", которая коренится в неразвитости и сходстве индивидов и их функций, к "органической солидарности", в основе которой лежат взаимозависимость, кооперация и взаимодополняемость большого разнообразия ролей и занятий;

б) эволюция — единый принцип природы и общества в равной степени, выступающая как переход от простоты к сложности; от аморфности к четкости; от однообразия, гомогенности к специализации, гетерогенности; от текучести к стабильности. История проходит ряд последовательных стадий: простые, изолированные друг от друга общества, в которых все члены заняты примерно одной и той же деятельностью и поэтому отсутствует политическая организация, сменяются сложными, в которых появляется разделение труда среди индивидов и разделение функций среди частей общества, центральное значение приобретает иерархическая политическая организация; эти общества в свою очередь сменяются обществами удвоенной сложности, существующими на постоянной территории, с постоянно действующей конституцией и системой законов, наконец, на смену им приходят цивилизации — наиболее сложные социальные целостности, национальные государства, федерации государств или большие империи;

в) "закон трех стадий", согласно которому человеческий род в своей истории проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии; историческая эволюция представляет собой прежде всего эволюцию методов получения и накопления знаний;

г) социокультурная эволюция, как и эволюция организмов, идет от простых форм к более сложным и проходит следующие стадии: (1) примитивную; (2) продвинутую примитивную; (3) промежуточную; (4) современную. Фактором, направляющим эволюцию, является возрастание способности к адаптации;

д) основу социокультурной эволюции составляют технологическое развитие и его последствия, сутью которого является изменение диапазона и качества информации, пригодной для управления окружающим миром: на смену знаковой коммуникации, т.е. общения с помощью знаков, приходит символическая коммуникация, т.е. общение с помощью символов, которые используются для кодирования, хранения информации и обмена ею.

4) Герхард и Жан Ленски;

33. С помощью какой геометрической фигуры можно "охарактеризовать профиль социальной стратификации современного общества:

б) равнобедренный треугольник,

34. В результате глубокого и острого экономического кризиса значительная часть среднего класса потеряла свои прежние позиции. О каком типе маргинализации может идти речь в этом случае.

а) о естественной маргинализации;

б) о предписанной маргинализации;

в) в экстремальной маргинализации?

35. К какому типу относится маргинальность, возникшая в результате:

а) незавершенности перемещения социальных групп;

б) миграций в чужую этническую среду;

в) утраты общепринятых политических норм и ценностей политической культуры;

г) отказа от традиционных конфессий;

д) потери работы и былого материального благополучия?

36. Какой из ниже перечисленных типов стратификационной системы являлся основным в обществе советского типа:

37. Какие из ниже перечисленных социальных групп относятся к "новым" элементам стратификационной системы:

а) научные работники;

г) руководители государственных предприятий;

е) самостоятельные работники;

з) инженерно-технические работники государственных предприятий;

к) "классические" менеджеры.

38. Трудности социализации в подростковом возраст связаны с тремя главными обстоятельствами:

1) несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса подростков, который определяется возрастом;

2) несовпадение стиля родительства (для родителей дети всегда остаются маленькими) и новых потенциальных возможностей повзрослевших детей;

3) противоречием между усиливающейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения сверстников.

39. Кого называют тинэйджерами:

а) юношей и девушек в возрасте от 18 до 22 лет;

б) возрастную группу от 13 до 19 лет;

в) молодых людей от 20 до 25 лет;

г) возрастную группу от 9 до 13 лет,

40. Какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого:

а) возможность распоряжаться деньгами независимо от родителей;

б) проживание независимо от родителей;

в) вступление в брак;

г) допуск к голосованию на выборах;

д) употребление наркотиков;

е) самостоятельность в выборе образа жизни;

ж) самостоятельность суждений;

з) способность отвечать перед законом;

и) умение обеспечивать себя средствами существования.

41. Юношеский возраст — это период фундаментальных изменений, во время которого:

а) происходят важные физиологические изменения;

б) усиливается агрессивность;

в) появляется склонность к инноватике и творчеству;

г) проявляется склонность к риску.

42. Кто из ученых разработал стадиальную схему формирования умственных операций в детстве и юности:

43. Какие концепции связывали юношеский возраст с чувствами тоски, вины, депрессии, кризиса:

а) психоаналитические концепции;

б) концепции когнитивного развития;

в) марксистские концепции?

44. Конфликтная ситуация, когда 16-летней дочери родители запрещают приходить домой позже 22 часов, а она настаивает до 24, описывает:

а) статусный конфликт;

б) культурный конфликт;

в) конфликт между поколениями;

г) ролевой конфликт и ролевое бесправие тинэйджеров.

45. Кто из исследователей предложил выделять три типа культур: постфигуративную (где дети учатся у своих предшественников), конфигуративную (где и взрослые, и дети учатся у сверстников) и префигуративную (где взрослые вынуждены учится также у своих детей):

е) С. Иконникова?

46. Процесс активного воздействия молодежи на общество, при котором молодежь как бы создает общество, называется:

47. Вставьте одно пропущенное из приведенных ниже словосочетаний: Совокупность Л. обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. .2.. воздействуют не только на сознание человека, но также и на его подсознание, определяя направленность воли, внимания, интеллекта. Таким образом, .3.. становятся важным фактором, обусловливающим мотивацию действий индивида, а их изучение позволяет прогнозировать возможные модели поведения молодежи:

а) ценностные ориентации;

б) диспозиционные установки;

в) социальные мотивы;

г) интересы и потребности.

48. Выберите верные суждения.

Основными тенденциями в качестве жизни подрастающего поколения современной России являются:

а) постепенное увеличение численности в связи с увеличением рождаемости, уменьшением младенческой и детской смертности, патологией родов;

б) улучшение медико-биологических показателей состояния здоровья подрастающего поколения в связи с уменьшением числа инфекционных заболеваний, общим уменьшением стрессовых ситуаций, пропагандой здорового образа жизни;

в) кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов, распаде семей, росте негативных явлений в социализации детей в семьях молодых россиян:

г) уменьшение границ девиантного поведения, "постарение" преступного мира, уменьшение числа преступных группировок;

д) углубление деформаций в ценностных ориентациях молодежи, проявляющихся в общей социальной и политической активности, возвышении нравственных ценностей;

е) углубление разрыва между поколениями, критическое отношение к образу жизни и ценностям родителей;

ж) все увеличивающаяся дифференциация в уровне жизни между различными категориями современной молодежи.

49. Укажите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия:

а) родительский брак; м) матрилинеальная семья;

б) индивидуальный брак; н) организованный брак;

в) семья; о) матрилокальная семья;

г) патрилинеальные семьи; п) нуклеарная семья;

д) гомогенная семья; р) эгалитарная семья;

е) патриархальная семья; с) эванклюлелакальная семья;

ж) полигамия; о) моногамия; т) брак;

з) гетерегогенная семья; у) полиандрия;

и) эндогамный брак; ф) матриархальная семья;

к) патрилокальная семья; х) экзогамный брак;

л) полигиния. Определения:

1) супружеский союз между партнером одного пола и несколькими партнерами другого;

2) брак, который заключается с целью сексуального сожительства без рождения детей;

з) брак, характеризуемый образованием супружеского союза только между представителями одного класса, социальной группы или касты;

5). общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей;

6) семья, характеризующаяся, совместным проживанием мужа с семьей жены;

7) семья, в которой наследование фамилии, имущества и социального положения осуществляется по отцовской линии;

8) супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной;

9) семья, в которой супруги занимают социально неоднородное положение;

10) совокупность отношений между супругами, регулируемых совокупностью официальных норм;

11) семья, характеризуемая проживанием мужа и жены с семьей дяди или тети;

12) брак между одним мужчиной и несколькими женщинами;

13) семья, в которой супружеская пара проживает вместе с семьей мужа или по соседству с ней;

14) брак, заключаемый между представителями различных групп и классов;

15) брак, который наряду с целями сексуального партнерства преследует и репродуктивные цели;

16) семья, в которой лидирующую роль играет жена/мать

17) семья, состоящая из обоих родителей и их детей;

18) семья, в которой супруги имеют одинаковые права и обязанности распределяются равномерно;

19) семья, в которой лидирующую роль играет муж/отец;

20) семья, в которой наследование фамилии, имущества и социального положения осуществляется по линии матери;

21) брак, основанный на родительском выборе партнера не осуществляемый с целью повышения богатства и престижа семьи;

22) семья, в которой супруги занимают социально однородное положение.

50. В рамках каких социологических подходов исследуются следующие проблемы семьи:

1) отношения внутри семьи, а так же ее взаимодействие с окружающей средой;

3) влияние семьи на отдельную личность;

4) выявление стадий и этапов жизненного цикла семьи. Подходы:

а) интеракционистский подход;

б) функциональный подход;

в) концепция развития;

г) психоаналитический подход.

51. Какие из ниже перечисленных причин способствовали формированию полигинии:

а) резкое сокращение численности населения; Л

б) необходимость сохранения института наследования;

в) значительное превышение доли женского населения над мужской;

г) превышение уровня смертности над уровнем рождаемости в обществе.

52. Какая из форм брака преобладает в современных обществах:

г) групповой брак.

53. Какие факторы не влияют на выбор брачного партнера при заключение свободной формы брака:

а) ''стремление к повышению престижа или богатства семьи, либо к созданию семейных союзов;

б) фактор пространственной близости, т.е. соседство, совместная работа, общие места досуга и времяпрепровождения;

в) степень идентификации с собственными родителями и соответствующее стремление найти "свою половину" похожую на отца или мать;

г) образ идеального партнера;

д) ориентация на гомогамию, т.е. желание найти партнера со схожими ценностными ориентациями, вкусами, представлениями;

Вопрос №3
Кто из ученых делил социологию на две части: социальную статику, описывающую законы существования, и социальную динамику, описывающую законы и этапы изменения общества:
А)К. Маркс
Г. Спенсер
Э. Дюркгейм
О. Конт

Вопрос №4
Какая школа современной западной социологии развивалась на основе концепции Э. Дюркгейма:
А) леворадикальная социология
конфликтная социология
герменевтическая социология
структурно-функциональный анализ

Вопрос №5
Кто из социологов XIX века стоял у истоков социологии конфликта:
А) К. Маркс
Э. Дюркгейм
Г. Зиммель
Ф. Ратцель

Вопрос №6
В творчестве каких исследователей были заложены основы "понимающей социологии":
А) Р. Дарендорфа, Ч. Миллса
К. Маркса, Ф. Энгельса
Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона
Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, М. Вебера

Вопрос №7
Назовите автора работы "Протестантская этика и дух капитализма":
Г. Гарфинкель
О. Конт
Г. Зиммель
М. Вебер

Вопрос №8
Укажите представителем какого направления в социологии является Дж. Г. Мид:
А) социального научения
структурного функционализма
символического интеракционизма
постструктурализма

Вопрос №9
Кто из перечисленных ниже ученых является автором концепции "зеркального Я":
А) Дж. Г. Мид
Ч. Кули
Ж. Пиаже
Р. Линтон

19 век, О. Конт, О. Конт, структурно - функциональный, Г. Зиммель, М. Вебер и др. , М. Вебер, символический интеракционизм, Ч. Кули

Социологическая концепция Вебера тесно связана с другими социологическими системами, характерными для прошлого века. В то время ведущие позиции занимал структурный функционализм позитивистского толка, представленный, прежде всего, Эмилем Дюркгеймом, который отстаивал необходимость распространения рационализма на познание социальных явлений, на исследование их самих с помощью методов, характерных для естественных наук. Вебер видел слабость представителей этой позиции в том, что структуры всецело обуславливают поведение индивидов, из чего следовало, что исторические события рассматривались независимо от намерений людей, а сами индивиды – как соучастники заранее предопределенных событий. Не принял Вебер и использование естественнонаучных подходов для анализа общества, подчеркивая то, что в отличие от неизбежных связей между явлениями неживой природы, в обществе действуют качественно иные причинные связи и для их познания нужна другая методология. При этом Веберу импонировала идея рационализма, которая обрела иное содержание и стала центральной в его взгляде на историю и будущее человеческих обществ.

Определенное влияние на социологические воззрения Вебера оказала марксистская социология, в частности, ряд соображений К. Маркса об обществе как арене противоборствующих социальных групп, где каждая имеет свои экономические интересы, свои ценностные ориентации, соответствующие социально-экономическому положению и определенным взглядам на окружающий мир. Однако при этом им была дана позитивная критика материалистического понимания истории, в которой социолог показал значимость идеальных факторов – религиозных, идейно-нравственных ориентиров для поведения людей и высказался за то, чтобы социология раскрывала всю сложную систему причинных связей социальной реальности, существующей не только объективно, но и создающейся субъективно благодаря мыслям и действиям индивидов.

Наконец, следует отметить влияние философской школы неокантинианства, представители которой проводили радикальное различие, с одной стороны, между внешним миром, который мы познаем, и познающим сознанием, а с другой – между ценностью и ее оценкой.

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем ( 1858 – 1918 годы ) и М. Вебером ( 1864 – 1920 годы). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно – следственные объяснения действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.

Глава 1. Методологические принципы Вебера

Вебер формулирует ряд методологических принципов, на которые, по его мнению опирается социологическое знание:

Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают :

Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает так:

Макс Вебер одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками: если задача первых состоит в открытии детерминистских законов, то задача вторых – дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны. Раз так, то может показаться, что причинность исчезает вообще, и общество не поддается научному познанию. Как же тогда изучать связи явлений, как основу типизации общественных процессов?

Вместе с тем, социальные науки, имея свою специфику, обладают общими качествами, характерными для наук вообще. Так, социология является научной дисциплиной благодаря тому факту, что люди действуют рационально, по крайней мере, значительную часть времени и это позволяет осуществлять типизацию их поведения, систематизацию собственно социальных фактов.

Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания:

Как считает социолог, анализ и типизация социальных действий людей является основным предметом социологии. Однако не каждый поведенческий акт индивида можно считать социальным действием. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

  1. . субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;
  2. ориентация на поведение других людей.

Из определения следует, что действие, о котором человек не задумывается, социальным действием не является. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное падение человека или же непроизвольный крик от боли, ибо в них просто отсутствует мыслительный процесс. Действие, в котором человек просто не видит реальной цели, не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное или неосознанное участие человека в той или иной сходке, кампании, политической акции, ибо в этом случае отсутствует мыслительный процесс и осознанно целенаправленная активность.

Еще одно важное замечание, которое делает Вебер: предметом его концепции являются действия индивидов, а не коллективов. Употребляя понятия государство, корпорация, семья, армейское подразделение и т.д., следует иметь в виду, что эти и другие социальные структуры сами по себе не являются субъектами социального действия. Поэтому, с точки зрения Вебера, нельзя, например, понять действие парламента или президентской администрации, фирмы или семьи, но можно и нужно стремиться к тому, чтобы интерпретировать действия составляющих их индивидов.

Вебер выделил четыре типа социальных действий индивидов, которые различались по степени рациональности, присутствующей в них. Само собой разумеется, что в действительности человек не всегда знает, чего он хочет. Порой в поведении людей доминируют какие-либо ценностные установки или просто эмоции. Ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни, Вебер выделяет следующие типы действия:

  1. целерациональное,
  2. ценностно-рациональное,
  3. аффективное,
  4. традиционное.

Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть:

2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;

3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

Из этой классификации следует, что может быть социальное действие, в котором смысл действия и смысл действующего совпадают, в нем присутствует рельефно выраженная цель и адекватные ей осмысленные средства. Такое действие было обозначено социологом понятие целерациональное действие. В нем оба вышеназванных момента совпадают: понять смысл действия – значит понять действующего и наоборот.

Примером целерациональных действий может быть поведение людей, сознательно делающих политическую карьеру, принимающих собственные решения. В таком поведении есть смысл действий, который понятен для окружающих, побуждая последних к принятию адекватных самостоятельных актов, также имеющих смысл и цель. К целерациональным действиям может быть отнесено поведение студента, желающего получить образование, соответственно направленное на успешное усвоение изучаемых предметов.

Аффективные действия можно довольно часто наблюдать в игровых видах спорта – те или иные непроизвольные, эмоциональные реакции игроков. Они, как правило, определены эмоциональным состоянием действующего – страстью, любовью, ненавистью и т.д. Естественно, что они выходят за пределы сознательной, осмысленной деятельности индивида.

К традиционным действиям относят повседневные поведенческие акты, совершаемые просто по привычке. Люди ведут себя почти автоматически, потому что они всегда это делали. Как правило, они не осознают, почему так поступают, ибо просто привержены привычным нравам и обычаям. В таких действиях почти нет целеполагания, нет и размышлений о выборе средств их осуществления.

Особое внимание Вебер уделяет проблеме понимания социального действия, выделяя несколько типов понимания. К первому типу он относит понимание через прямое наблюдение. Примером тому может служить наблюдение на телеэкране безмерной радости, благополучия того или иного современного российского политика, его соответствующие жесты, что резко контрастирует с имиджем политика даже 80-х годов – всегда серьезного, озабоченного, сумрачного. Зритель может понять, скорее, прочувствовать положительное эмоциональное состояние практически любого человека от политики. Сам образ олицетворяет оптимизм, правоту, бескорыстность, устремленность в будущее. Но так ли это на самом деле? По Веберу, прямое наблюдение еще недостаточно, чтобы понять суть социального действия.

Второй тип интерпретации социального действия – объяснительное понимание. Оно предполагает выяснение мотивов конкретного социального действия. В нашем примере требуется понять, что побудило счастливого, жизнеутверждающего политического деятеля оказаться героем телепередачи – пришел ли он праздновать победу на выборах, добиться поддержки принятия желанных решений или же, как говорится, делает хорошую мину при плохой игре. Чтобы осуществился этот тип понимания, необходимо, как считает Вебер, поставить себя на место индивида, чье поведение мы пытаемся объяснить, и тем самым выяснить мотивы, стоящие за его действиями.

Третий тип – причинное объяснение. Оно предполагает выяснение того, что инициировало сами мотивы, которые привели к соответствующим социальным действиям. Здесь социолог настаивает на необходимости обнаружить связи между целой серией действий или событий. Это, разумеется, предполагает проведение серьезных социологических исследований. Подобного рода исследования провел сам Вебер, стремясь, в частности, выявить связи между религиозными принципами и поведением индивидов, особенно их экономической и политической деятельностью.

Глава 3. Концепция идеального типа

Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний – состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей.

Так, например, можно сконструировать идеально-типическую модель студента или государственного служащего, семьи или даже самого государства. Но модель идеального типа не есть цель познания, а своеобразное методическое средство, позволяющее анализировать социальные реалии. Как же пользоваться этим средством?

Понятно, что в реальной жизни, строго говоря, не может быть идеального студента или чиновника, семьи или любого другого социального института. Различные причины приводят к тому, что общественное явление всегда будет иметь отклонение от идеального типа. Здесь-то и открываются возможности для сравнивания реального социума с его идеальным типом. Согласно Веберу, идеальный тип позволяет:

      • во-первых, сконструировать явление или социальное действие, как если бы они имели место в идеальных условиях;
      • во-вторых, рассмотреть это явление или социальное действие независимо от локальных условий (предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то действие будет совершаться именно таким образом);
      • в-третьих, есть возможность сравнивать, насколько явление или действие по своим количесвтенно-качественным параметрам походит на идеальный тип. По отклонению от идеального типа исследователь может установить характерные тенденции протекания событий.

      Мыслительное образование нереального, идеально-типичского события позволяет понять, как действительно протекало то или иное историчское событие. При этом Вебер обосновывает весьма оригинальный взгляд: по его мнению, история и социология – два направления научного интереса, а не две разные дисциплины. Так, чтобы выявить историческую причинность необходимо выстроить идеально-типическую конструкцию исторического события, а затем следует сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальным развитием. Тем самым исследователь перестает быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние обстоятельств, какова роль воздействия случайности или конкретной личности на данный момент истории.

      Учение Вебера об идеальных типах не потеряло своей актуальности. Оно служит для его последователей своеобразной методологической установкой социального познания и решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядоченностью и организованностью элементов духовной, материальной и политической жизни.

      Заключение

      В нашей стране до сих пор доминировали лишь традиционный и харизматический типы господства в разных сочетаниях. Им соответствовал и определенный, более низкий тип социального управления (по рациональности взаимоотношений управляющих и управляемых, по степени значимости закона как совокупности принципов, регулирующих все сферы общественной жизни и т.д.), детерминированный в значительной степени личностными качествами руководителя. Что бы нам мог дать переход к рациональному типу легитимного господства? А то, что рационализм и демократизм властной системы перестали бы напрямую связываться с личностью политического лидера. Тогда права и свободы всех граждан, равно как и политических институтов, перестанут зависеть от воли политических лидеров, а станут на деле гарантированными законами.

      Опираясь на веберовскую методологию, можно отметить, что пока в нашей стране не получили достаточного развития целерациональные действия индивидов. Соответственно не сформировались институты гражданского общества, которые предполагают развитие индивидуализма, личной ответственности. Стало быть, пока лишь в стадии образования находятся культурные и социальные реалии, которые бы оказывали достаточно серьезное противодействие иррациональным влечениям властителей.

      Нынешний процесс демократизации политической власти в России – еще одна попытка интегрироваться в мировое сообщество стран, исповедующих прагматические, рациональные социокультурные ценности. Согласно веберовской методологии, процесс рационализации нашей власти пойдет параллельно изменениям в характере социальных действий россиян.

      По Веберу, приверженность разных социальных групп и отдельных индивидов к различным типам социальных действий (с разной степенью в них рационального компонента) объективно ведет к естественности политического неравенства. Не в смысле прав и свобод людей, а в смысле их компетентности и способности быть активным социальным агентом, свободно принимающим решения и отвечающим за их последствия. У Вебера реализация идеи политической рациональности связана с разной степенью их участия в политической жизни вообще и политической власти в особенности. Социолог говорит о том, что можно быть:

      Ориентация на этот тип рационального политического господства избавило бы российское общество от массовых иррациональных перемен в государственных институтах после очередных выборов, от чего, в конечном счете, население несет материальные и духовные потери. Хорошим симптомом в этом смысле явили собой последствия выборов Президента В.В. Путина. Общественное мнение, ряд СМИ предвкушали радикальные кадровые перестановки, которые, тем не менее, свелись к минимуму. Впервые в российской истории новой политической элите, пришедшей к самой вершине власти, хватило мудрости и прагматизма в целом сохранить бюрократический аппарат.

      Список использованной литературы:

      1. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990.

      2. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. — М.: ИНИОН, 1991.

      Читайте также: