Является ли информатика обязательным предметом в начальной школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Одним из новшеств является введение профильного образования. Теперь школьники смогут выбрать, по какому из профилей им обучаться: естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому или универсальному.

В рамках каждого из профилей изучается 9-10 дисциплин. При этом шесть предметов являются обязательными: "Русский язык и литература", "Иностранный язык", "Математика: алгебра и начало математического анализа, геометрия", "История", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности". Остальные 3-4 предмета ученики могут выбрать. При этом в рамках каждого профиля необходимо изучить хотя бы по одной дисциплине из каждой обязательной предметной области (их перечень установлен ФГОС).

Также вводится двухуровневая система изучения предметов, то есть практически все предметы можно изучить либо базово, либо углубленно. При этом 3-4 профильные дисциплины осваиваются углубленно (однако это не касается универсального профиля). В то же время ученик может выбрать и другие дополнительные предметы. Например, такие как "Астрономия", "Психология", "Дизайн" и другие (в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения).

Установлено максимальное число учебных занятий - не более 37 часов в неделю.

Еще одним новшеством является индивидуальный проект, который каждый школьник должен выполнить под руководством своего наставника (тьютора). Срок его исполнения - 1-2 года. Проект готовится по одному или нескольким предметам в познавательной, практической, художественно-творческой или иной области деятельности. В результате должны получиться завершенное исследование или разработанный проект (инженерный, конструкторский, инновационный, социальный и другие).

Кроме того, все одиннадцатиклассники кроме математики, русского языка и литературы должны будут сдавать ЕГЭ по иностранному языку.

На основе ФГОС школы/лицеи/гимназии совместно ос органами местного самоуправления должны будут разработать свои основные общеобразовательные программы. Они должны состоять из двух частей - обязательной и "произвольной" (соотношение - 2 к 1) и трех разделов - целевого, содержательного и организационного.

Добровольно ФГОС можно применять уже с 1 сентября 2013 года. Повсеместно стандарт будет введен с 1 сентября 2020 года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС ( НОО)-совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход.

1.Требования к ФГОС в НШ;

3.Формировать выпускника НШ;

1.Стандарт включает в себя требования:

-к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ;

-к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программе и их обьему, а также к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части формируемой участниками отношений;

-к условиям реализации основной образовательной программе начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материальным, техническим и иным условиям;

-к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают индивидуальные и возрастные особенности обучающихся при получении начального общего образования, самоценность начального общего образования, как фундамента всего последующего образования.

2.Предметные результаты освоения основной образовательной программы по информатике(математике).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

2017-2018 учебный год

Современная школьная информатика – это дисциплина, направленная на формирование широкого спектра метапредметных образовательных результатов, отвечающая требованиям времени и непрерывно изменяющаяся в соответствии с этими требованиями. Сегодня основные изменения в содержании школьного курса информатики связаны: с пересмотром содержания общего образования в целом, с развитием самой информатики как области знания, с широким использованием средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Рекомендуемый недельный учебный план для I-IV классов не предусматривает ведение информатики в начальной школе в инвариантной части. Информатика может изучаться в рамках внеурочной деятельности. Важно осознавать, что компетенции учащихся в области ИКТ обязательно должны быть сформированы к завершению этапа начальной школы, поэтому соответствующие знания, умения, универсальные учебные действия формируются если не на отдельном предмете информатика, то в рамках других предметов учебного плана.

Примерный учебный план общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, используется в 2017/2018 учебном году в VIII-IX классах образовательных организаций и предусматривает изучение информатики в 8 –х классах в объеме 1 час в неделю и в 9-х классах в объеме 2 часа в неделю.

Особенности преподавания информатики в условиях ФГОС общего образования

ФГОС общего образования определены требования к условиям реализации стандарта, среди них – наличие специализированного кабинета информатики, который становится центром информационной культуры и информационных сервисов школы и центром формирования ИКТ-компетентности учащихся и педагогов.

Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать учащимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Метапредметность содержания курса информатики проявляется во всё возрастающем числе междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Среди характеристических черт ФГОС следует отметить:

– перенос акцентов в достижении образовательных целей от отдельных предметов к надпредметным, межпредметным, метапредметным результатам;

– возрастающую роль электронной информационно-образовательной среды в организации образовательной деятельности.

Разработка рабочей программы по информатике

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

2. Содержание учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС ООО.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы .

Системный характер содержания курса информатики опреде ляется названными тремя сквозными направлениями (представленными в несколько обобщенном виде):

- информация и информационные процессы;

- моделирование, информационные модели;

- области применения методов и средств информатики.

В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:

моделирование и формализация; представление информации; алгоритмизация и программирование;

Использование учебников и учебных пособий при изучении информатики и ИКТ в государственных общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы

Ниже приводится таблица, включающая список учебников, рекомендованных на 2016/2017 учебный год в РФ и аннотация содержания соответствующих учебникам учебно-методических комплексов.

Перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования в 2017/2018 учебном году

Наименование учебника, авторы

Издательство

Основное общее образование

Информатика и ИКТ Босова Л.Л., Босова А.Ю.

5–6 классы

7-9 классы

Наличие преемственности с УМК начальной школы

Информатика и ИКТ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др.

7-9 класс

Наличие преемственности с УМК начальной школы

Рекомендуется к использованию во всех типах ОО, предпочтительнее в классах с физико-математической, естественнонаучной, информационно-коммуникационной направленностью

Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

7–9 классы

Информатика и ИКТ Угринович Н.Д.

Наличие преемственности с УМК начальной школы

Опубликован сборник программ, предназначенный для использования при формировании образовательной программы образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования по информатике в 7–9 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Содержит электронные приложения и методические пособия для учителя

Среднее общее (базовый уровень)

Информатика и ИКТ Семакин И.Г., Залогова Л.А.,

Русаков С.В. и др.

10–11 класс

Наличие преемственности с УМК начальной школы

Рекомендуется к использованию во всех типах ОО, предпочтительнее в классах с физико-математической, естественнонаучной, информационно-коммуникационной направленностью

Информатика. Базовый уровень Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

10-11 класс

В учебнике излагаются основы системного анализа, методы и средства разработки многотабличных баз данных, рассматриваются организация глобальных сетей, службы и сервисы Интернета, вопросы построения сайта. Даны некоторые типовые задачи компьютерного информационного моделирования.

Информатика. Базовый и углубленный уровень

Гейн А.Г., Сенокосов А.И.

10-11 класс

Учебники соответствуют ФГОС среднего (полного) общего образования, полностью охватывает материал, предназначенный как для базового, так и для углублённого уровней обучения.

В курсе основное внимание на базовом уровне преподавания информатики уделяется расширенному освоению информационных технологий для применения их к решению разнообразных жизненных задач. Это делает предлагаемый курс

привлекательным для всех учащихся, независимо от того, выбрали они гуманитарное или естественнонаучное направление своего обучения.

Информатика. Углубленный уровень.

10-11 класс

Информатика. Углубленный уровень.

Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

10-11 класс

Информатика. Углубленный уровень.

Семакин И.Г. и др.

10-11 класс

Информатика. Углубленный уровень. Фиошин М.Е.,

Под ред. Кузнецова А.А.

10-11 класс

Оценивание результатов учебной деятельности учащихся

по информатике и ИКТ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) выделяет предметные, личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью.

Для получения более объективной оценки результатов учащихся и необходимо разработать систему контроля, распределенную по годам и включающую различные формы оценки.

Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

К предметным результатам по информатике на уровне основного общего образования относятся:

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы. Итоговые комплексные работы включают систему заданий по содержанию курса информатики. Задания имеют различный уровень сложности, строятся на межпредметной основе и включают критерии, позволяющие выявить достижение всех групп образовательных результатов (метапредметных, предметных и личностных).

В образовательной деятельности оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

Итоговая аттестация учащихся проводится как процедура системы внешней системы оценивания образовательных результатов в форме ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

Содержание курса информатики и ИКТ также выступает как инструментарий для решения целей и задач курса математики. В первую очередь, это визуализация абстрактных математических моделей и способов действий: работа с электронными пособиями, в графических редакторах, математических средах.

С введением ФГОС ООО значимым направлением при изучении не информатики является овладение методами работы с информацией: метод перебора, логические методы, метод последовательных приближений, обход на графе и другие. Владение методами работы с информацией является содержанием курса, а по отношению к математике выступает как инструментарий для решения математических задач .

Задания на проверку умений в представлении табличных и графических данных, поочередного и одновременного выбора нескольких элементов из конечного множества, умения решать комбинаторные задачи, определять вероятность и статистическую частоту наступления события включены в КИМы ЕГЭ по информатике (таблицы с расписанием движения; планирование событий; анализ информации, представленной в виде диаграмм).

недостаточный уровень умений смыслового чтения;

недостаточный опыт применения знаний и умений в новой ситуации;

недостаточные умения формального исполнения алгоритмов, проведение анализа условия задачи и выделение необходимых для решения алгоритмов;

неумение применять стандартные алгоритмы в конструировании программ, составить программу эффективную по памяти и по времени;

недостаточные умения строить и преобразовывать логические выражения;

недостаточное владение математическими навыками.

Рекомендуется в общеобразовательной организации реализовывать межпредметные связи математики и информатики . Целесообразно использовать интегративные связи этих предметов для проектирования и проведения комплекса бинарных/интегрированных уроков, планировании межпредметных элективных, факультативных курсов, программ внеурочной деятельности.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты стоит уделить внимание изучению теоретических законов и методов информатики (методы структурирования информации: графы, деревья, таблицы, префиксные коды, метод пошаговой детализации, дихотомический метод, метод наименьших квадратов, метод кругов Эйлера и др., законы де Моргана и др.). Для активизации познавательной деятельности учащихся стоит включать в образовательную деятельность интерактивные методы обучения, инновационные образовательные технологии, стратегии и приемы технологии развития критического мышления через письмо и чтение и все то, что способствует развитию мышления учащихся.

Работа с одаренными учащимися в области информатики как научной сфере деятельности и учащимися, профессионально ориентированными на специальности в сфере информационных технологий, может быть организована в традиционных формах урочной и(или) внеурочной деятельности: кружки, факультативы, элективные курсы, профильное обучение, курсы предпрофильной подготовки, дистанционные курсы. Подготовка учащихся к решению олимпиадных задач по информатике в обязательном порядке предполагает у учащихся наличие не только теоретических знаний по математике, а именно: знание числовых характеристик рядов данных, свойств биномиальных коэффициентов, треугольника Паскаля, формул числа перестановок, сочетаний, размещений, формулы бинома Ньютона, но формирование практических умений применять их для решения практико-ориентированных задач. Курс информатики способствует приведению в систему знаний учащихся о моделях и осознанному применению информационного моделирования в своей учебной, а затем и практической деятельности. Целенаправленное знакомство с данными вопросами необходимо начинать уже в базовом курсе информатики, поскольку именно в среднем звене школы начинается активное применение информационных моделей как средства обучения и инструмента познания практически на всех предметах. В рамках профильных курсов должны осуществляться систематизация и обобщение знаний об информационном моделировании, и первоначальное знакомство с основными информационными моделями выбранного профиля деятельности.

Школьные предметы: список

Только государство определяет, какие предметы в школе являются основными:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физическая культура;
  • музыка;
  • технология;
  • предметы естественнонаучного цикла.

Требования к образовательной программе отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Какие предметы в школе относятся к естественным наукам

К предметам естественнонаучного цикла относятся:

  • химия;
  • биология;
  • физика;
  • экология;
  • география;
  • естествознание;
  • астрономия;
  • в младших классах — окружающий мир.

Предметы в начальной школе

Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.

Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:

  • русский язык, родной (нерусский) язык;
  • литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
  • иностранный язык;
  • математика;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура.

Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:

  • в 1 клaссе в первой чeтвepти — 35 минут, со второй чeтвepти до конца учебного года — 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
  • вo 2-4 клaссaх — 40 минут. Дневной максимум — пять уроков в день.

Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

Предметы для пятиклассников

Самые ощутимые изменения в школьной жизни и составе предметов ждут ребенка при переходе из четвертого класса в пятый. Остановимся подробнее на том, какие школьные предметы преподают в 5 классе:

  • русский язык, родной язык;
  • иностранный язык;
  • литература, родная литература;
  • информатика;
  • история Древнего мира;
  • математика;
  • обществознание;
  • музыка;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • технология (труд);
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • окружающий мир;
  • география;
  • ИЗО (рисование);
  • физическая культура.

Сколько предметов изучают в школе в 9 классе

В 9 классе 14 основных школьных предметов:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

В некоторых учебных заведениях дополнительно изучают экологию, музыку, технологию и черчение.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

Читайте также: