План работы психолога с семьями группы риска в школе

Обновлено: 04.07.2024

Семьи группы риска – это категория семей более других подверженных негативным влияниям в силу определенных условий своей жизни.

Такие семьи характеризуются слабой способностью анализа происходящего в собственной семье, поэтому не могут ставить цели по улучшению жизни и достигать эффективных результатов. Они плохо понимают причины своего неблагополучия и не могут словесно обсуждать проблемы семьи. Преобладающими эмоциями в такой семье являются гнев, раздражительность и агрессия. О любви, заботе и взаимопомощи речи в таких семьях не ведется.

В практике консультативной работы с такими семьями необходимы сбор, анализ, систематизация их историй, поскольку эта информация помогает решать важную проблему.

Обычно, неблагополучные семьи стравляются со своим неблагополучием и без психолога. На всех стадиях работы психолога с неблагополучной семьей группы риска, важной задачей является демонстрация психологом других форм поведения и эмоционального реагирования, по сравнению с теми, что приняты в той или иной неблагополучной семье.

В работе с членами семьи группы риска недопустимо высокомерное и презрительное отношение, психологу надо демонстрировать противоположное поведение – стремление к отношениям на равных, заинтересованность, потому что в любой семье можно найти то, за что можно уважать каждого её члена.

Психолог должен научить членов семьи группы риска способам противостояния манипулятивным действиям с целью выманивания у них денег, склонения их к приему наркотиков или алкоголя, потому что довольно часто такие люди бывают излишне доверчивыми и простодушными.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности работы педагога-психолога с семьей группы риска

В формировании и развитии личности семья играет особо важную роль. В современном обществе она функционирует в условиях усиливающегося расслоения общества по уровню доходов, рождения внебрачных детей, разрушения традиционной структуры семьи, изменения общепринятых норм поведения и отношений между супругами. Эти обстоятельства говорят о том, что российская семья находится в состоянии кризиса и социальной деградации.

Как правило, для неблагополучной семьи характерен низкий социальный статус, а социальное неблагополучие характеризуется проблемами, которые можно условно классифицировать на

  • социальные,
  • правовые,
  • психологические,
  • медицинские,
  • педагогические.

С учетом этого перед педагогом-психологом стоит важная задача по оказанию помощи в воспитании ребенка, психолого-педагогическом просвещении родителей, коррекции семейных взаимоотношений.

Основными направлениями в работе с неблагополучными семьями является:

  • изучение причин неблагополучия и отношение в семье к ребенку;
  • просвещение родителей по вопросам семейного воспитания через знакомство с положительным опытом;
  • оказание практической помощи и педагогической поддержки.

Актуальное значение при этом приобретает диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, которые оказывают отрицательное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье.

Психологу важно выявить и сделать анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию. От того, насколько будут установлены доверительные отношения с родителями, зависит эффективность работы психолога.

Несмотря на то, что причины семейного неблагополучия комплексные и все они взаимосвязаны, одна причина все-таки будет являться ведущей, а остальные будут носить второстепенный характер. Исходя из этого, формы и методы воздействия должны ориентироваться на выявление ведущего фактора семейного неблагополучия.

Работа с неблагополучными семьями, обычно проводится в несколько этапов.

Алгоритм сопровождения неблагополучных семей

На первом этапе выявления семей группы риска важно определить факторы социального риска.

В начале каждого учебного года специалисты проводят мониторинг семей и по его результатам составляют социальный паспорт и банк данных по тем детям, которые ставятся на учет. Наличие таких данных дает возможность прогнозировать стратегию взаимодействия с этими семьями.

На втором этапе устанавливается контакт с семьей, что является достаточно сложным, но необходимым делом. Несостоятельные в педагогическом отношении семьи относятся к наиболее труднодоступным для изучения. Основным средством для налаживания контактов является беседа по установлению сроков следующей встречи. Для проведения беседы родители приглашаются в детское учреждение, которое посещает их ребенок.

На третьем этапе идет изучение семьи, проводится социально-педагогическая и психологическая диагностика для того, чтобы определить тип семьи причины её неблагополучия. В диагностику включаются такие вопросы, как микроклимат в семье, её материальное положение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение в семье ребенка. Для диагностики психолог использует тесты, проективные методики, наблюдения, анкеты, опросники.

На следующем четвертом этапе психолог составляет картотеки семей группы риска, на основании полученной информации заполняется документация. На находящегося на учете ребенка заводится социальный паспорт, который включает социальный паспорт семьи, психолого-педагогическую характеристику, акт обследования жилищных условий семьи, результаты психологической диагностики.

На пятом этапе психолог, исходя из имеющихся проблем конкретной семьи, разрабатывает план индивидуального психолого-педагогического её сопровождения, с обязательным указанием необходимой помощи.

Чтобы вниманием были охвачены все дети, на следующем этапе психолог проводит психологический скрининг и мониторинг для выявления детей с нарушениями в поведении. Такие дети должны быть сразу взяты на заметку для проведения диагностического обследования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учиться нравится, но не всегда с желанием хожу в школу. Отношения с учителями хорошие. Дисциплину не нарушаю, подчиняюсь требованием педагогов.

Усваивает программу школы.

Отношения со сверстниками

Люблю большие компании. Имею много друзей, пользуюсь уважением.

Увлечения в настоящем и прошлом

Сейчас нравится музыка и танцы.

Особых увлечений не выявлено, любит разные виды деятельности.

Отношения с родителями, внутрисемейные отношения.

Отношения с родителями – бывают ссоры, но быстро проходят. Люблю родителей.

Внутрисемейная ситуация удовлетворяет нужды и потребности ребенка

Нарушения поведения в прошлом.

Никогда не нарушала внутренний и внешний распорядок школы и дома.

Дисциплину не нарушает

Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них.

Стрессовое и депрессивное состояние не выявлено

Ведущий канал восприятия

Человек - худ. образ

Отношение к наркотикам

Уровень нервно-психического состояния

Устойчивость к стрессам

Заключение психолога: Признаков психического дизонтогенеза у ребенка не выявлено.

Со стороны эмоционально-волевой сферы отклонений нет.

Рекомендации: оказание индивидуальной профилактической работы с неблагополучной семьей и воспитанницей.

План работы с семьей и воспитанницей

темперамент, ведущий канал восприятия, акцентуация характера, уровень агрессии, уровень тревожности, уровень воспитанности, самооценка, отношение к наркотикам, уровень нервно-психического состояния, внутрисемейная ситуация, усвоение программного материала в школе.

Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций. Наблюдение.

Индивидуальное консультирование родителей и ребёнка из неблагополучной семьи.

Консультации для родителей:

- вредные привычки, последствия;

- совместное проведение свободного времени;

- личный пример родителей;

- здоровье ребенка в руках родителей;

- воспитание ребенка в семье.

Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия.

Проведение тренингов, направленных на развитие навыков позитивного общения, способностей к самостоятельному решению жизненных трудностей; укрепление взаимопривязанности детей и родителей.

Работа по программе индивидуальной психологической помощи воспитанникам группы риска.

Организация с ребенком циклов бесед (формирование здорового образа жизни, формирование адекватной самооценки, профилактика тревожности (страхов), привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, информирование ребенка об его правах и обязанностях).

Работа по программе индивидуальной психологической помощи воспитанникам группы риска.

темперамент, ведущий канал восприятия, акцентуация характера, уровень агрессии, уровень тревожности, уровень воспитанности, самооценка, уровень нервно-психического состояния, внутрисемейная ситуация, усвоение программного материала в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План профилактической работы с семьями групп " социального риска", состоящих на учёте у социального педагога. Взаимодействие педагогов.

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ У СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

НА ________УЧЕБНЫЙ ГОД.

Основные задачи работы:

- вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность.

- за счет просветительской, социально-профилактической (общей и индивидуальной) работы исключить какие-либо правонарушения или преступления со стороны учащихся.

Формы и методы работы

Ответственные

Сбор информации о бытовых и санитарно-гигиенических условиях жизни семьи, материальной обеспеченности (средняя сумма дохода на каждого члена семьи)

Изучение условия воспитания ребенка: его личное пространство, место для занятий, режим дня, семейная библиотека;

технические средства, средства массовой информации и их использование в воспитании.

Весь период работы с семьей

Изучение нравственных ценностных ориентаций семьи, направленность деятельности родителей, детей, отношение родителей к работе, культура досуга, духовные запросы, использование свободного времени, интересы и склонности членов семьи, традиции.

Весь период работы с семьей

Изучение взаимоотношения в семье: между родителями, между родителями и детьми, между детьми, между представителями различных поколений.

Весь период работы с семьей

Изучение участия родителей, родственников в воспитании ребенка, их влияние на его социальное становление.

Весь период работы с семьей

Изучение воспитательной активности семьи: понимание перспективных и текущих целей и задач воспитания, согласованность действий в решении этих задач, кем хотят в будущем видеть ребенка родители и что для этого делают.

Весь период работы с семьей

Изучение единства требований взрослых к детям.

Весь период работы с семьей

Внимание родителей к успехам и проблемам в школе, осведомленность о друзьях, общение ребенка вне дома.

Весь период работы с семьей

Изучение трудовых обязанностей ребенка в семье (временных и постоянных).

Весь период работы с семьей

Изучение педагогической культуры родителей их стремление повышать уровень психолого-педагогической образованности.

Весь период работы с семьей

Отношение родителей к школе, взаимодействие с педагогами, удовлетворенность организацией учебно-воспитательного процесса, участие родителей в воспитательной работе класса, возможная (какая?) помощь школе, педагогам

Весь период работы с семьей

Посещение семей. Общение с родителями и детьми в домашних условиях.

Весь период работы с семьей

Проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей и учащихся

Прогнозирование и содействие организации зимнего и летнего труда и отдыха детей.

Организация взаимодействия социальных институтов в решении наиболее острых социально-педагогических проблем семьи.

Наблюдение за поведением учащихся на уроке с приглашением родителей.

Привлечение детей и родителей к занятиям спортом, делам класса и школы, которые могут быть интересны для данной семьи.

Взаимодействие классного руководителя и учителя предметника для выработки единых подходов к воспитанию ребенка, взаимоотношению с родителями.

Работа с целью минимизировать факты второгодничества

Оказание помощи в сборе пакета документов для оказания материальной помощи.

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Родительский всеобуч.

Содействовать детям в выборе оптимального варианта обучения (форму обучения, которая бы способствовала развитию ребенка и сохранению его биоэнергоресурсов).

Несовершеннолетний и родители, находящиеся в состоянии острого и (или) повторяющегося конфликта, острой кризисной ситуации в семье: 1. плохо развиты навыки ведения хозяйства, отсутствие санитарно-гигиенических условий для нормального развития несовершеннолетних детей; 2. отсутствие у Ивановой О.И. работы, плохое материальное положение семьи; 3. ссоры и конфликты в семье

Сроки работы с семьей

Программа мероприятий

Специалист, ответственный за реализацию мероприятия

Срок реализации мероприятия

Результат реализации мероприятия

Проблема: Острая кризисная ситуация в семье

1 изучение психологической атмосферы в семье;

2. оказание психологической помощи ребенку в преодолении последствий ЖО

Ресурсы: семья, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, психолого-педагогическая служба.

Диагностика внутрисемейных коммуникаций

Повышение педагогической компетенции родителей

Успешная сдача ОГЭ

Подготовка к поступлению в колледж

Коррекционно-развивающие занятия с Еленой на темы: "Выработка новых навыков взаимодействия с родителями", "Целевые ориентиры"

Формирование эмоционального благополучия в семье

Оптимизация ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации.

Успешное разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи.

Тьюторское сопровождение в рамках образовательного процесса

Осуществление персонального сопровождения учащегося в современном образовательном пространстве, создание эффективных условий для раскрытия его внутреннего потенциала и последующей успешной адаптации в окружающем социуме.

Оказание психологической помощи

Снятие психоэмоционального напряжения, повышение личной эффективности

Проблема: 1. плохо развиты навыки ведения хозяйства, отсутствие санитарно-гигиенических условий для нормального развития несовершеннолетних детей;

Задачи: 1. обучение социально-бытовым навыкам;

обучение навыкам ведения домашнего хозяйства;

обучение созданию социально-бытовой среды для развития несовершеннолетних детей;

проведение медицинского осмотра;

оказание юридических услуг

Беседа о санитарно-гигиенических нормах. Беседа о необходимости регулярной уборки квартиры

Повышение грамотности матери о сани тарно-гигиенических нормах

Рекомендации по использованию чистящих и моющих средств

Повышение грамотности матери по использованию чистящих и моющих средств

Составление плана действий по уборке квартиры

Квартира убрана, выброшены ненужные вещи, коробки, кровати заправлены

Определение сроков выполнения уборки

Повышение знаний по организации социально-бытовой среды

Выполнение женских обязанностей (уборка, стирка и.т.д.)

Рекомендации по организации рабочего места для несовершеннолетних

Оборудовано рабочее место для занятий

Планирование перестановки мебели в большой комнате с матерью

Освобождены комнаты: захламленность вещами

Беседы с несовершеннолетними о поддержании чистоты и порядка в комнатах

Повышение грамотности членов семьи о сани тарно-гигиенических нормах

Предоставление социальных услуг на дому семье Семушевых психологами СРЦН (социально-психологическое консультирование получателя социальных услуг, оказание помощи в поучении юридических услуг получателю социальных услуг)

Оказание социальных услуг на обслуживание и сопровождение семьи

Главный специалист отдела по Мотовилихинскому району

07.12.2020г. – 06.12.2023 г.

Оказание содействия в проведении медицинского обследования всех членов семьи

Прохождение медицинского осмотра

По мере необходимости

Динамика семейной ситуации

ТУ МСР ПК г. Перми

1 раз в 2 недели

Проблема: 2. отсутствие у Семушевой О.Ю. работы, плохое материальное положение семьи;

Задачи: 1. формирование у мамы мотивации на трудоустройство;

формирование психологической готовности к трудоустройству;

поиск вакансий и трудоустройства

Ресурсы: мама, социальный педагог, педагог-психолог, межведомственное взаимодействие

Информирование мамы о родительских обязанностях по содержанию своих детей; информирование о трудовой деятельности (пенсии, налоги, доплаты);

У мамы сформировано желание работать

Январь-февраль 2021 г.

Работа психолога по формированию мотивации трудоустройства; выяснение предпочтений в работе ( где бы хотела работать); определение сроков трудоустройства

У мамы сформировано желание работать, начала поиск работы

Декабрь 2020 г. – январь 2021 г.

- проигрывание ситуации приемов на работу (что говорить, как себя вести…); обучение навыкам делового общения; индивидуальные консультации психолога

Психологическая готовность мамы приступить к работе

Декабрь 2020 г. – июнь 2020 г.

Составление плана действий в поиске работы

Выбор места работы и трудоустройство мамы

Постановка на учет в Центр занятости; консультация по сбору документов (мед.книжка, трудовая книжка)

Выбор места работы мамы

Размещение важности официального трудоустройства; сопровождение на место работы (при необходимости)

Январь-февраль 2021 г.

Оказание содействия в оформлении мер социальной поддержки семьи (оказание содействия в сборе пакета документов, недостающих документов, справок)

Улучшение материального положения семьи

Оказание юридической помощи

В случае нуждаемости

Динамика семейной ситуации

ТУ МСР ПК г. Перми

1 раз в 2 недели

Проблема: 3. ссоры и конфликты в семье.

Задачи: 1. Формирование уважения членов семьи друг к другу ;

Организации индивидуального и семейного досуга

Ресурсы: мама, папа, социальный педагог, педагог-психолог

Беседа о семейных ролях, распределение домашних обязанностей; семейные консультации; обучение навыкам общения в семье

Уменьшение количества конфликтов

Рекомендации по семейному времяпровождению: выяснение интересов и предпочтений каждого члена семьи; предоставление информации о родительских клубах, городских мероприятиях

Появление интересов и занятий вне рабочее и вне школьное время, совместный отдых, увеличение времени , отведенного на досуг

Анализ проведения семейного досуга

Участие семьи в социальном проекте "С детьми не разводятся"

Уменьшение количества конфликтов

Пермская региональная общественная организация по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства "НАСМНОГО"

И если первым, иногда достаточно предложить своевременную помощь, то вторым, необходима длительная психолого-педагогическая поддержка, часто требующая межведомственного взаимодействия, и, к сожалению, не всегда приводящая к успеху.

Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт школы, из которого видно количество каждой категории семей.

II. Первичное консультирование, на котором происходит знакомство с членами семьи, составляется паспорт семьи (карата), определяется объект, которому нужна помощь, анализируются ресурсные возможности семьи.

Так как в проблему входят три категории: родители, дети, семья в целом, то и методики подбирались к каждой категории.

  • самодиагностика типового семейного состояния
  • опросник взаимодействия родителя и ребенка

III. Психолого-педагогическая коррекция

Проясняются ожидания семьи, вырабатываются цели, задачи, отбираются формы и методы психолого-педагогической поддержки.

  • Психолого-педагогический лекторий
  • Конференция
  • Открытые занятия и внеклассные мероприятия
  • Индивидуальные тематические консультации
  • Посещение семьи
  • Переписка с родителями (начальная школа)
  • Родительское собрание
  • психолого-педагогическое просвещение родителей повышения психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений;
  • сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.
  • индивидуальное или групповое консультирование;
  • групповые психологические занятия с элементами тренинга, где решаются задачи и информативного плана и обучающего;
  • вовлечение родителей и детей в совместную деятельность.

Тематика психологических занятий с родителями

  1. Первый раз – в первый класс.
  2. Ловушки общения.
  3. В тисках стресса.
  4. За гранью отчаяния.
  5. Соблазны курения.
  6. Как взрослый может помочь подросткам стать взрослым.
  7. Мифы о подростках.
  8. Если у Вас конфликт с учителем.
  9. Поглаживания положительные и отрицательные.
  10. Второе рождение. (Психологические особенности пятиклассников. Как строить отношения с ребенком?)
  11. Отметки и отметины. Каких оценок ждут от детей взрослые.
  12. Почему дети лгут
  13. Особенные дети (застенчивые, импульсивные и т.д.)
  14. Если дети воруют.
  15. В поисках равновесия.
  16. Ребенок в карусели развода.
  17. Знаем ли мы их?
  18. Домашнее задание: с ребенком или за него?
  19. Здоровье дороже пятерки.
  20. Правдолюб или ябеда.
  21. У ребенка горе.
  22. Эмпатия.

Каждое занятие заканчивается получением обратной связи по следующим параметрам:

1. Полезность встречи
2. Актуальность темы
3. Атмосфера встречи:

Например, обратная связь по мероприятию

Почему с ними трудно?

1. Полезность . –!?–.
2. Актуальность . –. –.
3. Атмосфера .

Читайте также: