План работы психолога с семьей соп в школе

Обновлено: 30.04.2024

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) План социально-педагогической поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (СОП)

План социально-педагогической поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (СОП)
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

План социально-педагогической поддержки детей и семей, находящихся
в трудной жизненной ситуации (СОП)
2009 – 2010 учебный год

Цель: Оказать всестороннюю помощь детям и семьям по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности.

Сентябрь
• Создание банка данных на детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Социальный педагог
• Выявление детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Кл. руководитель, соц. педагог
• Изучение состояния здоровья. Кл. руководитель, соц. педагог
• Производственное совещание "Выполнение закона "Об образовании". Зам. директора по ВР
• Индивидуальный план работы с каждым ребенком СОП Кл. руководитель
• Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми данной категории Психолог. Администрация
• Посещение на дому. Изучение ЖБУ. Кл. руководитель, соц. педагог
• Изучение семьи. Изучение трудностей и их причины . Кл. руководитель Социально-психологическая служба
• Родительский университет "Социальная адаптация детей". Психолог
• Психологический кружок "Азбука нравственности". Психолог
• Акция "Детям из неблагополучных семей забота и внимание" Соц педагоги.
Октябрь
• Вечерний социально-педагогический рейд. Посещение детей на дому. Социальный педагог
• Изучение личности учащихся Кл. руководитель, соц. педагог
• Изучение семьи (семейных отношений) Кл. руководитель, соц. педагог
• Изучение интересов и способностей учащихся Психолог
• Вовлечение учащихся с кружковую деятельность. Кл. руководитель, социальный педагог
• Индивидуальная консультация для родителей: "Роль семьи в развитии способностей ребенка". Психолог
• Контроль за организацией питания учащихся л. руководитель. Соц. педагог
• Акция "Милосердия" нуждающимся детям Социальные педагоги
• Совет профилактики "Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся" Комиссия
• Консилиум "Оказание социально-педагогической и психологической помощи, нуждающимся детям" Комиссия
• Правовой всеобуч " Преступление и правонарушение" Соц. педагог
Ноябрь
• Разработать рекомендации по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации для классных руководителей, для учителей предметников, для родителей. Психолог
• Индивидуальные консультации психолога для родителей "Как организовать досуговую деятельность детей". Психолог
• Систематический контроль за развитием ситуации в семье. ППС
• Изучение уровня адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию Кл. руководитель. Психолог
• Организация спортивной секции для детей в трудной жизненной ситуации Учителя физ-ры. Сой. педагог
• Консультация для родителей, на тему: "Психологическая помощь и реабилитация". Психолог
• Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кл. руководители. Соц.пед
• Всемирный день ребенка. Соц. педагог. Кл. руководители
• МО классных руководителей "Роль учреждения образования в оказании помощи несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите"" Зам. директора по ВР. Руководитель МО
• Административно-педагогический патруль. Посещение неблагополучных семей на дому в вечернее время суток. Администрация
• Уроки психологического здоровья. Психолог
• Фестиваль агитбригад "Мы за здоровый образ жизни". Организаторы
• Правовой всеобуч "Алкоголь – шаг к преступлению" Соц. педагог
Декабрь
• Вовлечение учащихся данной категории в общешкольные и классные дела Кл. руководитель. Организатор
• Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети из неблагополучных семей. Психолог
• Работа с учащимися по воспитанию милосердия и сострадания к людям, нуждающимся в помощи. Кл. руководитель. Организатор
• Производственное совещание "Взаимодействие семьи и школы". Зам. директора по ВР
• Консультация для родителей "Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка". Соц. педагог
• Рейд-проверка учащихся на дому в вечернее и дневное время суток. Социально-психологическая служба
• Совет профилактики "Профилактика курения, пьянства, употребления токсических веществ". Комиссия
• Психологический кружок "Нравственная грамматика". Психолог
• Фестиваль агитбригад Кл. руководители. Организаторы
• Правовой всеобуч "Наркотики и закон" Соц. педагог

Январь

• Контроль за успеваемостью учащихся. Оказание своевременной помощи в обучении. Кл. руководитель, соц. педагог
• Индивидуальные занятия психолога с детьми данной категории Психолог
• Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. Кл. руководитель. Психолог
• Консультация для родителей, на тему: "Возможности дополнительного образования вашего ребенка". Соц. педагог. Психолог
• Вечерний социально-педагогический патруль в микрорайоне школы, посещение семей на дому. Социально-психологическая служба
• МО классных руководителей "Школа – зона здоровья". Зам. директора по ВР
• Производственное совещание при директоре "Организация и состояние работы социальной службы с детьми, нуждающимися в социальной помощи" Зам. директора по ВР
• Психологический кружок "Азбука нравственности" Психолог
• Уроки общения Кл. руководитель
• Разработать социально – педагогический проект "Взаимодействие" Зам. директора по ВР
• Правовой всеобуч "Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты" Соц. педагог
Февраль
• Встреча родителей учащихся с узкими специалистами. Соц. педагог
• Психологический тренинг "Помоги себе сам" Психолог
• Производственное совещание "Состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке". Зам. дир.п по ВР
• Консультация для родителей, на тему: "Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье". Психолог
• Контроль за организацией питания учащихся, нуждающихся в поддержке . Кл. руководитель. Соц. педагог
• Вечерний социально-педагогический патруль в микрорайоне школы. Посещение подростков, нуждающихся в социальной защите на дому. Кл. руководитель. Соц. педагог
• Совет профилактики "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка". Комиссия
• Фестиваль патриотической песни. Кл. руководитель. Организаторы
• Правовой всеобуч "Пропаганда военных профессий". Соц. педагог
Март
• Организация санаторного лечения для нуждающихся детей. Соц. педагог
• Тренинг по развитию коммуникативных способностей детей. Психолог
• Консультация для родителей "Выбор будущей профессии". Соц. педагог
• Родительский университет для родителей на "Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков" Психолог
• Производственное совещание "роль общественных и государственных организаций в воспитании подростков" Зам. директора по ВР
• МО классных руководителей "Состояние и результативность деятельности по осуществлению государственной защите прав детей". Зам. директора по ВР
• Педагогический совет "От конфликта к культуре педагогического общения" Зам.директора по ВР
• Совет профилактики "Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка" Комиссия
• Правовой всеобуч "Пожары. Поджоги. Мера ответственности" Соц. педагог
Апрель
• Контроль за посещаемостью уроков и занятий кружка. Кл. руководитель. Соц. педагог
• Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в нравственно-половом развитии детей" Социальный педагог.
• Производственное совещание "Организация и состояние работы с государственными и общественными организациями". Зам. директора по ВР
• День призывника. Соц. педагоги. Организатор
• Психологический кружок "Азбука нравственности". Психолог
• Уроки нравственности Кл. руководители
• Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы. Посещение подростков на дому. Социально-психологическая служба
• Совет профилактики "Роль семьи в формировании интересов детей и в выборе будущей профессии" Комиссия
• Правовой всеобуч "Ложный вызов МЧС, милиции, скорой помощи". Соц. пед

Май
• Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей. Соц. педагог.
• Консультация для родителей на тему: "Трудоустройство". Соц. педагог
• Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. Кл. руководитель. Психолог
• Подведение итогов работы . Анализ. ЦВР
• Марши мира Кл. руководители. Организаторы
• Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы. Посещение подростков на дому. Социально-психологическая служба
• Совет профилактики "Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей"
• Правовой всеобуч "Драки. Самооборона или преступление" Соц. педагоги
• Подведение итогов работы за год . Зам. директора по ВР


8. Диагностика нравственной самооценки с мамой Ершовой Л. М.

2. Охранно- защитная деятельность.

1. Ведение дневника наблюдений и фиксировать работу с Ершовой Л. М.

2. Профилактическая работа с Ершовой Л. М. консультирование по вопросам

- положительное отношение к ребёнку, искренность в общении с ним;

3. Беседы по правовому воспитанию с Ершовой Л. М.

План психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально опасном положении на 2015-2016 учебный год

4. Проводить постоянную работу с Ершовой Л. М. по вопросам оздоровления мальчика (путёвки)

3. Медико – социальное.

1. Медицинский осмотр (диспансеризация)

Изучение медицинской карты. Ершовой Л. М.

2. Наблюдение за здоровьем ребенка, консультации с Ершовой Л. М. о сохранении здоровья Дмитрия и необходимости своевременного посещения мед. учреждений

4. Учебно – методическое.

1. Консультации с Ершовой Л. М. о необходимости контроля учебной успеваемости Дмитрия.

Работа по предупреждению неуспеваемости (дополнительные занятия).

2. Беседы с Ершовой Л. М. о законах РФ об ответственности родителей за воспитание ребёнка.

3. Посещение на дому Ершовой Л.М. с целью обследования жилищно- бытовых, материальных условий проживания.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно социальный педагог должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

ВложениеРазмер
Программа "Содружество" профилактической работы с детьми и семьями СОП. 199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Директор МБОУ СОШ № 7 г. Охи

с детьми и семьями,

находящимися в социально – опасном положении.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин , порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно социальный педагог должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

Типы "трудных" семей:

  1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
  2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
  3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
  4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
  5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
  1. Социально-медицинские:
  • физические недостатки, патологии самих родителей;
  • физические недостатки, патологии ребенка;
  • психические расстройства одного из родителей;
  • психические заболевания ребенка;
  • алкоголизм, наркомания и т.п. ;
  • нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
  1. Социально-педагогические:
  • гиперопека ребенка;
  • ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
  • расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
  • языковый барьер (двуязычие).
  1. Социально-психологические:
  • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
  • конфликты в семье.
  1. Социально-экономические:
  • низкий материальный уровень семьи;
  • плохие жилищные условия;
  • низкая предметная обеспеченность.
  1. Социально-юридические:
  • незнание своих прав и обязанностей как родителей;
  • юридическая некомпетентность.

Этапы работы с семьей:

  1. Диагностика проблем семьи.
  2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
  3. Содействие в получении социальной помощи.
  4. Диагностика результатов работы.

Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

  • повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
  • содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
  • коррекция внутрисемейных отношений.

Принципы, применяемые в работе с семьей:

  • повышение престижа здоровой семьи;
  • повышение активной жизненной позиции;
  • коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
  • поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
  • социальное партнерство всех служб;
  • изучение и распространение новых технологий;
  • профилактика проблем.
  • патронаж
  • беседа
  • диагностика
  • консультирование
  • занятия
  • тренинг
  • информационность
  • просвещение

Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • принимать активное участие в жизни семьи;
  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • уважать право ребенка на собственное мнение;
  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.

Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

  • Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
  • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

  • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
  • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
  • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
  • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

  • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
  • Пробудить интерес к самообразованию.
  • Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

  • Изменить жизненную ориентацию родителей.
  • Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
  • При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

  • Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
  • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
  • Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

Циклограмма мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

Администрация, классные руководители, социальный педагог

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

По мере выявления

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

Администрация, классный руководитель, социальный педагог

4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений

1 раз в полгода

Социальный педагог, зам. директора по ВР

5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков

Руководители школьных методических объединений классных руководителей, зам. директора по ВР

6. Заседания Совета по профилактике правонарушений

7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Администрация, классные руководители, социальный педагог

9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Классные руководители, социальный педагог

10. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классные руководители, психолог

11. Консультации для детей и родителей

Администрация, психолог, врач

12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений

Собеседование с родителями для выявления проблем семьи и проблем ребёнка, проживающего в семье данного типа.

Контроль за посещаемостью и успеваемостью ребёнка из неблагополучной семьи

Контрольная проверка условий жизни ребенка в неблагополучной семье, составление актов обследования жилищно-бытовых условий и воспитания.

Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования

Участие ребёнка и родителей из неблагополучной семьи в школьных праздниках

Посещение на дому с целью диагностики психологического климата в семье

Итоги 1 четверти

Каникулы для всех. Контроль за ребёнком из неблагополучной семьи.

Беседа с ребёнком из неблагополучной семьи:

Итоги 2 четверти

Психолого - педагогическое консультирование родителей

1 раз в четверть

Заседание родительского комитета класса. Организация профилактической работы с неблагополучной семьёй

Посещение на дому. Организация профилактической работы с неблагополучной семьёй

Международный день 8 Марта. Праздник с привлечением мамы

Взаимодействие со службами района, способными оказать помощь или содействие в решении проблем семьи и детей.

Читайте также: