План социально-педагогической поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (СОП) 2009 – 2010 учебный год
Цель: Оказать всестороннюю помощь детям и семьям по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности.
Сентябрь • Создание банка данных на детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Социальный педагог • Выявление детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Кл. руководитель, соц. педагог • Изучение состояния здоровья. Кл. руководитель, соц. педагог • Производственное совещание "Выполнение закона "Об образовании". Зам. директора по ВР • Индивидуальный план работы с каждым ребенком СОП Кл. руководитель • Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми данной категории Психолог. Администрация • Посещение на дому. Изучение ЖБУ. Кл. руководитель, соц. педагог • Изучение семьи. Изучение трудностей и их причины . Кл. руководитель Социально-психологическая служба • Родительский университет "Социальная адаптация детей". Психолог • Психологический кружок "Азбука нравственности". Психолог • Акция "Детям из неблагополучных семей забота и внимание" Соц педагоги. Октябрь • Вечерний социально-педагогический рейд. Посещение детей на дому. Социальный педагог • Изучение личности учащихся Кл. руководитель, соц. педагог • Изучение семьи (семейных отношений) Кл. руководитель, соц. педагог • Изучение интересов и способностей учащихся Психолог • Вовлечение учащихся с кружковую деятельность. Кл. руководитель, социальный педагог • Индивидуальная консультация для родителей: "Роль семьи в развитии способностей ребенка". Психолог • Контроль за организацией питания учащихся л. руководитель. Соц. педагог • Акция "Милосердия" нуждающимся детям Социальные педагоги • Совет профилактики "Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся" Комиссия • Консилиум "Оказание социально-педагогической и психологической помощи, нуждающимся детям" Комиссия • Правовой всеобуч " Преступление и правонарушение" Соц. педагог Ноябрь • Разработать рекомендации по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации для классных руководителей, для учителей предметников, для родителей. Психолог • Индивидуальные консультации психолога для родителей "Как организовать досуговую деятельность детей". Психолог • Систематический контроль за развитием ситуации в семье. ППС • Изучение уровня адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию Кл. руководитель. Психолог • Организация спортивной секции для детей в трудной жизненной ситуации Учителя физ-ры. Сой. педагог • Консультация для родителей, на тему: "Психологическая помощь и реабилитация". Психолог • Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кл. руководители. Соц.пед • Всемирный день ребенка. Соц. педагог. Кл. руководители • МО классных руководителей "Роль учреждения образования в оказании помощи несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите"" Зам. директора по ВР. Руководитель МО • Административно-педагогический патруль. Посещение неблагополучных семей на дому в вечернее время суток. Администрация • Уроки психологического здоровья. Психолог • Фестиваль агитбригад "Мы за здоровый образ жизни". Организаторы • Правовой всеобуч "Алкоголь – шаг к преступлению" Соц. педагог Декабрь • Вовлечение учащихся данной категории в общешкольные и классные дела Кл. руководитель. Организатор • Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети из неблагополучных семей. Психолог • Работа с учащимися по воспитанию милосердия и сострадания к людям, нуждающимся в помощи. Кл. руководитель. Организатор • Производственное совещание "Взаимодействие семьи и школы". Зам. директора по ВР • Консультация для родителей "Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка". Соц. педагог • Рейд-проверка учащихся на дому в вечернее и дневное время суток. Социально-психологическая служба • Совет профилактики "Профилактика курения, пьянства, употребления токсических веществ". Комиссия • Психологический кружок "Нравственная грамматика". Психолог • Фестиваль агитбригад Кл. руководители. Организаторы • Правовой всеобуч "Наркотики и закон" Соц. педагог
Январь
• Контроль за успеваемостью учащихся. Оказание своевременной помощи в обучении. Кл. руководитель, соц. педагог • Индивидуальные занятия психолога с детьми данной категории Психолог • Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. Кл. руководитель. Психолог • Консультация для родителей, на тему: "Возможности дополнительного образования вашего ребенка". Соц. педагог. Психолог • Вечерний социально-педагогический патруль в микрорайоне школы, посещение семей на дому. Социально-психологическая служба • МО классных руководителей "Школа – зона здоровья". Зам. директора по ВР • Производственное совещание при директоре "Организация и состояние работы социальной службы с детьми, нуждающимися в социальной помощи" Зам. директора по ВР • Психологический кружок "Азбука нравственности" Психолог • Уроки общения Кл. руководитель • Разработать социально – педагогический проект "Взаимодействие" Зам. директора по ВР • Правовой всеобуч "Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты" Соц. педагог Февраль • Встреча родителей учащихся с узкими специалистами. Соц. педагог • Психологический тренинг "Помоги себе сам" Психолог • Производственное совещание "Состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке". Зам. дир.п по ВР • Консультация для родителей, на тему: "Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье". Психолог • Контроль за организацией питания учащихся, нуждающихся в поддержке . Кл. руководитель. Соц. педагог • Вечерний социально-педагогический патруль в микрорайоне школы. Посещение подростков, нуждающихся в социальной защите на дому. Кл. руководитель. Соц. педагог • Совет профилактики "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка". Комиссия • Фестиваль патриотической песни. Кл. руководитель. Организаторы • Правовой всеобуч "Пропаганда военных профессий". Соц. педагог Март • Организация санаторного лечения для нуждающихся детей. Соц. педагог • Тренинг по развитию коммуникативных способностей детей. Психолог • Консультация для родителей "Выбор будущей профессии". Соц. педагог • Родительский университет для родителей на "Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков" Психолог • Производственное совещание "роль общественных и государственных организаций в воспитании подростков" Зам. директора по ВР • МО классных руководителей "Состояние и результативность деятельности по осуществлению государственной защите прав детей". Зам. директора по ВР • Педагогический совет "От конфликта к культуре педагогического общения" Зам.директора по ВР • Совет профилактики "Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка" Комиссия • Правовой всеобуч "Пожары. Поджоги. Мера ответственности" Соц. педагог Апрель • Контроль за посещаемостью уроков и занятий кружка. Кл. руководитель. Соц. педагог • Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в нравственно-половом развитии детей" Социальный педагог. • Производственное совещание "Организация и состояние работы с государственными и общественными организациями". Зам. директора по ВР • День призывника. Соц. педагоги. Организатор • Психологический кружок "Азбука нравственности". Психолог • Уроки нравственности Кл. руководители • Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы. Посещение подростков на дому. Социально-психологическая служба • Совет профилактики "Роль семьи в формировании интересов детей и в выборе будущей профессии" Комиссия • Правовой всеобуч "Ложный вызов МЧС, милиции, скорой помощи". Соц. пед
Май • Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей. Соц. педагог. • Консультация для родителей на тему: "Трудоустройство". Соц. педагог • Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. Кл. руководитель. Психолог • Подведение итогов работы . Анализ. ЦВР • Марши мира Кл. руководители. Организаторы • Вечерний рейд-проверка в микрорайоне школы. Посещение подростков на дому. Социально-психологическая служба • Совет профилактики "Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей" • Правовой всеобуч "Драки. Самооборона или преступление" Соц. педагоги • Подведение итогов работы за год . Зам. директора по ВР
8. Диагностика нравственной самооценки с мамой Ершовой Л. М.
2. Охранно- защитная деятельность.
1. Ведение дневника наблюдений и фиксировать работу с Ершовой Л. М.
2. Профилактическая работа с Ершовой Л. М. консультирование по вопросам
- положительное отношение к ребёнку, искренность в общении с ним;
3. Беседы по правовому воспитанию с Ершовой Л. М.
4. Проводить постоянную работу с Ершовой Л. М. по вопросам оздоровления мальчика (путёвки)
3. Медико – социальное.
1. Медицинский осмотр (диспансеризация)
Изучение медицинской карты. Ершовой Л. М.
2. Наблюдение за здоровьем ребенка, консультации с Ершовой Л. М. о сохранении здоровья Дмитрия и необходимости своевременного посещения мед. учреждений
4. Учебно – методическое.
1. Консультации с Ершовой Л. М. о необходимости контроля учебной успеваемости Дмитрия.
Работа по предупреждению неуспеваемости (дополнительные занятия).
2. Беседы с Ершовой Л. М. о законах РФ об ответственности родителей за воспитание ребёнка.
3. Посещение на дому Ершовой Л.М. с целью обследования жилищно- бытовых, материальных условий проживания.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
- усиление влияния псевдокультуры;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
- "эпидемия" разводов;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно социальный педагог должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Вложение | Размер | Программа "Содружество" профилактической работы с детьми и семьями СОП. | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор МБОУ СОШ № 7 г. Охи
с детьми и семьями,
находящимися в социально – опасном положении.
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин , порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
- усиление влияния псевдокультуры;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
- "эпидемия" разводов;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно социальный педагог должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Типы "трудных" семей:
- Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
- Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
- Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
- Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
- Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
- Социально-медицинские:
- физические недостатки, патологии самих родителей;
- физические недостатки, патологии ребенка;
- психические расстройства одного из родителей;
- психические заболевания ребенка;
- алкоголизм, наркомания и т.п. ;
- нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
- Социально-педагогические:
- гиперопека ребенка;
- ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
- расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
- языковый барьер (двуязычие).
- Социально-психологические:
- недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
- конфликты в семье.
- Социально-экономические:
- низкий материальный уровень семьи;
- плохие жилищные условия;
- низкая предметная обеспеченность.
- Социально-юридические:
- незнание своих прав и обязанностей как родителей;
- юридическая некомпетентность.
Этапы работы с семьей:
- Диагностика проблем семьи.
- Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
- Содействие в получении социальной помощи.
- Диагностика результатов работы.
Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.
- повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
- содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
- коррекция внутрисемейных отношений.
Принципы, применяемые в работе с семьей:
- повышение престижа здоровой семьи;
- повышение активной жизненной позиции;
- коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
- поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
- социальное партнерство всех служб;
- изучение и распространение новых технологий;
- профилактика проблем.
- патронаж
- беседа
- диагностика
- консультирование
- занятия
- тренинг
- информационность
- просвещение
Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
- Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
- Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
- Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
- Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
- Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
- Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
- Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
- Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
- Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
- Пробудить интерес к самообразованию.
- Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
- Изменить жизненную ориентацию родителей.
- Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
- При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
- Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
- Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
- Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании
Циклограмма мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей
Администрация, классные руководители, социальный педагог
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка
По мере выявления
Классный руководитель, психолог, социальный педагог
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей
Администрация, классный руководитель, социальный педагог
4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений
1 раз в полгода
Социальный педагог, зам. директора по ВР
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков
Руководители школьных методических объединений классных руководителей, зам. директора по ВР
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей
По мере необходимости
Администрация, классные руководители, социальный педагог
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей
По мере необходимости
Классные руководители, социальный педагог
10. Изучение положения подростка в коллективе
По мере необходимости
Классные руководители, психолог
11. Консультации для детей и родителей
Администрация, психолог, врач
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений
Собеседование с родителями для выявления проблем семьи и проблем ребёнка, проживающего в семье данного типа.
Контроль за посещаемостью и успеваемостью ребёнка из неблагополучной семьи
Контрольная проверка условий жизни ребенка в неблагополучной семье, составление актов обследования жилищно-бытовых условий и воспитания.
Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования
Участие ребёнка и родителей из неблагополучной семьи в школьных праздниках
Посещение на дому с целью диагностики психологического климата в семье
Итоги 1 четверти
Каникулы для всех. Контроль за ребёнком из неблагополучной семьи.
Беседа с ребёнком из неблагополучной семьи:
Итоги 2 четверти
Психолого - педагогическое консультирование родителей
1 раз в четверть
Заседание родительского комитета класса. Организация профилактической работы с неблагополучной семьёй
Посещение на дому. Организация профилактической работы с неблагополучной семьёй
Международный день 8 Марта. Праздник с привлечением мамы
Взаимодействие со службами района, способными оказать помощь или содействие в решении проблем семьи и детей.
Читайте также:
|