План работы по воспитанию толерантности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Толерантность как качество личности, необходимое современному ребенку для успешной адаптации к окружающему миру. Формы и методы воспитательной деятельности педагога для обучения младших школьников уважительному и толерантному общению друг с другом.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 08.05.2016
Размер файла 13,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Воспитание толерантности в начальной школе

Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Это такие понятия, как признание, принятие, понимание, адаптация, устойчивость, терпимость, допустимость. Каждый человек это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, падениями и взлетами. Конечно, было бы идеально, если бы все люди относились друг к другу терпимее.

Начальная школа - это один из этапов в формировании у детей толерантного сознания. Что же такое толерантность и как её воспитывать у детей?

Обучение младших школьников уважительному и толерантному общению друг с другом - многоплановый процесс в учебно-воспитательной деятельности учителя начальной школы. Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения - главном виде деятельности в школе. Разнообразие предметов в начальной школе дает возможность учителю так организовать деятельность учеников, чтобы помочь ему сформировать нравственное сознание. Ведь урок - это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности каждого человека.

Учитель начальных классов использует разнообразные формы работы на уроке.

Это: - работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;

- использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);

- знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;

- использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);

- личный пример учителя

Но не только на уроках учитель формирует толерантные отношения. Тут и внеклассные мероприятия, и кружковая работа, и беседы, как с детьми, так и с родителями. При этом педагог должен придерживаться определенных принципов работы.

-Сопровождать, а не управлять. Учитель должен помогать ребенку выражать свои собственные чувства, а не угадывать мнение учителя.

-Преимущественная ориентация на эмоциональную сферу ребенка.

-Работа с теми наблюдениями и знаниями, которые дети сами считают важными для себя.

Большую помощь при формировании толерантного отношения оказывает проведение классных часов, экскурсий. Именно они способствуют:

- углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;

- более содержательному знакомству с историей своей семьи;

- углублению знаний об истории, традициях, культуре народов;

- воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Тематика классных часов направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народа. Внеклассные занятия, посвященные природе родного края, а также работа на уроках литературного чтения и окружающего мира позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать. Огромное значение имеют также экскурсии. Через них учащиеся младшего школьного возраста учатся воспринимать в качестве одной из главных ценностей Малую родину - место, в котором они живут, его историю, особенности быта, традиции и черты характера его жителей.

Во время проведения внеклассных мероприятий, тематических праздников можно познакомить младших школьников со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков.

Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество - пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые позволяют познакомить детей со славными подвигами богатырей - защитников земли.

Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно учить ребенка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

Немаловажную роль в деятельности классного руководителя играет работа по нравственному воспитанию, становлению и сплочению детского коллектива. Перед учителем при этом стоят важные задачи:

- развивать у учащихся коммуникативные навыки;

- способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;

- познакомить с основными правилами делового и бытового этикета;

- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;

- формировать понимание значения дружбы для каждого ребенка.

Эта работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Чем чаще классный руководитель общается с детьми, обсуждает жизненно-важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем более шансов сплотить и сдружить детский коллектив.

Очень важно в деле формирования коллектива привлекать родителей. Это поможет повысить положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной, обстановки в детском коллективе для каждого ребенка. толерантность личность школьник обучение

Нравственное воспитание несет в себе любовь и уважение к людям, бережное отношение к природе. А постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу, в гармонию. А значит, и в толерантность.

Подобные документы

Сущность социализации личности. Специфика проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте. Характеристика социального приюта для детей и подростков. Деятельность социального педагога по формированию толерантности в социальном приюте.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 05.02.2011

Педагогические и психологические подходы воспитания толерантности. Структура и качественные характеристики компонентов толерантности младших школьников. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности учащихся в условиях начальной школы.

дипломная работа [371,3 K], добавлен 10.06.2015

Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга. Мероприятия по формированию толерантного поведения у детей.

курсовая работа [217,8 K], добавлен 20.06.2012

Школьный урок и его влияние на развитие ребенка. Самостоятельность как компонент этического становления самоорганизации детей. Психолого-педагогические условия, методы и подходы к воспитанию положительной оценки к окружающему миру у младших школьников.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 06.03.2012

Понятие толерантности и его роль в современном процессе педагогического обучения. Условия эффективности системы формирования этнотолерантности школьников. Особенности уроков толерантности для младших школьников, роль родителей и педагогов в обучении.

Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений."
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

Пояснительная записка к программе

Формирование толерантности у младших школьников

в ходе реализации программы социального развития

«Если я чем- то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

А. де Сент-Экзюпери

В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая человеческая личность. Важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 ноября.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам существовал и продолжает существовать в нашем обществе в целом. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид, интересы, увлечения, привычки. Очень часто возникает проблема межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости.

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.

Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Практическая подготовленность ребенка состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях. Именно это способствует формированию гражданской индентичности обучающихся.

Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе заключаются в :

-раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;

-организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;

-формировании у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;

-развитии толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;

-развитии умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;

-конструктивном выходе из конфликтных ситуаций ; ненасильственном выражении своих чувств и переживаний;

- построении своего поведения и деятельности на ненасильственной основе; доверии к другому человеку;

Актуальность выбранной проблемы

формирования толерантности у младших школьников

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно , проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. Это актуальная задача может решаться уже в начальной школе.

Младший школьный возраст – время, когда есть большие возможности для того, чтобы у ребенка формировались ценные качества личности. Успешное овладение в школе разнообразным кругом знаний создает у младшего школьника хорошее эмоциональное самочувствие.

С воспитанием в нас закладывается, что различных людей нужно воспринимать такими, какие они есть, со своими традициями, обычаями, стереотипами поведения. Однако в реальной жизни часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.

Данный курс представляет программу информационных, практических, мониторинговых занятий и социально-значимых видов деятельности для формирования толерантности, как качества гуманистической направленности личности. Занятия содействуют распространению социальных образцов толерантности, практическому приобщению к культуре толерантности младшего школьника; формируют личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимоуважения.

Поступки детей, их взаимоотношения в кругу сверстников постоянно оцениваются с духовно-нравственной стороны. Отношения детей к нравственным и общечеловеческим ценностям можно сформировать. Мы должны подготовить его к тем жизненным ситуациям, которые ему незнакомы и с которыми он может встретиться в жизни.

Большой запас духовно-нравственных представлений, получаемых в ходе реализации данного курса, позволит младшему школьнику иметь ориентир для выбора способа поведения в новых для него ситуациях.

Предполагаемый результат реализации программы

Среди учащихся снизится уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия.

Изменится восприятие учащимися себя и других людей, что отразится на уменьшении различных разногласий.

Возрастет осознание себя частью классного коллектива.

Осуществится признание многообразия культур.

Укрепятся связи поколений.

Возрастет взаимопонимание и доверие между учителем, учениками и их родителями.

Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 4-х лет. В программе воспитания, где главным направлением является толерантность, мы опираемся на личностно – ориентированный и деятельностный подход.

Данный курс содержит программу занятий, которые включают в себя информационные, практические, мониторинговые и социально-значимые виды деятельности.

Основная цель программы

- содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей младшего школьного возраста;

- способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

2. Развивать эмпатические и коммуникативные способности; умение предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

3. Способствовать применению навыков толерантного поведения в повседневной жизни в школе и за ее пределами.

Данная программа предназначена помочь школьнику познать себя, окружающих людей, свой город, свою страну, свою планету т.е познать социальный мир и свое место в нем. Она позволит ребенку приоткрыть тайну функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей; о том, как велика наша планета, как появились люди на Земле. Как они живут сейчас, познакомит детей с их правами и обязанностями.

Это программа социального воспитания младшего школьника, способствующая его общему развитию.

Стержнем программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включиться в процесс самовоспитания.

Творческий потенциал личности младшего школьника формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Разрабатывая данную программу, я учитывала, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступком.

Было бы неверным рассматривать воспитание толерантности как особый раздел социально-нравственного воспитания. Ведь нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявления толерантности связаны с отношением к обществу, окружающим людям, к вещам и к самому себе.

Программа дает материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов – всего того, чем наполнена жизнь современного школьника.

Формы работы с учащимися:

Предпочтительны следующие методы работы :

В ходе реализации программы используются дидактические игры, наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, праздники, развлечения, индивидуальные беседы.

Построение программы

Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.

Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других.

Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:

1) знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый

человек - уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);

3) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);

4) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество);

Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.

Что я знаю о себе

( Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки, мои умения. Моя родословная, Моя семья. Моя страна. Я - как гражданин и патриот. )

Цель раздела – формировать у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенности в себе, умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Требования к уровню усвоения раздела:

- называть и показывать, объясняя назначение частей тела и органов

-замечать ярко выраженное настроение взрослых и детей, уметь управлять своим настроением, чувствами, предвидеть последствия поступков. слов;

- знать родственные связи и свою социальную роль, устанавливая различия между людьми как преимущество, взаимообогащение;

-анализировать и оценивать поведение свое и других людей, уметь дружить, не обижать сверстников и младших детей.

Кто такие взрослые .

(Взрослые и дети. Зачем и как работают взрослые, отдыхают. Их права и обязанности, закрепленные в Конституции страны)

Цель раздела – поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Требования к уровню усвоения раздела:

- знать и понимать что дети становятся взрослыми, взрослые были

- осознавать, что взрослым и детям нужно заботиться друг о друге, бережно относиться к старым людям, уважать их, помогать им;

-уметь с пользой использовать свое свободное время, осознавая, что человек получает радость от добросовестного творческого труда;

-оценивать положительные и негативные поступки взрослых и детей.

Человек-творец .

(Человек- творец вещей, произведений искусства, хранитель природы, традиций и обычаев государства и народностей )

Цель раздела – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека; воспитывать у ребенка познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

Требования к уровню усвоения раздела:

- знать и понимать, что человек умеет трудиться творчески, может делать открытия, создавать новое;

-уметь оценивать творческое начало в личности любого человека;

-иметь представление об отношении человека к природе и ее развитие;

-знать настоящее, прошлое и будущее некоторых предметов;

- понимать зачем природа нужна человеку и зачем человек нужен природе;

-владеть информацией об ученых, изобретателях и их открытиях;

-оказывать посильную помощь в уходе за растениями и животными, ремонте техники и оборудовании.

4. Земля – наш общий дом

(Что такое Земля, какие люди живут на ней, как заселили. Моя страна, мой народ. Государство и общество людей) рувствам, мнениям, идеям, верова000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

Цель раздела – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности . культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли, своей страны.

Требования к уровню усвоения раздела:

- объяснять, почему Земля- наш общий дом, понимая что на планете живет много разных людей, похожих и в тоже время очень отличающихся друг от друга;

-знать разные версии происхождения человека на Земле, объяснять свою точку зрения; -дружить со всеми детьми, независимо от их национальности, цвета кожи. -устанавливать причинно-следственные связи необходимости знакомства с обычаями и традициями других народов, изучением иностранных языков; -уметь рассказывать о своей стране, своем городе, понимая что и другие страны находятся на Земле – нашей планете.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

1 блок – образовательно-воспитательный (познавательный), представлен системой классных часов, диспутов, бесед. Приведу лишь некоторые обсуждаемые темы:

Толерантность как качество личности, необходимое современному ребенку для успешной адаптации к окружающему миру. Формы и методы воспитательной деятельности педагога для обучения младших школьников уважительному и толерантному общению друг с другом.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 08.05.2016
Размер файла 13,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Воспитание толерантности в начальной школе

Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Это такие понятия, как признание, принятие, понимание, адаптация, устойчивость, терпимость, допустимость. Каждый человек это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, падениями и взлетами. Конечно, было бы идеально, если бы все люди относились друг к другу терпимее.

Начальная школа - это один из этапов в формировании у детей толерантного сознания. Что же такое толерантность и как её воспитывать у детей?

Обучение младших школьников уважительному и толерантному общению друг с другом - многоплановый процесс в учебно-воспитательной деятельности учителя начальной школы. Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения - главном виде деятельности в школе. Разнообразие предметов в начальной школе дает возможность учителю так организовать деятельность учеников, чтобы помочь ему сформировать нравственное сознание. Ведь урок - это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности каждого человека.

Учитель начальных классов использует разнообразные формы работы на уроке.

Это: - работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;

- использование на уроках естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);

- знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;

- использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);

- личный пример учителя

Но не только на уроках учитель формирует толерантные отношения. Тут и внеклассные мероприятия, и кружковая работа, и беседы, как с детьми, так и с родителями. При этом педагог должен придерживаться определенных принципов работы.

-Сопровождать, а не управлять. Учитель должен помогать ребенку выражать свои собственные чувства, а не угадывать мнение учителя.

-Преимущественная ориентация на эмоциональную сферу ребенка.

-Работа с теми наблюдениями и знаниями, которые дети сами считают важными для себя.

Большую помощь при формировании толерантного отношения оказывает проведение классных часов, экскурсий. Именно они способствуют:

- углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;

- более содержательному знакомству с историей своей семьи;

- углублению знаний об истории, традициях, культуре народов;

- воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Тематика классных часов направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народа. Внеклассные занятия, посвященные природе родного края, а также работа на уроках литературного чтения и окружающего мира позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать. Огромное значение имеют также экскурсии. Через них учащиеся младшего школьного возраста учатся воспринимать в качестве одной из главных ценностей Малую родину - место, в котором они живут, его историю, особенности быта, традиции и черты характера его жителей.

Во время проведения внеклассных мероприятий, тематических праздников можно познакомить младших школьников со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков.

Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество - пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые позволяют познакомить детей со славными подвигами богатырей - защитников земли.

Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно учить ребенка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

Немаловажную роль в деятельности классного руководителя играет работа по нравственному воспитанию, становлению и сплочению детского коллектива. Перед учителем при этом стоят важные задачи:

- развивать у учащихся коммуникативные навыки;

- способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;

- познакомить с основными правилами делового и бытового этикета;

- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;

- формировать понимание значения дружбы для каждого ребенка.

Эта работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Чем чаще классный руководитель общается с детьми, обсуждает жизненно-важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем более шансов сплотить и сдружить детский коллектив.

Очень важно в деле формирования коллектива привлекать родителей. Это поможет повысить положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной, обстановки в детском коллективе для каждого ребенка. толерантность личность школьник обучение

Нравственное воспитание несет в себе любовь и уважение к людям, бережное отношение к природе. А постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу, в гармонию. А значит, и в толерантность.

Подобные документы

Сущность социализации личности. Специфика проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте. Характеристика социального приюта для детей и подростков. Деятельность социального педагога по формированию толерантности в социальном приюте.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 05.02.2011

Педагогические и психологические подходы воспитания толерантности. Структура и качественные характеристики компонентов толерантности младших школьников. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности учащихся в условиях начальной школы.

дипломная работа [371,3 K], добавлен 10.06.2015

Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга. Мероприятия по формированию толерантного поведения у детей.

курсовая работа [217,8 K], добавлен 20.06.2012

Школьный урок и его влияние на развитие ребенка. Самостоятельность как компонент этического становления самоорганизации детей. Психолого-педагогические условия, методы и подходы к воспитанию положительной оценки к окружающему миру у младших школьников.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 06.03.2012

Понятие толерантности и его роль в современном процессе педагогического обучения. Условия эффективности системы формирования этнотолерантности школьников. Особенности уроков толерантности для младших школьников, роль родителей и педагогов в обучении.

Автор: Тулинова Елена Дмитриевна,учитель начальных классов Марьинской общеобразовательной школы I-III ступеней №1.
Предлагаю Вашему вниманию методические и игровые приёмы формирования у детей принятия друг друга такими, какие они есть. Материал предназначен для педагогов и воспитателей.
Цели и задачи:
- воспитание личности, которая осознаёт достоинство человека;
- воспитание терпимости (сам по себе высокий и полезный принцип толерантности нуждается в правильном понимании: это не означает терпимости к злу и преступности);
- воспитание гуманности;
- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.









В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому что мы боимся их, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным означает уважать других, не взирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Читайте также: