План работы по воспитанию положительного отношения к труду взрослых в доу

Обновлено: 07.07.2024

Учёные утверждают, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех в большей степени, чем особо выдающиеся способности человека.

Что такое жизненный успех? Это высокий уровень материального благосостояния, почёт и уважение, удовлетворённость своим трудом, стабильность социального статуса. В условиях рыночной экономики это возможно только мастеру своего дела - профессионалу.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Социологи определили её как общность людей, занятых определённым видом труда. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период жизни. Задача взрослых доходчиво рассказать ребёнку о профессиях взрослых, раскрыть ценность их труда, сформировать бережное отношение к результатам труда.

Экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведённые в 70-80-е годы под руководством профессора В.И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления о труде взрослых, а то, что у дошкольников можно сформировать системные знания о трудовом процессе как единице труда.

Взрослые шьют одежду, строят дома, варят еду, печатают книги, работают на фабриках и заводах - их трудовая деятельность состоит из множества разнообразных трудовых процессов, в результате которых преобразуются предметы труда (исходный материал) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека.

По мнению исследователей, дети способны вычленить труд взрослых из многообразия явлений современного мира. Они могут осознать его ценность, понять мотивы и цели деятельности взрослых, способы деятельности, значение каждого компонента труда в достижении итогового результата, последовательность их включения в трудовой процесс.

Действительно, для того, чтобы реализовать задуманное, человеку нужны материалы или предметы труда, инструменты, он должен действовать с определённой логикой, качественно выполняя каждое действие. Это позволяет показать ребёнку структуру труда, сам ход достижения результата.

Такие знания о труде обеспечивают возникновение устойчивого интереса детей к труду взрослых, стремление научиться трудиться, как они, стать такими же умелыми. Дети начинают осознавать личностные качества, необходимые умелому, деловому человеку.

Коллектив нашего детского сада поставил перед собой задачу внедрить педагогическую технологию программы "Детство", ориентированную на целостное развитие ребёнка. Суть педагогической технологии заключается в конструировании в детском саду единого процесса социализации ребёнка, "когда дети приобретают в игре и других видах детской деятельности первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции и индивидуализации, позволяющей ребёнку осознать своё "Я", свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество, социальную компетентность" [2].

Отличительной особенностью педагогической технологии реализации образовательной программы "Детство" является направленность на творческий характер. Педагоги детского сада на основе предложенной системы работы по ознакомлению детей с предметным миром, трудом взрослых и приобщению дошкольников к азам трудовой деятельности, создают необходимые образовательные ситуации, разрабатывают конспекты интегрированных занятий, сотрудничают с родителями воспитанников.

Интерес детей к деятельности взрослых наблюдается уже в младших группах детского сада. Однако большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат. Все компоненты трудовой деятельности для них слиты и не воспринимаются раздельно. Вот почему дети не могут рассказать даже о тех трудовых процессах, которые взрослые осуществляют на их глазах ежедневно. Воспитатели младших групп знакомят их с конкретными трудовыми процессами, которые выполняют люди, работающие в детском саду.

На первых этапах организуется наблюдения за деятельностью помощника воспитателя: няня моет посуду, накрывает на стол, раздаёт пищу, моет пол, вытирает пыль. В ходе наблюдения конкретных процессов хозяйственно-бытового труда взрослых воспитатель раскрывает детям цель и мотивы их деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя их необходимость.

Первый компонент труда - постановка цели и мотивация трудового процесса. Чтобы детям стала ясна необходимость труда, понятны мотивы деятельности взрослых, воспитателем конструируются разнообразные житейские образовательные ситуации, являющиеся естественной частью педагогического процесса детского сада.

Например, столы не накрыты - нельзя обедать, грязная чашка - нельзя из неё пить. Об этом позаботится няня. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрываются детям через осознание их собственных потребностей. Внимание детей направлено на получение результата труда.

Второй компонент труда - отбор предметов труда осуществляется на глазах детей: воспитатель предлагает помочь няне собрать со столов грязную посуду, снять с вешалки грязные полотенца и пр. Это даёт возможность сделать малышей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого.

Третий компонент труда - трудовое оборудование. Осуществляя трудовой процесс, взрослый отбирает необходимое для его осуществления оборудование, показывает его детям, называет, а воспитатель обеспечивает хоровое проговаривание, чтобы названия лучше запомнились детям. Одновременно обращает внимание на организацию трудового процесса, как взрослый подготовился к работе, почему надел передник, зачем засучил рукава, почему няня вымыла руки перед сервировкой стола и т.д.

Четвёртый компонент труда - состав и порядок выполнения взрослым трудовых действий. Важно, чтобы малыши получили общее представление о последовательности действий, их цепочке. В младшей группе выделяют только наиболее значимые из них, трудовой процесс упрощается. Каждое значимое трудовое действие показывается, объясняется и мотивируется в доступной для малышей форме.

Например, няня показывает, как она моет чашку: тщательно трёт её внутри, затем снаружи, донышко, у ручки. Она трёт эти места до тех пор, пока чашка не станет чистой. "Грязь оттёрта, но из чашки ещё нельзя пить, что же делать?" - спрашивает воспитатель детей. Наблюдая за действиями няни, дети отвечают на поставленный вопрос, фиксируют под руководством воспитателя особенности трудовых действий няни.

В конце наблюдения дети с помощью воспитателя выделяют итоговый результат труда: чашка чистая - из неё можно пить, стол накрыт к обеду - можно садиться за стол; определяют значимость результата труда: няня позаботилась о детях - чисто вымыла посуду, накрыла на стол.

Возрастные возможности детей среднего дошкольного возраста позволяют сделать важные шаги к приобщению к миру взрослых. Данный возраст весьма значим для воспитания ценностного отношения к труду сотрудников детского сада и всех, кто заботится о детях. В этой группе продолжают проводиться наблюдения за трудовыми процессами сотрудников детского сада по методике, аналогичной той, что использовалась в работе с младшими дошкольниками: воспитатель раскрывает детям цель и мотивы деятельности, последовательно фиксирует внимание на каждом компоненте трудового процесса - от постановки цели до получения результатов труда. Наблюдения в средней группе более детальные, и воспитатель помогает ребёнку увидеть личностные качества человека, проявляющего в своей деятельности заботу о детях (Рисунок 1).


В средней группе для ознакомления с профессиональной деятельностью сотрудников детского сада проводятся экскурсии на кухню, в прачку, в кабинеты медсестры и кастелянши.

Перед экскурсией воспитатель создаёт положительный эмоциональный настрой, настраивает детей на получение новых знаний и ярких впечатлений. В ходе экскурсий основное внимание обращается на направленность, содержание и структуру трудовых процессов, на их конечный результат, на то, какими инструментами и оборудованием пользуются работники детского сада.

Впечатления от экскурсий закрепляются через беседы по их содержанию и дидактические игры: "Отгадай, кем он работает", "Кто, что делает", "Кому, что нужно для работы", "Магазин" (Рисунок 2).


В работе по ознакомлению с трудом взрослых важное место отводится конструированию образовательных ситуаций в повседневной жизни группы. С помощью знакомого детям игрового персонажа, воспитатель разыгрывает наблюдаемый ранее трудовой процесс, фиксируя их внимание на всех компонентах труда. Задача воспитателя - вести игру весело, поставить каждого ребёнка в субъективную позицию, оживить имеющиеся знания, начать их перевод в умения, поэтому детям предлагается помочь игрушке отобрать предметы труда, оборудование, организовать рабочее место, напомнить порядок выполнения трудовых действий. Воспитатель широко привлекает детей к проверке качества промежуточных и итоговых результатов труда (Рисунок 3).


Основной формой организации жизни детей средней группы является игра. Отчётливые представления детей о трудовой деятельности взрослых и характерное для данного возраста стремление быть как взрослые, побуждают детей к сюжетным играм. Целенаправленные наблюдения, первые экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом сотрудников детского сада, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений, расширению тематики игр, разнообразию сюжетов, обогащению арсенала игровых действий (Приложение №1, рисунок 4).


В старшем дошкольном возрасте обобщаются представления детей о труде взрослых. На основе знакомства с азами экономики, происходит ознакомление с современной техникой, разнообразными видами труда и профессиями, в том числе и с профессиями родителей.

Программа для детей старшего возраста предполагает насыщенное образовательное содержание, широкий круг представлений о разных видах производительного и обслуживающего труда, соответствующее познавательным интересам современного ребёнка.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста важно не только сформировать систему знаний о трудовом процессе, но и научить общению с незнакомыми людьми. Такое общение удобно организовывать при проведении экскурсий.

Администрацией детского сада при поддержке родителей воспитанников были организованы экскурсии, которые значительно расширили представления детей о разнообразии профессий.

Экскурсия на хлебокомбинат дала детям возможность увидеть процесс производства хлеба и хлебобулочных изделий. Они увидели все компоненты трудового процесса, познакомились с людьми, которые заняты в производстве хлеба, узнали названия новых профессий и поняли, что качество хлеба зависит от отношения к своему делу каждого, кто участвует в его производстве (Приложение №2, рисунок 5).


В ходе экскурсии на почту, дети получили представления о труде работников почты, о его значении для близких людей, живущих далеко друг от друга. Они имели возможность задать интересующие их вопросы, и своими глазами увидеть, как готовят посылки и письма к отправке адресату (Рисунок 6).


Знакомя детей с широким кругом профессий взрослых, стараемся удовлетворить познавательные интересы детей обоего пола. Экскурсия в пожарную часть вызвала большой интерес у мальчиков. Они из первых уст послушали рассказ о героической профессии пожарного, познакомились с техникой и средствами пожаротушения, имели возможность примерить головной убор, посидеть в кабине пожарной машины, понаблюдали за работой диспетчера. В результате дети поняли, что только сильные, смелые и отважные люди могут работать пожарными (Рисунок 7).


Накануне празднования Дня защитника отечества была организована встреча детей с офицером морского флота. Он рассказал о своей профессии, о её значении, показал фрагменты видеозаписи военного парада в Балтийске и приветствие Президента России (Рисунок 8).


В рамках подготовки к педсовету на тему: "Приобщение дошкольников к труду как социальной ценности" в гости к детям приходили родители, которые работают на наших главных городских предприятиях. Они рассказали о заводах и продукции, которая там выпускается, о значении этой продукции для города и страны, выразили уверенность, что когда дети вырастут, они пополнят ряды рабочих и инженеров, будут продолжать славные заводские традиции.

В ходе работы по подготовке детей к обучению в школе были проведены экскурсии в школу. Дети получили представления о школе, о разнообразии профессий и труде людей, которые там работают. Мы постарались довести до сознания детей, что их профессиональная деятельность, направлена на то, чтобы дети получали хорошие знания, чтобы они были здоровы и могли интересно проводить досуг. Школа - это место, где детей ждут умные, добрые и понимающие взрослые (Приложение №3, рисунок 9).


Яркие впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Дети легко находят роли, линии развития сюжета, комбинируют ситуации. Игра становится длительной, объединяющей в общий сюжет небольшие группы детей. Сегодня наши воспитанники с удовольствием играют в такие сюжетно - ролевые игры: "Школа", "Почта", "Пожарные", "Моряки", "Строители" и др. В играх они отражают профессиональную деятельность взрослых людей, представляют себя представителями разных профессий (Рисунок 10).


Результатом проделанной работы является то, что наши воспитанники стали проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, они имеют представление о многообразии профессий, знают о профессиональной деятельности своих родителей, понимают значимость их труда.

В ходе целенаправленной работы по ознакомлению с профессиональной деятельностью взрослых, ненавязчиво подводим детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, и им следует дорожить. Профессионалы - настоящие мастера своего дела, они пользуются большим уважением.

ВложениеРазмер
programma_ragimova.docx 72.22 КБ

Предварительный просмотр:

на заседании Педагогического совета

Протокол № 3 от 27.08.2018

заведующего МАДОУ № 26

Приказ № 77 от 27.08.2018

по трудовому воспитанию старших дошкольников

(хозяйственно – бытовой труд)

срок реализации программы 2 года

возраст детей (5 -7 лет) (8лет)

Рагимова Т.Н., воспитатель

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Принципы и подходы

1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

1.5. Планируемый результат

II. Содержательный раздел

2.1. Перспективно-тематическое планирование

2.2. Формы, методы и средства реализации программы

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

III. Организационный раздел

3.1. Компоненты трудовой деятельности

3.2. Перечень оборудования и дидактического материала

3.3. Материально-техническое обеспечение

3.4. Используемые источники

  • Развитие трудовой деятельности;
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах неодинаков. Именно хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста становится содержательнее, коллективным, формируются основные психические качества личности, самостоятельности, активность, целеустремлённость, что позволяет шире использовать хозяйственно-бытовой труд как средство нравственного воспитания детей: понимание необходимости и важности такого труда, оценка своего труда и труда людей, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. Данная программа реализуется в течении 2 лет/ для воспитанников (5-7 (8) лет) старшего дошкольного возраста.

Цель: формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду через непосредственное участие детей в посильной деятельности в детском саду и дома.

  1. Учить детей практическим действиям с предметами-орудиями и другими средствами необходимыми для выполнения трудовых действий.
  2. Формировать трудовые умения и навыки планирования, организацию и контроль своего труда.
  3. Воспитывать у детей желание трудиться, проявлять инициативу и самостоятельность.
  4. Прививать любовь к труду в коллективе, учить взаимодействовать со сверстниками в процессе хозяйственно-бытовых поручений.

Основополагающие принципы реализации программы:

  • Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
  • Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
  • Принцип индивидуализации (учет возможности, потребностей и особенностей развития)
  • Принцип конкретности и доступности обучения, соответствие требований, приемов, методов и условий возрастным и индивидуальным особенностям детей.

и реализации и программы характеристики:

Особенности ДОО, статус, образовательная политика, материально-технические условия и др; возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников.

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

от 5 до 6 лет (Старшая группа)

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Вспомним феномен Ж. Пиаже о длине извилистой и прямой дорожек. Если расстояние (измеряемое по прямой) между начальной и конечной точками более длинной, извилистой дорожки меньше расстояния между начальной и конечной точками прямой дорожки, то прямая дорожка (которая объективно короче извилистой) будет восприниматься детьми как более длинная. Точно так же машинка, которая проехала меньший путь, но остановилась впереди другой машинки, которая проехала больший путь, будет рассматриваться детьми как проехавшая больший путь и ехавшая быстрее. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

В качестве примера можно привести задание: детям предлагается выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую - либо из фигур и попросить ребенка назвать самую непохожую на нее фигуру, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В работе с детьми старшего возраста уделяют большое внимание расширению процессов хозяйственно-бытового труда; во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки и стаканы.

На шестом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками планирования и организации бытового труда.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становится коллективным. Большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие поручения. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цели, планировать работу, доводить ее до конца.

Основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

от 6 до 7 лет (Подготовительная группа)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых: поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения.

Способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного с сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

В подготовительной к школе группе хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно-бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются раздача второго и третьего блюда. Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.

Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий: работать быстро, ловко, аккуратно. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, распределять обязанности, подбирать оборудование.

Активное участие детей седьмого года жизни в хозяйственно-бытовом труде осуществляется одновременно через коллективную трудовую деятельность, полезной окружающим и через выполнение поручений, обязанностей дежурных. Можно предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов и пр. При постановке перед детьми подобных целей важно добиться понимания ими полезности дел, за которые они берутся, обращать внимание на то, какое значение имеет их трудовая деятельность для окружающих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

День недели

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения)

Национально-культурный компонент

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Формирование КГН и навыков –закреплять умение мыть руки и вытирать их своим полотенцем.

Предложить детям настольные игры. Закреплять умение играть за столом . Привлечь Рому, Леру, Мишу.

Понедельник 25 .09. 2017г.

2.Физ. культура

По плану специалиста.

Прогулка I:

Индив/работа по развитию ОВД :пройди по мостику.

Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время обеда, умении е пользоваться салфетками.

Выносной материал для самостоятельной игровой деятельности детей.

С.Маяковского «Кем быть?

Умение воспринимать художественное слово, проговаривать фразы, активизировать речь.

Прогулка II:

Упражнять в подбрасывании мяча вверх двумя руками с Никитой, Дашей.

Воспитание КГН, навыков самообслуживания и

взаимопомощи при одевании.

Игрушки для игры в песочнице.

Настольно-печатные игры по выбору детей - усидчивость

Предложить детям мячи. Развивать ловкость, глазомер.

Работа с родителями:

День недели

Основная часть

Вариативная часть

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Автор: Посохина Марина Владимировна

Населенный пункт: Пермский край ЗАТО Звёздный

Актуальность проблемы:

Цель проекта: Создание условий для воспитания уважения к труду взрослых, под средством знакомства с профессиями своих родителей.

Задачи проекта:

- Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

- Развивать умение детей ориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.

- Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

- Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

- Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Вид проекта: Познавательный, информационный, творческий.

Участники проекта: Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).

Сроки реализации: Долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2020 год).

Возраст: Дети старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Гипотеза проекта:

Планируемый результат:

Для детей:

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

- пополнение лексики воспитанников;

- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

- повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Условия реализации проекта:

- Организация предметно - развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

- Осуществление коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

- Создание единого ценностно - смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Этапы проекта:

I этап (организационный): выявление проблемы, определение перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей, проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими предприятиями и организациями.

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Методы сбора информации:

- Анализ современных образовательных программ ДОО

- Обследование предметно-пространственной среды

- Беседы с детьми

- Наблюдение за играми

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

- Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям.

- Рассказы о разных профессиях.

- Экскурсии с детьми по профильной ориентации.

Познавательное развитие:

- Знакомство с профессиями родителей.

- Встречи с интересными людьми.

Речевое развитие:

- Прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Физическое развитие:

Игровая деятельность:

- Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

Работа с родителями:

- Встречи с интересными людьми.

- Рассказы родителей о своих профессиях.

Вывод:

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаем, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Реализация проекта показывает свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решаются, а цель достигается так как проект ещё в стадии реализации и его окончание состоится в мае 2020 года. Реализация данного проекта помогает пробудить интерес и уважение детей к разным профессиям взрослых. Ребята узнали и узнают много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Ожидаемые результаты:

Мы рассказываем и знакомим детей с профессиями родителей. Стараемся объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказываем, что взрослым нравится приносить пользу людям, что они с удовольствием ходят на работу. Знакомство детей с профессиями происходит и во время игр, так как игра это ведущий вид деятельности дошкольника. Дети знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе. Экскурсии, мастер – классы, встречи с интересными людьми - знакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться. Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но мы считаем, что это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни. Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей. Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.

Список используемой литературы:

2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

6. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

7. Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М. Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

8. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М.: Сфера, 2005 – 64 с.

9. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

10. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011. - 202 с.

11. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)

13. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

14. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

15. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

16. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

17. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

18. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

19. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014 дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.

20. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

Читайте также: