План работы по профилактике аддиктивного поведения обучающихся в школе

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое публикации

Тренинговая программа по профилактике аддиктивного поведения среди подростков с выявленным риском вовлечения в аддиктивное (зависимое) поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты по методике ЕМ СПТ

2020-2021год

Пояснительная записка

В настоящее время в Омской области наблюдается рост количества детей и подростков, склонных к асоциальному поведению, а значит, возникла необходимость в проведении специальных методик и диагностик по выявлению детей группы риска и последующей работы с ними. Проводимая методика ЕМ СПТ предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Данная методика осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение. Таким образом, выявленным подросткам группы риска необходимо повысить адаптивные возможности, сформировать позитивное отношение к самому себе и окружающим, развить навыки конструктивного общения, способности к адекватной оценке своего поведения в проблемной ситуации за счет мнений других, терпимость к различным мнениям.

Федеральные государственные стандарты образования ставят задачу развивать всестороннюю личность, адаптированную к жизни в социуме, у которой сформированы и развиты навыки жизненной компетентности, это возможно только при создании психологического комфорта в адаптивном образовательном учреждении. Учитывая выше сказанное, данная тренинговая программа является актуальной для адаптивных образовательных учреждений. Содержание программы:

Тренинговая программа построена с учетом требований следующих документов:

 Конституции Российской Федерации.

 Конвенции о правах ребенка.

Тренинговая программа направлена на достижение следующих целей:

развитие коммуникативных компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями ребенка учитывая его индивидуальные особенности развития;

не допустить проникновения и распространения в школе наркотиков;

выработать у школьников отрицательное отношение к наркотическим веществам и последствиям их употребления;

сформировать у детей и подростков внутренние антинаркотические защитные барьеры;

развитие здорового самопознания;

психологическое просвещение родителей, педагогов по вопросам профилактики ПАВ

Принципы программы:

 единства сознания и деятельности сознание образует внутренний план деятельности ребенка и подростка, а изменение деятельности способствует формированию нового уровня сознания;

 принцип развития-характеристика психического явления возможна при все стороннем изучении и на основании этого перспектив изменения;

 принцип комплексного подхода предполагает обязательно использовать систему взаимосвязанных друг с другом методов изучения и воздействия.

Функции программы:

1. восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у детей и подростков до дезадаптации;

2. компенсаторная – формирование у детей и подростков стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;

3. стимулирующая – активизация положительной социально-полезной деятельности детей и подростков, оказание эмоциональной поддержки.

4. коррекционная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование).

Прогнозируемый результат:

Психологически здоровая, социально адаптированная личность, способная самостоятельно решать личные проблемы и проблемы общества.

Педагогические показатели - повышение мотивации учения, успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития,

Основные средства и методы работы:

Социально-психологические тренинги, психогимнастика, упражнения, ролевые игры.

Сроки реализации: Тренинговая программа рассчитана на 3 тренинга по 90 мин.

Методическое обеспечение: Техническое оборудование (компьютер, мультимедийная техника).

Участники: Подростки группы риска по СПТ, подростки 7,8,9 классов. Педагоги-психологи.

Тренинговая программа по профилактике аддиктивного поведения среди подростков

Вводное слово психолога. Упражнение-приветствие

Мини-лекция о ПАВ. Психоактивные вещества (ПАВ) – это вещества естественного или искусственного происхождения, которые влияют на центральную нервную систему человека и способны изменять его состояние (физическое и психического) и при неоднократном употреблении вызывают зависимость. К категории ПАВ относятся: табак, алкоголь, наркотики, отдельные виды лекарственных препаратов (особенно если принимать их в большом количестве и без назначения врача), токсичные вещества (клей, бензин, растворитель).

Последнее время к категории ПАВ относятся так называемые СПАЙСЫ – курительные смеси. СПАЙСЫ убивают не сразу: они поражают мозг, печень, влияют на половую систему мальчиков и девочек. СПАЙСЫ вызывают паралич дыхания, т.е. просто-напросто человек остается без кислорода, необходимого для дыхания.

Один из самых распространенных мифов об употреблении наркотиков заключается в том, что они безопасны, они не вызывают зависимости и отказаться от них можно в любой момент. Это ложь! Зачастую подобное утверждение служит всего лишь наживкой, на которую наркодилеры ловят своих жертв. Легких и безопасных наркотиков не бывает! Особенно существенный вред наносят наркотические вещества детскому организму.

Сегодня средний возраст знакомства детей с алкоголем составляет 12 лет. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 14.5 лет. 50% учащихся школ России имеют табачную зависимость.

Причины употребления ПАВ среди детей и подростков?

- принудительное употребление (давление сверстников, когда заставили);

- употребление назло родителям, учителям, друзьям;

- в состоянии потери самоконтроля;

- как вариант самолечения.

Самая серьезная зависимость развивается в результате употребления наркотических веществ. Беда в том, что если человек становится наркоманом (особенно в детском или подростковом) возрасте, то спасти его практически нельзя! Средняя продолжительность жизни наркомана – 3-7 лет. Многие наркоманы не доживают даже до 30 лет. Наркоман умирает от разрушения организма. Часто первая доза продается за незначительную сумму или предлагается бесплатно, просто для того, чтобы попробовать. Но даже первая доза наркотика может стать причиной серьезной зависимости или оказаться смертельной. Повторные приемы вызывают ярко выраженную физическую и психическую зависимость, при которой наркотик становится необходимым условием выживания.

ПАВ запрещены законодательством РФ.

Выбирается несколько игроков, которые образуют круг. Водящий должен ходить по внешней стороне круга и пытаться втолкнуть кого-то из них внутрь круга. Если игрок, которого толкнули, потерял равновесие и заступил за круг, он становится водящим; если ему удалось удержать равновесие, он остается в числе игроков. Одновременно заталкивать в круг одного и того же игрока, если ему удалось устоять, запрещается, нужно переходить к следующему.

Выбирается тройка участников. Им дается задание: двое должны выполнять роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки (третьего участника).

2й вариант игры. Ставятся два стула на некотором расстоянии друг от друга. Цель кукловодов – перевести куклу-марионетку с одного стула на другой.

Человек, играющий куклу, не должен сопротивляться действиям кукловодов.

- сложить самолетик из бумаги;

- продеть нить в отверстие и т.д.

Затем задания обсуждаются. Вывод по результатам игры: насколько становится сложным (и порой совсем невозможным) выполнять даже привычные действия, если этому мешают вредные привычки.

Упражнение проводится в парах. Каждой паре игроков предлагается разыграть ситуацию, в ходе которой один из них предлагает другому что-то вредное для здоровья, а второй должен убедительно отказаться. Затем проводится обсуждение: что было труднее – убеждать или отказываться?

Примерные ситуации для разыгрывания:

- твой друг предлагает тебе покурить за углом школы, пока не видят учителя и другие ребята;

- ты отдыхаешь в компании, где ребята пьют пиво. Кто-то решает угостить и тебя;

- вы с другом идете по улице. К вам подходит незнакомый человек и предлагает угостить конфетами, которые по виду больше напоминают таблетки;

Рекомендации детям и подросткам по профилактике употребления ПАВ.

- Оглянись вокруг! Что у тебя есть? Увлечения, компьютер, мама, друзья, сестры и братья, отец, футбол, ролики, подружка… А теперь представь: всего этого не будет! Зато будут ПАВ – прикольная дурь. Думаешь все это совместить? Даже не надейся – ни у кого не получается! Или это – или все остальное.

- Не общайся с теми ребятами и не посещай те компании, где могут употреблять ПАВ; рано или поздно – предложат и тебе.

- Пойми, что в жизни есть достаточно много интересного, кроме табака, алкоголя и наркотиков. Найди для себя верные ориентиры!

- Подумай о последствиях: результат употребления ПАВ необратим; злоупотребление табаком, алкоголем и другими вредными веществами может стать привычкой, от которой трудно избавиться;

- Курение, алкоголь, наркотики мешает работе организма и может привести к очень плохому самочувствию, может вызвать болезни или даже смерть;

- Лекарства, прописанные врачом и принимаемые под руководством родителей, могут помогать в период болезни, но будут вредными при неправильном употреблении; детям нужно держаться подальше от неизвестного вещества или емкости.

Использованная литература

Сурженко Л.А. Трудная ситуация. Как поступить, если…Пособие по выживанию в семье, школе, на улице. – СПб.: Питер, 2016.

Шорыгина Т.А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

Хоменко И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением. – Волгоград, 2009.

Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости. Материалы для специалиста образовательного учреждения. – СПб.: КАРО, 2004.

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков "Умей сказать " НЕТ!" способствует созданию условий, препятствующих возникновению и распространению вредных привычек, формированию жизненных навыков, умению сказать "НЕТ!

Программа помогает укреплять, развивать и восстанавливать внутренний потенциал семьи для выполнения его многочисленных, общественнозначимых функций.

Социальный педагог Шевченко В.Ф.

г. Алдан

Целевая программа

по профилактике аддиктивного поведения

у детей и подростков

1. Введение

· Создание условий, препятствующих возникновению и распространению вредных привычек.

· Пропаганда здорового образа жизни.

· Оказание подросткам различных видов социальной помощи адекватными естественными и искусственно созданными социально-поддерживающими сетями.

· Укрепление, развитие и восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения его многочисленных, общественно-значимых функций.

2. Актуальность проблемы

Россия переживает сложный период: раскол общества, затянувшиеся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних стереотипов поведения, потерю идеалов и ценностей. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее , и поэтому оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами.

3. Цель и задачи программы

Цель программы - формирование целостной системы воспитания и образования детей и подростков в современных условиях, направленной на развитие у несовершеннолетних антинаркогенных установок, как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.

Задачи:

ØСоздание условий, препятствующих возникновению и распространению вредных привычек.

ØПропаганда здорового образа жизни.

ØВыявление трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении и оказание своевременной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним.

ØРазвитие у подростков навыков конструктивного поведения, способствующих их адаптации, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью.

ØФормирование воспитывающих гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в семье, помощь в повышении педагогической культуры родителей.

4. Основные направления реализации Программы:

!Здоровье детей и основы безопасности жизнедеятельности.

5. Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

¨ Изменения дезадаптивных форм поведения учащихся на адаптивные.

¨ Здоровый образ жизни среди большинства подростков.

¨ Увеличение объема и повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям.

¨ Успешная адаптация и социализация выпускников школы в современных условиях.

Мероприятие

Сроки

Исполнители

1. Здоровье детей и основы безопасности жизнедеятельности

Задачи:Обучение содержательному проведению досуга, умению строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; предупреждение пьянства, употребление наркотических, токсикоманических веществ, курения среди учащихся, создание условий, препятствующих возникновению и распространению этих вредных привычек.

Выявление детей, склонных к алкоголизму, табакокурению, наркомании

Соц.педагог, классные руководители

Ноябрь, декабрь, март, апрель, май

Лекции врачей наркологов, венерологов, гинекологов, специалистов из СПИД –центра

1 раз в четверть

Час общения с наркологом

Конкурсы рисунков газет о вреде курения, алкоголизма, наркомании

Проведение декад здоровья

Декабрь, апрель, май

Индивидуальная работа с детьми, имеющими вредные привычки, в тесном контакте с медиками и работниками ПДН.

Участия в районных спортивно-массовых мероприятиях

Учителя физической культуры

Зам.директора по ВР, соц.педагог

2. Работа с семьей

Задачи: Предупреждение внутрисемейного вовлечение детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними;

Формирование воспитывающих гуманистических нравственно и физически здоровых отношений в семье, помощь в повышении педагогической культуры родителей.

Выявление неблагополучных семей, их обследование, конкретная помощь детям

Классные руководители, соц.педагог

Заседание Совета Профилактики - правонарушений

1 раз в четверть

Соц.педагог, классные руководители

ШИП, классные руководители

Совместное посещение членами Совета профилактики правонарушений и классными руководителями неблагополучных семей с целью проверки досуга детей и социально- бытовых условий

Соц.педагог, психолог, классный руководителей

Продолжение изучения условий жизни и воспитания детей в семьях

- выявление воспитательных возможностей родителей

- исследование уровня образования родителей

- исследование категорий семьи

Классные руководители, соц.педагог

Организация и проведение родительских собраний, всеобучей, совещаний, диспутов по вопросам семейной политики и др.

1 раз в четверть

Соц.педагог, зам.директора по ВР

Проведение лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни совместно со специалистами здравоохранения, Центра СПИД, ФСН

Соц.педагог, Центр СПИД, ФСН

Инспектор ПДН, специалисты здравоохранения, уполномоченный по правам ребенка, соц.педагог

проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

Классификация проблем и рекомендации ребе нку , родителям, классным

Индивидуальная работа с учащимися по выявлению проблем в организации их

жизнедеятельности в форме бесед, тестирования. Выявление сем ей, в которых

практикуется жестокое обращение с детьми или ребенок находится в с оциально

опасном положении (наблюдение – в том числе при посещении на дому,

Коррекционная работа . Групповые и индивидуальные занятия с учащимися:

коммуникативной, личностной, волевой и познава тель ной сферы);

программа « Какой я? « (развитие самосознания и и ндивидуальности);

Психопрофилактика. Индивидуальные и групповые беседы с учащимися по

анкетирование (направление –жизненный выбор) – 2 раза в год

тестирование (направление – выражение эмоций) – согласно планам работы

составление памяток для разрядки ( при необходимости коррекции пове дения ) –

тренинговые занятия (на формирование эмоционально - волевой сферы,

бесконфликтного поведения, умения находить выход из сложных ситуаций,

формирование направленности личности на духовно - нравственное развитие) –

групповые занятия с воспитанниками (направление – ценностные ориентации

личности, эм оци она ль ное со ст оян ие и приемы саморе гуляции) – согласно п ланам

Осуществление постоянного контроля за учащимися со стороны школьных

медработников, социально - психологической службы школы - интерната (согласно

Постоянный контроль со стороны классных воспитателей (дневники на блюдений),

Проведение индивидуальных бесед о жизненных ценностях, о значимости

человеческой жизни специалистами школы - интерната с целью недопущения

случаев суицида, консультации у врача психиатра, лече ние.

Разъяснительная работа с вос питанни ками (бесе ды, классные часы) о вреде

компьютерных игр наносимом здоровью и о недопустимости азартных игр в жизни

Проведение Дня профилактики с приглашением субъектов профилактики (ОП

Организация максимальной занятости несоверше ннолетних, в том числе и

Организация физкультурно - оздоровительной работы (по планам физкультурно -

оздоровительной работы, по плану воспитательной работы школы - интерната).

Ежеквартальная межведомственная профилактическая акция «Здоровье – твое

Своевременное информирование КДН и ЗП, Комитета по образованию о

выявленных случаях дискриминации, физического и психического насилия,

Информационное обеспечение профилактической работы в школе - интернате с

информирование о работе служб экстренной психологической помощи, телефона

доведение информации на родительских собраниях (классных и обще школьн ых);

размещение информации на стенде и на сайте школы - ин терната;

организация работы телефонной линии, по которой родители могут связать ся с

классным воспитателем, зам. директора по УВР, социальным педагогом,

Организация диагностической работы по профилактике раннего семейного

неблагополучия (Изучение семей. Сти ль жизни, уклад, взаимоотношения между

членами семьи, духовные ценности, особенности и условия семейного вос питания.

Изучение семейной атмосферы и окружающей среды. Психолого - педагогическая

Запрос сведений о постановке семей обучающихся воспитанников, относящихся к

Осуществление всестороннего и систематического контроля за сем ьями,

дифференцированной групповой и индивидуальной профилактической работы.

малообеспеченных, семей - опекунов воспитанников - сирот, выявление случаев

Информирование родителей о проведении индивидуальных консультаций для тех,

кто оказался в кризисной ситуации ( в том числе и по телефону)

Организация и проведение общешкольных родительских собраний: «Коррекция

информации о мерах по предупреждению суицидального поведения

Размещение на сайте школы - интерната для родителей, законных представителей

информации, направленной на коррекцию детско - родительских отношений,

рассмотрение причин суицидальных действий, выработку эффективного с пособа

Организация и проведение классных родительских собраний (по запросам

классных руководителей по профилактике суицидального поведения): «

Повышение компетентности родителей, законных представителей. Ознакомление с

Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6,8,16,27,28,29,30), нормативные документы

по профилактике безнадзорности и правонарушений н/л, о защите их прав и т.п .

Федерального закона от 13.01.96 ном. 12 - ФЗ о недопущении применения методов

физического и психического насилия по отношению к обучающимся,

Федеральный закон РФ « О защите детей от информации, причиняюще й вред их

Федеральный закон РФ «О б ос новах системы профилактики безннадзорности и

Методические рекомендации, разработанные Министерством обра зования

б)«По организации работы по профилактике детско - подросткового

Обеспечение профилактической работы методической литературой, материалам и по

профилактике детского суицида (для использования п ри проведении работы п о

профилактике суицида: клас сные часы, бес еды с детьми и родителями ,

родительские собрания, ко нсультации, педсоветы, заседания ме тодических

объединений, совещания заместителей директора по организ ации

профилактической работы по предотвращению фактов суицидов, инструктивные

Разработка программ и методических материалов для всех уровней

профилактической работы. Включение в программ ы ряда учебных дисциплин

(биология, ОБЖ, география, окружающий мир, физкультура, СБО), в тематику

воспитательных мероприятий тем программ обучения здоровому образу жизни и

формирования ценности здоровья, образовательных профилактичес ких программ

Пополнение банка материалов по профилактической работе ( профилактика

Повышение квалификации педагогов школы - интерната по проблеме профилактики

Повышение компетентности педагогов школы - интерната по проблеме

профилактики детского суицида (педагогические советы, зас едания ШМО).

Рассмотрение методических рекомендаций по профилактике аддиктивного и

Оказание помощи учителям в плане психопрофилактики поведе ния учащихся

Оказание помощи воспитателям в плане психопрофилактики поведения детей,

Участие заместителей директора по УВР, педагогов, с пециалистов социально -

психологической службы в сем инарах и вебинарах регионального и

муниципального уровней по профилактике суицидального поведения, вы явлению

ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних.

Проведение мониторинга в рамках изучения работы педагогов - психологов по

выявлению уровня социальной напряженности и по профилактике суицидального

Организация межведомственного взаимодействия по профилактике детского

ГБУСО Московской области «Подольский городской центр социальной помощи

ГБОУ для детей, нуждающихся в педагогической и медико - социальной помощи

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

  • социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
  • психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
  • образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

  • согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
  • анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных рганизаций и других образовательных учреждений).

Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования

С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике наркомании:

  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми “группы риска”;
  • работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
  • подготовка учителей к ведению профилактической работы;
  • организационно-методическая антинаркотическая работа.
  • информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
  • работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества.

4)Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Актуальность данной программы:

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ? населения попробует наркотики.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.

С учетом актуальности данной проблемы мною разработана целевая программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни на 2007-2010 гг. Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками. Если сформулировать основную идею программы, то она может выглядеть следующим образом: “СДЕЛАТЬ ШКОЛУ ТЕРРИТОРИЕЙ СВОБОДНОЙ ОТ ПАВ”. И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.

При этом цель программы – уменьшение количества новых вовлечений школьников в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди учащихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость учащихся к негативным последствиям вредных привычек.

Условия реализации программы – этапы:

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь – октябрь.

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

  1. Определить степень информированности детей и подростков по проблеме.
  2. Выделить факторы, влияющие па формирование позитивно го отношения к употреблению наркотиков.
  3. Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
  4. Выявление детей “группы риска”.
  1. Изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом.
  2. Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
  • подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
  • подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
  • подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: ноябрь 2007 г. – март 2008 г.

Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

  1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.
  2. Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией.
  3. Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  4. Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
  5. Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
  1. Информационный;
  2. Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
  3. Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
  • лекция;
  • беседа;
  • семинар;
  • конференция;
  • мини-спектакль;
  • психотерапевтические занятия;
  • тренинг;
  • ролевая и деловая игра;
  • мозговой штурм;
  • круглый стол;
  • дискуссия;
  • конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
  • социологический опрос;
  • показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; 4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап - заключительный.

Время проведения: апрель – май 2008 г.

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

  1. Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.
  2. Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании.
  3. Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании
  1. Анализ отчетной документации.
  2. Опрос, беседа.
  3. Анонимное анкетирование.
  • позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
  • сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
  • на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
  • выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
  1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
  2. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
  3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
  4. Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)
  1. Осуществление индивидуального подхода различных программ, служб, центров для каждого конкретного ученика с условием максимально эффективного воздействия.
  2. Уменьшение числа учащихся "группы риска".
  3. Самоопределение и самореализация учащихся через участие в воспитательных мероприятиях.
    Проектор и экран;
  1. DVD, телевизор;
  2. Музыкальный центр;
  3. Компьютер, принтер и копировальный аппарат;
  4. Цифровой фотоаппарат;
  5. Расходные материалы.

План профилактической работы по аддиктивному поведению учащихся, а также профилактика правонарушений несовершеннолетними.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: