План работы педагога психолога в школе на октябрь
Обновлено: 07.07.2024
Перспективный план работы психолога в школе разрабатывается в начале каждого учебного года. Согласовывается и утверждается директором образовательного учреждения.
По форме план работы психолога является произвольным, т.е. выбирается педагогом-психологом с учетом требований к ведению аналогичной документации в образовательном учреждении, но обязательно должен включать следующие пункты: направление работы; цель и задачи; ответственный и ожидаемые результаты.
Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения.
- План работы психологической службы лицея.
- План работы психолога ДОУ.
- Шаблоны планов работы педагога-психолога в школе.
- Методические рекомендации по написанию перспективного план.
Образец плана
План работы
педагога – психолога
МОУ СОШ №___
Ивановой Лидии Ивановны
на 201_ — 201_ учебный год
Цели и задачи психолого-педагогической службы в МОУ СОШ №__ на 201_ -201_ учебный год, в связи с основными запросами администрации школы на виды работ психолога.
Цель: обеспечение условий способствующих сохранению психологического здоровья субъектов образовательного процесса .
Задачи:
1) подбор диагностических материалов для обследования учащихся;
2) психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
3) изучение познавательных процессов и особенностей личности учащихся;
4) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
5) профилактика девиантного поведения и дезадаптации учащихся;
6) содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии;
7) психологическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ.
Виды работ:
1. Диагностическая.
2. Консультативно – просветительская.
3. Коррекционная – развивающая.
4. Организационно – методическая.
Цель: психологическое сопровождение ребенка в процессе всего школьного обучения.
Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и
мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной
среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику
изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.
Разработка учебно-методических рекомендаций по созданию образовательной среды, учитывающей
психофизиологические особенности учащихся.
Отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся группы риска.
Оказание психологической помощи учащимся 9,11 класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.
Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.
Оказание психологической помощи учащимся группы риска.
Оказание психологической помощи одаренным учащимся.
Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу.
Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями.
Отслеживание процесса развития и формирование УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Выполняемые задачи на разных этапах обучения:
Начальная школа:
Обеспечение адаптации к школе.
Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы;
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики развития психических функций:
- мышления (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.),
- памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной),
- внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому переключению),
- восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности).
Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.
Развитие самостоятельности и самоорганизации.
Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основная школа:
Сопровождение перехода в среднее звено.
Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.
Развитие самосознания, обучение анализу своих чувств и поступков.
Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Профилактика девиантного поведения.
Старшая школа:
Сопровождение перехода в старшее звено.
Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.
Развитие психосоциальной компетентности.
Профилактика девиантного поведения, разного рода зависимостей.
Поддержка в самопознании.
Направления психологической работы:
1. Психопрофилактическая работа:
формирование у детей, педагогов, родителей общей психологической культуры с помощью бесед и тренингов;
своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка;
профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности детей;
оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учебно-воспитательного учреждения;
определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни. Обучение и воспитание детей;
создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм обучения.
2. Психодиагностическая работа:
психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения им необходимыми навыками и умениями;
изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения;
диагностику характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.
3. Развивающая и психокоррекционная работа.
Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих:
развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии;
обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессов.
4. Консультативная работа.:
консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
Выявление форм и методов, используемых учителями для адаптации учащихся.
Родительское собрание в 1-х классах
Помочь родителям к новому школьному этапу их ребенка, психологическая поддержка во время школьного обучения
Наблюдение в 5-х классах
Посещение уроков в 5-х классов в адаптационный период
Коррекционная работа в 1-х классах
Помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми. Осознать себя как личность. Укрепить желание учиться, получать знания.
Родительское собрание в 5-х классах
Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психических изменений.
Рейд в семьи детей сирот и подопечных. Рейд в семьи детей, состоящих на ВШУ и ИДН.
Обследование жилищно- бытовых условий. Профилактическая работа с родителями и несовершеннолетними.
Название работ
Условия проведения
Ответственный
Срок проведения
Предполагаемый
Диагностическое исследование в 1- 2 классах
Выявление уровня школьной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Коррекционная работа в 5-х класса
Оказание психолого – педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период адаптации к условиям обучения в среднем звене.
Рейд в неблагополучные семьи
В течение месяца
Выявление проблем и выработки стратегии деятельности, направленной на улучшение качества их жизни.
Коррекционная работа в 5-х классах
В течение месяца
Оказание психолого – педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в среднем звене.
Индивидуальная работа с детьми
Выбор методики психодиагностических исследований в соответствии с заявленной проблемой и возрастом ребенка.
Создание развивающей среды; занятия по исправлению недостатков проблем с ребенком
2 неделя месяца
Сплочение и раскрепощение лидеров школы. Создать атмосферу доверия среди участников группы. Развить солидарность и понимание
Работа с молодыми специалистами
3 неделя месяца
Название работ
Условия проведения
Ответственный
Срок проведения
Предполагаемый
Диагностическое исследование в 5 – 6 классах
Выявление причин тревожности и страхов, связанных со школой
Родительское собрание в 1-х классах
Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.
Родительское собрание в 5-х классах
Познакомить родителей с трудностями адаптации детей при переходе в среднее звено. Дать практические рекомендации по организации общения родителей с пятиклассниками.
Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на ВШУ и ИДН
зам директора по ВР
Обследование жилищно- бытовых условий. Профилактическая работа с родителями и несовершеннолетними.
Психолого – педагогический консилиум
Создание условий для успешной адаптации детей в школе. Адаптация учебной программы, нагрузки
Название работ
Условия проведения
Ответственный
Срок проведения
Предполагаемый
Диагностика в 7 – 8 классах
Выявить уровень сформированности интереса учащихся к учебной деятельности.
Диагностика детей с ЗПР
Изучение познавательных процессов (внимание, мышление, память, соображение)
1 неделя месяца
Изучить познавательные психические процессы у детей, имеющие проблемы в развитии.
Коррекция детей с ЗПР
В течение месяца
Обучение детей, имеющих проблемы в развитии, приемам саморегуляции, умению управлять своим телом и владеть своими эмоциями.
Рейд в семьи детей сирот и подопечных. Рейд в семьи детей, состоящих на учете ВШУ и ИДН.
Обследование жилищно- бытовых условий. Профилактическая работа с родителями и несовершеннолетними.
Психологическая игра с подростками
Выявить уровень знаний участников о курении.
Название работ
Условия проведения
Ответственный
Срок проведения
Предполагаемый
Диагностическое исследование 6 – 7 классов
Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников, рекомендации для учителей по использованию этих результатов.
Тестирование классных руководителей
3 неделя месяца
Изучение успешности воспитательной работы
Семинар – тренинг для педагогов
3 неделя месяца
Выработать представление о том, в каком направлении и как будет осуществляться развитие школы
Занятия с родителями
В течение месяца
Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия и сотрудничества; формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми.
Название работ
Условия проведения
Ответственный
Срок проведения
Предполагаемый
Выявление у учащихся общей ориентации в окружающем мире и запас бытовых знаний.
Классно - обобщающий контроль за учащимися 9 –х классов (наблюдение, диагностика)
Составление психолого – педагогических характеристик на учащихся 9-х классов
В течение месяца
Изучение развития личности учащихся 9-х классов.
Выбор методики психодиагностических исследований в соответствии с заявленной проблемой и возрастом ребенка.
Создание развивающей среды; занятия по исправлению недостатков проблем с ребенком
3 неделя месяца
Формирование у учащихся старших классов стремления к конструктивному взаимодействию с людьми.
В течение месяца
Создание психологических условий для адекватного восприятия родителями информации об особенностях ребенка. Освобождение родителей чувства вины, преодоление стрессового состояния.
Название работ
Условия проведения
Ответственный
Срок проведения
Предполагаемый
Диагностическое исследование в 4-х классах
Диагностика уровня интеллектуального развития
Исследование уровня интеллектуального развития. Определение готовности к обучению в среднем звене.
Рассказать родителям о проявлениях подростковой жестокости и агрессии., причинах и последствиях.
2 неделя месяца
Научить разнообразным способам выражения агрессии. Рефлексия собственного агрессивного состояния.
Тренинг для учителей
3 неделя месяца
Помочь педагогам снимать эмоциональное напряжение, поднимать себе настроение.
Рейд в семьи детей, состоящих на ВШУ и ИДН. Рейд в семьи детей сирот и подопечных.
В течение месяца
Обследование жилищно- бытовых условий. Профилактическая работа с родителями и несовершеннолетними.
Название работ
Условия проведения
Ответственный
Срок проведения
Предполагаемый
Диагностическое исследование 9 – 11 кл.
Выявить направленности детей, способности, возможности и адекватности выбора профессии.
Диагностирование детей, направленных на МППК.
В течение месяца
Выявить нарушения в области эмоционально – волевой сферы.
Тренинг для учащихся 4х классов
В течение месяца
Помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Преодоление тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих переход в 5 класс.
Цель: оказание психологической помощи участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, способствование созданию оптимальных условий для реализации права каждого ребенка на полноценное познавательное и личностное развитие, психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.
1. Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
2. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка: помощь (содействие) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
3. Способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;
4. Содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;
5. Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1класс и переходе на каждую новую ступень обучения в школе.
7. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-11 классов при подготовке к экзаменам.
8. Распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Работа педагога-психолога в гимназии осуществляется по следующим направлениям:
1. Диагностическое;
Диагностика- психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода обучения:
1 классы- адаптация к школе;
4 классы- готовность перехода в среднее звено;
5 классы- адаптация к среднему звену;
8 классы- наиболее острый период подросткового возраста;
9 и 11 классы- профориентационная работа, подготовка к экзаменам.
Проводится диагностическая работа по практическому запросу педагога или родителя (законного представителя) учащегося.
2. Коррекционно-развивающее;
Коррекционно- развивающая работа педагога- психолога состоит в устранении проблем психического, личностного развития учащегося и в развитии его способностей. Педагог-психолог проводит развивающие занятия с детьми разных возрастных категорий:
1-4 классы- развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству;
5-6 классы- адаптация учащихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, развитие социальных умений, общения со сверстниками и взрослыми.
7-8 классы- формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепления чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научения способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.
9-11 классы- формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.
3. Консультирование;
Психологическое консультирование- помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родителя (законные представители).
4. Просветительское;
Психологическое просвещение- приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуры.
Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологии в построении психологического процесса и может осуществляться педагогом- психологом в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, стендовая информация и др.).
5. Организационно-методическое.
Методическая работа педагога-психолога в школе включает в себя: оформление документации, изучении психолого-педагогической литературы, участие в окружных мероприятиях, добровольное участие в курсах повышения квалификации, разработка рабочих программ, заседание предметных методических объединений.
Читайте также:
- Какие микробиологические процессы используют в производстве пищевых продуктов кратко
- Акцентирует внимание на деятельности выдающихся ученых и психологических научных школах
- Объясните как между собой связаны проблема войны и мира и проблема международного терроризма кратко
- Аэропорт что такое кратко
- Что такое аллитерация кратко