План работы педагога психолога в школе на октябрь

Обновлено: 07.07.2024

Перспективный план работы психолога в школе разрабатывается в начале каждого учебного года. Согласовывается и утверждается директором образовательного учреждения.

По форме план работы психолога является произвольным, т.е. выбирается педагогом-психологом с учетом требований к ведению аналогичной документации в образовательном учреждении, но обязательно должен включать следующие пункты: направление работы; цель и задачи; ответственный и ожидаемые результаты.

Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения.

  • План работы психологической службы лицея.
  • План работы психолога ДОУ.
  • Шаблоны планов работы педагога-психолога в школе.
  • Методические рекомендации по написанию перспективного план.

Образец плана

План работы
педагога – психолога
МОУ СОШ №___
Ивановой Лидии Ивановны
на 201_ — 201_ учебный год

Цели и задачи психолого-педагогической службы в МОУ СОШ №__ на 201_ -201_ учебный год, в связи с основными запросами администрации школы на виды работ психолога.

Цель: обеспечение условий способствующих сохранению психологического здоровья субъектов образовательного процесса .

Задачи:
1) подбор диагностических материалов для обследования учащихся;
2) психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
3) изучение познавательных процессов и особенностей личности учащихся;
4) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
5) профилактика девиантного поведения и дезадаптации учащихся;
6) содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии;
7) психологическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ.

Виды работ:

1. Диагностическая.
2. Консультативно – просветительская.
3. Коррекционная – развивающая.
4. Организационно – методическая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: психологическое сопровождение ребенка в процессе всего школьного обучения.

Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и

мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной

среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику

изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.

Разработка учебно-методических рекомендаций по созданию образовательной среды, учитывающей

психофизиологические особенности учащихся.

Отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся группы риска.

Оказание психологической помощи учащимся 9,11 класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.

Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.

Оказание психологической помощи учащимся группы риска.

Оказание психологической помощи одаренным учащимся.

Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу.

Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями.

Отслеживание процесса развития и формирование УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Выполняемые задачи на разных этапах обучения:

Начальная школа:

Обеспечение адаптации к школе.

Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы;

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики развития психических функций:

- мышления (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.),

- памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной),

- внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому переключению),

- восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности).

Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.

Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основная школа:

Сопровождение перехода в среднее звено.

Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.

Развитие самосознания, обучение анализу своих чувств и поступков.

Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.

Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Профилактика девиантного поведения.

Старшая школа:

Сопровождение перехода в старшее звено.

Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.

Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.

Развитие психосоциальной компетентности.

Профилактика девиантного поведения, разного рода зависимостей.

Поддержка в самопознании.

Направления психологической работы:

1. Психопрофилактическая работа:

формирование у детей, педагогов, родителей общей психологической культуры с помощью бесед и тренингов;

своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка;

профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности детей;

оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учебно-воспитательного учреждения;

определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни. Обучение и воспитание детей;

создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм обучения.

2. Психодиагностическая работа:

психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения им необходимыми навыками и умениями;

изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении;

дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения;

диагностику характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.

3. Развивающая и психокоррекционная работа.

Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих:

развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии;

обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессов.

4. Консультативная работа.:

консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;

Выявление форм и методов, используемых учителями для адаптации учащихся.

Родительское собрание в 1-х классах

Помочь родителям к новому школьному этапу их ребенка, психологическая поддержка во время школьного обучения

Наблюдение в 5-х классах

Посещение уроков в 5-х классов в адаптационный период

Коррекционная работа в 1-х классах

Помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми. Осознать себя как личность. Укрепить желание учиться, получать знания.

Родительское собрание в 5-х классах

Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психических изменений.

Рейд в семьи детей сирот и подопечных. Рейд в семьи детей, состоящих на ВШУ и ИДН.

Обследование жилищно- бытовых условий. Профилактическая работа с родителями и несовершеннолетними.

Название работ

Условия проведения

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый

Диагностическое исследование в 1- 2 классах

Выявление уровня школьной мотивации у детей младшего школьного возраста.

Коррекционная работа в 5-х класса

Оказание психолого – педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период адаптации к условиям обучения в среднем звене.

Рейд в неблагополучные семьи

В течение месяца

Выявление проблем и выработки стратегии деятельности, направленной на улучшение качества их жизни.

Коррекционная работа в 5-х классах

В течение месяца

Оказание психолого – педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в среднем звене.

Индивидуальная работа с детьми

Выбор методики психодиагностических исследований в соответствии с заявленной проблемой и возрастом ребенка.

Создание развивающей среды; занятия по исправлению недостатков проблем с ребенком

2 неделя месяца

Сплочение и раскрепощение лидеров школы. Создать атмосферу доверия среди участников группы. Развить солидарность и понимание

Работа с молодыми специалистами

3 неделя месяца

Название работ

Условия проведения

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый

Диагностическое исследование в 5 – 6 классах

Выявление причин тревожности и страхов, связанных со школой

Родительское собрание в 1-х классах

Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.

Родительское собрание в 5-х классах

Познакомить родителей с трудностями адаптации детей при переходе в среднее звено. Дать практические рекомендации по организации общения родителей с пятиклассниками.

Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на ВШУ и ИДН

зам директора по ВР

Обследование жилищно- бытовых условий. Профилактическая работа с родителями и несовершеннолетними.

Психолого – педагогический консилиум

Создание условий для успешной адаптации детей в школе. Адаптация учебной программы, нагрузки

Название работ

Условия проведения

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый

Диагностика в 7 – 8 классах

Выявить уровень сформированности интереса учащихся к учебной деятельности.

Диагностика детей с ЗПР

Изучение познавательных процессов (внимание, мышление, память, соображение)

1 неделя месяца

Изучить познавательные психические процессы у детей, имеющие проблемы в развитии.

Коррекция детей с ЗПР

В течение месяца

Обучение детей, имеющих проблемы в развитии, приемам саморегуляции, умению управлять своим телом и владеть своими эмоциями.

Рейд в семьи детей сирот и подопечных. Рейд в семьи детей, состоящих на учете ВШУ и ИДН.

Обследование жилищно- бытовых условий. Профилактическая работа с родителями и несовершеннолетними.

Психологическая игра с подростками

Выявить уровень знаний участников о курении.

Название работ

Условия проведения

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый

Диагностическое исследование 6 – 7 классов

Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников, рекомендации для учителей по использованию этих результатов.

Тестирование классных руководителей

3 неделя месяца

Изучение успешности воспитательной работы

Семинар – тренинг для педагогов

3 неделя месяца

Выработать представление о том, в каком направлении и как будет осуществляться развитие школы

Занятия с родителями

В течение месяца

Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия и сотрудничества; формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми.

Название работ

Условия проведения

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый

Выявление у учащихся общей ориентации в окружающем мире и запас бытовых знаний.

Классно - обобщающий контроль за учащимися 9 –х классов (наблюдение, диагностика)

Составление психолого – педагогических характеристик на учащихся 9-х классов

В течение месяца

Изучение развития личности учащихся 9-х классов.

Выбор методики психодиагностических исследований в соответствии с заявленной проблемой и возрастом ребенка.

Создание развивающей среды; занятия по исправлению недостатков проблем с ребенком

3 неделя месяца

Формирование у учащихся старших классов стремления к конструктивному взаимодействию с людьми.

В течение месяца

Создание психологических условий для адекватного восприятия родителями информации об особенностях ребенка. Освобождение родителей чувства вины, преодоление стрессового состояния.

Название работ

Условия проведения

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый

Диагностическое исследование в 4-х классах

Диагностика уровня интеллектуального развития

Исследование уровня интеллектуального развития. Определение готовности к обучению в среднем звене.

Рассказать родителям о проявлениях подростковой жестокости и агрессии., причинах и последствиях.

2 неделя месяца

Научить разнообразным способам выражения агрессии. Рефлексия собственного агрессивного состояния.

Тренинг для учителей

3 неделя месяца

Помочь педагогам снимать эмоциональное напряжение, поднимать себе настроение.

Рейд в семьи детей, состоящих на ВШУ и ИДН. Рейд в семьи детей сирот и подопечных.

В течение месяца

Обследование жилищно- бытовых условий. Профилактическая работа с родителями и несовершеннолетними.

Название работ

Условия проведения

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый

Диагностическое исследование 9 – 11 кл.

Выявить направленности детей, способности, возможности и адекватности выбора профессии.

Диагностирование детей, направленных на МППК.

В течение месяца

Выявить нарушения в области эмоционально – волевой сферы.

Тренинг для учащихся 4х классов

В течение месяца

Помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Преодоление тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих переход в 5 класс.


Цель: оказание психологической помощи участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, способствование созданию оптимальных условий для реализации права каждого ребенка на полноценное познавательное и личностное развитие, психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.

1. Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;

2. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка: помощь (содействие) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

3. Способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;

4. Содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;

5. Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1класс и переходе на каждую новую ступень обучения в школе.

7. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-11 классов при подготовке к экзаменам.

8. Распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Работа педагога-психолога в гимназии осуществляется по следующим направлениям:

1. Диагностическое;

Диагностика- психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода обучения:

1 классы- адаптация к школе;

4 классы- готовность перехода в среднее звено;

5 классы- адаптация к среднему звену;

8 классы- наиболее острый период подросткового возраста;

9 и 11 классы- профориентационная работа, подготовка к экзаменам.

Проводится диагностическая работа по практическому запросу педагога или родителя (законного представителя) учащегося.

2. Коррекционно-развивающее;

Коррекционно- развивающая работа педагога- психолога состоит в устранении проблем психического, личностного развития учащегося и в развитии его способностей. Педагог-психолог проводит развивающие занятия с детьми разных возрастных категорий:

1-4 классы- развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству;

5-6 классы- адаптация учащихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, развитие социальных умений, общения со сверстниками и взрослыми.

7-8 классы- формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепления чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научения способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.

9-11 классы- формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.

3. Консультирование;

Психологическое консультирование- помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родителя (законные представители).

4. Просветительское;

Психологическое просвещение- приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуры.

Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологии в построении психологического процесса и может осуществляться педагогом- психологом в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, стендовая информация и др.).

5. Организационно-методическое.

Методическая работа педагога-психолога в школе включает в себя: оформление документации, изучении психолого-педагогической литературы, участие в окружных мероприятиях, добровольное участие в курсах повышения квалификации, разработка рабочих программ, заседание предметных методических объединений.

Читайте также: