Акцентирует внимание на деятельности выдающихся ученых и психологических научных школах

Обновлено: 02.07.2024

Тема 1. Научные школы и теории в структуре современной психологии.

  1. Методологические основы научных школ и теорий.
  2. Понятие научного изучения личности.
  3. Компоненты теории личности: структура; процесс; рост и развитие; психопатология; изменение.
  4. Критерии оценки теории личности.
  5. Важнейшие проблемы современных теорий личности.

Основная литература

  1. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

Дополнительная литература

  1. Первин О., Джон О. Психология личности: теория и исследования / пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер, 2000. – 608 с.

Задание для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
  • Верифицируемость;
  • Внутренняя согласованность;
  • Гетеростаз;
  • Гомеостаз;
  • Детерминизм;
  • Изменчивость;
  • Инвайронментализм;
  • Интеракционистский подход;
  • Иррациональность;
  • Конституционализм;
  • Неизменность;
  • Объективность;
  • Основные исходные положения теорий;
  • Персонолог;
  • Познаваемость;
  • Проактивность;
  • Рациональность;
  • Структура личности;
  • Теории личности;
  • Функциональная значимость;
  • Эвристическая ценность;
  • Экономность.

Тема 2. Предпосылки становления научных школ современной психологии. Научное исследование личности.

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических .

. с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией . фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности .

Основная литература

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

Дополнительная литература

Задание для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
  • Артефакт;
  • Валидность;
  • Гипотеза;
  • Дивергентная валидность;
  • Естественное наблюдение;
  • Зависимая переменная;
  • Конвергентная валидность;
  • Контрольная группа;
  • Корреляционный метод;
  • Метод анамнеза;
  • Методики самоотчета;
  • Многомерные тесты;
  • Надежность;
  • Независимая переменная;
  • Одномерные тесты;
  • Принцип осведомленного согласия;
  • Прогностическая валидность;
  • Проективные методы;
  • Стандартизация;
  • Фундаментальное исследование;
  • Экспериментальный метод;
  • Эмпирическая проверка.

Тема 3. Развитие психологической науки XIX столетия

  1. Первые школы психологии как самостоятельной науки.
  2. Структурная психология в Германии (В.Вундт).
  3. Структурная психология в Америке (Э.Титченер).
  4. Эмпирическая экспериментальная психология в России (Г.И.Челпанов).
  5. Программа психологии как объективной науки И.М.Сеченова
  6. Доказательства объективности психологии в трудах И.П.Павлова.
  7. Психология акта и ее варианты. Вюрцбургская школа.
  8. Учение Дж. Локка как теоретическая основа интроспективной психологии.
  9. Функционализм в американской школе.
  10. Функционализм в европейской науке.
  11. Значение функционализма для становления прикладной психологии.
  12. Французская школа эмпирической психологии и новые методы исследования – психопатология, гипноз, тесты.
  13. Успехи психологии 1900-х гг. и кризис ее методологических основ.
  14. Теории кризиса.

Основная литература

Феномен личности в психологии. Теория личности

. Широко распространена в буржуазной психологии социальная концепция личности. В США особенно разрабатывается так называемая теория социализации. Согласно этой теории, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий .

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

Дополнительная литература

  1. Джемс В. Психология. – М.,1991.
  2. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произведения: В 2-х т. Т.1. – М.: Соцэкгиз, 1960.
  3. Петровский А.В. История советской психологии: Формирование основ психологической науки. – М.: Просвещение, 1967.
  4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.

Задание для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
  • Естественный эксперимент;
  • Зоопсихология;
  • Материалистические основы отечественной психологии;
  • Нейропсихология;
  • Психофизиология;
  • Рефлекс;
  • Физиология высшей нервной деятельности;
  • Французский материализм;
  • Экспериментальная психология.

Тема 4. Развитие научных школ в первой половине XX cтолетия.

  1. Бихевиоризм Дж.Уотсона.
  2. Объективная психология и рефлексология В.М.Бехтерева.
  3. Реактология К.Н.Корнилова.
  4. Психоанализ З.Фрейда.
  5. Индивидуальная психология А.Адлера.
  6. Аналитическая психология К.Юнга.
  7. Направления неофрейдизма (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен).

Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка

. о развитии и воспитании детей . 68 Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального^ развития личности . ПСИХОЛОГИИ ' РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. 11 § 1.Характеристика возрастной психологии, психологии развития . вузов. Включенные в пособие темы .

Основная литература

1. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

Дополнительная литература

  1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.-496 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.
  3. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. Т.2. — М., 1983..
  4. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер, 2000. – 608 с.
  1. Проанализируйте основные направления поведенческой психологии в России.
  2. Определите значение теории Ж. Пиаже для становления когнитивной психологии.
  3. Охарактеризуйте основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
  4. Сравните представления об исторической природе сознания человека в теориях французской социологической школы и теории Л.С. Выготского.
  5. Обоснуйте или опровергните утверждение З.Фрейда о том, что половое влечение и агрессия – два основных мотива, лежащих в основе человеческого поведения.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
  • Агрессивный инстинкт;
  • Бессознательное;
  • Бихевиоризм;
  • Вытеснение;
  • Защитные механизмы;
  • Зона актуального развития;
  • Зона ближайшего развития;
  • Идентификация;
  • Когнитивная психология;
  • Коллективное бессознательное;
  • Отрицание;
  • Проекция;
  • Самость;
  • Стиль жизни;
  • Сублимация;
  • Тревожность;
  • Фикционный финализм.
  • Сравните поведенческую психологию, разрабатываемую в России, и бихевиоризм Дж. Уотсона.
  • Докажите, что психоаналитическая теория – это пример психодинамического, клинического подходов к личности.
  • Опишите концепцию архетипов К. Юнга. Какой архетип К.Юнг связывал с достижением самореализации в зрелости?
  • Сравните и противопоставьте позиции А.Адлера и К.Юнга по следующим темам: определяющая цель жизни; причины психопатологических проявлений; природа человеческой мотивации.

Тема 5. Развитие психологической науки во 2-й половине XX века

  1. Социально-когнитивное направление в теории личности: А. Бандура, Д. Роттер.
  2. Когнитивное направление в теории личности (Д. Келли).
  3. Структура личности в теории Б.Г. Ананьева.
  4. Развитие гуманистического направления в психологической науке.
  5. Экзистенциальная психология.
  6. Основные положения логотерапии В. Франкла.

Основная литература

Теория группового развития Бенниса и Шепарда

. принятых группой целей. .1 Как создавалась теория группового развития Теорию группового развития, сформулированную Беннисом и Шепардом в середине 50-х . что результатом подобного анализа явится возросшая компетентность личности в отношении собственных мотивов, интенций, фрустраций, вообще . II: взаимозависимость Заключение Список используемой литературы Введение Зависимость и взаимозависимость - .

1. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986.
  3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
  4. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
  5. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.
  6. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред. М.Г. Ярошевский. – М. Просвещение, 1989.
  1. Охарактеризуйте экспериментальные теории личности.
  2. Охарактеризуйте суть факторного подхода к оценке личностных черт.
  3. Поясните суть типологического подхода.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:

  • Вербальное кодирование;
  • Внешнее подкрепление;
  • Локус контроля;
  • Моделирование;
  • Потребность;
  • Психологическая ситуация;
  • Самоподкрепление;
  • Самоэффективность;
  • Свобода деятельности.

2. Сопоставьте структуру индивидуальности в подходах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Э.А. Голубевой.

3. Сопоставьте концепции Д. Роттера и А. Бандуры, обосновав необходимость рассмотрения обоих теоретиков как представителей социально-когнитивной точки зрения на личность.

Тема 6. Развитие психологического знания в конце XX – начале XXI вв.

  1. Развитие персонологии.
  2. Основные понятия феноменологического подхода.
  3. Проблема качественных методов в психологии.
  4. Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности.

Основная литература

Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений

. развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. . место возникновения: 1950-е годы, США. Представители: Абрахам МАслоу, К.Роджерс. Задание 4. Определить, психологи, какой сферы какие из перечисленных задач .

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

Дополнительная литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986.
  2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
  3. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
  1. Поясните ценность альтернативных направлений современных исследований.
  2. Проанализируйте исследования когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования.
  3. Проанализируйте взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в поведение.
  4. Какое из направлений (психодинамическое, когнитивное, феноменологическое, бихевиоральное и т.д.), по вашему мнению, будет иметь самое большое влияние на будущие исследования личности человека?

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:

  • Анамнестические исследования;
  • Интеракционистский подход;
  • Когнитивный процесс;
  • Междисциплинарный подход;
  • Социоаналитическая теория;
  • Схема;
  • Точка зрения, ориентированная на ситуацию;
  • Точка зрения, ориентированная на человека;
  • Эклектизм;
  • Я-схема.
  1. Проанализируйте нейрофизиологические, биохимические и генетические основы личности, представленные в различных теориях.
  2. Проанализируйте проблемы, относящиеся к практической деятельности человека.

Примеры похожих учебных работ

Этология с основами зоопсихологии. Классификация форм поведения животных. Основные .

. теории Лоренца. ? Список используемой литературы 1. Зорина, З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Психология" . положения теории Лоренца о развитии инстинктивного . Понятие .

Социально-перцептивный стиль личности руководителя, его формирование и развитие

. введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования и развития социально - перцептивного стиля личности руководителя. 1.1. Особенности взаимоотношений в системе .

Кризис подросткового возраста. Теория культурно-исторического развития высших психических .

. мгновенной реакции. Периодизация возрастного развития по Эльконину Эльконин развил представления Выготского о возрастном развитии. Он рассматривал ребенка как ценностную личность, активно познающую мир(предметов, чел. отношений) Ребенок .

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий

. В основе психологической концепции лежит теория Л.С.Выготского о двух зонах развития, а также разработанная в трудах . практике. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий В разработке данной теории активное участие .

Тема 1. Понятие, предмет, задачи и структура психологии как науки. Этапы развития .

. психологических знаний: психофизиология, психологии личности и деятельности, психических познавательных процессов, эмоционально-волевойсферы психики. 1.1. Понятие и предмет общей психологии. Этапы развития психологии Современная психологическая наука .

Сократический (воспитательный) диалог как психолого-педагогическое условие развития .

В первой половине XX века в Европе и США формируется рад самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий.

Психоанализ как учение о бессознательном создал и разработал австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Часто это направление также называют по имени его создателя – фрейдизм. Основная роль в поведении человека по Фрейду принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам.

Фрейдизм получил широкий отклик и распространение во всем мире. Объясняется это тем, что в психоанализе на первый план выдвигались вопросы, которые затрагивали реальные жизненные нужды и проблемы людей, а главное – давали ответы на них. Завершающим этапом развития психоанализа стало превращение его в философскую доктрину, где основные понятия и теоретические конструкции экстраполировались не только на человеческую природу, но и на сферы человеческой культуры.



Основное положение гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть сумма его частей. Это утверждение противоречит тому, что нам известно, например, из математики. Однако, гештальтпсихологии сравнивали поведение скорее с музыкой, чем с математикой, в которой мелодия несводима к последовательности нот. В соответствии с этой концепцией, человеческое поведение теряет свой смысл, будучи разбито на отдельные компоненты. Приверженцы гештальтпсихологии, в отличие от бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с их точки зрения, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже относится к области сознания. Целостность психологических структур стала главной проблемой и объяснительным принципом в гештальтпсихологии. Методом же стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей.

Человек по своей природе активное, творческое существо, способное к саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психологии является видение целостной природы психической жизни человека.

Когнитивная психология – направление, также возникшее в США в конце 60-х гг. и изучающее закономерности процессов познания. Решающую роль в поведении человека имеют знания. Основоположниками этого направления считаются У. Найсер, Г. Саймон. В центре внимания когнитивной психологии находится познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. Главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Психологов данного направления интересует, как мы думаем, вспоминаем, решаем проблемы, создаем мысленные образы вещей, людей, событий и формируем наши представления о себе и о мире. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер. Однако, когнитивная психология подвергается критике за то, что сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям.

Таким образом, анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах позволяет сделать следующие выводы.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека в качестве объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.

3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники.

4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.

В первой половине XX века в Европе и США формируется рад самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий.

Психоанализ как учение о бессознательном создал и разработал австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Часто это направление также называют по имени его создателя – фрейдизм. Основная роль в поведении человека по Фрейду принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам.

Фрейдизм получил широкий отклик и распространение во всем мире. Объясняется это тем, что в психоанализе на первый план выдвигались вопросы, которые затрагивали реальные жизненные нужды и проблемы людей, а главное – давали ответы на них. Завершающим этапом развития психоанализа стало превращение его в философскую доктрину, где основные понятия и теоретические конструкции экстраполировались не только на человеческую природу, но и на сферы человеческой культуры.

Основное положение гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть сумма его частей. Это утверждение противоречит тому, что нам известно, например, из математики. Однако, гештальтпсихологии сравнивали поведение скорее с музыкой, чем с математикой, в которой мелодия несводима к последовательности нот. В соответствии с этой концепцией, человеческое поведение теряет свой смысл, будучи разбито на отдельные компоненты. Приверженцы гештальтпсихологии, в отличие от бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с их точки зрения, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже относится к области сознания. Целостность психологических структур стала главной проблемой и объяснительным принципом в гештальтпсихологии. Методом же стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей.

Человек по своей природе активное, творческое существо, способное к саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психологии является видение целостной природы психической жизни человека.

Когнитивная психология – направление, также возникшее в США в конце 60-х гг. и изучающее закономерности процессов познания. Решающую роль в поведении человека имеют знания. Основоположниками этого направления считаются У. Найсер, Г. Саймон. В центре внимания когнитивной психологии находится познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. Главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Психологов данного направления интересует, как мы думаем, вспоминаем, решаем проблемы, создаем мысленные образы вещей, людей, событий и формируем наши представления о себе и о мире. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер. Однако, когнитивная психология подвергается критике за то, что сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям.

Таким образом, анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах позволяет сделать следующие выводы.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека в качестве объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.

3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники.

4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.

Сложную психическую реальность, выступающую предметом психологии, наука стремится отразить в ее существенных свойствах и в обобщенной форме, т.е. в понятиях. Понятия в конечном итоге составляют каркас любой науки. В своей совокупности они образуют категориальный строй. Категория - предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.

Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их новым содержанием. В этом смысле изменение психологии как науки тесно связано с такими двумя направлениями, характеризующими в конечном счете ее структуру, как дифференциация отраслей психологии и оформление и развитие научных течений и школ.

Первое направление тесно связано с онтологическими характеристиками объекта психологического исследования, второе - с гносеологическими предпосылками формирования самого психологического знания. В первом случае речь идет о различных сферах человеческой деятельности, во втором - о возможных методологических подходах к изучению психического.

При этом дифференциация отраслей психологии и теоретических направлений имеет принципиально иные механизмы. Так, специфика функционирования психики людей в различных сферах человеческой деятельности, особенности возникающих при этом проблем, требующих привлечения для их решения научного знания, служат объективным основанием для выделения различных отраслей психологии. Эти отрасли можно классифицировать по различным основаниям.

По сферам и видам деятельности выделяются, например, психология труда, политическая, экономическая, юридическая, социальная, спортивная, медицинская, военная, авиационная, инженерная психология и ряд других. По объекту и специфике развития - психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая психология), в том числе детская и возрастная психология, патопсихология. Таким образом, дифференциация психологии на отдельные отрасли отвечает практическим задачам, стоящим перед наукой и имеющим свою специфику.

Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией -дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности.

Наиболее глобальные из интересующих ее вопросов:

- Что такое психика?

- Каковы ее структура и функции?

- По каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе?

- Каковы уровни ее развития и по каким критериям их можно выделить?

- Как соотносятся психика и мозг?

- Какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное, биологическое и социальное?

- Каковы критерии различения нормального и аномального развития психики?

Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психология рассматривает более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. Общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами человека, изучая их как в теоретическом плане, так и экспериментально.

Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в центре более частных отраслей психологической науки, являющихся относительно самостоятельными областями знания. Например, общее назначение педагогической психологии состоит в научно-психологическом обосновании условий эффективности образовательного процесса. Военная психология исследует особенности функционирования психики человека в условиях воинской деятельности, выявляет стресс-факторы боя, их влияние на человека и т.п. Инженерная психология изучает процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Возрастная психология, изучающая закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом, психологические особенности людей различного возраста, нацелена на создание теории психического развития человека в онтогенезе.

Проблемы развития психики в филогенезе специально рассматриваются всравнительной психологии и зоопсихологии(сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и человека, зоопсихология - наука о психике животных; иногда их объединяют под названием "эволюционная биопсихология"); соотношение мозга и психики- в психофизиологии и нейропсихологии ; проблемы аномального развития психики - в специальной психологии; закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп - в социальной психологии; закономерности трудовой деятельности - в психологии труда.

Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и в свою очередь включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.

Так, в возрастной психологии выделяются: детская психология (со своим подразделением по возрастам), психология подростка, психология юности, психология взрослости, психология пожилого возраста и старости (геронтопсихология).

Специальная психология включает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; олигофренопсихологию, изучающую особенности умственно отсталых: тифлопсихологию (психологию слепых), сурдопсихологию (психологию глухих).

Социальная психология в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей, психологию групп, социальную психологию личности.

Чрезвычайно разветвленной является психология труда, дающая основу для развития областей психологического знания, соотносимых с конкретным и видами человеческой деятельности. К ним относятся инженерная психология, изучающая деятельность человека в системе "человек - машина", авиационная психология, психология управления и др.

Отличительной чертой психологического знания является наличие в нем достаточно большого количества научных школ и концепций. Механизм их оформления иной, чем выделение отраслей психологии. Научные течения различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения. Какие-то отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, другие либо не замечаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования для выделения психического одной или нескольких базовых категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики. Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе остальные категории, оформляя тем самым особое научное направление.

Представители определенных теоретических направлений, разделяющие общий подход к пониманию психического и методы его изучения, имеющие, как правило, известного научного лидера, могут образовывать научную школу. Научная школа (в психологии ) - способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний.

Каждый из представленных в науке гносеологических подходов к пониманию психического, а значит, и к пониманию предмета и содержания психологической науки имеет свою историю возникновения, существования и развития. Вместе с тем каждый новый подход не отменял всего предыдущего, а лишь вносил свое понимание в общую "копилку" психологической науки. Поэтому в психологии, как, впрочем, и в любой другой науке, нельзя ставить вопрос, какой подход наиболее верный. Все подходы имеют свои достоинства и свои недостатки. Более существенным является вопрос о том, какие познавательные задачи позволяет решить тот или иной подход. Именно этим и определяется его место в структуре науки и его роль в истории психологии.

В психологии на разных этапах ее развития категориями, выступающими в качестве основного предмета исследования, рассматривались такие понятия, как душа, сознание, поведение, бессознательное, психика и др.

Так, на смену понятию "душа", которое являлось во времена античности и средневековья основным предметом психологии и понималось как особая сущность, первопричина всех движений (внешних и внутренних), пришло понятие "сознание".

Сознание - высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.

Явления индивидуального сознания призваны были построить психологическое знание на основе собственных переживаний исследователя. То есть имеются в виду мысли, желания, чувства, воспоминания, которые каждый знает по личному опыту и которые как факты этого опыта кажутся чем-то несомненным и реальным. Единственно возможным методом исследования поэтому была признана интроспекция - самонаблюдение ученого за явлениями своего индивидуального сознания.

Предполагалось, что человек, исследуя мир своих (и только своих) психических образов, на основе выявленных у себя свойств и процессов может судить о свойствах психики всех других людей. Тем самым процесс объективного познания психики других людей подменяется процессом приписывания другим свойств собственного сознания.

Психология сознания, сосредоточившая свои усилия на изучении относительно простых психических процессов (ощущения, восприятие), не могла удовлетворительно объяснить многие явления, которые стали в дальнейшем предметом специального изучения таких направлений, как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая и когнитивная психология (рис.1.2).

Критическое отношение к пониманию предмета и объяснительных принципов, сложившихся в психологии сознания, а также самого метода интроспекции привело к возникновению в ХХ в. гештальтпсихологии, одного из крупнейших направлений в зарубежной психологии, которое возникло в Германии в первой половине ХХ века и выдвинуло в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений.

Основным положением новой школы стало утверждение о том, что исходными первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих гештальт компонентов. Исследования, проведенные представителями данного направления в области восприятия и мышления, позволили выявить ряд феноменов (например, инсайт как мгновенное схватывание ситуации) и законов (например, законы "фигуры и фона", "транспозиции", "хорошей формы" и пр.). Эти данные особенно важны в плане выявления активности субъекта (человека), структурирующего дискретные события и придающего им определенный смысл.

Описание: Описание: E:\5 РАБОЧИЕ УЧЕБНИКИ\не\0255\0255.01.01;1\1\Untitled-1OE1.JPG

Рис.1.2. Направления психологии и соответствующий им предмет исследования

Бихевиоризм - одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений "стимул - реакция". Выделение поведения в качестве основного предмета изучения в бихевиоризмепризвано было преодолеть ограниченность круга изучаемых психологией явлений "внутренними рамками" сознания. Поведение рассматривалось как совокупность реакций на внешние и внутренние стимулы, а развитие человека сводилось к образованию условных реакций. Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы по сути дела отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир.

На эту противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления - психоанализа - австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858 - 1939). Богатая медицинская практика позволила ему сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.).

На этом основании З.Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные. В работах "Исследования истерии" (1895) и "Толкование сновидений" (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств.

Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, З. Фрейд, тем не менее, склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции "сознательное - бессознательное" в пользу последнего. Связь человека с социумом и его влияние на человека представлялось в значительной мере негативно окрашенным. Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов индивида.

Такая трактовка вызывает оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников З. Фрейда. Фрейдизм - общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З. Фрейда, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений.

Наиболее выраженной оппозицией признанию зависимой от различных факторов природы человека (от внешних стимулов - в бихевиоризме; от вытесненных из сознания травмирующих переживаний - в психоанализе) явились идеи гуманистической психологии. Реализуя гуманитарную парадигму в психологической науке, ее представители признавали за человеком право на его уникальность, способность к управлению собственным развитием и творческую самореализацию. Одной из основ гуманистической психологии стало философское течение экзистенционализма с его ориентированностью на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования.

Еще одним направлением, характеризующим социальную ориентированность психологии, стало использование в отечественной психологии в качестве системообразующей такой интегральной категории, как предметная деятельность. Деятельность - форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта. Именно продуктивная деятельность по преобразованию окружающего мира отличает человека от всех других живых существ. В продукте деятельности оказывается воплощенным тот "идеальный образ", который существует в сознании человека. Таким образом, деятельность способна выступить в качестве того объективного фактора, с помощью которого возможно воссоздание "идеального плана" человеческого сознания.

Реализуя преобразующие действия с предметным миром, осуществляя сознательную регуляцию своим поведением и действиями, человек изменяет и свою психическую природу. Посредством деятельности он включается в систему общественных связей и отношений. При этом усвоение общественного опыта в ходе совместной деятельности приводит к "перенесению внутрь" (интериоризации ) внешних действий и реализуемых ими социальных отношений. А это в конечном итоге приводит к формированию социально обусловленных качеств человека, к развитию высших психических функций, характеризующихся произвольностью и осознанностью.

Разумеется, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Законы формулируются в рамках определенныхтеорий. Теории же представляют собой попытки целостного представления существенных связей и свойств определенных областей действительности и возникают на базегипотез, т.е. предположений относительно характера этих связей и свойств.

Собственно развитие науки в основном и представляет развитие и смену теорий. При этом достаточно часты ситуации "возвращения" старых и уже как будто отвергнутых теорий - они переосмысливаются на новом уровне и открываются новыми, до этого неизвестными сторонами.

Невозможность объяснить получаемые данные в рамках имеющихся представлений порождает познавательное противоречие, составляющее проблему (обычно она формулируется в виде вопроса). Далее формулируется гипотеза, т. е. предположительный ответ на этот вопрос, обоснованный в рамках исходной теории. Для проверки гипотезы организуется получение эмпирических (т.е. опытных) данных, в дальнейшем обрабатываемых и интерпретируемых.

Обозначенные пункты (постановка проблемы, формулирование гипотезы, получение эмпирических данных, обработка, интерпретация) представляют собой основные этапы научного исследования, в рамках которого реализуются методы исследования, т. е. обоснованные нормированные способы его осуществления.

В развитие психологии как науки огромный вклад внес немецкий физиолог Вильгельм Вундт. Он выделил цели, предмет, методы и темы исследований новой науки. Его работы позволили объединить различные философские взгляды и научные направления. Первые этапы развития психологи формировались под его воздействием.

Однако, с течением времени число психологов возросло, что привело к возникновению новых идей в области психологии. Так к 1900 году было сформировано несколько научных школ, которые имели различные взгляды на природу психики.

Психологическая школа – это группа психологов, которые имеют общие идеи и лидера данного научного направления.

Следует отметить, что в процессе развития психологии некоторые школы приходили в упадок и заменялись другими. При этом каждая школа критиковала предыдущую.

Таким образом, изначальная психология Вильгельма Вундта и структурализм базировалась на философских и психологических аспектах, далее возникли функционализм, бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ. Позднее сформировались гуманистическая и когнитивная школы. Рассмотрим данные направления подробнее.

Психология Вундта

Предметом изучения Вильгельма Вундта было сознание. Он определял его как нечто сложносоставное и использовал для его изучения методы физиологии. Вундт создал первую психологическую лабораторию и публиковал полученные результаты в собственном научном журнале.

Главным аспектом изучения являлась способность мозга к самоорганизации. Система Вундта получила название волюнтаризм, который определяла как способность силы воли делать мышление высокоорганизованным.

Также Вундт делал акцент на опыте человека. В своей работе он использовал метод интроспекции, т.е. наблюдения за собственным сознанием и проверки состояния собственного мышления. Однако, некоторые исследователи критиковали данный метод, полагая, что он способен вызвать психические заболевания.

Готовые работы на аналогичную тему

Структурализм

Основателем структурализма является английский ученый Э.Б. Титченер, который был сторонником психологии Вундта. Однако, после переезда в США он создал свою собственную теорию, которую назвал структурализмом. Данная теория получила широкое распространение в США и играла важную роль в развитии психологии.

Главной задачей исследований Титченера являлся поиск элементов сознания, которые формируют его структуру. Предметом психологии служило изучение сознательного опыта, так как по мнению Титченера он зависит от испытуемого субъекта.

В своих работах Титченер использовал методы наблюдения, эксперимента, измерения, а также самонаблюдение.

Функционализм

Функционализм представляет собой направление психологии, главной темой изучения которого является роль разума в адаптации организма к окружающей среде.

Исследователи данного направления делали акцент не на элементах психики, а ее функциях и значениях психических процессов.

Возникновение функционализма связано с протестом против психологии Вундта и структурализма. Сторонники функционализма не стремились создать научную школу, однако, с течением времени данная система приобрела ее черты.

Изучение поведения организма в процессе взаимодействия с внешней средой привело к формированию идеи применения психологии в решении повседневных задач.

Бихевиоризм

В 1913 году структурализм и функционализм подверглись жесткой критике со стороны новой научной школы. Лидером этого нового направления был Джон Б. Уотсон, а называлось оно бихевиоризмом.

Джон Б. Уотсон жестко отрицал концепцию сознания, следовательно, и метод интроспекции. Согласно его мнению научная психология должна изучать только поведение, которое можно объективно описать.

Бихевиоризм был тесно связан с зоопсихологией. Стоит отметить вклад в развитие науки таких бихевиористов, как Э. Л. Торндайк, который занимался исследованиями в области обучения людей и животных, и И.П. Павлова, который открыл условные рефлексы.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология представляет собой направление в психологии, которое делает акцент на обучение и восприятие, и базируется на принципе объединения психологических элементов в определенное новое качество.

Гештальтпсихология внесла существенный вклад в развитие психологии и сделала акцент на проблемы научения, мышления, мотивации, изучения личности и т.д.

Психоанализ

Главным объектом изучения психоанализа являлось бессознательное, а предметом – аномальное поведение. На смену лабораторным экспериментам пришло клиническое наблюдение.

В своих работах З. Фрейд выделял сознательную и бессознательную психическую жизнь человека. Позже он переформулировал теорию и предложил три компонента личности: оно, Я и сверх-Я.

Хотя психоанализ подвергался жесткой критике и не силен с точки зрения методологии, он до сих пор является одним из ведущих направлений в современной психологии.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология является направлением в психологии, которое приоритетной задачей ставит изучение сознательного опыта субъекта.

Предметом изучения гуманистической психологии является личность человека, которая представляет уникальную целостную систему. Гуманистическая психология подчеркивает свободу воли, спонтанность и творческую силу личности, изучает все обстоятельства ее жизни.

Следует отметить, что гуманистическая психология не стала полноценной научной школой, хотя имела ее определенные признаки.

Когнитивная психология

Когнитивная психология делает акцент на процессе познания и на обработке разумом жизненных переживаний человека.

Особенностями когнитивной психологии является концентрация внимания на процессе познания, способах и формах, организующих сознанием имеющегося опыта. Также следует отметить, что по мнению сторонников данного направления, человек усваивает стимулы из внешнего мира в процессе некоторой творческой деятельности.

Становление когнитивной психологии связано с именами таких ученых, как Дж. Миллер и У. Найссер.

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
19.00.07 - Педагогическая психология
19.00.04 - Медицинская психология
19.00.05 - Социальная психология
19.00.13 - Психология развития, акмеология

Сибирский психологический журнал включён в международную базу данных ERICH PLUS (The European Reference Index for the Humanities and the Social Sciences).

Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Информация о публикациях в журнале регулярно по установленной форме поставляется в систему РИНЦ.

Адрес редакции:

Читайте также: