План работы педагога психолога с детьми сиротами в школе

Обновлено: 02.07.2024

Работа с детьми-сиротами ведется по следующим направлениям:

  • Организация предоставления социальных гарантий и фактический учет за период обучения.
  • Взаимодействие с медицинскими учреждениями через организацию оказания медицинской помощи детям-сиротам
  • Взаимодействие с социальными партнерами.
  • Работа по адаптации и сохранности контингента. Организация досуга.
  • Работа по повышению мотивации к профессии и к учебе в целом.
  • Соблюдения условий проживания детей-сирот, проживающих в общежитии и на квартире.
  • Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов, техникума.
  • Ведение нормативного пакета документов
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот.

Календарный план.
АВГУСТ– СЕНТЯБРЬ

– Правоустанавливающие документы на соответствие статуса обучающихся из числа детей– сирот с целью постановки их на полное государственное обеспечение

– Документы по защите жилищных прав и составление мероприятий для решения вопросов с целью обеспечения жильем при выпуске из образовательного учреждения .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профилактическая психолого-педагогическая

работы педагога-психолога

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Автор: педагог-психолог Максимова Ирина Сергеевна

Пояснительная записка

Подростковый возраст- это особый период в жизни человека, который имеет много трудностей.Эти трудности связаны с конфликтами, поведенческими отклонениями, агрессивностью, делинквентностью. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Дети- сироты, вступившие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к лишению привычной опеки и принятию самостоятельного образа жизни, вот почему вопросы личностной и социальной зрелости выпускника детского дома имеют первостепенное значение.

Подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека, а для детей-сирот в особенности. Области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения.

Исследование проблем подростков группы социального риска в целом и детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,в частности, убедительно показывают, что выше означенные, направления образуют особую проблемную зону-зону недоразвития психо-эмоциональной, волевой и других сфер жизнедеятельности для детей данной категории. Следует, что именно с этими направлениями в значительной степени связаны трудности их социальной адаптации в самостоятельной жизни. Жизненные ситуации,в которых оказываются дети-сироты после выхода из интерната, предъявляют очень высокие требования к его адаптационным способностям. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречных проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития творческих интересов, обедненным содержание досуга, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения.

Социально-психологическая адаптация-это процесс, результатом которого является адаптированность уровень способности приспособления человека к новым условиям жизни, соответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Учебно-профессиональная адаптация важна, так как профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, является ключевым вопросом в их подготовке к жизни. Результаты исследований свидетельствуют о том, что дети-сироты , не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования.

В настоящее время объективно возрастает значение профессиональной компетентности каждой личности, что повышает конкурентоспособность будущего специалиста. Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего специалиста,

способного свободно и активно мыслить. Моделировать процесс трудовой деятельности, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии является актуальной.

Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, формирование устойчивой позитивной общей и профессиональной самооценки, а также зрелой, положительной просоциальной направленности личности студентов из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, в воспитательно-образовательном процессе техникума.

Задачи:

1.Оказывать педагогическую поддержку в обучении и профессиональном самоопределении, осуществлять индивидуальный подход в организации учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей;

2.Осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения;

3.Создать благоприятные условия для социальной адаптации в условиях техникума;

4.Обеспечивать сохранение гарантий для полной реализации студентами из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей ,своих основных прав и социальной поддержки;

5.Способствовать их профессиональному самоопределению и развитию профессиональной идентичности;

6.Организовать систему взаимодействия структурных подразделений техникума по адаптации лиц данной категории.

ВложениеРазмер
programma_deti-siroty.docx 91.36 КБ
programma_deti-siroty.docx 91.36 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: педагог-психолог Максимова Ирина Сергеевна

Подростковый возраст- это особый период в жизни человека, который имеет много трудностей.Эти трудности связаны с конфликтами, поведенческими отклонениями, агрессивностью, делинквентностью. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Дети- сироты, вступившие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к лишению привычной опеки и принятию самостоятельного образа жизни, вот почему вопросы личностной и социальной зрелости выпускника детского дома имеют первостепенное значение.

Подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека, а для детей-сирот в особенности. Области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения.

Исследование проблем подростков группы социального риска в целом и детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,в частности, убедительно показывают, что выше означенные, направления образуют особую проблемную зону-зону недоразвития психо-эмоциональной, волевой и других сфер жизнедеятельности для детей данной категории. Следует, что именно с этими направлениями в значительной степени связаны трудности их социальной адаптации в самостоятельной жизни. Жизненные ситуации,в которых оказываются дети-сироты после выхода из интерната, предъявляют очень высокие требования к его адаптационным способностям. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречных проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития творческих интересов, обедненным содержание досуга, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения.

Социально-психологическая адаптация-это процесс, результатом которого является адаптированность уровень способности приспособления человека к новым условиям жизни, соответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Учебно-профессиональная адаптация важна, так как профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, является ключевым вопросом в их подготовке к жизни. Результаты исследований свидетельствуют о том, что дети-сироты , не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования.

В настоящее время объективно возрастает значение профессиональной компетентности каждой личности, что повышает конкурентоспособность будущего специалиста. Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего специалиста,

способного свободно и активно мыслить. Моделировать процесс трудовой деятельности, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии является актуальной.


Наименование программы

Разработчик программы

Исполнители программы

Педагог — психолог, обучающиеся, находящиеся под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях, законные представители , классные руководители, педагоги дополнительного образования

Основание для разработки программы

Цель программы

1.Оказание психолого – педагогической помощи в период адаптации к условиям общеобразовательного учреждения, детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Зудиловская СОШ , Первомайского района.

2.Сохранение естественных механизмов развития обучающихся.

3. Создание условий для актуализации потребности к саморазвитию, самоизменению и самосовершенствованию.

Задачи программы

1.Адаптация в условиях общеобразовательного учреждения.

2.Предупреждение проблем дезадаптации.

3. Сопровождение каждого ученика (цы) в процессе обучения в решении его проблем с использованием реальных факторов социума.

Основные направления реализации программы

1. Социально — педагогическая поддержка семьи и ребёнка в формировании личности ученика, находящегося под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях.

2. Психолого — педагогическое просвещение и повышение культурно — образовательного уровня опекунов и попечителей.

3. Консультирование педагогов по вопросам индивидуального развития и проблем обучающихся, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот.

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы

1. Улучшение микроклимата в классных коллективах.

2. Повышение учебной мотивации учащихся, находящихся под опекой или попечительством, а так же в приёмной семье.

3. Активное участие законных представителей и детей в воспитательной жизни школы.

4. Усиление роли семьи в воспитании детей.

Управление и контроль за выполнением программы

Управление программой осуществляется Директором школы и заместителей. Общий контроль осуществляется педагогической общественностью.

Пояснительная записка

Актуальность и перспективность программы

Ребенок сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, на его судьбу выпало очень тяжелое испытание. Взрослым, которые находятся рядом в этот момент необходимо особенно внимательно и осознанно отнестись к таким детям. В общеобразовательные учреждения эти обучающиеся и их семьи должны быть на особом контроле. И такому ребенку необходимо создать максимально комфортные условия для успешной социализации и дальнейшего развития.

В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе, Н.М. Неупокоева, Е.И. Афанасенко, И.А. Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г.М. Лямина, М.И. Попова, А.Л. Лихтарников и др.) данный вопрос рассматривается развернуто и полно.

Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Отмечается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, чувствительность к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Их поведение характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе

Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, мозаичности развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у детей из приемных семей нередко носит осложненный характер.

Содержание программы строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Б. Ананьева с учетом возрастных особенностей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш.А. Амонишвили) ребенка.

Согласно подходу гуманистической психологии, ребенок не объект воздействий взрослого, не "сырье" для формирования чего бы то ни было, ребенок - субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несет ответственность за это само становление. Задача программы - не формировать человека по заданным образцам, а помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.

Для любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его взрослым. Формирование опыта "принятия" и "равноправия" является не менее важной задачей, чем освоение участниками содержательной части программы

Практическая направленность

Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот и ориентированы на содействие их успешной социализации.

Цель программы

Обеспечение наиболее благоприятных условий для успешной адаптации в условиях общеобразовательного учреждения и гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.

Задачи программы

Выявление группы детей, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.

Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе адаптации и обучения, общения.

Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.

Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.

Принципы реализации программы:

1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.

2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Механизм реализации программы:

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей в период адаптации в общеобразовательном учреждении – это система мер, которая включает в себя:

проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития опекаемых детей;

выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого воспитанника;

организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности;

информирование родителей и педагогов по вопросам воспитания и развития опекаемых детей.

Ожидаемые результаты.

Успешная адаптация в условиях общеобразовательного учреждения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

развитие активной жизненной позиции детей

развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.

адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;

выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;

налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми с учетом их возрастных особенностей;

помощь детям при потере или разлуки с родителями;

увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;

развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;

развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;

ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.

Этапы реализации программы.

Первый этап – анамнестический: диагностика и формирование банка данных

1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой психолого – педагогической помощи:

- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;

- изучение личности подопечного и выявление индивидуальных особенностей;

- установление открытых доверительных отношений с членами семьи, а также участниками образовательного процесса;

- за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);

- за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);

- за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок);

- за исполнением обязанностей опекунами.

4. Организация педагогической помощи подопечному:

- помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);

- помощь в решении конфликтных ситуаций;

- помощь в выборе (записи) кружка или секции;

Второй этап - деятельностно-консультативный

Работа с обучающимися:

1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.

Работа с семьей:

1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным (диагностика детско – родительских отношений).

2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного (занятия с элементами тренинга на сплочение членов семьи, создание позиции значимости и необходимости семейных ценностей).

3.Психолого- педагогическое просвещение опекуна.

4.Психолого –педагогическое просвещение и консультации педагогов.

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с обучающимся с учетом выработанных рекомендаций

Читайте также: