Лица групп риска попавшие в тжс как объект социальной работы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Критическая ситуация, в которую попали эти люди, психологические стрессы, финансовое неблагополучие, а зачастую просто нищета, полное отсутствие средств к существованию, социально низкий уровень жизни губительны не только для перечисленных клиентов социальной службы, но и имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на атмосферу, и уровень цивилизованности общества. [8, стр. 419]

В семьях социального риска затруднено исполнение различных функций – обычно как по отношению к обществу, так и относительно членов семьи. Эти семьи находятся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где своевременно не выплачивают заработную плату.

Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей. Иногда это может привести к выталкиванию детей на улицу, к асоциальным формам их реакции. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, может помочь ей обрести благополучие, тогда как оставление без помощи способно перевести ее в категорию неблагополучных

Формы и методы социальной работы с группами риска определяются характеристикой этой группы и используют различные технологии.

  1. Так, например, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ

Часто психические расстройства обусловлены тем, что к подростку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой умственной отсталости, т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении [6, стр. 59].

Важными направлениями деятельности социальных служб для молодежи становятся терапия кризисных состояний в молодежной среде и предупреждение девиантного поведения. В этих целях профилактика преступности среди подростков последовательно-педагогических и социально-педагогических приемов коррекции отклоняющегося поведения, оказанием соответствующих социальных услуг.

Проводится работа по созданию среды общения подростков, молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей ограниченными возможностями. Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для подростков и молодежи [7, стр. 237-238].

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей [8, 430].

Задачами учреждений для дезадаптативных детей и подростков являются:

  1. профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
  2. психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим, психическим насилием или опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безысходное положение;
  3. формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков ощени я и взаимодействия с окружающими людьми;
  4. выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимая и заботы, средств к существованию;
  5. психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
  6. содействие возвращению в семью;
  7. обеспечение возможности получить образование;
  8. забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства [7, стр. 602-603].

Профилактика девиаций составляет ту важнейшую часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин и условий конкретных девиаций. Чем успешнее профилактика, тем меньше приходится затрачивать усилий и средств на реабилитацию дезадаптивных детей и подростков, предупреждение перехода отклоняющегося поведения (девиантного) в преступное (делинквентное).

За широким распространением зависимостей от наркотиков, табака, алкоголя, азартных и компьютерных игр кроются неисчислимые беды и страдания людей, море слез, горя, смертей, колоссальные экономические потери. Масштабность и глубина проблем зависимостей требуют изобилия информации, чтобы истина об алкоголе, курении, наркотиках и игромании дошла до каждого.. Люди, страдающие этими зависимостями составляют основной состав группы риска.

Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией создаются специализированные центры лечения. Чтобы выявить места дислокации наркоманов, действуют специальные уличные патрули и бригады.

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии.

Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия, психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи.

При работе с больными наркоманией применяется междисциплинарный подход, включающий в себя работу нарколога, психолога, социального работника, который осуществляется как параллельно, так и одновременно.

Социальная работа с наркозависимыми клиентами состоит из нескольких стадий: оценка, определение средств вмешательства, работа с клиентом выбранным методом.

Трудная жизненная ситуация определена как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Бездомные или бездомные граждане — такое определение наиболее адекватно отражает положение сотен тысяч наших соотечественников, не имеющих жилья.

К отличительным особенностям лиц без определенного места жительства относятся: отсутствие жилья, прописки, документов, родственников (субъективно) и определенных жизненных целей и перспектив.

Для того чтобы у человека появилось желание вернуться к нормальной жизни в обществе, для начала необходимо удовлетворить жизненно необходимые потребности в питании, жилье, соблюдении гигиены, а при необходимости, оказать первичную психологическую и юридическую помощь. Для этого те граждане, которые оказались в трудной жизненной ситуации могут обратиться к специалистам Комплексного центра, которые окажут всестороннюю помощь и содействие для преодоления сложившейся трудной ситуации.

И неоценимую помощь им в этом оказывают общественные организации, благотворительные фонды, некоммерческие организации, которые расположены в Свердловской области и в г. Екатеринбурге:

- благотворительные общественные организации, фонды, которые помогают гражданам без места жительства и занятий, вернуться к социально-активному, здоровому образу жизни. Предоставляют жильё, питание, содействуют в трудоустройстве. В таких центрах люди социализируются, т.е. живут, ходят на работу, учатся, получают профессию, создают семьи.

-принимая во внимание остроту проблемы наркотизации и алкоголизации в российском обществе, некоммерческие организации по реабилитации лиц, с зависимостью помогают избавиться от нарко и алко зависимостей. Программы по прохождению реабилитации и адаптации в каждом Центре разные, но направлены на одно - помочь человеку избавиться от зависимости.

- центры по оказанию социальной реабилитации женщинам и женщинам с детьми оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

- на территории Свердловской области оказывают посильную помощь общественные организации по ресоциализации и адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Оказывают содействие в предоставлении жилья, трудоустройстве.

Каждый должен набить свои шишки -
Только с шишками опыт придёт.
Воспитателей глупых излишки
Жизнь изменят нам наоборот.

Не избавишь никак своё чадо
От подводных камней на пути.
Плохо с шишками, но всё ж их надо
Получить, чтобы опыт найти.

Меньше шишек у тех, кто умнее -
Изучают ошибки других.
Жизнь трудна, все живут, как умеют:
Кто ж без шишек? Ну нету таких.

И живём мы как сосны и ёлки -
Шишек много имеем порой.
Был бы толк нам от шишек. Без толку
Проживёт только глупый герой.

Цели и задачи социальной работы с группами риска. Изучение понятия трудной жизненной ситуации. Совместное решение проблем клиента и проектирование путей преодоления трудностей. Особенности социальной работы с одаренными детьми и молодыми семьями.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.12.2013
Размер файла 30,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

социальный риск трудность

Глава 1. Социальная работа с группами риска

1.1 Группы риска - определение понятия

1.2 Социальная работа с группами риска как вид профессиональной деятельности

Глава 2. Цели и задачи социальной работы с группами риска

2.1 Цели социальной работы с группами риска, ее задачи

2.2 Современные проблемы социальной работы c группами риска

Актуальность работы. Проблемы групп социального риска отражаются на жизни всего общества. Социальная работа с группами риска, помимо прочего, имеет очень важное превентивное значение - в данной категории профилактика играет наиважнейшую роль. Игнорирование проблем групп риска приведет к возросшему числу людей в трудной жизненной ситуации, к повышению числа преступлений, к упадку благосостояния общества. Именно поэтому необходимо четко выделить и объяснить цели и задачи социальной работы, проводимой с группами риска, чтобы повысить эффективность такой социальной работы и уменьшить число потенциальных клиентов социальной работы.

Степень научной разработанности. Социальная работа с группами риска на сегодняшний день довольно хорошо проработана создателями учебных пособий для высших учебных заведений. Многие авторы, такие как, например, Е.И. Холостова, М.В. Фирсов и др., не раз поднимали в своих работах особенности работы с группами социальной риска, в частности - молодежь, молодые семьи, заключенные и т.д.

Объект работы - социальная работа с группами риска, предмет - цели и задачи социальной работы с группами риска.

Цели курсовой работы:

определить социальную работу как профессиональную деятельность

дать определение понятия группы риска.

определить цели и задачи социальной работы с группами риска.

выяснить современные проблемы социальной работы с группами риска.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.

Глава 1. Социальная работа с группами риска

1.1 Группы риска - определение понятия

Группы риска - это категория людей, социальное положение которых не является стабильным, что зачастую может грозить данным людям появлением трудной жизненной ситуации. Эта категория условна, она объединяет людей, здоровье которых, как физическое, так и психологическое и социальное, с высокой вероятностью может быть нарушено. Причины проблем в таких группах могут быть разными: например, условия профессиональной деятельности, социальные условия жизни, особенности поведения и др.

Однако же чаще всего к группе риска относят подростков, ибо это категория населения чаще всего более подвержена социальной опасности. Ведь именно в подростковом возрасте необходимо вести профилактику наркомании и алкоголизма, так как подростки склонны к психической нестабильности, откуда и возникает предрасположенность к наркотическим веществам и алкоголю. Так же действительно необходимой является работа с подростками и детьми из неблагополучных семей, детей с отклоняющимся поведением.

Группы риска среди детей до 18 лет. Дети - самая уязвимая категория населения, а потому они нуждаются в ограждении от неблагоприятных факторов. Именно этой цели и служит социальная работа с группами риска. Говоря об области общественных наук в советском периоде к группе риска относились дети, поведение которых могло неблагоприятно отразиться на жизни общества. Туда входили трудные подростки, поведение которых противоречило социальной норме. Сейчас же специалистами по социальной работе эта категория детей рассматривается несколько по-другому - специалисты рассматривают тяжелые жизненные обстоятельства, которым подвергаются эти дети, тем самым уделяя внимание не столько неблагоприятным последствиям для общества, сколько последствиям для самого трудного ребенка. Существует множество категорий и критериев для определения детей, которые на сегодняшний день находятся в группе риска. Классификация приведена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация детей группы риска

Дети с легкими формами антиобщественного поведения, которым не свойственны психические расстройства.

Дети с агрессивным поведением, имеющие плохие отношения с семьей, преподавателями и другими людьми. Они зачастую агрессивны и мстительны.

Дети, которым необходима медицинская помощь. Инвалидам необходимо помочь минимизировать негативные последствия их здоровья и адаптироваться к жизни в обществе, а так же научить окружающих их людей принимать инвалидов такими, какие они есть.

Педагогически запущенные дети. Обладают преступным и отклоняющимся поведением, сопротивляются попыткам воспитания со стороны взрослых и педагогов. В связи с подробными проблемами иногда возникают трудности помощи таким детям.

Неуспевающие дети имеют дело с барьерами на пути социального становления из-за недостатка социальных знаний и навыков.

Недисциплинированные дети, которые не совершают преступлений, но чье поведение расценивается взрослыми как неудовлетворительное. Эти дети легко внушаемы.

Педагогически запущенные дети

Дети, столкнувшиеся с насилием в семье или в школе.

Таким образом, к группе риска можно отнести детей, которые по генетическим, биологическим, социально-психологическим и (или) социально-педагогическим причинам не в состоянии без посторонней помощи преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, которые могут привести к их дезадаптированности, нарушить процесс социализации.1. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2011 г. Стр. 14.

Подводя итог, можно сказать, что группа риска - это такая общность людей, которая, возможно, еще не находится в трудной жизненной ситауции, но имеет риск оказаться в ней в скором времени. Этих людей может относить к группе риска множество таких критериев как возраст, род деятельности или место проживания.

1.2 Социальная работа с группами риска как вид профессиональной деятельности

Люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, постоянно нуждаются в социальной помощи. Трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), признанное как объективно нарушающее или способное нарушить жизнедеятельность гражданина, привести в положение, которое представляет опасность для жизни и (или) здоровья, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно и которое требует на основе определения индивидуальной нуждаемости предоставления социального обслуживания. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Сущность социальной работы с людьми из групп риска подразумевает совместное решение проблем клиента, совместное проектирование путей преодоления трудностей, возникших у клиента.

Социальная защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Такая забота и защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав этих детей ФЗ № 124 от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Государством создаются соответствующие социальные службы, которые разрабатывают программы реабилитации детей, находящихся не только в группе риска, но и уже в трудной жизненной ситуации. Эти программы включают в себя экспертизу психического, физического и эмоционального состояния ребенка, где специалисты проводят оценку ситуации, в которой находится ребенок.

Общественные организации и объединения, а также другие субъекты социальной работы, осуществляющие деятельность по защите детей как на государственной, так и на частной основе, действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством РФ и ее субъектов.

Эти объединения и организации вправе в судебном порядке оспаривать нарушение прав и законные интересы детей, действия должностных лиц, органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, родителей или замещающих их лиц, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

Одна из главных задач социального работника при работе с ребенком - сообщить в компетентный орган о необходимости принятия мер, если ребенок нуждается в каком-либо виде помощи - психологической, медицинской, педагогической, правовой. После необходимо получить отчет о проделанной работе для дальнейшего планирования социальной работы с ребенком.

Особенности социальной работы с одаренными детьми. Важной областью социальной работы с группами риска является работа с одаренными детьми. Индивидивидуальные качества характера таких детей подразумевают особый подход, соответственно, такие дети нуждаются в особом воспитании и нестандартном виде обучения. Это обусловлено тем, что зачастую одаренные дети испытывают сложности в социальной сфере - в общении со сверстниками и педагогами, обладают психо-эмоциональной неустойчивостью. Программы работы с такими детьми могут быть разработаны только подготовленными специалистами.

Особенности социальной работы с неполными, многодетными и молодыми семьями. Семья, как и граждане до 18 лет, входит в категорию слабозащищенных людей. В такой социальной работе применимо множество способов помощи: телефоны доверия, материальная и натуральная помощь, индивидуальная и групповая формы работы, консультирование, патронаж. Многие благотворительные и государственные организации ориентированы на помощь семье как институту.

Также к видам помощи можно отнести пособия и льготы, предусмотренные законодательством.

Глава 2. Цели и задачи социальной работы с группами риска

2.1 Цели социальной работы с группами риска, ее задачи

Главная цель социальной помощи детям групп риска - развитие самостоятельности детей, помощь в социальной адаптации, а также постинтернатной адаптации, поддержка в вопросах получения образования (и) или профессии.

Одной из ключевых задач социальных работников, работающих как в системе образования, так и в системе социального обслуживания, является выявление, обслуживание и поддержка семей группы риска.

2.2 Современные проблемы социальной работы c группами риска

Большинство служб из необходимых для профилактики жестокого обращения в России существуют. Наблюдается рост детских домов и интернатов, центров социальной реабилитации детей подростков.

Однако следует отметить новую опасную тенденцию современной России, связанную с уменьшением количества школ и детских садов в сельской местности. В России значительная часть детей -- более половины -- проживает в селе. И если школа в селе закрывается, то ребенок вынужденно попадает в школу-интернат большого города и оказывается оторванным от семьи со всеми негативными последствиями.

Крайне мало служб кризисного реагирования -- телефонов доверия, кризисных центров, специализированных приютов для детей-жертв насилия.

Особое положение занимают службы организации досуга детей. Несмотря на то, что увеличивается количество таких служб, многие из них оказываются недоступными для большинства детей в силу ряда причин: из-за жестких критериев отбора детей для занятий в секциях и кружках при отсутствии альтернативной секции и кружка с более мягкими критериями отбора, из-за высокой платы за обучение, из-за территориальной удаленности и т. д.

Кроме того, в России практически отсутствуют службы, необходимые для полноценной профилактической работы по предотвращению насилия (например, институт уполномоченного по правам ребенка, институт приемной семьи, специализированный междисциплинарный центр по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми и т. д.).

К сожалению, деятельность большинства из имеющихся служб при всей своей важности и позитивности, также не лишена недостатков. К ним следует отнести:

рассогласованность (методологическую, организационную и методическую) в деятельности множества существующих и вновь возникающих центров, организаций, служб и т. д.;

неумение распределять и нести коллективную ответственность;

недостаточное количество этих служб в пересчете на количество детского населения России;

недоступность служб для части населения в силу территориальной удаленности или платности предоставляемых услуг.

В последние годы государство предпринимает ряд мер социокультурной поддержки семьи, женщин и детей, однако система социальных гарантий и механизмы их реализации пока не сформировались в полной мере и не обеспечивают достаточную защиту различных категорий семей. Все усилия государства направлены в основном на поддержку семей, уже оказавшихся в зоне социального риска. Поэтому нужно создавать и расширять сеть центров социально-психологических услуг, которые должны работать в режиме скорой социальной помощи. По телефонам службы, которые должны быть известны так же, как телефоны скорой помощи или милиции, жители могли бы обратиться в любое время по разным фактам семейного и социокультурного неблагополучия (случаи насилия и инцеста в семье, детско-подростковых девиаций, семейных конфликтов, алкоголизма, наркотизма, уход детей из дома, отчуждение от школы). Должно осуществляться расширение информационного поля по проблемам семей разных типов.

Подобные документы

Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Особенности социальной работы с детьми в ГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Дубровского района". Анализ результатов социальной работы с детьми.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 06.02.2015

Работа с детьми и семьями группы риска как социально-педагогическая проблема. Практика социальной работы комиссии по делам несовершеннолетних с детьми и семьями группы риска. Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума.

дипломная работа [333,7 K], добавлен 25.11.2006

Понятие молодой семьи, их структура, основные трудности, возникающие в ней. Молодая семья и трудная жизненная ситуация. Основные цели и задачи, механизмы и главные этапы социальной работы с молодыми семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

контрольная работа [17,3 K], добавлен 05.12.2010

Сущность и содержание понятия "одаренные дети". Государственная поддержка одаренных детей. Нормативное основание осуществления социальной работы с одаренными детьми. Основные формы и методы работы с одаренными детьми. Социальная работа с семьей.

дипломная работа [128,7 K], добавлен 26.06.2011

Семья, как основной объект социальной работы: понятие, виды и функции. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями. Анализ путей развития детей, входящих в группу риска. Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций.

Презентация на тему: " ТЕМА: ЛЮДИ ИЗ ГРУПП РИСКА, КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ." — Транскрипт:

1 ТЕМА: ЛЮДИ ИЗ ГРУПП РИСКА, КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

2 Группы риска - это категория людей, социальное положение которых не является стабильным, что зачастую может грозить данным людям появлением трудной жизненной ситуации.

4 Трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), признанное как объективно нарушающее или способное нарушить жизнедеятельность гражданина, привести в положение, которое представляет опасность для жизни и (или) здоровья, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно и которое требует на основе определения индивидуальной нуждаемости предоставления социального обслуживания. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от N 442-ФЗ

7 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (ТАКЖЕ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ) (ЛАТ. DEVIATIO ОТКЛОНЕНИЕ) ЭТО УСТОЙЧИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ОТ ОБЩЕПРИНЯТЫХ, НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ И УСТОЯВШИХСЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОРМ.

9 МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ (ЛАТ. MIGRATIO ПЕРЕСЕЛЕНИЕ) ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ ИЗ ОДНОГО РЕГИОНА (ГОСУДАРСТВА, СТРАНЫ) В ДРУГОЙ, В РЯДЕ СЛУЧАЕВ БОЛЬШИМИ ГРУППАМИ И НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ.

11 МОЛОДЁЖЬ ЭТО ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА, ОТЛИЧАЮЩАЯСЯ ВОЗРАСТНЫМИ РАМКАМИ И СВОИМ СТАТУСОМ В ОБЩЕСТВЕ: ПЕРЕХОД ОТ ДЕТСТВА И ЮНОСТИ К СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Практика социальной работы имеет несколько направлений по работе с группой риска, в которую включено несколько категорий людей. В данной статье мы рассмотрим основы работы, общения и цели. Для начала предлагаем определить, что это - группа риска? Какие категории людей в нее входят?

Определение и категории

Группа риска – это такая категория людей, социальное положение которых по некоторым критериям нестабильно, в итоге оно ведет к потере морального облика, социальной значимости и даже к биологическому разрушению. Такие люди в одиночку редко могут преодолеть все свои проблемы, именно для этого с ними ведется определенная работа. Социальные работники стараются помочь решить все жизненные неурядицы, найти путь к восстановлению социального положения.

группа риска это

Группа риска – это:

  • дети с трудным поведением;
  • беженцы;
  • умственно неполноценные;
  • бездомные;
  • одинокие и многодетные мамы;
  • престарелые;
  • неполные семьи;
  • дети-сироты;
  • подвергшиеся какому-либо насилию;
  • инвалиды;
  • наркоманы;
  • преступники;
  • социально неадаптированные люди (со сложностями в общении);
  • аморальные семьи.

Основы социальной работы с семьями из группы риска

Группа риска – это определенный контингент, который не может соответствовать требованиям настоящей социальной семьи. Эти требования таковы:

  • решение повседневных проблем всех членов семьи;
  • рождение и полноценное воспитание детей;
  • поддержка недееспособных;
  • обеспечение психологической, физической, экономической, моральной и социальной защиты для всех членов семьи.

люди группы риска

Социальные работники помогают в решении проблем семьям:

  • воспитывающим усыновленных детей, детей-инвалидов, имеющих на попечении инвалида-родственника;
  • семьям военнослужащих;
  • семьям многодетным, неполным, одиноким мамам;
  • асоциальным семьям;
  • безработным;
  • мигрантам и беженцам.

Люди группы риска получают от социальных работников необходимую помощь в восстановлении семейных отношений, решении повседневных проблем и затруднений, моральную поддержку, ценные наставления, патронаж, путь к достижению положительных результатов и их закрепление, ориентацию на дальнейшее существование.

Работниками социальных служб выполняется следующий функционал:

  1. Диагностика группы риска. То есть выявление потенциала семьи или человека в отдельности, изучение его потребностей и особенностей.
  2. Охранно-правовая функция – обеспечение социальных гарантий, правовая поддержка, помощь в реализации права и свободы.
  3. Организация семейного общения, социального досуга, совместной деятельности и творчества.
  4. Оказание психологической и моральной помощи, поддержка и патронаж.
  5. Моделирование определенных ситуаций, пути их решения.

Работа с группой риска – это организованная деятельность, которая направлена на помощь небольшим группам людей, которые нуждаются в определенной помощи извне.

Социальная работа с людьми из группы риска

Социальная защита семьи:

  • денежные выплаты (на рождение, воспитание ребенка – пенсия по потере кормильца, социальные пособия);
  • льготы: жилищные, медицинские, налоговые, кредитные, трудовые и так далее;
  • консультирование: психологическое, экономическое, юридическое, педагогическое, медицинское, родительский всеобуч.

диагностика группы риска

Социальная поддержка при болезни, временной безработице, потере близкого человека:

  • поддержка, направление и наставление подростков, помощь в профессиональной ориентации;
  • консультации по вопросу обучения и трудоустройства;
  • выплата пособий во время поиска работы;
  • социальная и психологическая помощь.

Социальное обслуживание – это материальная, психологическая и реабилитационная помощь людям, оказавшимся в трудном положении. К данной категории относятся:

  • несовершеннолетние родители;
  • многодетные, бездетные и неполные семьи;
  • педагогически несамостоятельные родители, семьи, где жестоко обращаются с детьми, конфликтные семьи с неблагоприятным психологическим климатом;
  • семьи, в составе которых имеются криминогенные и аморальные личности;
  • вернувшиеся из мест лишения свободы, осужденные.

Задачи

беседы с группой риска

Основные задачи социальных работников заключаются в следующем:

  1. Выявление причин, по которым семья или человек попали в группу риска, какая нужна помощь от службы.
  2. Предоставление необходимой социальной помощи.
  3. Помощь в решении проблем социального характера, в том числе и моральная.
  4. Патронаж и поддержка при реабилитации.
  5. Социальный патронаж.
  6. Анализ конкретной ситуации и пользы предоставленной помощи.

Работа с группой риска состоит из нескольких этапов.

Первичное изучение семьи

Первым делом работники проводят изучение семьи. В процедуру входит:

  • выявление состава (наличие детей, полная или нет);
  • анализ отношений в семье, внутренних и внешних;
  • наблюдение за семьей со стороны;
  • определение ценностной ориентации;
  • выявление условий жизни, быта и материального положения;
  • выяснение состояния здоровья всех членов семьи, их особенностей.

работа с группой риска

При первом знакомстве с семьей специалист проводит беседы с каждым из членов, может попросить пригласить близких друзей и родственников.

Беседы с группой риска

Проводить беседы можно как в определенном учреждении, так и на дому. При беседе, если она проходит с ребенком или его родителями, могут присутствовать педагоги, психологи.

группа риска это

Первым делом необходимо ознакомить с темой беседы, начинать лучше с простых вопросов, например: "Как день прошел? Как настроение?" и так далее.

Первая беседа не должна длиться более часа.

Требования к беседе

  1. Определение цели проводимой беседы.
  2. Определение основных вопросов, которые будут заданы.
  3. Убеждение собеседника в том, что разговор пойдет ему на пользу.
  4. Формулировки нужно излагать точно и понятно.

работа с группой риска

Первым делом нужно проанализировать, готов ли собеседник к беседе. Если нет, то нужно его настроить на дружелюбный тон, начиная с обыденных вопросов. Когда есть уверенность, что собеседник внимательно слушает, можно переходить к основному опросу.

Группа риска – это особая группа людей, к которым необходим определенный подход.

Читайте также: