План работы педагога психолога с детьми группы риска в школе 2021 2022

Обновлено: 30.06.2024

Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка.

Опора на положительное - главный принцип в индивидуальной работе с воспитанниками.

Вовлечение воспитанника в проц есс совершения морально - ценных поступков способствует

усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта

работа предполагает включение воспитанников в коллективную, творческую об щественно

К числу основных направлений индивидуальной работы следует отнести:

- изучение индивидуальных особенностей воспитанников, специфики условий и процесса

- установление межличностных контактов с каждым ребёнком;

- создание условий в коллективе для проявления и развития реальных и п отенциальных

возможностей воспитанников, реализации социально ценных и личностно значимых интересов

- взаимодействие с родителями, администрацией, социальными педагогами школы;

- диагностика результатов обучения, воспитан ия и развития каждого ребенка, учёт их

Цель Программы : обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающегося и успешного освоения ООП основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО.

Цель деятельности педагога-психолога : реализация развивающего потенциала образования - обеспечение развития УУД как собственного психологического составляющего ядра образования; содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

  • Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и

мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной

среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику

изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.

  • Разработка учебно-методических рекомендаций по созданию образовательной среды, учитывающей

психофизиологические особенности учащихся.

  • Отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся группы риска.
  • Оказание психологической помощи учащимся 9,11 класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
  • Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.
  • Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.
  • Оказание психологической помощи учащимся группы риска.
  • Оказание психологической помощи одаренным учащимся.
  • Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу.
  • Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями.
  • Отслеживание процесса развития и формирование УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Выполняемые задачи на разных этапах обучения:

  • Обеспечение адаптации к школе.
  • Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы;
  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики развития психических функций:

- мышления (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.),

- памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной),

- внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому переключению),

- восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности).

  • Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.
  • Развитие самостоятельности и самоорганизации.
  • Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
  • Сопровождение перехода в среднее звено.
  • Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.
  • Развитие самосознания, обучение анализу своих чувств и поступков.
  • Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
  • Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
  • Профилактика девиантного поведения.
  • Сопровождение перехода в старшее звено.
  • Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
  • Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.
  • Развитие психосоциальной компетентности.
  • Профилактика девиантного поведения, разного рода зависимостей.
  • Поддержка в самопознании.

Направления психологической работы:

  • консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
  • консультирование детей.

2. Психопрофилактическая работа:

  • формирование у детей, педагогов, родителей общей психологической культуры с помощью бесед и тренингов;
  • своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка;
  • профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности детей;
  • оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учебно-воспитательного учреждения;
  • определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
  • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни. Обучение и воспитание детей;
  • создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении

3 . Психопросветительская работа: Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов через различные практико-ориентированные формы работы (конференции, круглые столы, постоянно действующий семинар для педагогов, постоянно действующий лекторий для родителей, консультативная помощь).

4. Диагностическая работа :

  • психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения им необходимыми навыками и умениями;
  • изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
  • дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения;
  • диагностику характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.

5. Развивающая и психокоррекционная работа:

Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих:

  • развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии;
  • обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессов.

6. Методическое: Пополнение методической копилки новым разработками программно-методических и дидактических материалов

7. Экспертное: Участие в Совете профилактики школы.

  • Посещение занятий, уроков для изучения адаптации обучающихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" МО "Ленский район"

Протокол педсовета И.о. директора МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

№______от__________________2021 г. ______________________ Л.К. Васильева

Срок реализации программы: 1 год

на 2021 -2022 учебный год

формирование общей культуры подростков, соблюдения прав.

- привлечение служб системы профилактики;

- содействие решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;

- содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье,

в окружающей социальной среде;

Основные направления:

- организация социальной и медико – психолого-педагогической помощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- обеспечение реальных мер по защите прав и законных интересов детей.

Основные исполнители:

- школьный врач - педиатр;

- Совет по профилактике;

- школьная служба примирения;

Ожидаемые конечные результаты:

- создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению

- изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять

вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды,

желания и умения вести здоровый образ жизни;

- формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях;

- повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

Сроки реализации Программы : сентябрь 2020 – май 2021 года.

Пояснительная записка.

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей, происходит дистанцирование школы от детей с трудной судьбой. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в образовательных учреждениях.

Педагогическая деятельность воспитателей и учителей-предметников направлена на компенсацию недостатков воспитания и образования, выявленных при поступлении в образовательное учреждение, коррекцию и педагогическую поддержку обучающихся, консультативно-методическую и просветительскую работу с родителями. Вся работа школы направлена на преодоление педагогической запущенности и социальной адаптации учащихся.

Достижение основных целей требует решения следующих задач:

- привлечение и взаимодействие служб системы профилактики (КДН и ЗП, ПДН, КПСМП, ЦРБ, ЛСРЦДН и т.д.);

- содействие доступу детей к различным формам эффективной защиты, рассмотрению их жалоб и заявлений;

- решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;

- создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков.

Сроки и этапы реализации Программы:

Программа будет выполняться в течение одного года поэтапно:

I этап (сентябрь 2021 года):

- совершенствование нормативно - правовой базы школы, направленной на защиту прав и поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- создание школьного банка данных о различных категориях учащихся;

- организация работы родительского лектория;

- организация работы с инспектором ПДН, взаимодействие с КДН и ЗП;

- организация занятости и досуга несовершеннолетних подростков.

Перечень мероприятий социального педагога

1. Сбор сведений о вновь прибывших обучающихся, обследование жилищных условий.

2.Выявление не приступивших к учебным занятиям, установление причины их отсутствия, возврат в учебное заведение.

3.Выявление учащихся, находящихся в социально опасном положении.

4.Выявление детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Создание банка данных по социальному статусу о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Изучение личных дел учащихся.

Работа с обучающимися, поставленными на учет за летний период: 1. Оформление учетных документов на учащихся. Постановка на учет, собеседование с классными руководителями, сбор характеристик. 2. Собеседование с учащимися, состоящими на ВШУ с целью выяснения их отношения к школе, обучению, взаимодействия со сверстниками. 3. Информирование родителей о постановке на учет их детей.

Контроль за посещением учебных занятий учащимися, контроль опозданий на уроки.

3. Проведение бесед по профилактике правонарушений и травматизма. 4.Сбор информации о занятости во внеучебное время. 5.Оказание помощи семье.

Индивидуальные семейные консультации родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

Контроль за посещением учебных занятий учащимися, контроль опозданий на уроки.

Индивидуальные профилактические беседы по успеваемости, посещаемости, опозданиям ОУ.

Осуществление контроля за детьми, оставшимися без попечительства, за детьми-сиротами.

Консультации с классными руководителями, по работе с проблемными обучающимися.

Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих с обучающимися, требующими особого педагогического внимания.

Осуществление регулярного взаимодействия с родителями учащихся, состоящих на различных видах учета, в ПДН и ВШУ.

Контроль за посещением учебных занятий учащимися, контроль опозданий на уроки.

Консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей и подростков.

-вести систематический учет особо сложных и неблагополучных семей, проводимой с ними работы и ее результатов;

-индивидуальные работы (консультации);

-рейды в неблагополучные семьи;

Работа с семьей обучающегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

Профилактика детской беспризорности и безнадзорности. Корректировка банка данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Контроль за посещением учебных занятий учащимися, контроль опозданий на уроки.

Индивидуальные семейные консультации родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

Индивидуальная работа с неуспевающими учащимися и их родителями.

Осуществление контроля за детьми, оставшимися без попечительства, за детьми-сиротами.

Консультации с классными руководителями, по работе с проблемными обучающимися.

Накопление банка данных социально-педагогических особенностей учащихся.

Составлять социально-педагогическую характеристику на учащихся, поставленных на учёт.

Контроль за посещением учебных занятий учащимися, контроль опозданий на уроки.

Осуществление регулярного взаимодействия с родителями учащихся, состоящих на различных видах учета.

-посещение семьи на дому;

-профилактические индивидуальные беседы;

-оказание им соответствующей помощи.

Профориентационная работа с учащимися на основании диагностики, анализа банка данных и сведений, полученных от социальных служб, о потребностях рынка труда.

Выявление интересов, потребностей, трудностей в учебе детей-сирот, детей- инвалидов.

Контроль за посещением учебных занятий учащимися, контроль опозданий на уроки.

Работа с семьей обучающегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

Социально-педагогическая и профилактическая работа с неуспевающими учащимися группы риска.

-совместная работа с классными руководителями и родителями.

Индивидуальные семейные консультации родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

Осуществление контроля за детьми, оставшимися без попечительства, за детьми-сиротами.

Консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей и подростков.

Контроль за посещением учебных занятий учащимися, контроль опозданий на уроки.

Профилактика детской безнадзорности и беспризорности. Корректировка банка данных по социальному статусу:

-семьи неполные, многодетные, малообеспеченные, неблагополучные;

-состоящих на учете КДН, ПДН, ВШУ;

-находящихся под опекой,

Работа с семьей обучающегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

Консультации с классными руководителями, по работе с проблемными обучающимися.

Контроль за посещением учебных занятий учащимися, контроль опозданий на уроки.

Проведение профилактической беседы по профилактике правонарушений и преступлений подростками с родителями на общешкольном родительском собрании.

Консультирование родителей по вопросам отклоняющегося поведения детей и подростков.

Осуществление контроля за детьми, оставшимися без попечительства, за детьми-сиротами.

Осуществление регулярного взаимодействия с родителями учащихся, состоящих на различных видах учета.

Контроль за посещением учебных занятий учащимися, контроль опозданий на уроки.

Индивидуальная работа с неуспевающими учащимися и их родителями.

-посещение на дому;

-индивидуальная работа с детьми и их родителями.

Консультации с классными руководителями, по работе с проблемными обучающимися.

Осуществление контроля за детьми, оставшимися без попечительства, за детьми-сиротами.

Прогнозирование трудоустройства учащихся в летнее время (дети, относящиеся к социальной группе риска).

Организация досуга учащихся в летнее время, трудоустройство.

Перечень мероприятий классных руководителей

Сроки проведения

Контроль посещения уроков, выявление причин пропусков.

Ежедневно в течении учебного года.

Сентябрь, в течении учебного года.

Посещение на дому.

Согласно плану, по мере необходимости.

1 раз в месяц, по мере необходимости.

Сопровождение индивидуально-профилактической работы с обучающимися.

В течение учебного года.

Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с обучающимися, требующими особого педагогического внимания.

По мере необходимости

Вовлечение в КТД, в общие мероприятия.

Организация свободного времени обучающихся в каникулярное время.

Организация летнего отдыха и трудоустройства обучающихся в летний период.

Оказания спонсорской помощи.

В течение учебного года.

Сопровождение выпускников после окончания школы.

Перечень мероприятий учителей предметников, руководители кружков, секций

Сроки проведения

Консультации обучающихся по предмету.

В течении года, по мере необходимости

Консультации родителей обучающихся по предмету.

В течении года, по мере необходимости

Коррекционные занятия с обучающимися.

Участие в заседаниях Совета профилактики.

Вовлечении обучающихся в конкурсы, олимпиады, соревновании.

Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики

Сроки проведения

РКДН и ЗП, КПМСП, КПФКС, ОМВД ПДН

КПМСП (Комитет по молодежной и семейной политике).

По плану, по договоренности

Центральная районная библиотека ЦПИ Переведенцева Н.П.

Ненарыкова Л.К.

По плану, по договоренности

Ленский комитет ГЭН РС(Я), руководитель - Никонов Т.И., Хомколова Ю.А.

По плану, по договоренности

ГИМС МЧС России по РС (Я)

По плану, по договоренности

ГИБДД, инспектор ГИБДД Яковлев И.С.

По плану, по договоренности

Инспектор ПДН Навара Н.Н.

По плану, по договоренности

Специалист ЗЭС

Ведущий инженер Ленский РМЭС Большашапов Ю.И.

Ст. следователь СО ОМВД майор юстиции Терешкина М. П.

Индивидуально-профилактическая беседа с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета.

Начальник УИИ Мальцева Л.П.

II пожарно-спасательный отряд ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по РС(Я)

РУО, воспитательный отдел.

II этап (октябрь 2020 – апрель 2021г):

Диагностический

Знакомство с различными категориями детей из числа учащихся школы:

- сбор паспортов класса,

- сведений об обучающихся;

- создание картотеки обучающихся

- сверка банка данных со специалистами служб системы профилактики: КДН, ПДН, ЛСРЦДН

Создать школьный банк данных обо всех обучающихся учреждения образования, кроме того:

1. дети, оставшиеся без попечения родителей;

2. дети из неблагополучных, асоциальных семей;

3. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

Разработать учётные карты на вновь прибывших обучающихся и социальные паспорта классов, паспорт школы

Обследовать жилищные условия учащихся

Диагностика учащихся с целью определения детей, относящихся к различным категориям риска: дезадаптированные, высокий уровень тревожности, конфликтность, суицидное поведение, агрессивность.

Консультации классных руководителей и воспитателей по результатам диагностики, с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с классным коллективом в целом и в индивидуальных случаях

Коррекционно-профилактический

Участие в школьных родительских собраниях по плану школы

Организовать работу с подростками по повышению уровня культуры общения.

Реализация мероприятий по посту ЗОЖ

Работа по профилактике суицида среди подростков по плану и экстренно.

Диагностика учащихся с целью отслеживания динамики в отношениях к учебе, выявления проблем в классных коллективах. На основе полученных результатов разработка стратегии работы (психолого-социальные, педагогические, воспитательные мероприятия)

Организовать коррекционные и тренинговые группы по результатам диагностических мероприятий

Занятия по снятию эмоционального напряжения педагогов.

Оказывать консультативную и методическую помощь учителям-предметникам, классным учителям и воспитателям по запросу

зам. директора по ВР

Сотрудничество с родителями и привлечение их, по возможности, к процессу обучения и воспитания ребенка

зам. директора по ВР

Профориентационная работа с обучающими 9 класса

зам. директора по ВР

Организовать встречи с специалистами центра занятости населения и посещение Ленского технологического техникума с целью профессионального самоопределения учащихся 9 класса

зам. директора по ВР

III этап (май 2022 год) – констатирующий

Подведение итогов программы, оценка результативности, анализ проведенной программы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь начинающему школьному психологу как вариант плана работы педагога-психолога.

работы педагога-психолога на 2021-2022учебный год

Цель работы педагога-психолога - обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

Основные задачи:

• формирование развивающего образа жизни личности в школе;

• обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;

• обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;

• психолого-педагогическое изучение детей; профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;

• оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям, лицам, их заменяющих в экстремальных и критических ситуациях;

• консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;

• важной задачей работы педагога-психолога является переход от работы в системе "психолог-ребенок" к системе "психолог-педагог-ребенок". В связи с этим одной из задач педагога-психолога является создание условий для развития педагогической рефлексии.

Выполняемые задачи на этапах обучения:

Начальная школа:
Определение готовности к обучению в школе.
Обеспечение адаптации к школе.
Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.
Развитие самостоятельности и самоорганизации.
Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.

Основная школа:
Сопровождение перехода в среднюю школу.
Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.
Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.
Профилактика девиантного поведения

Читайте также: