Публично правовые образования как субъекты гражданского права кратко
Обновлено: 02.07.2024
Публично-правовые образования — это особые субъекты гражданского права, обладающие специальным целевым статусом, обусловленным наличием у них публичных, а не частных интересов в гражданских правоотношениях.
По смыслу закона, к публично-правовым образованиям относятся:
- Российская Федерация;
- субъекты РФ (республики, города федерального значения, края, области, автономные округа и области);
- муниципальные образования.
Чем же обусловлено введение данного термина в гражданско-правовой закон?
Дело в том, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. В связи с этим, государственными органами в строгом смысле закона являются только Российская Федерация и ее субъекты.
Правоспособность публично-правовых образований. В законе отсутствуют нормы, позволяющие однозначно определить гражданскую правоспособность публично-правовых образований. В научной литературе данный вопрос отличается дискуссионностью; высказываются мнения об общей, специальной, целевой правоспособности публично-правовых образований.
При этом, в соответствии с п. 2 ст. 124 ГК РФ на рассматриваемых субъектов распространяются нормы, регулирующие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях. Однако, как таковыми юридическими лицами публично-правовые образования не являются. Это отличает правовую систему России от многих стран Западной Европы, где государство, иные территориально-государственные и муниципальные образования по закону являются юридическими лицами.
Особенностью государства как субъекта гражданско-правовых отношений является то, что оно самостоятельно устанавливает пределы свой правоспособности в отношении самого себя. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в настоящее время государство ограничивает свою гражданско-правовую правоспособность (что, тем не менее, это не исключает возможности ее расширения).
Особенности деликтоспособности публично-правовых образований. Особенностью обладает и деликтоспособность публично-правовых образований. В соответствии со ст.ст.1069, 1070 ГК РФ государство несет ответственность за вред, причиненный публично-правовыми образованиями и ее государственными органами, а также органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. При этом, ответчиками по таким искам признаются Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование в лице их финансовых органов, а возмещение присужденных денежных средств осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, при недостатке — из казны.
Таким образом, в качестве основных особенностей деликтоспособности публично-правовых образований отметим следующие:
Также важно отличать публично-правовые образования от юридических лиц публичного права, поскольку это не синонимы, а означает различных субъектов — участников гражданских правоотношений.
1. Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами выступают также публично-правовые образования. Участие последних в гражданско-правовых отношениях всегда актуально и насчитывает многовековую историю. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК к публично-правовым образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
2. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях характеризуется рядом особенностей:
1) в целом такое участие обусловлено необходимостью осуществления возложенных на них функций — экономических, социально-культурных, обеспечения безопасности и защиты населения и др. Публично-правовые образования, вступая в отношения гражданского оборота, не могут исходить из каких-либо частных интересов; здесь должны преследоваться только цели и задачи, обусловливающие возможность наиболее эффективного отправления публичной власти. Это должно учитываться в процессе волеобразования и волеизъявления публично-правовых образований;
2) государство как носитель власти (суверенитета) является важнейшим субъектом публичного права. Однако в гражданских правоотношениях не должны проявляться властные полномочия государства, равно как и иных публично-правовых образований, их особое положение как субъектов публичного права;
3) правоспособность государства, иных публично-правовых образований как участников гражданских правоотношений носит специфический характер. Ее природа, содержание обусловлены тем, что названные субъекты призваны выполнять прежде всего свои основные, публичные функции; участие же в гражданских правоотношениях для них носит вспомогательный (подчиненный) характер в отличие от правоспособности юридических лиц.
По поводу юридической природы правоспособности государства, иных публично-правовых образований в литературе высказаны различные позиции. Одни авторы правоспособность государства считают общей (универсальной), другие трактуют ее как специальную. Высказана и такая точка зрения, согласно которой правоспособность государства является целевой: она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство.
Учитывая, что государство и другие публично-правовые образования могут иметь лишь такие гражданские права и обязанности, которые соответствуют их закрепленным в законодательстве целям и задачам, следует согласиться с тем, что правоспособность названных публичных образований носит специальный, а не общий (универсальный) характер;
4) к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов ( п. 2 ст. 124 ГК). Следовательно, феномен государства (иного публично-правового образования) нельзя отождествлять с конструкцией юридического лица. По своей организационной структуре, порядку создания, формам имущественного обособления, порядку осуществления деятельности и т.д. публично-правовое образование, безусловно, отличается от юридического лица.
Нормативно-правовая основа участия публичных образований в гражданских правоотношениях
Государство в лице своих органов и уполномоченных лиц во все времена было участником экономических отношений вследствие концентрации в своих руках собственности (в первую очередь земель) и денег, а впоследствии – капитала.
Переход от командной модели экономики к рыночной обусловил необходимость по-новому определить статус государства, его органов и должностных лиц в сфере частных правоотношений, поскольку в настоящее время государственная собственность – не единственно возможная форма собственности. В настоящее время помимо публичного (конституционно-правового, административно-правового, финансово-правового) статуса такие субъекты имеют и частноправовой статус, который определяет их положение в гражданском обороте.
Абзац 2 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ относит к участникам гражданских правоотношений не только частных лиц – граждан и организации, но и публичные субъекты. Правовой статус этой категории лиц определен главой 5 ГК РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Суды РФ подробнее .
Понятие и специфика публично-правовых образований
В настоящее время под публичными образованиями понимаются:
- Российская Федерация в целом;
- субъекты Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее (края, области, города федерального значения и пр.);
- муниципальные образования (города, поселки, муниципальные округа и пр.).
Готовые работы на аналогичную тему
Как известно из теории права, государство, его административные единицы, местная власть – понятия абстрактные. Реализация функций государства возложена на его механизм – конкретные органы и должностные лица (замещающих государственные должности).
Таким образом, участие публичных субъектов в частных правоотношениях опосредуют:
- органы государственной власти (в первую очередь исполнительной);
- органы местного самоуправления;
- юридические лица;
- граждане.
При этом полномочие представлять публичное образование может вытекать как из компетенции соответствующего органа власти, так и из специального поручения физическому или юридическому лицу.
Публично-правовые образования имеют немало отличий от традиционных субъектов гражданских правоотношений – частных лиц и их объединений (корпораций). Среди таких отличий:
- способ создания, реорганизации, ликвидации – в распорядительном порядке на основании нормативного правового акта (исключается свобода воли);
- цель деятельности – публичная (участие в гражданском обороте не является основной деятельностью таких субъектов, они призваны решать общественно значимые задачи);
- правовая основа участия в гражданских отношениях – компетенция публичных субъектов определяется в нормативных актах (положениях);
- специальная правоспособность – наделение гражданскими правами и обязанностями – следствие выполнения публичных функций.
Таким образом, наиболее важная черта публично-правовых образований – это одновременное осуществление ими властных, распорядительных функций (в том числе в сфере экономики) и выступление в гражданском обороте на равных с иными участниками.
Правосубъектность публично-правовых образований
Решение проблемы правосубъектности публично-правовых образований предполагает:
- установление экономической основы их существования и деятельности;
- наделение их правами юридических лиц в конкретных общественных отношениях.
Участие публичных субъектов в гражданских правоотношениях строится на следующих принципах:
- Равенство с иными участниками таких отношений. Так, органы государства и местного самоуправления не должны извлекать преимуществ из своего властного положения, в том числе навязывать свои условия частным субъектам (п. 1 ст. 124 ГК РФ);
- Распространение на публичных субъектов правил, установленных для юридических лиц (если это не противоречит особому правовому статусу данных субъектов) (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
- Органы и лица, выступающие от имени публично-правовых образований, наделены полномочиями приобретать и осуществлять права и обязанности (как имущественные, так и неимущественные), выступать от их лица в суде.
- Особые правила ответственности. Так, законом разграничены обязательства публичных образований и созданных ими корпораций, предприятий, учреждений (п. 2 и 3 ст. 126 ГК РФ), публичных образований разных уровней (п. 4 и 5 ст. 126 ГК РФ). При этом публичные образования несут гражданско-правовую ответственность на равных с иными субъектами гражданского права, но в пределах находящегося в их собственности имущества (для природных ресурсов и земельных участков устанавливается особое регулирование).
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 13.06.2017
Анна Михайловна Самсонова
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.
К публично-правовым образованиям относят РФ, её субъекты и мун. образования. Все эти субъекты являются самостоятельными и независимыми друг от друга, однако, принципы их организации деятельности схожи, поэтому в гражданско-правовых отношениях к ним применяются одинаковые правила и они рассматриваются совместно.
Признаки участия в ГО:
1) Не используют в ГО свои властные полномочия и выступают на равных с физ. и юрлицами;
2) К отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к юрлицам, если иное не указано в законе или их особенностей;
3) От имени публичных образований гражданские права и обязанности осуществляют специально уполномоченные на это органы исполнительной власти в рамках своей компетенции (напр., дают разрешение на приватизацию, заключают договоры и др.). В некоторых случаях, данные полномочия могут быть делегированы по поручению этих субъектов юридическим лицам или гражданам.
4) Эти субъекты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением:
- имуществом, закреплённым за УП;
- имуществом, которое по закону может находиться только в публичной собственности;
- имуществом, изъятым из оборота;
5) Данные субъекты занимают особое положение, т к они сами устанавливают правила поведения и их соблюдают;
6) Эти субъекты также несут ответственность за незаконные действия своих органов и должностных лиц;
7) Их правоспособность является целевой, т. к. они действуют в интересах всего общества.
Таким образом, правоспособность государства вытекает из его назначения в рамках тех целей, для которых оно создано, она является целевой.
Читайте также: