Agile система управления проектами кратко

Обновлено: 02.07.2024

agile аджайл эджайл

Приходилось ли вам когда-нибудь заниматься проектами или хотя бы принимать участие в проектной работе? Если да, то наверняка вы заметили, что наладить работу команды может быть достаточно сложно. И даже если она налажена, есть риск, что все усилия окажутся напрасными, ведь требования к необходимому результату часто меняются.

Метод Agile: определение и краткая история

Вместо того чтобы ждать, пока будут поочередно завершены все этапы (фазы), Ройс предложил применять фазовый подход. Суть его в том, что изначально собираются все требования, необходимые для проекта, после чего завершается вся архитектура, создается дизайн, записывается код и т.д.

На основе этого в 90-х удалось создать комплекс гибких методов разработки ПО, способных заменить сложные и трудоемкие методы. Происходило это так:

  • В 1991 году появился метод быстрой разработки приложений RAD
  • В 1994 году появился метод разработки динамических систем DSDM
  • В 1995 году появилась платформа (фреймворк) гибкой разработки Scrum
  • В 1996 году появилась гибкая методология разработки Crystal Clear, а также экстремальное программирование XP
  • В 1997 году появилась итеративная методология разработки ПО FDD

Все вместе эти методы объединились под общим названием гибких методов разработки ПО.

Манифест Agile

Манифест, созданный программистами, включает в себя 4 базовых идеи и 12 принципов эффективного управления проектами. Любая из систем управления проектами на основе Эджайл (о системах мы поговорим позже) опирается именно на эти идеи и принципы, хотя и использует их в разных вариациях.

  1. Люди и их взаимодействие важнее, чем процессы и инструменты
  2. Рабочее ПО важнее, чем документация
  3. Клиенты и сотрудничество с ними важнее, чем контракт и обсуждение условий
  4. Готовность к внесению изменений важнее, чем первоначальный план
  1. Удовлетворять клиентов, заблаговременно и постоянно поставляя ПО (клиенты довольны, когда рабочее ПО поступает к ним регулярно и через одинаковые промежутки времени)
  2. Изменять требования к конечному продукту в течение всего цикла его разработки
  3. Поставлять рабочее ПО как можно чаще (раз в неделю, в две недели, в месяц и т.д.)
  4. Поддерживать сотрудничество между разработчиками и заказчиком в течение всего цикла разработки
  5. Поддерживать и мотивировать всех, кто вовлечен в проект (если команда мотивирована, она намного лучше справляется со своими задачами, нежели команда, члены которой условиями труда недовольны)
  6. Обеспечивать непосредственное взаимодействие между разработчиками (возможность прямого контакта способствует более успешной коммуникации)
  7. Измерять прогресс только посредством рабочего ПО (клиенты должны получать только функциональное и рабочее программное обеспечение)
  8. Поддерживать непрерывный темп работы (команда должна выработать оптимальную и поддерживаемую скорость работы)
  9. Уделять внимание дизайну и техническим деталям (благодаря эффективным навыкам и хорошему дизайну команда проекта получает возможность постоянного совершенствования продукта и работы над его улучшением)
  10. Стараться сделать рабочий процесс максимально простым, а ПО – простым и понятным
  11. Позволять членам команды самостоятельно принимать решения (если разработчики могут сами принимать решения, самоорганизовываться и общаться с другими членами коллектива, обмениваясь с ними идеями, вероятность создания качественного продукта существенно возрастает)
  12. Постоянно адаптироваться к меняющейся среде (благодаря этому конечный продукт будет более конкурентоспособен)

Постигая Agile, в дополнение к обзору идей и правил обязательно ознакомьтесь с этим небольшим видео, где специалист по проектному управлению, консультант и бизнес-тренер Алексей Таченков рассказывает об основах системы.

Чтобы реально осуществить на практике вышеизложенные идеи и принципы, необходимо придерживаться нескольких правил. Только тогда Agile-менеджмент проекта может быть эффективен.

Ключевые моменты в применении Agile

Agile-методология основывается, в первую очередь, на визуальном контроле. Чаще всего участники проекта, работая над достижением результата, пользуются специальными цветными карточками. Один цвет сигнализирует о завершении планирования какого-то элемента конечного продукта, другой – о завершении его разработки, третий – о готовности и т.п. Визуальный контроль позволяет команде иметь наглядное представление о текущем состоянии процесса и гарантирует одинаковое видение проекта всеми ее членами.

Члены команды и клиент в большинстве случаев работают вместе и рядом. Благодаря этому существенно ускоряются многие рабочие процессы, которые связаны с информированием участников проекта. Кроме того, совместная работа способствует созданию здоровой атмосферы для плодотворного и эффективного сотрудничества и скорейшего достижения результатов.

Когда руководитель проекта, команда и клиент действуют сообща, исключается опасность недопонимания целей и утери информации. Все рабочие процессы становятся максимально прозрачными, а это значит, что любые возникающие проблемы можно разрешать практически моментально и находить лучшие варианты их решения.

Особое внимание нужно уделить руководителю проекта. Его нельзя назвать человеком, раздающим указания налево и направо. Руководитель здесь выступает скорее в роли лидера, который задает направление и определяет правила сотрудничества и работы. Другими словами, Agile-управление является адаптируемым.

Еще одним важным моментом Agile-методологии является разделение всего объема проекта на несколько более мелких составных частей. Такой подход многократно упрощает процесс разработки, а отдельные группы команды могут фокусироваться каждая на своей конкретной задаче.

Работая над одним циклом, участники проекта овладевают новыми навыками и получают новые знания, а также анализируют допущенные в процессе ошибки. Все это сводит вероятность совершения подобных ошибок в будущем (в следующих циклах и других проектах) практически к нулю.

И, наконец, последний значимый элемент подхода – это спринты и ежедневные встречи. Спринтами называются ограниченные конкретными сроками (дедлайнами) отрезки времени, в течение которых команда успевает выполнить определенные задачи. Именно благодаря спринтам команда может видеть результаты своих действий.

Если же мы разделим все время, отведенное на проект, на несколько спринтов, получим конкретное их количество; пусть их будет 15. Каждый спринт длится, к примеру, две недели. Вот как раз в течение этих двух недель (времени, отведенного на спринт) участники каждый день встречаются для обсуждения процесса и прогресса.

Ежедневные встречи не должны превышать 15 минут. Организуются они для того, чтобы каждый член команды дал себе же ответ на три вопроса:

  • Что я делал вчера?
  • Чем я буду занят сегодня?
  • Что мешает мне работать?

Ответы на эти вопросы позволяют держать под контролем процесс, понимать, на какой стадии находится каждый из участников команды, и устранять потенциальные проблемы на пути к цели. Если же обобщить, то внедрение Agile-методологии возможно, если соблюдается несколько условий:

  1. Четко обозначается значение проекта
  2. В процессе реализации активно участвует клиент
  3. Общий объем работ выполняется пошагово
  4. Ориентироваться следует на конкретный результат
  5. Численность одной рабочей группы: от 7 до 9 человек

В настоящее время проект-менеджмент с поддержкой Аджайл по большей части распространен в IT-сфере, однако и деловая сфера его начинает осваивать. Эта система применяется в обучении, маркетинге, бизнесе. Гибкое управление проектами берется на вооружение множеством компаний и государственных структур.

Эти и многие другие организации используют в работе самые разные методы управления проектами, основанные на Agile. И поговорить об этих методах не менее важно, чем о самой методологии.

Популярные методы управления проектами

аджайл, скрам, канбан

Существует немало методов проект-менеджмента, которые применяются разными современными компаниями. Но самыми известными и востребованными среди них по праву считаются Scrum (Скрам) и Kanban (Канбан).

Метод Scrum

Метод заключается в том, что разработка проекта разделяется на спринты, по окончании которых клиент получает улучшенное ПО. Спринты строго фиксируются по времени, и могут длиться от 2 до 4 недель. Рабочий процесс в одном спринте включает в себя несколько стадий:

  • Определяются объемы работы
  • Каждый день проводятся 15-минутные встречи, чтобы члены команды могли скорректировать свою работу и подвести промежуточные итоги
  • Демонстрируются полученные результаты
  • Спринты обсуждаются для поиска удачных и неудачных решений и действий

В большинстве случаев Скрам применяется в работе со сложным ПО и для разработки продукта с использованием инкрементных и итеративных методов. Благодаря ему серьезно повышается производительность команды и сокращаются временные затраты на достижение цели.

Scrum улучшает результаты, помогает адаптировать проект к изменениям, обеспечивает более точную оценку при меньших трудозатратах на анализ и позволяет эффективнее контролировать этапы работы и сценарий проекта. Все это как нельзя лучше соответствует бизнес-целям.

Метод Kanban

Канбан – еще один метод, делающий командную работу более результативной и продуктивной. Смысл его сводится к приданию процессу разработки максимальной прозрачности и равномерному распределению нагрузки среди участников проекта. Важная особенность Kanban еще и в том, что он мотивирует людей на постоянное сотрудничество, совершенствование и обучение.

Работа по методу Kanban выстраивается на нескольких принципах. Во-первых, вся информация о проекте должна быть визуализирована, что позволяет видеть накладки, ошибки и недочеты и активно их устранять. Во-вторых, работа над одной задачей должна вестись одновременно всей командой – это помогает сбалансировать усилия и получаемые результаты, исключает неравномерное распределение нагрузки. И, в-третьих, время на выполнение всех задач строго контролируется, благодаря чему оптимизируется процесс и экономится время.

В отличие от Скрам, Канбан обрел популярность намного позже, но это ни в коей мере не умаляет его достоинств и не делает менее эффективным. Метод полезен как в IT-области, так и в бизнес-сфере.

Это лишь примеры основных методов управления проектами, основанных на Agile. Но не стоит пренебрегать и другими методами, такими как PRINCE2, Lean, Six Sigma, XP, CCPM, ECM, Waterfall и другие. К тому же у Аджайл, наряду с преимуществами, есть и некоторые недостатки.

Плюсы и минусы Agile

Постигая Agile, важно знать как о положительных, так и об отрицательных сторонах этой методологии. Начнем с плюсов.

В первую очередь стоит отметить, что Agile-управление очень гибкое. Если, например, традиционная методология указывает на конкретные этапы работы, то Эджайл легко подстраивается под потребителя конечного продукта и требования заказчика.

Собственно, и в конечном продукте число дефектов минимизируется, ведь он является результатом тщательной проверки качества, которая проводится по завершении каждого этапа-спринта.

Кроме того, Agile быстро запускается, легко реагирует на изменения, позволяет команде разработчиков и клиентов поддерживать постоянную связь в реальном времени. Преимущества очевидны, но давайте поговорим и о минусах.

Недостатки методологии состоят в том, что, во-первых, постоянная обратная связь может приводить к тому, что все время будет переноситься и дедлайн проекта, тем самым создавая угрозу бесконечно продолжающейся работы. Если заказчик видит, например, только результаты, но не имеет представления об усилиях, потребовавшихся для их достижения, он будет все время требовать улучшений.

Второй недостаток заключается в необходимости адаптировать под изменяющиеся условия проекта проектную документацию. При отсутствии надлежащего информирования команды об изменениях или дополнительных функциях документы с функциональными требованиями или архитектурой могут оказаться неактуальными на текущий момент времени.

Третьим существенным минусом Аджайл можно назвать необходимость в частых встречах. Они, конечно, способствуют повышению эффективности работы, но все же постоянное отвлечение членов команды может сказаться на процессе отрицательно, ведь внимание людей систематически уходит в сторону от решаемых задач.

Сюда же можно отнести такие вещи как необходимость в постоянном присутствии клиента, невозможность выстраивать долгосрочные планы и потребность в мотивированных и высококвалифицированных специалистах. Кстати, последнее в огромной степени касается и внедрения Agile-управления в деятельность организации. И, постигая Agile, с темой ее внедрения тоже нужно познакомиться.

Внедрение Agile

Примеров внедрения Эджайл в работу компаний есть достаточно много. И практически все они говорят, что оно требует целого комплекса важных мероприятий.

Для начала выбирается конкретный метод, что зависит от условий проекта. Затем определяются задачи и цели, основной дедлайн и сроки спринтов, численность команды и другие составляющие работы над проектом. Важно подобрать метод, отвечающий максимальному количеству требований.

Как мы и сказали, для внедрения Agile необходима команда профессионалов. Все ее члены должны знать базовые идеи и принципы методологии и уметь их применять. Если в компании нет таких людей, сотрудников нужно обучить. Руководство компании, решившей перейти к использованию Аджайл, также должно четко понимать, готова ли организация к изменениям, можно ли применять систему к своим проектам и т.д. Чаще всего, чтобы ответить на эти вопросы, приходится обращаться к специалистам по Agile.

На следующем этапе приглашается человек, имеющий опыт работы с системой. Он демонстрирует ее, разъясняет суть спринтов и действий, функции членов будущей команды, особенности взаимодействия между ними и другие вопросы. И только после этого формируется новая команда, распределяются роли, задачи и обязанности, подбираются инструменты для ведения аналитики, отчетности и т.д.

Окончательным этапом будет первый опыт с Аджайл, т.е. первый проект с его использованием. Нужно понимать, что неизбежны ошибки, недочеты, нестыковки, отставания. Придется отказаться от одних инструментов и заменять их другими, возможно – менять роли между людьми в команде. Первый опыт – это процесс адаптации, причем адаптации двухсторонней: компания привыкает к методологии, а методология подстраивается под компанию.

Заключение

Подытоживая данный обзор, напомним, что теория и практика – это две разные вещи. Новые методики и технологии и их внедрение – это своеобразный вызов команде, и как прийти к большей эффективности – дело всегда индивидуальное. Agile – это не панацея и не гарантия успеха, но он позволяет установить правильный курс и найти ориентиры на пути.

Для реализации любого проекта обязательно придется что-то менять, искать новые решения, генерировать необычные идеи. Лишь подстраиваясь под постоянно меняющиеся условия работы и требования заказчиков, можно найти верные способы действий. И гибкая методология управления проектами Agile может стать в этом деле верным помощником.


Сегодня в мире управления проектами существует множество инструментов и методологий, которые помогают улучшить качество производимого продукта.

Методология Аджайл (Agile methodology) — один из самых популярных способов достижения этой цели. Согласно исследованию State of Agile (2020), 95% респондентов заявили , что их компании частично либо полностью используют Agile методологии ведения проектов.

Также участники опроса рассказали, в каких департаментах их организаций используют Agile методологии. Среди них:

В этой статье мы подробнее расскажем, что же такое Agile методология, на чем она основана и почему так популярна.

Что такое методология Agile?

Agile — это набор практик, целью которых является оперативная реакция на изменения в ходе рабочего процесса.

Такие подходы помогают командам быстро реагировать на обратную связь от клиентов и заказчиков, тем самым постоянно улучшая производимый продукт.

Стоит отметить, что Аджайл (от англ. agile — гибкий) — это не набор конкретных методов и не свод инструкций. Будет правильнее сказать, что Agile — это группа методологий, которые стремятся к улучшению производимого продукта с помощью повторяющихся рабочих циклов и постоянного фидбека от клиентов.

Философию Agile характеризуют гибкость и скорость команды, а также максимальная прозрачность рабочих процессов.

Проще говоря, Agile — это не про отчетность, документооборот и четкий план, а про постоянное общение с клиентом и готовность оперативно реагировать на изменения в ходе проекта.

Чаще Agile используется для разработки программного обеспечения. В этой сфере Аджайл базируется на итерациях фаз программирования и тестирования на протяжении полного жизненного цикла продукта. В Agile и разработка, и тестирование выполняются одновременно, в отличие от методологии Waterfall, в которой проект выполняется поэтапно.

В программировании методология Agile начинается с описания клиентом результата, которого он стремится достичь. Команде важно четко понимать, какие проблемы с помощью разработанного продукта хочет решить заказчик.

С началом работы команда циклично проходит процессы планирования, проектирования, реализации и оценки. В ходе выполнения этих процессов конечный результат может измениться, если выяснится, что он будет еще больше соответствовать целям и стремлениям клиента.

Постоянное взаимодействие команды с заказчиком и остальными заинтересованными лицами способствует оперативному обсуждению грядущих изменений. Это позволяет принимать полностью обоснованные и согласованные со всеми участниками команды решения.

Непрерывное стремление компаний улучшить производимый продукт помогает им оставаться конкурентоспособными на протяжении долгого времени.

Преимущества Agile:

  • Быстрое обнаружение и исправление ошибок.
  • Прозрачность рабочего процесса.
  • Частые и ожидаемые релизы.
  • Предсказуемая стоимость проекта.
  • Оперативное принятие решений.
  • Нацеленность на пользователей.
  • Конечный продукт является лучшей своей версией.
  • Высокий уровень удовлетворенности заказчиков.

Agile манифест

Публикация Agile манифеста в 2001 году знаменовала рождение Agile как методологии.

Началась эта история в американском штате Юта, где в начале 21 века 17 независимых программистов собрались для обсуждения будущего разработки программного обеспечения.

Группа сошлась во мнении, что главная проблема среди команд разработчиков заключалась в том, что они были чрезмерно сосредоточены на планировании и документировании циклов разработки ПО. И упускали из виду то, что действительно имело значение, а именно удовлетворенность заказчиков.

Манифест группы разработчиков стал новаторским и в корне изменил подход к сотрудничеству с клиентами и достижению целей команды. Agile Manifesto не являет собой свод правил, он выделяет ключевые ценности, которые ставят взаимодействие с людьми на первое место.

За последние 20 лет с момента создания манифест приняли многие команды и организации из разных профессиональных сфер. Сегодня документ доступен более чем на 50 языках, включает в себя 4 ценности и 12 принципов.

4 ценности Agile манифеста:

  1. Взаимодействие с людьми важнее рабочих процессов и инструментов.
  2. Качество продукта важнее подробной документации.
  3. Сотрудничество с клиентами важнее, чем обсуждение условий контракта.
  4. Реагирование на изменения важнее следования первоначальному плану.

Авторы манифеста отметили, что не отрицают необходимость пунктов, находящихся в правом столбце. Но все же в приоритет выносят ценности, расположенные слева.

12 принципов Agile манифеста о разработке программного обеспечения:

  1. Главный приоритет — удовлетворение потребностей клиента. Достигается это за счет постоянной и систематической поставки ценного ПО.
  2. Изменения требований одобряются, независимо от того, на какой стадии разработки находится продукт.
  3. Частые релизы усовершенствованного продукта приветствуются.
  4. Разработчики и представители бизнеса должны работать сообща ежедневно на протяжении всего проекта.
  5. Личное общение с командами и внутри них является наилучшим способом передачи информации.
  6. Мотивация сотрудников должна быть в приоритете. Чтобы работа была выполнена качественно, создайте атмосферу уважения, доверия и расширения возможностей.
  7. Работающее ПО — главный показатель прогресса.
  8. Важно, чтобы инвесторы, команда разработчиков и пользователи поддерживали постоянный рабочий ритм. Именно Agile помогает наладить цикличный и устойчивый процесс разработки.
  9. Непрерывное внимание к совершенству проектирования и качеству разработки повышает гибкость проекта.
  10. Простота — необходимая часть эффективной работы с Agile.
  11. Самоорганизованные команды создают наилучшие требования, технические и архитектурные решения.
  12. Чтобы быть более эффективными, команды должны систематически анализировать собственную работу и постоянно корректировать ее.

Популярные Agile методологии

Существует множество различных методологий (или фреймворков) гибкой разработки, которые держат за основу ценности и принципы Agile манифеста. Канбан (Kanban), Скрам (Scrum), Бережливое производство (Lean) и Экстремальное программирование (XP) — часто используемые из них.

Популярные Agile методологии

Kanban

Это визуализированный подход к управлению проектами. Используя Канбан, команды визуализируют задачи при помощи доски и стикеров либо специальных онлайн-инструментов.

Задачи перемещаются между столбцами, обозначающими их статус. Такой подход позволяет эффективно расставлять приоритеты, контролировать прогресс выполнения проекта, а также ограничивать объем незавершенной работы.

Scrum

Скрам — это методология управления проектами, в которой командой руководит Скрам-мастер. Его главная задача состоит в устранении преград на пути к завершению проекта.

Работа в команде делится на короткие повторяющиеся циклы, которые называются спринтами и обычно длятся 1-4 недели. При этом команда собирается на ежедневные митинги (стендапы), чтобы обсудить текущие задачи и препятствия, которые предстоит преодолеть.

Экстремальное программирование (XP)

Бережливое производство (Lean)

Ключевой задумкой бережливого производства является максимально экономный и разумный подход к ресурсам проекта. Методология Lean — это набор инструментов и принципов, направленных на выявление и устранение возможных потерь для ускорения процесса разработки.

В понятие потерь входят не только затраты времени, финансов и труда. Сюда же относится и нереализованный творческий потенциал команды и каждого ее участника.

Другие гибкие методологии разработки ПО

В управлении проектами существует ряд других методологий управления проектами кроме тех, что мы перечислили выше:

  • Разработка, управляемая функциональностью (FDD).
  • Crystal Clear.
  • Метод разработки динамических систем (DSDM).
  • Разработка через тестирование (TDD).
  • Адаптивные рамки проекта (APF),
  • и другие.

Каждая методология воплощает в себе принципы частых итераций, непрерывного обучения и высокого качества производимого продукта.

Как выбрать методологию проекта , которая максимизирует шансы на успешную реализацию продукта? Сперва важно подробно изучить каждую из них и выбрать наиболее подходящую вашему продукту, команде и клиенту.

Что это будет, классический Скрам из учебников или смесь Канбан и XP, зависит целиком и полностью от вас. Главное, чтобы выбранный способ удовлетворял потребностям проекта. Гибкость приветствуется даже в выборе методологии этой самой гибкости.

Например, разработчики программного обеспечения чаще предпочитают Scrum и XP, в то время как Канбан — любимец команд, ориентированных на сервис (IT, маркетинг или отдел кадров).

Кому подойдет методология Agile?

Несмотря на популярность и высокие результаты при использовании методологии Agile, применять ее в работе над каждым проектом нет никакой необходимости. Все же Agile не панацея.

К примеру, простой баннер или веб-сайт можно сделать поэтапно, используя техническое задание от заказчика.

Существует несколько условий, при которых проекту наверняка потребуется гибкая методология управления:

  • Если грядущий проект технологически сложный и комплексный.

В этом случае разумнее реализовывать проект постепенно и постоянно его тестировать. Это поможет сэкономить непредвиденные расходы.

  • Если проект продолжительный по времени.

Чем дольше будет длиться работа над проектом, тем сложнее прогнозировать и планировать его развитие в отдаленном будущем.

  • Если в реализации проекта много неопределенных моментов.

Так бывает, когда команда разрабатывает инновационный продукт. В этом случае невозможно заранее проработать весь его функционал. Поэтому логичнее идти к созданию продукта небольшими шагами и опять же постоянно его тестировать.

  • Если количество идей по проекту превышает возможности команды.

Когда идей много, внедрять их одновременно — решение рискованное и экономически нецелесообразное. Ведь заранее сложно сказать, какие из них окажутся удачными.

  • Если клиент хочет участвовать в каждом этапе реализации проекта.

Идеальное условие для внедрения Agile методологий — это заинтересованность заказчика в плотном сотрудничестве с командой.

Инструменты для работы с Agile-проектами

Вовлеченность в проект нескольких команд делает рабочий процесс менее прозрачным. Кроме того, менеджеру, руководителю и заказчику становится все сложнее следить за прогрессом проекта, контролировать его реализацию и вносить изменения.

Облегчить работу с комплексными проектами и настроить взаимодействие между участниками команды помогут инструменты управления Agile-проектами. С ними вы всегда можете видеть общую картину проекта, контролировать загрузку работников, общаться с командой и держать заказчика в курсе изменений и корректировок.

Онлайн-диаграмма Ганта с легкостью выполнит все эти задачи и упростит работу с проектом всем его участникам.

GanttPRO для управления Аджайл-проектами

Онлайн диаграмма Ганта GanttPRO

Ведите проекты, управляйте временем, ресурсами и финансами.

Какую гибкую методологию управления проектами предпочитаете вы?

Agile — незаменимый подход к управлению проектами, который держит команду в тонусе и постоянно помогает добиваться лучших результатов. Благодаря тесному сотрудничеству команды и заказчика, а также вовлеченности и обратной связи потребителей продукта, результат приносит еще большее удовлетворение каждому участнику проекта.

А какие Agile методологии управления проектами предпочитает ваша команда? Делитесь в комментариях ниже.

author__photo

В больших проектах, где работает много участников, организовать работу сложно без подготовки и единой системы. Чтобы повысить показатели при ведении проектов, научиться управлять командой, стоит присмотреться к системе гибкого управления Agile.

Что такое Agile

Agile – это набор методов для управления проектами в областях, требующих прикладной работы. Методология применяется для увеличения скорости создания продуктов, уменьшения рисков при разработке, увеличения уровня взаимодействия между членами команды. Она обеспечивает оперативную реакцию на происходящие изменения и позволяет корректировать отклонения.

Чем отличается от других методологий

Она не похожа на предыдущие подходы, описывающие создание продукта в деталях. Agile краток, в нем 4 ценности и 12 принципов. RUP в отличие от Agile – менее гибкая методология, при этом более объемная, описывает процесс работы на десятках страниц. RUP не подходит для небольших задач, состоит из итераций с продолжительностью от 2 до 6 недель.

OpenUP – преемница RUP. В этой методологии проект делится на четыре фазы: начальная фаза, фазы уточнения, конструирования и передачи. Методология недостаточно гибкая в сравнении с Agile, применима больше в IT-сфере.

Где используется Agile

Методика применялась в IT-индустрии и использовалась для разработки ПО. Суть сводилась к внедрению адаптивных методов, которые ускоряют создание продуктов через микропланирование и короткие производственные циклы. Однако впоследствии Agile стала использоваться и в других прикладных областях. Agile сейчас применяют компании: Netflix, Spotify, Magna International, General Electric, Accenture, М.Видео.

Подобные технологии стали достоянием команд, работающих над созданием клиентских продуктов.

Плюсы и минусы Agile

  • адаптивные механизмы, позволяющие сфокусироваться на главном;
  • отсутствие бюрократии;
  • сокращение сроков на получение результата;
  • увеличение функций продукта.
  • уменьшение технической документации, что сказывается на процессе разработки продукта и его эксплуатации;
  • ускорение планирования не соотносится с масштабом готовящегося продукта, из-за чего могут возникать ошибки в его архитектуре;
  • из-за принятия быстрых решений формируются дефекты и страдает качество.


Бизнес

Что такое ABC и XYZ анализ продаж и как использовать его в бизнесе

Что такое ABC и XYZ анализ продаж и как использовать его в бизнесе

Манифест Agile

Идеи Agile

Ценности Agile говорят, что:

  • люди важнее процессов и стандартных инструментов;
  • создание продукта важнее, чем подбор и согласование документации;
  • услышать позицию клиента и сотрудничать с ним превыше контракта;
  • вносить коррективы важнее, чем изначально разработанная стратегия.

Гибкость методологии

Методы организации работы основаны на каскадной модели, в которой процессы реализуются поэтапно. Если требования к разработке продукта, конечной цели изменяются, нужно переделывать выполненную часть работы. На это готовы не все сотрудники: некоторые до последнего не сообщают начальству о необходимости корректировок в уже неработающем плане. Agile методология решает эту проблему с помощью имеющейся гибкости и адаптивности.

Принципы методологии

При выборе этой системы организация быстрее работает, мобильнее, разделяет сотрудников на небольшие команды. Принципы Agile выражают так: разделение задач на небольшие блоки, автономность сотрудников, прозрачность работы, обработка обратной связи от клиентов.

Работа над мини-блоками

Сложные проекты разделяют на маленькие задачи, каждая из которых помещается в отдельный блок. Целей достигают за короткий цикл, поэтому даже в многоступенчатом проекте виден прогресс в работе.

Маленькие кросс-функциональные команды

Сотрудники работают в небольших командах. Задача каждой в реализации одной из функций, которая важна для клиента. Численность и состав команд отличаются в зависимости от их задач. Число сотрудников в одной команде до 12 человек.

Ограничение объема незавершенной работы

Автономность команд

Перед началом работы над задачей составляют план. Затем каждая команда решает, как приступить к его выполнению. Задача руководителя ― определить базовые правила, сотрудники самостоятельно выбирают темп работы, условия, координируют действия.

Достижение стадии готовности

Беспрерывная работа

Задачи, поделенные на короткие циклы, имеют приоритеты, к которым нужно стремиться на каждом этапе. Благодаря чему работа беспрерывна, и сотрудники не отвлекаются на смежные задачи.

А чтобы не отвлекаться на рутинные отчеты, подключите сквозную аналитику Calltouch для вашего бизнеса и уделяйте время важным стратегическим задачам.

Полная прозрачность и использование досок со стикерами

Это помогает кратко, но емко описать работу, зафиксировать актуальную стадию, на которой находится команда, посмотреть на процесс глазами сотрудников, при необходимости определить источник проблем.

Обратная связь от пользователей на каждом цикле

Команды получают обратную связь от клиентов в конце каждого цикла. На основе сведений оценивают достижения, реализацию задачи. Информация учитывается в дальнейшем для планирования.

Принципы методологии Agile

Ключевые моменты в применении

Методы Agile используются для решения разных бизнес-процессов. Поэтому перед их внедрением важно разобраться, как выглядит методология на практике.

Какие существуют роли по Agile

  1. Владелец продукта – не посвящен в технические подробности реализации, но имеет общее видение, понимает, для какой аудитории делается продукт, какие задачи он должен выполнять.
  2. Координатор действий – отвечает за процессы в команде и направляет потенциал сотрудников .
  3. Команда разработчиков – участвует в создании продукта, реализует его техническую составляющую.

Иерархия компетенции в Agile

Структура команды горизонтальна, но в ней есть иерархия. Руководитель задает вектор, по которому сотрудники реализуют задачи. Особенность системы – иерархия построена на компетенции, а не власти, что определяет взаимодействие сотрудников с начальством.

Что такое пропускная способность

Как определить последовательность и приоритетность задач

Приоритетность задач зависит от направления компании. Например:

  • Value Based – оценка ценности для бизнеса. Каждая задача изучается с точки зрения ее прибыльности, повышения репутации и общем уровне удовлетворенности пользователей.
  • Technology Risk Based – оценка технологических рисков. Приоритет распределяется на основании риска реализаций требований. Риск в работе компании бывает из-за большого количества поставленных условий, внешнего взаимодействия.

Как составить график решения задач

Для составления графика используют приложения с шаблонами для планирования проектов. Например, GanttPRO – сервис для постановки задач и их контроля. Он содержит шаблоны графиков, отслеживает цели по степени продвижения, отмечает слабые места.

Внедрение Agile

Для внедрения методологии выполняют комплекс мероприятий. Он основан на выборе главного метода в системе, после чего устанавливаются задачи, цели, сроки, численность команды. Сотрудники должны быть обучены применению методов на практике, а руководство должно понимать, что внедрение системы станет новым поворотом в развитии бизнеса.

Важно использовать опыт специалистов, которые уже работали с системой и знают, как реализовать ее. Их опыт помогает в формировании команды, подборе инструментов, аналитике.


Бизнес

Agile — это группа методик для гибкого управления проектами в команде разработки. Рабочий процесс при таком подходе разбивается на небольшие временные промежутки, их еще называют спринтами (от английского sprint — бег на короткую дистанцию) или итерациями. Во время каждого спринта команда разработки создает часть продукта, которую можно протестировать и оценить. Такой подход позволяет вносить существенные изменения в проект, даже когда разработка в самом разгаре.


Например, команда уже спроектировала интерфейс нового онлайн-кинотеатра, в котором есть плеер, загружен каталог фильмов, есть подборки по истории просмотра пользователей и даже технология распознавания актеров по лицам. Когда начинается новая итерация, выясняется, что пользователям не хватает возможности распознавания саундтреков прямо внутри плеера, потому что во время просмотра фильма не хочется открывать Shazam. Уже на следующем этапе разработки команда начинает разработку и внедрение этой функции.

Принципы работы Agile — это полная противоположность другому подходу в разработке — Waterfall (водопад). В ней работа над продуктом строится по другой логике:

  • составление полного технического задания;
  • проектирование;
  • разработка;
  • тестирование;
  • итоговый результат.

Процессы разработки в этой методологии не получится откатить назад, команда возвращается к предыдущим этапам, только если что-то работает неправильно и работает по техническому заданию. Из-за этого проблемы в работе продукта (приложения, сайта, ПО) выявляются довольно поздно — только на этапе тестирования, — а на выходе может получиться продукт, который совершенно не соответствует ожиданиям клиента или работает не так, как нужно.

Научитесь методикам управления проектов в команде разработчиков и превратите хаос в систему! Промокод на скидку +5% — BLOG.

Типы Agile-методологий

Agile — это общее название нескольких методик, объединенных идеей гибкости работы. В эту группу входят разные методы, например:

  • Scrum. Работа в этой методике строится по итерациям. Все задачи, необходимые для завершения продукта, формируются в специальный перечень — бэклог, а главная роль отведена заказчику, который определяет вид и функционал продукта.
  • Kanban. В нем упор сделан на визуализации задач на досках и оптимизации рабочего процесса. Kanban-команды стремятся сократить время на реализацию проекта и повысить эффективность.
  • Extreme Programming основывается на таких практиках, как парное программирование, разработка через тестирование и непрерывная интеграция, то есть постоянное добавление новых элементов в основной проект.

Принципы Agile

Agile-подход к разработке строится на нескольких принципах:

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Поэтому методология подходит как небольшим стартапам, так и крупным корпорациям. Не важно, где происходит общение и ставятся задачи — в чате Telegram или в таск-менеджере, — главное, чтобы все участники процесса понимали цели проекта и знали, что происходит на текущем этапе.
  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Благодаря этому принципу разработка Agile начинается быстрее — уже на первых этапах вместо составления объемного технического задания создаются и тестируются прототипы, на которых проверяются гипотезы.
  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта. Работа по методологии Agile предполагает активное участие клиента, поэтому она не подходит заказчикам, которые не готовы вникать в работу, уделять со своей стороны достаточно времени проекту и экспериментировать.
  • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Этот принцип — фундамент гибкой разработки. Невозможно идеально распланировать все заранее, а некоторые светлые идеи приходят именно в процессе работы над продуктом. Agile позволяет концентрироваться на задачах, которые важны сейчас, и не тратить ресурс на продумывание двух-трех шагов наперед.

Как устроена Agile-команда

Работать по методологии Agile значит отказаться от стандартных принципов управления, потому что это не способ руководства, а способ взаимодействия. Это означает, что каждый участник команды имеет равнозначные позиции относительно других. Внутри проектов распределяются роли, которые берут на себя сотрудники из разных отделов. В сфере IT самые необходимые роли в Agile-проекте — это:

  • product owner;
  • project-менеджеры;
  • UX-дизайнеры;
  • технические писатели;
  • разработчики (тип разработчика зависит от профиля проекта);
  • тестировщики.

При этом даже человек на должности product owner формально не является руководителем, он просто берет на себя ответственность за формулировку требований к продукту: доносит до остальной команды видение того, как должен выглядеть продукт и каким функционалом он должен обладать.

В Agile-командах важна кросс-дисциплинарность. Специалистам недостаточно разбираться только в своей области, для продуктивного взаимодействия необходимо понимание того, как организована работа коллег. Если дизайнеры понимают, как рассчитать объем работы разработчиков, а разработчики без объяснений понимают, для чего в макете нужны определенные элементы, команда работает эффективнее.

По методологии Agile организована работа, например, в Netflix. Огромный коллектив стримингового сервиса разделен на множество команд, и у каждого сотрудника есть своя сфера ответственности, качество которой он обеспечивает. Каждая команда сосредоточена на решении проблем в своей предметной области, но, если нужны дополнительные инструменты, общие для нескольких команд разработчиков, начинается сотрудничество.

Как внедрить Agile-подход

При переходе на новую модель компании могут допустить ошибки:

  • не провести обучение сотрудников;
  • не учесть специфику разработки;
  • не учесть финансовый аспект перестройки компании;
  • использовать только часть методов, которые сами по себе работать не будут.

Чтобы внедрить Agile, можно постепенно тестировать методологию на небольших группах. Сначала запускается первая волна Agile-команд, их работа оценивается с точки зрения финансовых показателей, эффективности и вложений в реорганизацию. Если по всем показателям прослеживается положительная динамика, то эксперимент можно продолжать.

Важно помнить, что реорганизация затронет несколько сторон, поэтому обучающую и подготовительную работу нужно будет проводить не только с командой, но и с клиентами. Бывает, что некоторые не готовы к тому уровню вовлеченности, которого требует Agile.

Освойте перспективную IT-профессию на стыке разработки, системного администрирования и бизнеса.

Читайте также: