Консультация для воспитателей в доу что такое этикет

Обновлено: 29.06.2024

Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Воспитатель должен принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.

У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей. Дети ценят в педагоге, прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Это не предполагает того, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Воспитатель должен сочетать искреннее уважение к личности ребёнка и с разумной требовательностью к нему.

Воспитатель с одной стороны должен быть строг, а с другой стороны демократичен. Педагог такой же человек, как и все остальные люди и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы. В любой ситуации воспитатель должен поступать бескорыстно, справедливо и благожелательно, без высокомерия и мстительности. Действия педагога не должны унижать достоинство личности.

В различных ситуациях от воспитателя требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Особый способ педагогического воздействия – улыбка воспитателя (улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия). И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая. Настоящий воспитатель учит добру словом и личным примером.

Важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.

Признаки и элементы педагогического такта.

Основными элементами педагогического такта являются:

  • Требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;
  • Внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

  • Во внешнем облике педагога (Должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали. Сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах). Основной стандарт одежды для всех сотрудников – профессиональный деловой стиль. Должны быть использованы простые неброские украшения, выдержанные в деловом стиле. Для дневного макияжа и маникюра уместны неяркие спокойные тона);
  • В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;
  • В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
  • В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • В самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим. Основа такта воспитателя – выдержка и уравновешенность.

В общении с коллегами воспитатель должен относиться к другим терпимо и с уважением. Умение радоваться успехам коллег, поддерживать и поощрять их новые разработки, с ними делиться информацией. Важно уметь работать совместно.

В общении педагога с родителями нужно стремиться быть в хорошем настроении и приятным в общении. Чувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. Проявлять гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях в общении с родителями. Давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы. Вселять в родителей веру в своего ребенка. Не принижать авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей. Объединять родителей при решении разных вопросов, создавать атмосферу общности интересов родителей и педагогов. Предоставлять родителям полную информацию о ребенке, при индивидуальных встречах. Оказывать помощь родителям в педагогическом образовании.

Понятие речевого этикета и его функция

Этикет устного общения включает формулы вежливости и правила ведения разговора (этикет общения), этикет письменного общения — формулы вежливости и правила ведения переписки (этикет переписки).

Можно выделить некоторые признаки речевого этикета, отличающие его от других видов общения.

Речевой этикет в общении людей выполняет ряд важных функций:

  • Установление контакта между людьми. Речевой этикет позволяет привлечь внимание собеседника, побудить его к вступлению в контакт, осуществить знакомство с собеседником.
  • Поддержание контакта между людьми. Эта функция речевого этикета осуществляется в форме светского общения. При помощи средств речевого этикета собеседники, не углубляясь в тему разговора, могут провести за беседой определенное время, необходимое для того, чтобы поддержать отношения, составить или возобновить впечатления друг о друге, узнать друг о друге некоторые сведения. Поддержание контакта — необходимая часть человеческого общения в современном обществе.
  • Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику. Значительная часть средств речевого этикета обслуживает именно эту функцию — формы обращения, извинения благодарности, выражения сочувствия, просьбы, приветствия и др.
  • Регуляция поведения людей в обществе. Соблюдение норм и правил речевого этикета делает поведение людей в процессе общения предсказуемым, понятным для окружающих.
  • Профилактика конфликтов. Соблюдение правил речевого этикета (демонстрация уважительного отношения к собеседнику, своевременное извинение за какой-либо проступок, соблюдение правил вежливости и др.) предотвращает возможные конфликты. т.о. поддержание этикетного общения со всеми без исключения членами коллектива Д/С, родителями … – важнейшее условие нормальных человеческих отношений, надежное средство решения конфликтов.

Этикетное слушание

Соблюдение этикета слушания — важная и очень трудная сторона соблюдения этикета общения. Мы с детства знаем, что нельзя перебивать собеседника, но, наверное, нет ни одного человека который мог бы о себе сказать что он неукоснительно следует этому правилу. Особенно много нарушений этикета общения наблюдается со стороны слушающих. Умение внимательно и терпеливо выслушивать собеседника — навык, который надо неустанно тренировать.

Почему же неумение выслушать — такое распространенное явление в нашем общении? Дело в том, что для этого есть целый ряд очень серьезных причин:

Существуют следующие законы для слушающего:

Этикет слушания предполагает, что слушание должно быть активным. Это означает, что взгляд должен быть сосредоточен на говорящем, слушающий должен находиться в активной позе немного наклонена голова, корпус чуть подается вперед в сторону говорящего, мимика внимания, прекращенние отвлекающих действий, например щелканья колпачком ручки, одергивания одежды, раскачивания и др.).

Права воспитателя

Помимо многочисленных обязанностей, у воспитателя также есть и права. Основные права воспитателя ДОУ:

Именно поэтому воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой.

В конце второго десятилетия ХХ века коренным образом изменились условия российской жизни, возникли новые поведенческие правила и нормы. Этикет стал ненужной роскошью старого мира.

Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания.

Поэтому, к педагогам, которые осуществляют этическое воспитание, предъявляются соответствующие требования:

- общение воспитателя с детьми - на равных;

- педагогический такт, интуиция;

- душевное тепло, чуткость;

  • творческая индивидуальность;
  • художественное творчество;
  • эмоциональное восприятие мира;
  • оптимизм;
  • гуманизм, гуманитарность личности.

Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.

Существует простейшая формула речевого этикета:

  • Думай, кому говоришь.
  • Что говоришь.
  • Где говоришь.
  • Зачем говоришь.
  • Какие из этого будут последствия.

С позиции решения данной формулы необходим личностно- ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития.

Работая над этическим воспитанием детей, надо учитывать и развивать эмоциональную сферу, а развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с взрослыми, сверстниками.

Всегда приятно видеть культурного и вежливого ребенка, который хорошо себя ведет. Одна из задач воспитателя, педагога помочь освоить необходимые правила этикета.

Педагогу надо всегда помнить, что самое главное- это здоровье детей. Но здоровье не только физическое, но и нравственное. А этикет как раз и является частью нравственного воспитания личности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком.

В старшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладевают представлениями о правильном, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в правильных поступках. Так, например, знакомя детей с этическими нормами поведения, готовя их к современному социуму, необходимо закреплять определенные понятия об обязанностях девочек и мальчиков, учитывать их половую социализацию, т.е. обучаем детей поведению, соответствующему полу. Если в дошкольном возрасте в сознание детей не заложить основ женственности и мужественности, то в будущем, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями.

Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Эти приемы помогают детям, поддерживая их желание поступать правильно.

Некоторые виды этикета проявляются в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка навыки повседневного этикета - значит воспитывать у него умение содержать в порядке свое место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель уровня знаний повседневного этикета - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых.

Этикет общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Ребенка надо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни он должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим.

Столовый этикет (культурно-гигиенические навыки) - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил еду. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо. Со временем навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки.

Педагоги должны помнить, что привитые в детстве навыки приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

У детей 5-7 лет закрепляются, углубляются и расширяются все знания, умения и навыки, которые они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. От достигнутого уровня воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качеств учеников начальной школы, затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Воспитание таких качеств, как упорство и настойчивость в достижении результатов - одна из важнейших задач в работе воспитателей детского сада. И родители, и педагоги хотят, чтобы дети были добрыми, умными, порядочными и благовоспитанными. Но, к сожалению, не всегда так бывает. Обучая детей правилам этикета надо стараться вести с детьми диалог, проводить занятия в игровой форме, и тогда результаты не заставят себя ждать. Знакомя детей с правилами этикета, мы поможем им преодолеть стресс, застенчивость, агрессивность при общении, разовьём их коммуникативные качества.

Так с чего начать при обучении правилам этикета?

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?

Это порядок поведения, выработанный обществом для успешного и приятного общения людей. Начав формироваться в России в XVIII в. как своеобразное сочетание русских обычаев и традиций с европейскими поведенческими правшами, он за триста лет претерпел определенные изменения, но неизменной осталась нравственная основа — любовь и уважение к людям. Соблюдение этикета, способствующее установлению приятных отношений, успеху в делах и личной жизни, проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, каких поведенческих и речевых манер придерживаемся

С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА ?

Желательно с себя. Ребенок - великий наблюдатель и подражатель -замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

Мама постоянно говорит Тане, как важно быть красивой и опрятной. Внушает ей: хорошо выглядетьзначит уважать окружающих людей. Собираясь на работу или в гости, мама продумывает все до мелочей - от одежды до цвета губной помады. А вот дома носит выцветший халат и стоптанные тапочки. Усвоит ли Таня мамины наставления? Поймет ли девочка что в общении с людьми нет мелочей и от внешнего вида человека многое зависит? Будет ли девочка уверена в том, что ее мама уважает своих близких?

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА,

Поговорите о том, что такое семья, для чего нужны папа, мама, он сам, что ему следует делать, чтобы семья была счастливой, почему дома желательно быть опрятным и приятным в общении, какие добрые слова следует говорить своим близким и т. д.

Используя любую возможность, чтобы сказать малышу что - то доброе, родители не только подтверждают свои чувства, что для него важно, но и учат видеть в других людях хорошие качества.

Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут сказать о порядках, заведенных в семьях.

Ребёнок нуждается во внимании, нежных прикосновениях, поцелуях. Мы взрослые, знаем о том, какое сильное эмоциональное воздействие оказывают они на ребёнка, но часто не придаём этому значения и забываем поцеловать ребёнка, погладить его по голове, посидеть с ним, тесно прижавшись друг к другу.

Большую роль в создании счастливой семьи играют подарки и сюрпризы, которые желательно дарить не только в праздник или к дню рождения, но и в самый обычный день подскажите малышу, что он может подарить близким. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или блокнот, сыграть в любимую игру сына пли дочери, угостить мороженым или яблоком. Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Ни когда не стоит забывать, как много родители значат для ребёнка. Что бы ни случилось, ребёнку важно знать: его любят, его не оставят, он под защитой родных.

Обучая ребёнка правильному и доброжелательному отношению к людям, желательно, чтобы родители обсуждали с ним свои отношения: почему они любят друг друга, почему заботятся о детях, а дети - о родителях. Поссорившись с ребенком, помогите ему выйти из ситуации с ссоры: обсудите вместе, почему вы считайте его поступок неправильным, выясните, что заставило его так поступить. Помогая осознавать свои поступки, вы научите ребёнка налаживать мир с взрослыми: искренне произнести слова извинения, сделать что - нибудь приятное для того кого он обидел.

ОТМЕЧАЕТЕ ЛИ ВЫ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ?

Они необходимы прежде всего для развития взаимопонимания доброжелательных семейных отношений.

МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬЯ, В КОТОРОЙ НЕТ

МАМЫ ИЛИ ПАПЫ?

Мы называем такие семьи неполными. К сожалению, их сегодня немало. Но это вовсе не значит, что союз, состоящий из одного родителя и ребенка, не может быть счастливым. Каждый член семьи выполняет определенные функции: папа - кормилец, добытчик средств к существованию, мама — управляющий домашним хозяйством, ребенок - первый помощник родителей. Домашних обязанностей много, и семья успешно развивается тогда, когда каждый их добросовестно выполняет. Когда в семье нет мамы папы или ребенка, их функции берут на себя те, кто есть. Разумеется, это не единственный способ приобретения семейного счастья, но он весьма значителен.

Правша семейного этикета, которые должен освоить дошкольник: дома надо следить за своим внешним видом; проявлять к близким внимание; быть добрым, нежным, заботливым и вежливым; делать подарки и приятные сюрпризы; стараться не ссориться с родными.

КАК ОБУЧАТЬ ПРАВИЛАМ ГОСТЕВОГО ЭТИКЕТА

Мы рассмотрим несколько ситуаций: ребенок во взрослой компании; он принимает своих друзей; он идет в гости.

Ребенок на празднике взрослых.

Дети любят бывать с родителями в гостях. Но во взрослые компании их приводить не рекомендуется - лучше отказаться от приглашения. Допустимо прийти с ребенком в дом, в котором есть другие дети и отдельная комната для та, или на праздник, на который собираются семьями. Научите малыша правильно вести себя во взрослой компании. Нежелательно, чтобы он вмешивался в разговоры, произносив тосты, надоедал с вопросами и т. д. Не заставляйте его демонстрировать вашим друзьям и сослуживцам умение петь, читать списки, танцевать: только самые близкие родственники и друзья искренне порадуются его талантам. Попросите ребенка в такой вечер поиграть самостоятельно в детской комнате и как можно реже к вам обращаться. Конечно, среди праздничного веселья вы не забудете заглянуть к малышу, поинтересоваться его настроением и занятиями .

Надо ли сажать детей за взрослый праздничный стол в каждой семье свои традиции. Но за столом, за которым собрались ваши друзья или коллеги, присутствие малыша нежелательно: это мало радует гостей. Попросите его не засиживаться среды взрослых или накройте ему отдельный столик. На торжестве, в котором участвуют все члены семьи, дети садятся за стол вместе с взрослыми как равноправные участники праздника.

КАК ЛУЧШЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК?

Уверена: родители прекрасно знают, как устраивать праздники, но все - таки хотелось бы остановиться на том, чему и как надо обучать дошкольника, принимая дома его сверстников. К ребенку 3-х лет желательно пригласить двух - трех ребятишек, чтобы он каждому из них мог уделить внимание; к ребенку постарше - не более пяти человек.

Напомните малышу: приглашать в дом гостей следует с улыбкой.

Праздничный стол дошкольника состоит из сладостей, поэтому целесообразнее собирать их в послеобеденное время. Сам праздник длится около двух часов, о чем желательно заранее предупредить родителей приглашенных.

Накануне праздника при самом деятельном участии ребенка проводится уборка квартиры. Продумайте, где маленькие гости будут раздеваться и переобуваться, где будут лежать принесенные подарки. Заранее обговорите с ребенком его наряд: быть красивым - значит уважать своих гостей. Нарядно одетыми должны быть все члены семьи. С тол должен быть красиво сервирован. Яркая цветная скатерть придаст особое очарование.

Первого гостя - по правилам этикета - встречает виновник торжества в прихожей, затем он постоянно находится в гостевой комнате. Остальных гостей встречают в прихожей взрослые, а ребенок приветствует их, когда они входят в комнату, где будет проходить праздник. На детском празднике валено не столько застолье, сколько развлечения: игры, сюрпризы, выступления. Заставлять участвовать в игре или миниконцерте не следует, надо создать условия, чтобы каждому захотелось это сделать. Например, провести конкурс на лучшую пляску или песню, в котором не так у ж сложно стать победителем.

За столом виновник торжества должен ухаживать за гостями, предлагать им угощение, оказывать знаки внимания: например, предложить пирожное и положить его на тарелку гостю, налить в бокал воды, отметить достоинства собравшихся.

В конце праздника взрослые и дети прощаются с каждым гостем у входной двери, благодарят за то, что они пришли и вместе со всеми хорошо провели время. После праздника ребенку, конечно, захочется отдохнуть, но попросите его помочь вам: убрать со стола, помыть посуду, подмести пол, расставить стулья. Все, что ему по силам, пусть выполнит сам.

Правила гостевого этикета, которые может усвоить дошкольник, отмечая день рождения с друзьями: готовиться к приему гостей следует тщательно и заранее; порядок и чистота в доме, красивый и нарядный вид хозяев, угощение, развлечения, сувениры - все это свидетельствует о том, что гостей ждали и хотели порадовать; во время праздника нельзя хмуриться, капризничать, показывать недовольство подарками: это портит всем настроение: хозяева должны уступать гостям, создавать радостное настроение, говорить вежливо, не забывать о словах признательности.

ВАШЕГО МАЛЫША ПРИГЛАСИЛИ В ГОСТИ

Подарки следует дарить только такие, которые понравятся, т. е. учитываются интересы, вкус, потребности того, кому их делаем. Учите ребенка выбирать подарки друзьям. Поите вместе с ним в магазин, обсуждайте, что подойдет его другу?, прислушивайтесь к его мнению.

К4К ПРИНЯТЬ ПОДАРОК?

Получив подарок, обязательно разверните его, рассмотрите и поблагодарите гостя. Подскажите малышу подходящие для этого случая слова: спасибо, какая интересная книга. Если он сам. не выразит благодарность, сделайте это за него.

Каким бы ни был подарок, нравится он или нет, мы прежде всего ценим внимание и заботу. Это важно внушать ребенку с ранних лет.

НАДО ЛИ БРАТЬ С СОБОЙ СМЕННУЮ ОБУВЬ?

Обувь дополняет костюм. Если ребенок в домашних тапочках или босиком, это портит его внешний вид и настроение. В соответствии с правилами этикета гостям никогда не предлагают тапочки и не просят снять ботинки или сапоги. Их обязанность в дождливую осеннюю или холодную зимнюю пору принести с собой нарядные туфли.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ГОСТЯХ?

Дети живо реагируют на каждое слово или поступок. Они обижаются, ругаются со сверстниками, иногда кричат и плачут. Но хороший гость никогда не станет этого делать: ссоры и капризы неприятны всем, а больше всего тому, у кого день рождения. Желаешь ему счастья и радости - веди себя так, чтобы ничто не испортило праздника. Для создания хорошего настроения в компании желательно

говорить друг другу комплименты - добрые и приятные слова о достоинствах других людей. Чтобы ребенок не заскучал, превратите это обучение в игру: например, кто быстрее вспомнит, что можно и что нельзя делать в гостях.

Правила гостевого этикета , которые желательно знать дошкольнику, идущему в гости: без приглашения в гости не ходят; получив приглашение, готовят подарок и цветы, продумывают костюм и обувь; в гостях нельзя делать то, что может испортить праздник; уходя, необходимо поблагодарить хозяев дома.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 муниципального образования

Консультация для воспитателей

Подготовил и провел: воспитатель

Музыченко А.А.

Педагогическая этика является составной частью этики, которая отражает нравственности в условиях целостного педагогического процесса. Педагогическая этика, как наука о разных морально - нравственных аспектах деятельности педагога. Основа педагогической этики выражается в том, что педагог имеет дело с ребенком - весьма хрупким объектом воздействия. Поэтому очень важно в педагогической деятельности проявления деликатности, тактичности, ответственности. Педагогическая этика появилась вместе с возникновением педагогической деятельности как неотъемлемая часть её.

Закон об образовании. Статья 48.

Педагогические работники обязаны:

Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утверждённой рабочей программой;

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики ;

Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

Систематически повышать свой профессиональный уровень;

Учитывать особенности психофизического развития обучающихся, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

Этика - (лат. ethica – наука, искусство нравственности)

Этот термин введён Аристотелем, который поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Её требования нашли отражения во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.

Платон определил 4 добродетели

мужество (смелость);

благоразумие (самообладание);

справедливость.

Профессиональная этика педагога

Профессиональная педагогическая этика определяет нравственное сознание педагога как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств и потребностей, отражающих моральное отношение в сфере профессиональной педагогической деятельности.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

Эти вопросы может решать только тот учитель, который умеет олицетворять собой образец высоконравственной личности.

Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.

Основные понятия педагогической этики.

Педагогическая мораль – взаимоотношение между воспитателем и воспитуемым. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним.

Педагогическая справедливость . Представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности).

Педагогический долг . Это построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами. Глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.

Педагогическая честь – общественная оценка реальных профессиональных достоинств учителя.

Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег.

Педагогическое сознание – это осознание педагогом своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, чувствах, привычках.

Педагогическая этика регулирует поведение воспитателя, учителя, чтобы укреплялся их авторитет, обеспечивалось единство усилий педагогического коллектива, общественности и семьи. Педагогическая этика утверждает гуманистические принципы в отношениях с детьми, осуждает бездушие, основывается на уважении к личности воспитанника и требовательности к нему.

Ребенок и воспитатель. Правила общения .

Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения.

Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Одна из важнейших проблем дошкольного воспитания – общение, в котором участвуют ребенок и воспитатель . Психологи подтверждают, что стремление к общению со взрослыми присуще всем малышам. И в процессе детсадовского дня они непременно делятся с воспитателями своими мыслями, взглядами, чувствами, доказывают свою самостоятельность, ищут подтверждение правильности своей моральной позиции… Пока дошкольник находится в дошкольном учреждении, ему важно все равно чувствовать, что его любят, и ответственен за это воспитатель.

Его главная обязанность – уметь налаживать отношения с детьми, какие бы методы ни были выбраны: убеждение, пример делом, доверительный разговор…

Вместе с тем, воспитатель практически всю свою жизнь учится строить общение с воспитанниками.

Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Этические заповеди педагогу.

Советы великих.

В.А. Сухомлинский

Стать другом для детей не так трудно, нужно только этого захотеть !

Вывод : педагог, в своей профессиональной деятельности, как вдохновитель и воспитатель новых поколений людей, несёт большую моральную ответственность перед обществом. Поэтому очень важно для педагога постоянное самообразование и самосовершенствование, повышение общего культурного уровня и повышение этической компетенции, как самой важной составляющей успеха в его педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая этика не является абсолютной истиной в регулировании поведения людей. Каждое новое поколение дополняет и совершенствует нормы поведения в обществе, но новые подходы должны опираться на опыт, моральный багаж знаний, созданный другими поколениями и проверенный временем. Сегодня, в век опережающего технического прогресса не должно происходить отставание культурного развития. Очень важно понять, что для мирного сосуществования на планете и гармонизации стабильности общества - необходимы этические знания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образования, полоролевых установок.

Что же такое этикет? Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является словесным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, умении вести беседу.

Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

Лексический запас языка не определяет еще характер разговора. Важны тон и интонация.

Очень интересно говорит об этикете Ю.В. Рождественский. На материале пословиц и поговорок он выводит правила, регулирующие отношения людей, разделяя их на три подгруппы.

это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова типа "Одно хорошее слово лучше доброй ссоры".

Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей языковой культуры, интереса к языку.

Конечно, в жизни столько суеты и такая информационная перегрузка, что человек старается никого не замечать и отключиться, т.е. чтобы сохранить психику от перегрузки информацией, он жертвует долей человечности. Если человек глубоко, на уровне автоматизма, усвоил правила поведения в обществе, если он доброжелателен к людям, то ничего страшного в этом нет.

Значит выход для нас - в доведении до автоматизма культуры поведения и речевого этикета.

Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение - не всегда на высоте, над многим надо работать. И дается это с трудом. Как говорит С.Я. Маршак в своем стихотворении:

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения:

3. Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу (Буду тебе очень благодарна)

Речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета.

В отборе речевого материала для обучения комплименту необходимо учитывать особенности ситуации общения и реальные потребности детей дошкольного возраста.

1. Одобрение внешности: Ты сегодня выглядишь замечательно. У тебя очень красивое платье.

2. Одобрение личностных качеств: Ты очень веселый (добрый, хороший, удивительный). Ты настоящий друг.

3. Одобрение деловых качеств: Ты хорошо (замечательно) строишь, лепишь, рисуешь, поешь.

Восприятие формул и выражений комплиментов организуется через чтение художественной литературы.

Для воспроизведения комплиментов важно найти такие способы обучения, которые побуждали бы дошкольников к многократному проговариванию разных выражений одобрения, сложившихся в русском речевом этикете. Таким требованиям отвечают игровые методы. Некоторые игры можно использовать на всех этапах работы с последовательным усложнениям.

Дети становятся в круг, выбирается водящий, он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу проговаривая слова:

Раз, два, три, четыре, пять

Кто тебя сейчас похвалит

Комплимент тебе подарит.

С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей. Он быстро произносит похвалу, а водящий должен узнать кто же это сказал? Следить, что бы комплименты у детей не повторялись и не адресовывались одному и тому же ребенку.

1. Акишина А.А., Формановский Н.И. Русский речевой этикет, М 1978.

2. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. — М.: Высш. шк. , 1990. — 381 с.

Читайте также: