План работы инновационной площадки в доу по патриотическому воспитанию

Обновлено: 06.07.2024

Цель деятельности РИП в 2016-2017 учебном году: создание модели центра патриотического и духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей единую воспитательную систему в сельском социуме.

Задачи деятельности РИП в 2016-2017 учебном году:

- создать оптимальные условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников в детском саду.

- совершенствовать систему работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

- развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию со всеми участниками образовательных отношений.

- создать условия для активного использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для повышения компетентности родителей по формированию патриотической и духовно-нравственной культуры дошкольников.

РАЗДЕЛ I. Научно-методическая и консультационная поддержка других организаций по использованию опыта РИП

1.1. Подготовка публикаций, буклетов, рекомендаций и др.

Название мероприятия

Целевая группа, число

участников

Сроки

реализации

Контакты по вопросам участия

Фамилии, имена, отчества ответственных лиц, e-mail, сайт

Разработка локальных актов инновационного проекта:

- положение о координационном совете,

- договора о сетевом взаимодействии

Кукланова Светлана Юрьевна

Исаева Лариса Анатольевна

Подготовка буклета с методическими разработками мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Исаева Лариса Анатольевна

Руководители ДОО, старшие воспитатели,

Исаева Лариса Анатольевна

Муниципальная конференция работников образования Шатурского муниципального района Московской области.

Педагогические работники дошкольного и общего образования,

Кукланова Светлана Юрьевна

1.2. Проведение консультаций, мастер-классов, семинаров

Проведение консультаций с получением обратной связи в рамках информационно-обучающих мероприятий по распространению

эффективного опыта РИП.

Педагогические работники дошкольного образования,

Исаева Лариса Анатольевна

Старшие воспитатели, воспитатели,

Бузина Лариса Борисовна

Куликова Юлия Владимировна

Симонова Елена Иосифовна

Педагогические работники дошкольного и общего образования, родительская общественность,

Кукланова Светлана Юрьевна

Члены координационного совета, воспитатели,

Кукланова Светлана Юрьевн

Исаева Лариса Анатольевна

РАЗДЕЛ II. Проведение информационно-обучающих мероприятий по распространению опыта РИП

Информационно-обучающие мероприятия для распространения результатов проекта

Формат (мастер-класс,

семинар, вебинар, конференция,

круглый

стол и др.)

Статус

мероприятия

(междунар., федеральный, региональный, муниципальный, школьный)

Целевые

группы участников/ количество участников

Сроки проведения

Контакты по вопросам

участия (сайт, Ф.И.О. ответственного,

e-mail, телефон)

Презентация программы кружковой работы

Педагогические работники ДОО, священнослужители

Кукланова Светлана Юрьевна

Бузина Лариса Борисовна

Педагогические работники ДОО и ООШ

Исаева Лариса Анатольевна

Старшие воспитатели, воспитатели,

Кукланова Светлана Юрьевна

Исаева Лариса Анатольевна

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине.

ВложениеРазмер
innovatsionnyy_proekt.docx 96.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида станица Старощербиновская муниципального образования Щербиновский район

Вайс Марина Николаевна,

Станица Старощербиновская, 2019год

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании у

своих детей чувства безграничной любви к Родине”

1. Обоснование темы проекта

1.1. Обоснование проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Результатом освоения проекта является: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое края, России.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта

1.3. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

Дошкольный возраст – очень важный в развитии ребёнка. В этом возрасте ребёнок приобщается к общественным ценностям. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа патриотических ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе нравственно-патриотического воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, станица) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. И большая роль в этом принадлежит семье, дошкольному учреждению, педагогам.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Анализ педагогической теории и практики нравственно-патриотического воспитания дошкольников в настоящее время позволяет выявить противоречия между: во-первых, общепризнанным фактом значимости нравственно-патриотического воспитания дошкольника и отсутствием целостной системы нравственного воспитания детей на основе взаимодействия с семьей в дошкольном образовании; во-вторых, значимостью формирования нравственности начиная с дошкольного возраста и недостаточной готовностью родителей целенаправленно и систематически обеспечивать этот процесс и отсутствием организационно-методического обеспечения системы нравственно-патриотического воспитания в детском саду на условиях целостного взаимодействия педагогов, детей, родителей, социальных институтов по расширению воспитательной компетенции в условиях детского сада.

1.4. Результаты инновационной деятельности по теме проекта на момент участия в конкурсе (степень разработанности инновации с предоставлением перечня ранее изданных материалов – публикаций, методических разработок)

2. Программа инновационной деятельности

2.1. Цель, задачи проекта.

Цель: Разработать систему формирования нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи реализации проекта:

- формирование нравственно-патриотические чувств на основе изучения культуры страны и родного края, родной станицы;

- обогащение словарного запаса детей в процессе нравственно-патриотического воспитания и диалогического общения;

- воспитание нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

2.2. Основная идея инновационного проекта.

Основная идея инновационного проекта заключается в сложившаяся педагогических условиях ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию личности дошкольника, которые способствуют нравственному развитию дошкольника.

2.3. Описание продуктов инновационной деятельности.

Происходящие сегодня в России политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Вечные ценности: добро, истина и красота – постепенно отодвигаются на второй план. Им на замену приходят ценности материальные. Наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба, ослабевает и воспитательная функция семьи. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

Нравственное воспитание — это комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей дошкольного возраста чувства долга по отношению к родному краю, родной стране.

Нравственное развитие — воспитание гражданина своей страны, формирование нравственных ценностей.

Инновация в образовании - целенаправленное прогрессивное изменение, в носящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Народная культура — традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.

Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития детей.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной

среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Участники образовательных отношений - дошкольники, родители (законные представители), педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Инновационный характер представленного продукта обусловлен ориентацией на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а именно на взаимодействие всех участников образовательных отношений - детей, педагогов и родителей.

2.4. Описание целевых групп

Содержание проекта направлено на организацию системной целенаправленной работы, создание единого контекста воспитания детей, развитие социокультурного пространства в дошкольной организации через организацию мероприятий по нравственно-патриотическому развитию дошкольников. Содержание проекта предусматривает осуществление различных видов деятельности, направленных на практическое воплощение по отношению к близким, природе.

Всего в проект вовлечены 20 детей старшего дошкольного возраста, их родители, а также, педагоги, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

3.1. Формирование нормативно - правовых и организационно – методические условия инновационной деятельности

Для выполнения задач инновационного проекта в образовательном учреждении имеются необходимые условия: МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская работает в режиме стабильного функционирования и развития, организована творческая группа, есть необходимая материально-техническая база. Имеются хорошие условия для развития сетевого взаимодействия. Это близость расположения к МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская краеведческого музея, детской библиотеки. Эта особенность позволяет использовать материальные ресурсы сетевых партнеров при проведении образовательного процесса с воспитанниками МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская.

1.Методичесие разработки занятий

2.Публикации по реализации проектной деятельности

3.Методические разработки проектной деятельности по теме инновационного проекта.

1.Совмещенный музыкальный и спортивный зал ДОУ;

2.Игровые площадки с оформленными зонами кубанского подворья;

4.Музыкальный центр, проектор и проекционный экран;

5.Информационные стенды для родителей в группах и на площадках ДОУ;

6.Макеты: кубанской хаты, кубанского подворья;

7.Детские костюмы для проведения театрализованной деятельности;

8.Детские шумовые музыкальные инструменты;

9.Атрибуты к казачьим играм.

1.Библиотека методической литературы по разделам программы.

2.Медиатека материалов, игр и презентаций

Профессиональные педагогические кадры, владеющие компьютерной грамотностью, информационной культурой.

Цель: рассмотреть инновационные пути и способы совершенствования системы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:

- знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом;

- формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям;

- прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению;

- расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах, культуре и традициях народа;

- способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города;

- формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.

- развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять;

- способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам России, своей Республики, города;

Воспитательные :

- воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города;

- воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании;

- воспитывать любовь к родному городу, улице, дому, к своей семье;

- воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом;

- воспитание в детях толерантного отношения к культурным традициям народа своего города, страны и других народов.

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край, так мы называем землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду определяется парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного, творческого характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности, духовно-нравственного сознания. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания.

Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нё м гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно- патриотическому воспитанию.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию я используются такие формы работы :

- день открытых дверей;

- интервью к фильму;

- просмотр Презентаций, мультфильмов;

- чтение художественных произведений, просмотр презентаций, мультфильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

- разучивание с детьми, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

- знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством;

- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении;

- поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах;

- личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания;

- досуги, КВН, развлечения, экскурсии, Обрядовые праздники, мероприятия, фестивали;

- спортивное мероприятие с папами;

- сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым;

- моделирование и решение проблемных ситуаций;

- придумывание сказок, историй и их театрализация;

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);

- рассказы воспитателя;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- за трудом людей в детском саду и в городе;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

- организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках;

- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;

- участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

- художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств;

- средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку;

- средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения;

- особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений;

- средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (интегрированный подход).

В современном мире для эфективного усвоения различных видов деятельности широко используются инновационные формы работы, что позволяет качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс.

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Поэтому я стараюсь использовать в своей работе инновационные формы.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Одним из направлений инновационной деятельности в моей работе становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде (воспитатель, дети, родители, специалисты ДОУ, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах нашей огромной родины, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить: здоровьесберегающим технологиям; технологиям, относящимся к проектной деятельности; технологиям, используемым в проектной деятельности; информационно-коммуникационным технологиям; технологиям, ориентированным на каждую отдельную личность (личностно-ориентированные); так называемым игровым технологиям.

Опыт работы показывает, что активное последовательное включение инноваций в педагогический процесс обеспечивает гармоническое развитие интеллектуальных и физических способностей детей без ущерба их здоровью; повышает профессиональный и творческий потенциал всего педагогического коллектива. Прогресс не стоит на месте, и он может и должен внедряться в образовательную среду детских садов, но только в том случае, если научный потенциал педагогического коллектива позволяет ему быть сенситивным к подобным изменениям.

В моей работе, мною были разработаны рекомендации по оснащению патриотического уголка в группе:

Младший дошкольный возраст :

Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут находиться:

- художественная и публицистическая литература;

- малые скульптурные формы;

- реальные награды или их художественное изображение;

- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель МЭП: инновационная деятельность по повышению эффективности гражданственно-патриотического воспитания детей.

Ключевые задачи МЭП:

1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей.

3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

4. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно- образовательного процесса.

Заведующий МБДОУ ДМ №15

муниципальной экспериментальной площадки

на 2015-2017 учебный год

Руководитель МЭП: ст. воспитатель высшей кв. категории, почётный работник общего образования Сальникова Т.Г.

Научный руководитель МЭП: канд. исторических наук, преподаватель КГБОУ СПО НнАПГТ высшей кв. категории Тэмина М.Г.

Пояснительная записка

Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. Необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего поселка, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;

Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов. Значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей– это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории малой родины, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. Основной формой работы с детьми по данному направлению можно считать кружковую работу.

Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта, педагогами создана целая серия авторских дидактических игр, знакомящих детей с родным городом.

Кроме того, в рамках МЭП предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, активно сотрудничают с детской библиотекой, участвуют в выставках детских рисунков.

Важным аспектом, предусмотренным планом МЭП, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.

В основе плана работы МЭП лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к решению данного вопроса. При этом анализ методической литературы и конкретной педагогической практики выявил ряд противоречий.

К ним относятся следующие:

региональный компонент является обязательным в образовательных программах, но в реальной практике реализация данного компонента не всегда имеет место в воспитательно – образовательном процессе образовательных учреждений;

реализация национально-регионального компонента в документах образования заявлена, но отсутствуют методические разработки по его внедрению;

необходимость реализации регионального компонента в образовании определена, но не создана материально-техническая и учебно-методическая база по его обеспечению;

в педагогической теории широко обсуждаются проблемы технологизации педагогических процессов, вместе с тем существует необходимость в разработке технологий реализации регионального компонента.

В связи с этим концептуальная модель реализации национально-регионального компонента в образовании должна:

отражать административно-территориальное, социально-экономическое, этнонациональное, культурно-историческое, географико - демографическое, природно-экологическое своеобразие конкретного региона;

учитывать потребность региональной самоидентификации общества;

отражать образовательные запросы населения;

опираться на научный и методический потенциал региона как основу для разработки и реализации образовательных программ и стратегий;

соответствовать условиям демократизации общества и необходимости усиления духовного потенциала населения.

Для эффективной реализации регионального компонента в образовательном процессе каждого конкретного учреждения необходим ряд условий:

1.Наличие образовательных программ по национально-культурному и региональному

2.Учебно-методическое сопровождение педагогического процесса.

3.Обеспечение достижения образовательных результатов посредством конкретной

4.Наличие системы профессионально-педагогической подготовки и переподготовки

педагогических кадров, занимающихся реализацией НРК.

Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности. Каждый педагогический коллектив ищет свои пути и подходы к решению проблем национально - регионального компонента учитывая особенности работы дошкольного учреждения.

Мы постарались реализовать обозначенные условия в рамках конкретного образовательного учреждения, используя имеющиеся у нас педагогические и методические ресурсы. При этом мы учитывали тот факт, что педагогика, ориентированная на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание национально культурного и регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа. Общепедагогическими принципами разработанных нами компонентов являются культуросообразность и природосообразность образования, которые позволяют реализовать образовательный и воспитательный потенциал за счет определения соответствующих целей, задач, способов и средств его реализации. При этом приоритетным направлением воспитательно образовательного процесса является патриотическое и гражданское воспитание, которое нацелено на духовно-нравственное становление и формирование национального самосознания личности ребенка.

Предлагаемое нами содержание педагогической деятельности в рамках МЭП обеспечивает:

построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона;

формирование личностного отношения детей к фактам, событиям, явлениям в жизни города, страны активное приобщение детей к социальной действительности, через вовлечение детей к участию в народных и праздниках, социальных и экологических акциях, традиционных для семьи, общества и государства праздничных событиях, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий;

Таким образом, поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами с целью реализации национально – культурного компонента, появление новых программ и исследований в данном направлении - явление несомненно позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения.

Цель МЭП: инновационная деятельность по повышению эффективности гражданственно-патриотического воспитания детей.

Ключевые задачи МЭП:

1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей.

3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

4. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно- образовательного процесса.

Основная идея МЭП:

1. Разработка, апробация и внедрение новых учебно-методических комплексов, нацеленных на создание эффективной, целостной системы по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно- образовательного процесса.

Актуальность темы МЭП:

Новизна деятельности в рамках МЭП:

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка. В инновационном проекте заложены следующие основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:

1) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных ра- ботников Организации) и детей;

Ожидаемые результаты и эффекты деятельности МЭП:

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию. Предлагаемый проект предназначен для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения. Результатом освоения проекта является обеспечение социально- воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Ожидаемые результаты и эффекты проекта составлены исходя из целевых ориентиров, которые представлены в виде возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

- расширение и углубление знаний об истории города, символике, достопримечательностях;

- приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми, проявления внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, стремление оказать по- мощь, поддержку другому человеку;

- развитие познавательной активности;

- бережное отношение к родной природе, результатам труда других людей;

- умение выражать собственное мнение, уважать национально-культурные ценности других народов;

- проявление интереса к событиям городской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

- повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспита- тельно-образовательного процесса

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности деятельности МЭП:

Работа с педагогическими кадрами. Повышение уровня профессионализма педагогических кадров по проблеме нравственно- патриотического воспитания дошкольников.

1.Увеличение количества педагогов высшей и первой квалификационных категорий.

2.Увеличение количества педагогов, участвовавших в инновационных проектах.

3. Положительная динамика участия педагогов в конкурсах, конференциях.

4. Внедрение инновационных технологий в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

5. Создание предметно-пространственной среды обеспечивающей максимальную реализацию инновационного проекта ДОУ

Работа с детьми. Формирование нрав- ственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок.

1. Развитие познавательных способностей детей.

2. Приобретение знаний об истории города, символике, достопримечательностях.

3. Проявление интереса к событиям городской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

4. Участие детей в образовательных проектах, тематических праздниках.

Работа с родителями. Повышение компетентно- сти родителей и установ- ление партнерских от- ношений с дошкольной организацией.

1. Создание единой образовательно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребёнка в семье и в детском саду.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

3. Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей.

4. Внедрение индивидуально- дифференцированного подхода в работе с семьями воспитанников.

5. Участие родителей в совместных образовательных проектах.

1. Сотрудничество с ИМЦ (консультативная помощь по вопросам реализации проекта).

2. Участие в совместных праздниках с СОШ № 2.

3. Посещение тематических выставок, посвященных памятным датам, в детской библиотеке.

4.Посещение экспозиций музея им. Розова.

5. Мастер-классы по художественному промыслу представителей народов Севера (Центр КМНС).

Уровень открытости информации о реализации плана МЭП:

1. Размещение информации на сайте ДОУ;

2. Публикации по теме эксперимента в педагогических интернет сообществах;

3. Проведение семинаров и мастер-классов в рамках муниципальной экспериментальной площадки.

4. Участие педагогов и детей в профессиональных и творческих конкурсах различного уровня.

Обоснование устойчивости результатов до и после окончания реализации плана МЭП, включая механизмы ресурсного обеспечения:

1. Устойчивость результатов инновационного проекта после окончания его реализации обеспечивается соответствием потребностям и интересам детей, созданным единым пространством развития и воспитания дошкольников, соответствием сложившимся традициям организации, а также возможностям педагогического коллектива.

2. Разработанная программа, методические рекомендации, накопленный опыт позволят педагогам использовать их в своей дальнейшей работе и продолжать получать высокие результаты. Разработка и апробирование инновационного проекта будет реализовываться в течение 5 лет, что позволит во влечь в него дошкольников и родителей (законных представителей) в единый образовательный процесс.

3. Проект позволит привлечь к участию в его реализации широкий круг педагогов других дошкольных учреждений города, детей и их родителей, социальных партнеров.

Конечные продукты МЭП:

Проекты по краеведению (диск) для воспитателей ДОУ;

Стихи дальневосточных поэтов для дошкольников для воспитателей ДОУ;

Сценарии массовых мероприятий в ДОУ с использованием материалов регионального компонента для воспитателей ДОУ;

Конспекты НОД с дидактическими материалами (диск) для

Этапы реализации МЭП:

1.Подготовительный этап. 2015 г

Теоретическое изучение вопроса. Вводный мониторинг. Сбор дидактического материала.

2.Основной этап. 2015-2016 г

3.Заключительный этап. 2016-2017 г

Итоговый мониторинг. Обобщение опыта на уровне района. Диссеминация опыта.



Цель проекта: Знакомство детей среднего и старшего дошкольного возраста с современностью кубанского казачества, историей, культурой и традициями родного края. Создание сборника методических материалов, наглядных пособий по патриотическому воспитанию на материале краеведения и культурных традиций Кубани.

Задачи проекта:

  1. Пробудить интерес у детей среднего и старшего дошкольного возраста к истории и современности родного края.
  2. Познакомить воспитанников с современностью Кубанского казачества
  3. Подготовить методическое обеспечение по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста на материалах по краеведению. истории и современности культурных традиций Кубани в соответствии с комплексно-тематическим планированием основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
  4. Наладить тесное взаимодействие с социальными партнерами: учреждениями социально-культурной сферы (музеи, детская библиотека, народные коллективы, ГБОУ Бриньковский казачий кадетский корпус имени сотника М.Я. Чайки, Приморско-Ахтарское городское казачье общество) в ходе проведения мероприятий по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  5. Повысить компетенцию педагогов в области проектной деятельности на материалах регионального компонента.

1 ЭТАП подготовительный (сентябрь 2020г. - май 2021г.)



Методические разработки



Песенки, потешки, поговорки, сказки



Презентации к беседам и занятиям



Проекты



Работа с родителями



Наша фото и видеогалерея



Картотека кубанских подвижных игр



Песни кубанских казаков

353860, Краснодарский край,
г. Приморско-Ахтарск, ул. Гоголя 4

8 (86143) 33486

© 2018 Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9
"Волшебная полянка"

Читайте также: