План работы экспериментальной площадки в доу

Обновлено: 04.07.2024

Составила: Мухаметзянова Руфия Масхутовна

Задача и цели профессионального развития

Основной целью моей работы является: создать условия для формирования основ целостного мироведения ребенка, средствами эксперимента.

Исходя из указанной цели, предполагается решить следующие задачи:

1. Формирование у детей старшего возраста диалектического мышления, развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

2. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать.

3. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Предполагаемый результат: повышение своей педагогической компетентности, совершенствование воспитательно-образовательного процесса в работе с детьми с учетом ФГОС. Знакомство современными методиками по детского экспериментирования, совершенствование самообразования.

Разделы плана

1. Изучение психолого-педагогической литературы

1 Детские эксперименты Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004

3 Детские эксперименты «-Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов

4 Детские эксперименты Деркунская В. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012

5 Детские эксперименты «Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ (Выпуск 2). — Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013–240

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

№ тема срок Форма отчета

1 -Составление плана работы по самообразованию;

- Подбор и анализ литературы;

- знакомство с практическим опытом;

-Составление перспективного плана работы с детьми;

-Подбор диагностического материала по всем образовательным областям.

2 Создание творческой лаборатории (материалы для наблюдений, рассматривания, опытно-экспериментальной работы).

3 -Подбор памяток для родителей

-разработка авторской программы в соответствии с ФГОС 2010-2021 1. Участие в международной олимпиаде.

2. Публикация методического материала на страницах электронного СМИ образовательного характера.

4 - Популяризация исследовательской активности ребенка – дошкольника

4. Создание мини-лаборатория.

2. Участие в научно-практических конференциях, семинарах

3. Отчет о работе по самообразованию на педсовете ДО.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

№ тема срок Форма отчета

2. Обобщение опыта работы на районном, городском, республиканском уровне;

2. Принимать активное участие в работе муниципального педагогического совета и районного МО воспитателей детских садов.

2. Участие во всероссийских конкурсах.

2022-2023 1. Принимать участие в работе педсоветов.

2. Принимать участие в конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

4. Участие в системе методической работы детского сада.

1. Взаимопросмотр открытых ОД, организованных ДОУ.

2. Посещение семинаров, конференций.

3. Изучение опыта других педагогов.

4. Принимать активное участие в работе муниципального педагогического совета и районного МО воспитателей детских садов.

5. 5. Разработать экспериментальные площадки на прогулках для ДОУ.

5. Обучение на курсах повышения квалификации (по потребности)

2021 Пройти курсы повышения квалификации

География в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста — путь познания окружающего мира Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель МЭП: инновационная деятельность по повышению эффективности гражданственно-патриотического воспитания детей.

Ключевые задачи МЭП:

1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей.

3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

4. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно- образовательного процесса.

Заведующий МБДОУ ДМ №15

муниципальной экспериментальной площадки

на 2015-2017 учебный год

Руководитель МЭП: ст. воспитатель высшей кв. категории, почётный работник общего образования Сальникова Т.Г.

Научный руководитель МЭП: канд. исторических наук, преподаватель КГБОУ СПО НнАПГТ высшей кв. категории Тэмина М.Г.

Пояснительная записка

Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. Необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего поселка, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;

Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов. Значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей– это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории малой родины, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. Основной формой работы с детьми по данному направлению можно считать кружковую работу.

Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта, педагогами создана целая серия авторских дидактических игр, знакомящих детей с родным городом.

Кроме того, в рамках МЭП предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, активно сотрудничают с детской библиотекой, участвуют в выставках детских рисунков.

Важным аспектом, предусмотренным планом МЭП, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.

В основе плана работы МЭП лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к решению данного вопроса. При этом анализ методической литературы и конкретной педагогической практики выявил ряд противоречий.

К ним относятся следующие:

региональный компонент является обязательным в образовательных программах, но в реальной практике реализация данного компонента не всегда имеет место в воспитательно – образовательном процессе образовательных учреждений;

реализация национально-регионального компонента в документах образования заявлена, но отсутствуют методические разработки по его внедрению;

необходимость реализации регионального компонента в образовании определена, но не создана материально-техническая и учебно-методическая база по его обеспечению;

в педагогической теории широко обсуждаются проблемы технологизации педагогических процессов, вместе с тем существует необходимость в разработке технологий реализации регионального компонента.

В связи с этим концептуальная модель реализации национально-регионального компонента в образовании должна:

отражать административно-территориальное, социально-экономическое, этнонациональное, культурно-историческое, географико - демографическое, природно-экологическое своеобразие конкретного региона;

учитывать потребность региональной самоидентификации общества;

отражать образовательные запросы населения;

опираться на научный и методический потенциал региона как основу для разработки и реализации образовательных программ и стратегий;

соответствовать условиям демократизации общества и необходимости усиления духовного потенциала населения.

Для эффективной реализации регионального компонента в образовательном процессе каждого конкретного учреждения необходим ряд условий:

1.Наличие образовательных программ по национально-культурному и региональному

2.Учебно-методическое сопровождение педагогического процесса.

3.Обеспечение достижения образовательных результатов посредством конкретной

4.Наличие системы профессионально-педагогической подготовки и переподготовки

педагогических кадров, занимающихся реализацией НРК.

Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности. Каждый педагогический коллектив ищет свои пути и подходы к решению проблем национально - регионального компонента учитывая особенности работы дошкольного учреждения.

Мы постарались реализовать обозначенные условия в рамках конкретного образовательного учреждения, используя имеющиеся у нас педагогические и методические ресурсы. При этом мы учитывали тот факт, что педагогика, ориентированная на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание национально культурного и регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа. Общепедагогическими принципами разработанных нами компонентов являются культуросообразность и природосообразность образования, которые позволяют реализовать образовательный и воспитательный потенциал за счет определения соответствующих целей, задач, способов и средств его реализации. При этом приоритетным направлением воспитательно образовательного процесса является патриотическое и гражданское воспитание, которое нацелено на духовно-нравственное становление и формирование национального самосознания личности ребенка.

Предлагаемое нами содержание педагогической деятельности в рамках МЭП обеспечивает:

построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона;

формирование личностного отношения детей к фактам, событиям, явлениям в жизни города, страны активное приобщение детей к социальной действительности, через вовлечение детей к участию в народных и праздниках, социальных и экологических акциях, традиционных для семьи, общества и государства праздничных событиях, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий;

Таким образом, поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами с целью реализации национально – культурного компонента, появление новых программ и исследований в данном направлении - явление несомненно позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения.

Цель МЭП: инновационная деятельность по повышению эффективности гражданственно-патриотического воспитания детей.

Ключевые задачи МЭП:

1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей.

3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

4. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно- образовательного процесса.

Основная идея МЭП:

1. Разработка, апробация и внедрение новых учебно-методических комплексов, нацеленных на создание эффективной, целостной системы по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно- образовательного процесса.

Актуальность темы МЭП:

Новизна деятельности в рамках МЭП:

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка. В инновационном проекте заложены следующие основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:

1) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных ра- ботников Организации) и детей;

Ожидаемые результаты и эффекты деятельности МЭП:

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию. Предлагаемый проект предназначен для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения. Результатом освоения проекта является обеспечение социально- воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Ожидаемые результаты и эффекты проекта составлены исходя из целевых ориентиров, которые представлены в виде возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

- расширение и углубление знаний об истории города, символике, достопримечательностях;

- приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми, проявления внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, стремление оказать по- мощь, поддержку другому человеку;

- развитие познавательной активности;

- бережное отношение к родной природе, результатам труда других людей;

- умение выражать собственное мнение, уважать национально-культурные ценности других народов;

- проявление интереса к событиям городской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

- повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспита- тельно-образовательного процесса

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности деятельности МЭП:

Работа с педагогическими кадрами. Повышение уровня профессионализма педагогических кадров по проблеме нравственно- патриотического воспитания дошкольников.

1.Увеличение количества педагогов высшей и первой квалификационных категорий.

2.Увеличение количества педагогов, участвовавших в инновационных проектах.

3. Положительная динамика участия педагогов в конкурсах, конференциях.

4. Внедрение инновационных технологий в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

5. Создание предметно-пространственной среды обеспечивающей максимальную реализацию инновационного проекта ДОУ

Работа с детьми. Формирование нрав- ственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок.

1. Развитие познавательных способностей детей.

2. Приобретение знаний об истории города, символике, достопримечательностях.

3. Проявление интереса к событиям городской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.

4. Участие детей в образовательных проектах, тематических праздниках.

Работа с родителями. Повышение компетентно- сти родителей и установ- ление партнерских от- ношений с дошкольной организацией.

1. Создание единой образовательно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребёнка в семье и в детском саду.

2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

3. Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей.

4. Внедрение индивидуально- дифференцированного подхода в работе с семьями воспитанников.

5. Участие родителей в совместных образовательных проектах.

1. Сотрудничество с ИМЦ (консультативная помощь по вопросам реализации проекта).

2. Участие в совместных праздниках с СОШ № 2.

3. Посещение тематических выставок, посвященных памятным датам, в детской библиотеке.

4.Посещение экспозиций музея им. Розова.

5. Мастер-классы по художественному промыслу представителей народов Севера (Центр КМНС).

Уровень открытости информации о реализации плана МЭП:

1. Размещение информации на сайте ДОУ;

2. Публикации по теме эксперимента в педагогических интернет сообществах;

3. Проведение семинаров и мастер-классов в рамках муниципальной экспериментальной площадки.

4. Участие педагогов и детей в профессиональных и творческих конкурсах различного уровня.

Обоснование устойчивости результатов до и после окончания реализации плана МЭП, включая механизмы ресурсного обеспечения:

1. Устойчивость результатов инновационного проекта после окончания его реализации обеспечивается соответствием потребностям и интересам детей, созданным единым пространством развития и воспитания дошкольников, соответствием сложившимся традициям организации, а также возможностям педагогического коллектива.

2. Разработанная программа, методические рекомендации, накопленный опыт позволят педагогам использовать их в своей дальнейшей работе и продолжать получать высокие результаты. Разработка и апробирование инновационного проекта будет реализовываться в течение 5 лет, что позволит во влечь в него дошкольников и родителей (законных представителей) в единый образовательный процесс.

3. Проект позволит привлечь к участию в его реализации широкий круг педагогов других дошкольных учреждений города, детей и их родителей, социальных партнеров.

Конечные продукты МЭП:

Проекты по краеведению (диск) для воспитателей ДОУ;

Стихи дальневосточных поэтов для дошкольников для воспитателей ДОУ;

Сценарии массовых мероприятий в ДОУ с использованием материалов регионального компонента для воспитателей ДОУ;

Конспекты НОД с дидактическими материалами (диск) для

Этапы реализации МЭП:

1.Подготовительный этап. 2015 г

Теоретическое изучение вопроса. Вводный мониторинг. Сбор дидактического материала.

2.Основной этап. 2015-2016 г

3.Заключительный этап. 2016-2017 г

Итоговый мониторинг. Обобщение опыта на уровне района. Диссеминация опыта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯВ РАМКАХ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

Подготовила : воспитатель

Сидоренко Жанна Викторовна

1 неделя

Цель: уточнить и расширить знания детей об осенних явлениях в природе; с помощью поэзии и музыки русских поэтов и композиторов побуждать интерес и любовь к родной природе, воспитывать умение и желание выражать свои чувства с помощью музыки, речи, изобразительных средств.

Цель: расширять представление детей о России, ее положении на карте мира, истории возникновения Руси, формировать интерес к истории и культуре россиян, развивать познавательную активность, воспитывать чувство патриотизма.

Тема: История жилища.

Тема: История одежды.

1 неделя

Цель: расширять знания детей об истории костюма и жилища жителей Курской области, истории возникновении своего города, формировать интерес к истории своего народа, воспитывать в детях чувство любви и гордости к своему краю.

Цель: обогащать знания детей о мире изобретении и открытий, познакомить с историей возникновения транспорта, расширять и закреплять знания о видах и типах транспорта, формировать интерес к рукотворному миру, воспитывать творческую активность, желание созидать.

Цель: обобщать и закреплять представление о том, что такое профессия, вызывать интерес к разным профессиям, воспитывать уважение к людям разных специальностей, способствовать самостоятельности мышления и выбора.

Цель: познакомить детей с качествами, свойствами и применением в жизни людей объектов неживой природы: песка, глины, камней, формировать представление о внутреннем содержании Земли, развивать интерес к разнообразным природным ресурсам, воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, развивать интерес детей к миру неживой природы, воспитывать экологическую культуру.

Цель: дать представление о прошлом планеты Земля, показать роль взаимодействия древних животных со средой обитания на примере вымерших динозавров, развивать интерес к эволюции жизни на Земле, воспитывать экологическую культуру.

Цель: уточнить и расширить знания детей о зимних явлениях в природе; с помощью поэзии и музыки русских поэтов и композиторов побуждать интерес и любовь к родной природе, воспитывать умение и желание выражать свои чувства с помощью музыки, речи, изобразительных средств.

Цель: рассмотреть климатические условия, растительный и животный мир ледяной зоны и зоны тундры, развивать познавательный интерес, эрудицию детей, воспитывать экологическую культуру.

Цель: рассмотреть климатические условия, растительный и животный мир зоны тайги и смешанных лесов, развивать познавательный интерес, эрудицию детей, воспитывать экологическую культуру.

Цель: рассмотреть климатические условия, растительный и животный мир степной зоны, горных районов и пустыни, развивать познавательный интерес, эрудицию детей, воспитывать экологическую культуру.

Цель: расширять и закреплять знания детей о растительном и животном мире своего края, развивать познавательный интерес, воспитывать экологическую культуру.

Тема: Строение растений.

Цель: закрепить представление детей о строении растений и роли отдельных частей растения, развивать познавательную активность, воспитывать экологическую культуру.

Цель: рассмотреть весенние явления в живой и неживой природе, обобщить знания детей о животных и растениях, развивать познавательную активность, наблюдательность, воспитывать чувство единства с миром природы, понимание роли человека в ней.

Цель: дать элементарное представление о внутреннем строении человека, функциях его органов, развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к своему организму.

Цель: учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, правилам гигиены, развивать привычку к здоровому образу жизни, воспитывать чувство самостоятельности, бережною отношения к здоровью.

Тема: Солнце. Солнечная система.

Тема: Земля. Космонавты.

Тема: Луна - спутник Земли.

Цель: рассмотреть некоторые созвездия, рассказать об истории их названия, обобщить знания о Солнечной системе, развивать воображение, творческое мышление, воспитывать экологическую культуру.

Для российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования, основными итогами которого сегодня являются: разностороннее развитие сети образовательных учреждений, обеспечение вариативности образовательных процессов; стимулирование творчества и инновационной деятельности педагогов.

Работа ДОУ в экспериментальном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Работать в экспериментальном режиме престижно для дошкольного учреждения, но всегда ли нововведения так необходимы детям и сотрудникам? Случается, проводимая деятельность превращается в обузу для рядового педагога, не понимающего до конца ее цели и предполагающего, что это очередное мероприятие для галочки, которое только мешает спокойно работать.

Очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования.
Эффективность экспериментальной деятельности во многом обуславливается соблюдением последовательности основных этапов эксперимента.

Этапы экспериментально-исследовательского цикла

Следование логике научного исследования, соблюдение этапов его процедуры, документирование всех шагов и оформление результатов — безусловно, необходимы, но начинать нужно с грамотного составления программы.

Существенной характеристикой прогностической функции является разработка программы эксперимента.

Примерная структура проекта программы экспериментальной деятельности

Разработка проекта эксперимента позволяет избежать на практике многих ошибок и сократить время эксперимента. Так как педагогический эксперимент проводится с живыми людьми, он относиться к наиболее ответственным видам экспериментальной деятельности.

Этапы организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

I. Подготовительно-информационный:

– выработка функционального представления о проблеме, идее и предмете эксперимента;
– обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе ДОУ и определение ее тематики;
– создание совета эксперимента (научно-методический совет) и его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента;
– выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента;
– изучение педагогами-экспериментаторами историко-психо-лого-педагогической литературы и документов по теме исследования;
– организация специальной подготовки педагогов к работе в экспериментальном режиме;
– подбор критериев и проведение первичного мониторинга для констатирующей части эксперимента, анализ полученных данных.

II. Подготовительно-документальный:

– разработка и корректировка локальных актов по управлению экспериментом (Положение о совете эксперимента, Положение о научно-методическом совете, Положение о мастер-классе, Положение о временном творческом коллективе и т.п.);
– корректировка (в случае необходимости) должностных инструкций и инструкций по ОТ и ТБ участников опытно-экспериментальной деятельности;
– подготовка проспекта эксперимента и утверждение его на заседании высшего коллегиального органа ДОУ (конференция, общее собрание);
– разработка поэтапного плана ОЭР в соответствии с проспектом;
– внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ (или разработка новых);
– подготовка выступления педагогов на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);
– утверждение проспекта опытно-экспериментальной деятельности на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);
– комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента, включая электронные носители и Интернет;
– создание методических служб эксперимента (мониторинга, информационно-методическая, медико-психолого-педагогическая, социально-педагогическая);
– организация работы по созданию методического комплекса эксперимента (перспективные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации, дидактические пособия и т.п.).

III. Функционирование экспериментальной площадки:

Примечание. Предложен примерный перечень методик и тестов, из которых педагог-психолог ДОУ имеет возможность выбрать нужное. Вместе с тем совет эксперимента (научно-методический совет) ДОУ разрабатывает и адаптирует (в случае необходимости и модифицирует) свой пакет методик и тестов, отражающий особенности ОЭР:

– необходимая корректировка экспериментального процесса на основе результатов мониторинга;
– ведение педагогами дневника экспериментальной работы;
– проведение комплексной медико-психолого-педагогической диагностики участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) в условиях работы в экспериментальном режиме;
– проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий эксперимента;
– фиксация состояния ВОП и определение тенденций его изменения;
– взаимодействие с учредителем и независимыми экспертами по проблемам эксперимента.

IV. Обобщающий:

V. Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях

Предложенная структура организации экспериментальной работы носит лишь рекомендательный характер. Но, опираясь на нее, коллектив дошкольного учреждения любого региона России может построить характерную именно для него и учитывающую региональные особенности структуру.

Читайте также: