План проведения урока изложения

Обновлено: 08.07.2024

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

 Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Данная методическая разработка урока развития связной устной и письменной речи предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Уроки развития речи по написанию сжатого изложения являются достаточно сложными для восприятия учащихся. Ученики должны уметь определять тип и стиль текста; сжато излагать авторскую мысль, совершенствовать изложение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки; уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями.

Большое внимание на данном уроке уделено лингвистическому анализу текста. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе. Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. С введением ГИА за курс основного образования первостепенной задачей учителей русского языка стало обучение детей написанию сжатого изложения.

Данный урок разработан на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и совершенствует их учебно-языковые и коммуникативные умения, а также создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.

Урок построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии.

Задачи урока:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста,
  • формировать умение видеть логику рассуждения,
  • формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста.
  • продолжить отрабатывать навыки сжатия текста на примере сжатия публицистического текста в рамках подготовки к ГИА,
  • уметь выделять микротемы текста,
  • расширять словарный запас.
  • воспитывать интерес к предмету,
  • содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
  • показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Тип урока: урок развития связной устной и письменной речи.

Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.

Методы соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Возраст обучающихся: 15 лет.

Эпиграф: Речевая культура – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. С.И. Ожегов (слайд 5)

План урока:

1. Организационный момент (2 минуты).

2. Работа с эпиграфом (3 минуты).

  • первое чтение текста (3 минуты),
  • беседа по вопросам (определение темы, идеи, структуры и абзацного членения текста) (3 минуты),
  • второе чтение текста (3 минуты),
  • определение микротем исходного текста (работа в группах) (5 минут),
  • составление плана изложения (3 минуты),
  • работа над сжатием исходного текста (5 минут),
  • способы компрессии текста (приемы сжатия) (3 минуты),
  • самостоятельная работа групп (5 минут),
  • результат компрессии исходного текста (3 минуты),
  • итоги работы над исходным текстом (2 минуты).

4. Написание изложения исходного текста (35 минут).

5. тоги урока (5 минут).

Ход урока

I. Организационный момент: Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок-практикум по теме: Подготовка к написанию сжатого изложения. (слайд 1) Цель нашего урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии. (слайд 3)

II. Работа с эпиграфом: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова (слайд 5). Вы согласны с утверждением Ожегова? О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку?

III. Работа с исходным текстом (слайд 6).

1. Первое чтение текста

Прости меня, мама

2. Беседа по вопросам

- Этап определения темы текста: О чем текст? Как определить тему? (слайд 9) Тема определяется различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по поступкам или размышлениям героев (автора), по заглавию текста.

- Этап определения идеи текста: С какой целью автор его написал? Какую мысль хотел выразить? Что нам помогает сформулировать идею? (слайд 10) Общая тональность звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста, отношение автора к событиям, героям, наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

- Этап определения структуры текста: Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. (слайд 11) Композиция текста - построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

- Этап абзацного членения текста: Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев. (слайд 12) Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Что такое микротема? Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Определите микротему каждого абзаца.

3. Определение микротем исходного текста (работа в группах)

  1. Мамы давно уже нет. А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама. ”.
  2. Мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих.
  3. Естественной обязана быть наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.
  4. “В муках мы мать вспоминаем”.
  5. Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для них всё доброе.

5. Работа над сжатием исходного текста (слайд 19)

А) Содержательная обработка исходного текста: умение извлекать главную информацию из текста (предметное и обобщенное умение).

Б) Языковая обработка исходного текста: умение лаконично передавать извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение).

Задача сжатого изложения: (слайд 20) Сжато, в обобщенной форме передать содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова; отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства выражения. Что требуется? (слайд 21) Отбор важной информации, формулирование основных идей автора, сохранение авторской последовательности событий, передача характера действующих лиц и обстановки без искажений, выделение основных микротем, обобщение содержания исходного текста, использование разнообразных приемов компрессии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Домашняя контрольная работа

Подготовка и оформление конспекта урока обучающего изложения

1. Оформление (наличие всех требуемых элементов, правильность их представления) 0-1

2. Тема, цель (задачи), структура (правильность определения, формулировка) 0-1

3. Соответствие содержания работы этапам урока 0-1

4. Методическая грамотность:

- последовательность работы 0-1

- приёмы обучения 0-1

- дидактический материал 0-1

6. Целостность урока (логические связи между этапами) 0- 1

7. Лингвистическая корректность 0-1

8. Наличие занимательного материала, разнообразие приемов 0-1

9. Методическое обоснование (наличие всех требуемых элементов, полнота и правильность)0-1

Всего: 0-10 баллов

Требования к оформлению конспекта урока

2. Тип урока. Развитие речи. Обучающее изложение.

3. Цель и задачи урока.

Цель: учить писать изложение текста-описания на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

А) формировать умение последовательно излагать мысли, передавая содержание текста;

Б) развивать орфографическую зоркость и обогащать словарный запас детей;

В) обучать составлению плана текста;

Г) воспитывать наблюдательность и любовь к природе.

5. Схема оформления доски.

Пятнадцатое октября. Изложение. Подарки для ёлочки. План: 1. Ёлочка появилась на свет осенью. 2. Каждый год елочке дарят подарки. 3.Ёлочка счастливая. Слова для справки: раздвинула, высунулась, удивлённо, осмотрелась, засыпает, счастливая, разноцветная.

6. Ход урока (оформляется в виде таблицы):

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и самоанализ

Приводятся названия этапов. Этапы отделяются друг от друга чертой.

Приводится полный текст объяснения учителя, а также формулировки вопросов и заданий для учащихся, слова и тексты, предлагаемые для записи, и т.п.

Приводятся предполагаемые развернутые ответы учащихся.

Указываются задачи, решаемые на определенном этапе урока, обосновывается использование методов и приемов обучения. Отмечаются особенности проведения урока на практике, дается оценка реализации поставленных задач, вносятся коррективы для дальнейшего совершенствования урока.

Прозвенел звонок веселый!

Класс, к уроку вы готовы?

Будем речь мы развивать,

Ученики, стоя у своих мест, приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Смотивировать учеников на выполнение работы определенного вида: развитие речи посредством написания изложения.

Определите по описанию предмет, являющийся главным героем текста, с которым нам предстоит работать.

Это вечнозеленый хвойный лесной житель, является главным символом одного из любимых детьми праздников.

Каким признаки этого предмета были названы?

В каких литературных произведениях встречали упоминание о ёлочке?

На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце.

Как называется такой вид работы?

– Речь идет о ели (ёлке)

– Признаки предмета: вечнозеленый, хвойный, лесной.

Цель: подготовить к восприятию текста и создать необходимую мотивацию для его изложения.

Во время беседы можно обсудить необходимость умения пересказывать содержание услышанного, увиденного, прочитанного.

Первичное восприятие текста и проверка первичного восприятия.

Послушайте текст, и попробуйте определить рассказ это или сказка.

Учитель читает текст упр 88 стр 52.

Учитель задает вопросы по тексту:

- О чем был рассказ?

- какую картину вы представили перед собой, слушая рассказ?

- Как вы думаете, что хотел нам сказать автор?

Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста.

А что еще в этом тексте есть, кроме повествования?

Давайте же сделаем вывод какой у нас получился тип текста.

– день рождение елочки, подарки для елочки

– ёлочка стоит (растет) в лесу (на опушке), рядом с ней растут клён и осина. Ёлочка нарядная, в разноцветных листьях.

– Что деревья живут дружно.

– Подарки на день рождение елочки, Осенние подарки, Подарки для ёлочки.

– тип текста повествование. Елочка появилась, ей каждый год деревья дарят подарки.

– автор описывает елочку, листья деревьев описывает.

Вместе с учителем проговариваю: тип текста повествования с элементами описания.

Для проверки восприятия задаются вопросы, выявляющие степень понимания общего смысла текста, затем можно подумать вместе с детьми, в какой ситуации может понадобиться изложить данный текст.

Научатся воспринимать услышанный текст;

Будут участвовать в учебном диалоге;

Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру.

Всесторонний целенаправленный анализ исходного текста.

Мы с вами во 2 классе писали обучающие изложения. Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы написания изложения было для нас легкой работой?

В прошлом году мы писали изложение, отвечая на каждый вопрос сначала по одному предложению, потом по два. А сейчас один вопрос задается к целой части. Давая ответ на этот вопрос, вы будите использовать 2 - 4 предложения.

Сколько частей в тексте?

Как пишется каждая часть?

Как называется каждая часть?

– Какие глаголы использует автор, говоря о ёлочке?

– Почему ёлочке пришлось раздвинуть листья и травинки?

– Чему она удивилась?

- а какой один общий вопрос к этой части задал автор учебника?

– Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. Может это будет предложение из первого абзаца.

Давайте узнаем о чём рассказывается во 2 части текста.

Прочитает нам второй абзац Ваня Иванов.

Что мы узнали в из прочитанного?

А какие подарки дарили ёлочке деревья?

Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы?

С чем сравнивает их автор?

Давайте посмотрим, какой вопрос задает автор учебника?

Давайте озаглавим вторую часть.

Есть ли еще части в этом тексте?

Прочитайте его самостоятельно.

– Приятно ли было ёлочке получать подарки?

– В первом абзаце мы говорили, что елочка была удивлена, как в третьей части автора описал удивление елочки?

– Какая была елочка в день своего рождения? Как назовем третий абзац?

Ответы- составить план

- каждая часть пишется с красной строки

- части называют абзацами

– Она маленькая, только появилась на свет.

– Появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

– Она была маленькой,

– елочка только родилась, ей интересно, что вокруг.

– Листья падали с деревьев.

- Когда появилась ёлочка?

– Ёлочка появилась на свет осенью.

– прошло время, на каждый день рождения елочке дарят подарки другие деревья.

- У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.

- у осины с китайскими фонариками, у клена со звездочками, у ивы с рыбками.

– какие подарки получила елочка в день рождения?

- подарки для елочки, каждый год елочке дарят подарки.

– да, есть. Третий абзац.

– да, ёлочка счастливая.

- Вся засыпанная разноцветными листьями.

- Раскинула лапки, а на ладошках подарки

Анализу подвергается содержание, структура и языковые средства

в их отношении к теме и основной мысли текста. В зависимости от

вида изложения в процессе анализа используются специфичные

для данного вида операции.

Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства;

Составят план текста;

Будут участвовать в учебном диалоге;

Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли;

Обогатят словарный запас языковыми средствами языка.

Орфографическая подготовка была проведена на предшествующих уроках по таким орфограммам как:

1 безударные гласные в корне слова;

2 разделительный мягкий знак;

3 парная согласная в корне слова;

4 правописание чк.

Ребята давайте вспомним слова с наиболее трудным для вас написанием. Найдите их в тексте. И за пишем, как слова для справок: раздвинула, высунулась, удивлённо, осмотрелась, засыпает, счастливая, разноцветная.

Ученик записывают слова для справок.

Проводится орфографический разбор слов.

Повторное восприятие текста

Сколько частей у нас получилось?

О чем вы напишите в 1 части?

Сколько предложений вы напишите в этой части?

О чём напишите во 2 части?

Сколько для этого потребуется предложений?

Как закончите свой рассказ?

Сколько предложений для этого потребуется?

Сделаем пересказ по плану.

– о том, когда елочка родилась, какая она была в день своего рождения.

- напишем 2 предложения.

– о том какие подарки получала елочка

- Не меньше 4-5 предложений.

– какая стояла елочка.

Отвечают 1-2 ученика.

необходимо для того,

чтобы восстановить целое после анализа, чтобы дети уже на новом

уровне, с большей глубиной понимания восприняли текст;

Во время работы, учитель оказывает индивидуальную помощь.

Самопроверка написанных изложений

Если вы закончили написание своих работ.

Предлагаю вам еще раз прочитать своё изложение. Проверить:

1 раскрыта ли тема;

2 Выделены ли части текста;

3 последовательность изложения;

4 орфографическую правильность написанного;

5 отсутствие слов повторов;

6 использованы ли средства речевой выразительности текста-образца;

Кто закончил написание работы, можете сдать свою работу.

Выполняют самопроверку по критериям, которые озвучил учитель. Сдают работы.

Для проведения самопроверки можно рекомендовать прочтение работы с разными

установками: подумать, удалось ли передать содержание текста и

его основную мысль, не упущено ли что-то важное, правильно ли

сформулированы мысли и т.д. Самопроверка возможна только при

условии ознакомления учащихся с критериями оценки изложений

и способами исправления недочетов.


7. Список использованной при подготовке конспекта литературы (обязательно указание не менее трех источников).

3. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М., 2003.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 172 материала в базе

Материал подходит для УМК

Слово и словосочетание

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.03.2021 631
  • DOCX 601.1 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Аксенова Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развивать умение передавать содержание текста, строить предложения и точно употреблять слова в речи.

Конспект урока русского языка

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: развивать умение передавать содержание текста, строить предложения и точно употреблять слова в речи.

Задачи урока:

Образовательные:

- Научить грамотному изложению текста с опорой на вопросы;

- Формирование орфографических навыков;

-Воспитывать любовь к животным;

- Развитие речи учащихся;

- Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста;

-Способствовать развитию коммуникативных умений;

-Развивать мыслительные операции.

Планируемые результаты:

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

-Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

Метапредметные:

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме;

-Развитие представления о связи между предложениями;

-Развитие умения передавать содержание текста в соответствии с поставлен-ными вопросами;

-Применение орфографических правил и правил постановки знаков препина-ния при записи собственных текстов;

1.Организационный момент

2. Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы будем учиться писать изложения.

- О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:

Мордочка усатая

Шубка полосатая

Часто умывается

А с водой не знается?(Кот)

- Правильно, это кот.

- И другая загадка:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.(Собака)

- Молодцы! Значит, о ком будет рассказ?

3. Работа по теме урока

а) Знакомство с текстом (чтение текста учителем, у учащихся карточки с текстом на партах):

У Коли жил кот Барсик. Однажды с полки упала игрушка. Это была собака. Кот испугался и спрятался под шкаф. Коля завёл игрушку. Собака слала вертеть головой.

Барсик взял игрушку и понёс её на кухню. Там в чашке было молоко. Кот решил покормить собаку.

Молоко текло по лапкам и усам собаки.

Барсик был рад.

- Интересный рассказ? Понравился он вам?

- Хорошо, а теперь давайте выясним: кто из действующих лиц живой, настоящий, а кто – игрушка?

- У кого дома есть кот?

- Он играет с игрушками?

- Был у вас такой случай?

б) Вторичное чтение – вполголоса.

Задание перед чтением:

- На сколько частей разделён текст? Почему?

в) Чтение вслух, по частям, анализ.

- У кого жил Барсик?

- Что случилось однажды?

-Что это была за игрушка?

- Что произошло с котом?

- Что сделал Коля?

- Что стала делать игрушка?

- Что сделал Барсик с игрушкой?

- Что было на кухне?

- Что решил сделать кот?

- Пила ли игрушка молоко?

- Как к этому отнёсся Барсик?

- Почему он радовался?

- Кто сможет пересказать текст? (2-3 ученика разного уровня)

4. Физкультминутка

Мы по улице гуляем

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Вот четыре буквы:

Мы читаем все подряд. (Хлопокруками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва.(Шагаем на месте.)

5. Орфографическая подготовка

- Давайте посмотрим на текст.

- Почему слова Коля и Барсик всегда написаны с большой буквы?

- А вот слова кот, собака, игрушка – как будем писать? Почему?

- Найдём слова, в которых есть сочетания жи–ши, ча–ща. Кто скажет правило?

- (На доске карточки со словами)

1 группа слов: кот, игрушка, шкаф, чашка, лапка, рад.

- Читаем эту группу слов. Кто догадался, на какое правило эти слова?

- Как их проверить?

2 группа слов: головой, вертеть, покормить, текло.

- Подберём проверочные слова.

Слова для справок: однажды, испугался, спрятался, решил, понёс.

- Какие словарные слова присутствуют в нашем тексте?

6. Запись текста с опорой на вопросы.

1. У кого жил Барсик?

2. Что случилось однажды?

3. Что произошло с котом?

4. Что сделал Коля?

5. Что стала делать игрушка?

6. Куда понёс Барсик игрушку?

7. Что он решил с ней сделать?

8. Пила ли игрушка молоко?

9. Как к этому отнёсся Барсик?

7. Самопроверка

8. Рефлексия

- Но вернёмся к нашим героям. У меня два блюдечка с молоком. Кого из них надо угостить молоком? - А собачке надо?

-Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?

– Какие трудности возникли при изучении темы?

– Со всеми задания ли мы справились?

Итак, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью карточек, которые лежат у вас на столе:

Читайте также: