Что такое сзз в школе по профилактике

Обновлено: 04.07.2024

Если объект или предприятие оказывает негативное воздействие на ОС, что может сказаться на здоровье людей, то вокруг него устанавливается санитарно-защитная зона (СЗЗ). На этой территории нельзя стоить жилые дома, так же в отношении СЗЗ действуют и другие ограничения.

Основные определения проекта санитарно-защитной зоны

Размер СЗЗ зависит от класса опасности предприятия. Действующее законодательство устанавливает границы таких зон для объектов, исходя из санитарной классификации. Если предприятие не относится ни к одной из категорий, но оно имеет источники выбросов, то для него также необходимо установить санитарную зону.

Границы СЗЗ определяются в рамках проектной документации. Проект СЗЗ должен включать в себя такие разделы:

  • краткая характеристика объекта содержит общие сведения о предприятии, а также описание производственных особенностей. В этот раздел включают также анализ процесса образования отходов, водопотребления и водоотведения;
  • в разделе, описывающем воздействие предприятия на воздух, указываются природные особенности территории, фоновые концентрации, степень загрязненности воздушных масс, вносятся данные расчетов в отношении выбросов предприятия. Сюда же входит планирование мероприятий по мониторингу состояния ОС;
  • производится оценка рисков для здоровья населения, проживающего в непосредственной близости;
  • физические факторы воздействия позволяют установить точные границы СЗЗ исходя из фактического воздействия производства на ОС и здоровье человека. Завершает данный раздел обоснование установленных границ.

Завершает проект перечень всех работ, которые были проведены в ходе разработки проекта. Также к проекту прилагаются расчетные сметы, схемы и таблицы.

Нормативные документы и акты для разработки проекта СЗЗ

Российское природоохранное законодательство в последние годы очень сильно изменилось. Появились новые нормативные акты, но в то же время продолжают действовать старые приказы, инструкции и методически рекомендации.

Если говорить о процессе разработке проекта ССЗ, то основными документами в этой сфере являются:

Также при разработке проекта учитываются санитарные требования в отношении уровня шума (СНиП 23-03-2003), уровня производственных вибраций (СН 2.2.4/2.1.8.566-96), качества атмосферного воздуха (СанПиН 2.1.6.1032-01) и т.д.

Рассчитать стоимость проекта СЗЗ?

Классы опасности объекта санитарно-защитной зоны

При установлении СЗЗ учитывается классификация промышленных объектов, установленная СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

  • первый класс с размером СЗЗ 1000 м;
  • второй класс с размером СЗЗ 500 м;
  • третий класс с размером СЗЗ 300 м;
  • четвертый класс с размером СЗЗ 100 м;
  • пятый класс с размером СЗЗ 50 м.

Размеры установленных санитарных зон могут быть изменены. Для этого необходимо разработать проект, который бы обосновал данные изменения.

Предприятия, которые относятся к 1-3 классу санитарной классификации, должны в обязательном порядке разрабатывать и согласовывать проект СЗЗ. Для остальных объектов наличие проекта СЗЗ не является обязательным. Но наличие такой документации позволит избежать претензий со стороны местного населения и контролирующих органов.

Если предприятию не нужно устанавливать санитарную зону, то данный факт также придется доказывать при помощи разработки проекта СЗЗ.

Разница между категорией объекта и классом опасности

Все промышленные объекты имеют определенный класс опасности, присвоенный исходя из степени негативного воздействия на ОС. Такие нормы прописаны в действующем природоохранном законодательстве. Но данная классификация не имеет ничего общего с санитарным делением на классы опасности СЗЗ.

Разница между данными классами опасности следующая:

  1. Категория объекта НВОС рассчитывается исходя из того, какие последствия для окружающей среды могут возникнуть в результате аварийной ситуации на объекте. Деление всех предприятий на такие классы необходимо для всестороннего контроля над соблюдением экологических требований, а также для расчета выплат в казну за негативное влияние на ОС.
  2. Класс СЗЗ подразумевает размер буферной территории, на границе которой концентрации вредных веществ в воздухе является нормальной. Это же касается уровня шума и вибраций. Фактические размеры санитарной зоны могут быть больше или меньше установленных границ.

Если предприятие отнесено к первой категории НВОС, то оно обязано разрабатывать и утверждать Комплексное Экологическое Разрешение (КЭР). Но это не означает автоматически, что для данного промышленного объекта будет установлена СЗЗ 1 класса.

В то же время наличие СЗЗ высшего класса, исходя из санитарной классификации, не является основание для обязательного получения предприятием КЭР.

Что такое установленная СЗЗ?

С точки зрения действующего законодательства, санитарно-защитные зоны могут быть:

  • ориентировочными. Это такие санитарные зоны, размеры которых установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
  • расчетными. Размеры СЗЗ могут быть определены в ходе проведения всестороннего исследования. Рассчитывать санитарные зоны необходимо в случае, если предприятие не внесено в СанПиН;
  • окончательными (установленными). Это СЗЗ с утвержденными в Роспотребнадзоре границами.

Для того, чтобы установить окончательные границы СЗЗ необходимо подготовить проект, где они были бы обоснованы натурными исследованиями и расчетами. Данный документ должен быть согласован в ФБУЗ, после чего он утверждается Роспотребнадзором.

Разработка и Согласование проекта СЗЗ

Процедура согласования проекта СЗЗ

После того, как проект СЗЗ был разработан, потребуется его согласовать. Эта процедура непростая. В нее входит три основных этапа:

Через год после прохождения данной процедуры потребуется пройти еще один тап согласования. Роспотребнадзор даст оценку достаточности установленных границ СЗЗ. Для этого необходимо в течение всего года проводить мониторинг факторов негативного воздействия. Полученные данные оформляются в виде протокола и вносятся в проект.

После всестороннего изучения новых данных уполномоченный орган вынесет решение о том, является ли размер СЗЗ достаточным или его нужно изменить. Процедуру согласования СЗЗ можно считать завершенной после того, как организация получит документы с установленной санитарной зоной. Данное заключение должно быть подтверждено постановлением Главного санитарного врача.

Разработка и Согласование проекта СЗЗ

Оценка риска здоровью населения и кому она нужна?

Оценка риска здоровья населения представляет собой исследование в ходе которого, изучаются все вредные эффекты, возникающие из-за влияния среды обитания на людей. Согласно действующему законодательству такую оценку необходимо проводить при подготовке проекта СЗЗ. Такие требования есть в двух нормативных документах:

  • в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указано на необходимость проведения оценки промышленными объектами с расчетными СЗЗ 1 и 2 класса. В то же время в этом документе называется нецелесообразным проведение работ по оценке рисков для здоровья в том случае, если размеры установленной СЗЗ в два раза превышают ориентировочные значения. Также не нужно оценивать возможные риски для кладбищ, животноводческих и птицеводческих ферм;
  • в то же время Правила установки СЗЗ, принятые Постановлением Пр. РФ № 222 от 03.03.2018 не делают никаких исключений. Согласно данному документу, проект СЗЗ должен включать в себя оценку риска для здоровья людей в обязательном порядке, независимо от санитарной категории объекта.

Данное противоречие привело к тому, что у инспекторов и экспертов нет единого мнения о том, кому нужно оценивать риски для здоровья населения, а кому – нет.

Статья может быть полезна практикующим юристам-инхаусам, в качестве первого приближения к изменениям в нормативном регулировании СЗЗ.

Нормативное регулирование:

    (далее – ГрК) (далее – ЗК) от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – ФЗ-52) от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ-342) Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее – ПП-222)
  • О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее – СанПин)

Понятие

Понятие санитарно-защитных зон в действующем законодательстве не закреплено. В соответствии с п.4 ст.1 ГрК, санитарно-защитные зоны (далее также – СЗЗ) относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).

Объекты, в отношении которых устанавливаются СЗЗ:

Согласно п.1 Правил, утвержденных ПП-222: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

В связи с принятием новых нормативно-правовых актов, возможны следующие ситуации:

  1. Решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН. СЗЗ считается установленной (п.25 ПП-222). Никаких действий предпринимать не нужно.
  2. Решение об установлении СЗЗ получено, границы описаны (в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент установления СЗЗ), но в ЕГРН не внесены (п.8,9,10 ст.26 ФЗ-342). СЗЗ считаются установленными на срок до 01.01.2022. Необходимо исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-З42 исполнять не требуется.
  3. Решение получено, однако границы указаны не так, как требуется в соответствии с положением, утвержденным Правительством (п.11,12 ст.26 ФЗ-342). Такое положение не утверждено, поэтому руководствоваться необходимо ст. 106 ЗК (п.16 ст.26 ФЗ-342). Необходимо описать границы так, как требуется, и исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2022; п. 13 ст. 26 ФЗ-342 исполнять не требуется.
  4. Решение не получено, но определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ (п.13 ст.26 ФЗ-342).В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. С 01.01.20 ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование; ограничения использования ЗУ в них не действует. До 01.10.19 собственники зданий с такими СЗЗ обязаны обратиться с заявлениями об установлении СЗЗ/о прекращении существования СЗЗ.
  5. СЗЗ/ее границы не установлены до ФЗ-342, но в соответствии с требованиями должны быть установлены. СЗЗ и ее границы устанавливаются в срок до 01.01.2022 (п.14 ст.26 ФЗ-342). При этом в срок до 15.03.2019 необходимо провести исследования и представить заявление в Роспотребнадзор (п.2 ПП-222).

Кто принимает решение об установлении/прекращении СЗЗ (п.3 ПП-222):

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

Процедура

  • Заявление подается в уполномоченный орган застройщиком/правообладателем объекта лично, по почте, в электронном виде.
  • При планировании строительства/реконструкции, застройщик подает заявление не позднее чем за 30 дней до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство (п.6 ПП-222).
  • К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются (п.14 ПП-222): а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
  • К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны, за исключением случаев, указанных в пункте 10 Правил, прилагаются: а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации); б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте "а" настоящего пункта.
  • Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ/о ее изменении или прекращении ее существования и направляет заявителю (п.17 ПП-222). К решению прилагаются сведения о границах такой зоны и графическое описание местоположения границ зоны, координаты характерных точек (п.20 ПП-222).
  • Копия решения в течение 5 рабочих дней направляется уполномоченным органом в ФРС для внесения сведений в ЕГРН.
  • Действующий административный регламент "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений" утвержден Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775. При этом последняя редакция – от 22.07.2016
  • Роспотребнадзором 22.05.2018 подготовлен Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны". Однако информации о его утверждении нет.

Ответственность

Специальной санкции за неисполнение обязанности до 01.10.2019 обратиться с заявлением об установлении СЗЗ на сегодняшний день нет.

Общие нормы по КОАП:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вывод:

Большинство объектов попали в ситуацию, описанную в пункте 4: при строительстве было получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, однако окончательно СЗЗ установлена не была. Так как в 2020 году расчетные СЗЗ прекращают свое существование, то все, кто не успел установить/прекратить СЗЗ до этого момента, падают в ситуацию номер пять. В соответствии с которой, в срок до 2022 года необходимо провести исследования и, если необходимо - установить СЗЗ и внести данные в ЕГРН.

НУЖНО ЛИ УСТАНАВЛИВАТЬ САНИТАРНО-ЗАЩИТНУЮ ЗОНУ ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ОБЪЕКТА?

12 ноября 2015 г. исполнилось 5 лет с того момента, когда установление санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для действующего (в т.ч. промышленного) объекта стало необязательным. Однако по сей день сохраняется практика выдачи владельцам таких объектов предписаний о необходимости обязательного установления СЗЗ, несмотря на то что положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения говорят об обратном.

Давайте разберемся, насколько правы представители административного органа в своем стремлении обязать владельцев действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, разрабатывать и устанавливать СЗЗ.

Где кроется корень зла?

Согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

До 11 ноября 2010 г. включительно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выглядел немного по-другому (выделено автором):

Таким образом, в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 г. СЗЗ разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется. Если же указанная деятельность не ведется, оснований для разработки проекта СЗЗ попросту нет.

Ситуация № 1

Владельцы действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, периодически привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3[3] Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение установления СЗЗ.

В качестве обоснования указанного подхода его сторонники, как правило, указывают:

  • п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ:

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
[…]

Как видим, в данном пункте не указано, в отношении каких именно объектов (действующих, вновь строящихся, реконструируемых) необходимо устанавливать СЗЗ;

  • п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
[…]

  • п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

Рассматриваемый подход в большинстве случаев используется как удобный повод для привлечения лица к административной ответственности, а не для цели улучшения ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Например, промышленный объект исторически находится в центре населенного пункта. Установление СЗЗ для данного действующего объекта не будет отвечать главному и, по сути, единственному своему назначению — недопущению размещения территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в зоне негативного влияния объекта.

В противовес такому подходу отметим, что п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается СЗЗ, а содержит лишь бланкетное положение. В свою очередь, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта.

Ситуация № 2 (обратная)

Владельцам действующих объектов, проявившим инициативу установить СЗЗ в добровольном порядке, отказывают в установлении СЗЗ в связи с тем, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие объекты.

Такие случаи действительно встречаются, хотя и достаточно редко. В подобной ситуации с использованием приведенных выше положений Федерального закона № 96-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 можно разъяснить представителю Роспотребнадзора, выступающему оппонентом, что установление СЗЗ является не только обязанностью, но и правом владельца объекта.

При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ

Итак, мы обозначили типовые подходы к разработке СЗЗ, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Теперь перейдем к этапам разработки и установления СЗЗ для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека.

Для начала отметим, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания человека (в т.ч. промышленные объекты и производства), подразделяются на пять классов опасности (I–V классы).

Класс опасности объекта в первую очередь определяет ориентировочный размер расчетной СЗЗ, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений.

Сам процесс установления СЗЗ можно условно разбить на 5 основных этапов и 1 факультативный:

1) разработка проекта СЗЗ;

2) проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ;

3) проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ;

4) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ;

5) установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ;

  • факультативный этап — внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

Этап I. Разработка проекта СЗЗ

На рассматриваемом этапе проводятся расчеты для определения необходимых (достаточных) размеров СЗЗ объекта.

Ориентировочные размеры СЗЗ для различных объектов приводятся в гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Однако, даже обнаружив свой объект в санитарной классификации, владелец данного объекта не может быть уверен в том, что указанный размер СЗЗ является достаточным, что обусловливает необходимость проведения расчетов размеров СЗЗ для конкретного объекта.

Этап II. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе документации, представляемой в уполномоченный орган для установления СЗЗ, должны быть представлены результаты экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями.

Таким образом, на данном этапе к процессу разработки и установления СЗЗ привлекают экспертное учреждение — аккредитованную организацию. Как правило, в качестве таковой выступают центры гигиены и эпидемиологии, однако положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ограничен круг организаций, которые могут быть привлечены к проведению экспертизы. Единственным критерием выбора такой организации является наличие у нее аккредитации.

Следует отметить, что уточнений насчет надлежащей области аккредитации привлекаемых организаций СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержат.

Этап III. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Таким образом, подтверждение достаточности расчетных размеров СЗЗ осуществляется посредством обязательного проведения натурных исследований и измерений. При этом документом, определяющим количество исследований и измерений, а также номенклатуру исследований и измерений, является программа наблюдений, утверждаемая в составе проекта СЗЗ.

Существует два самых распространенных мифа, связанных с порядком проведения натурных исследований и измерений при установлении СЗЗ:

1) исследования должны проводиться в течение всего календарного года;

2) количество исследований должно составлять:

  • 50 измерений в год — для объектов I и II классов опасности;
  • 30 измерений в год — для объектов III–V классов опасности.

Последний миф связан с тем, что до вступления в силу Изменений и дополнений № 3 (т.е. до 12 ноября 2010 г.) пп. 4.2 и 4.3 содержали соответствующие положения (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
(в ред. от 06.10.2009; утратила силу 12.11.2010)

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
[…]
– систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
[…]
4.3. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
[…]
– систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
[…]

Начиная же с 12.11.2010 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержит требований к продолжительности и количеству исследований и измерений.

При этом в соответствии с письмом № 01/9550-12-32 (которое, напомним, не является нормативным правовым актом) при составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно.

Таким образом, при проведении экспертизы проекта расчетной СЗЗ отсутствуют основания для предъявления требований к минимальному количеству исследований и измерений. Однако включение в программу наблюдений определенного количества исследований и измерений может осуществляться по рекомендации организации, проводящей экспертизу.

Этап IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ

Обязательным условием установления СЗЗ является предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) на проект СЗЗ.

В различных субъектах Российской Федерации существуют разночтения, которые касаются в основном определения момента времени, когда необходимо получить СЭЗ:

1) до начала проведения натурных исследований и измерений (на проект расчетной СЗЗ);

2) после проведения натурных исследований и измерений (на проект окончательной СЗЗ).

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
[…]

В свою очередь, в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в том числе на основании:

  • предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации[4];
  • экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями[5].

При этом согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и СЭЗ Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в том числе на основании результатов экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Как видно из приведенных положений, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не дает четкого ответа на вопрос о том, на каком этапе проект СЗЗ следует представить в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Как результат — наличие противоречивой практики в регионах: в одних регионах страны принято получать СЭЗ на проекты расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений, а в других, напротив, управления Роспотребнадзора готовы выдавать СЭЗ только после проведения натурных исследований и измерений и доработки (при необходимости) проекта окончательной СЗЗ.

Таким образом, Центральный аппарат Роспотребнадзора считает, что СЭЗ оформляется в отношении проекта расчетной СЗЗ (т.е. до проведения натурных исследований и измерений).

Этап V. Установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ

Процедура установления СЗЗ различается в зависимости от того, к какому классу опасности отнесен объект, являющийся источником воздействия на среду обитания человека.

В случае если объект отнесен к I или II классу опасности, СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В отношении объектов III, IV и V классов опасности СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Учитывая, что специальный срок для рассмотрения документов и принятия решения об установлении (отказе в установлении) СЗЗ действующим законодательством не предусмотрен, документация заявителя должна быть рассмотрена в пределах общего срока рассмотрения обращений граждан — 30 календарных дней.

Этап VI (факультативный). Внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования

Напомним, что одной из основных целей установления СЗЗ является недопущение размещения в ее границах объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания человека (например, жилой застройки).

При этом решения о начале строительства различных объектов на земельных участках, оказавшихся в границах установленной СЗЗ предприятия, или о предоставлении таких земельных участков гражданам принимаются без ведома владельцев объектов, для которых установлена СЗЗ.

Справедливости ради надо сказать, что у хозяйствующих субъектов, безусловно, нет обязанности информировать органы муниципальной власти об установлении СЗЗ предприятия, однако такой обязанности нет и у главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ.

В свою очередь, органы местного самоуправления, оставаясь в неведении, рано или поздно без каких-либо угрызений совести могут распорядиться принадлежащими им земельными участками, например, предоставив их для целей строительства.

[1] В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 30.01.2015), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

[2] Подробнее о разработке данного документа см.:

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10–21;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7–11;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10–12;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21–28;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15–18 (прим. редакции).

[3] В соответствии с данной статьей нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

[5] Речь идет о результатах экспертизы проекта расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.


Функциональное назначение территории СЗЗ – снижение создаваемого объектом или производством негативного воздействия до санитарно-гигиенических нормативов.

СЗЗ - своего рода санитарный барьер между промышленной зоной и нормируемыми объектами, к которым относятся жилые дома, рекреационные зоны, школы, детские сады, больницы и т.д.

Обоснование границ санитарно-защитной зоны выполняется в проекте СЗЗ, в котором производится оценка следующих компонентов негативного воздействия, создаваемого предприятием:

  • химическое воздействие на атмосферный воздух;
  • физическое воздействие (шум, ЭМИ);
  • биологическое воздействие.

1. Максимально коротко о проекте СЗЗ.

В соответствии с требованиями санитарного законодательства все промышленные объекты и большая часть организаций непроизводственного сектора обязаны:

  • если проект СЗЗ ранее не разрабатывался - до 1 октября 2021 г. разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и подать указанные материалы в Роспотребнадзор или же документально обосновать отсутствие необходимости установления СЗЗ;
  • если проект СЗЗ ранее был разработан и получено решение об установлении СЗЗ - до 1 января 2025 г. подать документы для внесения информации о СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Ключевым условием для разработки проекта СЗЗ или материалов, обосновывающих отсутствие необходимости разработки такого проекта, являются документы, удостоверяющие право собственности или аренды земельного участка.

Сокращение СЗЗ возможно вплоть до границ предприятия при соответствующем обосновании.

Чтобы доказать, что установление СЗЗ не требуется, необходимо провести работы, фактически эквивалентные тем, что требуются при установлении СЗЗ.

Наличие проекта ПДВ не заменяет процедуру установления СЗЗ!

В случае невыполнения требований по установлению СЗЗ возможна приостановка деятельности организации по статье 6.3 КоАП РФ на срок до 90 суток.

2. Нормативные основания для разработки проекта СЗЗ.

Законодательная база по установлению СЗЗ за последние годы существенно изменилась: вступили в действие новые нормативные документы, при этом старые продолжают действовать в части, не противоречащей им.


Иерархия нормативно-правовых актов по СЗЗ следующая:

В соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ для объектов, в отношении которых определены ориентировочные и расчетные СЗЗ, до 1 октября 2021 г. необходимо разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ.

Размеры ориентировочных СЗЗ большинства объектов и производств определены в классификаторе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, при этом для каждого из классифицированных объектов указан класс опасности по санитарной классификации.

Вместе с тем, согласно п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, СЗЗ устанавливаются в случае формирования за контуром объекта химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Иными словами, СЗЗ устанавливается в случае, если на границе земельного участка организации есть превышения 1 ПДК / ПДУ по химическому и физическому факторам загрязнения атмосферного воздуха.

Это означает, что начиная с 2022 г. будут определены и вступят в действие новые документы в сфере установления санитарно-защитных зон.

3. Как доказать, что установление СЗЗ не требуется?

К сожалению, для того, чтобы доказать отсутствие необходимости разработки проекта СЗЗ, как правило, требуется провести такую же работу, как и при установлении СЗЗ:


На первый взгляд, такая процедура выглядит парадоксальной и избыточной, однако, по сложившейся практике, только она позволяет впоследствии избежать претензий со стороны Роспотребнадзора при проведении проверки в отношении предприятия.

4. Оценка риска для здоровья населения.

Для объектов I и II класса опасности по санитарной классификации (как уже ранее упоминалось, класс опасности определяется в соответствии с классификатором СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) за исключением ряда случаев требуется проведение специальной работы - оценки риска для здоровья населения.

Исключения определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

  • животноводческие и птицеводческие предприятия;
  • расстояние до нормируемых объектов в 2 или более раза превышающее размер СЗЗ;
  • кладбища.

Необходимо помнить, что чаще всего необходимость оценки риска определяется наиболее опасным, а не основным производством: например, на животноводческой ферме, на которой установлена установка по сжиганию биологических отходов, потребуется оценка риска для здоровья населения.

5. Процедура установления СЗЗ.

Разработанный проект СЗЗ и результаты натурных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха проходят несколько стадий экспертиз:

После получения Решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзор направляет в Росреестр материалы для внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН.

При внесении сведений в ЕГРН и нанесении сведений о зоне с особыми условиями использования территорий (СЗЗ) на публичную кадастровую карту СЗЗ считается установленной.

6. Категория объекта НВОС и класс опасности объекта по санитарной классификации.

Важно понимать, что санитарная и экологическая ветви законодательства в Российской Федерации исторически развивались отдельно друг от друга.

В связи с этим, в вопросах, связанных с установлением СЗЗ, необходимо руководствоваться исключительно санитарной классификацией объектов, информацию о которой можно найти в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В соответствии с указанной классификацией существует 5 классов опасности, каждый из которых соответствует определенному размеру ориентировочной СЗЗ:

  • I класс - 1000 м;
  • II класс - 500 м;
  • III класс - 300 м;
  • IV класс - 100 м;
  • V класс - 50 м.


Размеры ориентировочных СЗЗ могут быть сокращены при разработке проекта СЗЗ.

Категория объектов негативного воздействия (категория объектов НВОС) определяется экологической частью законодательства и не имеет связи с СЗЗ. В связи с этим, 1 категория объекта НВОС совершенно не означает, что для предприятия необходимо установление СЗЗ в центральном аппарате Роспотребнадзора.

Одновременно с этим I класс опасности по санитарной классификации также не означает, что для объекта необходимо получение комплексного экологического разрешения.

7. Состав работ при разработке проекта СЗЗ.

  • проведение необходимых расчетов и обоснование границ СЗЗ;
  • графическое описание местоположения границ СЗЗ, включая перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, с формированием файла в формате XML (требование п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222);
  • получение сведений о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;
  • инструментальные исследования химического и физического загрязнения атмосферного воздуха (с использованием функционала собственной аккредитованной лаборатории);
  • техническое сопровождение при прохождении экспертиз, включая оплату экспертных работ.

Перечисленные работы могут выполняться как в комплексе (при заключении единого договора), так и отдельно.

8. Возможные штрафные санкции.

Нередко со стороны промышленных экологов присутствует достаточно легкомысленное отношение к вопросу установления СЗЗ. И действительно, ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает сравнительно небольшой в денежном эквиваленте штраф.

Однако в данной статье есть коварный подводный камень - возможность приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток. И, к большому сожалению, это совсем не миф! Достаточно посмотреть судебную практику, чтобы убедиться, что приостановка деятельности предприятий достаточно часто используется Роспотребнадзором в качестве меры административного воздействия.

И эту позицию надзорного органа вполне можно понять: именно по вопросам СЗЗ в Роспотребнадзор поступает наибольшее количество жалоб. В связи с этим, чаще наиболее убедительным действием, которое позволяет понудить предприятие быстро решить вопрос с установлением СЗЗ, является именно приостановка деятельности. Можно представить, какой потенциальный финансовый ущерб для предприятия может принести подобный исход!


Следует понимать, что каждый случай установления СЗЗ - индивидуален. Чтобы получить необходимые консультации, обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

10. Частые проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при разработке проектов СЗЗ в сторонних организациях.

Безусловно, установление СЗЗ - вопрос непростой, как финансово, так и организационно. В связи с этим, следует внимательно изучить риски, которые возможны при работе с проектной организацией.

Главной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие необходимого опыта у проектировщиков. Если проектная организация разрабатывает проекты СЗЗ от случая к случаю, то велика вероятность, что важные нюансы будут проигнорированы. Впоследствии это приводит к упущенному времени, а в целом по работе - к отрицательному результату.

Другие возможные проблемы перечислены далее.

  • В план мониторинговых исследований включаются некорректные данные. Например, там могут оказаться вещества, на которые отсутствуют аттестованные методики замеров. Или же количество исследований будет больше, чем требуется по законодательству, что приведет к необоснованному увеличению стоимости работы.
  • Заказчика умышленно дезинформируют о реальной стоимости работы. Когда договор уже заключен, выясняется, что помимо разработки проекта СЗЗ требуются еще мониторинговые исследования, оплата санитарной экспертизы и фоновой справки о загрязнении атмосферного воздуха, оценка риска для здоровья населения. Таким образом работа, которая изначально была несколько дешевле, чем у других проектных организаций, оказывается в 3, 4, 5 раз дороже!
  • В состав СЗЗ проектировщиком по незнанию включаются запрещенные объекты - например, поля для выращивания пищевых культур или садоводческие участки. Обычно такие ошибки выявляются на стадии санитарной экспертизы. Но иногда такие проекты даже получают решения об установлении СЗЗ! Но затем, в соответствии с п. 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, в течение 2 лет необходимо привести вид использования попавших в СЗЗ участков в соответствие с режимом СЗЗ! Это оборачивается многомиллионными потерями для владельцев бизнеса.
  • Проектировщики требуют от заказчика избыточные исходные данные. Например, отказываются проводить расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, требуя предоставить им данный расчет из проекта ПДВ. Такое требование говорит о низкой квалификации проектной организации, поскольку даже в случае предоставления подобных расчетов со стороны заказчика сформированный проект СЗЗ гарантированно получит отрицательное заключение.

Нельзя не упомянуть также о самом неприятном аспекте взаимодействия с проектной организацией - отсутствии сопровождения разработанного проекта. Бессмысленно говорить, что сам по себе проект не имеет практического смысла - важен результат его рассмотрения со стороны надзорных органов.

Минимизируйте риски!

Читайте также: