План противоэпидемических мероприятий при гриппе в школе

Обновлено: 02.07.2024

Образовательные учреждения – это те места, где дети регулярно проводят большую часть времени. Скученность, высокая контактность, неблагоприятные микроклиматические условия – основные причины того, что с наступлением учебного года заболеваемость учеников и воспитанников детских садов начинает расти. Профилактика гриппа в школе или дошкольных учреждениях (ДОУ) направлена на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости. Мероприятия проводятся силами персонала и администрации.

Инфекционные заболевания в детском возрасте

Детские карантинные инфекции

  • корь;
  • скарлатина;
  • коклюш:
  • дифтерия;
  • ветряная оспа;
  • полиомиелит;
  • пневмококковая инфекция;
  • гемофильная инфекция;
  • менингококковая инфекция;
  • эпидемический паротит.

Но от большинства этих инфекций уже есть прививки, включенные в национальный календарь. Это означает, что при заблаговременной вакцинации достаточного числа детей можно избежать распространения заболевания.

Грипп и коронавирус

Прививки от гриппа в школе, ДОУ проводят до начала эпидемии. Для формирования иммунитета необходимо от 2 до 4 недель. Вакцины, которые поступают в садики и школы, можно получить бесплатно. Родители имеют право привить детей в частных или государственных медицинских центрах. При выборе вакцинации за свой счет доступны российские, импортные препараты.

Прививка от гриппа обычно хорошо переносится. К самым частым нежелательным эффектам относят:

  • покраснение, уплотнение в месте укола;
  • ломоту в мышцах и суставах;
  • повышение температуры тела до 37 градусов в течение 2-3 дней.

Если родители сомневаются в том, можно ли вакцинировать ребенка от гриппа, следует задать интересующие вопросы педиатру. При наличии индивидуальной непереносимости, кожных заболеваниях, острых и некомпенсированных хронических расстройствах вакцинацию откладывают или делают отметку в карте о наличии противопоказаний к введению.

Бывает, что родители не хотят вакцинировать ребенка в школе, уже посетили частный прививочный кабинет или не планируют проводить иммунизацию вообще. В таком случае они имеют право написать отказ от прививки и предоставить его в садик или школу. Но следует понимать, что при возникновении эпидемии, росте числа заболевших гриппом ребенок, не вакцинированный от заболевания, может быть не допущен до посещения учреждения.

Вакцина от коронавируса пока находится на стадии клинических испытаний и не допущена в массовое производство. Говорить о плановом введении препарата всем детям рано.

Противоэпидемические мероприятия

Предотвратить распространение заболевания в детском коллективе можно с помощью различных групп мероприятий. К ним относят:

  1. Информирование детей и родителей об основных инфекциях, приводящих к вспышкам и эпидемиям, правилах поведения во время роста заболеваемости. При наличии вакцины – беседы о плановых прививках, ответы на актуальные вопросы.
  2. Обучение детей поведению при выявлении инфекции в коллективе, правильному использованию средств индивидуальной защиты.
  3. Контроль правильности выполнения противоэпидемических мероприятий: оценка, следуют ли дети рекомендациям.

По времени применения защитные действия делятся на три группы: подготовительные, которые проводят перед сезоном гриппа и ОРВИ, предпринимаемые при регистрации подъема заболеваемости и карантинные мероприятия, начинающиеся при преодолении эпидемического порога.

Что нужно сделать перед сезоном простуд

Готовя образовательное учреждение к осенне-зимнему периоду, важно обратить внимание на микроклимат, наличие средств и устройств для обеззараживания помещения, средств индивидуальной защиты. Медицинские работники готовят справочную информацию, проводят лекции для персонала, проводят вакцинацию. Полный перечень мероприятий включает в себя:

  • оценку теплового режима, графика проветривания залов для отдыха, учебы, хозяйственных и административных помещений;
  • проверку работоспособности бактерицидных ламп, рециркуляторов, наличие расходных материалов и средств для уборки;
  • пополнение запаса средств индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки), моющих средств, салфеток;
  • оборудование помещения под медицинский изолятор (с санузлом) для временного нахождения воспитанников с подозрением на ОРВИ;
  • проведение плановой иммунизации от гриппа среди сотрудников школы, детского сада;
  • организацию обучения мерам личной и коллективной профилактики гриппа и ОРВИ в ДОУ, методам выявления детей с признаками гриппа и простуды (термометрия, опрос, наблюдение за состоянием);
  • обучение клинингового персонала правилам уборки в период эпидемии, контроль наличия у них медицинских книжек с отметкой о вакцинации от гриппа, кори;
  • заполнение информационных стендов актуальной информацией о респираторных инфекциях, по возможности – организация выдачи раздаточного материала с перечислением основных способов защиты и рекомендаций родителям;
  • организация осмотра, термометрии детей при входе в садик или школу, разработка способов разобщения разных классов и возрастных групп.

Наряду с оснащением образовательных учреждений и работой с персоналом важно охватить профилактическими мероприятиями детей, их родителей не только во время пребывания в школе или ДОУ, но и дома, в общественных местах. Правильный образ жизни, сбалансированное питание, регулярные физические нагрузки помогут укрепить иммунитет и защитить от заболевания.

Грипп – вакциноуправляемая инфекция. При достаточном проценте привитых лиц препарат защищает от развития вспышек и эпидемии. Перед началом учебного года следует предупредить родителей об осложнениях заболевания и предоставить информацию о преимуществах вакцины, местах проведения и оптимальных сроках плановой иммунизации. Рекомендованы обучающие занятия, на которых родители или сами ребята повторят основные правила поведения в период распространения респираторных инфекций:

  1. Защита органов дыхания при посещении общественных мест и появлении симптомов гриппа, ОРВИ. Правила ношения маски, респиратора, критерии смены средств защиты.
  2. При появлении признаков инфекции – отказ от встреч с друзьями, нахождение дома, при подъеме температуры – вызов врача из поликлиники.
  3. Применение одноразовых салфеток во время кашля или чихания с последующей утилизацией в полиэтиленовых пакетах и очищением рук (мытье с мылом или обработка антисептическими средствами);
  4. Одежда по погоде. В случае с дошкольниками, детьми, посещающими группы продленного дня – предусмотреть сменный комплект;
  5. Сокращение визитов в общественные места, по возможности регулярные прогулки, игры на свежем воздухе.
  6. Частое проветривание помещений, при сухости воздуха в них – применение увлажнителя, мойки воздуха. Регулярная влажная уборка дома.
  7. Если ребенок заболел, важно остаться дома, так как пациент даже с легкими признаками ОРВИ может стать источником инфекции для окружающих, вызвать врача и следовать его рекомендациям.

Профилактика гриппа, ОРВИ в детском саду и школе во время роста заболеваемости

В октябре-ноябре отмечается рост числа простудных заболеваний. Центры гриппа еженедельно отслеживают количество новых случаев и принимают решение о перечне мероприятий, препятствующих распространению инфекции. В этот период усиливается контроль профилактических мер, от представителей школ, ДОУ, детей, родителей требуется неукоснительное следование рекомендациям. Профилактические мероприятия остаются прежними:

Если ребенок с признаками ОРВИ выявлен в течение рабочего дня, он направляется в изолятор. А в помещении, в котором он до этого находился, проветривается, проводится влажная уборка с антисептическими средствами, кварцевание с использованием бактерицидных ламп рециркуляторного типа.

Для присмотра и ухода за детьми, которых перевели в изолятор до момента их отправления домой, выделяют медицинских сотрудников. Помогающий персонал должен временно ограничить контакты с коллегами или здоровыми детьми, пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Родители продолжают контролировать, выполняет ли ребенок рекомендации, уделять внимание его закаливанию, следить, чтобы он полноценно питался и достаточно времени проводил на свежем воздухе. По возможности следует избегать посещения мест скопления людей; в случае крайней необходимости – использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать дистанцию от 1,5 метров.

Карантин как способ профилактики

Если, несмотря на применяемые меры, заболеваемость респираторными или другими инфекциями продолжает расти, встает вопрос о необходимости карантина. В каком случае будут вводить карантин в школе, детском саду, решает директор, заведующая или их заместителей на основании предписания органов исполнительной власти.

Карантин – это перечень мероприятий, направленных на ограничение контактов лиц, находящихся на определенной территории (семья, сад или школа, город, область, страна). Его назначают тогда, когда общее число больных с теми или иными инфекциями начинает превышать определенную отметку – так называем эпидемиологический порог. Это говорит о том, что применяемые ранее меры недостаточно эффективны и нуждаются в усилении. Ограничительные меры, как правило, не имеют отношения к неинфекционным болезням, но могут касаться лиц с хроническими тяжелыми патологиями, вследствие чего те входят в группу риска по тяжелому течению при заражении и развитию состояний, угрожающих жизни людей.

На это время заболевшие могут быть изолированы в лечебных учреждениях. Те, кто с ними контактировал, ограничены в общении с окружающими и передвижении (обсервация). Длительность обсервации зависит от инкубационного периода возбудителя.

Карантинные мероприятия для профилактики гриппа или других инфекционных заболеваний в садике или школе включают в себя:

В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году ученики части школ были переведены на дистанционное обучение. Для снижения числа детей в учреждениях и сохранения очного образования у тех категорий, которым это наиболее важно, в плановом порядке были выведены на дистанционное обучение школьники среднего звена.

Карантин в школах из-за коронавируса объявляется при значительном росте числа заболевших и приводится постановлением регионального отделения Роспотребнадзора.

Во время распространения респираторных инфекций в детских садах и школах проводятся мероприятия, направленные на защиту детей, быстрое выявление заболевших, своевременное обеспечение вакцинами, средствами индивидуальной защиты. Объем ограничительных мер зависит от числа зараженных, тяжести инфекции. Объявление карантина происходит по постановлению Роспотребнадзора, выполнение требований является обязательным условием для сохранения жизни и здоровья населения.

Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) – самая распространенная группа инфекционных болезней с широким спектром инфекционных агентов. ОРВИ преимущественно вызывают вирусы, относящиеся к шести семействам: ортомиксовирусы (вирусы гриппа), парамиксовирусы (респираторно-синцитиальный вирус, метапневмовирус, вирусы парагриппа 1-4), коронавирусы, пикорнавирусы (риновирусы), аденовирусы, парвовирусы (бокавирус). ОРВИ представляют собой группу острых вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем и характеризующихся катаральным воспалением верхних дыхательных путей с симптомами инфекционного токсикоза.

Тяжелое течение гриппа сопровождается поражением нижних дыхательных путей с развитием пневмонии и (или) признаками дыхательной недостаточности: появляются одышка, либо затрудненное дыхание в покое (у детей до пяти лет наблюдается втяжение грудной клетки или свистящее дыхание в покое), цианоз носогубного треугольника. При тяжелых формах гриппа могут развиться отек легких, сосудистый коллапс, геморрагический синдром, отек мозга, могут присоединиться вторичные бактериальные осложнения.

Грипп очень опасен из-за развития серьезных осложнений, особенно у детей до пяти лет, беременных женщин, людей, имеющих хронические заболевания сердца, легких, метаболический синдром, лиц старше 60 лет.

Вирус гриппа в воздухе сохраняет жизнеспособность и инфекционные свойства в течение нескольких часов, на поверхностях – до четырех суток. Вирус высокочувствителен к дезинфицирующим средствам из разных химических групп, ультрафиолетовому излучению, повышенным температурам.

Сохранение вируса гриппа в воздушной среде зависит от степени дисперсности аэрозоля, содержащего вирусные частицы, а также от воздействия на него света, влаги и нагревания. Не исключена возможность инфицирования бытовым путем через предметы обихода.

Для персонала групп с установленным медицинским наблюдением обязательно соблюдение масочного режима со сменой масок каждые 3-4 часа работы. Сотрудники с признаками заболевания гриппом и ОРВИ к работе с детьми не допускаются. В детский коллектив они могут вернуться только после клинического выздоровления, но не ранее 7 дней с момента появления симптомов заболевания.

В очагах гриппозной инфекции и ОРВИ организуют комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусматривающий обязательное обеззараживание посуды, воздуха и поверхностей в помещениях с использованием эффективных при вирусных инфекциях дезинфицирующих средств и методов, разрешенных к применению. Наряду с этим организуют текущую влажную уборку и проветривание помещений.

При возникновении в дошкольных образовательных организациях, медицинских, оздоровительных организациях и организациях социального обеспечения пяти и более случаев с симптомами острой респираторной инфекции (гриппа или ОРВИ), связанных между собой инкубационным периодом (в течение 7 дней), медицинский персонал указанных организаций информирует об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального госсанэпиднадзора.

При получении экстренного извещения о регистрации пяти и более случаев с симптомами острой респираторной инфекции (гриппа или ОРВИ) в дошкольных образовательных организациях, медицинских, оздоровительных организациях и организациях социального обеспечения, специалисты органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводят эпидемиологическое исследование очага инфекции и организуют (определяют) комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В детских образовательных и оздоровительных организациях, медицинских организациях и организациях социального обеспечения обеспечивается соблюдение текущей дезинфекции химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными к применении, соблюдение масочного режима, гигиенической обработки рук, обеззараживания и очистки воздуха с применением технологий, прошедших оценку соответствия и разрешенных к применению, в том числе ультрафиолетовое облучение и проветривание помещений.

В организациях и общежитиях, в период эпидемии гриппа и ОРВИ выявление, изоляцию больных и экстренную неспецифическую профилактику лицам, общавшимся с больным гриппом и ОРВИ, осуществляет медицинский персонал медорганизаций.

С целью предупреждения возникновения последующих случаев заболеваний гриппом и ОРВИ в организованных коллективах детей и взрослых проводят экстренную неспецифическую профилактику (глава 12 СП 3.1.2.3117-13).

Неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ включает в себя следующее:

¾ экстренная профилактика, проводимая в начале эпидемического подъема заболеваемости или в эпидемическом очаге (внутриочаговая профилактика), с применением противовирусных препарата, интерферонов и быстродействующих индукторов интерферона, обладающих немедленным эффектом;

¾ сезонная профилактика, проводимая в предэпидемический период, с применением иммунокорригирующих препаратов курсами разной продолжительности;

¾ санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия.

Проведение неспецифической экстренной профилактики гриппа и ОРВИ позволяет защитить большие группы населения и предупредить массовое распространение инфекции в общей популяции (в частности среди школьников) и групп, подвергающихся повышенному риску заражения и играющих важную роль в дальнейшем распространении инфекций (медицинские работники, работники торговли, общественного транспорта).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ план мероприятий по профилактике паразитарных болезней.docx

План мероприятий

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Контроль за поступающей плодоовощной продукции (наличие документов, подтверждающих качество и безопасность – паразитарную чистоту)

Зав. столовой, бракиражная комиссия

Контроль за состоянием школьной территории (наличие ограждения с целью непроникновения животных – источников загрязнения почвы токсокарами)

Проведение плановых ежегодных лабораторных обследований учащихся 1-4 классов и обслуживающего персонала (с целью выявления аскаридоза)

Организация информационно-просветительской работы по данной тематике с родителями (законными представителями) и обучающих семинаров медицинскими работниками с целью воспитания стойких гигиенических навыков у обучающихся для предупреждения заражения гельминтами и другими инфекционными заболеваниями, а именно:

мыть руки перед приемом пищи, после посещения туалета и общения с животными;

не употреблять в пищу немытые овощи, фрукты, зелень;

не употреблять в пищу сырые, либо недостаточно термически обработанные мясные и рыбные продукты;

не использовать для нарезки сырых (мясо, рыба, овощи) и готовых (хлеб, сыр, колбаса) продуктов одну разделочную доску;

кипятить питьевую воду;

уничтожать переносчиков гельминтов и лямблий – мух и траканов;

регулярно менять нательное и постельное бельё.

Классные руководители, медицинские работники

Директор школы: С.Э. Мясникова

Выбранный для просмотра документ план противоэпидемических мероприятий по гриппу и ОРВИ.docx

Комплексный план противоэпидемических мероприятий

по предупреждению заболеваемости гриппом, ОРВИ

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Проведение утренних зарядок с обучающимися

Соблюдение режима сквозного проветривания по графику

Организация подвижных игр на свежем воздухе

Контроль за соблюдением мытья рук учащимися

Проведение иммунизации против гриппа работникам школы и обучающимся

Фельдшер Полевского ФАПа

Фельдшер Полевского ФАПа

Ежедневное проветривание кабинетов, соблюдение температурного режима, влажные уборки с применением дезинфицирующих средств

Уборщицы служебных помещений

Организация динамических пауз на свежем воздухе

Проведение бесед с родителями «Профилактика

Осенне – весенний период

Оформление просветительского уголка здоровья с информацией по гриппу

Проведение инструктажей с обучающимися и сотрудниками школы по профилактике гриппа

Отстранение от работы и занятий учащихся и сотрудники с явлениями ОРВИ

Увеличение продолжительности и кратности прогулок детей (с учетом погодных условий)

Витаминизация напитков аскорбиновой кислотой в школьной столовой

Обеспеченность средствами индивидуальной защиты работников (перчатки)

Ношение марлевых масок

Все сотрудники школы

Организовать проведение занятий с работниками и учащимися по профилактике инфекций верхних и нижних дыхательных путей

1 раз в квартал

Фельдшер Полевского ФАПа

Временное приостановление учебного процесса в классе, школе

В случае выявления групповых заболеваний:

в одном классе – 20%;

общее число заболевших по школе – 30%

Установление медицинского наблюдения за контактными лицами сроком на 7 дней

При выявлении заболевших

Фельдшер Полевского ФАПа

Запрещение массовых мероприятий

До особого распоряжения

Мониторинг и передача информации об эпидситуации по гриппу и ОРВИ в Управление образования

Директор школы: С.Э. Мясникова

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 977 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.02.2017 1839
  • RAR 28.1 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мясникова Светлана Эриховна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Возбудитель и источники инфекции. Период эпидемиологической опасности больного. Выявление источника инфекции. Экстренная неспецифическая профилактика гриппа. Дезинфекционные мероприятия в эпидемическом очаге гриппа. Диагностические критерии случая гриппа.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.11.2015
Размер файла 30,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Противоэпидемические мероприятия при гриппе

Классификация случаев гриппа

Механизм развития эпидемического процесса

Проявления эпидемического процесса

Вопросы для самоподготовки

Классификация случаев гриппа

Определение. Грипп -- острая респираторная антропонозная инфекция, вызываемая вирусами типов А, В и С, протекающая с развитием интоксикации и поражением: эпителия слизистой оболочки верхних дыхательных путей, чаще трахеи.

Классификация случаев гриппа:

- подтвержденным случаем гриппа следует считать случай гриппа, отвечающий определению заболевания, подтвержденный вирусологическими или серологическими методами лабораторной диагностики;

- очагом гриппа при отсутствии возможности лабораторного подтверждения диагноза следует считать 5 и более случаев заболеваний, отвечающих стандартному определению заболевания и связанных между собой в пределах инкубационного периода, на протяжении 7 дней.

Возбудитель. Возбудитель - РНК- содержащий вирус семейства ортомиксовирусов, рода инфлюэнзавирус. По антигенным особенностям различают 3 серологических типа возбудителя - А, В и С.

В зависимости от особенностей поверхностных белков гемагглютинина (Н) и нейраминидазы (N) вирус гриппа типа А, вызывающий болезнь у человека, подразделяют на 3 сероподтипа, которые обозначаются A(H1N1), A(H2N2) и A(H3N2). С 1977 г. заболевания у людей вызывают вирусы сероподтипов A(H1N1) и A(H3N2). Вирусы гриппа типов В и С патогенны только для людей. Вирус типа А обладает наиболее выраженными вирулентными свойствами и склонен к эпидемическому распространению. Способность к антигенной изменчивости вируса гриппа может реализовываться путем "дрейфа" (частичная изменчивость антигенных детерминант) или "шифта" (полное замещение фрагмента генома, кодирующего синтез гемагглютинина или нейраминидазы). Антигенный "шифт"- специфическая особенность вируса гриппа типа А, приводящая к появлению его новых подтипов. Высокая изменчивость вирусов гриппа объясняет непредсказуемость эпидемий заболевания. Примером может служить вирус A(H3N2), который появился на юге Китая в популяции людей в 1967-1968 гг. и продолжает в различных дрейфовых вариантах беспокоить население мира до сих пор. Вирус серотипа А выделен также от свиней, лошадей и птиц. Регистрируется заболеваемость среди людей в результате заражения человека вирусом гриппа свиней (H1N1), "куриным" вирусом гриппа (H5 N1). Вирус гриппа может сохраняться при температуре 4 °С в течение 2-3 недель. Прогревание при температуре 50 - 60 °С вызывает инактивацию вируса в течение нескольких минут, дезинфектанты быстро инактивируют вирус.

Механизм развития эпидемического процесса

Источником инфекции является человек, больной тяжелыми и легкими формами гриппа. Короткий инкубационный период (от нескольких часов до 1 дня) может затянуться на 3 дня. С самого начала развития катаральных явлений в дыхательных путях начинается выделение возбудителя во внешнюю среду: слущенные некротизированные эпителиальные клетки дыхательных путей, с большим количеством вируса гриппа, выделяются в виде аэрозоля. Больной человек становится заразным сразу с появлением первых признаков болезни и сохраняет опасность для окружающих в течение 5-6 дней. До 90% всех больных теряют эпидемическое значение чаще всего через 3 недели от начала болезни. Длительное выделение вируса (до 6 недель) наблюдают у10 % больных с тяжелым или осложненным течением заболевания.

Механизм передачи возбудителя - воздушно-капельный. Вирус выделяется с каплями слюны, слизи и мокроты при дыхании, разговоре, плаче, кашле и чихании. Сохранение вируса гриппа в воздушной среде зависит от степени дисперсности аэрозоля, содержащего вирусные частицы, а также от воздействия на него света, влаги и нагревания. Не исключена возможность инфицирования контактно - бытовым путем (через инфицированные предметы обихода, руки) и алиментарным (через пищу) путем. Заражение человека вирусом гриппа птиц может происходить при контакте с больной птицей, во время уборки птицеводческих ферм (вдыхание твердофазовых аэрозолей, формирующихся из высохших фекальных масс), возможно заражение алиментарным путем (контаминированные яйца).

Восприимчивость и иммунитет. Естественная восприимчивость людей высокая, к новым серотипам возбудителя особенно выражена. Материнские противогриппозные антитела выявляют у детей, находящихся на естественном вскармливании, до 9-10-го месяца, а у лиц, находящихся на искусственном - только до 2-3 мес. Однако они не в состоянии предохранить от заболевания. При вспышках гриппа в родильных домах новорожденные заболевают чаще и болеют тяжелее, чем их матери. Постинфекционный иммунитет при гриппе, вызванном вирусом типа А, длится 1-3 года, а вирусом типа В - 3-4 года.

Проявления эпидемического процесса

Динамика. За последнее десятилетие в РФ ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппом и ОРВИ. Заболевания гриппом регистрируют в течение всего года, они значительно учащаются в осенне-зимний период, чему способствуют скученность населения влияние климатических факторов.

Структура. В эпидемический процесс гриппа и ОРВИ в 2011 - 2012 гг. почти в одинаковой степени были вовлечены все возрастные групп.

Факторы риска. Основным фактором риска является современная система общения людей, в том числе с использованием существующих транспортных связей, особенно воздушного транспорта и отсутствие реального обеспечения специфической профилактики для всего населения.

Эпидемиологический надзор при гриппе включает:

- контроль за выделенными от больных штаммами вируса гриппа, их подробная характеристика по гемагглютинину и по нейраминидазе;

- контроль за иммунологической характеристикой населения против актуальных штаммов вирусов гриппа;

- сбор мировой информации о циркулирующих в различных странах вирусах гриппа. возбудитель инфекция эпидемиологический грипп

Профилактические мероприятия. Основными методами защиты населения от гриппа являются:

- специфическая профилактика с использованием живых, инактивированных, расщепленных и субъединичных вакцин в предэпидемический период;

- избирательное проведение курсов сезонной неспецифической профилактики.

Экстренная неспецифическая профилактика заболеваний в период эпидемий гриппа:

- неспецифическая профилактика в эпидемических очагах и вне очагов.

- развертывание гриппозных отделений в поликлиниках;

- поэтапное перепрофилирование соматических стационаров для госпитализации больных гриппом;

- направление в поликлиники дополнительного медицинского персонала из числа клинических ординаторов, студентов старших курсов медицинских ВУЗов;

- выделение дополнительного автотранспорта для обслуживания больных на дому и доставке медикаментов из аптек.

Противоэпидемические мероприятия

Противоэпидемические мероприятия в очаге гриппа

1. Мероприятия, направленные на источник инфекции

Выявление больных гриппом и лиц с подозрением на заболевание осуществляют врачи всех специальностей, средние медицинские работники ЛПО, детских, подростковых, оздоровительных и других организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности при всех видах оказания медицинской помощи, в том числе:

- при оказании медицинской помощи на дому;

- при утренних приемах в ДДУ;

- при медицинских осмотрах;

- на приеме у врачей, занимающихся частной медицинской деятельностью;

- при медицинском наблюдении за лицами, общавшимися с больным гриппом.

При постановке диагноза следует использовать результаты лабораторных исследований или одного из них, подтверждающие клинический диагноз случая гриппа:

1. Диагностически значимое увеличение уровня (титра) специфических антител во второй сыворотке (по сравнению с первой) в 4 и более раз при одновременном исследовании в стандартных серологических тестах парных сывороток крови больного (при условии соблюдения сроков сбора сывороток крови: первая - в день постановки диагноза, вторая - через 2 - 3 недели);

2. Выявление антигенов вируса гриппа при исследовании мазков из носоглотки методами иммунофлюоресцентного и иммуноферментного анализов;

3. Выделение РНК методом ПЦР;

4. Проводится забор биологического материала (мазки из зева, носа, смывы из носоглотки) у:

- больных гриппом и ОРВИ, дыхательной недостаточностью, в том числе осложненными пневмониями;

- у детей с пневмониями;

- от беременных и пациентов с тяжелым и нетипичным течением;

- секционный материал у умерших от гриппа и ОРВИ.

1. В случае выявления больного гриппом медицинский работник сообщает в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов представляет экстренное извещение установленной формы (ф. 058/у) в территориальный орган, осуществляющий госсанэпиднадзор (ФБУЗ ЦГЭ) по месту регистрации заболевания.

2. ЛПО, изменившая или уточнившая диагноз, в течение 12 часов подает новое экстренное извещение установленной формы (ф. 058/у) на этого больного в территориальный орган, осуществляющий госсанэпиднадзор (ФБУЗ ЦГЭ) по месту регистрации заболевания, указав измененный (уточненный) диагноз, дату его установления и результаты лабораторного исследования.

3. При возникновении в дошкольных образовательных учреждениях, лечебно-профилактических и оздоровительных организациях и организациях социального обеспечения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, 5 и более случаев гриппа в течение 7 дней, связанных между собой инкубационным периодом, медицинский персонал сообщает в территориальный ФБУЗ ЦГЭ.

Учет и регистрация

2. Сведения о регистрации случаев гриппа вносятся в формы федерального государственного статистического наблюдения N 1 и N 2 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях"

При получении экстренного извещения о регистрации 5 и более случаев заболеваний гриппом в ДДУ, оздоровительных и лечебно-профилактических организациях, организациях социального обеспечения специалисты ФБУЗ ЦГЭ проводят эпидемиологическое расследование очага инфекции и определяют комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

1. Госпитализация (изоляция) в инфекционный стационар осуществляется по клиническим и эпидемическим показаниям.

2. Больных тяжелыми формами гриппа, а также больных этой инфекцией из детских учреждений с постоянным пребыванием детей, общежитий и проживающих в неблагоприятных бытовых условиях, госпитализируют.

3. Стационарных больных с симптомами "гриппа" изолируют в специализированное отделение или их выписывают с изоляцией на дому; при невозможности - изоляция заболевших и контактных проводится в отдельную палату, накладывается на палату "карантин" .

4. В случае возникновения очага заболевания гриппом в родильных домах, в том числе с раздельным содержанием новорожденных и матерей, а также в отделениях новорожденных (II этапа выхаживания) больных детей изолируют в индивидуальные боксы с отдельным обслуживающим персоналом на 7 - 10 дней, больных и контактных матерей - в обсервационные отделения.

5. В направлениях на госпитализацию больных гриппом указывают наличие профилактической прививки в текущем эпидемическом сезоне.

6. Изоляцию больного гриппом проводят до исчезновения клинических симптомов, но не менее 7 дней с момента появления симптомов гриппа.

7. Эпидемические показания к госпитализации: невозможность обеспечения изоляции на дому и организации соответствующего режима; проживание больных в общежитии, казармах и т.п.

Лечение больных проводят в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава России до клинического выздоровления и прекращения выделения возбудителей.

Выписка из стационара (решение вопроса о выздоровлении при лечении на дому) осуществляется после клинического выздоровления.

Регламент допуска в коллектив

Реконвалесценты допускаются в коллектив после клинического выздоровления и прекращения изоляции.

Диспансерное наблюдение осуществляется в случае перенесения осложненной формы гриппа. Сроки диспансерного наблюдения определяются состоянием здоровья реконвалесцента.

2. Мероприятия, направленные на механизм, пути и факторы передачи

Обязательное обеззараживание посуды средствами и методами, разрешенными к применению в установленном порядке; влажная уборка помещений с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке; проветривание помещений и обеззараживание воздуха и поверхностей в помещениях ультрафиолетовым облучением.

3. Мероприятия, направленные на лиц, общавшихся с источником инфекции

Среди лиц, общавшихся с больным гриппом, проводят своевременное выявление больных и случаев заболеваний гриппом в стертой форме.

С этой целью в очагах гриппа в дошкольных образовательных учреждениях медицинский персонал ежедневно проводит осмотры детей, общавшихся с больным гриппом, с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. Результаты обследования регистрируют в медицинской документации в установленном порядке.

Медицинское наблюдение за лицами, общавшимися с больным гриппом, проводится в течение 5 дней.

Клинический осмотр лиц, общавшихся с больным гриппом в детских учреждениях, школах и больничных учреждениях и медицинское наблюдение в течение 5-ти дней, осуществляется медицинским персоналом этих учреждений и включает осмотр носоглотки, оценку общего состояния и измерение температуры тела, дополнительные исследовании - при необходимости.

Лабораторное обследование лиц, общавшихся с больным гриппом, не проводится.

Режимно - ограничительные мероприятия

1. При регистрации 5 и более случаев заболеваний гриппом в дошкольных образовательных учреждениях в течение 14 дней с момента выявления последнего заболевшего, с целью предупреждения распространения заболевания гриппом, в коллектив не принимают новых детей и не переводят в другие коллективы, кроме привитых против гриппа в данный эпидемический сезон.

2. В период эпидемического подъема заболеваемости гриппом вводятся ограничительные меры для уменьшения контактов населения: отменяют зрелищные массовые мероприятия, продлевают школьные каникулы, запрещают посещения больных в стационарах, лицам, работа которых связана с непосредственным обслуживанием населения, рекомендуют носить марлевые повязки.

3. Персонал с признаками заболевания гриппа не допускается к обслуживанию детей до клинического выздоровления. Для персонала карантинных групп обязательно ношение 4 - слойных марлевых масок. Маски меняют каждые 3 - 4 часа работы.

4. Контактным по классу запрещается посещение групп продленного дня, столовых, буфетов, массовых зрелищ, спортивных мероприятий.

5. Запрет на свидания родственников со стационарными больными.

1. Лицам, общавшимся с больным гриппом, целесообразно проведение экстренной профилактики (арбидол, ремантадин, озельтамивир).

2. Экстренная профилактика контактных новорожденных, тяжелобольных (интерферон, циклоферон).

Проводится санитарно - разъяснительная работа о методах профилактики гриппа и ОРВИ.

Вопросы для самоподготовки

1. Возбудитель? Источники инфекции. Период эпидемиологической опасности больного?

2. Выявление источника инфекции. Клинические и эпидемические показания?

3. Диагностические критерии случая гриппа?

4. Экстренная информация. Учет и регистрация гриппа?

5. Клинические и эпидемические показания для госпитализации и изоляции?

6. Выявление восприимчивых (не защищенных против гриппа) лиц?

7. Сроки и структура медицинского наблюдения лиц, общавшихся с источником инфекции?

8. Дезинфекционные мероприятия в эпидемическом очаге гриппа?

9. Режимно - ограничительные мероприятия?

10. Экстренная неспецифическая профилактика гриппа?

Подобные документы

Определение гриппа как антропонозной острой респираторной вирусной инфекции. Источники возбудителя инфекции, пути и факторы передачи, основные группы риска. Алгоритмы проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге инфицирования.

презентация [1,1 M], добавлен 11.03.2014

Хронические переохлаждения - идеальная почва для развития простудных заболеваний. Антигенное смещение вирусов. История гриппа и ОРВИ. Самые частые вопросы и ответы об острой респираторной вирусной инфекции. Опасность гриппа, профилактика и лечение.

реферат [37,2 K], добавлен 28.12.2010

Особенности ОРВИ и гриппа, полиэтиологичность вирусов как фактор неконтролируемости эпидемий. Пути передачи инфекции, причины малой эффективности вакцинации населения. Роль медицинской сестры в диагностических и профилактических мероприятиях при гриппе.

курсовая работа [295,8 K], добавлен 11.12.2014

Характеристика очагов туберкулезной инфекции. Критерии и группы их эпидемиологической опасности. Санитарно-гигиенический режим в очагах туберкулеза. Первичное обследование очага, противоэпидемические мероприятия по месту работы или учебы больного.

реферат [25,3 K], добавлен 06.04.2017

Краткие сведения о вирусе гриппа А. Пандемии гриппа в новейшей истории человечества. Статистические характеристики заболеваемости вирусом гриппа А/H1N1. Разработка вакцин против пандемического гриппа H1N1. Эффективность противовирусных препаратов.

Читайте также: