Анализ пробного огэ по физике 2021 в школе 9 класс

Обновлено: 04.07.2024

Одна из задач, стоящих перед коллективом и обучающимися нашей школы, состоит в том, чтобы, используя разнообразные методы и формы учебной и внеурочнойной деятельности, добиться значительного повышения уровня качества знаний учащихся по физике, делая акцент на целенаправленную подготовку к экзаменам в форме ОГЭ.

При подготовке и проведении государственной итоговой аттестации по физике школа руководствовалась Положением о проведении ГИА-9, разработанным Минобрнауки РФ, нормативными документами Камчатского края.

Для родителей организовывались собрания, на которых родительская общественность информировалась:

- о формах и порядке проведения ГИА-9 обучающихся по образовательным программам основного общего образования;

- о процедуре проведения ГИА-9 с использованием механизмов независимой оценки качества образования;

- о правилах поведения на экзамене по физике;

- о процедуре апелляции;

- о соответствующих нормативных документах.

ГИА-9 была проведена в утверждённые сроки. Обращений родителей по вопросам нарушений в подготовке и проведении ГИА выпускников в школу и вышестоящие организации не поступало.

Основной целью ОГЭ является государственная (итоговая) аттестация девятиклассников и получение на ее основе информации о состоянии математической подготовки выпускников. С другой стороны, структурные и содержательные особенности экзаменационной работы позволяют дифференцировать учащихся по уровню подготовки с целью определения возможностей для получения дальнейшего образования, в частности для комплектования профильных классов .

1. Краткая характеристика КИМ по физике

1.1. Назначение КИМ ОГЭ – оценить уровень образовательной подготовки по физике выпускников 9-х классов школы.

1.2. Содержание экзаменационной работы ОГЭ, по физике определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике.

ОГЭ по физике является экзаменом по выбору обучающихся и выполняет две основные функции: итоговую аттестацию выпускников основной школы и создание условий для дифференциации обучающихся при поступлении в профильные классы средней школы.

Для этих целей в КИМ включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы и овладение наиболее важными видами деятельности, а выполнение заданий повышенного и высокого уровней сложности – степень подготовленности обучающегося к продолжению образования на следующей ступени обучения с учетом дальнейшего уровня изучения предмета (базовый или профильный).

1.3. Структура КИМ ОГЭ обеспечивает проверку всех предусмотренных

Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта

видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений обучающихся): усвоение понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными умениями, использование при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера.

В экзаменационной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы.

1. Механические явления

2. Тепловые явления

3. Электромагнитные явления

4. Квантовые явления

1.4. Экзаменационная работа состоит из двух частей и содержит 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности : базового - 16, повышенного - 7 и высокого - 3.

Часть 1 содержит 22 задания, из которых 13 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, восемь заданий, к которым требуется привести краткий ответ в виде числа или набора цифр, и одно задание с развернутым ответом. Задания 1, 6, 9, 15 и 19 с кратким ответом представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, или задания на выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).

Часть 2 содержит четыре задания (23–26), для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 23 представляет собой практическую работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.

Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе.

1.5. Структура и содержание экзаменационной работы по физике не изменились.

Максимальный балл за верное выполнение всей работы не изменился и составляет 40 баллов (не изменилось также и распределение баллов за задания разного уровня сложности). Минимальный первичный балл в 2017-2018 учебном году за выполнение всей работы равен 10.

2.Основные результаты ОГЭ по физике

2.1.Диаграмма распределения участников ОГЭ по физике с оценочными баллами


2.2.Динамика результатов ОГЭ по физике за последние 3 года

Средний первичный балл



3.Анализ результатов выполнения отдельных заданий

Результативность выполнения отдельных заданий, как обычно, варьируется в довольно значительных пределах. В таблице приведены результаты выполнения работы по заданиям выпускниками 9 – х классов.

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности задания

Физические величины, их

единицы и приборы для измерения.

Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Равномерное и равноускоренное движение. Законы Ньютона. Силы в природе

Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Закон сохранения импульса. Закон сохранения

Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Простые механизмы. Механические колебания и

волны. Свободное падение. Движение по окружности

Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Давление. Закон Паскаля.

Закон Архимеда. Плотность вещества

Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Физические явления и законы в механике. Анализ

Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Решение задач различного типа и уровня сложности.

Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Физические явления и законы. Анализ процессов

Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Тепловые явления (расчетная задача)

Решение задач различного типа и уровня сложности.

Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Электромагнитные колебания и волны. Элементы оп-

Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Физические явления и законы в электродинамике.

Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Решение задач различного типа и уровня сложности.

Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции

Понимание смысла понятий. Понимание смысла физических величин. Понимание смысла физических законов. Умение описывать и объяснять физические явления.

Владение основами знаний

о методах научного познания

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.

Физические явления и законы. Понимание и анализ

экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.

Понимание текстов физического содержания.

Извлечение информации из

текста физического содержания

Понимание текстов физического содержания.

Сопоставление информации из разных частей тек-

ста. Применение информации из текста физического содержания

Понимание текстов физического содержания.

из текста физического содержания

Понимание текстов физического содержания.

Экспериментальное задание (механические, электромагнитные явления)

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.

Качественная задача (механические, тепловые или

Решение задач различного типа и уровня сложности. Использование приобретенных знаний и умений в

практической деятельности и повседневной жизни.

Расчетная задача (механические, тепловые, электромагнитные явления)

Решение задач различного типа и уровня сложности.

Расчетная задача (механические, тепловые, электромагнитные явления)

Решение задач различного типа и уровня сложности.

3.1.Результаты выполнения первой части экзаменационной работы

Успешность выполнения заданий части 1 ОГЭ по физике за 2017-2018 г.


Анализ данных показывает, что учащиеся 9 – х классов справились не со всеми заданиями первой части экзаменационной работы.

– понимать смысл использованных в тексте физических терминов;

– отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;

– отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;

– использовать информацию из текста в измененной ситуации;

– переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Анализ данных показывает, что с 20 заданием справились не все учащиеся, а в 21 и 22 заданиях допустили ошибки, что указывает на недостаточное понимание текста и не умение с ним работать.

Можно сделать вывод, что эти разделы усвоены учащимися удовлетворительно на уровне базовых умений (применение знаний для решения физических задач).

Хуже учащиеся справились с заданиями 10,16,18. Задания 10 (тепловые явления,) и 16 (электромагнетизм), которые являются расчетной задачей выполнили только 5 (35,7%) и 4 (28,6%) учащихся соответственно. Затруднение вызвало задание 18 (владение основными знаниями о методах научного познания), с которым справились только 4 (28,6%) учащихся. Низкий уровень усвоения парадоксальным образом сочетается относительно небольшим временем (2 часа в неделю), выделяемым на изучение физики в основной школе. Эти данные позволяют высказать следующие гипотезы о причинах этого явления:

Низкий уровень владения математическим аппаратом (пропорции, алгебраические преобразования, тригонометрия, работа с графическим материалом);

Низкая мотивация у учащихся;

Небольшое количество часов в средне школе на базовом уровне изучения при значительном объеме содержания, что не позволяет изучать фундаментальные вопросы на достаточно серьезном уровне, отрабатывать наиболее существенные элементы содержания.

3.2.Результаты выполнения второй части экзаменационной работы

Успешность выполнения заданий части 2 ОГЭ по физике за 2017-2018 г.



Анализ данных показывает, что учащиеся 9 – х классов справились не со всеми заданиями второй части экзаменационной работы. Часть вторая представлена четырьмя заданиями повышенного и высокого уровней сложности. Экзаменационная работа содержит экспериментальное задание, которое учащиеся должны выполнить с помощью лабораторного оборудования. Экспериментальное задание 23 проверяет:

1) умение проводить косвенные измерения физических величин :

плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жесткости пружины; периода и частоты колебаний математического маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока;

2) умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных : о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити; о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления; о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы;

3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий : проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

Задание оценивается в 4 балла. Результаты показали, что все учащиеся приступили к выполнению практической части экзамена , 10 учащихся (71,4%) выполнили полностью работу и получили максимальный балл, 4 учащихся допустили при выполнении одну или несколько ошибок.

Задание 24 – качественный вопрос (задача), представляющий собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и закономерностей. Задание оценивается в 2 балла. Результаты показали, что 7 учащихся (50,0 %) не справились с заданием, 1 учащийся (Литвинцев Д.) (7,1 %) получили максимальный балл, 6 девятиклассника (42,9%) дали ответ без объяснения протекающих процессов и закономерностей.

Задания 25 и 26 – это расчетные задачи высокого уровня, к которым необходимо дать развернутый ответ. О ни направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать расчетные задачи по какой-либо из тем школьного курса физики, умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач. Задание оценивается в 3 балла. Результаты показали, что 6 (42,9%) и 7 (50%) учащихся не справились с заданиями 25, 26 соответственно или вообще к ним не приступали, 3 (21,4%) и 5 (35,7%) учащихся справились с заданиями 25 и 26 соответственно и получили максимальный балл. 3 (33,3%) . Остальные учащиеся при решении задач допускали ошибки разного характера, в том числе и математические (расчетные).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

выполнения экзаменационной работы

(базовый уровень изучения предмета)

и характеристика уровня подготовки участников ОГЭ

Учитель физики: Сипкова Л.В.

Дата проведения: 1 июня 2017 г.

Работа выполнялась в полном объеме.

Назначение экзамена - оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся 9 классов, в целях их государственной (итоговой) аттестации. Работа проверяет понимание смысла физических величин и физических законов, владение основными понятиями, понимание смысла физических явлений и умение решать задачи различного типа и уровня сложности.

Назначение государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы по физике - оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся IX классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой) аттестации. Экзамен по физике является экзаменом по выбору учащихся и выполняет две основные функции: итоговую аттестацию выпускников основной школы и создание условий для дифференциации учащихся при поступлении в классы, где физика является профильным предметом.

Для этих целей в работу включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы и овладение наиболее важными видами деятельности, а выполнение заданий повышенного и высокого уровней сложности - степень подготовленности учащегося к продолжению образования на следующей ступени обучения с учетом дальнейшего уровня изучения предмета (базовый или профильный).

Всего заданий – 26 ; из них по типу: с кратким ответом – 21 ; с развернутым ответом – 5 ;

по уровню сложности: Б – 16 (19 баллов) ; П – 7 (11 баллов) ; В – 3 (10 баллов) .

Максимальный первичный балл за работу – 40 .

Общее время выполнения работы – 180 мин .

Характеристика структуры и содержания КИМ

Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и содержит 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 22 задания , из которых 13 заданий кратким ответом в виде одной цифры, восемь заданий, к которым требуется привести краткий ответ в виде числа или набора цифр, и одно задание с развернутым ответом.

Задания 1, 6, 9, 15 и 19 с кратким ответом представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, или задания на выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).

Часть 2 содержит 4 задания (23–26), для которых необходимо привести развернутый ответ.

Задание 23 представляет собой лабораторную работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.

Таблица 1. Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнение заданий КИМ обучающими в процентном соотношении представлено в диаграмме:


Первичный балл обучающихся 9 класса


Количество отметок за пробный экзамен


Сравнительная диаграмма отметок (график)


9 (90 %) обучающихся подтвердили свои отметки, а 1 (10 %) – повысил.

Задания КИМ были следующим темам:

Рекомендации по итогам контроля

Продолжить работу над формированием вычислительных навыков при делении и отрабатывать навык решения текстовых задач.

Учителю спланировать индивидуальную работу с обучающимися, имеющие низкий уровень ЗУН, усилить подготовку над базовыми заданиями.

Использовать в повседневной практике методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, включать в этапы урока рефлексию, формировать у учащихся осмысленное и сознательное отношение к учебной деятельности, отработать с обучающимися темы с низким процентным соотношением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзамен по выбору (контрольную работу) по физике в 9 классе выполняли 3 человека. Контрольная работа проходила в формате ОГЭ. Экзаменационная работа состояла из двух частей, включающих в себя 25 заданий (№17 Лабораторная работа исключена из работы) Часть 1 содержала 18 заданий с кратким ответом, часть 2 содержала 7 заданий, которые необходимо было выполнить в развернутом виде.

МОУСОШ №4

Итоговая аттестация 2020-21г

Дата: 18.05.2021. Учитель Смирнова Н.М.

Экзамен по выбору (контрольную работу) по физике в 9 классе выполняли 3 человека. Контрольная работа проходила в формате ОГЭ. Экзаменационная работа состояла из двух частей, включающих в себя 25 заданий (№17 Лабораторная работа исключена из работы) Часть 1 содержала 18 заданий с кратким ответом, часть 2 содержала 7 заданий, которые необходимо было выполнить в развернутом виде.

Мах балл за работу -43.

Анализируя данные экзаменационной работы, можно сделать следующие выводы: Все обучающиеся выполнили работу на хорошем уровне. Никто из обучающихся не набрал mах балл за работу. Наибольшее количество баллов получили: Аверин Д. и Морозов Д.- 30б. Рекомендованный порог профильного класса для физики в 2021 году – 30 б.

Поэлементный анализ работы 1 часть

2 часть с развёрнутым ответом

Оценка за работу

Выводы: Анализ результатов выполнения заданий КР по физике позволяет сделать вывод об усвоении выпускниками наиболее важных понятий и законов физики. Школьники показали владение основными законами и формулами при выполнении заданий базового уровня сложности. Все выпускники подтвердили свои отметки.

В целом выпускники справляются с заданиями на применение законов физики на качественном и расчетном уровнях. Учащихся показали систематические знания школьного курса физики при выполнении заданий базового уровня, получив 26-30 б. Они демонстрируют хорошие умения решать задачи базового уровня сложности и в нестандартные задачи высокого уровня сложности. Допущены вычислительные ошибки в задании №7, 20 при решении задачи с графиком тепловых процессов и применение знаний в объяснении качественной задачи. Выявлены недостатки в сформированности умений выделять основные свойства физических явлений, а также характеризовать изменение физических величин в ходе различных процессов при решении задачи №25. В связи с этим при подготовке выпускников следующего учебного года необходимо уделить особое внимание решению задач с развернутым ответом.

На основании анализа результатов выполнения заданий КР по физике, а также качества проверки заданий с развернутым ответом можно рекомендовать внести следующие изменения в систему подготовки по физике: рекомендуется обратить внимание на повторение особенностей явлений: тепловое расширение, броуновское движение, диффузия, свойства паров, электростатическая и электромагнитная индукция.

Читайте также: