План профессионального развития руководителя доу

Обновлено: 08.07.2024

Основными участниками реализации Программы являются администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения, способные реализовать поставленные цели и задачи Программы.

Текущий контроль осуществляет заведующий, старший воспитатель

Программа професиионального развития педагогов МБДОУ № 10 (далее - Программа) является документом, который направлен на создание условий для личностного развития педагогов, повышения квалификационного уровня, уровня профессиональной компетенции и творческой инициативы.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования.

В период перехода к продуктивному личностно-ориентированному образованию, одной из главных задач является профессиональное развитие педагогического коллектива. Дошкольному учреждению необходим педагог:

  • владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса,
  • умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку,
  • способный реализовать принципы построения образовательного процесса,
  • ориентированный на личность ребенка
  • мотивированный на профессиональное совершенствование.

Между тем следует признать, что большая часть инновационных направлений дошкольного образования реализуется не всегда продуктивно и качественно, уровень квалификации педагогов не позволяет качественно реализовать ООП ДО. Это выражается в том, что по результатам контрольно - оценочной деятельности, выявлено, что педагоги при выборе методов и приемов не учитывают индивидуальные возможности детей, особенности группы.

Возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать использование современных методов работы со взрослыми и внедрение нестандартных форм по развитию у педагогов новых профессиональных качеств, а также оптимизация существующей модели повышения профессионального мастерства педагогов за счет ресурсов дошкольной организации. Поэтому основной управленческой задачей стало : разработка требований к уровню квалификации педагогов, которые будут способствовать качественной реализации образовательной программы.

Возникла необходимость в разработке механизма оценки уровня квалификации педагогов, требований к уровню квалификации педагогов, модели аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности для:

  • оценки уровня профессиональной квалификации педагогов;
  • повышения качества методической помощи педагогам на основе выявленных образовательных потребностей;
  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогов, их профессионального роста;
  • предоставление возможности распространения накопленного опыта на основе выявленных ресурсов педагогов;
  • обеспечение разработки индивидуальных программ профессионального развития педагогов;
  • разработки программы профессионального развития педагогов МБДОУ № 10
  • формирования заказа на повышение квалификации.

1.2.2. Анализ кадровых ресурсов ДОУ

Дошкольное учреждение 100% укомплектовано педагогическими кадрами. Образовательный процесс в ДОУ осуществляют 24 воспитателя, 2 учителя-логопеда, педагог-психолог, учитель-дефектолог, педагог-организатор,2 музыкальных руководителя инструктор по физкультуре, 2 старших воспитателя. Педагогический коллектив последние годы обновляется, в том числе за счет ротации кадров.

В ДОУ преобладают педагоги среднего возраста, которые имеют большой стаж педагогической работы,

Общий состав коллектива ДОУ: 72 человека.

Педагогический коллектив состоит из 33 педагогов

Анализ данных показывает:

Распределение педагогического персонала

По стажу педагогической работы

Стаж педагогической работы

От 10 до 20 лет

По уровню образования

По уровню квалификации

Педагоги детского сада постоянно повышают свою квалификацию через:

  • учебу в высших учебных заведениях;
  • прохождение курсов повышения квалификации;
  • самообразование;
  • участие в работе ГМО;
  • конкурсное движение.

Проводимый анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как позитивные, так и негативные тенденции:

- преобладание в коллективе устаревших подходов к образовательному процессу;

- недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии.

Программа направлена на профессиональное становление и развитие педагогов на основе оценки уровня квалификации. Инновационная направленность Программы состоит в использовании педагогами в процессе профессионального развития современных технологий, стремление к инновационной деятельности и внедрению новообразований в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС ДО (технологии проектирования, информационные технологии, педагогические, социальные, творческие отчеты, презентации и пр.)

Оценка уровня квалификации педагогов МБДОУ№ 10

На фоне обновления содержания дошкольного образования, принципов построения образовательного процесса, углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. На практике это выражается в преобладании в работе воспитателя учебной модели построения образовательного процесса, в затруднениях связанных с подбором форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников с разными образовательными потребностями в соответствии с принятыми целями образовательной программы.

Важным шагом на пути к устранению данной проблемы стало определение требований к квалификации воспитателя.

Была поставлена Управленческая задача : разработка требований к уровню квалификации воспитателей в соответствии с профстандартом, которые будут способствовать качественной реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 10.

Это позволило с одной стороны выявить фактическое владение педагогическим коллективом в целом и каждым педагогом в отдельности трудовыми действиями и умениями, образовательные дефициты педагогов для последующего составления индивидуальных программ профессионального развития, а с другой стороны устанавливать дифференцированные стимулирующие выплаты педагогам.

На основании приказа руководителя была созданы рабочая группа, для разработки Регламента на соответствие занимаемой должности и содержания оценки (критериев, показателей оценивания, инструмента, процедур). Эта группа была ориентирована и на разработку механизма оценки квалификации педагога, разработку требований к уровню квалификации педагогов, которые будут способствовать качественной реализации образовательной программы.

Разработанный Регламент, критерии, показатели оценивания, процедуры рассматривались и согласовывались на Педагогическом совете, были утверждены руководителем .

При разработки критериев за основу были взяты те трудовые действия из профессионального стандарта воспитателя, которые необходимы для выполнения должностных инструкций педагога, то есть для качественной реализации образовательной программы МБДОУ № 10.

  • Планирование образовательной работы в группе дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и ООП;
  • Реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и ООП;
  • Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) детей для решения образовательных задач;
  • Организация разных видов деятельности (предметная, познавательно-исследовательская, продуктивная, конструирование и т.д.).

Для определения уровня владения трудовым действием рабочей группой применена дескриптивная шкала оценивания:

а. репродуктивный уровень (делает по образцу);

б. продуктивный уровень (способен делать в определенных ситуациях);

в. творческий уровень (импровизирует).

Оценка квалификации педагогов проводилась в ДОУ с определенной периодичностью в рамках следующих процедур:

Результаты оценки уровня квалификации педагога фиксировались в листе оценки. (Приложение №1).

Разработанный рабочей группой формат листа оценки уровня квалификации педагога позволяет определить уровень квалификации педагога, а также помогает выстроить индивидуальную траекторию профессионального роста (от репродуктивного к творческому уровню). Кроме того этот документ применяется для: аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, проведения внутренней оценки качества образования (ВСОКО), что обеспечивает единство в оценке уровня профессиональных компетенций педагогов.

Результаты оценки уровня квалификации педагогов

В результате проведения оценки уровня квалификации педагогов (по 5-ти трудовым действиям) за 2017 выявлено:

  • 44% педагогов имеют 1уровень (репродуктивный); 46% - 2 уровень (продуктивный); 10% - 3 уровень (творческий).

Проблемы, возникающие при проведении оценки:

- Неумение педагогов объективно определить уровень профессиональных компетенций.

С данными проблемами справились, благодаря включению педагогов в творческие группы по разработке содержания оценки уровня квалификации, экспертные группы, проведение собеседования с педагогами по результатам самооценки.

Организация разных видов деятельности (предметная, познавательно-исследовательская, продуктивная, конструирование и т.д.).

Разработаны индивидуальные программы профессионального развития педагогов, на основании которых:

- определены внешние ресурсы: был сформирован корпоративный заказ на курсы повышения квалификации для 11 педагогов с проблемами в выборе форм и методов организации познавательно-исследовательской, проектной деятельности, использования в образовательной работе новых технологий;

В годовом плане, который был разработан с учетом ИППР педагогов, на 2017-2019гг. кроме указанных форм повышения квалификации запланированы:

тематический контроль по направлениям: человек в истории и культуре, организация инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне общего образования.

Разработаны индивидуальные программы профессионального развития педагогов, в которых отражено:

- Представление опыта работы на уровне ДОУ и муниципалитета

- в рамках индивидуальных программ профессионального развития педагоги представляют свой опыт на уровне учреждения и на муниципальном уровне.

- осуществляют наставничество над молодыми педагогами (они имеют в основном 1 уровень репродуктивный).

- являются членами эксперных групп;

Таким образом, для повышения уровня квалификации педагогов мы используем как внутренние, так и внешние ресурсы. Например, чтобы педагог демонстрировал большой процент творческого уровня при выстраивании партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) детей для решения образовательных задач , достаточно использовать внутренние ресурсы нашей организации, а для качественного планирования и реализации образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и ООП внутренних ресурсов не достаточно. В этом случае эффективнее формировать корпоративный заказ.

По результатам анализа оценки уровня квалификации педагогов выявлено, что педагоги испытывают трудности и в конструировании занятия, в проектировании РППС, в организации разных видов деятельности (исследовательской , проектной) в работе с родителями в Эти дефициты влияет на качество реализации ООП ДО.

Для ликвидации профессиональных дефицитов педагогов была разработана программа профессионального развития педагогов на основе оценки уровня квалификации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Срок выполнения: межаттестационный период с 11 декабря 2012 года по 11 декабря 2017 года.

Актуальность:

На современном этапе перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача – организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организацию различных видов деятельности и общения детей; организацию образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования; осуществление взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

Для современного педагога дошкольного учреждения характерно постоянное стремление к самореализации, которое требует постоянного анализа результатов собственной деятельности и способности к непрерывному развитию и саморазвитию.

Чтобы данный процесс осуществлялся эффективно, необходимо использование оптимальных форм организации методической работы, способствующих развитию компетенций педагогов.

Направления работы:

обеспечение педагогов актуальной профессиональной информацией,

консультирование по запросам,

изучение и распространение образцов актуального педагогического опыта,

выявление образовательных потребностей педагогов.

Концепция: Самовыражение, индивидуальный и творческий подход, уважение и любовь к детям, использование инновационных технологий и программ.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.

Повысить качество и уровень образовательных услуг;

Повысить уровень конкурентноспособности педагогов на рынке образовательных услуг;

Создать методическое и научно-методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса;

Формы методической работы:

Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.

Мастер-класс, с защитой своего наработанного творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.

Смотры-конкурсы, мотивируют педагогов находить новые и интересные идеи для своей работы, пополнять и изменять развивающую предметно-пространственную среду.

Мультимедийные презентации — это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, формируют информационную культуру педагогов, способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса, способствуют решению задач:

возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

К практическим индивидуальным формам работы относятся:

Индивидуальное составление планов, конспектов

Творческий отчет каждого педагога по результатам учебного года в форме заполнения карты индивидуальных достижений педагога.

Оптимальность системы методической работы можно определить по реальным показателям конечного результата.

По мнению К.Ю. Белой, П.Н, Лосева общими критериями являются:

критерий результативности; достигается, если уровни развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников;

критерий рациональных затрат времени, экономичности рациональных затрат времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов этими видами деятельности;

критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда.

Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической работы, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Содержание работы

Срок выполнения

Предполагаемый уровень реализации

Участники коррекционно - образовательного процесса

Перечень конечной продукции

Участие в районных методических объединениях:

- по инклюзивному образованию для учителей-логопедов и старших воспитателей:

Учителя – логопеды, старшие воспитатели, руководитель МО

Участие в экспертной комиссии по аттестации педагогических работников ДОУ

В аттестационный период учебного года

Протокол заседания итоговой аттестационной комиссии

Курсы повышения квалификации

Один раз в три года

4.1. Участие в творческих коллективах, группах:

- Куратор базового детского сада по эффективному внедрению ФГОС дошкольного образования в курируемых детских садах;

- Член районной экспертной группы по аттестации;

- Руководитель районного методического объединения воспитателей 2 младших и средних групп;

4.2. Участие в экспертных комиссиях:

- Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности.

Читайте также: