План постановки опыта с предметами неживой природы в доу
Обновлено: 05.07.2024
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
1. Кувшинки
На зеленой салфетке лежат готовые цветы с закрученными лепестками. На столе стоит таз с водой.
Возьмите по одному чудесному цветку и опустите на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает и становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
2. Увеличительное стекло
Налить в стаканчики воду и смотрим через них друг на друга - черты лица будут увеличены.
3. Бабочки
Наклеить цветы и прикрепить железные пластинки. Заготовить бабочек с магнитами. Бабочки нашли свои цветы.
Знакомство с магнитом.
4. Следы.
Смочить песок водой, разложить на подносе. Взять заготовленные эстампы следов животных и птиц. Сделать следы на песке, а можно и ладошкой.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока он не высохнет.
5. Воздушный пластилин.
Взять газированную воду, налить в стаканчики. Взять кусочки пластилина и бросить в стаканчики. Сначала кусочки пластилина упадут на дно стаканчиков. После чего, пузырьки воздуха начнут поднимать пластилин вверх. Газ - это воздух - пузырьки, они выталкивают предметы из воды.
Дать представления о безопасном поведении во время проведения экспериментов. Формировать представления об органах чувств и их назначении. Развивать наблюдательность, познавательную активность, интерес.
Образовательные задачи: Уточнить у детей представление о воздухе; с помощью простых исследований показать, что воздух есть везде, во всех предметах; он прозрачный, не имеет запаха, его можно ощутить, но увидеть нельзя. Познакомить с природным явлением - ветер. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Совершенствовать знания о взаимосвязи живой и неживой природы. Стимулировать интерес к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес, любознательность, умение самостоятельно делать выводы.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к окружающему.
Уточнить у детей представление о свойствах воздуха (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, вкуса); с помощью простых исследований показать, что воздух находится внутри людей и способы его обнаружения. Развивать познавательный интерес, активность детей в процессе экспериментирования, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать интерес к экспериментированию, стремление добиваться результата, умение работать в группе, договариваться.
Доказать, что воздух имеет вес.
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха - упругостью.
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это движение воздуха, Подвести к пониманию причины возникновения ветра (когда двигаются и встречаются теплый и холодный воздух), что горячий воздух поднимается вверх, а холодный - опускается вниз. Развивать познавательный интерес, любознательность, умение самостоятельно делать выводы.
Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
Познакомить детей с тем, как человек использует воздух (ветер).
Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Познакомить с возможностями ветра ( когда воздух дрожит, возникают звуки; духовые музыкальные инструменты играют только тогда, когда в них вдувают воздух ).
Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.
Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Выяснить может ли пламя загрязнять воздух.
Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, качествах и в каком виде существует вода в природе ( реки, моря, озера, океаны, осадки и. д. ). Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное ). Дать знания о роли воды в жизни человека и всего живого на Земле; научить детей экономно использовать воду. Упражнять в умении применять знания на практике в проблемных ситуациях.
Развивающие задачи: Развивать у детей познавательный интерес к объектам неживой природы в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.
Расширить представление детей о свойствах воды: прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха и формы. Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Показать, что растворяется, а что не растворяется в воде. Познакомить с процессом растворения краски в воде. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни. Развивать познавательный интерес, активность детей в процессе экспериментирования; умственные операции - сравнение, обобщение, способность анализировать, умение рассуждать, стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать бережное отношение к воде.
Познакомить детей с агрегатными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное). Выявление механизма образования инея, пара, льда, снега, познакомить с их свойствами. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
Доказать детям, что снег сохраняет тепло. Расширять представление детей о сохранении тепла в зимний период времени, о приспосабливаемости растений к суровым условиям жизни.
Дать детям представление о роли воды в жизни растений. Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы, познакомить детей с умением воды работать на благо человека.
Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Поощрять выдвижение детьми гипотез.
Образовательные задачи: Расширять представление детей о свойствах песка, глины, почвы и камней путём проведения элементарных опытов. Закрепить умение исследовать объект с помощью разных органов чувств; называть его особенности.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам.
Определить состав почвы.
Показать, что в почве есть воздух.
Показать, что растениям для роста необходима рыхлая почва.
Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Сформировать представление о разнообразии камней, свойствах камня (размер, цвет, вес твёрдость, прочность, плавучесть), учить классифицировать по различным признакам.
Познакомить детей с происхождением песка.
Выяснить, из чего состоит песок. Определить формы песчинок.
Познакомить со свойством песка – сыпучестью.
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком
Показать, что песок легко впитывает воду.
Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.
Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Продолжать знакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами (твёрдая в сухом состоянии, пластичная, вязкая и мягкая во влажном, не пропускает воду, изделия из глины сохраняют форму после высыхания)
Учить сравнивать свойства двух материалов (песок рыхлый, сыпучий, а глина слипается комочками).
Показать, что песок быстрее пропускает воду сквозь себя, в почве вода задерживается, а глина не пропускает воду.
Диагностика по определению уровня развития познавательного интереса и уровня знаний об объектах неживой природы
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности в неживой природе с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательные задачи: Дать детям первоначальные элементарные пред-ставления солнечной системы. Расширить знания детей о солнце, что оно посылает во все стороны большое количество тепла и света, постоянно вращается вокруг себя. Закрепить у детей представления о свойствах света, познакомить со строением солнечной системы, как происходит смена времени года. Уточнить роль солнца в жизни растений, животных и человека, расширять связь между живой и неживой природой.
Развивающие задачи: Развивать навыки активной речи, способствовать развитию познавательных интересов.
Коррекционные задачи: Развивать зрительное восприятие желтого света, и предметов круглой формы, формировать навыки ориентировки во времени ( сутки, времена года ).
Воспитательные задачи: Воспитывать желание узнавать новое.
Экспериментально - исследовательская деятельность
Цель: Познакомить со свойством света: движется, проходит сквозь предметы.
Оборудование: Фонарик, рамки в виде разных форм, стекло, разные предметы.
Цель: Дать представление о появлении тени, активизировать представления о свойствах света.
Цель: Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр.
Оборудование: Прозрачная емкость с водой, зеркало (под небольшим углом), солнечный свет.
Цель: Дать детям понять, как происходит смена времени года.
Оборудование: Свеча и глобус
Предварительная работа
Образовательные задачи: Уточнить у детей представление о воздухе; с помощью простых исследований показать, что воздух есть везде, во всех предметах; он прозрачный, не имеет запаха, его можно ощутить, но увидеть нельзя. Познако – мить с природным явлением ветер. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Совершенствовать знания о взаимосвязи живой и неживой природы. Стимулировать интерес к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
Развивающие задачи: Развивать мышление, любознательность, умение само – стоятельно делать выводы.
Коррекционные задачи: Развивать зрительное восприятие, обоняние.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к окружающему.
Экспериментально - исследовательская деятельность
Цель: Дать представление о том, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Оборудование: Стакан с водой, соломинка.
Цель: Подвести к пониманию, какое из свойств меняется зимой ( температура ). Учить аргументировать свои высказывания.
Оборудования: Уличный термометр
Цель: Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха. Учить определять направления пламени свечи. Подвести к пониманию причины возникновения ветра ( когда двигаются и встречаются теплый и холодный воздух ).
Оборудование: Приоткрытая дверь на улицу, зажженные свечи: одна внизу, вторая наверху.
Цель: Познакомить с возможностями ветра ( когда воздух дрожит, возникают звуки; духовые музыкальные инструменты играют только тогда, когда в них вдувают воздух ).
Оборудование: Свистки, бутылки, различные духовые инструменты.
Цель: Расширять представление о возможности ветра ( может шуметь, гудеть, качать деревья, освежать и т.д. ). Познакомить с разрушающим действием ветра ( разрушает дома, ломает деревья и т.д. ) и как может помогать ( надувать паруса, вертеть крылья мельницы и т.д. )
Игры забавы с ветром
Цель: Расширить представления о свойствах и возможностях ветра.
Оборудование: Вертушки, флажки, ленты, султанчики.
Предложить детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он подняться со дна.
Цель: Дать детям понять, что воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и стакан всплывает.
Цель: расширение представлений детей о воде и ее свойствах, отработка умений детей проводить опыты с водой, развивая при этом диалогическую речь, мыслительную активность, и воспитывая, бережное отношение к воде.
Цель ребёнка: провести простые опыты с водой, направленные на актуализацию знаний о свойствах воды.
- расширить у детей представление о воде и ее свойствах;
- отработка умений детей проводить простые опыты с водой;
Развивающая:
- развивать грамматически правильную диалогическую речь, посредством ведения диалога с воспитателем;
- развивать мыслительную активность, посредством проведения простых опытов с водой;
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к воде;
Дополнительная:
Игровая: принять участие в опытах с водой, тем самым помогая Коле узнать о свойствах;
Дидактическая: провести опыты с водой в соответствии с требованиями воспитателя;
Словарная работа: активизация и обогащение словаря детей словами, обозначающими свойства воды
Материалы и оборудование: письмо от мальчика Коли, карта мира, вода, стаканы, блюдце, сахар, кофе, виноградины, соль, ниточка с узелком
Планируемый результат: у детей продолжает развиваться грамматически правильная диалогическая речь, расширяются представления о воде и ее свойствах, дети провели простые опыты с водой.
Подготовительная работа: рассматривание сюжетных картинок о море; беседы о воде, ее родии свойствах.
Этапы, продолжительность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Предполагаемая деятельность детей
Методы, формы, приемы
Планируемые результаты
Организационно-мотивационный
Смотивировать детей на дальнейшую деятельность
- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга.
- Какие вы все нарядные! Ребята, садитесь, пожалуйста, на стульчики, начинаем занятие. Давайте сядем ровно и красиво, так чтобы спинка касалась спинки стула. Ребята, если во время занятия вы захотите что-то спросить, или ответить, что надо сделать?
- Правильно, поднять руку.
Итак, наше занятие начинается.
(достает письмо)
- Ребята, пока я шла к вам, я встретила почтальона, который передал мне это письмо.
- Хотите узнать, что там написано?
- Тогда послушайте, я вам прочитаю
Дети слушают воспитателя, приветствуют друг друга, улыбаются. Положительно настроены на взаимодействие.
Ответы детей: поднять руку.
Дети рассматривают письмо
Дети готовы слушать воспитателя, положительно настроены на взаимодействие
Наглядный (показ письма)
Подготовка детей к совместной деятельности. Отвечают на вопросы. Дети включаются в образовательную деятельность.
Этап постановки проблемы
Формулировка проблемы в доступной для детей форме.
- Ребята, это письмо нам прислал мальчик Коля. Он пишет, что вчера случайно запачкался краской, когда рисовал и заметил, что вода тоже окрасилась и стала цветной. И тогда ему стало интересно узнать больше об этом. И он просит вас помочь ему узнать, какие же еще есть свойства у воды.
- Ну что, ребята, поможем Коле?
- Хорошо, но для начала немного разомнемся
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
Дети внимательно слушают воспитателя. Заинтересованы содержанием письма.
Дети внимательно слушают воспитателя, заинтересованы в проблеме. Готовы помочь Коле узнать о воде
Дети внимательно слушают воспитателя, готовы выполнить физкультминутку
Дети выполняют движения физкультминутки в соответствии с указаниями
Практический (выполнение физкультминутки)
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Активно включены в деятельность.
Этап ознакомления с материалом
Ознакомление детей с материалом, который будет обсуждаться на занятии
- Ребята, сегодня мы будем с вами говорить о воде, ее свойствах и проведем небольшие опыты с водой. Но для начала давайте посмотрим на карту.
(показывает карту)
- Ребята, какого цвета на карте больше всего?
- Что обозначается этим цветом?
- Правильно, ребята. Голубой и синий цвет – это цвет воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А для чего нужна вода?
- Правильно, без воды нет жизни на земле. А для чего нужна вода человеку?
- Верно. Человек при помощи воды готовит, стирает, поливает растения, пьет, умывается.
- Ребята, давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода?
- Правильно, ребята. Жидкое состояние – это жидкость, дождь, роса. Газообразное состояние – пар, облако, туман. Твердое состояние – лед, снег
Дети внимательно слушают воспитателя. Настроены на дальнейшее взаимодействие, готовы повторить материал, изучаемый на занятии
Дети рассматривают карту
Дети внимательно слушают воспитателя. Актуализируют знания о воде и ее роли
- Чтобы жить. Она нужна всем
- Чтобы пить, готовить, мыться
Дети внимательно слушают воспитателя. Актуализируют знания о воде и ее роли
- В жидком, твердом и газообразном
Дети внимательно слушают воспитателя. Актуализируют знания о состояниях воды.
(показ изображений карандашей)
Практический (выполнение заданий)
Художественное слово (стихотворная форма в задачах)
Ответили на вопросы воспитателя. Дети готовы к совместной с педагогом деятельности
Этап практического решения проблемы
Овладения действиями и способами решения проблемы
-Вот, ребята, мы с вами вспомнили о воде, ее роли в нашей жизни и о том, в каких состояниях она бывает. А сейчас мы с вами проведем опыты с водой.
Опыт 1. Вода – жидкость.
- Давайте вспомним, что вода – жидкость. На ваших столах стоят два стакана, один с водой. Перелейте воду из одного стакана в другой.
- Получилось? Это доказывает, что вода – жидкость.
Опыт 2. Вода не имеет формы.
- Ребята, смотрите, у меня в руках кубик. Если я его буду ставить в разные места, он форму не изменит. А если я перелью воду из стаканчика в блюдце, она примет форму блюдца.
- Вывод: вода не имеет формы.
Опыт 3. Вода не имеет вкуса, и принимает вкус того вещества, которое в нем растворили.
- Ребята, попробуйте воду на вкус. - Какая она?
- А теперь положите в воду кусочек сахара, перемешайте и попробуйте воду снова.
- Какая она стала?
- Вывод: вода приобрела вкус сахара, который в ней растворили.
Опыт 4. Вода не имеет запаха, но приобретает запах, растворенного в ней вещества.
- Ребята, понюхайте, пожалуйста, воду.
- Правильно, ничем. А теперь растворите в ней щепотку кофе, размешайте и понюхайте снова.
- Чем пахнет вода?
- Правильно, пахнет кофе.
- Вывод: вода приобрела запах растворенного в ней кофе.
Опыт 5. Пузырьки газа в воде могут поднимать на поверхность предметы.
- Ребята, я вам сейчас покажу, что могут делать пузырьки газа. Опустите в свои стаканчики с газированной водой виноградинку. Посмотрите, как ее всю облепили пузырьки газа и как они ее поднимают наверх. На поверхности пузырьки лопаются и виноградинка снова опускается на дно стакана. Ёе снова облепляют пузырьки и поднимают наверх. Виноградинка, как будто прыгает.
Вывод: пузырьки газа в воде всегда поднимаются наверх и могут поднимать вместе с собой легкие предметы.
Опыт 6. В водно-соляном растворе можно вырастит кристалл соли.
- А сейчас ребята, мы с вами начнем делать очень долгий эксперимент. Мы будем выращивать с вами кристалл. В баночке у меня налит насыщенный раствор соли. Видите, соль в воде уже не растворяется. Я беру ниточку с узелком на конце и опускаю ее в раствор. А теперь надо запастись терпением. Это очень долгий процесс и мы с вами будем наблюдать, как будет расти кристалл.
- Давайте, мы поставим баночку в наш уголок экспериментирования и будем наблюдать.
- Ну вот, ребята, это был последний опыт с водой, который мы с вами провели. Теперь, когда мы провели эти опыты, Коля узнал о свойствах воды больше.
Дети внимательно слушают воспитателя. Актуализируют свои знания о только что повторенном материале, настроены на взаимодействие, готовы провести опыты с водой
Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт.
Переливают воду из одного стакана в другой.
Дети понимают, что вода жидкость
Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт.
Переливают воду из стакана в блюдце.
Дети понимают, что вода не имеет формы.
Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт.
Дети кладут в воду сахар и перемешивают
Дети понимают, что вода не имеет вкуса и принимает вкус того вещества, которое в нем растворили
Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт.
Дети понимают, что вода не имеет запаха и приобретает запах растворенного в ней вещества
Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт.
Дети проводят опыт. Опускают в стаканчики виноградины.
Дети понимают, что пузырьки газа в воде могут поднимать на поверхность предметы
Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт. Заинтересованы выращиванием кристалла.
Дети внимательно слушают воспитателя, довольны результатом выполнения заданий.
(показ рисунков и картинок к заданиям)
Дети внимательно слушают педагога. Выполняют все его требования. Активно включены в деятельность. Выполнили все предложенные задания
Заключительный
Подведение итогов занятия, формирование элементарных навыков самооценки
- Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии?
- Правильно, а что хотел узнать Коля?
- Да, и что мы с вами еще делали?
- Правильно, ребята, вам понравилось?
- Это хорошо, значит, мы с вами как-нибудь проведем еще больше экспериментов, а на этом наше занятие подошло к концу
- Мы помогали мальчику Коле
- Он хотел узнать о свойствах воды
- Проводили опыты с водой
Дети внимательно слушают воспитателя
Дети слушают педагога, отвечают на вопросы
-75%
Читайте также:
- Что является источниками нейтрино во вселенной кратко
- По каким показателям определяют доброкачественность поступающей рыбы на предприятия кратко
- Почему в европе 16 18 вв произошли буржуазные революции кратко
- Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология в доу презентация
- Что такое балка кратко