План по сказке иван царевич и серый волк 3 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературного чтения

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

- - развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

- наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

- развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

- воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Тип урока : урок систематизации знаний.

Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления.

Планируемый результат:

Личностные умения: проявлять эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок;

Метапредметные умения

Познавательные умения : определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение; определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; работать с текстом сказки; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения : формулировать собственное мнение и позицию;

формировать умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

Организационный момент. Психологический настрой.

Чтоб урок наш стал светлее

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь,

И друг другу улыбнитесь.

- Мы улыбнулись друг другу, улыбнитесь и гостям.

Мотивация учебной деятельности

- Сегодня на уроке я хочу, чтобы вы помогали друг другу, работали сообща, открыли для себя много нового и интересного и конечно, чтобы хорошее настроение всегда было с нами.

II. Актуализация опорных знаний.

1 . -Расшифруй те слово, записанное на доске. А что такое фольклор. (Устное народное творчество) Почему устное? Народное? Творчество? Мы с вами изучаем сейчас этот раздел по литературному чтению. Давайте вспомним, а какие жанры относятся к устному народному творчеству?

- Посмотрите на наше деревце и скажите, а какого жанра не хватает?

- Что такое сказка? Какие бывают сказки?

2 . - С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Давайте вспомним её содержание по плану, который вы сейчас составите.

(Работа в парах. Составление плана из разрезных полосок. Приложение 1)

1) С ад царя Берендея.

2) Встреча Ивана и серого волка

3) Поход за жар птицей.

4) Поход за конем.

5) Похищение Елены Прекрасной.

6) План волка и смерть Ивана

7) Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.

4. - А теперь я хочу вам предложить сами побывать в роли учителя и задать вопросы своим одноклассникам по содержанию сказки, а поможет нам в

этом ромашка Блума.

5 . - Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете содержание сказки. А теперь я хочу предложить вам взглянуть на нашу сказку с разных позиций. А помогут нам в этом шляпы. Послушайте притчу о шести шляпах. (Просмотр притчи. Работа в группах. Класс делится на пять групп по цвету шляп и делает анализ сказки с позиции своей шляпы. Синяя шляпа остаётся у учителя.)

Выступления детей. Учитель подводит итог.

Приложения к уроку.

План сказки. (Разрезать на полоски. Один набор на парту)

С ад царя Берендея.

Встреча Ивана и серого волка

Поход за жар птицей.

Поход за конем.

Похищение Елены Прекрасной.

План волка и смерть Ивана

Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше

обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

-Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

Материал для анализа

Белая шляпа.

Сказка повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения.

Жёлтая шляпа

Главный герой – волк - показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

Синяя шляпа

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. Поэтому эта сказка учит открытости, искренности. Представленные в ней звери – те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Чёрная шляпа

Красная шляпа.

Как составить план по рассказу "Иван царевич и серый волк"?

План сказки Иван царевич из серый - что писать?

План сказки Ивана царевича и серого волка, как сделать?

План пересказа сказки Иван царевич и серый, что писать?

План сюжета сказки Иван царевич и серый, что писать?

Краткий план сказки Иван царевич и серый, как сделать?

Как составить план:берем сказку в печатном варианте разделяем на событийные абзацы, перечитываем их и выделяем главную мысль.

Примерно можно так:

1.Похититель золотых яблок.

3.Встреча с серым волком.

4.Добывание золотой птицы.

5.Добывание золотого коня.

6.Добывание Елены Прекрасной.

8.Расставание с серым волком.

9.Погибель Ивана царевича.

  1. Сад Царя Берендея.
  2. Воровство яблок.
  3. Караул старшего сына.
  4. Караул среднего сына.
  5. Караул младшего сына. Встреча с жар-птицей.
  6. Отправление в путь всех братьев.
  7. Иван и серый волк.
  8. Иван и царь Афрон.
  9. Иван и конь.
  10. Иван и царь Кусман.
  11. Иван и Елена Прекрасная.
  12. Обман волка.
  13. Подлость братьев.
  14. Возвращение Ивана домой.

Сказка очень интересная, рекомендуется к прочтению для всей семьи.

Событий в этой сказке Б.Гримм не так много, поэтому пишем совсем коротенький план, который позволит пересказать все ее содержание без каких-либо проблем. Например, такой:

  • Гейнц пасет свою козу;
  • тяжёлая работа, надо жениться;
  • Трина - хорошая девушка и коза у нее есть;
  • предложение, свадьба;
  • Трине тяжело ухаживать за козами;
  • козы в хозяйстве утомительны, пчелы лучше;
  • обмен коз на улей;
  • Трина мечтает о сыночке;
  • гнев Трины, горшок с медом разбивается;
  • черепки на полу.

Или можно написать совсем укороченный вариант плана для пересказа, например так:

  • лень Гейнца;
  • предложение Трине;
  • лень Трины;
  • идея Трины;
  • обмен коз на пчел;
  • разбитый горшок.

"Рике с хохолком" - одна из самых известных сказок Шарля Перро, которая входит в школьную программу внеклассного чтения.

Составление плана сказки - важная часть ее пересказа, так как план помогает подробно запомнить содержание, не нарушить логику повествования.

План сказки "Рике с хохолком" может выглядеть так:

  1. Рождение некрасивого Рике с хохолком.
  2. Договор королевы с волшебницей.
  3. Ум и сообразительность Рике.
  4. Рождение прекрасной, но глупой принцессы.
  5. Встреча принцессы и Рике в лесу.
  6. Договор принцессы и Рике.
  7. Предательство принцессы.
  8. Встреча принцессы и Рике.
  9. Прекрасное преображение Рике.


Сказ "Таюткино зеркальце" относится к циклу сказов про Хозяйку Медной горы. Однако сама Хозяйка в нем не фигурирует, а лишь упоминается. Сказ повествует о горнорабочем Гавриле, оставшимся вдовцом на руках с маленькой дочкой Таюткой. Т.к. дома оставлять ее было не с кем, Гаврила стал брать ее с собой в шахту, одевая в одежду умершего брата. Когда Гавриле (Гане, как называет его рассказчик) велено было очистить в одном месте руду до крепкого потолка (т.е. до того места, где руда крепко держится), он взял с собой дочку и пошел в шахту. Девочке было скучно, она начала разгребать руду и увидела в ней свое отражение. Когда подбежавший на зов ребенка Ганя начал очищать нужное место в забое, из-под кайлы пошла руда с блеском, и в итоге Ганя вырубил огромное зеркало из руды, а Таютка подобрала точно такое же, только размером с ладонь. Напарник Гани Полукарпыч сказал девочке, что это ей подарок от Хозяйки Медной горы. Узнав о необычной зеркале, его захотела увидеть барыня, спустилась в шахту, но когда подошла посмотреть на это чудо, из зеркала в нее вылетел кусок руды. Со временем зеркало осыпалось, а Таюткино - маленькое -сохранилось. Большого счастья оно ей не принесло, но жизнь не хуже других прожила. Зеркальце внучке передала.

  1. Рассказ о зеркальной руде и упоминание о том, что такая руда - плохая примета (Хозяйка Медной горы зеркало разбила - сердится).
  2. Рассказ про надзирателя Ераско Поспешая.
  3. Рассказ про самого безропотного работники Ганю и его семью (смерть жены и сына, про дочь Таютку).
  4. Ганя стал брать Таютку с собой в шахту.
  5. В забое пошла зеркальная руда.
  6. Ганю отправили очистить этот забой. Он берет с собой дочку.
  7. Таютка начинает играть с рудой, и из-под ее рук появляется огромное зеркало.
  8. В груде руды Таютка находит маленькую копию большого зеркала.
  9. Екаско Поспешай докладывает о огромном зеркале барыне. Барыня спускается в шахту.
  10. Концовка, Упоминание удачной судьбы Таютки. Наследование ее зеркала.

Если план тургеневского рассказа должен быть составлен в реальном времени, то предполагаю, что это, скорее всего, цитатный вариант, составленный из коротеньких выдержек из оригинального текста, прочитав которые вы понимаете о чем вся история. Предлагаю посмотреть следующий вариант в цитатах указанной в задании истории про воробья, человека и Трезора:

SqF3tkmbVxJeZxpBZDQ1tCsfWeJgoBnS.jpg

Вторым этапом переводим свой цитатный план в реальное время, т.е. меняем глаголы прошедшего времени на настоящее. Теперь план будет выглядеть так:

0WgL2Gf4cDjurpIDYRt8Nd0fhyC0SgO.jpg

В выполненном домашнем задании по литературе/литератур­ ному чтению, мы получили план, где сохранено повествование, которое идет от автора, а все его участники: сам автор, воробьи (птенец и родитель) и собака Трезор выполняют свои действия в настоящем времени.

Смотрите два плана, былина разделена на 12 частей, название каждого пункта цитатного плана соответствует названию простого плана. если цитата заканчивается запятой, то саму запятую не ставить а продолжить фразу многоточием. Если цитата заканчивается точкой, то на конце ставятся ковычки

Цитатный план былины "Садко"

1 "И третий не зовут на почестен пир". В этой части рассказ, как Садко три дня ходил играть на гуслях. Но его игру никто не слушал.

2 "Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Показался царь морской". В этой части Садко внезапно видит, как на поверхности водной глади появляется царь морских владений.

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

четверг, 24 сентября 2020 г.

Как разделить на три части сказку "Иван царевич и Серый волк" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 39.

УКМ "Школа России"

10. Раздели сказку на три части. Озаглавь их.

Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк" относится к жанру волшебных сказок. Её главный герой - младший сын царя Берендея Иван.

Иван-царевич отличился при поимке похитника, ворующего золотые яблоки. Им оказалась жар-птица. Но получив перо жар-птицы, Берендей пожелал обладать всей птицей и сыновья его отправились на поиски.

Иван встретился с серым волком и тот стал ему верным другом, потому что съел коня царевича. Серый волк помог Ивану найти не только жар-птицу, но и коня, и Елену Прекрасную.

А потом спас Ивана, которого погубили коварные и завистливые братья.

Разделим сказку "Иван царевич и серый волк" на три смысловых части:

  1. Пропажа яблок, поимка вора, перо жар-птицы.
  2. Поиски жар-птицы, знакомство с серым волком, обретение жар-птицы, коня и Елены.
  3. Коварство братьев, смерть и воскрешение Ивана, месть и возвращение.
  1. Перо жар-птицы
  2. Мудрый серый волк
  3. Смерть и спасение

Это очень простой и короткий план. По нему сложно будет пересказать события сказки, и поэтому я предлагаю ещё и более сложный план, в котором три основных пункта разбиты на подпункты.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

понедельник, 12 февраля 2018 г.

Иван Царевич и Серый волк

Русская народная сказка "Иван Царевич и серый волк"

Жанр: народная волшебная сказка.

Читайте краткое содержание похожей сказки:
Жуковский В. "Сказка о Иване-царевиче и Сером волке"

Главные герои сказки "Иван Царевич и Серый волк"

  1. Иван Царевич, главный герой, не смог поймать жар-птицу в саду, потом провалил несколько заданий и даже был убит.
  2. Серый волк, благородный и честный. Знает все на свете и ни перед чем не останавливается. Верный друг, и страшный враг.
  3. Царь Берендей, не долго грустил по непутевым старшим сыновьям.
  4. Старшие братья Ивана, ленивые и завистливые, убили брата ради его добычи.
  1. Вор в саду
  2. Перо жар-птицы
  3. Серый волк
  4. Золотая клетка
  5. Златогривый конь
  6. Елена Прекрасная
  7. Замена
  8. Смерть Ивана
  9. Возвращение.
  1. Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея.
  2. Сыновья отправляются в путь, коня Ивана съедает Волк.
  3. Иван не мог украсть жар-птицу, его послали за конем
  4. Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной.
  5. Волк помогает добыть Елену Прекрасную
  6. Братья убивают Ивана, Волк его оживляет, счастливый финал
  1. Волшебное существо - жар-птица
  2. Волшебный помощник - Серый волк
  3. Путешествие и задания главного героя
  4. Троекратные повторы - три сына, три задания.
  5. Зачин и концовка.

Сравнение иллюстраций Билибина и Васнецова к сказке "Иван Царевич и Серый волк" можно посмотреть тут.

Главная мысль сказки "Иван Царевич и Серый волк"
Если кто-то тебе один раз помог, то ты ему тоже помочь должен.

Чему учит сказка "Иван Царевич и Серый волк"
Сказка учит помогать тем, кто когда-то помог тебе. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым.

Отзыв на сказку "Иван Царевич и Серый волк"
Сказка "Иван Царевич и Серый волк" мне очень понравилась. Особенно мне нравится Серый волк, который является главным героем этой сказки. Он фактически делает за Ивана всю работу, учит того и спасает от всех опасностей. Волк в этой сказке благородный и добрый, но если кто-то поступает нечестно, то он может и наказать. В этой сказке много приключений и счастливый конец.

Пословицы к сказке "Иван Царевич и Серый волк"
Долг платежом красен.
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Дорога помощь вовремя.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Иван Царевич и Серый волк"
Было у царя Брендея три сына и прекрасный сад с золотыми яблоками. Но повадился некто эти яблоки воровать и опечалился царь. Решили его сыновья поймать вора. Вот только старшие братья проспали всю ночь в карауле. Только младший сын, Иван, дождался вора и вырвал перо Жар-птицы.
Послал Берендей сыновей за жар-птицей. Старшие в одну сторону поехали, младший - в другую.
Лег спать Иван Царевич, проснулся, а коня нет, только косточки лежат. Тут и Серый волк появился. Расспросил Волк Ивана и решил помочь ему.
Довез до царя Афрона и наказал птицу поймать, а клетки не трогать. Но Иван тронул клетку и его самого поймали. Пришлось ехать за конем к царю Кусману.
Там история повторилась, только Иван уздечкой позарился. Пришлось к царю Далмату за Еленой Прекрасной ехать.
Тут уж волк все сам сделал и похитил Елену Прекрасную.
Возвращаются они. Волк в Елену Прекрасную превратился и царю Кусману его отдали. Отдал Кусман коня. Едут дальше, Волк Ивана догоняет.
Превратился Волк в коня и отдал царь Афрон жар-птицу. Опять Волк убежал.
Расстались Волк и Иваном. Поехал дальше Иван один. Устал, лег поспать, тут и братья его подоспели. Ивана убили, все добытое себе забрали.
Стали вокруг Ивана вороны кружить. Серый волк появился, вороненка поймал, отправил ворона за живой водой. Сбрызнул Ивана и ожил Царевич. Догнали они братьев, и Серый волк их убил.
Вернулся Иван Царевич, женился на Елене Прекрасной и стали весело жить.

Читайте также: