План по самообразованию воспитателя старшей группы детского сада

Обновлено: 02.05.2024

Здесь представлены примерные темы для самообразования воспитателей. Нажмите на ссылку, выделенную синим цветом, и переходите к нужной теме самообразования.
Внимание! Планы есть не на каждую тему!
Если кому-то поможет эта информация, буду очень рада!
Итак, перечень тем:
1. Активизация словаря детей младшей возрастной группы.

20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.

26. Правила дорожного движения для дошкольников.

27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.

28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.

29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

30. Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста.

31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).

32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через

36. Развитие мелкой моторики дошкольников.

38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.

39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.

40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

41. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.

42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.

43. Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.

45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.

46. Речевое развитие дошкольников

47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

49. Роль загадки в развитии дошкольника.

50. Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям.

51. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

52. Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

53. Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников.

55. Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

56. Театрализованная деятельность как средство развития креативной
личности ребёнка.

58. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.

59. Формирование коммуникативных качеств у детей
младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.

60. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего
дошкольного возраста через общение с природой.

61. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

62. Формирование начал экологической культуры дошкольников.

67. Художественно-речевое развитие детей через совместную
театрализованную деятельность детей и родителей.

42 комментария:

светлан
план по самообразованию на тему овладение методикой работы с детьми

план по самообразованию (содержание)художественная литература как средство всестороннего развития детей

план по самообразованю на тему оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение

Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.

хотелось скачать тему 7

Здравствуйте! хотелось бы скачать тему 44

Добрый день! Очень нужна тема №42 и №43 по сенсорике. как скачать? Заранее благодарна.

Девочки, дорогие, у меня нет планов самообразования по всем этим темам! Это просто перечень тем. Планы есть пока на темы номер 1, 2, 12, 16, 25, 34, 48, 49, 63, 64 (нажав на название темы, вы перейдёте по ссылке и попадёте на страницу с планом по самообразованию на эту тему).

Нужна тема №53. Спасибо!

51 очень нужна тема

добрый день! помогите мне пожалуйста, очень нужна тема (самообразование профилактика речевых нарушений у детей 6-7 лет через проектную деятельности)

Помогите составить тему по Городецкой росписи в саршей группе в соответствии с ФГОС ДО

У кого нибудь есть тема "Формирование графических навыков в старшем возрасте"? Заранее спасибо

У кого нибудь есть рабочая программа по самообразованию "ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПО ФГОС В ДОУ" СПАСИБО.

помогите составить тему по знакомству дошкольнмков с явлениями не живой природы

Подскажите тему по сенсорике для средней группы

здравствуйте. помогите пожалуйста план по самообразованию "развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Помогите правильно сформулировать тему по валеологии

план к 40 теме очень нужен

ПОМОГИТЕ С САМОАНАЛИЗОМ. ТЕМА ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ДЛЯ 1 МЛ ГРУППЫ

помогите пожалуйста ! тема" дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей 2-4 лет."

Здравствуйте, а когда будут планы на другие темы?

помогите, пожалуйста сформулировать тему самообразования проектная, исследовательская деятельность и лего конструирование в средней, старшей и подготовительной группах


Наталья Анатольевна, как здорово, что вы собрали все возможные темы в один список. Это большое подспорье для воспитателей. Кстати, каждая из этих тем может быть реализована педагогом, используя свои оригинальные методы и приемы. Таким образом, будет происходить индивидуализация каждой темы. Думаю, что выражу чувства большинства, посетивших ваш блог: огромное вам СПАСИБО!

Хотелось бы ознакомиться с темой 56

Большое спасибо за разнообразие тем. Хорошая подборка!

Добрый день. Хотелось бы узнать подробнее 18.

Добрый день.Хотелось бы узнать поподробнее темы номер36,68,69

Нужен план Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников.

Спасибо за темы по самообразованию.

Добрый вечер. Выбрала тему под номером 50. Очень интересно. Можете поделиться опытом? Заранее благодарна.

здравствуйте.Нужен план на тему под номером 52 и 35

Здравствуйте. Нужен план на тему под номером 52.

Здравствуйте,нужен готовый план по самооброзованию на тему рукоделия в подготовительной, старшей группе.

Здравствуйте Наталья Анатольевна. Спасибо вам большое за вашу огромную работу в подборе тем по самообразованию. Помогите пожалуйста с планом по темам самообр.№ 62,68,69.

Здрвствуйте. Помогите пожалуйста с планами самообразования по темам 62 и 68. Спасибо.

VarangaOfficial - варанга от грибка - все, что нужно знать об этом препарате. Воспользовавшись нашим сайтом, вы получите возможность узнать обстоятельную, полную информацию касающуюся представленного средства. Увидеть данные о клиническом тестировании геля, прочитать реальные отзывы пациентов и врачей. Ознакомиться с инструкцией по использованию, прочитать особенности и методы работы комплекса, уяснить, как работает крем Варанга, где можно купить оригинальный препарат и, как избежать покупки подделки. Мы скурпулезно проверяем размещаемые данные. Предоставляем посетителям нашего онлайн-ресурса сведения, почерпнутые только из авторитетных источников. Если вы нашли у себя признаки грибка или же долго и безрезультатно пытаетесь избавиться от этого неприятного коварного недуга, на нашем сайте вы отыщете быстрый и легкий способ решения проблемы. Присоединяетесь и живите полноценной, здоровой жизнью. Теперь все ответы можно отыскать на одном сайте.

Ошо сказал, что свобода человека возможна только в ситуации, если его будущее открыто, непредсказуемо. Сам механизм предсказания, основанный на метафорических картах, основан на чтении подсознания человека. И подсознание не скажет ни малейшего прикосновения к будущему, это прошлый опыт человека. Однако, поскольку человек часто ведет механистическую, бессознательную реальность, все, что в нее входит, определяется прошлым опытом, это похоже на хождение по кругу. Владелец примитивно повторяет опыт, который он уже прошел снова и снова, он не сможет сделать ничего другого, пока он без сознания, болезнь не способна достичь другой вселенной. Поэтому такому соискателю нетрудно предсказать будущее, потому что оно просто исходит из-под его прошлого. Вот почему все появившиеся системы гадания и предсказания будут работать в его глазах. Тем не менее, это необходимо для тех, кто хочет снова стать более здоровым и сформированным, более внимательным, что с этим происходит, а также что изменится. Человеку, который сознательно живет вашим существованием, негде предсказывать будущее, метафорические карты что это такое Потому что оно полностью открыто.

Но микрофинансирование, выдача займов, а кроме того, выдача пластиковых карт на территории российской федерации осуществляется только организациями, получившими специализированные лицензии. Займы/кредиты могут быть выданы на сумму от трех 000 в районе пяти 000 тысяч рублей включительно на срок до 156 недель. Проценты за просмотр кредита, чаще всего, варьируются от 20 долларов сша до 287,425 процента годовых. Кредиты под 0% возможны при определенных обстоятельствах для конкретного кредитора. Условия действительны по состоянию на 01.07.2021. Пример расчета общей стоимости кредита: 15 000 рублей. И сроком на 12 недель; проценты за определенное время составят 2700 рублей. Сервис mybank предоставляет только брокерские ресурсы и не всегда предоставляет кредиты непосредственно клиентам. За обслуживание сервиса взимается плата в размере от 98 до 496 рублей. Для использования обработки звонков и их распространения во многих банках или мфо. Обработка запроса на банковскую карту, кредит, обеспеченный ptc, или кредит могут быть обнаружены бесплатно в соответствии со вкусом услуги. Вам понадобится только удостоверение личности и номер вашего любимого мобильного телефона. В случае, если вам понравилась эта статья, после которой вы хотите перейти к более подробной информации о займы 5000 рублей, Пожалуйста, загляните на новостной сайт.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Безымянный.bmp

1. План самообразования.

2. План работы на год.

3. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.

5. Консультации для родителей

1. ФИО – Климович Наталья Юрьевна.

2. Образование – среднее профессиональное.

4. Работа начата – 1. 09. 2017.

5. Предполагается закончить – 31. 05. 2018.

6. Цель – Повысить профессиональную компетность с систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ГОС.

- повысить свой теоретический и научно – методический уровень. через подборку и изучение методической литературы;

- проанализировать условия. созданные в детском саду для патриотического воспитания;

- разработать консультации для родителей;

- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников; - провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

8. Перспективы при продолжении работы на следующий год

- изучить новинки методической литературы;

- в работе с родителями включить организацию совместных праздников

План работы на год

Изучение методической литературы

Работа с детьми

1. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

1. Ознакомление с символикой России и Нижегородской области.

1. Ознакомление с традициями русского народа.

2. Изготовление папки «Народный костюм.

1. Ознакомление с традиционными блюдами России.

1. Эстафета. посвященная Дню защитника отечества.

Работа с семьёй

1. Чтение литературы о Родине, о ВОВ и других исторических событиях.

1. Информация для родительского уголка.

1. Консультации для родителей.

1. Консультации для родителей.

1. Показ открытого мероприятия.

1. Консультации для родителей.

1 Информация для родительского уголка.

1. Выставка работ.

1. Консультации для родителей.

1. Информация для родительского уголка.

1. Работа по благоустройству территории детского сада.

1. Проведение субботника

1. Показ открытого мероприятия.

1. Отчёт по теме самообразования.

1. Выступление на педсовете.

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста,

* отсутствие теоретических и методических разработок.

В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Формы и методы работы.

• Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

• Схемы, рисунки мелом.

• Метод решения проблемных ситуаций.

• Чтение художественных произведений

• Виртуальные прогулки и экскурсии . Праздники.

• Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры. • Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.

• Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.

• Встреча детей с защитниками Отечества.

• Работа в книжном уголке.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" . Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Елена Евсейчик

Елена Евсейчик

Елена Евсейчик запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📌

Подборка материала:
"ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ"
(Делимся опытом и мастерством педагогов ДОО)

Воспитательница сидит за столом с блокнотом и ноутбуком

Одна из профессиональных задач современного педагога детского сада — быть в курсе всего нового, что исследуется и внедряется в области дошкольной педагогики, психологии. Кроме того, воспитатель должен постоянно повышать своё педагогическое мастерство и уровень эрудиции. Важной формой методической работы, направленной на достижение этих целей, является самообразование.

Важные аспекты теории

Целенаправленный процесс ознакомления с методическими теориями и их практическим использованием в работе с маленькими воспитанниками детского сада называется самообразованием педагога ДОУ.

Хороший педагог — ищущий педагог. И ищет он, прежде всего, ответы на вопросы, которые в его профессиональной деятельности вызывают затруднения. В этом заключается определённый Федеральным государственным образовательным стандартом принцип выбора темы для самообразования. Кроме того, стремительно меняющийся современный мир требует от педагога постоянного саморазвития и учёта актуальных образовательных тенденций.

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи

Среди факторов, определяющих необходимость самообразования для воспитателя старшей группы (дети 5–6 лет), можно выделить:

  • знакомство с опытом коллег и освоение актуальных педагогических технологий (дети старшего дошкольного возраста — это уже не детсадовцы в привычном понимании, это будущие первоклассники, а значит, воспитатель должен сосредоточиться на элементах образовательной работы, связанной с подготовкой к школе);
  • систематизация изученных методик, позволяющих оптимизировать работу с детьми старшей группы (несмотря на то что педагог занимается самообразованием не первый год, а темы в соответствии с рекомендациями методистов и ФГОС выбирает близкие друг другу, объёмы обновляющейся информации постоянно растут, так что воспитателю приходится быть в курсе);
  • создание условий для полноценного физического, умственного, психического и эмоционального развития подрастающего поколения (эта цель неизменна для любой формы работы с детьми).

Воспитательница показывает детям картинку с изображением солнца

Самообразование помогает обогатить методическую копилку педагога

Задачи

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:

  • регулярный мониторинг новой методической литературы (в условиях интернет-пространства эта важная задача решается без особых усилий — достаточно сделать запрос в поисковике);
  • обращение к классическим образцам теории и практики работы воспитателя старшей группы в детском саду (постоянное обращение к лучшим образцам профильной литературы позволит освежить в памяти какие-то методические моменты, а также оценить рациональность и продуктивность использования новых методов, технологий);
  • внедрение элементов разных педагогических технологий в личную практику (безусловно, это ключевая задача самообразования — разнообразить формы взаимодействия педагога с малышами);
  • попытки обобщать и распространять полученный опыт (в споре рождается истина — этот постулат справедлив для методической работы, которая нуждается не только в практическом освоении, но и, особенно учитывая возраст подопечных, всестороннего рассмотрения и анализа теории вместе с коллегами).

Принципы самообразования

Чтобы процесс самообучения был результативным, воспитатель должен строить работу по определённым принципам.

Мальчик и две девочки с игрушками в руках

Какой бы приём работы ни исследовался воспитателем, он должен быть понятным и доступным детям на практике

Формы работы

Для всестороннего рассмотрения темы самообразования педагог должен учитывать то, что работать ему придётся в трёх направлениях:

  • с детьми;
  • с коллегами;
  • с родителями.

При этом для каждого направления воспитатель подбирает определённые формы работы. С детьми работа ведётся в форме:

  • учебно-воспитательных занятий (в виде игр, подготовки постановок, открытых уроков);
  • на прогулках (на всех этапах — наблюдения, трудовой деятельности, игры, индивидуальной работы);
  • выполнения режимных моментов (в качестве базы для реализации тем, связанных с культурой здоровья).

С коллегами педагог взаимодействует в форме:

  • взаимопосещения занятий (с целью обмена опытом и мониторинга успешности внедрения авторских разработок в рамках самообразования в практическую деятельность);
  • выступлений на педагогических советах;
  • участия в заседаниях методического объединения педагогов детского сада (в виде подготовки презентаций, докладов и т.п.);
  • публикации в профильных периодических изданиях и на сайтах, посвящённых методической работе в детском саду, ведение авторского блога;
  • посещения курсов повышения профессиональной квалификации;
  • участия в конкурсах профессионального мастерства и рефлексией по их результатам (в виде публикаций или выступлений).

Работа с родителями организуется в виде:

Воспитательница показывает родителям, сидящим по кругу, как выполнять движения рукой

Круглые столы, как и другие формы группового общения с родителями, позволяют определить круг проблемных вопросов, связанных с обучением, развитием и воспитанием детей

Из вышесказанного можно сделать вывод, что рассмотрение темы по профессиональному и личностному самосовершенствованию ведётся в двух форматах:

  • индивидуальном (когда воспитатель организует работу с детьми своей группы, посещает занятия коллег, готовит родительские сборы);
  • групповом (обобщение и передача опыта совместно с коллегами, например, создание авторских программ образования, обсуждение проблемы с родителями, методическим коллективом).

Темы для самообразования воспитателя старшей группы

Тематика вопросов, рекомендованных ФГОС, является общей для педагогов, работающих с детьми разного возраста. Но при этом воспитатель старшей группы рассматривает их в разрезе актуальности для работы с ребятами именно 5–6 лет. В частности, это темы, касающиеся выработки предпосылок учебной деятельности (развития навыка письма, чтения и элементарного литературного анализа текста). При выборе тем, связанных с воспитанием моральных качеств (доброты, отзывчивости, честности и порядочности), воспитателю нужно иметь в виду, что старшие дети, в отличие от малышей второй младшей, средней групп, не просто копируют поведение и отношения взрослых, а расцвечивают эти характеристики собственным опытом, своими представлениями.

Это интересно. Всегда актуальными будут блоки вопросов, связанных с практическим освоением здоровьесберегающих технологий, формированием навыков безопасной жизнедеятельности.

  1. Методы и средства амплификации развития (увеличения количества разрабатываемых навыков) дошкольника.
  2. Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  3. Индивидуальный подход в работе с воспитанниками старшей группы.
  4. Средства и методы формирования у старших дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности (например, изучения ПДД).
  5. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  6. Руководство игровой деятельностью воспитанников старшей группы.
  7. Воспитание доброты у старших дошкольников.
  8. Воспитание отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
  9. Воспитание целеустремлённости у воспитанников ДОУ.
  10. Воспитание честности и правдивости у старших дошкольников.
  11. Формирование представлений о малой родине у старших дошкольников.
  12. Развитие творческих способностей у детей старшей возрастной группы.
  13. Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  14. Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  15. Формирование у детей старшей группы представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  16. Ознакомление старших дошкольников с биоценозом леса (луга, водоёма).
  17. Формирование у старших дошкольников представлений о космосе.
  18. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  19. Формирование у воспитанников старшей группы представлений о форме, величине, пространственных отношениях объектов.
  20. Формирование у старших дошкольников понятия числа.
  21. Развитие форм общения у старших дошкольников.
  22. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (в общении, игре).
  23. Обучение детей 5–6 лет элементарному анализу литературного произведения.
  24. Обучение воспитанников старшей группы пересказу литературных произведений.
  25. Обучение воспитанников старшей группы выразительному чтению стихотворений.
  26. Творческое рассказывание в детском саду.
  27. Обучение грамоте в ДОУ.
  28. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
  29. Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  30. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  31. Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
  32. Создание психологического комфорта в старшей группе ДОУ.
  33. Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  34. Преемственность дошкольного и начального образования.
  35. Психолого-педагогическая помощь семье в воспитании и развитии дошкольников.

А также есть ряд тем, которые касаются особенностей работы в детском саду в целом, то есть вне связи с возрастом подопечных:

  1. Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  3. Разработка парциальных программ дошкольного образования.
  4. Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
  5. Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  6. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  7. Качество дошкольного образования: критерии оценки.
  8. Общественные отношения в дошкольном образовании.

Обычно такие темы выбирают более опытные педагоги, которые на своём богатом опыте нашли ответы на все возникающие в группе рабочие вопросы. Иными словами, воспитателю есть чем поделиться в плане методики: пришло время систематизировать свою работу в аспекте передачи опыта молодым коллегам, то есть наставничества.

Система индивидуальной работы по самообразованию

Каждый элемент системы требует последовательного и детального рассмотрения.

Составление плана

Этапы проработки темы

Программа профессионального саморазвития включает 3 этапа работы.

Теоретический

Для начала воспитатель около месяца (август или сентябрь) занимается подбором литературы по теме, чтобы затем до конца учебного года детализировать те или иные тонкости изучения вопроса. Кроме того, педагог:

  • формулирует тему, цели, задачи и методы работы;
  • намечает систему практического применения теории;

Дети держат плакат с ПДД

Индивидуальные и творческие проекты детей являются обязательным элементом внедрения теории в практику

Практический

Этап внедрения теории в практику, охватывающий всё время работы над темой. Педагог должен:

  • систематизировать изученные материалы;
  • регулярно проводить учебно-воспитательные занятия с ребятами по выбранной теме, в том числе и открытые для коллег или/и родителей;
  • уделять внимание психолого-педагогическому просвещению семьи посредством проведения бесед, открытых занятий, создания памяток, анкет и опросов;
  • корректировать свою работу (находить наиболее приемлемые варианты практического воплощения теории, например, в форме ролевой игры, а не того же рисунка семьи при рассмотрении темы, связанной с домашним воспитанием);
  • создавать творческие отчёты о проработке каждого аспекта работы (фотоотчёты, видеоролики-отчёты, презентации).

Четверо детей в костюмах матрёшек

Театрализация может быть одной из форм творческого отчёта по самообразованию

Таблица: пример плана по саморазвитию (фрагмент)

Отчёт по самообразованию

Представление результатов работы может носить характер промежуточных итогов (после освоения каждого блока теории и его практического применения) и финальных (по завершении работы с конкретной темой самообразования). Формы представления будут немного отличаться.

Подведение промежуточных итогов подразумевает:

Финальные итоги подводятся после отработки всех аспектов темы. Заключительный отчёт включает:

  • информацию о внедрении инновационных методов педагогической работы;
  • презентацию опыта на конференциях, семинарах, педагогических советах, а также в рамках конкурсов профессионального мастерства (последнее является не обязательным, но желательным условием);
  • проведение мастер-классов или тематических семинаров (где участники представляются целевой аудиторией педагога, то есть детьми, родителями или коллегами);

Педагоги сидят полукругом в зале

Мастер-классы — это одна из форм самореализации педагога, направленная на практическую демонстрацию своего опыта

Педагоги сидят за столом, демонстрируют грамоты

В отчётность о проделанной работе по самообразованию включаются также дипломы и свидетельства, полученные за публикации, мастер-классы и методические разработки по теме

Если с письменным отчётом суть ясна: есть определённый план, которому оценивается работа, некоторые позиции могут меняться местами, дополняться деталями, то для творческих отчётов вариантов может быть много. Форма презентации, в отличие от фотоотчёта, хороша тем, что там присутствуют текстовые вставки.

Читайте также: