План по самообразованию воспитателя старшей группы детского сада по сказкам

Обновлено: 03.07.2024

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Цель работы по теме самообразования – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;

-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе именно сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Цель – Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

• Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планирую добиться следующих результатов:

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

- готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

План работы.

Месяц. Методы, цели, задачи.

Сентябрь. Подбор литературы.

2. Как узнать сказку? Познакомить детей с признаками, по которым мы узнаем сказку.

4. Любимые сказочные герои. Изобразительная деятельность по русским народным сказкам

Сказки про зверей.

4. Писатель -сказочник К. И. Чуковский Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Добрые дела Доктора Айболита.

Март-апрель. 1. Цветик-семицветик (Катаев В. П.) нравственный поступок девочки Жени.

Художественная деятельность по сказке (рисование по сюжету сказки).

Аппликация к сказке.

А как бы поступил я?

3. Театрализованное представление "В гостях у сказки" с участием родителей, воспитанников.

— Дети научились понимать смысл сказок,

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя,

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.


Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сказка как средство нравственного воспитания детей Сказка как средство нравственного воспитания детей Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня

на межаттестационный период

Сафиной ГюзельЗамилевны

воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного

«Детский сад № 13 « Ивушка”

г. Нурлат Республики Татарстан

(с 2014 по 20 19 г.)

Дата начало работы над темой: 1.09.2014г.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны , которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории , как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок , в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми , особенно в дошкольном возрасте ?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

Волю — сложное и многогранное качество личности.

Веру в себя — умение противостоять неудачам.

Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Обязательность — умение держать слово.

Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

Доброту и честность.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Содержание работы

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Поиск и выбор диагностик.

Совершенствовать уровень аналитических навыков.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Посещение РМО. Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение интерактивных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

План работы с родителями

2.Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

1.Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.

2.Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах, развлечениях).

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

2.Познакомить родителей предметно-развивающей средой группы.

1.Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:

Создать условия для духовно - нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.


Срок реализации: начало работы по теме 01.09.2014 по 30.05.2020 гг

Ожидаемые результаты:

1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.

3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.

4. Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.

5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

6.Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

7.Разработка методических рекомендаций для воспитателей


1.Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику : ноябрь - апрель.
4.Представление опыта работы по теме: май 2020г.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2019 год.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством русской народной сказки.

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.

Систематизировать опыт работы по теме.

Подготовить материал для работы с детьми.

Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

Разработать картотеки по развитию речи.

Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

Разработать систему мероприятий для детей младшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Пояснительная записка.

Актуальность данной тему заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Условия реализации:

Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детского образовательного учреждения и в кругу семьи.

Ожидаемый результат

овладение детьми грамматической структурой язык;

сформирована диалогическая и монологическая речь;

обогащен и активизирован словарный запас ребенка;

сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству;

проявление активности детьми на всех этапах ознакомления детей с фольклором.

Срок работы по теме самообразования: 1 год

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Формы работы

с педагогами

с родителями

Сентябрь-Ноябрь

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Изучение нормативных документов;

Выбор и определение темы самообразования;

Планирование работы по теме самообразования.

Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, сказок,т.д.).

Пополнение книжного уголка русско-народными сказками.

Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр.

Декабрь-Февраль

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию.

Изготовление дидактических игр по сказкам.

Изготовление масок для героев сказок. Пополнение книжного уголка.

Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам.

Пополнение книжного уголка русско-народными сказками.

Изготовление дидактических игр.

Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр.

Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию.

Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Изготовление масок для героев сказок.

Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр.

Организовать вечер сказок.

Оформление работы по самообразованию в полном варианте.

Изучение методической литературы по теме СО

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Читайте также: