План по самообразованию воспитателя детского сада средняя группа по развитию речи
Обновлено: 06.07.2024
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша . Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем , который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Я определила цель своей работы : формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений .
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через дидактическую игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
- Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
- Формировать грамматический, лексический строй речи;
- Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
- Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
- Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
- Пополнять словарный запас детей за счет дидактических игр;
- Развивать мелкую моторику рук.
Ожидаемые результаты: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
Этапы работы над темой:
I этап - Организационно-диагностический
Цель: работа данного этапа заключалось выборе и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.
II этап – Теоретический
Цель: изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте; формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т. д.)
III этап - Обобщающий
Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Систематичность обеспечивается проведением разнообразных дидактических игр : на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.
Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.
Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей. Проведение диагностических исследований дошкольников по
Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей.
Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Использование метода проектов, как средство речевого развития.
Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи.
Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.
Посещение открытых занятий в ДОУ.
Презентация своего опыта работы.
Индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Углубление сотрудничества с родителями.
Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.
Повышение педагогической компетентности родителей.
.Дидактические игры :
Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.
Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.
Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
Проведение открытого занятия по развитию речи у детей.
• О. С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детскомсаду. Москва ТС Сфера 2004г.
• О. С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
• О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения,конспекты. Москва ТЦ Сфера
• Ф. А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва
• А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 1991г.
• В. В. Гербова. Картинки по развитию речи. -М. : Прсвещение, 1985г.
Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. К. Д. Ушинский Хорошая речь – важнейшее условие.
Развитие связной речи у дошкольников — важное направление в работе воспитателя детского сада. Ему необходимо постоянно искать новые способы и методические приемы активизации речевой деятельности детей. Данная проблема является одной из наиболее актуальных тем по самообразованию работников ДОУ. Приведем образец такого плана самообразования.
Актуальность проблемы развития речи
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является:
- повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- разработать перспективный план реализации проблемной темы;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
- представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.
Форма отчетности
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
- картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;
- памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
- открытое занятие по развитию речи;
- выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.
Прогнозируемые результаты
Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:
- совершенствование образовательного процесса;
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
План реализации научно-методической темы по самообразованию
Реализация научно-методической темы по самообразованию проходит в несколько этапов:
№ п/п
Форма работы
Сроки реализации
Предполагаемый результат
Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.
Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.
Определение проблем в речевом развитии детей.
Изучение литературы по теме.
Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.
Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей.
на протяжении года
Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Использование метода проектов, как средство речевого развития.
Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи.
Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.
Посещение открытых занятий в ДОУ.
Обмен опытом с коллегами.
Проведение открытых занятий по развитию речи у детей.
Презентация своего опыта работы.
Индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Углубление сотрудничества с родителями.
Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.
Повышение педагогической компетентности родителей.
Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.
Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.
Презентация итогов работы по самообразованию.
План по самообразованию воспитателя ДОУ не имеет стандратной структуры. Форма его составления может быть различной и определяется требованиями конкретного образовательного учреждения к оформлению деловой документации. В соответствии с этим воспитатель может вносить изменения в представленный образец, заменяя или добавляя определенные графы.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Все это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи.
Тема: Развитие связной речи детей среднего возраста.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Развивать умение составлять рассказы с опорой на схему, описательные рассказы по сюжетным картинкам.
- Умение строить диалог и монолог.
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Формы работы
-Подбор и изучение литературы по теме.
-Подбор дидактических игр и упражнений,
-Подбор сюжетных картин,
-Памятки для родителей по обучению связной речи.
-работа над пересказами с использованием опорных схем.
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.
-игры и упражнения для развития речи (О.С. Ушакова).
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.
-работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам.
Учить детей рассматривать картинку и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.
-развитие речи и личности в сказко - терапии.
Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа, побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях, эмоциональных состояний.
-работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями.
-Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей.
-работа с загадками.
Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи.
-обучение сочинению сказок.
Учить детей сочинять сказку по модели -схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки
Читайте также: