План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи 3 4 лет

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Степанюкова Марина Александровна

Населенный пункт: Самарская область, г. Сызрань

Актуальность

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

ЦЕЛЬ: Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Воспитание звуковой культуры речи.

3. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

4. Освоение ребё нком социально закрепленного содержания слов: а) овладение детьми значения слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностей ;б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

5. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введения их в практику общения.

6. Самостоятельно строить связное высказывание.

План работы сентябрь-май 2016-2017гг.

Работа с родителями: Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

Работа с педагогами, самообразование : Изучить методологическую литературу по данной теме.

Работа с детьми: Активизация речи в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Работа с детьми: Активизация речи и словарного запаса в ходе подготовке к новому году. Новогодние прибаутки, сказки, стихи, песни.

Работа с педагогами, самообразование : Сказки и их роль в развитии речи детей 3-4 лет.

Работа с детьми: Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

Работа с родителями: Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

Работа с детьми: Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Работа с педагогами, самообразование :

Отчёт по теме самообразования за год. Выступление на итоговом педсовете.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2009

2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 2014.

3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2009.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2012.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 20013. Т.

6. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2015 г.

7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2009.

8. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи; Эксмо - Москва, 2013

9. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012

10. Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка; КАРО -, 2006

11. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года; Мозаика-Синтез - Москва, 2010

12. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Самообразование воспитателя: Левченко Л.М.

hello_html_239ef325.jpg

2019 - 2020г.

Активизация словаря детей 3-4 лет.

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, закрепить и развить словарный запас у детей, научить активизировать творческие и мыслительные процессы и учить находить своё решение проблемы.

Задачи:

Повысить свой собственный уровень знаний путём изучения новой литературы, изучение новейших публикаций в сети интернет.

Разработать перспективный план работы с детьми младшей группы.

Подготовить папку картотек игр по развитию речи для детей младшей группы.

Актуальность темы:

Актуальность состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.

Словарь дошкольника на четвёртом году жизни пополняется названиями предметов. С которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребёнка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретает ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырём годам 9правильное звукопроизношение. Становление интонационной стороны речи, умение передавать интонации вопроса, просьбы восклицания).

Ребёнок накапливает определённый запас слов, содержащий все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояние, вместе с тем, начинается активное употребление прилагательных и местоимений.

У ребёнка формируются обобщающие функции слов. В его речи появляется множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных уменьшительно-ласкательные суффиксы, формы настоящего и прошедшего времени глаголов, повелительного наклонения. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, получают отражение причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы.

Дети осваивают навыки разговорной речи, излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типов. Овладение основными грамматическими формами так же имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространённых предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремлению к созданию новых слов диктуется ребёнку творческим осмыслением богатств родного языка.

Детям четвёртого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребёнка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Эти и другие особенности речевого развития детей четвёртого года жизни определяют содержание моей работы.

План по самообразованию педагога.

Предлагаемый результат:

-Повышение степени самостоятельности в воспитательной деятельности.

-Организация сотрудничества педагога и воспитанников между собой.

-Творческая активность воспитанников.

Основные направления в работе:

Словарная работа.

Основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни; активизации разных частей речи, не только существительных. Но и прилагательных, глаголов.

В целом словарная работа направлена на поведение ребёнка к пониманию значения слова, обогащения его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Воспитание звуковой культуры речи.

Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Пристальное внимание необходимо уделять воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия развития речи. От звукового формирования речи зависят эмоциональность и выразительность высказывания, поэтому важно научить ребёнка отчётливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулировать темп речи в связном высказывании.

Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, чёткое артикулированное их в звукосочетаниях и словах) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других речевых задач.

Формирование грамматического строя речи.

В младшей группе большой удельный вес занимает работа по освоению детьми грамматического средств языка, ориентирующая ребёнка на поиск правильной формы слова.

Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе осуществляется посредством специальных игр и упражнений.

Активизация в речи ребёнка пространственных предлогов одновременно подводит его к употреблению падежных форм. Большая работа проводится по обучению разных способам словообразования. Шире используются глаголы для обучения образованию повелительной формы, для освоения детьми приставочного способа образования глаголов. Особое место занимает ознакомление детей с образованием звукоподражательных глаголов.

Необходимо формировать у младших дошкольников умение образовывать видовые пары глаголов. Следует формировать у детей умение строить предложение разных типов – простые и сложные.

Работу над грамматическими формами слова и предложения надо рассматривать в тесном единстве со словарной работой и развитием связной речи.

4.Развитие связной речи.

Взаимосвязь в решении разных речевых задач является предпосылкой для развития связной речи. Детей подводят к пересказыванию литературных произведений, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем без них.

При рассматривании картин дошкольников надо учить отвечать на вопросы по содержанию и подводить к составлению коротких рассказов сначала со взрослыми, затем самостоятельно.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, её качеств и действий, назначение предметов, и подводить к составлению коротких рассказов со взрослыми и самостоятельно.

Необходимо формировать у детей представления об элементарной структуре высказываний, описательного и повествовательного типа. Обучая детей составлять рассказы повествовательного типа, надо развивать умение видеть структуру рассказа. Нужно детей знакомить с разнообразными схемами построения повествования. В совместном рассказывании функцию планирования берёт на себя воспитатель. Учитывая разный речевой уровень, особое значение имеет индивидуальная работа с каждым, а также игровые формы обучения как на занятиях, так в не их.

5. Развитие коммуникативных умений.

Уделяется особое внимание развитию умения общаться у детей, пришедших из семьи, малоактивным и малоразговорчивым в общении с детьми и педагогом. Нужно развивать у младших дошкольников инициативную речь, умение поддерживать диалог со взрослыми, знакомить их с правилами элементарного культурного поведения. Нужно развивать невербальные средства общения, использовать их адекватно, учитывая коммуникативную ситуацию, ориентируясь на партнёра.

Нужно учитывать разный речевой и коммуникативный уровень детей. Особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребёнком, а также игровые формы обучения, как на занятиях, так и особенно в не занятий. Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых особенностей каждого ребёнка. Она проводится в утренние и вечерние часы и ставит целью развитие речевых способностей каждого ребёнка. Если проводить фонематические и грамматические упражнения, они могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. При этом важно развивать навыки диалогической речи: умение слушать взрослых, отвечать на вопросы, спрашивать самому.

В младшей группе продолжается работа по совершенствованию грамматического строя речи, накоплению и обогащению словаря. Большое место отводится подготовительной работе, направленной на развитие навыков связной речи. Особое внимание уделяется внимание уделяется звуковой культуре речи. Привлекая внимание к речи окружающих, воспитатель приучает детей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и сверстников. Для этого используются игровые ситуации. В повседневном общении нужно следить за темпом речи детей. В процессе работы по воспитанию звуковой культуре речи воспитатель широко использует наглядный материал

Задачи развития речи решаются во внеурочное время. Так, формирование грамматического строя речи осуществляется прежде всего в повседневном общении ребёнка с окружающим. Воспитатель развивает у детей речевую активность, потребность общаться, делиться друг с другом впечатлениями. Он поощряет их к рассматриванию картинок, лото, спрашивает о назначении предметов. Речевое дыхание, органы артикуляционного аппарата осуществляются на речевой гимнастике. Кроме того, в свободное время воспитатель организует и проводит игры, направленные на развитие речевого слуха, слухового восприятия.

План работы по теме (на один год).

2.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. -2-е изд., испр, и доп. Гербова В.В.М.: Мозаика – Синтез,2010г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада./ Под. ред. Сохнина А.Ф 2-е изд., испр.- М.: Просвещение 2004г.

Работа с детьми.

Картотека игр по речевому развитию для детей младшего возраста.

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных сюжетных картинок.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра

Использование мнемотаблиц в ходе:

Работа с семьёй.

Представление родителям информации по речевым играм и упражнениям используемых в детском саду и дома для развития речи у детей.

Рекомендации родителям по активизации словаря детей 3-4 лет.

Памятка для родителей.

Самореализация.

«Активизация речи детей 3-4 лет.

Консультация для воспитателей.

Используемая литература:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

Утверждаю зав. МДОУ

Д/С № 26 с. Покойное

Логачёва М. А.____________

Нескородовой Ирины Никифоровны

______9____ _____1 __________

(стаж работы) (кв. категория)

_____2 младшая ___________

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

1.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

Актуальность выбранной темы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Читайте также: