План по самообразованию логопеда доу на логопункте по теме песочная терапия

Обновлено: 05.07.2024

Методическая тема: Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ.

Сроки разработки темы : с 2012 года по 2017 год

Цель самообразования : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы .

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования .

Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

Организация образовательного процесса.

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру

Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

Сентябрь, январь, май

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка.

Участие в работе РМО учителей-логопедов

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.

Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Начало года, регулярно

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на 2016 – 2017 учебный год

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

Разработка программы коррекции на учебный год.

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера,

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

Ведение сайта ДОУ

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

3. Изучение специальной литературы.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

Изучение периодических изданий, методической литературы.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

План по самообразованию учителя-логопеда

на 2015 — 2016 учебный год

Индивидуальная тема самообразования:

Время работы над темо й: сентябрь 2015г – май 2016г

Источники самообразования:

обмен опытом на базе МБДОУ ,

обмен опытом на МО логопедов.

Результат работы:

консультирование педагогов МБДОУ;

размещение методических разработок на сайте МБДОУ ;

показ открытого занятия на МО логопедов;

Обоснование выбора темы:

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

Цель работы по данной теме: создание благоприятных условий для развития детей через использование метода песочной терапии.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы и прохождения курсов повышения квалификации по этой теме.

Разработать индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2018 гг.

Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования.

Создать необходимую развивающую среду.

Подготовить консультации для родителей и педагогов по теме самообразования.

Изготовить картотеку игр с песком.

Актуальность выбранной темы:

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок

воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Что нужно для игры в песке?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес,

Пройдя познания Дорогу.

Индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2018 гг.

Форма, способы изучения темы - виды оформления работы (сроки)

1. Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, Интернет-ресурсы)

Обучение на курсовой подготовке - Краткая аннотация (Август - сентябрь)

2. Составление индивидуального плана работы педагога и перспективного плана с детьми - Индивидуальный план, Перспективный план (Август - сентябрь)

3. Создание необходимой развивающей среды:

Подбор разнообразного мелкого материала (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и т. д.) - Песочница и мелкий материал (Сентябрь - октябрь)

4. Подбор игр с использованием песка и изготовление картотеки - Картотека игр (Октябрь - ноябрь)

5. Проведение с детьми занятий, игр с использованием песочной терапии - Конспекты занятий (В течении года)

7. Разработка конспекта открытого итогового занятия - Конспект занятия (Март)

8. Анализ собственной деятельности - Отчёт о проделанной работе (Май)

9. Подготовка фотоотчёта по проделанной работе - Фотоматериалы (Май)

Выход темы:

Отчёт о проделанной работе и выступление на педагогических чтениях.

Литература :

3. Гранина И. В. Песочная терапия в психотерапии. – Екатеринбург, 2002. – 65с.

4. Мешавкина Т. Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. 78 с.

5. Скавитина А. Аналитическая игра в песок (сендплэй) – дверь в королевство детства. – Москва, 2001.

6. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб, 2001.

Высказывания о песке и песочной терапии:

Карл Густав Юнг

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования

Название и форма работы - Цель (Дата)

2. Индивидуальные игры и упражнения с песком - Помощь детям в адаптационный период:

Преодоление стрессовых состояний;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии (В период адаптации по мере поступления детей)

4. Самостоятельная деятельность детей в песочнице - Развитие самостоятельности, любознательности и желания экспериментировать (В течении года)

Закрепить знания детей о свойствах песка и камня; развитие мелкой моторики рук (Февраль)

6. Рисование и составление узоров из песка - Развитие творческого воображения, художественных способностей, тактильной чувствительности (В течении года)

Использование элементов песочной терапии с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего.

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Использование песочной терапии в непрерывной образовательной деятельности

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Использование песочной терапии в непрерывной образовательной деятельности Мастер – класс. Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории Дегтярева Наталия Николаевна. Тема: Использование песочной.

Мастер-класс. Тема: Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию. Мастер-класс. Тема: Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию. Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 56

План по самообразованию педагога

Тема: «Песочная терапия

Выполнила: воспитатель Богачева Екатерина Владимировна

2019 -2020 учебный год

Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности;развитие речи детей через использование метода песочной терапии.

продолжатьобучать правилам работы с песком, вызывая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;

развивать точность понимания речи;

способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

активизировать словарный запас детей по разным темам;

используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

используя игры-инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

пробуждатьречевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка;

развивать речь, память, воображение, мышление, фантазию детей;

вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми .

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

Таким образом, развивается внутренний мир, художественное воображение, восстанавливается эмоционально – волевая сфера.

Формы работы с детьми:

совместная деятельность воспитателя с детьми:

индивидуальная работа с детьми

свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

индивидуальные и групповые беседы

оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)

привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

развитие речи детей и ее основных функций;

совершенствование у детей координации движений, мелкой моторики, ориентация в пространстве;

совершенствование навыков коммуникации;

закрепление представления об окружающем мире.

Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;

повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сведения об образовании и категории: высшее, категории нет.

Сроки реализации: 2018 – 2019 г.

Стаж работы: 2 года.

Цель: Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.

- Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.

- Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

- Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.

- Формирование произносительных умений и навыков.

- Устранять дефектное звукопроизношение.

- Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

- Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Актуальность темы:

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана.

Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей с речевыми нарушениями. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

недостаточное развитие артикуляционной моторики;

недоразвитие фонематического восприятия;

нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;

отклонения в нервно-психической сфере;

снижение уровня познавательной активности;

отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Предполагаемый результат:

Применение навыков детьми с нарушениями речи фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.

9. Форма самообразования: индивидуальная.

10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме;

- посещение учителей-логопедов ДОУ города;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

- самоанализ и самооценка

- подбор методических пособий и дидактических игр по теме (смотри приложение 1);

- обобщение результатов на заседании МО.

11. Практический выход:

- написание Рабочей программы учителя-логопеда;

- написание индивидуальных картдля детей с нарушениями речи;

12. Отчет о проделанной работе:

- написание аналитического отчёта за учебный год.

План работы по самообразованию

Практические выходы

- Конструирование Рабочей программы по коррекционно –

развивающей работе с детьми 5-го-6-го - 7-го года жизни с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, ФНР) в группах общеразвивающей направленности;

-Показ открытых мероприятий (занятия, игры, развлечения, праздники);

- участие в МО на ГМО логопедов;

- участие в семинарах, конференциях ДОО;

- отчёт по теме самообразования;

- выступление на итоговом педсовете;

- Разработать собственный сайт.

2. Изучение методической литературы

3. Опробирование методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ.

4. Разработать сборник консультаций для педагогов и родителей.

3. Работа с детьми

- индивидуальные занятия с детьми с речевыми нарушениями;

- результаты мониторинга детей: динамика звукопроизношения, развитие речи.

4. Работа с педагогами и родителями

1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.

2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи старших дошкольников.

1. Рекомендации родителям старшего возраста по развитию речи детей через артикуляционную гимнастику.

3. Рекомендации родителям и педагогам по активизации словарного запаса ребенка 5-7 лет.

4. Памятки для родителей.

4. Презентация по итогам работы.

Читайте также: