План по самообразованию логопеда доу на логопункте по теме песочная терапия
Обновлено: 05.07.2024
Методическая тема: Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ.
Сроки разработки темы : с 2012 года по 2017 год
Цель самообразования : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику на начало и конец учебного года;
Создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.
Обоснование выбранной темы .
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План самообразования .
Профессионально-педагогическая деятельность.
Содержание работы
Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.
Начало учебного года
Организация образовательного процесса.
Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.
Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.
Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру
Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.
Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника
Сентябрь, январь, май
Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка.
Участие в работе РМО учителей-логопедов
Наличие, ведение, обновление персонального сайта
Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.
Методическая работа.
Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.
Содержание работы
Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.
Начало года, регулярно
Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на 2016 – 2017 учебный год
Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.
В течение всего периода
Разработка программы коррекции на учебный год.
Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.
Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.
Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.
Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка
Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)
Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет
Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера,
Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.
Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов
По плану ст. логопеда
Ведение сайта ДОУ
Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.
3. Изучение специальной литературы.
Изучение и размещение материалов на сайтах:
Изучение периодических изданий, методической литературы.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
План по самообразованию учителя-логопеда
на 2015 — 2016 учебный год
Индивидуальная тема самообразования:
Время работы над темо й: сентябрь 2015г – май 2016г
Источники самообразования:
обмен опытом на базе МБДОУ ,
обмен опытом на МО логопедов.
Результат работы:
консультирование педагогов МБДОУ;
размещение методических разработок на сайте МБДОУ ;
показ открытого занятия на МО логопедов;
Обоснование выбора темы:
Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.
Цель работы по данной теме: создание благоприятных условий для развития детей через использование метода песочной терапии.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы и прохождения курсов повышения квалификации по этой теме.
Разработать индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2018 гг.
Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования.
Создать необходимую развивающую среду.
Подготовить консультации для родителей и педагогов по теме самообразования.
Изготовить картотеку игр с песком.
Актуальность выбранной темы:
Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.
Песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.
В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.
Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок
воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.
Что нужно для игры в песке?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру… Подобно Богу
Мы создадим свой мир Чудес,
Пройдя познания Дорогу.
Индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2018 гг.
Форма, способы изучения темы - виды оформления работы (сроки)
1. Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, Интернет-ресурсы)
Обучение на курсовой подготовке - Краткая аннотация (Август - сентябрь)
2. Составление индивидуального плана работы педагога и перспективного плана с детьми - Индивидуальный план, Перспективный план (Август - сентябрь)
3. Создание необходимой развивающей среды:
Подбор разнообразного мелкого материала (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и т. д.) - Песочница и мелкий материал (Сентябрь - октябрь)
4. Подбор игр с использованием песка и изготовление картотеки - Картотека игр (Октябрь - ноябрь)
5. Проведение с детьми занятий, игр с использованием песочной терапии - Конспекты занятий (В течении года)
7. Разработка конспекта открытого итогового занятия - Конспект занятия (Март)
8. Анализ собственной деятельности - Отчёт о проделанной работе (Май)
9. Подготовка фотоотчёта по проделанной работе - Фотоматериалы (Май)
Выход темы:
Отчёт о проделанной работе и выступление на педагогических чтениях.
Литература :
3. Гранина И. В. Песочная терапия в психотерапии. – Екатеринбург, 2002. – 65с.
4. Мешавкина Т. Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. 78 с.
5. Скавитина А. Аналитическая игра в песок (сендплэй) – дверь в королевство детства. – Москва, 2001.
6. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб, 2001.
Высказывания о песке и песочной терапии:
Карл Густав Юнг
Перспективный план работы с детьми по теме самообразования
Название и форма работы - Цель (Дата)
2. Индивидуальные игры и упражнения с песком - Помощь детям в адаптационный период:
Преодоление стрессовых состояний;
Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии (В период адаптации по мере поступления детей)
4. Самостоятельная деятельность детей в песочнице - Развитие самостоятельности, любознательности и желания экспериментировать (В течении года)
Закрепить знания детей о свойствах песка и камня; развитие мелкой моторики рук (Февраль)
6. Рисование и составление узоров из песка - Развитие творческого воображения, художественных способностей, тактильной чувствительности (В течении года)
Использование элементов песочной терапии с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего.
Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Использование песочной терапии в непрерывной образовательной деятельности Мастер – класс. Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории Дегтярева Наталия Николаевна. Тема: Использование песочной.
Мастер-класс. Тема: Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию. Мастер-класс. Тема: Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию. Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 56
План по самообразованию педагога
Тема: «Песочная терапия
Выполнила: воспитатель Богачева Екатерина Владимировна
2019 -2020 учебный год
Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности;развитие речи детей через использование метода песочной терапии.
продолжатьобучать правилам работы с песком, вызывая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;
развивать точность понимания речи;
способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
активизировать словарный запас детей по разным темам;
используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
используя игры-инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
пробуждатьречевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка;
развивать речь, память, воображение, мышление, фантазию детей;
вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми .
Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Таким образом, развивается внутренний мир, художественное воображение, восстанавливается эмоционально – волевая сфера.
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми:
индивидуальная работа с детьми
свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
индивидуальные и групповые беседы
оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей:
развитие речи детей и ее основных функций;
совершенствование у детей координации движений, мелкой моторики, ориентация в пространстве;
совершенствование навыков коммуникации;
закрепление представления об окружающем мире.
Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
Сведения об образовании и категории: высшее, категории нет.
Сроки реализации: 2018 – 2019 г.
Стаж работы: 2 года.
Цель: Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
- Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
- Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
- Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
- Формирование произносительных умений и навыков.
- Устранять дефектное звукопроизношение.
- Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
- Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
Актуальность темы:
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана.
Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей с речевыми нарушениями. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Данная проблема возникает по разным причинам:
недостаточное развитие артикуляционной моторики;
недоразвитие фонематического восприятия;
нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
отклонения в нервно-психической сфере;
снижение уровня познавательной активности;
отклонения в поведении детей.
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Предполагаемый результат:
Применение навыков детьми с нарушениями речи фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.
9. Форма самообразования: индивидуальная.
10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
- посещение учителей-логопедов ДОУ города;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка
- подбор методических пособий и дидактических игр по теме (смотри приложение 1);
- обобщение результатов на заседании МО.
11. Практический выход:
- написание Рабочей программы учителя-логопеда;
- написание индивидуальных картдля детей с нарушениями речи;
12. Отчет о проделанной работе:
- написание аналитического отчёта за учебный год.
План работы по самообразованию
Практические выходы
- Конструирование Рабочей программы по коррекционно –
развивающей работе с детьми 5-го-6-го - 7-го года жизни с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, ФНР) в группах общеразвивающей направленности;
-Показ открытых мероприятий (занятия, игры, развлечения, праздники);
- участие в МО на ГМО логопедов;
- участие в семинарах, конференциях ДОО;
- отчёт по теме самообразования;
- выступление на итоговом педсовете;
- Разработать собственный сайт.
2. Изучение методической литературы
3. Опробирование методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ.
4. Разработать сборник консультаций для педагогов и родителей.
3. Работа с детьми
- индивидуальные занятия с детьми с речевыми нарушениями;
- результаты мониторинга детей: динамика звукопроизношения, развитие речи.
4. Работа с педагогами и родителями
1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.
2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи старших дошкольников.
1. Рекомендации родителям старшего возраста по развитию речи детей через артикуляционную гимнастику.
3. Рекомендации родителям и педагогам по активизации словарного запаса ребенка 5-7 лет.
4. Памятки для родителей.
4. Презентация по итогам работы.
Читайте также: