Инновационный проект по экологии в доу

Обновлено: 30.06.2024

СТАТЬЯ в СМИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СИБИРСКАЯ АГРАРНАЯ ГРУППА"

АО "Свинокомплекс Уральский" начинает реализацию совместной с МАДОУ №1 "Детский сад Будущего" программы по экологическому воспитанию дошкольников.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ОГОРОД НА ОКНЕ"

Цель: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной, творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

- Формировать у детей знания о росте и потребности растений.

- Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.

- Формировать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

- Воспитывать бережное отношение и заботливое отношение к растениям.

- Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Вывод: Из семечки, луковицы, зёрнышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим рассаду: горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к изучению благоприятных и неблагоприятных условий, влияющих на рост и развитие растений.

Практической деятельностью является непосредственно участие детей в уходе за растениями. Дети ведут наблюдения за ростом растений и делают первые выводы.

После наблюдения и ухода за растениями дети, родители и педагоги будут высаживать выращенную рассаду в теплицу и на грядки.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА "ПЕРЕХОДИМ НА ЗЕЛЁНОЕ" (СОТРУДНИЧЕСТВО МАДОУ №1 "ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО" И АО "СВИНОКОМПЛЕКС УРАЛЬСКИЙ")

Распространение буклетов на тему: "Реализация экологического проекта"Переходим на зелёное" среди родителей всех возрастных групп

Проведение общего родительского собрания на тему "Реализация Экологического проекта "Переходим на зелёное" в МАДОУ №1 совместно с АО "Свинокомплекс Уральский"

РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА СТЕНДАХ В ГРУППАХ О РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА "ПЕРЕХОДИМ НА ЗЕЛЁНОЕ" В МАДОУ №1 "ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО" СОВМЕСТНО С АО "СВИНОКОМПЛЕКС УРАЛЬСКИЙ" С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Межмуниципальный конкурс детских театральных спектаклей на экологическую тему: "Зелёная планета" среди дошкольных образовательных учреждений ГО Богданович и ГО Сухой Лог

Конкурс направлен на развитие творческих способностей и дарований детей средствами театрального искусства, приобщение детей к театральному творчеству, приобщение детей к экологической культуре посредством экологических сказок, стимулирование творческого развития и роста коллективов, повышение исполнительского мастерства участников конкурса, а также на выявление и поддержку художественно одарённых детей.

УСТАНОВЛЕНА ТЕПЛИЦА, ВСЕ ГОТОВО К ПРОВЕДЕНИЮ АКЦИИ "ВЫРАСТИМ УРОЖАЙ СОВМЕСТНО СО СВИНОКОМЛЕКСОМ УРАЛЬСКИЙ"

В мае 2019 года, согласно плана реализации инновационного экологического проекта "Переходим на зелёное", нашими шефами - АО Свинокомплексом Уральским была установлена теплица и организована доставка земли. А также брендирование теплицы, жилеток и т.д., распространение буклетов и плакатов о предстоящей акции.

Цель акции: экологическое воспитание и просвещение детей, педагогов и и родителей через организацию совместной деятельности по высадке рассады в теплицу и на огород.

АКЦИЯ "ВЫРАСТИМ УРОЖАЙ СОВМЕСТНО С АО СВИНОКОМЛЕКС УРАЛЬСКИЙ"

10 июня 2019 года, прошла акция по высадке рассады на огород и в теплицу "ВЫРАСТИМ УРОЖАЙ СОВМЕСТНО С АО СВИНОКОМПЛЕКСОМ УРАЛЬСКИЙ". Данная акция прошла в рамках реализации

инновационного экологического проекта "Переходим на зелёное",

Цель акции: экологическое воспитание и просвещение детей, педагогов и и родителей через организацию совместной деятельности по высадке рассады в теплицу и на огород.

Участники акции: представитель АО Свинокомлекс Уральский - куратор проекта, менеджер по связям с общественностью - Бешлая Любовь Александровна, представители МАДОУ №1 "Детский сад Будущего": заведующая МАДОУ №1 - Алёшкина Наталья Николаевна, педагогический коллектив детского сада дети и родители (законные представители)

Метеостанция в МАДОУ №1 "Детский сад Будущего"

Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им то эти наблюдения доставляют целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений. Именно поэтому многие детки в детских садиках во главе со своими воспитателями строят местные метеостанции.

Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.

С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси нам удается наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, мы узнаем, в каком направлении дует ветер.

Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки измеряют количество осадков.

Снегомер- наблюдение за снежным покровом

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты.

Ветряной рукав помогает ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.

А вот компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток, компас находится в группе в центре природы, воспитатель совместно с детьми выносят его на прогулку ежедневно.

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.

А вот всевозможные вертушки являются не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и веселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.

Таким образом, воспитатели не только в теории рассказывают об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, но и закрепляют полученные знания на практике. Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.

Летом огород - что город!

В нем сто тысяч горожан:

Помидор, горох, капуста,

Кабачок и баклажан!

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Наличие огорода и теплицы в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, наблюдения и практическая деятельность по уходу за растениями. Огород и теплица в детском саду является очень приятным занятием, особенно летом, когда хочется посмотреть на цвета зелени. Огород и теплица в детском саду способствуют развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. У детей расширяется представления о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. А сколько радости доставляют детям первый урожай.

С помощью организации исследовательской и трудовой детальности в теплице и на огороде дети получили прекрасную возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде и в теплице дает возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И конечно, огород - это труд на свежем воздухе, который способствует сохранению и укреплению здоровья детей, гармоничному развитию. Коллективный труд на огороде и в теплице приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

В результате все детки испытали большое удовольствие, и у ребят появилась уверенность в своих силах, и убежденность, что они делают настоящую работу, доставляя радость окружающим людям.

На подготовительном этапе прошло формирвание экологического проекта с определением цели и задач, с охватом количества детей, педагогов и их родителей (законных представителей), содержанием работ и сроков.

В апреле 2019г. было проведено общее родительское собрание с родителями (законными представителями) и анкетирование родителей (законных представителей), чтобы они хотели получить от данного проекта?

Итак, в августе 2019 года в детском саду установили необходимую мебель, закупили специализированные наборы для экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности, педагоги работают над созданием различных коллекций, способствующих экологическому воспитанию познавательному развитию.

Второй этап реализации экологического проекта "Переходим на зелёное" завершён

ВТОРОЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЗАВЕРШЁН

Собранный урожай действительно порадовал. Каждый ребенок вышел на сбор урожая со своим лукошком. Радость от созревшего огурца, помидора, кабачка, салата была неописуемой – ведь они сами поливали растения, наблюдали этапы роста каждой группы растений.

Педагогический коллектив детского сада, родительское сообщество, руководство управления образования и Администрации города высоко оценивает социальное содружество предприятия и дошкольного образовательного учреждения, которое дает положительный пример в воспитании и образовании детей.

Торжественное открытие экологической мини-лаборатории

На пленарном заседании был представлен опыт работы по реализации экологического проекта, обозначены приоритетные направления деятельности детского сада, представлены полученные результаты.

Содержание экологического воспитания включает две составляющие: передачу экологических знаний и их трансформация в отношение к природе. Знания – это обязательный компонент процесса формирования экологической культуры, а отношение – его продукт. Базовые основы экологической культуры формируются на основе непосредственного эмоционально включенного контакта ребенка с миром природы: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Вышесказанное обосновывает желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный облик дошкольного учреждения, изменяющийся, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на территории детского сада круглый год.

Цель проекта: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое и холодное время года.

Задачи проекта:

1. Оборудовать участок детского сада в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

2. Вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей.

3. Улучшить художественное оформление участка детского сада.

4. Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.

IMG_4056.jpg

Проект реализован в 2016 – 2017 и в 2017– 2018 учебных годах.

Проект направлен на работу с детьми 5 - 7 лет и родителей (законных представителей) воспитанников.

Актуальность проекта :

В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в целенаправленно, осознанно, гармонично развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Паспорт проекта :

Тип проекта : информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

Продолжительность: долгосрочный, рассчитан на 2 года.

Цель проекта :

Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи проекта :

1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.

2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности. Расширять и углублять биологические и экологические знания, в том числе о природе Ставропольского края.

3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.

4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников :

- развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы;

- прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний;

- обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы;

- создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; участие в экологических акциях и проектах.

5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из критического состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

Условия реализации проекта :

Проект реализован воспитателем первой квалификационной категории, работающими с детьми 5-7 лет.

Проект реализовывался в группе и на территории ДОУ. Созданная предметно-пространственная развивающая среда соответствовала требованиям ФГОС ДО. Специальных требований к помещению и оборудованию не предъявляется. В групповом помещении использовались все зоны для реализации детских видов деятельности. На территории ДОУ - экологическая тропа (включающая объекты живой и неживой природы для наблюдения и практической деятельности, экологическая веранда (включающая объекты неживой природы - камни, земля, песок, шишки, мох, и т. д)

Используемые инновационные технологии и методики:

1. Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры: игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. – СПб., 2009.

Диагностические задания были использованы с учетом программы "Наш дом - природа" Н. А. Рыжовой.

У детей :

- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- увидят взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- появится интерес к явлениям и объектам природы;

- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

- пополнится развивающая среда в группе;

Родители :

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

- обогащение уровня экологических знаний родителей;

- возможность участвовать в совместных экологических проектах.

- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.

3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.

5. Анкетирование родителей.

1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

С родителями проводилось анкетирование с целью выявления значимости семейного экологического воспитания и знаний о проблемах экологии. Опрос родительской общественности в начале реализации проекта показал :

- 100% согласны с тем, что на земле существуют серьёзные экологические проблемы;

- 70% родителей считают, что экологическое состояние окружающей среды не зависит от них;

- 80% родителей уверены, что их ребёнок не может повлиять на состояние экологии ближайшего окружения.

Результаты анкетирования после реализации проекта следующие :

- 100% согласны с тем, что на земле существуют серьёзные экологические проблемы;

- 30% родителей считают, что экологическое состояние окружающей среды не зависит от них;

- 35% родителей уверены, что их ребёнок не может повлиять на состояние экологии ближайшего окружения.

С воспитанниками проводилась вводная, промежуточная и итоговая педагогическая диагностика. Диагностика включала следующие критерии - познавательная активность, мотивация, экологическая образованность, навыки практической экологии. Определяли уровни формирования критериев - высокий, средний, низкий. Высокий уровень, если ребенок самостоятельно выполняет предложенные задания. Средний уровень, если воспитанник при выполнении задания частично прибегает к помощи взрослого. Низкий уровень, если воспитанник с помощью взрослого с трудом выполняет или не выполняет предложенные задания.

Результаты вводной диагностики:

- познавательная активность: высокий уровень - 19%, средний уровень- 38%, низкий уровень - 43%;

- мотивация: высокий уровень - 12%, средний уровень- 38%, низкий уровень - 50%;

- экологическая образованность : высокий уровень - 31%, средний уровень- 44%, низкий уровень - 25%;

- навыки практической экологии : высокий уровень - 12%, средний уровень- 32%, низкий уровень - 56%.

Результаты итоговой диагностики:

- познавательная активность: высокий уровень - 44%, средний уровень- 50%, низкий уровень - 6%;

- мотивация: высокий уровень - 37%, средний уровень- 57%, низкий уровень - 6%;

- экологическая образованность : высокий уровень - 50%, средний уровень- 50%, низкий уровень - 0%;

- навыки практической экологии : высокий уровень - 44%, средний уровень- 56%, низкий уровень - 0%.

2 этап практический:

Для реализации проекта педагог Шалаева Т. В. привлекла социальных партнеров - представителей библиотечных систем, представителей МКУ ДО Межрайонной, территориальной Станции Юных Натуралистов города-курорта Кисловодска, представителей профессий, работа которых связана с экологией региона.

Практическая проектная деятельность организуется с детьми, родителями, социальными партнерами и реализуется в подпроектах. Длительность подпроектов определяется педагогами в зависимости от поставленных задач и планируемой практической природоохранной деятельности с воспитанниками. Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).

Формы работы с детьми - различные виды игр экологического содержания (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д., чтение художественной и научно-популярной литературы, экологические акции, экологические десанты, труд в природе, наблюдения, создание детских рукописных книг, рисование, лепка, аппликация, слушание музыки, целевые прогулки, экскурсии в Национальный Кисловодский парк и на Станцию Юных Натуралистов и др.

Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям : конкурсам, выставкам, акциям, походам выходного дня. Формы работы с социальными партнерами направлены на обогащение предметно-пространственной развивающей среды, реализацию программ экологической направленности, развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Проект может быть реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.

3 этап – заключительный:

Участие в городском конкурсе стендов экологической направленности.

Результаты проекта :

1. В ходе реализации проекта была создана предметно – пространственная развивающая среда:

•реконструирована экологическая тропа на территории ДОУ – внесены новые объекты для наблюдений и практической деятельности;

•совместно со станцией Юных Натуралистов проводятся экскурсии с посещением территории парка и общением детей с животными, содержащиеся на территории СЮН. Взаимодействие с объектами позволяет формировать познавательный экологический интерес и мотивировать поисково-исследовательскую, опытно- экспериментальную деятельность воспитанников.

•размещение на участке группы арт - объектов, созданных родителями воспитанников.

2. Пополнение методической копилки педагогов:

•разработана и изготовлена рукотворная Красная Книга Ставропольского края;

•разработана серия авторских конспектов НОД экологического содержания;

•созданы информационные буклеты для экологического просвещения родителей воспитанников;

3. Результаты воспитанников к концу реализации проекта :

- познавательная активность: высокий уровень- увеличение на 25%, средний уровень- увеличение на 12%, низкий уровень - уменьшение на 44%;

- мотивация: высокий уровень -увеличение на 25%, средний уровень- увеличение на 12%, низкий уровень- уменьшение на 19%;

- экологическая образованность : высокий уровень- увеличение на 19%, средний уровень- увеличение на 6%, низкий уровень- уменьшение на 25%;

- навыки практической экологии : высокий уровень - увеличение на 32%, средний уровень- увеличение на 24%, низкий уровень- уменьшение на 56%.

Эколята-дошколята. Экологический уголок в ДОУ

Эколята-дошколята. Экологический уголок в ДОУ Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, поэтому наш педагогический коллектив постоянно занимается самообразованием,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пояснительная записка.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: формирование системы знаний об объектах природы в ходе экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста .

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которое составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. Наблюдение как метод работы с детьми я использовала в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включала и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции.

Особое внимание уделяла такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников: самостоятельный и совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы

Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, и создавать её своими руками через разные формы изодеятельности. Не остаётся в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.

Огромное значение в экологическом воспитании имеют природоохранные акции, как общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители.

Оценить 3056 0

по экологическому воспитанию дошкольников

Чернова Н.И – воспитатель высшей

Валиева Т.Н. – воспитатель первой

Постановка проблемы

нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo и любoвь к poдным мeстaм и гopдoсть зa свoй нapoд, и oщyщeниe

свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, и жeлaниe сoxpанять и

приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.

Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния

oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно

обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже

стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс

обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование

его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –

положительном отношении к природе, к окружающему миру, в

ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию

окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в

системе ценностных ориентаций.

Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-6лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.

Aктуaльнoсть пoднимaeмoй нами пpoблeмы зaключаeтся в тoм, чтo

экoлoгичeскoe вoспитaние и oбpaзoваниe детeй – чpeзвычайнo актyальная

пpoблемa нaстoящeгo вpемeни: тoлькo экoлoгичeскoe миpoвoззpeние,

экoлoгическая кyльтypa нынe живyщих людeй, мoгyт вывeсти планeтy и

чeлoвeчествo из тoгo катастрoфичeскoгo сoстoяния, в кoтopoм oни

Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития

peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих

экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум,

Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском

саду, основанную на интегрированном подходе?-Как сделать так, чтобы

идeи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды

Осoбeннoсти o6paзoвaтeльнoго пpoцeссa в сooтвeтствии с ФГОС.Пpoцeссы

вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo

paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и

o6лaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.

Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания

сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:

. ypoки дoбpoты;. ypoки мышлeния;

. экoлогичeскиe ауцкионы, викторины, марафоны;

. клyб исслeдoвaтeлeй пpиpoды;

. лабopaтopия юнoгo экoлoгa;

. сoстaвлeниe экологических карт;

. экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;

. дни экoлoгичeскoгo творчества;

. экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому

воспитанию, является реализация комплексного подхода, создание среды, в

которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное

отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с

детьми, участвуют в природоохранной деятельности.

Цель проекта: Изучить теоретически обосновать методическии разработать проект.

Задачи проекта:

1.Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора.

3.Отработка в процессе игры практический навык уборки мусора в специально отведенное для этого место.

4.Формирование потребности в чистоте на улицах села, в лесу, на водоемах.

5.Формирование у детей представления о причинно-следственных связях между природными явлениями.

6.Воспитание чуткого, гуманного отношения ко всему живому, желание сохранить первозданную красоту природы.

7. Определение эффективности проекта.

8.Разработка плана мероприятий

9. Реализация содержания проекта.

Целевая группа проект: дети 6-7 лет подготовительная к школе группа

Срок реализации проекта: апрель 2018 года

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (01.09.2017-31.12.2017)

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

Заключительный этап (май 2018)

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций

Для реализации данных задач выделяются ведущие принципы дошкольного экологического воспитания:

Научности. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Доступности. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

Проблемности. Принцип предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.

Системности. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.

Последовательности.Принцип связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному. Он применим как к обучению детей разного возраста (например, последовательность изложения материала детям от 3 до 7 лет), так и к обучению детей в пределах одного возраста.

Наглядности.Принцип позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.

Гуманистичности. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.

Интеграции. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостности. Принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода).

Конструктивизма. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Преемственности. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — вуз — повышение квалификации специалистов — население. Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов.

Кейс технологии:

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей)

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш);

4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

Для решения поставленных задач работа обозначена в трех направлениях.

Работа с педагогами

Работа с детьми

Специально организованная образовательная деятельность:

Совместная деятельность педагога и ребенка:

Самостоятельная деятельность ребенка:

Работа с родителями

Мероприятия с детьми и родителями:

Общие родительские встречи, клубы:

Групповые родительские встречи, клубы:

Консультации и наглядная информация:

Ожидаемые результаты реализации проекта

- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- пополнится развивающая среда в группе;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;

- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

- у родителей повысится уровень экологических знаний;

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Знакомство с новыми технологиями:

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- создание Экологической тропинки на участке детского сада;

-пополнение уголков дидактические, экологические, игры-путешествия.

Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки.

Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома.

Проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

Наблюдения, экскурсии на экологической тропе;

Подведение итогов работы

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Продукт реализации проекта

Перспективные планы по экологическому воспитанию дошкольников во всех возрастных группах.

Картотека художественного слова для проведения сезонных прогулок во всех возрастных группах.

Тесты для родителей в интерактивной системе голосования и тестирования VOTUM .

Красная книга родного края.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

· У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

· Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

· У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

· Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

· Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

· Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

· Пополнится развивающая среда в группе.

· Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

· Обогащение уровня экологических знаний родителей.

· Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

· Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

· Возможность участвовать в совместных экологических проектах

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

выявить уровень экологической воспитанности детей 5-7 лет

экологической воспитанности у детей:

1. Познавательный интерес к природе и ее изучению;

2. Проявление гуманного отношения к природе;

3. Знания и представления об окружающей природе;

4. Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;

5.Практические умения и навыки по охране природы (наблюдение в природе; умение ухаживать за обитателями уголка природы,объектами природы).

Критерии наблюдений за детьми:

1. Частота проявлений бережного отношения;

2. В каких случаях проявляется и на что направлено.

Шкала оценок: Общие показатели:

В (высокий уровень) - 3 балла 55 – 63 балла

С (средний уровень) - 2 балла 30- 55 баллов

Н (низкий уровень) - 1 балл 55 – 63 балла

1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Творческий центр "Сфера", 2011

3.Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика синтез, 2014.

4.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

6.Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011

7.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

8.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002.

10.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

11. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.

12.Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз, 2005.

13.Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М.: Карапуз, 2005.

14. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

Дополнительная литература для родителей и детей:

1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

3. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть1 - 2, - М., Издательство: Баласс, 2006

4. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

Читайте также: