План по самообразованию игровые технологии на уроках русского языка

Обновлено: 05.07.2024

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

1. Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.

2. Планирование работы по использованию игровых технологий.

3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.

4. Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т. е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь, занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Срок реализации: 1 год (2021 – 2022 учебный год)

Раздел плана Содержание Сроки и формы выполнения Практические выходы

аналитический Изучение методической литературы по данной проблеме.

Изучение статей в журналах:

Работа в методическом кабинете Сбор информации

Проведение диагностики подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношения.

Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Обзор информации по теме в Интернете, изучение опыта коллег Сентябрь, октябрь

Работа с электронными сайтами Создание методической копилки

Изучение инновационных форм работы с родителями по данной теме Сентябрь, октябрь

Работа в методическом кабинете, чтение литературы на

электронных сайтах Подбор литературы и оформление в папку материалов по теме

Внедренческий Консультация для родителей

Папки – передвижки, буклет, консультации – в течение года Папка с материалами

Практический Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу

Для детей и родителей подготовительной группы.

В течение учебного года

Апрель - май Анализ занятия

Участие в работе РМО учителей-логопедов

Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала:

- картинки для проведения артикуляционной гимнастики;

- стихи, считалки, сказки для проведения артикуляционной гимнастик

В течение года Создание презентации

Изготовление папки передвижки для родителей детей

6-7 лет. Игровая артикуляционная гимнастика:

дидактических игр, артикуляционной гимнастики, фотовыставка.

Самоанализ проделанной работы Апрель

отчёт Отчёт методисту

Планирование деятельности и перспектив развития, план по осуществлению дополнительных разработок по самообразованию

Май Создание папки

3. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. 2003, "Карапуз".

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя тема самообразования «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации и качества образования". Одно из направлений моей работы по данной теме – использование игровой технологии на уроках русского языка. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Разработкой теории игры, выяснением её социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Балчуговой О.А., учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 5 г. Тайшета

2014-2015 учебный год

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Разработкой теории игры, выяснением её социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.

В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики - в машинки, чтобы стать автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьёзную дидактику. Почему?

Как классифицируют игры?

Наверняка все вы помните ролевые игры, сюжетные, имитационные, деловые, игры-драматизации.

Классификация игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики, при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса, на выбор адекватной громкости, на развитие силы громкости, на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

По характеру педагогического процесса выделяются игры

обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

По игровой среде – с предметами и без предметов, настольные, технические.

Все игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами:

1 способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, например, лото, кроссворды, шарады, загадки и другие.

Элементы игровой деятельности на каждом уроке

Игровую деятельность как элемент урока применяю на разных этапах:

от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Не секрет, что обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная или письменная фронтальная проверка, двое-трое работают над индивидуальными заданиями у доски или за партой, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель (не дай Бог) не спросил. Чтобы преодолеть унылую традицию, на этом этапе предлагаю вводить элементы игры.

Если же домашнее задание посвящено морфологии, то увлекательной формой его проверки может стать, например, разгадывание кроссворда.

Следует ли оценивать участие детей в игре по принятой в школе пятибалльной шкале? Или можно ограничиться устным комментарием?

Надо учитывать, на каком этапе проводится игра. Например, проверка домашнего задания – это этап контроля, который должен сопровождаться отметкой.

Известно, что все учащиеся независимо от возраста хотели бы поощрения своей активности, сообразительности, осведомленности. Перед проведением игры необходимо разработать критерии оценок и объявить их ребятам.

3-4 – й этапы урока

Класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан. Засекается время. Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определённое время составить гнезда однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результате докладывает капитан.

Алгоритм построения уроков по игровой технологии

Для того чтобы построить урок с применением игровой технологии, во-первых, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых, необходимо увлечь детей, чтобы они почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливые оценки, можно приступать к подготовке игры.

Этапы подготовки игры

Ориентировочный этап. Учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Дается обзор общего хода игры.

2.Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок.

3.Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

В год, совмещая учебную и внеклассную деятельность, я провожу 3-4 большие игры.

Итак, почему же стоит применять игры в обучении?

Игры позволяют учащимся решать трудные проблемы, они психологически привлекательны, повышают мотивацию. В ходе игры лучше запоминаются определения, лучше усваивается материал. В процессе игры у ребят возрастает интерес, который связан с нетрадиционной формой подачи материала, а также с тем, что через игру материал становится доступным и близким.

Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

В заключение хочу дать совет: придумывайте игры сами, ибо среди специалистов по игровой педагогике бытует поговорка, что изобрести принципиально новую по замыслу игру – это все равно, что открыть новый элемент в таблице Менделеева.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей работы - обобщение опыта по внедрению игровых технологий в учебный процесс, демонстрация эффективности метода.

  • - раскрыть особенности игровых технологий;
  • - показать возможную методику организации уроков русского языка с использованием игровых технологий;
  • - определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;

Гипотеза: игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся на уроках русского языка.

Отчет по теме самообразования Перякиной Т.Н.

Цель моей работы - обобщение опыта по внедрению игровых технологий в учебный процесс, демонстрация эффективности метода.

- раскрыть особенности игровых технологий;

- показать возможную методику организации уроков русского языка с использованием игровых технологий;

- определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;

Гипотеза: игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся на уроках русского языка.

Над этой темой планирую работать три года.

Не выиграть, а играть!

Так писал Алексей Николаевич Леонтьев, выдающийся советский педагог и психолог.

Любое задание можно превратить в игру, если сделать завлекательную часть, внести в него элементы соревновательности.

Я открыла для себя МИР ВЕБИНАРОВ и ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ.

Вебинары – уникальная возможность

Быть в курсе новых методик, технологий и техник преподавания.

Знакомиться с новыми инструментами и продуктами в сфере образования, не посещая очные профильные выставки.

Иметь возможность послушать и пообщаться с профессионалами, вдохновиться, получить новые идеи, найти единомышленников.

Основные вопросы: чем образовательная игра отличается от обычной и почему edutainment – модный тренд в России и мире, можно ли измерить образовательный эффект от игры и т.д.

Содержание: Педагогические технологии в образовательном процессе: сущность, виды, классификация. Пед. технологии на всех этапах урока. Пед. технологии в методической работе.

Или Есть ли в учебнике игровые задания?

Есть ли в учебнике материал для создания игровых заданий

Есть, но мало. Статистика: в учебнике Ладыженской я насчитала 23 игровых и развлекательных упражнения из семисот тридцати двух.

Игровые задания можно использовать на разных этапах урока, потому что они дают возможность и активизировать внимание учащихся, и отработать усвоенные знания, и снять напряжение и повысить производительность.

Для того, чтобы использовать интерактивные игры в Интернет, повышаю уровень ИКТ-компетентности:

участвую в семинарах;

участвую в онлайновых форумах;

использую ИКТ –технологии при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности;

формирую банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

разрабатываю собственные проекты по использованию ИКТ.

Зарегистрировалась и прошла обучение на сервисе “ЯКласс”, и применяю задания, в которых так же присутстствует игровой момент (очки/баллы за выполненные задания, элементы соревновательности между учениками одного и параллельных классов, а также между школами). Задания и форма их использования детям нравится. Применяла их среди 5 “в” и 5 “д” классов и у 8 “а” классов, у которых заменяла преподавателя. Восьмиклассники выполняли не только текущие задания, но и ЗАДАНИЯ за 7 класс по тем темам, которые вызывают у них затруднения.

Интересным способом активизации познавательной деятельности является создание ситуации успеха на уроке.

В условиях избыточной информации у учащихся начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу. Для того чтобы преодолеть данный механизм защиты, учителю необходимо представлять информацию на уроке таким образом, чтобы вызвать удивление, восторг или интерес у учащихся, что позволит запомнить эту информацию. Эмоциональное воздействие позволяет сформировать более прочные знания. Также эффективным способом является предоставление учащимся возможности действовать самостоятельно.

Трудности: оценивание игры.

Возможные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, к ним можно отнести:

✓Работу в группах или парах; ✓Дидактические игры;

Творческие задания; ✓Задания поискового и исследовательского характера

Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Для того, чтобы урок был интересным и результативным, педагогу тоже необходимо учиться и открывать для себя новые возможности!

Оценить 686 0

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

Игра — самое любимое, самое естественное занятие детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость.

Требования к организации дидактических игр

Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества

Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр

Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Игры можно классифицировать по-разному. В своей работе я применяю и использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические игры, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические, кроссворды, чайнворды, ребусы.

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук (Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик).

Эта игра проводится для закрепления знаний алфавита. На доске записаны “заколдованные” слова, в которых изменен порядок букв:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игра “Кто больше соберет или подберет слов”.

ЧИ ЛЫ МОР КОР

РАФ ЖИ НО ЖИ СТРИ

Лексико-фразеологические игры

Работа по фразеологии способствует развитию чувства языка, обогащает речь учащихся фразеологизмами, порождает их интерес к истории языка. Изучение фразеологии открывает возможности для развития абстрактного мышления школьников и способствует совершенствованию их языковой компетенции.

Расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу

Заметать следы; душа уходит в пятки; расхлебывать кашу; бить баклуши; на ночь глядя.

Живет в море…. Бывает на эстраде… Видна в ночном небе… (звезда).

Был такой композитор… Растет на дереве…. Выпал из тетради… (лист)

Такие игры обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

горяч, могуч, плач

революция, циркуль, нация.

Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

1.(в)течени.. реки, (в)следствии.. непогоды; войти (в) чащу;

2.из-за острова, несмотря на болезнь, над водой

Игра "Сложи словечко".

Какие два слова спрятались в одном? Рыболов (рыбу ловит), самолет (сам летает), листопад (листья падают), вездеход (везде ходит), пылесос (пыль сосет).

Эта игра ориентирует детей на запоминание серий слов и их правильного написания. Это могут быть словарные слова или слова на какую-либо орфограмму, которая изучалась на данном уроке.

Корень тот же, что и в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД (Рассказчик)

Ответы: стриженная, взволнованное, прочитанная, выкопанная, сложенный, подобранная.

Заколоченые окна; туманый день; посажёный отец; заостреный наконечник; стёганное одеяло; серебрянные ложки; несмышлённый малый; лакированый стол; жертвеный огонь.

Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка.

Читайте также: