План по функциональной грамотности на уроках химии

Обновлено: 05.07.2024

С понятием элементарная грамотность, функциональная грамотность, социальная компетентность члены педагогического коллектива школы познакомились в декабре 1999 года на научно-практической конференции, которую проводила Перминова Л.М., доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, культурологии и методологических основ образования Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности. Обозначив одним из приоритетных направлений образовательной деятельности социализацию личности ребенка, педагогический коллектив МОСШ № 10 работает над внедрением инновационной комплексно-целевой программы “Формирование функциональной грамотности учащихся”.

Важнейшей задачей и функцией школьного образования является социальная адаптация школьников, которая осуществляется в процессе социализации. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет социализацию приоритетным направлением деятельности общеобразовательных учреждений. Задача школы - создать условия для успешной социализации. На эффективность социализации влияет образованность человека, проявляющаяся в обученности, воспитанности, развитости. Начальным условием социализации является грамотность.

  • их способности решать функциональные проблемы, с которыми они встречаются как субъекты
  • обучения, общения, социальной деятельности и профессионального выбора.
  • создание образовательных маршрутов в соответствии с разделами программы
  • разработка методических рекомендаций
  • подбор диагностического инструментария
  • отслеживание результатов.

Особое место в представлении о ФГ занимает деятельностная грамотность, или способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности, применяя химическую грамотность. Так, в Учебных стандартах школ России (1998) вводится понятие химической грамотности, под которым понимается не только владение учащимися традиционными умениями производить вычисления и решать задачи на определение массовой доли вещества в растворе или количества вещества, нахождение массы веществ, но и получение теоретических знаний, усвоение основ химического языка, овладение элементами логического мышления . Такими же будут требования за пределами школы: в жизни надо уметь читать инструкции и этикетки по использованию различных химических веществ, стиральных порошков, чистящих средств в быту, приготовление растворов в консервировании, солении и т. д., читать инструкции по применению лекарств.

  1. Процесс овладения грамотностью Освоение химического языка и знаковых систем, без которых невозможно получение химической информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности.
  2. Процесс обучения Освоение знаний, умений, навыков по предмету и учебным дисциплинам.
  3. Процесс подготовки. Адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения практической, лабораторной работы, использование алгоритма при решении задач или для занятия определенного социального положения.Процесс воспитания. Освоение правил и норм культуры, традиций и особенностей народа, социального положения.
  4. Процесс образования, в узком значении этого термина. Т.е. составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации.

Анализ методики Л.М.Перминовой по функциональной грамотности, позволил мне начать создавать образовательные маршруты для учащихся по химии с целью достижения ими функциональной грамотности. Для этого определила:

Вид функциональной грамотности, подлежащей освоению,- химическая грамотность, предмет химия, обеспечивающий ее формирование.

В образовательном стандарте по химии соотнесла содержание стандарта с требованиями учебной программы, определив, что учащиеся должны знать и уметь.

Соотнесла вид функциональной грамотности – химическая грамотность, со сферами минимального поля функциональной грамотности.

Сферы минимального поля:

“Человек – я - сам и его дом ” ОО
“Природа ” О1
“Город ” О3
“Книга ” О5
“Прибор, модель.( Работа по алгоритму) О6
Содержание функциональной грамотности Сферы минимального поля Специальные предметные умения и навыки Информационные Интеллектуальные Организационные Коммуникативные
Химическая грамотность ОО Уметь выполнять химические опыты, пользоваться хим. посудой, соблюдать правила тех. безопасности, готовить раствор с определенной массовой долей растворенного вещества, молярную массу, вычислять массу веществ, уметь использовать реакции соединения, замещения, нейтрализации. Выделять главное, работать с текстом Анализ, сравнение, обобщение классификац. Целеполагание, самоанализ, взаимоконтроль Вести беседу, объяснять
О-2 Знать законы сохранения массы веществ, о круговороте хим. элементов в природе, уметь записывать формулы кл. неорганических соединений, о скорости хим. реакций, знать о свойствах воды, воздуха, уметь распознавать галогены, металлы, кислород, кл. неорганических соединений. Выделять главное, работать со справочн.

Наиболее важным было определение методик, которые были бы пригодны для формирования функциональной грамотности. Владение ФГ связано с умением ученика использовать эти методики в своей повседневной деятельности.

  1. Природа – городу - человеку
  2. Алгоритм
  3. ВРП – вижу – рефлексирую - прогнозирую
  4. За и против.

Этот выбор позволил сконструировать образовательные маршруты в сфере “Дом человека - человек – я сам ”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мои действия: беру пищевую соду и добавляю ее в уксусную кислоту. В результате реакции надувается шарик.

Скажите Вы догадались какие химические вещества я использовала?

Вам подсказка вы данную реакцию используете при выпечки хлебобулочных изделий.

Ответы: Уксусная кислота и сода

Что произошло? Почему шарик надулся?

Ответы: Выделился газ- углекислый.

Верно. Выделяется газ, благодаря которому наша выпечка становится воздушной и пышной. Именно за счет этого газа и надувается шарик.

Многие могут и не знать о механизме этой реакции, но, однако используют ее в быту постоянно. Поэтому знания, полученные в школе мы умело применяем в жизни.

Цель: познакомить с опытом работы по развитию естественнонаучной функциональной грамотности школьников на уроках химии.

познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.

показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе.

Оборудование: компьютер, проектор, листы заданиями для работы.

Все мы уже понимаем, что задача системы образования главным образом состоит в формировании и оценке способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

И вы согласитесь, что наши педагоги дают сильные предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, не всегда высоки.

Как вы думаете, почему?

(Педагоги отвечают: Задания этих диагностических процедур нацелены на оценку (проверку) сформированности функциональной грамотности. … сложные новые задания, …)

Я согласна с вами.

Недостатками сегодняшнего образования являются, то что ребята

Недостаточно владеют смысловым чтением

Не справляются с задачами на интерпретацию информации

Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения

Не умеют высказывать предположения, строить доказательства

Недостаточно сформировано умение работать с моделями

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

А функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.)

Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его

Применять её в жизни

Давайте вместе с вами пройдем все эти этапы.

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Это задание я даю на начальном этапе урока


Давайте с Вами сделаем это и мы! И так Вам предлагается

Задание 1. Изучить рисунок и ответить на следующие вопросы.

-перечислите основные источники оксида серы (IV), (Ответы: техногенные источники поступления оксидов серы в атмосферу — топливная энергетика (55 %), металлургическая промышленность (25 %), очистка и переработка нефти и угля (10 %), химическая промышленность, транспорт и другие виды хозяйственной деятельности человека (10 %).)

- внесите в рисунок недостающие элементы, (Н2О, Н2SO3)

- как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихся с участием SO2), выпавших на почву? Педагоги пользуются приложением 1. так как создается слаба кислая среда: pH 4,5. Гибнут земноводные, рыба, околоводные насекомые.

Приложение № 1. Окисление водных ресурсов

Классифицируют 3 стадии последствий кислотных дождей в водоёмах.

PH воды С повышением кислотности сокращается количество кислорода в водоёме. Происходит заболачивание, гибнут водные растения и креветки. Активно развиваются зелёные и бурые водоросли.

pH 5,5. Гибнет планктон, являющийся основным объектом питания живых организмов. Исчезают донные бактерии, разлагающие мусор органического происхождения.

pH 4,5. Гибнут земноводные, рыба, околоводные насекомые.


Задание 2. Вы директор предприятия, изображенного на рисунке. Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO2 вашим предприятием.

Что вы предпримете?

А) закроете предприятие; (не реально, этого никто не сделает )

Б) совершенствуете очистные сооружения;

В) займетесь очисткой воды в озере. (газ продолжит выделяться и будет тоже самое)

Здесь создается проблемная ситуация, которую ребята должны решить.

Ответы педагогов - совершенствуете очистные сооружения

Воздействие на почву. Происходят процессы, приводящие к изменению видового состава микроорганизмов и обеднению плодородного слоя. Последствиями вредных осадков становятся подкисление почвы и связывание азота, делающее его недоступным для растений. Мы с вами замечательно справились с этой задачей.

Функциональная грамотность не обошла стороной ВПР и ГИА. При подготовке учащихся к ГИА на уроке закрепления знаний, ребятам, которые собираются сдавать экзамен по химии (в основном это 9 и 11 классы). Я использую индивидуальный или групповой прием. Дети получают карточки с заданиями из КИМ ОГЭ или ЕГЭ по химии, где встречаются вопросы по функциональной грамотности.

Пример 1 вы видите на экране.

Пример 1. Задание ОГЭ


Ребятам предлагается выбрать нужное суждение о правилах обращения с веществами, которые встречаются в быту. В каждой семье наверняка был такой случай, что разбился градусник, что сделать в этом случае ребята должны знать/вспомнить о физических и химических свойствах ртути.

А какие действия предпримете вы?

Ответы: (ртуть единственный жидкий металл, который легко испаряется, поэтому после ее сбора (щприцом, грушей, кисточкой скотчем), ее помещеают в банку стеклянную и заливают водой, для того чтобы ртуть не испарялась. Место разлива ртути обработайте раствором марганцовки или хлорной извести. Хлорная известь — сложное вещество, представляющее из себя смесь нескольких соединений: гипохлорида кальция Ca(ClO)2, хлорида кальция CaCl2 и гидроокиси кальция (гашеной извести) Ca(OH)2, а также кристаллизационной воды. Эту смесь для краткости часто называют просто хлоркой, иногда белильной известью. Формулу можно записать как Ca(OCl)2·CaCl2·Ca(OH)2·2H2O или в более удобном виде: 3Ca(OH)2·2Cl2.. .

Следующее задание из КИМ ЕГЭ по химии

Пример 2. Задание ЕГЭ


Ребятам предлагается сопоставить вещество и область его применения. Это задание охватывает как органическую, так и неорганическую химию. Здесь понадобиться знания, как из личного опыта, так и знания физических свойств веществ и способах их применения.

Пример 3. ВПР. 8 класс.


При выполнении этого задания ребятам без математике никуда! Вот вам метапредметные связи.

Задания на формирование функциональной грамотности, есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике. Заходишь на сайт и принимаешь участие.


Нельзя конечно забывать и о РЭШ, на которой мы сейчас работаем. На слайде вы видите работу. которую проделал я за декабрь 2021 года и январь 2022 года.



Далее в личный кабинет и вы попадаете на следующую страницу обмен данными



Здесь вы видите участники задают вопросы и получают на них ответы от экспертов.

Чтобы пользоваться полноценно данным сайтом нужно пройти регистрацию через ГОСУСЛУГИ.

Хотелось бы надеяться, что Вы получили знания о разных типах заданий по формированию функциональной грамотности школьников на уроках естественного цикла и сможете использовать услышанную информацию в своей практике.

И так на этом я завершаю свой доклад, вывод хочу сделать следующий: мы должны развивать функционально-грамотную личность, которая будет:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Программа курса составлена на основе требований к современным стандартам образования для 9 классов общеобразовательных школ. Она ориентирована на развитие фнкциональной грамотности учащихся, применение теоретических и практических знаний и умений в быту.

За время обучения в школе учащиеся должны овладеть не только навыками решения задач и теоретическими знаниями по предмету. Уровень знаний учеников должен позволить им решать различные жизненные задачи в разных ситуациях, используя при этом прикладные знания, социализируя их личность.

Развитие функциональной грамотности позволит учащимся ставить перед собой цели и задачи, менять их в зависимости от изменения окружающего мира, применять химическую грамотность в любой сфере жизнедеятельности.

Эти знания пригодятся на протяжении всей жизни. В современных условиях развития технологий необходимо умение читать инструкции по составу и использованию чистящих и моющих средств, приготовлении пищи, применению лекарственных препаратов и тд.

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Казахстан, как активный участник мирового сообщества, принимает участие в основных программах международных оценочных исследований, где одним из основных показателей является применение функциональной грамотности. Например, международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Одним из направлений плана является обновление форм, методов и технологий обучения . В школах внедряются эффективные формы и методы обучения для того, чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности.

В ходе тестирования в рамках PISA-2015 особое внимание будет уделено естественнонаучной грамотности , поэтому пред учителями стоит задача подготовки учащихся к таким исследованиям. Одной из форм подготовки может служить программа данного курса.

Главным назначением данного курса является формирование естественнонаучной грамотности, совершенствование знаний разделов прикладной химии. Закрепление решения задач на вычисление концентрации растворов, термохимии, задач с экологическим содержанием.

Совершенствование умений по формированию применения знаний по химии в быту и при решении экологических задач.

Развитие патриотизма на основе изучения вклада Российских ученных в развитие практической химии. Изучения полезных ископаемых России, перерабатывающих предприятий, проектов по развитию данной отрасли.

Привить интерес к предмету химии, посредством развития знаний по прикладной химии.

Развивать понимание целостной картины мира, познаваемости химических бытовых явлений.

Формирование гражданственности, активной позиции при решении глобальных и местных экологических проблем.

Особенности курса:

• рациональное использование знаний учащихся по химии, физике и математике;

• разработка учащимися авторских задач и защита внеурочных проектов;

• использование активных внеурочных форм занятий учащихся;

• использование компьютерных технологий.

Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом :

Умение применять знания по химии :

а) для определения состава моющих средств, продуктов питания, лекарственных препаратов

б) сохранения личного здоровья и безопасности жизнедеятельности ;

в) определения ядохимикатов ;

г) применения удобрений ;

д)определение концентрации растворов;

е) переход от одного способа выражения концентрации растворов к другому;

ж) массовой доли компонентов смеси;

з) энтальпии и энтропии веществ.

2. Разрабатывать и защищать авторские проекты по экологической и прикладной химии

3. Владеть химической терминологией.

4. Умение пользоваться графиками и справочниками по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

5. Умение проводить качественные реакции в неорганической химии, задачи на идентификацию веществ.

Формы контроля:

• домашние и классные контрольные работы;

• итоговые конференции по окончании крупных тем;

• защита авторских проектов ;

Методические рекомендации

Отличительная особенность построения курса, определяющая методику его изучения, состоит в том, что содержание элективного курса сопряжено с основным кур сом общей химии, накопленные знания за 8 класс помогут учащимся уделить больше времени прикладным темам курса, закрепить полученные навыки, заполнить пробелы в академических знаниях . Это дает возможность учителю постоянно и последовательно связывать учебный материал с содержанием курса, а учащимся получать разносторонние задания по данному предмету.

Данный курс можно рассматривать как тренинг для повышения мотивации учащихся. Использование современных образовательных технологий научит ребят критически оценивать информацию, полученную из внешнего мира.

Составлен учебно-методический план с указанием необходимого количества практических, семинарских, контрольных и зачетных занятий по данному курсу.

Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально - грамотных людей (вспомните основные цели национального проекта Образование).

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

При достаточно высоких предметных знаниях и умениях вы наверное замечали, что школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни.

Важнейшей задачей системы образования 21 века стоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в формировании способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления :

На слайде представлены индикаторы функциональной грамотности школьников

Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи, формируют такие черты характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.

Итак, перед нами стоит четкая задача чтобы воспитать гармоничную и функционально грамотную личность нам необходимо развивать все составляющие функциональной грамотности.

Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотностей школьников является решение практико-ориентированных задач.

На своих уроках я часто использую данные задания на этапе освоения нового материала, актуализации знаний, при закреплении и повторении тем, а также при подготовке к ГИА, и другим внешним и внутренним процедурам оценки качества образования.

Сегодня я хочу поделится своим опытом работы в данном направлении. И рассказать о тех практико-ориентированных задачах, которые включаю в урок химии для формирования и развития всех видов компетентностей учащихся.

И начну с Читательской грамотности.

Читательская грамотность формируется на всех предметах, где дети читают текст. Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста.

Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Глобальные компетенции. Это применение знаний из различных областей (химии, физики) для решения поставленных целей.

И если привести пример заданий, направленных на развития глобальных компетенция, то это конечно же проверка знаний в области химического производства, техники безопасности при работе в лаборатории. На слайде вы видите примеры таких заданий:

Креативное мышление позволяет продуктивно участвовать в процессе формулирования идей, предлагать оригинальные эффективные решения, проявлять воображение и творческий взгляд на мир. Креативное мышление конечно мы развиваем через проектную деятельность. А также при решении нестандартных задач одна из которых представлена на слайде.

Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. С каждым годом в КИМ внешних оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) появляется все больше практико-ориентированных заданий, при выполнении которых наши ученики сталкиваются с определенными трудностями.

Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?

Читайте также: