План по формированию функциональной грамотности на уроках истории
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Федорова Татьяна Анатольевна
Населенный пункт: Иркутская область, г. Зима
В настоящий момент в системе общего образования происходят существенные изменения, меняется общественный запрос на качество современного образования. Система образования через оценку качества настраивается на новые результаты. Одним из направлений совершенствования образования в России является усиление внимания к формированию функциональной грамотности. Сегодня функциональная грамотность выступает показателем базового образования личности, ее формирование является одной из ведущих задач ФГОС, а уровень сформированности рассматривается как планируемый результат обучения. Составляющими функциональной грамотности являются универсальные учебные действия, основанные на прочных знаниях, которые будут востребованы в реальной жизни.
Функциональная грамотность представляет собой уровень образованности, позволяющий человеку свободно владеть всеми видами коммуникации, видеть проблемы и искать пути их решения, активно участвовать во всех видах общественной деятельности, решать стандартные задачи в различных сферах жизни, а также быть готовым учиться всю жизнь.
Показателем сформированности функциональной грамотности является поведение человека в той или иной жизненной ситуации. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа деятельности, когда человек сталкивается с чем-то новым и не может разобраться в инструкции, схеме, воспользоваться каким-либо устройством.
Функциональная грамотность является важным показателем качества образования и позволяет реализовать практико-ориентированный характер обучения.
В работе учителя понимание функциональной грамотности, связано с тем, как обучающийся освоил теоретический материал, и как он может применить его за пределами школы в любой бытовой ситуации.
Результат моей работы заложен в тех материалах, с которыми я пришла на урок и с которыми дети работают дома при подготовке к уроку.
Поэтому в первую очередь, проанализировала содержание учебного предмета, в рамках предмета определила какие темы, на каком уровне образования и в каком разделе буду формировать то или иное направление функциональной грамотности, какие элементы преемственности и межпредметных связей могу использовать на своих уроках.
Затем пересмотрела задания, которые планирую использовать в учебном процессе.
На уроках истории и обществознания формирование функциональной грамотности возможно при условиях, если ученики:
• работают с нетрадиционными заданиями; с информацией, представленной в различных знаковых системах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа);
• с учетом условий задачи самостоятельно задают точность данных;
• используют личный опыт, привлекают дополнительную информацию, отбирают избыточную информацию;
• представляют в письменной и устной форме обоснованность решений;
• используют здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок, размышляют;
• находят и удерживают все условия задания для решения и интерпретации.
Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.
Для оценки функциональной грамотности акцент делаю на следующие особенности заданий:
• контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в обыденной жизни;
• задача должна быть вне предметной области, но решаться посредствам предметных знаний;
• в каждом из заданий описывается близкая и понятная обучающемуся жизненная ситуация;
• ситуация предполагает осознанный выбор модели поведения;
• наличие ситуационной значимости контекста;
• новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения;
• вопросы изложены простым, ясным языком;
• требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области;
• используются иллюстрации: рисунки, таблицы, схемы, диаграммы.
Конечно, трудно бывает разработать такие задания, поэтому я использую учебно-методические и аналитические материалы исследований PISA и Института стратегии развития образования Российской академии образования.
Для оценки функциональной грамотности использую как национальные стандарты (планируемые результаты, заданные ФГОС), так и международные (исследования PISA). Для себя составила карты контроля по развития основ функциональной грамотности. В своей деятельности выделяю следующие пути решения проблем формирования функциональной грамотности:
Во-вторых, не считать образец – главным и единственным методом обучения.
В-третьих, использование активных методов обучения (учебный диалог, обсуждение проблем, гипотез, разных мнений и т.д.).
На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности:
1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества;
2) математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет;
3) естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов.
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_gramoty.pptx | 1.55 МБ |
formirovanie_funktsionalnoy_gramoty.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества; 2) математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет; 3) естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов .
Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке стало то, что они должны были заняться математикой, а неправильно решенная задача могла существенно повлиять на качественное выполнение всего задания. Здесь помимо читательской грамотности формируется математическая грамотность. В нашей работе понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.
Информационная : находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Исторические и обществоведческие диктанты и эссе, очерки и репортажи с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся (например, мы проводим урок-конференцию по проблемам молодежи или др. и домашнее задание дети получают в виде репортажа с места событий); Изучение исторических и правовых документов , их подробный анализ , самостоятельное составление подобных документов позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю (например, мы пишем обращения в органы власти по актуальным проблемам социума, пишем исковые заявления в суд, составляем трудовые контракты и т. п .);
Что же такое функциональная грамотность?
Институтом стратегии развития образования разработал Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям:
- 1. Общая грамотность.
- 2. Компьютерная грамотность.
- 3. Информационная грамотность.
- 4. Коммуникативная грамотность.
- 5. Грамотность при овладении иностранными языками.
- 6. Социальная(бытовая) грамотность.
- 7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
- 8. Общественно-политическая грамотность.
Компетенции, связанные с функциональной грамотностью
Читательская грамотность
Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Форматы текста
Форматы текста
- Закончите определение:
- Славяне– крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Делится
- . (на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане).
Славянские племена
Уровни грамотности чтения текстов PISA по таксономии Блума (6 уровней)
Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы :
- 1. Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
- 2. Использование приемов развития критического мышления в системе.
- 3. Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
- 4. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
- 5. Внедрение в процесс обучения критериального оценивания. Критерии разрабатывать совместно с учащимися.
- 6. Использование самооценивания и взаимооценивания.
- 7. Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
- 8. Организация поддержки учащихся с низкими учебными способностями
Задание по формированию читательской грамотности
1 Декларация прав человека и гражданина. Изучите статьи декларации и определите, какие права человеку с ограниченными возможностями реализовать сложнее? Объясните, в чем заключается трудность реализации этих прав?
2 Прочитайте статью и обсудите в паре
Для чего был создан ресурсный центр?
Какие проблемы призван решать данный центр, приведите примеры из текста.
3. Задание PISA
Математическая грамотность
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Задания по математической компетенции
- Рассмотрите иллюстрацию 1916 г. и выполните задания.
- В чем основная идея данного плаката? 2) Выплаты по заёму проводились два раза в год: 1 апреля и 1 октября. Полностью заём должен был оказаться погашенным к 1 октября 1926 г.
- Высчитать:
- Какой была бы прибыль по данному займу к 1920 г., если изначально было куплено его облигаций на сумму 500 рублей?
- Почему на данном плакате изображена женщина?
Финансовая грамотность
Задания по финансовой грамотности
- В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. р. Расходы на самое необходимое — 30 тыс. р. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косме- тику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 9 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. р
- Выяснить: что образуется в результате такого ведения хозяйства? Живёт ли семья по средствам? Каковы последствия такого планирования своих финансов?
Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность
ВОПРОС 1. В чем состоит главная идея представленной информации?
У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.
Глобальная компетентность
Задания по глобальным компетенциям
Креативное мышление.
Задания по креативному мышлению
Новичок в классе В жизни случается всякое. Иногда кто-то переезжает и приходит в новый класс. Как вы думаете, это легко – прийти в класс, где все друг друга хорошо знают, а ты не знаешь никого, ты – новенький? Приходилось ли вам быть в этой роли? А принимать в класс новенького? Как можно помочь новенькому влиться в коллектив?
Посмотрите задания на листах. Прочитайте и выполните задания к этому тексту
Международная программа оценки качества обучения PISA, разработанная в 1997 году, каждые три года проводит масштабные тестирования по оценке грамотности 15-летних школьников мира в разных видах учебной деятельности. Показатели России в международном рейтинге стран из года в год остаются невысокими: 23-е, 26-е и 33-е места.
Задания PISA оценивают возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач, проверяют не заученный материал, а владение метапредметными и межпредметными компетенциями. Также PISA включает интерактивные задания, направленные на наблюдение за объектом, понимание как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие предметов. Задания для коллективного выполнения подразумевают совместное решение проблем, показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, умеет ли договариваться. Одним из наименее сформированных навыков отечественных школьников является командная компетентность, умение согласовать свои усилия в совместной деятельности, добиваться командного результата.
Надо отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты содержат аналогичные требования к выпускнику, развитию его личности, творческому началу для деятельности в условиях активно развивающейся информационной среды и умению решать нестандартные, постоянно меняющиеся задачи индивидуально и в группе.
В современный полипарадигмальный период развития науки и философии неопозитивизма особенно остро встают мировоззренческие проблемы, связанные с определением ценностных ориентиров, формированием патриотических установок при сохранении толерантного отношения к представителям разных культур. Эти проблемы напрямую связаны с осмыслением феномена фальсификации отечественной истории и противодействием попыткам такой фальсификации.
С учетом всех этих вызовов времени, функциональная грамотность, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, обретает особую актуальность.
Направлениями функциональной грамотности являются:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.
Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная
- информационная
- деятельная.
Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Наиболее актуальным средством формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в современном образовании становится моделирование.
Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Он основывается на синтетическом подходе: изучаются отдельные части объекта, исследуется их функционирование, объясняется совокупность данных, относящихся к предмету познания. Визуализация, заложенная в основу данного метода, является важным элементом, ведь наш мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 тысяч раз быстрее, чем текстовую.
Моделирование позволяет:
- сформировать навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно с учетом индивидуальных особенностей восприятия учеников;
- выработать системное критическое глобальное мышление ученика;
- использовать модель как средство коммуникации, согласования позиций, взаимодействию в команде;
- научить школьника работать с текстом, анализировать, дополнять, находить нужную информацию в различных источниках и соотносить ее с действительностью. Принцип структурирования информации помогает легче выделить основную идею, проследить связи между информационными блоками, дополнять ее новой информацией.
Главными чертами моделирования являются:
- наличие объекта, для которого может быть создана материальная или нематериальная модель;
- замещение реального объекта моделью (искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул);
- отражение тех черт, которые являются существенными, отображают в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами объекта, совокупность гипотетических описаний, позволяющих предвидеть новые свойства;
- внесение элемента субъективности и фантазии в описание объекта (авторское видение сущностных характеристик исследуемого объекта).
- сопоставление результаты анализа с характеристиками оригинала.
Этот метод универсален, что позволяет его использовать в реализации любого направления функциональной грамотности.
Для одного и того же явления (процесса) можно использовать разные виды моделирования в зависимости от решаемых исследовательских задач:
Таблица - это модель работы с информацией, позволяющая систематизировать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, преобразовывать, структурировать, обобщать материал, который он имеет возможность почерпнуть из разных источников, что облегчает его целостное восприятие и осмысление. К разновидностям таблиц мы относим
- тематические
- хронологические
- сравнительно - аналитические
- синхронистические.
Тематическая таблица - модель, раскрывающая отдельные проблемы и вопросы исторического прошлого или явления общественного развития.
Хронологическая таблица - модель, отражающая длительность исторических явлений, их последовательность. Представляет своеобразную сетку дат и событий.
Сравнительно-аналитические таблицы строятся на сравнительном анализе исторических событий или обществоведческих явлений. Для их составления нужно определиться с линиями сравнения и основными объектами анализа.
Синхронистическая таблица - модель, успешно применяемая при изучении всеобщей и региональной истории, а также для межкурсовых связей фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время, что помогает воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс.
Как организовать работу по созданию таблицы?
Учащихся необходимо научить актуализировать работу с этой моделью. Для этого, перед тем как ученик приступит к построению таблицы, нужно сформулировать цель его деятельности: (например: понять, чем отличаются реформы двух исторических периодов или сравнить соотношение сил воюющих сторон и т.д.)
Далее ученик с помощью учителя или самостоятельно выделяет основные линии сравнения, оформляя колонки и графы таблицы.
Работая с текстом, ученик учится выделять главные свойства изучаемого объекта и кратко и лаконично записывать основные тезисы в таблицу, причем важно научиться преобразовывать предложения (мысль) в тезис без потери смысла.
Заполненные данные таблицы необходимо проанализировать и сделать вывод (Какой лагерь в начале войны был сильнее? или Чего оказалось в характеристике объектов больше - черт сходства или различий?) Без этого модель не будет эффективным средством получения и осмысления знаний.
Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками. Это позволяет визуализировать информацию, обеспечить ее лучшее осмысление, запоминание. Сжатие, кодирование в схему информации позволяет развить навык синтеза и анализа у учащихся, необходимые в его дальнейших жизненных нуждах. Можно выделить следующие виды схем:
- логические
- структурные
- последовательные
Логические схемы применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи.
Структурные (сущностные) схемы отражают структуру, основные части, черты и суть того или иного явления.
Последовательные схемы позволяют выстроить последовательность событий, основаны на последовательном соединении элементов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.
Как организовать работу по созданию схемы?
Кластер - это графическая модель организации информации, позволяющая выделить основные смысловые единицы и зафиксировать их в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Кластер представляет собой изображение, более подробное, чем схема, дополненная сущностными характеристиками изучаемого объекта, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Как организовать работу по созданию кластера?
Необходимо выделить центр - это тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, на основе текста, а от них соответствующие термины, понятия, события, факты и т.д.
Прием кластеров универсален. Он может применяться для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. Система кластеров охватывает больше информации, чем обычно. В работе над этой моделью особенно эффективной является групповая деятельность, работа в парах.
Все представленные модели обладают общими чертами: компактность, выразительность, лаконичность, точность, наглядность. Они предусматривают индивидуальную работу, а также групповое взаимодействие. Могут использоваться на уроках, в качестве домашнего задания, дидактического раздаточного материала. Объектом для создания таких моделей может быть материал учебника и другие источники информации. Позволяют осмыслить материал, дать ему оценку, критически рассмотреть проблему с различных точек зрения, использовать творческий подход к решению новых задач.
На сегодняшний день мы не обладаем системой оценивания функциональной грамотности. Над ее разработкой трудятся ученые.
В российской системе оценивания качества обучения проводится целый комплекс процедур на разных уровнях: государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ), выборочные исследования (международные мониторинги, национальные исследования, исследования компетенций учителей), школьное оценивание (ВПР).
Используя некоторые из этих показателей на примере учеников лицея № 1, можно констатировать положительную динамику.
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе создаёт основу для формирования функциональной грамотности учащихся, самостоятельного успешного усвоения обучающимися глубоких и прочных знаний, закрепления умений и навыков в различных областях деятельности; умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность, коммуницировать, добиваться командного результата.
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Формирование функциональной грамотности
на уроках истории и обществознания
Масленникова Екатерина Леонидовна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 184
Калининского района Санкт-Петербурга
Вопрос формирования функциональной грамотности - это один из стратегических вопросов современного образования. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования обобщены в виде метапредметных результатов обучения и конкретизированы в предметных результатах обучения.
Можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности, которые формируются на уроках истории и обществознания, такие как:
коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
информационная грамотность умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Читательская грамотность выделяется как один из элементов информационной грамотности. Читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. На уроках истории и обществознания формирование читательской грамотности происходит через работу с текстом учебника. Работа с материалами учебника является важнейшим структурным элементом урока.
Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст. Он создает все возможности для формирования функциональной грамотности. В них есть все для формирования мотивации осознанного чтения.
Шмутц-титул позволяет анонсировать материал раздела или главы, что позволяет учителю сформулировать проблему для изучения целого блока или модуля в начале, а затем вернуться к этой же проблеме в конце изучения.
Задания, озвученные до изучения текста, требуют от ученика осмысления ранее изученного материала и воспроизведения его в речевой деятельности. Задание на осмысление прочитанного располагаются как в тексте параграфа, так и после него.
Еще один вид заданий, как в конце параграфа, так и в конце изучения раздела или всего курса, основан на самостоятельной деятельности учащихся. Он требует формулирования самостоятельных выводов, выполнения исследовательских работ в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов. Для этого учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, как в познавательном, так и в нравственном плане.
Особое место занимает изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю, способствует активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
Учебник позволяет организовать чтение вариативных источников, что помогает учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
Методический аппарат учебника направлен на формирование исторической грамотности. Она включает в себя, в том числе, хронологическую, картографическую и понятийную грамотность. При помощи ленты времени, выделенных для запоминания дат, учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
Определенное место в учебнике отведено биографиям знаменитых исторических личностей. Работа с памятками по анализу их деятельности предоставляет учащемуся возможности монологического грамотного изъяснения своих мыслей.
В учебнике созданы все возможности для работы с историческими терминами. Это тоже необходимо для развития функциональной грамотности. Исторические и обществоведческие диктанты с их последующей коррекцией со стороны учителя, формируют письменную грамотность учащихся.
Рабочие тетради по истории и обществознанию также создают большие возможности для развития письменной речи. Это сочинения по предложенным иллюстрациям, и решение кроссвордов, составление таблиц, что позволяет формировать навыки систематизации информации и творческие задания на поиск дополнительной информации.
Если добавить к этому методические разработки, созданные учителем и внедренные им в ходе уроков, то можно говорить о полном обеспечении инструментов для формирования функциональной грамотности.
Это и работа с ментальными картами, познавательные игры, викторины, уроки-дебаты. Они развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях. Эти технологии позволяют обеспечить выполнение коммуникативной функции уроков истории и обществознания: расширить круг общения, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, познакомить с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог и работать в команде.
В старших классах важную роль в развитии письменной исторической и обществоведческой грамотности играет написание эссе. Эти формы работ вынесены на выпускные экзамены, как по истории, так и по обществознанию.
Они сложны для выполнения, требуют длительной подготовки. Для того, чтобы научится грамотно излагать свои мысли в соответствие с критериями оценивания, приводить фактические и теоретические аргументы. Необходимо время. Поэтому учитель организует этот вид деятельности с первых уроков освоения истории и обществознания.
Читайте также: