План по формированию функциональной грамотности на уроках истории

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Федорова Татьяна Анатольевна

Населенный пункт: Иркутская область, г. Зима

В настоящий момент в системе общего образования происходят существенные изменения, меняется общественный запрос на качество современного образования. Система образования через оценку качества настраивается на новые результаты. Одним из направлений совершенствования образования в России является усиление внимания к формированию функциональной грамотности. Сегодня функциональная грамотность выступает показателем базового образования личности, ее формирование является одной из ведущих задач ФГОС, а уровень сформированности рассматривается как планируемый результат обучения. Составляющими функциональной грамотности являются универсальные учебные действия, основанные на прочных знаниях, которые будут востребованы в реальной жизни.

Функциональная грамотность представляет собой уровень образованности, позволяющий человеку свободно владеть всеми видами коммуникации, видеть проблемы и искать пути их решения, активно участвовать во всех видах общественной деятельности, решать стандартные задачи в различных сферах жизни, а также быть готовым учиться всю жизнь.

Показателем сформированности функциональной грамотности является поведение человека в той или иной жизненной ситуации. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа деятельности, когда человек сталкивается с чем-то новым и не может разобраться в инструкции, схеме, воспользоваться каким-либо устройством.

Функциональная грамотность является важным показателем качества образования и позволяет реализовать практико-ориентированный характер обучения.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, связано с тем, как обучающийся освоил теоретический материал, и как он может применить его за пределами школы в любой бытовой ситуации.

Результат моей работы заложен в тех материалах, с которыми я пришла на урок и с которыми дети работают дома при подготовке к уроку.

Поэтому в первую очередь, проанализировала содержание учебного предмета, в рамках предмета определила какие темы, на каком уровне образования и в каком разделе буду формировать то или иное направление функциональной грамотности, какие элементы преемственности и межпредметных связей могу использовать на своих уроках.

Затем пересмотрела задания, которые планирую использовать в учебном процессе.

На уроках истории и обществознания формирование функциональной грамотности возможно при условиях, если ученики:

• работают с нетрадиционными заданиями; с информацией, представленной в различных знаковых системах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа);

• с учетом условий задачи самостоятельно задают точность данных;

• используют личный опыт, привлекают дополнительную информацию, отбирают избыточную информацию;

• представляют в письменной и устной форме обоснованность решений;

• используют здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок, размышляют;

• находят и удерживают все условия задания для решения и интерпретации.

Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.

Для оценки функциональной грамотности акцент делаю на следующие особенности заданий:

• контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в обыденной жизни;

• задача должна быть вне предметной области, но решаться посредствам предметных знаний;

• в каждом из заданий описывается близкая и понятная обучающемуся жизненная ситуация;

• ситуация предполагает осознанный выбор модели поведения;

• наличие ситуационной значимости контекста;

• новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения;

• вопросы изложены простым, ясным языком;

• требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области;

• используются иллюстрации: рисунки, таблицы, схемы, диаграммы.

Конечно, трудно бывает разработать такие задания, поэтому я использую учебно-методические и аналитические материалы исследований PISA и Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Для оценки функциональной грамотности использую как национальные стандарты (планируемые результаты, заданные ФГОС), так и международные (исследования PISA). Для себя составила карты контроля по развития основ функциональной грамотности. В своей деятельности выделяю следующие пути решения проблем формирования функциональной грамотности:

Во-вторых, не считать образец – главным и единственным методом обучения.

В-третьих, использование активных методов обучения (учебный диалог, обсуждение проблем, гипотез, разных мнений и т.д.).

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности:

1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества;

2) математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет;

3) естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов.

ВложениеРазмер
formirovanie_funktsionalnoy_gramoty.pptx 1.55 МБ
formirovanie_funktsionalnoy_gramoty.pptx 1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества; 2) математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет; 3) естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов .

Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке стало то, что они должны были заняться математикой, а неправильно решенная задача могла существенно повлиять на качественное выполнение всего задания. Здесь помимо читательской грамотности формируется математическая грамотность. В нашей работе понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Информационная : находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Исторические и обществоведческие диктанты и эссе, очерки и репортажи с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся (например, мы проводим урок-конференцию по проблемам молодежи или др. и домашнее задание дети получают в виде репортажа с места событий); Изучение исторических и правовых документов , их подробный анализ , самостоятельное составление подобных документов позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю (например, мы пишем обращения в органы власти по актуальным проблемам социума, пишем исковые заявления в суд, составляем трудовые контракты и т. п .);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что же такое функциональная грамотность?

Институтом стратегии развития образования разработал Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям: Математическая грамотность Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление

Институтом стратегии развития образования разработал Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям:

Демонстрационные материалы ( instrao.ru)

ФИОКО - Открытые задания PISA ( fioco.ru )

  • 1. Общая грамотность.
  • 2. Компьютерная грамотность.
  • 3. Информационная грамотность.
  • 4. Коммуникативная грамотность.
  • 5. Грамотность при овладении иностранными языками.
  • 6. Социальная(бытовая) грамотность.
  • 7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
  • 8. Общественно-политическая грамотность.

Компетенции, связанные с функциональной грамотностью Cпособность выбирать и использовать различные технологии Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения Cпособность учиться всю жизнь

Компетенции, связанные с функциональной грамотностью

Читательская грамотность

Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Гипертекст

Форматы текста Сплошной Несплошной

Форматы текста

Форматы текста Смешанный Закончите определение: Славяне – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Делится . (на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Славянские племена

Форматы текста

  • Закончите определение:
  • Славяне– крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Делится
  • . (на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане).

Славянские племена

Уровни грамотности чтения текстов PISA по таксономии Блума (6 уровней)

Уровни грамотности чтения текстов PISA по таксономии Блума (6 уровней)

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы : 1. Создание атмосферы сотрудничества на уроках. 2. Использование приемов развития критического мышления в системе. 3. Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа. 4. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся. 5. Внедрение в процесс обучения критериального оценивания. Критерии разрабатывать совместно с учащимися. 6. Использование самооценивания и взаимооценивания. 7. Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей. 8. Организация поддержки учащихся с низкими учебными способностями

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы :

  • 1. Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
  • 2. Использование приемов развития критического мышления в системе.
  • 3. Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
  • 4. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
  • 5. Внедрение в процесс обучения критериального оценивания. Критерии разрабатывать совместно с учащимися.
  • 6. Использование самооценивания и взаимооценивания.
  • 7. Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
  • 8. Организация поддержки учащихся с низкими учебными способностями

Задание по формированию читательской грамотности

1 Декларация прав человека и гражданина. Изучите статьи декларации и определите, какие права человеку с ограниченными возможностями реализовать сложнее? Объясните, в чем заключается трудность реализации этих прав?

2 Прочитайте статью и обсудите в паре

Для чего был создан ресурсный центр?

Какие проблемы призван решать данный центр, приведите примеры из текста.

3. Задание PISA

Математическая грамотность Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Математическая грамотность

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Задания по математической компетенции Рассмотрите иллюстрацию 1916 г. и выполните задания. В чем основная идея данного плаката? 2) Выплаты по заёму проводились два раза в год: 1 апреля и 1 октября. Полностью заём должен был оказаться погашенным к 1 октября 1926 г. Высчитать: Какой была бы прибыль по данному займу к 1920 г., если изначально было куплено его облигаций на сумму 500 рублей? Почему на данном плакате изображена женщина?

Задания по математической компетенции

  • Рассмотрите иллюстрацию 1916 г. и выполните задания.
  • В чем основная идея данного плаката? 2) Выплаты по заёму проводились два раза в год: 1 апреля и 1 октября. Полностью заём должен был оказаться погашенным к 1 октября 1926 г.
  • Высчитать:
  • Какой была бы прибыль по данному займу к 1920 г., если изначально было куплено его облигаций на сумму 500 рублей?
  • Почему на данном плакате изображена женщина?

Финансовая грамотность

Задания по финансовой грамотности

  • В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. р. Расходы на самое необходимое — 30 тыс. р. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косме- тику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 9 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. р
  • Выяснить: что образуется в результате такого ведения хозяйства? Живёт ли семья по средствам? Каковы последствия такого планирования своих финансов?

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность

ВОПРОС 1. В чем состоит главная идея представленной информации?

У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.

Глобальная компетентность

Задания по глобальным компетенциям

Креативное мышление.

Задания по креативному мышлению

Новичок в классе В жизни случается всякое. Иногда кто-то переезжает и приходит в новый класс. Как вы думаете, это легко – прийти в класс, где все друг друга хорошо знают, а ты не знаешь никого, ты – новенький? Приходилось ли вам быть в этой роли? А принимать в класс новенького? Как можно помочь новенькому влиться в коллектив?

Посмотрите задания на листах. Прочитайте и выполните задания к этому тексту

Международная программа оценки качества обучения PISA, разработанная в 1997 году, каждые три года проводит масштабные тестирования по оценке грамотности 15-летних школьников мира в разных видах учебной деятельности. Показатели России в международном рейтинге стран из года в год остаются невысокими: 23-е, 26-е и 33-е места.

Задания PISA оценивают возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач, проверяют не заученный материал, а владение метапредметными и межпредметными компетенциями. Также PISA включает интерактивные задания, направленные на наблюдение за объектом, понимание как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие предметов. Задания для коллективного выполнения подразумевают совместное решение проблем, показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, умеет ли договариваться. Одним из наименее сформированных навыков отечественных школьников является командная компетентность, умение согласовать свои усилия в совместной деятельности, добиваться командного результата.

Надо отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты содержат аналогичные требования к выпускнику, развитию его личности, творческому началу для деятельности в условиях активно развивающейся информационной среды и умению решать нестандартные, постоянно меняющиеся задачи индивидуально и в группе.

В современный полипарадигмальный период развития науки и философии неопозитивизма особенно остро встают мировоззренческие проблемы, связанные с определением ценностных ориентиров, формированием патриотических установок при сохранении толерантного отношения к представителям разных культур. Эти проблемы напрямую связаны с осмыслением феномена фальсификации отечественной истории и противодействием попыткам такой фальсификации.

С учетом всех этих вызовов времени, функциональная грамотность, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, обретает особую актуальность.

Направлениями функциональной грамотности являются:

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.

Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.

Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • коммуникативная
  • информационная
  • деятельная.

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Наиболее актуальным средством формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в современном образовании становится моделирование.

Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Он основывается на синтетическом подходе: изучаются отдельные части объекта, исследуется их функционирование, объясняется совокупность данных, относящихся к предмету познания. Визуализация, заложенная в основу данного метода, является важным элементом, ведь наш мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 тысяч раз быстрее, чем текстовую.

Моделирование позволяет:

  • сформировать навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно с учетом индивидуальных особенностей восприятия учеников;
  • выработать системное критическое глобальное мышление ученика;
  • использовать модель как средство коммуникации, согласования позиций, взаимодействию в команде;
  • научить школьника работать с текстом, анализировать, дополнять, находить нужную информацию в различных источниках и соотносить ее с действительностью. Принцип структурирования информации помогает легче выделить основную идею, проследить связи между информационными блоками, дополнять ее новой информацией.

Главными чертами моделирования являются:

  • наличие объекта, для которого может быть создана материальная или нематериальная модель;
  • замещение реального объекта моделью (искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул);
  • отражение тех черт, которые являются существенными, отображают в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами объекта, совокупность гипотетических описаний, позволяющих предвидеть новые свойства;
  • внесение элемента субъективности и фантазии в описание объекта (авторское видение сущностных характеристик исследуемого объекта).
  • сопоставление результаты анализа с характеристиками оригинала.

Этот метод универсален, что позволяет его использовать в реализации любого направления функциональной грамотности.

Для одного и того же явления (процесса) можно использовать разные виды моделирования в зависимости от решаемых исследовательских задач:

Таблица - это модель работы с информацией, позволяющая систематизировать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, преобразовывать, структурировать, обобщать материал, который он имеет возможность почерпнуть из разных источников, что облегчает его целостное восприятие и осмысление. К разновидностям таблиц мы относим

  • тематические
  • хронологические
  • сравнительно - аналитические
  • синхронистические.

Тематическая таблица - модель, раскрывающая отдельные проблемы и вопросы исторического прошлого или явления общественного развития.

Хронологическая таблица - модель, отражающая длительность исторических явлений, их последовательность. Представляет своеобразную сетку дат и событий.

Сравнительно-аналитические таблицы строятся на сравнительном анализе исторических событий или обществоведческих явлений. Для их составления нужно определиться с линиями сравнения и основными объектами анализа.

Синхронистическая таблица - модель, успешно применяемая при изучении всеобщей и региональной истории, а также для межкурсовых связей фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время, что помогает воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс.

Как организовать работу по созданию таблицы?

Учащихся необходимо научить актуализировать работу с этой моделью. Для этого, перед тем как ученик приступит к построению таблицы, нужно сформулировать цель его деятельности: (например: понять, чем отличаются реформы двух исторических периодов или сравнить соотношение сил воюющих сторон и т.д.)

Далее ученик с помощью учителя или самостоятельно выделяет основные линии сравнения, оформляя колонки и графы таблицы.

Работая с текстом, ученик учится выделять главные свойства изучаемого объекта и кратко и лаконично записывать основные тезисы в таблицу, причем важно научиться преобразовывать предложения (мысль) в тезис без потери смысла.

Заполненные данные таблицы необходимо проанализировать и сделать вывод (Какой лагерь в начале войны был сильнее? или Чего оказалось в характеристике объектов больше - черт сходства или различий?) Без этого модель не будет эффективным средством получения и осмысления знаний.

Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками. Это позволяет визуализировать информацию, обеспечить ее лучшее осмысление, запоминание. Сжатие, кодирование в схему информации позволяет развить навык синтеза и анализа у учащихся, необходимые в его дальнейших жизненных нуждах. Можно выделить следующие виды схем:

  • логические
  • структурные
  • последовательные

Логические схемы применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи.

Структурные (сущностные) схемы отражают структуру, основные части, черты и суть того или иного явления.

Последовательные схемы позволяют выстроить последовательность событий, основаны на последовательном соединении элементов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Как организовать работу по созданию схемы?

Кластер - это графическая модель организации информации, позволяющая выделить основные смысловые единицы и зафиксировать их в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Кластер представляет собой изображение, более подробное, чем схема, дополненная сущностными характеристиками изучаемого объекта, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Как организовать работу по созданию кластера?

Необходимо выделить центр - это тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, на основе текста, а от них соответствующие термины, понятия, события, факты и т.д.

Прием кластеров универсален. Он может применяться для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. Система кластеров охватывает больше информации, чем обычно. В работе над этой моделью особенно эффективной является групповая деятельность, работа в парах.

Все представленные модели обладают общими чертами: компактность, выразительность, лаконичность, точность, наглядность. Они предусматривают индивидуальную работу, а также групповое взаимодействие. Могут использоваться на уроках, в качестве домашнего задания, дидактического раздаточного материала. Объектом для создания таких моделей может быть материал учебника и другие источники информации. Позволяют осмыслить материал, дать ему оценку, критически рассмотреть проблему с различных точек зрения, использовать творческий подход к решению новых задач.

На сегодняшний день мы не обладаем системой оценивания функциональной грамотности. Над ее разработкой трудятся ученые.

В российской системе оценивания качества обучения проводится целый комплекс процедур на разных уровнях: государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ), выборочные исследования (международные мониторинги, национальные исследования, исследования компетенций учителей), школьное оценивание (ВПР).

Используя некоторые из этих показателей на примере учеников лицея № 1, можно констатировать положительную динамику.

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе создаёт основу для формирования функциональной грамотности учащихся, самостоятельного успешного усвоения обучающимися глубоких и прочных знаний, закрепления умений и навыков в различных областях деятельности; умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность, коммуницировать, добиваться командного результата.

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Формирование функциональной грамотности
на уроках истории и обществознания

Масленникова Екатерина Леонидовна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 184
Калининского района Санкт-Петербурга

Вопрос формирования функциональной грамотности - это один из стратегических вопросов современного образования. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования обобщены в виде метапредметных результатов обучения и конкретизированы в предметных результатах обучения.
Можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности, которые формируются на уроках истории и обществознания, такие как:
коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
информационная грамотность умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Читательская грамотность выделяется как один из элементов информационной грамотности. Читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. На уроках истории и обществознания формирование читательской грамотности происходит через работу с текстом учебника. Работа с материалами учебника является важнейшим структурным элементом урока.
Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст. Он создает все возможности для формирования функциональной грамотности. В них есть все для формирования мотивации осознанного чтения.
Шмутц-титул позволяет анонсировать материал раздела или главы, что позволяет учителю сформулировать проблему для изучения целого блока или модуля в начале, а затем вернуться к этой же проблеме в конце изучения.
Задания, озвученные до изучения текста, требуют от ученика осмысления ранее изученного материала и воспроизведения его в речевой деятельности. Задание на осмысление прочитанного располагаются как в тексте параграфа, так и после него.
Еще один вид заданий, как в конце параграфа, так и в конце изучения раздела или всего курса, основан на самостоятельной деятельности учащихся. Он требует формулирования самостоятельных выводов, выполнения исследовательских работ в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов. Для этого учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, как в познавательном, так и в нравственном плане.
Особое место занимает изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю, способствует активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
Учебник позволяет организовать чтение вариативных источников, что помогает учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
Методический аппарат учебника направлен на формирование исторической грамотности. Она включает в себя, в том числе, хронологическую, картографическую и понятийную грамотность. При помощи ленты времени, выделенных для запоминания дат, учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
Определенное место в учебнике отведено биографиям знаменитых исторических личностей. Работа с памятками по анализу их деятельности предоставляет учащемуся возможности монологического грамотного изъяснения своих мыслей.
В учебнике созданы все возможности для работы с историческими терминами. Это тоже необходимо для развития функциональной грамотности. Исторические и обществоведческие диктанты с их последующей коррекцией со стороны учителя, формируют письменную грамотность учащихся.
Рабочие тетради по истории и обществознанию также создают большие возможности для развития письменной речи. Это сочинения по предложенным иллюстрациям, и решение кроссвордов, составление таблиц, что позволяет формировать навыки систематизации информации и творческие задания на поиск дополнительной информации.
Если добавить к этому методические разработки, созданные учителем и внедренные им в ходе уроков, то можно говорить о полном обеспечении инструментов для формирования функциональной грамотности.
Это и работа с ментальными картами, познавательные игры, викторины, уроки-дебаты. Они развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях. Эти технологии позволяют обеспечить выполнение коммуникативной функции уроков истории и обществознания: расширить круг общения, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, познакомить с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог и работать в команде.
В старших классах важную роль в развитии письменной исторической и обществоведческой грамотности играет написание эссе. Эти формы работ вынесены на выпускные экзамены, как по истории, так и по обществознанию.
Они сложны для выполнения, требуют длительной подготовки. Для того, чтобы научится грамотно излагать свои мысли в соответствие с критериями оценивания, приводить фактические и теоретические аргументы. Необходимо время. Поэтому учитель организует этот вид деятельности с первых уроков освоения истории и обществознания.

Читайте также: