План по физкультуре в детском саду младшая группа

Обновлено: 05.07.2024

"Здоровей-ка" проект по физкультурно-оздоровительной работе в младшей группе.

« Забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период наблюдается интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна и значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привели к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей.

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом.

Целью данного проекта является создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.

Основные задачи оздоровительной деятельности:

  1. Формирование у детей первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
  2. Организация условий для развития у детей познавательного интереса к своему организму и его возможностям.
  3. Воспитание бережного и заботливого отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  4. Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ, активизация роли родителей в создании ЗОЖ.

К концу работы по данному проекту мы планируем достичь следующих результатов:

Для детей:

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

3) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

4) Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.

Для родителей:

1) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

2) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.

2) Повышение профессионального уровня педагогов.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Каждый месяц проекта представлен определенной темой (станцией), в которой прослеживается интеграция деятельности всех участников образовательного процесса. Важно, чтобы и дети, и родители, и педагоги положительно отнеслись к событиям каждого месяца, заразились идеей и осознали важность совместных дел.

Месяц

Тема месяца

(станция)

Идея, задачи месяца.

Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Герой месяца – Олимпийский мишка.

Цель: формирование представления о том, что такое утренняя зарядка, физические упражнения, как они укрепляют здоровье, поднимают настроение.

Герой месяца – Карлсон.

Цель: закрепление умений детей узнавать и

правильно называть овощи и фрукты, о месте их произрастания и пользе. Расширение знаний детей о витаминах, их значении в здоровье человека. Развитие логическое мышления, памяти.

Герой – Доктор Айболит.

Цель: ознакомление детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Формирование представления о необходимости закаливания и представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни. Формирование умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.

Герой месяца – Мойдодыр.

Цель: закрепление умений детей следить: за своим внешним видом, пользоваться расческой и носовым платком. Формирование элементарных навыков поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом,

Герой месяца – Олимпийский мишка.

Цель: формирование знаний детей о правильном и рациональном питании.

3. Воспитание у детей желание и потребность быть здоровым.

Цель: ознакомление детей с релаксационными техниками, вариантами массажа и самомассажа.

Цель: подведение итогов путешествия, повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков.

малыш смеется

Вопросы здоровьесбережения являются наиболее актуальными в образовательных концепциях детских садов. Тем более когда речь идёт о самых маленьких воспитанниках — ребятах первой младшей группы (1,5–3 года), которые испытывают серьёзные эмоциональные перегрузки, связанные с адаптацией к новым условиям. Поэтому образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.

Значение проведения занятий по физкультуре в первой младшей группе

  • развитии показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения;
  • пополнении багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки);
  • тренировке правильной осанки и устойчивого положения тела;
  • воспитании осознанной необходимости в физической активности.

Задачами организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), призванными решать поставленные цели, является:

  • обучение прыгать на одном месте, а также продвигаться вперёд с помощью прыжков, отталкиваясь двумя ногами;
  • развитие способности бегать непрерывно в течение 30–40 секунд, а также быстро передвигаться к обозначенной цели;
  • освоение навыка залезать на 2–3 перекладины шведской стенки;
  • формирование умения обращаться с мячом (брать, держать, переносить, катать, бросать);
  • тренировка ходьбы в разных направлениях с перешагиванием объектов высотой не больше 10 см;
  • отработка броска мячика в горизонтальную плоскость на расстояние до 1 м двумя руками вместе и поочерёдно левой, правой;
  • приобщение к участию в элементарных подвижных играх за счёт повторения движений, показанных педагогом, а также имитации действий персонажей (к примеру, попрыгать как зайчики, поклевать зёрнышки, как курочки и пр.);
  • воспитание чувства коллектива в процессе участия в выполнении упражнений и заданий игрового характера.

Дети с помощью палок имитируют паровоз

На физкультурных занятиях дети приобщаются к подвижным играм

Виды уроков физической культуры в первой младшей группе

НОД по физкультуре в первой младшей группе реализуется следующими разновидностями занятий:

  • традиционными уроками, в которых отрабатываются упражнения разного характера, сгруппированные под общую тему;
  • сюжетными уроками, то есть занятиями, проводимыми от имени сказочного персонажа (игрушки или педагога в соответствующем костюме, например, лисы, Незнайки, Буратино и др.);
  • ритмической гимнастикой (к примеру, организованными по типу фитнес-тренировки или ленивой гимнастики (гимнастики пробуждения), детальнее о которой можно узнать здесь;
  • нетрадиционных уроков (к примеру, совместное с родителями занятие на воздухе или поход в бассейн).

Это интересно. Одной из разновидностей ритмической гимнастики является модульная гимнастика, состоящая из блоков упражнений с прищепками: дети под сопровождение рифмовки крепят прищепки на картонную основу и получают законченное изображение (солнышко, ёжик и пр.). Основной целью работы с этими модулями является тренировка мелкой моторики, играющая важную роль в развитии речи малышей первой младшей группы.

Фотогалерея: примеры модульной гимнастики для детей первой младшей группы

Модульная гимнастика тренирует мелкую моторику Задания для модульной гимнастики можно сделать самостоятельно, используя картинки и прищепки Модульная гимнастика сопровождается рифмовками

Виды физических упражнений для детей 1,5–3 лет

Как правило, педагог использует элементы всех видов занятий в одном, что позволяет разнообразить набор упражнений, а также способствует всестороннему развитию детей в рамках отведённого на урок времени.

Это интересно. С самыми младшими дошколятами практикуются только общеразвивающие упражнения, то есть задания, включающие отдельные или в сочетании друг с другом движения, доступные в исполнении и при этом воздействующие на конкретные группы мышц, что позволяет дозировать нагрузку на уроках.

Таблица: разновидности упражнений для занятий с малышами первой группы

Дети идут за педагогом

В упражнениях малыши отрабатывают основные движения

Методические приёмы для физкультурных занятий

В работе с малышами 1,5–3 лет педагогу потребуются все виды приёмов, позволяющие и реализовать цели, задачи занятий конкретного учебно-воспитательного направления, и быстрее адаптировать детей к новым условиям взаимодействия со сверстниками и взрослыми в целом.

Наглядные приёмы

Переход от манипулятивного к наглядно-образному типу мышления детей первой младшей группы определяет ценность наглядности на занятиях, которая воплощается:

  • картинками с изображением детей или мультипликационных персонажей, занимающихся физической культурой, в том числе и демонстрирующие порядок выполнения упражнения или игры (например, пальчиковой игры);
  • сопровождением к речевым средствам (например, картинками с героями загадок или стихотворений, литературными персонажами по теме);
  • игрушками-персонажами занятия;
  • атрибутами для урока (гимнастическими палками, мячами, массажными мячиками, кеглями, обручами и пр.);
  • демонстрацией, то есть выполнением педагогом всех упражнений и игровых действий в качестве наглядного объяснения задания;
  • показом — презентацией хода выполнения задания героями видеоролика.

Видео: разминка с Малышариками

Речевые приёмы

Малыши 1,5–3 лет только начинают осваивать речь, поэтому в работе с ними слово играет важную роль, даже несмотря на то, что физкультурные занятия, по сути, не предполагают пространных монологов и диалогов.

Объяснение

Это интересно. Объяснения следует насыщать жестами и мимикой, обогащая таким образом копилку средств выразительности у детей.

Беседа

Рифмовки

В данном случае речь идёт о стихотворениях, так как разгадывание загадок требует определённого жизненного опыта, которым дети 1,5–3 лет ещё не могут похвастаться. Рифмовки обычно используются для мотивации детей к началу выполнения упражнений вводного этапа, а также как иллюстрация к пальчиковым упражнениям:

  • Пальчики-грибочки. Поочерёдно берём за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке. Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал. Ну, а этот (большой пальчик)— взял, и съел, потому и потолстел!

Кроме того, стихотворением можно представлять игрушку-гостя на занятии. К примеру, зайку:

Дети стоят и слушают

Речевые приёмы на занятиях по физкультуре не только разъясняют задания, но и мотивируют малышей на работу

Интересные сюжеты

Практические приёмы

Солнышко из ладошек

Такая поделка может стать талисманом группы

Игровые приёмы

Самая продуктивная группа приёмов, учитывая то, что работа с малышами первой младшей группы имеет игровую форму. На физкультурных занятиях используется три вида игр:

  • дидактические, призванные познакомить или обобщить материал занятия;
  • подвижные, составляющие основу двигательного режима на физкультурном уроке (картотеку игр этого вида можно найти здесь);
  • театрализованные, представляющие материал занятия в образах (например, когда малыш выступает на уроке от лица персонажа, к примеру, заиньки, медведя, принцессы и др.).

Таблица: образцы обучающиюх и театрализованных игр с малышами 1,5–3 лет

  • стимулировать у детей интерес к спорту и его атрибутам;
  • работать над развитием мышления, логики, памяти.
  • развивать навык имитации;
  • учиться придавать движениям выразительности.

Как решить задачи индивидуализации заданий

В работе с малышами 1,5–3 лет индивидуализация состоит в помощи в освоении движений, вызывающих затруднения. Поэтому самой оптимальной формой осуществления личностно-ориентированного подхода в работе с детьми будет индивидуальная работа. Иными словами, если у малыша не получается какое-то движение с 3–4 попытки, то педагог, показав порядок действий (стоя напротив или рядом с ребёнком), предлагает выполнить движения вместе. Учитывая посильность упражнений, уже с 2–3 попытки эта методика работает, и воспитанник может дальше работать самостоятельно. Кроме того, индивидуализация на физкультурных занятиях в первой группе реализуется благодаря поиску вариантов для каждого ребёнка проявить себя. Вплоть до задания принести инвентарь для выполнения задания или предложения поиграть в любимую подвижную игру.

Мальчик и девочка играют в бадминтон

Задача педагога: найти для каждого ребёнка занятие по вкусу, но при этом не отвлекаться от целей и задач проведения физкультурных занятий

Методика организации физкультурных занятий в первой младшей группе

Дети стоят на улице

Если погодные условия позволяют, то одно занятие в неделю проводится на улице

Временной план физкультурного занятия

Хронометраж физкультурного занятия в первой младшей группе составляет 15 минут. Этот временной промежуток включает три этапа освоения темы.

Таблица: три этапа занятия по физической культуре для детей 1,5–3 лет

  • ходьба на носочках по кругу за инструктором, руки вверху с погремушкой, идём и гремим погремушкой;
  • ходьба на пяточках по кругу за инструктором, руки за спиной;
  • лёгкий бег по кругу за инструктором, руки вперёд;
  • встаём по кругу, ноги на ширине плеч, руки внизу, 1–2 руки вверх, 3–4 руки к плечам. (4 раза);
  • ноги на ширине плеч, руки перед грудью, 1–2 вынести правую руку вперёд, 3–4 — и. п., 5–6 вынести левую руку вперёд 7–8 и.п.;
  • ноги на ширине плеч, руки на поясе, 1–2 присесть, руки вперёд, колени развести в стороны, 3–4 встать руки вверх, подняться на носочках, прогнуть спинку, 5–6 и. п.

Воспитательница и дети на игрушечном поезде

Каждый из трёх этапов занятия должен быть насыщен разнообразными упражнениями и играми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях; учить ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие.

Ходьба между двумя линиями (расстояние 25 см). Из шну­ров (реек) инструктор выкладывает вдоль зала две дорожки длиной 2,5—3 м, параллельно одна другой. Расстояние между дорожками не ме­нее 3 метров

Ходьба стайкой за воспитателем в обход зала, в руках у пе­дагога игрушка (мишка, зайка или кукла).

НОД №3-4 по физической культуре в младшей группе

Упражнять детей в ходьбе и беге всей группой в прямом на­правлении за воспитателем; прыжках на двух ногах на месте.

1. Исходная позиция — ноги на ширине ступни, руки вдоль тулови­ща. Руки вынести вперед, вернуться в исходное положение

2. И. п.* — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вперед, ру­ки вниз, коснуться колен; вернуться в исходное положении

3. И. п. — ноги на ширине ступни, руки за спиной. Присесть, руки вынести вперед, вернуться в исходное положение

4. И. п. — ноги врозь, руки на поясе. Наклон вправо (влево), выпря­миться, вернуться в исходное положение (по 3 раза в каждую сторону).

Здесь и далее И. п. — исходная позиция.

5. И. п. — ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах на месте на счет 1—8.

Основные виды движений.

Педагог следит за тем, чтобы дети не бегали, а переходили от одной игрушки к другой.

НОД № 5-6 по физической культуре в младшей группе

Развивать умение действовать по сигналу воспитателя; учить энергично отталкивать мяч при прокатывании

1. И. п. — ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч вверх, потянуться, посмотреть на него. Медленным движением опустить мяч вниз — вернуться в исходное положение

2. И. п. — ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках у груди. Присесть, коснуться мячом пола; выпрямиться, вернуться в исходное положение

3. И. п. — ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках у груди. На­клон к правой (левой) ноге, коснуться мячом пола; выпрямиться, вер­нуться в исходное положение

4. И. п. — стойка на коленях, мяч перед собой в обеих руках. Прока­тывание мяча вокруг туловища с поворотом в обе стороны.

Основные виды движений.

Котя, котенька, коток, Котя — черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит, Притворился, будто спит.

Ходьба в колонне по одному.

Следить за техникой выполнения упражнений.

НОД № 7-8 по физической культуре в младшей группе

Развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу; группироваться при лазании под шнур.

Ходьба и бег по кругу. Ходьба вокруг кубиков (половина круга), затем переход на бег — полный круг. Поворот в другую сторону, повторение задания. Темп упражнения умеренный. Упражнение закан­чивается ходьбой.

Общеразвивающие упражнения с кубиками.

1. И. п. — ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. Под­нять кубики через стороны вверх, опустить вниз, вернуться в исходное положение

2. И. п. — ноги слегка расставлены, кубики у плеч. Медленно при­сесть, коснуться кубиками пола. Выпрямиться, вернуться в исходное положение.

3. И. п. — сидя, ноги скрестно, кубики в обеих руках на коленях. Наклониться вправо, положить кубик справа (подальше); выпря­миться, вернуться в исходное положение. То же влево.

4. И. п. — стоя перед кубиками, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в обе стороны, с небольшой паузой (2 раза в каж­дую сторону).

Основные виды движений.

Ползание с опорой на ладони и колени. Воспитатель ставит две стойки (они должны быть абсолютно устойчивы, во избежание травм) натягивает шнур на высоте 50 см от пола (можно использовать обычные стулья). Пособия располагают таким образом, чтобы все дети участво­вали в выполнении упражнения. Если условия и количество детей не позволяют использовать фронтальный способ, то упражнение выпол­няется подгруппами. С одной стороны от стоек на расстоянии 2—2,5 м, кладется шнур для обозначения начала движения, а с другой стороны ориентиром могут служить погремушки.


Младшая группа

ii-konkurs-nestandartnogo-fizicheskogo-oborudovaniya-fizkultura-dlya-vsex-3

Цель: Знакомить детей с выразительными возможностями движений.

Задачи:

1.Упражнять детей в катании мяча друг другу.

2.Учить детей ходить по ребристой доске, перешагивая через предметы.

3.Корригировать внимание, развивать правильное дыхание.

4.Корригировать осанку в процессе выполнения упражнений.

5.Воспитывать умение внимательно слушать инструкции воспитателя и выполнять их.

Атрибуты: Бубен, игрушка зайца, планшетка, мячи, ребристая доска, набивные мячи. Ширина доски=20 см., длина=2-3м.

Время занятия: 15 минут.

Ход НОД:

Вводная часть — 2 мин.

Цель: Подготовить организм к небольшой физической нагрузке.

2.Ходьба на носочках — дети, покажем какие высокие, высокие деревья растут в лесу (7 с.)

4.Бег в медленном темпе — вдруг дети увидели волка и быстро убежали от него (15 с.)

5.Ходьба — вот мы и пришли в домик к зайчику (50 с.)

Основная часть — 10 мин.

Цель: Дать детям небольшую физическую нагрузку.

ОРУ без предметов.

Ребята, зайка просит, чтобы вы показали, как мы умеем выполнять упражнения. Покажем зайке?

И.п.: стоя, ноги на ширине ступни (узкой дорожкой), руки за спиной.

И.п.: ноги на ширине ступни (узкой дорожкой), руки на поясе.

И.п.: Сидя, ноги врозь, руки за спиной.

В.: 1 — наклониться; 2 — коснуться ладонями носков ног; 3-4 — выпрямиться, вернуться в и.п. (5 р.)

И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади.

В.: 1 — согнуть ноги в коленях, подтянуть к животу; 2 — и.п. (5 р.)

— прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (10 пр.)

— прыжки на двух ногах вокруг себя в чередовании с ходьбой (10 пр.).

Ребята, зайчик мне сказал, что он хочет посмотреть, как вы умеете катать мяч друг другу. Давайте покажем ему. Встали все на зеленые квадратики друг за другом. Ребята, с Дианы до Андрея стоят на месте, остальные идите за мной, встали на розовые квадратики; сели на пол друг против друга. Катаем мяч друг другу, мяч не теряем.

Заключительная часть — 3 мин.

Цель: упражнять в беге по залу.

Содержание: Построились в круг, взрослый в центре, он говорит слова и показывает движения.

Зайка серенький сидит (взрослый садится)

И ушами шевелит (взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова).

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть (все хлопают в ладоши и повторяют 2 последние строчки)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать,

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать (все прыгают на одном месте).

Зайку волк испугал! (взрослый рычит)

Зайка тут же убежал! (дети разбегаются в рассыпную)

Молодцы, ребята, все были шустрыми и убежали от серого волка. А теперь давайте сядем на пол и закроем глазки, пусть глазки наши отдохнут — открыли, посмотрели на потолок – закрыли – открыли – поморгали – закрыли – открыли.

Молодцы, ребята, зайчику вы сегодня очень понравились, и он решил подарить вам медальки.

Читайте также: