Проектирование школы по типовому проекту осуществляется

Обновлено: 05.07.2024

1. Разработано Научно-исследовательским и проектным институтом по жилищно-гражданскому строительству (ОАО "ЛЕННИИПРОЕКТ").

2. Внесено Отделом мониторинга и стандартизации Управления перспективного развития Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга.

3. Согласовано с Комитетами Санкт-Петербурга: по образованию, по градостроительству и архитектуре, по социальной политике, Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Управлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.

4. Одобрено и рекомендовано к применению в строительстве на территории Санкт-Петербурга распоряжением Комитета по строительству от 08.12.2011 г. N 388.

Настоящее Руководство содержит рекомендации по проектированию общеобразовательных учреждений (в том числе с классами компенсирующего обучения) в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 03.12.2011 года), Типового положения об образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196 (в редакции от 10.03.2009).

Руководство устанавливает рекомендации к проектированию вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждений, к организации земельного участка, объемно-планировочным и технологическим решениям, инженерному оборудованию с учетом требований технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил и других нормативных документов, а также санитарных норм и правил.

инженеров: С.А. Архиповой, В.И. Непомнящего, А.К. Тарабарова, Л. Б. Шитовой, Л. Л. Щигорец, Т. М. Резник, Л. А. Лаврентьевой.

Рекомендации по проектированию специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов выпускаются в виде отдельного регионального методического документа.

Руководство предназначено для использования при разработке и экспертизе проектной документации для нового строительства и реконструкции общеобразовательных учреждений.

Положения Руководства являются обязательными для выполнения всеми участниками градостроительной деятельности при включении требования руководствоваться данным документом в договоры (контракты); задания на проектирование, нормативные документы (стандарты) организаций, в том числе саморегулируемых организаций.

Руководство не распространяется на проектирование специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящем Руководстве использованы ссылки на нормативные правовые акты, нормативные и другие документы, перечень которых приведен в приложении А.

3.1. Проектирование, строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", техническими регламентами, нормативными техническими документами, изданными в соответствии действующим законодательством, санитарными нормами и правилами.

3.2. В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" общеобразовательные учреждения, помимо осуществления задач поставленных по основным направлениям развития и модернизации общего образования, должны являться центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Здания общеобразовательных учреждений должны отличаться оригинальными архитектурными, дизайнерскими решениями, добротной и рациональной функционально-планировочной структурой и высокотехнологичным учебным оборудованием, отвечающим современным требованиям, обеспечиваться условиями для занятий спортом и творчеством.

При проектировании новых и реконструкции существующих общеобразовательных учреждений необходимо учитывать требования к школьной инфраструктуре в соответствии с Планом мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011 - 2015 годах национальной инициативы "Наша новая школа" в Санкт-Петербурге, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08 июня 2010 года N 750 (в редакции от 03.10.2011).

3.3. В соответствии с "Типовым положением об общеобразовательном учреждении", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196 (в редакции от 10.03.2009) (далее - Типовое положение) к общеобразовательным учреждениям относятся:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

3.4 Общеобразовательные учреждения осуществляют образовательный процесс в соответствии с образовательными программами трех ступеней образования:

3.5 В соответствии с Типовым положением наполняемость классов и групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях устанавливается в количестве 25 обучающихся. При проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы.

Наполняемость классов и групп продленного дня для меньшей вместимости определяется уставом общеобразовательного учреждения.

3.6 Вместимость проектируемых общеобразовательных учреждений определяется заданием на проектирование.

3.7 Общеобразовательные учреждения могут реализовывать программу дошкольного образования, руководствуясь "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" и "Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666 и от 19 сентября 1997 года N 1204 (в редакции от 10.03.2009).

3.8 В общеобразовательном учреждении в соответствии с 29 Типового положения могут открываться классы компенсирующего обучения, организация деятельности которых регламентируется "Примерным положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 08 сентября 1992 года N 333.

4.1 Право граждан на получение образования обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, формируемых в единую сеть с учетом градостроительной и административной структуры Санкт-Петербурга.

4.2. Общеобразовательные учреждения могут включать дошкольные образовательные учреждения при наличии соответствующей лицензии. При наличии в общеобразовательном учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

4.3. Сеть общеобразовательных учреждений включает общеобразовательные школы кварталов (микрорайонов) города и специализированные общеобразовательные учреждения (с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи) районов города.

Почему мы возвращаемся к типовому проектированию школ и детсадов

Разворот в сторону типового проектирования смутил многих. Есть ли в действительности риск заполонить страну скучной типовой архитектурой?

Московская область — регион, где по традиции обкатывается все новое. Поэтому совсем не случайно недавнее Всероссийское совещание по типовому проектированию учреждений образования с участием Минстроя, Минобрнауки, НОСТРОЙ, НОПРИЗ состоялось именно на подмосковной площадке, в Доме областного правительства.

— Нас в последнее время нередко обвиняют в том, что, сделав разворот в сторону типового строительства, мы рискуем заполонить страну типовыми коробками, — заметил министр строительства Михаил Мень , открывая знаковое для отрасли мероприятие. — Думаю, эти опасения напрасны. Современные технологии таковы, что на основе одного функционала можно создавать совершенно разные варианты архитектурного облика, планировки.


Не секрет, что в советское время большинство объектов строилось именно так. Понятное дело, у такого подхода были и свои минусы, причем весьма существенные. Дома в половине регионов страны были похожи друг на друга, как близнецы-братья.

В библиотеке типовых проектов будут только самые эффективные

Но уход от единообразия — это не единственная проблема. Минстрою предстоит создать целую библиотеку типовых проектов, которая будет соответствовать новым вызовам в самом образовании.

Ведь нынешняя школа сейчас совсем не та, что была прежде. Во-первых, новое школьное здание должно быть многофункциональным: рекреации должны трансформироваться в общественные пространства, классы — в студии и т.д.


Типовой проект общеобразовательной школы на 550 мест (22 класса)

Еще одна особенность — необходимость наличия помещений, максимально соответствующих новым предметам, появившимся в школьном расписании. А это потребует пересмотра санитарных, противопожарных правил.

Чтобы создать набор новых типовых проектов, нужно разработать комплект новых нормативных документов. Минстрой как раз и намерен заняться утверждением свода правил для строительства объектов нового поколения.

Предстоит сформировать и сам реестр (библиотеку) подобных проектов. И этот процесс уже начался.

— Сейчас мы собираем проектные решения, которые уже доказали свою эффективность: прошли экспертизу и уже построены, — сообщил замминистра строительства Юрий Рейльян . — Пока сосредоточились на школах. На первом этапе планируем отработать внешний облик, дальше займемся объемно-планировочными решениями.

По словам Юрия Рейльяна, необходимо разобраться и с правами на проектную документацию. Если разработка проекта будет осуществляться за счет средств муниципального бюджета, то и права на проект будут принадлежать данному муниципалитету.


Типовой проект детского сада на 120 мест

При проектировании учебного заведения нового поколения будут активно использоваться продвинутые BIM-технологии — информационное моделирование зданий, объемное 3D-проектирование.

Затраты могут сократиться на треть

Типовое проектирование сулит колоссальные выгоды бюджету. Заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин привел такие цифры. Только за 2014—2015 годы, применяя типовой подход, области удалось сэкономить на проектировании около 1 млрд руб. В том числе на проектировании ФОКов, детских садиков и школ — сотни миллионов рублей.

Ряд наиболее удачных типовых проектов уже отобран в федеральную библиотеку типовых проектов. Экономия на проектировании сетей теплоснабжения составила около 10%, энергоснабжения — 15 %.

В среднем же по стране, по словам Михаила Меня, сокращение проектных затрат должно составить от 15 до 30%.

— У себя в Подмосковье мы хотим строить красиво, функционально и в то же время недорого, а это можно осуществить только используя типовые проекты, проекты повторного применения, — высказался по поводу нового начинания губернатор Московской области Андрей Воробьев .

По словам глав региона, в Московской области на проектирование школ ежегодно тратятся огромные деньги, область строит в год десятки учреждений образования.

— Нам нужно разобраться, как рационально и дешево воплощать в жизнь программу по строительству образовательных учреждений в нашем регионе, — отметил Андрей Воробьев.

Модуль как единица типового измерения

Замдиректора департамента Минобразования и науки РФ Инна Ярцева сообщила, что более чем в 50 регионах страны дети обучаются в две и даже в три смены! Мест в школах катастрофически не хватает. Часть школ не отвечает современным требованиям, часть — не имеет благоустроенной территории. Некоторые школьные здания вообще в аварийном состоянии.

Размышляя над тем, каким должен быть оптимальный типовой проект, разработчики остановились на идее модульного строительства. Об этом рассказал один из разработчиков новой концепции — ректор МГСУ Андрей Волков .

При таком подходе здания школ, детсадов предполагается составлять из модулей, которые будут свободно варьироваться. У каждого модуля будут свои технические характеристики и сметная стоимость. Планировочное решение рассчитают исходя из количества учащихся и потребностей конкретного учебного заведения.

Кроме того, в техническое задание заложено большое количество решений по архитектурным формам, ограждающим конструкциям, которые и придадут разнообразие базовой версии.

Школа будущего будет развивающей. Поэтому повышаются требования, предъявляемые к материалам и технологиям. Государственная экспертиза по типовому проекту будет распространяться и на его повторное применение. Проектировщикам останется только привязать проект к месту.


Реформирование системы образования влечет за собой одновременно изменение архитектурных требований к учебным заведениям. Появление новых нормативных документов, внесение изменений в строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТ и т.д. приводит к необходимости переоснащения и перепланировки существующих учебных заведений.

Также не следует забывать, что учебные учреждения оснащаются новым современным оборудованием. Поэтому подведенные ранее инженерные коммуникации уже не могут в полной мере обеспечивать учебный процесс, более того, не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Одновременно современная школа призвана не только предоставлять кабинеты для получения базового образования, но и учитывать интересы учащихся. Для этого необходимо организовывать на территории школы отдельные зоны и помещения, которые должны не только способствовать развитию творческого потенциала у детей, а и соответствовать целому ряду инженерных требований.

Таким образом, привычные нам типовые здания школ нуждаются в повсеместной внутренней и внешней реорганизации пространства. А проектирование и строительство новых учебных заведений предполагает знание проектировщиком современных технологий строительства и проектирования, а также умение учитывать в своей работе не только собственный практический опыт, но и мировой.

Тенденции в проектировании и строительстве общеобразовательных школ

Основная задача современной системы образования – это формирование разносторонне развитой личности, способной реализовывать свой творческий потенциал. Поэтому школа должна предоставить ребенку возможность прожить детство и извлечь из него уроки, а не закончить его.

В связи с этим в проектировании и строительстве общеобразовательных школ наметились следующие тенденции:

Особенности подходов к проектированию школ в России и Англии

При проектировании здания школьного учреждения будет полезно учитывать опыт Англии, которая является одним из лидеров в системе образования.

С особенностями подходов к проектированию и строительству школ в Англии и России можно ознакомиться в приведенной ниже таблице:

РОССИЯ АНГЛИЯ
Правила и нормы проектирования не являются структурированными и регламентируются различными нормативными документами (СП, СанПиН, региональные нормы и т.д.) Проектирование и строительство общеобразовательных учреждений регламентируется одним документом – Building Bulletin, в котором собраны все требования к акустике, освещению, вентиляции, дизайну и т.д.
При проектировании обязательно учитывается площадь, выделяемая на одного ребенка (около 15 кв. м, может быть увеличена до 17 – 20 кв. м). На одного ребенка предусмотрено 8 – 10 кв. м, так как предполагается, что данной площади достаточно для его нормального функционирования. Более того, рейтинг Программы международного оценивания учащихся (Programme for International Student Assessment – PISA) показывает, что отведенные на ученика квадратные метры никак не влияют на его успеваемость.
При формировании классных комнат учитывается количество квадратных метров, отведенное на одного ученика. Классные комнаты проектируются по типовому проекту, поэтому достаточно однообразны, и отличаются разве что табличками на дверях кабинетов. При формировании школьного кабинета учитываются не только количественные параметры (количество учеников), но и функциональные (целевое предназначение кабинета). Здание школы разделено на специализированные учебные секции (языковая, творческая, естественно-научная и т.д.), поэтому наряду со стандартными классными комнатами дополнительно предусматриваются лекционные аудитории, комнаты для небольших групп или для индивидуальной работы.
Вестибюль и коридоры школьного здания предназначены только для перемещения, поэтому при проектировании основной упор делается на их безопасность: чем больше места, тем меньше вероятность столкнуться друг с другом. Перемены и общие собрания проходят в многофункциональном холле. Многофункциональность холла способствует рассредоточению учеников по разным площадкам в зависимости от их интересов.
Библиотека является местом с ограниченным доступом к информации. Школьная библиотека – это, как правило, место, где можно получить учебники или взять почитать книгу, и которое работает по установленному графику. Библиотека – место с непрерывным и неограниченным доступом к информации. Британский подход к обучению делает акцент на самостоятельную работу, поэтому школьники с самых ранних лет ориентированы на самостоятельное получение информации. Школьные библиотеки проектируются с учетом высокой пропускной способности, оснащаются современным оборудованием и предоставляют доступ не только к печатным, но и интернет ресурсам.
Школьный двор в целях безопасности является закрытой территорией, площадь которой напрямую зависит от количества квадратных метров, предусмотренных на ученика (как правило, это плюс 15 – 17 кв. м к отведенным на ученика в здании школы). Проект школьного двора исходит исключительно из функциональных задач пространства. Поэтому на его территории располагаются разнообразные площадки, зоны по интересам. Школьный двор доступен не только для учеников, но и для посторонних. Более того, его могут сдавать в аренду, например, спортивному клубу. При этом чистота и безопасность школьного двора являются сферой ответственности арендатора.

Таким образом, современная школа должна иметь не только эстетический дизайн, но и быть многофункциональной. Поэтому при проектировании следует учитывать, что в образовательный процесс должны одновременно вовлекаться такие элементы школьного здания как коридоры, вестибюли, актовые залы (то, что ранее не рассматривалось как образовательный инструмент).

Однако не следует забывать, что при проектировании школьного здания необходимо соблюдать разумный баланс, а не гнаться за трендами. Ведь в первую очередь проект учебного заведения должен быть выполнен с учетом требований безопасности учащихся и работников школы.

Специалисты компании V-GRAND разрабатывают проектную документацию как для строительства новых общеобразовательных учреждений, так и для реконструкции или модернизации существующих. Наша ключевая цель – создание проекта, который не только соответствует всем нормативным требованиям, но одновременно учитывает современные подходы и технологии строительства, а также индивидуальные пожелания Заказчика.

Почему мы возвращаемся к типовому проектированию школ и детсадов

Разворот в сторону типового проектирования смутил многих. Есть ли в действительности риск заполонить страну скучной типовой архитектурой?

Московская область — регион, где по традиции обкатывается все новое. Поэтому совсем не случайно недавнее Всероссийское совещание по типовому проектированию учреждений образования с участием Минстроя, Минобрнауки, НОСТРОЙ, НОПРИЗ состоялось именно на подмосковной площадке, в Доме областного правительства.

— Нас в последнее время нередко обвиняют в том, что, сделав разворот в сторону типового строительства, мы рискуем заполонить страну типовыми коробками, — заметил министр строительства Михаил Мень , открывая знаковое для отрасли мероприятие. — Думаю, эти опасения напрасны. Современные технологии таковы, что на основе одного функционала можно создавать совершенно разные варианты архитектурного облика, планировки.


Не секрет, что в советское время большинство объектов строилось именно так. Понятное дело, у такого подхода были и свои минусы, причем весьма существенные. Дома в половине регионов страны были похожи друг на друга, как близнецы-братья.

В библиотеке типовых проектов будут только самые эффективные

Но уход от единообразия — это не единственная проблема. Минстрою предстоит создать целую библиотеку типовых проектов, которая будет соответствовать новым вызовам в самом образовании.

Ведь нынешняя школа сейчас совсем не та, что была прежде. Во-первых, новое школьное здание должно быть многофункциональным: рекреации должны трансформироваться в общественные пространства, классы — в студии и т.д.


Типовой проект общеобразовательной школы на 550 мест (22 класса)

Еще одна особенность — необходимость наличия помещений, максимально соответствующих новым предметам, появившимся в школьном расписании. А это потребует пересмотра санитарных, противопожарных правил.

Чтобы создать набор новых типовых проектов, нужно разработать комплект новых нормативных документов. Минстрой как раз и намерен заняться утверждением свода правил для строительства объектов нового поколения.

Предстоит сформировать и сам реестр (библиотеку) подобных проектов. И этот процесс уже начался.

— Сейчас мы собираем проектные решения, которые уже доказали свою эффективность: прошли экспертизу и уже построены, — сообщил замминистра строительства Юрий Рейльян . — Пока сосредоточились на школах. На первом этапе планируем отработать внешний облик, дальше займемся объемно-планировочными решениями.

По словам Юрия Рейльяна, необходимо разобраться и с правами на проектную документацию. Если разработка проекта будет осуществляться за счет средств муниципального бюджета, то и права на проект будут принадлежать данному муниципалитету.


Типовой проект детского сада на 120 мест

При проектировании учебного заведения нового поколения будут активно использоваться продвинутые BIM-технологии — информационное моделирование зданий, объемное 3D-проектирование.

Затраты могут сократиться на треть

Типовое проектирование сулит колоссальные выгоды бюджету. Заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин привел такие цифры. Только за 2014—2015 годы, применяя типовой подход, области удалось сэкономить на проектировании около 1 млрд руб. В том числе на проектировании ФОКов, детских садиков и школ — сотни миллионов рублей.

Ряд наиболее удачных типовых проектов уже отобран в федеральную библиотеку типовых проектов. Экономия на проектировании сетей теплоснабжения составила около 10%, энергоснабжения — 15 %.

В среднем же по стране, по словам Михаила Меня, сокращение проектных затрат должно составить от 15 до 30%.

— У себя в Подмосковье мы хотим строить красиво, функционально и в то же время недорого, а это можно осуществить только используя типовые проекты, проекты повторного применения, — высказался по поводу нового начинания губернатор Московской области Андрей Воробьев .

По словам глав региона, в Московской области на проектирование школ ежегодно тратятся огромные деньги, область строит в год десятки учреждений образования.

— Нам нужно разобраться, как рационально и дешево воплощать в жизнь программу по строительству образовательных учреждений в нашем регионе, — отметил Андрей Воробьев.

Модуль как единица типового измерения

Замдиректора департамента Минобразования и науки РФ Инна Ярцева сообщила, что более чем в 50 регионах страны дети обучаются в две и даже в три смены! Мест в школах катастрофически не хватает. Часть школ не отвечает современным требованиям, часть — не имеет благоустроенной территории. Некоторые школьные здания вообще в аварийном состоянии.

Размышляя над тем, каким должен быть оптимальный типовой проект, разработчики остановились на идее модульного строительства. Об этом рассказал один из разработчиков новой концепции — ректор МГСУ Андрей Волков .

При таком подходе здания школ, детсадов предполагается составлять из модулей, которые будут свободно варьироваться. У каждого модуля будут свои технические характеристики и сметная стоимость. Планировочное решение рассчитают исходя из количества учащихся и потребностей конкретного учебного заведения.

Кроме того, в техническое задание заложено большое количество решений по архитектурным формам, ограждающим конструкциям, которые и придадут разнообразие базовой версии.

Школа будущего будет развивающей. Поэтому повышаются требования, предъявляемые к материалам и технологиям. Государственная экспертиза по типовому проекту будет распространяться и на его повторное применение. Проектировщикам останется только привязать проект к месту.

Читайте также: