План по духовно нравственному воспитанию в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формировать у детей элементарные правила поведения, этику общения и приветствия; воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Цель: формировать представление детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях родных людей.

Цель: формировать представления о дружбе, друге.

Задачи: развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать друзей, сочувствовать им; учить находить себе друзей; анализировать ситуацию и находить выход из нее, приемлемый для всех.

Цель: воспитание заботливого отношения к окружающим людям.

Задачи: учить детей анализировать поступки на примере сказочных персонажей; закреплять понятия доброты, зла на конкретных примерах; учить определять эмоции по условным графическим изображениям; воспитывать у детей желание быть добрым, помогать окружающим.

Цель: дать доступные детскому пониманию представления государственных праздниках, о труде военных.

Цель: углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку- маме.

Задачи: продолжать формировать у детей представление о семье, умение называть членов семьи; дифференцировать понятие: мама моей мамы. Побуждать детей проявлять заботу и любовь к родным людям. Воспитывать чувство благодарности за ее заботу об окружающих ее людях.

Тема: «Эмоциональное состояние детей и взрослых.

Цель: способствовать совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер, дошкольников, развивать нравственные мотивы поведения.

Задачи: развивать мышление и эмоционально-волевые процессы; помочь детям почувствовать и научиться понимать эмоции; анализировать поступки героев, находить творческие решения; формировать с помощью игры моральные представления.

Цель: формировать уважение к окружающим, умение считаться с их желаниями и просьбами.

Задачи: формировать привычку откликаться на просьбу родных, друзей и знакомых; учить защищать слабых, выражать сочувствие, выражать стремление помогать им, радовать их, не огорчать.

Структура плана формируется на основании приоритетного направления ДОУ (художественно-эстетическое развитие), и учитывает духовно-нравственные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, а также ориентирована на возможности педагогов подготовительной группы.

Построение воспитательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы учитывает контингент воспитанников, оснащенность дошкольного учреждения, культурные и региональные особенности, а также опыт и творческий подход педагога.

В план включены шесть направлений, обеспечивающих духовно-нравственное, художественно-эстетическое, патриотическое, физическое и трудовое воспитание детей:

В соответствии с планом духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитательные моменты планируются как в первую, так и во вторую половину дня и включают в себя: непосредственную образовательную деятельность детей, ситуативные беседы, наблюдения и познавательную деятельность во время прогулок, музыкальные и спортивные развлечения, утренники, участие в конкурсах различных уровней и направлений. При этом мероприятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируются в первую половину дня. Продолжительность мероприятий соответствует санитарным нормам.

План позволяет использовать принципы дифференциации и вариативности, а также обеспечивает своевременное познавательное, социальное и личностное развитие ребенка на каждом возрастном этапе его жизни.

ВложениеРазмер
plan.docx 403.96 КБ

Предварительный просмотр:

Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать первые представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре, о семье;
  • Формировать духовно-нравственные качества;
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства;
  • Воспитывать любовь к родной природе.
  • Содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности, творчеству;
  • Воспитывать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;
  • Возродить традиции семейного воспитания.

Подходы воспитательной системы

  • содержательный компонент - овладение детьми ,доступных возрасту ,объёмов представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края,.
  • эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
  • деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализации работы:

  • принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);
  • принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
  • принцип систематичности , последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
  • принцип результативности . Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;
  • принцип развития самоценных форм активност и. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Направления воспитательной работы:

Здесь образовательный процесс строится с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей. (Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей).

Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:

  • беседы (с помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо),
  • чтение и анализ художественных произведений (Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой.),
  • игры (дидактические, коллективные игры-занятия , игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые).

Взаимодействие с родителями.

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • посещения педагогом семей своих воспитанников;
  • дни открытых дверей;
  • проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
  • индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов)
  • использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:

  • устойчивость навыков поведения;
  • сформированность основ ценностных сфер личности;
  • стабильность психического развития;
  • целостность восприятия мира;
  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
  • развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей, стремления его к добру.

Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Рассматривание семейных фотографий.

Моя улица, домашний адрес.

Презентация Экскурсия по улицам.

Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.

Беседа о труде воспитателя.

Формирование форм словесной вежливости

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Рассказ воспитателя об истории поселка. Просмотр и осуждение презентации «Моя малая Родина

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

День пожилого человека.

Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

Памятник памяти гибели подводной лодки Л-16

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Знакомство детей с хохломской росписью.

Участие в Акции:

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (с родителями).

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

Готовимся к Рождеству

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

Мастер-класс для мам и детей по изготовлению рождественских украшений.

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

Рассматривание фотографий из архива детского сада.

Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

«Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

Культура поведения на природе

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Беседа о русской народной песне.

Рассказ воспитателя о русских богатырях.

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

Целевые прогулки к памятникам героям войны.

Изготовление подарков папам

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.

Рассказ о матрёшке.

Рассказ о народном костюме.

Беседа о русских обычаях встречи весны.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

подарки мамам и бабушкам

Праздничный концерт ко Дню подводника

Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.

Рассматривание портретов, иллюстраций.

Рассматривание Красной книги Камчатского края.

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Список используемой литературы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы


Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и.



Вашему вниманию представляю доклад по духовно-нравственному развитию личности докольников, в котором вы можете ознакомиться с перспективным планом по этой теме.


Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Календарный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (подготовительная группа)

Цель: Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников, приобщение их к духовным и нравственным ценностям. Возрождение лучших традиций семейного воспитания. Воспитание любви и уважения к Отчизне: народу, культуре, истории, природе, фольклору и традициям русского народа.

4. Изготовление поделок из природного материала

7. Осенины – осенняя ярмарка (выставка из овощей и фруктов и др.)

1. Анкетирование родителей о духовно – нравственном воспитании в семье

1. Ознакомление детей и родителей с народно – прикладным искусством (гжель, хохлома, городец, дымковские игрушки, жестово)

5. Выпускной бал «До свидания детский сад! Здравствуй школа!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2949 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Сейчас обучается 102 человека из 46 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 270 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.12.2018 3192
  • DOCX 16.8 кбайт
  • 29 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Анна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Перспективное планирование

по духовно – нравственному

воспитанию детей

Для детей подготовительной группы

Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Обучающие задачи:

Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;

Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать духовно – нравственные чувства;

Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);

Воспитывать любовь к родной природе.

Развивающие задачи:

Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

Методические приемы

Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Рассматривание семейных фотографий.

*Моя улица, домашний адрес.

*1 сентября – День знаний.

*27 сентября- День воспитателя детского сада.

Экскурсия по улице.

Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.

Проводы в школу выпускников детского сада.

Беседа о труде воспитателя.

Бог-творец мира, нашего общего дома.

Формирование форм словесной вежливости

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием.

Рассказ об истории создания Тамбова.

День пожилого человека.

Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

Рассказ преподавателя воскресной школы о внутреннем устройстве храма: иконостас, алтарь и светильники в храме.

Экскурсия по историческим местам города Уварово.

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (с родителями).

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

Рассматривание фотографий из архива детского сада.

Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

«Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

Рассматривание иллюстраций.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Беседа о русской народной песне.

Рассказ воспитателя о русских богатырях.

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

Рассказ воспитателя.

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

Целевые прогулки к памятникам героям войны.

Встречи с воинами Российской армии.

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.

Рассказ о матрёшке.

Рассказ о народном костюме.

Беседа о русских обычаях встречи весны.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Беседы о маме.

Утренник, посвящённый женскому празднику.

Продуктивная деятельность: подарки мамам и бабушкам.

Рассказ воспитателя.

Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание портретов, иллюстраций.

Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе.

Рассматривание Красной книги Тамбовской области.

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.

Беседа о русской избе и национальной кухне.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседа о семье.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ преподавателя воскресной школы.

Список используемой литературы:

Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данной программы, способствующей приобщению детей к традиционной культуре родного края; формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.Создание условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данной программы, способствующей приобщению детей к традиционной культуре родного края; формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.

Возраст детей: 6 – 7 лет

II. Пояснительная записка.

III. Планируемые результаты освоения программы детьми 6-7 лет

IV.Характеристика возрастных особенностей детей от 6 до 7 лет

VII. Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.

Создание условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данной программы, способствующей приобщению детей к традиционной культуре родного края; формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.

1.Формировать понятие Родина, малая Родина, воспитывать любовь и интерес к ней через обогащение знаний детей о родном городе, историческом наследии и его связи с настоящим.

2.Пробудить интерес к истории родного города, памятникам старины, используя различные средства (музыка, чтение стихов, рисование, беседа и т.д.).

3.Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

4.Формировать чувство гордости за свой город, край и его людей, толерантное отношение к представителям других национальностей. 5.Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Кацук Тамара Аркадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории; Герасина Светлана Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории

5. Концепция дошкольного воспитания.

6. Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений Гребеньков В.А., Меньшиков В.М.. Курск.

Сроки реализации Программы

Организация контроля над реализацией Программы

Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года.

2.Дети знают о достопримечательностях города, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой город, а также знакомы с образованием города.

3. У детей сформированы представления о географическом положении, историческом прошлом города, края, их символике (герб, флаг).

4.У детей воспитан интерес и уважение к культуре, традициям людей, проживающим в городе, крае; желание приносить посильную пользу городу, родному краю.

5. Повысилась заинтересованность родителей к педагогическому процессу, родители посещают вместе с детьми выставочные залы, музеи, библиотеку.

6. У детей возросло умение применять полученные знания в различных видах деятельности.

7. У детей стало более отчётливо эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

8. У детей обогатился словарь новыми словами, повысилось умение самостоятельно рассуждать

9. Пополнена предметно-пространственная развивающая среда в группе.

10. Разработан перспективный план работы с детьми по патриотическому воспитанию.

12. Составлен перспективный план по работе с родителями.

216500, Смоленская область, город Рославль, улица Мичурина, дом 181-а

I. Пояснительная записка

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими родной край, город. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с малой Родиной важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. А чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих нашу группу, мы выяснили, что взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о своей малой Родине, забыты народно-прикладные ремёсла, семейные традиции, обычаи.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашей группы, но и для общества в целом.

Актуальность программы.

Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего города и края.

5. Концепция дошкольного воспитания.

6. Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений Гребеньков В.А., Меньшиков В.М.. Курск.

Программа предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.1. Наглядные:показ наглядно - демонстрационного материала, экскурсии, наблюдения,

проведение дидактических игр, просмотр видео материалов.

Загадывание загадок, разучивание стихов.

Организация продуктивной деятельности, игр различной направленности, праздников и развлечений, трудовой деятельности.

С целью комплексного решения задач программы необходимо систематизировать взаимодействие с представителями социальных институтов:

Целью программы является создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через реализацию идей данной программы, способствующей приобщению детей к традиционной культуре родного края; формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- Формировать понятие Родина, малая Родина, воспитывать любовь и интерес к ней через обогащение знаний детей о родном городе, историческом наследии и его связи с настоящим.

- Пробудить интерес к истории родного города, памятникам старины, используя различные средства (музыка, чтение стихов, рисование, беседа и т.д.).

- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

- Формировать чувство гордости за свой город, край и его людей, толерантное отношение к представителям других национальностей. - Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом, краем положены следующие принципы: Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству. Развивающий принцип - народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение. Принцип опоры на игровую деятельность - как ведущую в органической связи её с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые взаимодействуют и обогащают друг друга. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагающий взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров. Принцип краеведения предполагает максимальное включение в образовательный процесс изучение традиций, обычаев и культуры Смоленского края.

Принцип учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать материал на доступном уровне.

Принцип развития духовно-личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

III. Планируемые результаты реализации Программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет.

2. Дети знают о достопримечательностях города, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой город, а также знакомы с образованием города.

3. У детей сформированы представления о географическом положении, историческом прошлом города, края, их символике (герб, флаг).

4. У детей воспитан интерес и уважение к культуре, традициям людей, проживающим в городе, крае; желание приносить посильную пользу городу, родному краю.

5. Повысилась заинтересованность родителей к педагогическому процессу, родители посещают вместе с детьми выставочные залы, музеи, библиотеку.

6. У детей возросло умение применять полученные знания в различных видах деятельности.

7. У детей стало более отчётливо эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

8. У детей обогатился словарь новыми словами, повысилось умение самостоятельно рассуждать

9. Пополнена предметно-пространственная развивающая среда в группе.

10. Разработан перспективный план работы с детьми по патриотическому воспитанию.

12. Составлен перспективный план по работе с родителями.

К концу реализации программы дети должны: Знать свой домашний адрес, название города, области. Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них. Знать краткие сведения об истории города и края. Знать символику города Рославль и Смоленской области. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города и области. Знать о почетных гражданах города Рославль и родного края. Знать стихи поэтов и работы художников Смоленской области.

IV. Характеристика возрастных особенностей дошкольников от 6 до 7 лет

Программа рассчитана на детей подготовительной к школе группы.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ личности ребенка, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родногодетского сада; в старшем возрасте - мир родного города, края и, наконец, мир родной отчизны -России.

Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно внародном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт,методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, егонародными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большойРодине.

Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семьи, к людям, которые сопровождают ребенкав первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к родному краю. В этот периодначинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с егонародом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке,который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет.

Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.

Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человекачерты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение крезультатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу всамостоятельной деятельности.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формированиенравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности илюбви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видяогорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свойположительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятныхпереживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольномдетстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувствапобуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которыеважны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональнойатмосферы занятия.

Читайте также: