Я концепция как социально психологический феномен кратко

Обновлено: 02.07.2024

Особой формой сознания является самосознание, где личность выступает как субъект и как объект познания. С помощью процесса самосознания человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание характеризуется своим продуктом – Я-концепцией.

Я-концепция представляет собой развивающуюся систему представлений человека о самом себе и включает:

  • Осознание своих свойств – физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и др.
  • Самооценку;
  • Субъективное восприятие влияющих внешних факторов на собственную личность.

Понятие Я-концепция появилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. Её представители А. Маслоу, К. Роджерс, стремились рассмотреть целостное человеческое Я как фундаментальный фактор поведения и развития личности.

Первые теоретические разработки в этой области принадлежат У. Джемсу. Он разделил личностное Я на взаимодействующие Я-сознающее и Я-как-объект.

Я-концепцию определяют как совокупность установок, которые направлены на себя и выделяют три структурных компонента:

Все компоненты Я-концепции тесно взаимосвязаны, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития. Единой схемы описания сложного строения Я-концепции в литературе пока нет.

Р. Бернс, например, представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры, вершиной которой является глобальная Я-концепция. Она конкретизирует установки личности, имеющие различные модальности, на себя.

Далеко не всегда объективными бывают те качества, которые люди приписывают собственной личности и другие люди не всегда готовы с ними согласиться. Объективные на первый взгляд показатели, такие как рост, возраст, для разных людей могут иметь разное значение, которое обусловлено общей структурой их Я-концепции.

Я-концепция играет следующую роль:

  • Способствует достижению внутренней согласованности личности;
  • Определяет интерпретацию приобретенного опыта;
  • Является источником ожиданий относительно самого себя.

Человеку свойственно стремиться к достижению максимальной внутренней согласованности и для этого он готов предпринимать различные действия для восстановления утраченного равновесия. На основе представлений о себе человек строит не только свое поведение, но и интерпретирует собственный опыт. В этом плане Я-концепция действует как внутренний фильтр и определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Ситуация, проходя через этот фильтр, осмысливается, получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.

Знание самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик другими людьми и противоречий.

Я-концепция в различных теориях личности

До настоящего времени объем и содержание этого понятия остаются дискуссионными.

В исследование этого феномена большой вклад внесли Х.Ч Кули, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, И.С. Кон, Р. Бернс, В.В. Столин и многие другие ученые.

Авторы индивидуального подхода – Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Д. Бугенталь – в основу своей теории поставили внутренние факторы становления Я-концепции. Представители психоаналитической школы предложили другой подход к изучению этого феномена.

Так, Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает Я-концепцию сквозь призму эго-идентичности, характер которой связан с особенностями культурной среды, окружающей индивида и его возможностями. Ученый описывает восемь стадий развития личности, которые напрямую связаны с изменениями эго-идентичности, указывает кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, которые характерны для различных возрастных этапов. Подростковому и юношескому возрасту Эриксон уделяет особое внимание. Он говорит о механизме формирования Я-концепции как о бессознательном процессе в отличие от символического интерракционизма.

Нельзя не сказать о таком исследователе Я-концепции как Р. Бернс. В основу своей теории он положил взгляды Э. Эриксона, Д. Мида, К. Роджерса.

Исследуя Я-концепцию И.С. Кон считает, что она входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я – дифференцированность и обобщенность, а также предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я:

  1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я. Суть сводится к тому, что образ Я формируется на основе других людей;
  2. Система социального сравнения. Сравнение настоящего с прошлым и будущим. Свои достижения сравниваются с притязаниями, сравнение себя с другими людьми. Формируется самооценка;
  3. Система самоатрибуции – приписывание себе определенных свойств;
  4. Система смысловой интеграции жизненных переживаний. С помощью интегрирования все предыдущие системы взаимосвязываются.

Таким образом, в изучении Я-концепции в научной литературе существует множество подходов. Все они рассматривают проблему в тесной связи с самосознанием личности с различных теоретических позиций, которые порой противоречат друг другу.

Но тот факт, что Я-концепция является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни человека, навряд ли можно оспорить.

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой

Стильный образ

Система представлений о себе формируется в процессе познания и оценки себя через анализ реальных и воображаемых ситуаций. Решающее влияние на неё оказывают мнения окружающих. Кроме того, анализируя собственное и чужое поведение, индивид соотносит себя с другими людьми, корректируя при этом представления о своих качествах и о том, какими они должны быть.

Вопросы, раскрывающие Я-концепцию

Отвечая на эти вопросы, человек перечисляет свои характеристики, которые считает наиболее значимыми. При этом значимость разных характеристик он оценивает по-разному, присваивая каждой из них определённый удельный вес. И удельный вес отдельных пунктов может весьма существенно меняться в зависимости от жизненных обстоятельств.

1. Когнитивная

2. Оценочная

Имея представления о своих характеристиках, каждую из них индивид как-то оценивает. При этом он обращает внимание на следующие моменты:

Оценочная составляющая подразумевает эмоциональный отклик, определённые переживания, вызываемые у индивида его представлениями о себе. В частности, эти представления влияют на его самооценку, самоуважение, любовь к себе и ожидание того, что его будут любить окружающие.

3. Поведенческая

Несмотря на то, что каждую из перечисленных составляющих можно выделить и рассматривать отдельно, все они тесно взаимосвязаны между собой. При этом оценочная составляющая подстраивается под когнитивную, а вместе они определяют поведенческую составляющую.

Заключение

Человек всегда составлял описание самого себя с учетом возрастных изменений, социального статуса. Чаще оно строится на мнении других людей. Я концепция в психологии — устойчивая система представления личности о себе. Изучением этой отрасли специалисты занимаются на протяжении многих лет. Концепция сложная, поскольку формируется зависимо от разных факторов, механизмов.

Понятие и структура

Фото 1

Я-концепция — система психологических установок индивида, которые касаются его самого. Она формируется и развивается по мере взросления, становления личности в социуме.

На процессы самопознания влияет многие факторы. Некоторые из них человек изменяет сам, другие от него не зависят.

Рассматривая структуру Я-концепции, психологи выделяют три составляющих — когнитивную, оценочную, поведенческую. Каждая из них покрывает разные области самооценки.

Когнитивная

Когнитивная составляющая Я-концепции представляет собой набор убеждений, которые могут быть правдивыми или обманчивыми.

Разбираясь с убеждения подробнее, можно сказать что они имеют разную значимость. Например, человек считает себя храбрым, уделяет этому особое внимание, но при этом совершенно не думать про свою силу. Сама по себе иерархия убеждений не постоянная.

Оценочная

Каждый человек постоянно оценивает свои характеристики. Оценки формируются под воздействием нескольких факторов:

  • определением эффективности собственной деятельности;
  • сравнением действующего социального статуса;
  • сопоставлением представления об идеальном Я.

Поведенческая

Поведенческая составляющая Я-концепции — объективное мнение о себе. Человек не может отрицать свое поведение, слова, поступки, ошибки.

Механизм формирования

Фото 2

Механизмы формирования психологии Я были предложены И. С. Коном:

  1. Социальное сравнение. Когда формируется система критериев для самооценки, люди начинают сравнивать себя с окружающими. Такой процесс называется социальным сравнением.
  2. Зеркальное отражение. Человек составляет представление о себе исходя из реакции на себя со стороны окружающих. С рождения индивид не имеет критериев для оценки себя. Она заимствует их у других людей, формирует собственную систему.
  3. Самоверификация, самопрезентация. Когда человек сформировал первоначальный образ своего Я, он проводит поверхностную проверку составленного образа. Для этого он рассматривает оценки к себе со стороны других людей.
  4. Иерархизация. Ядро Я-концепции состоит из тех качеств, свойств, элементов, которые наиболее важны для личности.
  5. Самоатрибуция. Когда человек формирует представление о себе, он получает информацию путем наблюдения за своим поведением, анализа чувств, изучения обстоятельств, которые влияют на поведение.
  6. Смысловая интеграция.

Если изучать плоскость Я-концепции, можно выделить ряд уровней ее становления. Они актуальны, если все содержательные компоненты структуры взаимодействуют. Уровни становления:

  • агармоничный;
  • дисгармоничный;
  • смешанный;
  • оптимальный;
  • гармоничный.

При взрослении человека образы Я становятся многокомпонентными, дифференцированными. Первые предпосылки к формированию Я-концепции проявляются уже у младенцев. Ребенок учится разделять ощущения на собственные, которые проявляются от его личной активности, внешние, которые не зависят от него.

История изучения и исследователи

Фото 3

Еще ученые античности пытались понять, как человек представляет самого себя, оценивает свои поступки, на какие факторы обращает внимание. Многочисленные попытки найти ответы на эти вопросы не дали существенного результата.

Самостоятельное понятие Я-концепции начало формироваться в 19 веке. Тогда ученые начали вести споры о двойственной природе человека. Первым ученым, который внес вклад в развитие Я-концепции, был Вильям Джеймс. Психолог ежедневно наблюдал за своими поступками, чувствами, переживаниями, описывал изменения, интересовался о себе у окружающих.

Постепенно актуальность вопроса угасла, но к 1950 году ажиотаж вокруг Я-концепции разгорелся вновь. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс изучали позицию собственного Я, как часть процесса становления личности.

Спустя 30 лет концепцией заинтересовались советские исследователи. Они внесли значительный вклад в развитие этого направления.

Классификация

Я-образ — самооценка, состоящая из множества отдельных образов. Он может быть неадекватным, адекватным, идеальным или реальным, дезинтегрированным или структурированным. Дробную классификацию Я-образа предложил Розенберг. Он состоит из нескольких возможных образов:

  • настоящего;
  • динамического;
  • фактического;
  • вероятного;
  • идеализированного.

Факторы влияния

На формирование, развитие Я-концепции влияет:

Описание себя со стороны зависит от воздействия внешних раздражителей.

Существует три типа самооценки — низкая, средняя, высокая. На формирование низкой самооценки влияют:

  • постоянные требования послушания;
  • безразличие со стороны родственников;
  • конфликты в семье;
  • повторный брак, развод родителей.

Средняя самооценка развивается в том случае, если:

  1. Родители принимают ребенка таким, какой он есть, терпят его поведение.
  2. Близкие родственники и друзья относятся к ребенку покровительственно.
  3. Действия детей вызывают у родителей тревогу, волнение.

Высокая самооценка развивается у детей, которые:

  1. Получают заботу и внимание.
  2. Воспитываются в семье с четкими нормами, правилами.
  3. Видят солидарность, сплоченность родителей.
  4. Ощущают атмосферу взаимного доверия.
  5. Поддерживают хорошие отношения с обоими родителями.
  6. Понимают важность действий, которые приводят к достижению положительного социального статуса в будущем.

В детском возрасте самыми влиятельными факторами формирования Я-концепции является взаимоотношения между родителями и атмосфера в семье. Также самооценка зависит от материнской депривации, порядка в котором рождаются дети, социального статуса семьи, отношения со сверстниками.

Методы изучения

Фото 5

Психологи изучают Я-концепцию с помощью разных методик:

Чаще методики комбинируются.

Проблематика

Психиатры выделяют две проблемы Я-концепции — развитие механизмов самоконтроля, соотношение сознательного и бессознательного. В последние годы появилась проблема компьютерной зависимости, которая мешает школьникам, студентам самореализоваться, развить умения.

Я-концепция представляет собой совокупность убеждений, характеристик, на основе которых личность рассматривает себя со стороны. На формирование самооценки влияют разные факторы. Часть из них зависит от индивида, другая — нет.

Читайте также: