Метод проектов в преподавании окружающего мира в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Мировые тенденции в области образования ставят перед школой новые задачи, отвечающие требованиям современного общества. От ученика теперь требуется не столько владение какой-либо информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован обществом? [5].

На сегодняшний день социальный заказ общества для школы заключается в воспитании школьника знающего, думающего и умеющего самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Учебный проект – это одна из личностно-ориентированных технологий, направленный на решение учебных задач, сочетающий в себе проблемный подход, а также групповые, исследовательские, поисковые методики.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и как результат проектная деятельность была осуждена советской властью и запрещена к использованию в школьной практике. [2; 124]

В рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности, освоение которых гарантирует успешность всего последующего обучения. На сегодняшний день активно используются различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения. Сюда можно отнести обучение в сотрудничестве, портфолио ученика, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

Мировая педагогическая практика показывает, что метод проектов является эффективным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках окружающего мира. Метод проектов – это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. [4; 16]

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. [2; 12]

Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и в начальной школе в целом ведет к изменению позиции учителя. Мы привыкли рассматривать педагога, как носителя готовых знаний. Теперь же он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В связи с этим изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Собственная исследовательская практика призвана расширять кругозор ребенка и развивать его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребенок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения. Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности. В ходе работы над проектом следует уделять особое внимание формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Уровень их сформированности можно оценить по проявляемым детьми умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п. [5; 26]

Внедрение в школьную практику проектных технологий вызывает у многих учителей страх перед принципиально новой формой педагогического процесса. Определенной трудностью для педагогов является и то, что нет универсального рецепта, позволяющего дать однозначное решение различных проблем, которые могут стать предметом проектной деятельности. Темы проектных работ и варианты их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания, иногда даже выходя за рамки традиционных учебных предметов. Следовательно, консультирование и организация учащихся в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир. Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что кропотливая работа над учебными проектами полностью себя оправдывает: она создает благоприятные условия для лучшего взаимодействия между учителем и учащимися, повышает самооценку, укрепляет чувство собственного достоинства, повышает качество знаний, общее развитие учащихся, подталкивает детей к самостоятельному поиску информации и, как следствие, является весьма эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников.

Библиография:

1. Виноградова,Н.Ф., Рыдзе, О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы // Начальная школа. – 2007. - №20. – С. 13-17

2. Полат, Е.С., Иосо Рао, Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. – М.: МИПКРО, 2001 г. – 144 с.

3. Орлова Л. Уроки и исследования // Начальная школа. – 2009. - №14. – С. 42-44

6. Творческие и информационные проекты на уроках окружающего мира // Информационный портал для работников системы образования.: URL :

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьной жизни. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2.Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно- следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и.т.п.

6.Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на не запланированные вопросы.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

По количеству участников

По типу деятельности

По количеству предметов

парный, индивидуальный, групповой

краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, мини-проект

творческий, исследовательский, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный

Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охвата одновременно нескольких направлений деятельности и привлечения множества вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны не только учителя, но и родителей.

Для работы над проектом отвожу часть урока, или внеурочное время школьников. Небольшое количество урочного времени целесообразно использовать для того, чтобы познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их предмет исследования. В процессе работы над темой и реализацией проектов делаем обзоры текущего состояния дел, дети представляют промежуточные презентации своей деятельности, решаем организационные вопросы.

Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик получает совет для улучшения работы. Для оценки результатов формируется жюри. В его состав входят учитель, родители, дети. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика, язык и стиль изложения, ответы на вопросы (таблицы 1, 2).

На защите своего проекта дети учатся излагать информацию, доказывать точку зрения, анализировать, вести дискуссию; получают положительные эмоции, которые служат стимулом для дальнейшей работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов - это новое слово, которое наши дети часто сейчас слышат.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради бога, размышляйте,

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед),

Проектная деятельность содержит:

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы.

- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Требования к учебному проекту — совершенно особые.

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

— Атрибуты несуществующего государства;

Виды презентаций проектов могут быть различными, например:

— Отчет исследовательской экспедиции.

1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.

2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.

Проектный метод направлен на:

Развитие критического мышления;

Развитие творческого мышления;

Умения работать с информацией;

Умения работать в коллективе;

Владение культурой коммуникации.

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

 определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия;

 проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

По количеству участников

По типу деятельности

По количеству предметов

парный, индивидуальный, групповой

краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, мини-проект

творческий, исследовательский, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный

Для работы над проектом отвожу часть урока, или внеурочное время школьников. Небольшое количество урочного времени целесообразно использовать для того, чтобы познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их предмет исследования. В процессе работы над темой и реализацией проектов делаем обзоры текущего состояния дел, дети представляют промежуточные презентации своей деятельности, решаем организационные вопросы.

Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик получает совет для улучшения работы. Для оценки результатов формируется жюри. В его состав входят учитель, родители, дети.

Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. При этом учебный процесс, организованный на основе метода проектов, конечно же, отличается от традиционного обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса. В первом классе это наличие только ситуативного интереса, но уже во втором классе отмечается рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности.

Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Приложение 1.

Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность

Рассмотрим основные особенности уроков, содержащих проектную деятельность. Структура уроков такова.

Второй этап на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.

Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Приложение 2.

Целями нашего проекта:

- познакомить детей с государствами – ближайшими соседями России;

-углубить знания национальностей;

-познакомить с национальными костюмами, знаменитыми людьми; денежными единицами.

-прививать детям терпимость к другим народам. Учащиеся должны понимать, что Россия многонациональная страна, в которой живут народы наших стран- соседей.

-научить детей работать в группе, распределять материал, работать с дополнительной литературой;

Научить защищать свою точку зрения и свою работу.

Проектная работа началась с распределения тем для каждой группы.

Далее ребята получили план, по которому они представят работу:

1. Название государства;

2. Глава государства;

3. Денежные единицы;

4. Национальные костюмы;

5. Полезные ископаемые;

6. Что производит страна?

7. Исторические и культурные ценности;

8. Знаменитые люди.

Проект должен быть представлен в виде газеты. Время выполнения 2 недели. Ребята разделились по плану. Кто, какие пункты представляет, и начали работу.

По истечении подготовительной работы, в которой принимали участие не только дети, но и родители, ребята готовили свои газеты и на больших переменах, и после уроков, наступил период презентации своих работ.

Результат вы видите. Дети научились договариваться друг с другом. Эта работа сплотила и учеников и их родителей. Бесценный опыт получили ученики при работе по подбору материала.

Проектная деятельность дает возможность нашим ребятам почувствовать себя не только учениками, получающими все на блюдечке, в готовом виде, но и самостоятельно добывающими знания учениками.

Литература

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002.

Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьной жизни. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2.Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно- следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и.т.п.

6.Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на не запланированные вопросы.

ПОДГОТОВИЛА: учитель начальных классов МОУ СОШ

с. Приречное Аткарского района Саратовской области

САРАНЦЕВА МАРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Дата выступления: 27 марта 2013 года

Место выступления: РМО учителей начальных классов

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьной жизни. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2.Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно- следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и.т.п.

6.Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на не запланированные вопросы.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

По количеству участников

По типу деятельности

По количеству предметов

парный, индивидуальный, групповой

краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, мини-проект

творческий, исследовательский, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный

Таблица 1
Критерии оценивания исследовательского отчета для родителей и учителя

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

На современном этапе развития образования пристальное внимание обращено на один из методов познания окружающего мира - метод проектов. Правильно организованная проектная деятельность учеников будет способствовать развитию многих личностных качеств, в первую очередь исследовательских. Стремление к исследованию присуще ребёнку с малых лет. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных проявлений детской психики. Ребёнок способен испытывать удовольствие не только от результатов поисковой деятельности, но и от самого творческого процесса. Чем выше уровень развития потребности в исследовательской деятельности, тем интенсивнее развивается организм, а главное – происходит развитие интеллекта и творческих способностей. Одновременно любая исследовательская деятельность способствует и формированию УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Главным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления ребёнка, выступает не содержание обучения, а методы его усвоения. Развитие познавательных интересов учащихся, вовлечение их в исследовательскую деятельность, в процесс познания нового, в открытие для себя знаний и, наконец, создание своего проекта – вот путь к формированию интеллектуально развитой, творческой личности. Важнейшей функцией интеллекта и мышления является усвоение и переработка информации. Усвоенная часть этой информации становится знанием. Проектная деятельность в качестве одной из форм учебной деятельности выполняет информационную, развивающую и воспитательную функцию процесса обучения. Природа во всём её многообразии является одним из главных объектов исследования, богатейшим источником информации, но и наиболее трудным объектом изучения. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в пока ещё не познанное самим ребёнком.

При выполнении проектных работ развивается любознательность, самостоятельность, способность видеть проблемы, вырабатывается свой взгляд на решение проблемы, способность погружаться в исследование, способность к оценке

своего труда и одноклассников.

Проектную деятельность выполняем не только индивидуально, в группах, но и в коллективе учащихся.

– внимание к собственному опыту ребёнка, к его способностям и возможностям, к его траектории развития;

– обучение в действии, побуждение к целенаправленному наблюдению, экспериментированию;

– чередование индивидуальной и коллективной работы, действий в сотрудничестве с учителем, родителями, одноклассниками и самостоятельно;

– выполненные работы должны рассматриваться и обсуждаться коллективно, с определённой этикой – получать скорее одобрение, чем критику.

Этапы проектной деятельности.

Определение темы исследования . Тема может быть предложена в учебнике и взята без изменения для дальнейшей работы. Тема может быть предложена учителем, согласно его интересам. Тема может быть выбрана самим учеником и обсуждена с учителем.

Определение задач исследования. Этот этап осуществляется совместно с учителем и группой участников проекта. При обсуждении выдвигаются предположения конечных результатов исследований, предлагаются способы решения поставленных задач, оцениваются возможности их реализации, определяется круг участников проекта, их задачи.

Выбор источников информации . На этом этапе решается, какие источники информации будут использоваться, как будет проверяться их достоверность. Участники проекта по интересам выбирают способы добычи информации.

Уточнение темы проекта и планирование работы над ним. Иногда в ходе сбора информации у участников проекта возникает новое направление исследования или выбирается другой способ решения поставленных задач. К примеру, информация противоречивая, необходима её проверка с помощью наблюдения в местных условиях, нужен эксперимент, нужны длительные наблюдения за объектом изучения, нужны дополнительные фотодокументы. Каждый из участников определяет своё участие в проекте, то есть конечный продукт, представляемый в общую копилку.

Осуществление проектной деятельности. После выполнения своих задач участники обсуждают, в какой форме будут представлять результаты своего труда, какую роль будет играть при этом каждый из участников.

Презентация проекта. Формы презентации могут быть разными. Для индивидуальных проектов:

– рисунки, аппликация, модель, макет;

– подборка научных материалов, исторических фактов, фотодокументы;

Для групповых проектов презентации могут быть в форме драматизации, ролевой игры, КВН, научной конференции, выставки работ, викторины, конкурса.

Часто индивидуально выполненные работы объединяем в общую презентацию. Например, сбор и представление информации о времени года с позиций разных профессий: метеоролога, астронома, эколога, художника, поэта или в 4 классе общее представление о природной зоне, презентуемое от имени географа, биолога, геолога, эколога, этнографа.

Как всякий процесс, формирование умений осуществлять проектную деятельность имеет своё развитие от 1 к 4 классу. Самую простую проектную деятельность выполняют ученики 1 класса. Они выполняют в соответствии со своими интересами и возможностями отдельные, независимые от других мини-проекты. В 1 классе на помощь детям приходят родители. Это касается в основном сбора информации через наблюдение окружающего мира совместно с ними. Слово проект в 1 классе не употребляется, лучше заменить его на слово исследование. В строгом понимании все этапы проекта дети не выполняют.

Во 2 классе появляются задания творческого характера, с помощью которых начинает формироваться проектная деятельность учащихся. Конечным продуктом становятся:

– придуманная учеником загадка, условное обозначение, символ;

– рисунок, аппликация, модель.

В дополнение к способам выполнения проектной деятельности во 2 классе появляется экспериментирование. Исследования заключаются в выдвижении предположений и их проверке с помощью опыта, проводимого индивидуально или в паре.

Свои мини-исследования ученики объединяют в общее представление об изучаемом объекте.

В 4 классе увеличивается доля самостоятельной работы над проектом.

Из всего вышесказанного сделаем вывод, что формирование умений осуществлять проектную деятельность тесно связано с учебным процессом, а не становится какой-то надстройкой к нему.

Сколько человек в твоей семье? Сколько в ней живёт поколений? Полные имена родителей, бабушек, дедушек. Происхождение твоей фамилии. Узнай, что означает твоё имя.

Осуществляя деятельность, дети приобрели опыт интервьюирования, учились задавать целенаправленные вопросы и подбирать материалы семейных фотографий. Индивидуальные проекты получились разнообразные: родословная семьи или древо жизни Лихобабина В.выполнила в виде яблони с плодами-фото, семья Полины Милосердовой с помощью спецпрограммы Интернет разыскивала родственников по всему земному шару.

Используйте в практической деятельности метод проектов, который приносит радость познания.

Читайте также: