Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста самообразование воспитателя в доу

Обновлено: 05.07.2024

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность детей.

План работы на 2018 – 2019 учебный год.

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми Сентябрь - Октябрь Знакомство детей с подвижными дидактическими играми. Совместная игровая деятельность.

Ноябрь

Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.

Совместная игровая деятельность.

Январь Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию. Совместная игровая деятельность.

Апрель Дидактические игры на закрепление изученного материала (повторить ранее изученные игры) Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май Дидактические игры на закрепление изучен. матер. (повтор игр). Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. Составление картотеки дидактических игр.

Май Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.

Консультация для педагогов

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила игры; результат.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто дидактизма.

Все дидактические игры делят на три компонента:

игры с предметами

Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир; возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр; играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Консультация для родителей на тему:

«Дидактическая игра – что это тако

Дидактическая игра - игра обучающая. Это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. Для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Усвоение знаний в дидактической игре выступает как побочный эффект. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.

Главная роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми надо всегда находить время. Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, во время приготовления обеда можно предложить поиграть так: ребенок должен собрать в корзину предметы (но так, чтобы мама не видела, он загадывает загадку о каком - либо из них, выделяя главный признак предмета - его качество. Мама отгадывает. После этого они меняются ролями. Сколько полезных задач решено. Взрослые делают много открытий о своем ребенке: уясняют, что он знает, что умеет, в чем больше преуспевает; сами же незаметно для малыша многому его обучают.

Родители должны помнить, что дидактические игры реализуют поставленную цель, если: o их содержание отвечает обучающей цели, o они подобраны в соответствии с возрастом ребенка.

Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди детей. И здесь важно, чтобы родители помогли своему ребенку иметь друзей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное содержание их, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.

Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д.

Предлагаю поиграть с ребёнком дома

(дидактические игры по развитию речи)

"Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений)

-Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу) -Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу) -Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу) -Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу) -Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела) -Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно) -Я не хочу спать, потому что. (ещё рано) -Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода) -Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты) -Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

"Кому угощение?" (употребление трудных форм существительных) Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

"Назови три слова" (активизация словаря)

Ребенку задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. -Что можно купить? (платье, костюм, брюки) -Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

"Зоопарк" (развитие связной речи).

Ребенку дают картинку. Он должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: 1. Внешний вид; 2. Чем питается. Взрослый должен отгадать, потом меняются ролями. "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем). Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д.? "Назови как можно больше предметов" (активизация словаря, развитие внимания). Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд.

"Подбери рифму" (развивает фонематический слух).

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шёл жучок, Песню пел в траве. (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы. "Назови части предметов" (активизация словаря, развитие внимания). Взрослый показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.

I вариант: ребенок по очереди со взрослым называет части предметов.

II вариант: ребёнок получает рисунок называет все части.

Анкета для родителей.

1. Любит ли ваш ребёнок играть в дидактические игры?

- не знаю, дома не играем;

- свой вариант ответа.

2. Любимая дидактическая игра вашего ребёнка?

3. Как часто вы играете с детьми в дидактические игры дома?

- не играем из-за отсутствия свободного времени;

- играем, когда приобретаем новую игру;

- по желанию ребёнка;

- свой вариант ответа.

4. Соблюдаете ли вы правила дидактических игр?

- свой вариант ответа.

5. Играете ли вы всей семьёй в дидактические игры?

- свой вариант ответа.

6. Какие дидактические игры вы предпочитаете?

- игры с предметами

- свой вариант ответа.

Благодарим за сотрудничество!

Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Общество с Ограниченной Ответственностью

Тема самообразования:

Подготовила воспитатель:

Т.В.Майборода

г. Нефтеюганск

2021 – 2022 год

Актуальность

Процесс познания маленького человека отличается от процесса взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической знаковой функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры помогают развивать познавательную сферу ребенка дошкольного возраста, т. к. в этом возрасте усвоение происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

Воспитывать познавательный интерес у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

-Составить план работы по данной теме.

- Изучить литературу по данной теме.

- Подготовить картотеку дидактических игр.

- Самостоятельное изготовление дидактических игр.

-Подготовить консультации для родителей.

-Воспитывать познавательный интерес при игре и работе с новыми дидактическими пособиями.

-Привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми.

Предполагаемый результат:

Обогащение предметно – развивающей среды группы; развитие внимания, памяти, речи, мышления, мелкой и крупной моторики рук, интеллектуального развития, сенсорного восприятия.

Перспективный план:

1."Подбери по цвету"

Цель: развитие сенсорного восприятия. Развивать умение различать и называть 4 основных цвета.

2."Собери по цвету"

Цель: развивать умение различать и называть 4 основных цвета.

3. "Подбери правильно фигуру"

Цель: продолжать развивать умение различать 4 основных цвета.

1."Силуэты и контуры" (тема: овощи).

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь детей.

2."Одеваем по сезону"

Цель: развитие зрительного внимания и логического мышления.

3."Варим компот"

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме: "фрукты".

4. "Варим суп"

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме: "овощи".

1."Кто чем питается"

2.Беседа на тему: "Кто чем питается"

Цель: познакомить детей, чем питаются некоторые животные. Закрепить знания о животных.

Цель: расширить знания детей о назначении посуды.

4."Подбери заплатку"

Цель: Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия.

1."Подбери снежинку"

Цель: развитие внимания, наблюдательности, логического мышления.

2."Украсим ёлку"

Цель: развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

3. "Транспорт"

Цель: развитие мышления, памяти, речи и мелкой моторики рук.

1."Кто где живёт"

Цель: закреплять знания детей о животных.

2. "Разложи по образцу" (цветовые схемы)

Цель: учить собирать на пустой сетке цветные квадраты, так как показано на образце. Закрепление основных цветов.

1."Волшебный мешочек"

Цель: учить детей называть качество и признаки предметов (величина, цвет). Правильно отвечать на вопросы. Развивать артикуляционный аппарат. Воспитывать усидчивость, любовь и бережное отношение к игрушкам.

2."В мире сказок"

Цель: Развитие памяти, внимания, логического мышления, языковых способностей.

1.Дидактически карточки "Постельные принадлежности".

Цель: развитие мышления, памяти, зрительного внимания. Обогащения словаря детей.

2. "Весёлое чаепитие"

Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия цвета, мелкой моторики рук.

1."Животные и птицы" (развивающее лото)

Цель: продолжать расширять знания детей о животных и птицах.

Цель: развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики рук.

1."Противоположности"

Цель: развитие речи, внимания, образной и смысловой памяти, логического мышления.

2."Супермаркет"

Цель: продолжать развивать связную речь, внимание, память.

3. "Свойства предметов"

Цель: научить различать свойства предметов и находить предмет по описанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема по самообразованию на 2021-2022 учебный год "Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста".

План работы по самообразованию

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

составить картотеку дидактических игр для детей 4-5 лет;

повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова. -- М.: Просвещение, 1992.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2008.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2009.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

Касабуцкий, Н.И. Давай поиграем / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелева, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 2013.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.-3-е изд.,дораб.М.:Обруч, 2012.-176с.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 2007.

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М. : 2008.

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Изучение методической литературы

Чтение и изучение запланированной методической

Анализ изученной методической литературы. Оформление в папке по самообразованию

Развивающая среда в группе

Пополнение развивающей среды дидактическими играми.

Оформление картотек с дидактическими играми.

Работа с детьми

Выставка детских работ.

Публикация разработанного занятия

Знакомство детей с дидактическими играми по ЗОЖ.

Пополнение развивающей среды дидактическими играми.

Открытый просмотр занятия с включением дидактических игр

Публикация разработанного занятия

Выставка детских работ

Выставка детских рисунков

Работа с семьей

Обработка результатов анкетирования.

Составление анкеты для родителей.

Отчет о деятельности по теме самообразования

Оформление папки по самообразованию. Выступление для коллег по теме самообразования.

Читайте также: