План урока по самопознанию 3 класс изучаем общечеловеческие ценности
Обновлено: 05.07.2024
способствовать формированию лучших нравственных качеств, воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.
Форма занятия: работа в группах по 4-5 человек.
Пособия: карточки с заданиями, фломастеры, цветные карандаши, лист бумаги.
I . Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация к деятельности.
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. (КОПИ КЛЭП)-сигнал.
II . Что является ценностью для вас? (…)
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Человеческие ценности
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
-Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
(Слайд 2) Вопросы:
Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
Какой способ убеждения используют ваши родители?
Почему заплакал мальчик?
III . Наш классный час хочу продолжить такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому - то, кому - то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
-Ребята, предположите, пожалуйста, о чём мы будем говорить на этом занятии?
- Как думаете, чему мы будем учиться? Поставьте цель занятия.
- Да, мы поговорим о доброте, будем учиться дружить и учиться культуре поведения.
- Давайте, по порядку и поговорим: о доброте, затем о вежливости и дружбе. Согласны?
1. Беседа о доброте.
- Ребята, посмотрите, какие замечательные слова в этом стихотворении : Твоя доброта, улыбка твоя…
- Доброта. Что означает это слово?
- Да, доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Какого человека можно назвать добрым?
- Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.
Работа с пословицами в группах.
- Ребята, мы с вами на уроках чтения, окружающего мира учили много пословиц о доброте. Сейчас проверим, как вы их запомнили. Поработаем в группах. Нужно собрать из слов пословицы о доброте.
- Вот такие получились пословицы.
- Про доброе дело говори смело. Кто добру учится, тот добром и живёт.
. Не одежда красит человека, а его добрые дела…).
- Кому какая пословица больше всех понравилась и почему?
- Я, надеюсь, вы будете следовать этим мудрым советам и будете самыми добрыми на свете. Постараетесь?
Цель: создание доброжелательной атмосферы; повышение внутригруппового доверия.
– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки? (Ученица рассказывает стихотворение)
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
2. Беседа о вежливых словах.
- Поэтому как по-другому называют вежливые слова?
- Тогда я начинаю:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…
Зазеленеет старый пень, когда услышит…
Когда нас старшие бранят за шалости, мы говорим …
- Есть в русском языке ещё одно хорошее, волшебное слово, которое мы говорим при встрече. Что это за слово?
IV . Физминутка с мотивацией на вежливость и доброту.
Музыкальная минутка.
- А с каким человеком вы хотели бы дружить? С добрым или злым?
- А с чего начинается дружба?
- Правильно, и с улыбки. Я предлагаю вспомнить строчки из песни про улыбку.
- А каким должен быть настоящий друг, словами какой песни можно ответить ?
- А для чего нужен друг?
- У вас есть друзья в классе?
- Хорошо ли вы их знаете?
Это мы сейчас проверим. Поиграем в игру “Найди друга”.
Стихи о дружбе.
- Хотели бы иметь вот такого друга?
V . Рефлексия, итог занятия.
- Ребята, вы все – молодцы!
Показали хорошие знания. Все отлично поработали.
Закончите, пожалуйста, предложение:
(На экране большое сердце). Это сердце готовое любить и помогать друг другу. Оно будет состоять из наших маленьких сердечек (раздаю каждому сердечко).
На сердечках напишем пожелания, правила дружбы, правила добрых поступков. Опустим сердечки в большое сердце. Оно будет с нами, пока вы здесь учитесь.
- Я буду очень рада, если вы будете чаще употреблять вежливые слова, проявлять вежливость не только на словах, но и в поступках. Дарите людям радость. Для этого нужно лишь быть доброжелательным, то есть желать людям добра. Чтобы быть доброжелательным, а не казаться им, необходимо уважение к людям, контроль за своим поведением, искренность, сердечность, простота.
- Благодарю всех за работу!
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
-Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
Какой способ убеждения используют ваши родители?
Почему заплакал мальчик?
Цель: расширять представление о человеке и роли самопознания в его жизни.
Задачи:
- воспитывать уважительное, заботливое и бережное отношение к себе и другим.
Ресурсы:
1. Орг.момент. Позитивный настрой.
Концентрация на Свет. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
2. Беседа
Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Какие ценности вы знаете?
Ценности бывают материальные и духовные.
Как вы думаете, что входит в материальные ценности, а что в духовные?
А что для вас больше ценится материальные или духовные?
Особую важность для человека, как для личности, представляют духовные ценности.
Какие духовные ценности вы знаете?
Правильно - добро, любовь, сочувствие, самопожертвование, уважение - все это духовные ценности, без которых человек не может жить.
Упражнение
Сейчас, отгадывая кроссворд, вы вспомните название многих нравственно – духовных ценностей.
Давайте проверим, правильно ли вы отгадали кроссворд.
(семья, счастье, мир, любовь, природа, доброта, здоровье, знание, красота, родина, истина, человек).
В этом кроссворде спряталось важное слово. Кто его нашел?
Как вы думаете, как самопознание связано с ценностями, о которых шла речь.
Самопознание помогает всем нам лучше узнать себя как человека, выбрать правильный путь, помогает понять других людей, также различать хорошее и плохое в жизни, как правильно поступить в той или иной ситуации.
Духовные ценности приводят человека в гармоничные отношения с окружающими, придают смысл его жизни. Ни одному живому существу больше не понять, что такое духовные ценности. Это самое прекрасное, что есть у человека.
3. Рассказывание истории (беседа).
( о дружбе, уважении, совести, о понимании)
Любовь, добро, мир, Родина, семья, природа, красота, дружба – это все общечеловеческие ценности.
Каждый человек живет для того, чтобы понять их смысл и следовать им в жизни.
4. Разминка
Те, о ком идет речь, должны сделать хлопок и присесть.
Кто любит своих друзей?
Кто помогает своим близким и друзьям?
У кого сердце как океан, такое большое, что всем хватит места там?
Кто любит свое отечество?
Кто не обманывает своих близких?
О каких ценностях говорилось в разминке?
Каждый из нас неповторим и уникален. Надо учиться познавать себя, интересоваться собой и окружающими, любить себя и людей.
5. Творческая деятельность
Сейчас в тетради обведите свою руку.
Теперь мы на каждом пальчике будем писать самые главные ценности в нашей жизни. Их всего пять.
Истина, ненасилие, любовь, праведное поведение, покой.
Как вы их понимаете?
Каждая их них включает много ценного для каждого человека.
Истина – это правда, честность, искренность.
Ненасилие – когда все в мире в дружбе.
Любовь – большое чувство, которое выражается в доброте, заботе.
Праведное поведение – это не просто красиво ходить, это умение поступать так, чтобы к тебе так же поступали.
Покой – это собственное состояние, когда ты спокоен и уравновешен.
6. Мультфильм
Просматривая мультфильм, определите, о каких ценностях будет идти речь?
Правильно ли поступал Дружок? Что для него было важнее?
Главнее всего это духовные ценности.
Материальные ценности всегда ломаются, портятся, становятся ненужными.
А духовные ценности, они вечны, и ценятся они намного выше материальных.
7. Обобщение
Человек всегда стремится стать лучше, добрее, совершенствовать свой внутренний духовный мир.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План урока самопознания
Тема: Изучаем общечеловеческие ценности
Ценность: праведное поведение
Качества: говорить правду, быть честным с самим собой.
Учитель: Жук Юлия Викторовна
Цель: расширить представления о человеке и о роли самопознания в его жизни через раскрытие ценности праведное поведение.
- воспитывать уважительное и бережное отношение к себе и другим через качество говорить правду, быть честным с самим собой.
1. Позитивный настрой.
Концентрация на свет.
Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста, глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
2. Проверка домашнего задания.
3. Цитата урока.
Я восхищаюсь человеком по его умению любить и делать добро, умению быть справедливым.
Методика запоминания цитаты (чтение хором, запись в тетради)
- Как вы понимаете данное высказывание?
- А вы обладаете этими умениями? Пользуетесь ими в жизни?
Ильяс Есенберлин – казахский писатель
- Что такое общечеловеческие ценности?
Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
- Какие ценности вы знаете?
Ценности бывают материальные и духовные.
Как вы думаете, что входит в материальные ценности, а что в духовные?
А что для вас больше ценится материальные или духовные?
Особую важность для человека, как для личности, представляют духовные ценности.
- Какие духовные ценности вы знаете? (Добро, любовь, сочувствие, самопожертвование, уважение - все это духовные ценности, без которых человек не может жить.)
5. Подарок учителя.
А теперь я предлагаю послушать одну китайскую притчу. Возьмите соседа за руку, закройте глаза и воображайте.
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек. И занимала она целое село. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Прочёл владыка и спросил:
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.
Беседа по вопросам:
- Почему так называется притча?
- Кто запомнил, какие ценности были в этой большой семье? (Любовь, прощение, терпение)
- Соблюдаются в вашей семье ценности: любовь, прощение, терпение?
5. Творческая деятельность.
Индивидуальная работа.
Сейчас в тетради обведите свою руку.
Теперь мы на каждом пальчике будем писать самые главные ценности в нашей жизни. Их всего пять.
Истина, ненасилие, любовь, праведное поведение, внутренний покой.
- Как вы их понимаете?
Каждая их них включает много ценного для каждого человека.
Истина – это правда, честность, искренность.
Ненасилие – когда все в мире в дружбе.
Любовь – большое чувство, которое выражается в доброте, заботе.
Праведное поведение – это не просто красиво ходить, это умение поступать так, чтобы к тебе так же поступали.
Внутренний покой – это собственное состояние, когда ты спокоен и уравновешен.
Урок самопознания в 3 классе. Рассматривается ценность - истина.
Ценность__истина_ Качества_ говорить правду, говорить только то, что хорошо и необходимо, видеть хорошее в других, скромность, оптимизм, любознательность.
Педагог____________________________________Класс 3 Кол-во уч-ся
Задачи:
-расширять представление об основах нравственной культуры;
-развивать потребность жить в соответствии с общечеловеческими ценностями;
-воспитывать стремление к соблюдению нравственных норм
Ресурсы:(материалы, источники)
Орг.момент. Позитивный настрой.
Примечания
Позитивное высказывание (цитата).
Мир, в котором мы живем, движим . в решающей степени человеческими ценностями.
Роджер Уолкотт Сперри, американский ученый, лауреат Нобелевской премии
• Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Рассказывание истории (беседа).
Рассказ учителя
Учитель рассказывает историю, которая произошла в одной из школ.
Как вы думаете, почему Катя решила признаться?
Что, по вашему мнению, произошло бы, если девочка оставила бы деньги себе?
• Как поступили бы вы на месте Кати?
Творческая деятельность, групповая работа.
- Прочитайте пословицы и афоризмы и определите, о каких
ценностях идет речь.
(По первому афоризму выводится ценность - ЖИЗНЬ, по второму - ЛЮБОВЬ, по третьему — МИР, по четвёртому -ЗДОРОВЬЕ, по пятому - ЗНАНИЕ. Ответы детей могут быть различны. Учителю самому следует обобщить их и сделать правильную запись ценностей)
Работа в тетрадях.
Подберите афоризмы о важности учения.
Заключительная минута тишины.
Качества: говорить правду, быть честным с самим собой.
Педагог: Кламм Ольга Николаевна.
Цель: расширить представления о человеке и о роли самопознания в его жизни.
воспитывать уважительное и бережное отношение к себе и другим через качество говорить правду, быть честным с самим собой.
Анализ хода урока
- Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.
Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
2. Позитивное высказывание (слова Фирдоуси) Прочитали хором, прочитали по рядам.
Добру, милосердию, любви научись,
Быть чутким и великодушным стремись.
Вот благо несущий единственный путь-
Познавшим великие ценности будь.
- чему учит Фирдоуси?
3. .Рассказывание истории (беседа). Подарок от учителя.
А теперь я предлагаю послушать одну китайскую притчу. Возьмите соседа за руку, закройте глаза и воображайте.
Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек. И занимала она целое село. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Прочёл владыка и спросил:
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.
- Почему так называется притча?
- Кто запомнил, какие ценности были в этой большой семье? (Любовь, прощение, терпение)
Читайте также: