Чем отличается логопункт от логопедической группы в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Дошкольные логопункты, в сравнении с логопедическими группами, не имеют правовой поддержки.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.

-Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

-В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 25 человек

-В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.).

-Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.

-Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

-Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу.

ВложениеРазмер
Yu.V._Ivanova_DOShKOLNYY_LOGOPUNKT.doc 666.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный логопункт: документация,

планирование и организация работы.

М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

В данном пособии приведены практические материалы по организации работы на дошкольном логопункте: нормативно-правовые документы, планы, образцы отчетов о проделанной за учебный год работе, образцы организационных документов, регламентирующих работу логопеда с воспитателями и родителями, и документов, необходимых для проведения обследования. В пособии также представлены конспекты вводных занятий — логотренинг — на которых логопед подготавливает артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к последующей коррекционной работе.

Пособие адресовано логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений.

Часть 1. Нормативно-правовые документы

1. Об организации работы логопедического пункта

2. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду,

не имеющем в своей структуре специализированных групп

3. Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи,

в государственных образовательных учреждениях,

реализующих программы дошкольного образования

4. Должностная инструкция учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда)

Часть 2. Планирование работы

1. Годовой план работы логопеда на логопункте

2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми

3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет

4. Индивидуальный план коррекционной работы

5. Примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени

6. План работы логопеда на неделю

7. График проведения индивидуальных занятий

8. План подгруппового занятия

9. Отчет о работе логопеда, проделанной на логопункте за учебный год

10. Протоколы по приему и выпуску детей

Часть 3 Работа с воспитателями и родителями

Работа с родителями детей, зачисленных на дошкольный логопункт

1. Образец расписки родителей, отказавшихся переводить ребенка в логопедическую группу

2. Образец расписки родителей, отказавшихся от занятий с логопедом на логопункте ГОУ

3. Оформление уголка логопеда и памятки для родителей

4. Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей на логопункте

Работа с воспитателями

1. Рабочий листок взаимодействия логопеда и воспитателя

по автоматизации поставленных звуков

2. Карта обследования мелкой моторики детей

Часть 4 Логопедическое обследование

1. Методика проведения логопедического обследования

2. Журнал логопедического обследования

3. Речевая карта

4. Карта состояния звукопроизношения

Часть 5 Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий)

Методика проведения логотренинга

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Изданий же, посвященных организации работы на логопункте в дошкольном образовательном учреждении, выпускается очень мало.

— тексты нормативно-правовых (руководящих) документов, регламентирующих работу логопункта;

— различные виды планов работы логопеда на логопункте (в том числе годовой план и перспективные планы работы с детьми с диагнозами ФФНР и ФНР);

— образцы отчетов логопеда о проделанной на логопункте в течение учебного года работе;

— образцы организационных документов, облегчающих сотрудничество с воспитателями и родителями;

— образцы документов, необходимых для проведения логопедического обследования;

— логотренинг (конспекты двенадцати вводных комплексных логопедических занятий).

В обязанности логопеда на логопункте входит проведение коррекционной и профилактической работы с детьми.

Коррекционную работу логопед проводит в течение года с зачисленными на логопункт детьми с фонетико-фонематическими и фонетическими нарушениями речи. Занятия, проводимые с каждой подгруппой, можно условно разделить на занятия подготовительного (логотренинг) и основного этапов.

Занятия подготовительного этапа (логотренинг) подробно описаны на с. 70-100. Их главная цель — вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этапа.

Занятия основного этапа логопед составляет самостоятельно (с опорой на представленные в данном пособии планы) в зависимости от состава детей подгруппы.

За время работы на логопункте автором также разработана система психолого-логопедического сопровождения детей, состоящая из двух блоков. Ее цель — профилактика речевых нарушений у дошкольников. Проводя профилактические мероприятия в ДОУ, логопед стремится к тому, чтобы к моменту проведения коррекционных занятий (в старшей и подготовительной к школе группах) количество детей, нуждающихся в них, было как можно меньше. Система профилактической работы на логопункте изложена в отдельной книге.

Материалы, представленные в данном пособии, помогут логопедам организовать и провести эффективную коррекционную работу с дошкольниками. Автор надеется, что пособие будет интересно и полезно как начинающим, так и опытным логопедам, работающим на логопункте.

Часть 1. Нормативно-правовые документы

При организации работы логопункта педагог должен опираться на следующие нормативно-правовые документы.

1. Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения

Письмо Минобразования России

от 14 декабря 2000 г. №2

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Основными задачами логопедического пункта являются:

— коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

— своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

— разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:

— с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

— с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме.

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительная характеристика коррекционной работы на логопункте и в логопедической группе.

Специфика работы учителя-логопеда на логопункте и в речевой группе.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения (дисграфией, дислалией).

Для решения данной задачи при дошкольных общеобразовательных учреждениях созданы и работают речевые группы и дошкольные логопункты. Работа логопеда в речевой группе и работа логопеда на логопункте при ДОУ имеет несколько существенных отличий, которые влияют на результаты коррекционно-развивающего процесса.

Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевой группе. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ.

В отличие от специализированных групп, задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы.

Нет тесной взаимосвязи с воспитателями групп. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.

В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, лет, на логопеда приходится до 12 детей. На логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у логопеда занимаются 20-25 детей.

В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ОНР, ФФНР, ФН, ЗРР).

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Логопед на логопункте вынужден подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети речевой группы детского сада.
Поэтому, дети со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР), посещавшие ранее речевую группу, зачастую, лучше подготовлены к школе, чем дети с такими же диагнозами, но посещавшие логопункт при ДОУ.
Детям со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) рекомендуется посещать речевые группы при ДОУ, где им будет оказана систематическая коррекционно-развивающая помощь.

Елена Вренёва


Елена Вренёва

Сейчас в Москве уже нет понятия "логопункт". Есть логопедическая служба, которая на все руки от скуки. И с ОНР, и с РДА, и с ДЦП. Потому как принес родитель заключение - наше дело предоставить ребенку обучение по соответствующей программе.
Поэтому отличий не много. Только что дети разбросаны по группам и разного возраста. Как работала на группе, так и работаю. Но уже как бы на логопункте.

2. Под ведомством Министерства здравоохранения РФ:

Ø специализированные ясли;

Специализированные ясли для детей с нарушением речи являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов.

Ясли находятся в ведении местных органов здравоохранения, которые руководят их работой и осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей.

Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра (невропатолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выписка из истории развития болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере заработной платы.

Прием в специализированные ясли осуществляется:

а) для детей с задержкой речевого развития в течение всего года по мере освобождения мест;

б) для заикающихся — один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.




В специализированные ясли принимают детей с заиканием и задержкой речевого развития на органическом фоне.

Специфика организации коррекционной работы с детьми раннего возраста представлена в рис.5.7.

Логопункт Логопедическая группа
Организуется в общеразвивающем, комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, может быть организован как дополнительная услуга на договорной основе в комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, является основной образовательной деятельностью, финансируемой за счет бюджетных средств
Основание к зачислению диагностика логопеда ДОУ с 1 по 15 сентября направление ПМПК
Охват (из расчета 1 ставки) несколько общеразвивающих групп одна коррекционная группа
Контингент детей преимущественно с нетяжелыми речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР), но в силу рядя факторов (например, отдаленность от места жительства ДОУ со специализированными речевыми группами, нехватка мест в речевых группах и др.), дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами также могут быть зачислены на логопункт со сложными речевыми нарушениями (ОНР I, II, III уровень, осложненные формы ФФНР, заикание)
Наполняемость максимальная – 35 человек, минимальная – 20 в зависимости от расположения (город, сельская местность) для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 10 человек; для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 12 человек; для заикающихся детей – 12 человек
Возраст 5-7 лет 3-7 лет
Формы работы индивидуальная, индивидуально-подгрупповая групповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная
Длительность занятия 10-15 минут фронтальные – 25-30 мин., индивидуально-подгрупповые – 15-20 мин.
Частота посещений 3-5 раз в неделю 1-2 раза в день, определяется тяжестью нарушения речевого развития, вариативность форм занятий
Основные задачи коррекционного процесса преодоление фонетических и фонематических недостатков речи; предупреждение нарушений чтения и письма коррекция нарушений устной речи: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи; предупреждение нарушений чтения и письма; активизация познавательной деятельности детей; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей)
Длительность пребывания зависит от тяжести речевого дефекта и колеблется от 1,5 месяцев до 1 года зависит от тяжести речевого дефекта и времени поступления, колеблется от 1 года до 4 лет
Пропускная способность 20-35 воспитанников в год зависит от срока коррекционно-развивающего обучения
Выпуск осуществляет логопед или ПМПк ДОУ осуществляется ПМПК
Взаимосвязь преимущественно родители (лица их заменяющие), воспитатели воспитатели, педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (лица их заменяющие)
Тарифные надбавки ------------------- педагогическим работникам на 20%; врачам, младшему медицинскому персоналу на 15%

2. Под ведомством Министерства здравоохранения РФ:

Ø специализированные ясли;

Специализированные ясли для детей с нарушением речи являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов.

Ясли находятся в ведении местных органов здравоохранения, которые руководят их работой и осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей.

Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра (невропатолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выписка из истории развития болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере заработной платы.

Прием в специализированные ясли осуществляется:

а) для детей с задержкой речевого развития в течение всего года по мере освобождения мест;

б) для заикающихся — один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.

В специализированные ясли принимают детей с заиканием и задержкой речевого развития на органическом фоне.

Специфика организации коррекционной работы с детьми раннего возраста представлена в рис.5.7.

Читайте также: