План открытого урока производственного обучения

Обновлено: 02.07.2024

Урок производственного обучения разработан для обучающихся по профессии “Станочник широкого профиля”, “Токарь”.

Данный урок является вторым уроком в разделе программы и предназначен для эффективного изучения темы: “Подготовка торцовой поверхности под сверление. Центрование”. Использование мультимедийных презентаций на уроке позволяет сократить время усвоения нового материала, повысить познавательную активность за счет увеличения наглядности и насыщенности. Обучающиеся могут показать и закрепить свои знания по изученной теме, развить практические умения и навыки.

Профессия: Станочник (металлообработка). Станочник широкого профиля.

Тема программы: “Обработка цилиндрических отверстий”.

Тема урока: “Подготовка торцовой поверхности под сверление. Центрование”

Тип урока: урок комбинированный, с элементом игры.

Межпредметные связи: черчение, основы общей технологии машиностроения, допуски и технические измерения, материаловедение, технология обработки на металлорежущих станках.

Ход занятия

1. Организационная часть - 3 мин.

1.1 Проверка наличия учащихся, их внешнего вида.

2. Вводный инструктаж - 40 мин. (комбинированный урок с применением информационных технологий, ассистентского контроля, балльной системы оценки качества знаний учащихся).

2.1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Используется мультимедийный плакат.

2.1.1. Блиц-опрос (фронтальная форма) (Приложение 1)

Подгруппа делиться на две бригады.

2.1.2. Решение задач по карточкам (индивидуальная форма) (Приложение 2, Приложение 3).

2.1.3. Игра “Угадай-ка”. Черный ящик с инструментом (резцы, сверла), учащимся необходимо назвать инструмент и рассказать о его назначении.

2.1.4. Контроль знаний обучающихся по технике безопасности (электронный тестировщик, индивидуальная форма) (Приложение 4, находится у автора).

2.2. Объяснение нового материала.

  • центровочные инструменты (опрос обучающихся, закрепление теоретических знаний). (Приложение 5)
  • основные типы центровочных отверстий; (Приложение 6)
  • разметка и накернивание центровочного отверстия; (Приложение 7)
  • сверление и зенкование центровочного отверстия; (Приложение 8)
  • центрование заготовки комбинированным центровочным сверлом. (Приложение 9)

1. При подрезании торцовой поверхности резцом, какие используются подачи? (Продольная и поперечная).

2. В каком приспособлении установлено центровочное сверло? (Сверлильном патроне).

  • закрепление нового материала, просмотр видео ролика: “Центрование заготовки комбинированным центровочным сверлом”. (Приложение 10)
  • дефекты при центровании заготовок; (Приложение 11)
  • изучение чертёжа изготавливаемой детали, технических требований к нему. (Приложение 12)

1. Из какого материала изготовлена деталь? (Из стали).

2. Что такое сталь? (Сплав железа с углеродом с содержанием углерода до 2%).

3. Расшифруйте марку стали – Сталь 20 (Сталь углеродистая, конструкционная, качественная с содержание углерода до 0, 20 %).

4. Чему равен диаметр детали и её длинна? (Диаметр - 20 мм, длинна - 60±1 мм).

5. Назовите наибольший и наименьший предельно допустимые размеры. (Наибольший - 61 мм, наименьший - 59 мм).

6. Размеры центровочного отверстия. (Диаметр отверстия - 2,5 мм, глубина сверления - 5 мм, угол конуса - 60°, глубина конуса - 2 мм).


7. Что означает данный знак ? (Поверхность получена без удаления слоя металла или поверхность получена при изготовлении первичной заготовки, не должна обрабатываться (например, после литья, ковки, горячей штамповки и. т.п.).


8. Что означает данный знак ? (Шероховатость всех поверхностей кроме указанных соответствует Ra 3,2 мкм).

  • критерии оценки практической работы; (Приложение 13)
  • обсуждение технологической последовательности обработки. (Приложение 14)
  • выдача задания;
  • нормы времени на единицу изделия.
  • последовательность наладки станка для обработки детали;
  • опасные зоны резания;
  • технология обработки детали;
  • приемы самоконтроля при изготовлении детали.

2.2.5. Распределение обучающихся по рабочим местам, по выполнению задания согласно чертежа и маршрутной карты обработки.


Образовательная: Совершенствовать умения и знания полученные при изучении разметки, рубки, опиливания.

Дамытушылық:

Развивающая: Развивать навыки рациональных приемов при опиливании, разметки, рубки,развивать условия для познавательного интереса, мышления, внимания, умения анализировать свою работу, развивать профессиональную лексику.

Тәрбиелік:

Воспитательная: Воспитывать стремления к развитию профессиональных способностей, привитие навыков культуры труда в профессии, воспитывать аккуратность и ответственность за результаты своего труда.

Оқыту әдістері:

Методы обучения: словесно-репродуктивный, поисковый, личного примера, наглядный, практический, элементы игровых и личностно-ориентированных технологий.

Оқудың пікірі:

Принципы обучения: профессионально-политехническая направленность, доступность, наглядность, от простого к сложному.

Сабақтың типі:

Тип урока: формирование трудовых приёмов и навыков.

Дидактикалық жабдықтау:

Материалды - техникалыққұрал:

Материально – техническое оснащение: Кернер, напильники, верстак, учебные заготовки (оснащение на 14 уч-ся).

Панаралық және пән ішінднгі байланыс:

Межпредметная и внутрипредметная связи: с спецтехнологией, материаловедением, математикой,черчением,казахским языком,физикой, с жизнью, с производством.

Өткізілген жер:

Место проведения: учебная слесарная мастерская РГТК

I. Организационная часть: 3-5мин.

1. Построение на линейку:

СЭЛЕМЭТ СЫЗДЕРМЕ КУРМЕТТЫ ОКУШЫЛАР

Бригадир доложите о готовности к уроку ( Группа СР16 в количестве 13 чел. К уроку производственному обучения готовы )

2. Проверка наличия учащихся:

3. Проверка внешнего вида учащихся:

4. Назначить дежурного:

II. Вводный инструктаж: 35- 45 мин.

4. Проверка знаний учащихся.

Психологический настрой: «Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте подарим нашим гостям улыбку, теперь посмотрите друг на друга и тоже подарите улыбку, после столь дружелюбного приветствия давайте забудем что у нас сегодня гости и повторим пройденный материал.

Итак прежде чем начать урок нам необходимо разделиться на команды. Сейчас каждый из вас вытянет из мешочка номер команды, в которой он состоит. (Синий-1 команда, желтый-2 команда, красны-3 команда). Деление на команды завершено, теперь приступим к работе.

Сегодня мы повторим пройденный материал по темам разметка и опиливание, закрепим знания, полученные на пройденных занятиях.

Итак, первое задание состоит в следующем: я буду задавать вам вопросы по пройденным темам, а вы мне должны будете дать полный, развернутый ответ. За правильно отвеченный вопрос каждой команде будут начисляться баллы. Один правильный ответ равен одному баллу. Начнем 1 раунд:

1.Что называют разметкой?

Разметкой называют операцию нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий (рисок), определяющих контуры будущей детали или места, подлежащие обработке.

2.На какие два типа делится разметка?

Плоскостная и пространственная

3.Где применяется плоскостная разметка?

На поверхности плоских деталей, на полосовом и листовом материале

4.Где применяется пространственная разметка?

В машиностроении

5.Какие инструменты для разметки вы знаете?

Чертилка

Кернер

Циркуль

Разметочный штангельциркуль

Рейсмас

6.Правила пользования чертилкой?

Чертилка служит для нанесения линий (рисок) на размечаемую поверхность с помощью линейки, угольника, или шаблона.

7.Марка стали, из которой изготовлена чертилка?

У10 или У12

8.Что собой представляет кернер?

Слесарный инструмент, применяется для нанесения углубления (кернов) на предварительно размеченных линиях.

9.Для чего наносят керны?

Чтобы риски были отчетливо видны и не стирались в процессе обработки детали.

10.Из какой стали изготавливают кернер?

У7А, У8А, 7ХФ, 8ХФ

11.Каким образом используют циркуль при разметке?

Циркуль используют для разметки окружности и дуг, для деления отрезков, окружности и геометрических построений.

12.Для чего предназначен разметочный штангельциркуль?

Предназначен для точной разметки прямых линий. Служит для разметки окружностей больших диаметров.

13.Что является основным инструментом для пространственной разметки?

Рейсмас

14.Порядок нанесения линий при плоскостной разметке?

Горизонтальные

Вертикальные

Наклонные

Окружности, дуги, закругления

14. К чему приведет ошибка, допущенная при разметке?

Ошибка, допущенная при разметке приведет к тому, что изготовленная деталь окажется браком.

1. Дайте определение опиливанию?

Эталон ответа: Операция по снятию тонкого слоя металла при помощи напильника.

2. Перечислите виды насечек напильников?

Эталон ответа: одинарная, дуговая, двойная, рашпильная

3. Какими бывают напильники по форме поперечного сечения?

Эталон ответа: круглые, квадратные, прямоугольные, полукруглые, ножовочные, ромбические

4. На какие группы напильники подразделяют по назначению?

Эталон ответа: общего назначения, специального назначения, надфили, рашпили, машинные.

5. По числу насечек на 10 мм длины напильники бывают?

Эталон ответа: драчёвые, личные, бархатные

6. Для чего применят драчёвые напильники?

Эталон ответа: для черновой обработки

7. Для чего применяют личной напильник?

Эталон ответа: для чистового опиливания

8. Для чего применяют бархатный напильник?

Эталон ответа: для окончательной отделки

9. Из какого материала изготовляют напильники ?

Эталон ответа: У 10А, У13А,

10. Расшифруйте марку стали У13А

Эталон ответа: углеродистая инструментальная, высококачественная, содержащая 1,3% углерода

11. Расшифруйте марку стали У10

Эталон ответа: углеродистая инструментальная, качественная, содержащая 1% углерода

12. Каким материалом очищают замасленные напильники?

Эталон ответа: древесным углем, керосин.

13. Каковы основные правила ухода за напильниками вы знаете?

Эталон ответа: предохранять от влаги, от ударов, нельзя класть напильник один на другой, чистить кордовой щеткой, хранить напильники на деревянной подставке.

14. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при опиливании?

Эталон ответа: содержать рабочее место в чистоте, использовать исправные инструменты, сметать стружку щеткой.

15. Какие предметы необходимо знать, при чтение чертежа?

Эталон ответа: черчение, материаловедение.

1 команда- ___ баллов

2 команда -____баллов

Кто готов отвечать? Давайте послушаем ответ команды №__

Молодцы! Вы справились и со вторым заданием, в ходе которого каждая команда заработала:

В этом раунде каждая команда получила карточки, на карточках изображены рабочие инструменты, которые необходимы для выполнения определенной работы. Вам необходимо назвать работу и выбрать инструмент, который лишний.

1 карточка-разметка (Чертилка, кернер, циркуль, штангельциркуль; лишнее-напильник)

2 карточка - рубка (Зубило, канавочник, крейцмейсер, молоток; лишнее-штангельциркуль)

3 карточка- опиливание ( Набор напильников, Щетка, тиски; лишнее-зубило)

4 раунд! Завершающий раунд заключается в следующем! Представитель с каждой команды сейчас должен рассказать технику безопасности при выполнении следующих работ : разметка, рубка, опиливание! Если студент допустил ошибку либо что-то упустил, то команда может дополнить!

Какая команда начнет?

За урок вы должны сделать номерок. Перед тем как приступить к работе напоминаю, что итоговая оценка будет выставляться согласно таблице критериев оценок

Познакомить учащихся с критериями оценок (таблица)

Ребята сейчас вы получите каждый заготовку, технологическую карту и чертеж, которой вы можете воспользоваться во время работы

Может у кого-то возникли вопросы? Спрашивайте.

Прошу занять свои рабочие места:

III. Текущий инструктаж.5ч.

Проведение комплексных целевых обходов:

1. Расстановка учащихся по рабочим местам.

2. Обходы рабочих мест учащихся с целью проверки.

- проверить организацию рабочего места и начало работы

- проверить правильность использования инструмента

- проверить правильное выполнение технологических операций

- контролировать качество выполненных работ

- контролировать соблюдение правил техники безопасности учащимися на протяжении всего урока

3. Прием и оценка выполненных работ

4. Уборка рабочих мест.

IV. Заключительный инструктаж.10 мин.

При сдаче выполненных работ присутствует вся группа и принимают участие в обсуждении, выявляют дефекты и обсуждают ошибки.

Наш урок подходит к завершению. Все вы сегодня справились с заданием, по итогам вашей работы вы получаете следующие оценки.

- Разбор типичных ошибок. Отметить лучших учащихся (кто справился хорошо с работой, у кого были не доработки).

Данная методическая разработка урока производственного обучения выполнена с учетом требований предъявляемых к оформлению методических разработок и проведению открытых уроков, которая может быть полезна мастерам соответствующего профиля, при написании таких работ и проведении занятий.

План открытого урока на тему:

Мастер производственного обучения: Н. М. Тихонов

Продолжительность урока: 6 часов

Обучающая - закрепить знания и умения выполнения подготовительных работах при оштукатуривании, соблюдения технологической последовательности выполнения улучшенного оштукатуривания поверхностей (компетенции ПК 1.1, 1.2, ОК 2), организации собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (компетенции ОК 3), а также умения анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Развивающая - развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать умение вести диалог в группе; развивать профессиональный интерес (компоненты компетенций ОК 1). Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами, (компоненты компетенций ОК 6)

Воспитывающая - формировать нравственные, поведенческие качества, ответственное отношение к труду, трудолюбие (компоненты компетенции ОК 3); формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных качеств и способностей.

Тип урока: урок по выполнению комплексных работ.

Форм а организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

1. практический: самостоятельная работа обучающихся по выполнению комплексных работ .

Средства обучения :

а) материально- техническое оснащение:

- инструменты: штукатурная лопатка, ковш, сокол, полутерок, терка, правило, уровень, отвес;

- материалы: песок, глина, вода;

- инвентарь: ящик для раствора, ведро, лопата.

б) учебно-методические (дидактические) и технические средства обучения:

Элементы структуры урока. Дидактические задачи

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

I . Организационная часть ( 5 минут)

1. Подготовка обучающихся к работе на уроке

Приветствие;
выявление отсутствующих обучающихся;
проверка готовности группы к уроку.

Отвечают на приветствие. Старший группы докладывает

о наличии обучающихся и готовности к уроку

II . Вводная часть ( 25 минут)

2. Целевая установка на урок

Доведение до обучающихся целей и учебных задач.

Слушают название темы, уясняют учебные задачи

3. Актуализация опорных знаний.

Проверка базовых теоретических знаний обучающихся посредством фронтального опроса. ( Приложение 1 )

Опираясь на имеющиеся знания, обучающиеся дают ответы на заданные вопросы.

III . Основная часть ( 5час.)

4. Формирование основ учебно-производственной деятельности

Изучение нового материала

После обсуждения мастер п/о конкретизирует обучающую цель урока: закрепить знания и умения выполнения улучшенного оштукатуривания поверхностей .

Определение совместно с обучающимися технологической последовательности, приемов и способов выполнения предстоящей работы.

5. Отработка основ учебно-производственной деятельности

Индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся.
Целевые обходы мастера:
Первый обход: проверка организации рабочих мест, соблюдение правил т/б.
Второй обход: проверка правильности выполнения трудовых приемов.
Третий обход: проверка соблюдения технологической последовательности оштукатуривания.
Четвертый обход: проверка правильности ведения самоконтроля (промежуточного, межоперационного), проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе.

Приемка, оценка работ обучающихся, раньше других выполнивших самостоятельную работу.

Обучающиеся выполняют самостоятельную работу по выполнению о штукатуривания поверхности стены глиняным раствором .

Осуществляют самоконтроль организации рабочего места, соблюдения БТ.
Самоконтроль правильности выполнения трудовых приемов.

Обучающиеся, быстро справившиеся с заданием помогают отстающим.

Обучающиеся вместе с мастером осуществляют приемку оштукатуренных поверхностей

IV . Заключительная часть ( 15 минут)

Подведение итогов и анализ выполненных работ:

- совместно с обучающимися подводятся итоги активности подгруппы;
- разбор типичных ошибок;
- анализ выполнения безопасных условий труда;


Мастер отмечает лучшие работы, благодарит всех за урок.

Обучающиеся вместе с мастером п/о проводят разбор типичных ошибок.

Обучающиеся занимаются уборкой рабочих мест.

Перечень использованных учебных изданий и дополнительной литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать мыслительную деятельность, самостоятельность в работе, формировать умения по применению теоретических знаний на производстве.

  1. Формировать у учащихся самостоятельность при выполнении упражнений, закреплять навыки самоконтроля.
  2. Воспитывать аккуратность и ответственность за результаты своего труда.
  3. Формировать чувство гордости за свою профессию.

Материалды-техникалы? ??рал жабды?тауы:

Материально-техническое оснащение урока:

Байланыс п?ндері/Межпредметные связи:

электротехника, охрана труда, физика, химия,

материаловедение, казахский язык, производство, быт.

?ткізілген жер/Место проведения: Учебная электромонтажная мастерская.

Цель:
- Дать представления об организации борьбы
казахов против джунгарских завоевателей.
- Развивать умение прослеживать причинно-
следственные связи, выделение главного, делать выводы.
- Воспитывать интерес к историческим событиям и чувство патриотизма.
Оборудование: карта Казахстана, электронные презентации, индивидуальные карточки.

Тип урока: комбинированный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Проблемная ситуация: чему препятствовала феодальная раздробленность казахского ханства.

Ход урока:
1.Организационный момент.
Отгадайте слова в строке:
К А З Х С Ъ ЪЪ Х А Н С Т В О Ъ Ъ (ХАНСТВО)
ЪЪ Д Ж У Н Г А Р Ы Ъ Ъ Х А Н Ъ (ДЖУНГАРЫ,ХАН)
Н А Б Е Г Ъ ЪЪ В Р А Г Ъ Г Р А Н И Ц А Ъ (НАБЕГ,ВРАГ,ГРАНИЦА)
Ж У З Ъ ЪЪ Б И Й Ъ Ъ С У Л Т А Н Ъ Ъ (ЖУЗ,БИЙ,СУЛТАН)
К У Р Ы Л Т А Й Ъ Ъ М О Л О Д Ц Ы Ъ Ъ (КУРЫЛТАЙ,МОЛОДЦЫ)

2.Повторение (фронтальный опрос)


Что такое жуз? (Территориальная деление внутри казахского ханства т. е.

3-жуза)
Хан - ?(правитель казахского ханства)
Хунтайши-?(правитель Джунгарии)
Бий-? (судьи)
Курултай -? (общее собрание кочевников)

3. Опрос домашнего задания.
Индивидуальная форма опроса по карточкам
1карточка.Определи даты этих событий
2 карточка: Определи событии этих дат.

3 карточка: Сопоставь даты с событиями.

- Тестовые задания у доски (2 варианта)

- Индивидуальный устный опрос учащихся.

Джунгарское ханство образовалось –1635году.
Это было- феодальное, военно-феодальное государство.
Чем занимался народ -скотоводством, земледелием.
Чем были вооружены джунгары - луки и стрелы, ружья и пушки.

4.Изучение нового материала.

Основные даты и события

"Орбулакское сражение". Командовал Джангир хан. Сражение произошло к востоку от Балхаша в местечке Ор. Казахи 600 воинов, джунгар 50 тыс. Жалантос багатур 20тыс.

Конец XVII - XVIII в

Нашествие джунгар стали устрашающими. Они захватили Семиречье и Восточный Туркестан.

Прошел I-курултай в районе Каракумов. Было создано общее ополчение во главе с Богенбай батыром.

Богенбай в сражении одержал полную победу.

Казахские отряды вторглись в пределы Джунгарии.

Цеван Рабтан вторгся в пределы Казахского ханства, но вынужден был отступить

Крупное сражение на р. Аягоз (поражение)

После смерти Циньского богдыхана Канси джунгары подписали перемирие с Китаем. Этим решил воспользоваться Ц. Рабтан.

"Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама" "Годы великого бедствия". Это показало пагубность родо-племенных распрей. Были захвачены все городы юга (32 города).

Эти годы принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей. тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в рабство.

Казахские роды дорого заплатили за беспечность своих правителей.

В Каратау на возвышенности Ордабасы состоялся II - курултай. Было создано народное ополчение во главе с ханом Младшего жуза Абулхаиром.

"Анракайсчкая битва" Сражение произошло на юге озера Балхаш. Джунгары потерпели тяжелое поражение. Казахи одержали самую крупную победу в освободительной войне с джунгарами. После поражения джунгары были вынуждены отойти в пределы собственного ханства.

1745 г. умер Г. Церен и в государстве началась междоусобная война за власть которая длилась 10 лет и это ослабило государство. Этим воспользовалась Цинская империя. 1755-1757 гг. Джунгарское ханство подверглось мощному разгрому и захвату, а его население почти поголовно истреблено.

Таким образом, казахско-джунгарская война, которая длилась более120 лет закончилась с исчезновением джунгарского ханства.

5. Закрепление изученного

Даты, события, действия, результат.
-1723-1726г.--Годы великого бедствия. Откочевка казахов в безопасные районы.
-1726 год Курылтай в Ордабасы. Создание единой казахской армии.
Назначение Абулхаир -хана главнокомандующим.
-1726 год-Булантинская битва.Победа казахской армии над джунгарами.
-1729 год-Аныракайская битва. Победа казахской армии над джунгарами.

6. Подведение итогов.

Разрешение проблемной ситуации:

-Почему казахи сумели победить такого сильного врага?
(объединились, защищали родину)
-Почему наш урок назвали Освободительная борьба казахского народа против джунгарского нашествия?
(казахи освобождали свои земли)
-Кто был организаторами освободительного движения?
(Бии, батыры, ханы)

Читайте также: