План открытого урока по литературе в 11 классе

Обновлено: 18.05.2024

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью.

Оформление: Презентация в программе Microsoft Power Point; Л.В.Бетховен. Симфония №5.

  • Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературной и общественной мысли конца XIX –начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;
  • Дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX –начала XX веков;
  • Воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом противоречивом, сложном периоде в истории России – о конце XIX – начале XX вв. Мы не ставим целью перечислить глобальные изменения во всех сферах жизни страны. Главное – почувствовать дух времени, лицо века. Переход от века к веку – в этом есть какая-то магия и загадка. И оно не только в событиях и именах. Можно ли почувствовать восторг и боль, мечты и разочарования этого времени?

Вселенский огонь охватил многие страны мира на рубеже веков: важнейшие перемены в странах Европы и США, невиданная безработица среди рабочих, экономический кризис охватил всю Европу. Эхо мирового кризиса, невиданных потрясений скоро настигло и нашу страну. “Огненной Россией” назвал А.Ремизов это время предельной напряженности и трагичности.

I. Основные тенденции общественной и социальной жизни России на рубеже веков. Слайды №1-4

  • Русско-японская война 1904-1905-гг.
  • Первая буржуазно-демократическая революция в 1905 году.
  • Февральская революция в 1917 году. Начало катастрофы.
  • Гражданская война 1919-1921 годов. Война, открывающая одну из самых кровавых страниц российской истории.
  • Первая мировая война 1914-1919 годов. Война, которая по жестокости и числу жертв, превзошла все предыдущие войны.
  • Октябрьская революция 1917 года. Страна рухнула в пропасть, прервались вековые традиции.

Эти события изменили жизнь каждого человека. Новая Россия как Сфинкс, вызывая ужас и трепет, встала перед миром.

Свершались революции, гремел войны, менялась власть. А чем жил обычный человек в это Смутное время?

Общая народная судьба и неразрывно связанные с ней виражи индивидуальных успехов и катастроф – все это запечатлело время. В центральных газетах того времени все чаще стали появляться статьи о самоубийствах, разводах. Все тревожнее стали говорить о небывалом падении нравов. Проблемы пола и богоискательства после 1907г. заняли едва ли не главное место. “ В нашем отечестве внимание общества раскололось на три части и фиксируется на богоискательстве, порнографии и атлетической борьбе”,- писал в 1909г. журналист А.Яблоновский. Казалось, даже облик человека стал в это время другим. Сначала на улицах Европы, потом в России стали появляться женщины, шокирующие окружающих своим внешним видом. Женщина обрезала волосы, надела брюки! Перед Первой мировой войной закончился стиль “прекрасной эпохи”. Чтение отрывка из стихотворения А.Блока “Незнакомка”. Известный русский поэт, наверное, последний среди современников воспевал уходящую дворянскую культуру, ее идеалы.

Когда 1914году Европа вступила в войну, женщины продолжали носить экстравагантные вещи в стиле “прекрасной эпохи”. Вскоре на военных заводах женщины стали надевать комбинезоны. Первые женщины в брюках появились во время Первой мировой войны. Женщины стали коротко стричься или носили стрижки “под мальчика”. Кроме того, женщины стали курить в обществе и пользоваться косметикой – раньше это сочли бы безнравственным. Впервые заговорили о Коко Шанель. Она уловила дух времени. Придуманное Шанель черное платье журнал “Yog n” приравнял по популярности к автомобилю “Ford”. Мировая популярность этой женщины не имела аналогов, она перевернула представление о женской сути. Она первой отразила в моде XX век. Коко Шанель попала в рейтинг самых влиятельных людей XX века.

Вопрос учащимся. Какие грани общественной и культурной жизни отразила К. Шанель в своих работах?

IV. Русская философия серебряного века. “. Мрак есть начало света. ” Слайды №9-11

Внешнее есть отражение внутреннего! Если женщины впервые надели брюки, значит, менялась и внутренняя суть человека. В чем-то человек новой эпохи был другой. В начале века происходит вымирание и вырождение “благороднейшего сословия” Российской империи. Менялись люди, менялись и кумиры.

Слово учителя: Кумиром новой эпохи стал немецкий философ Фридрих Ницше. Ницше оказал огромное влияние на мыслителей Западной Европы, США и России. Противник христианства с его, как он говорил, “рабской моралью”, Ницше выдвинул идею “сверхчеловека”: “Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!” Молодые умы будоражили эти лозунги, щекотали нервы, требовали иных поступков и действий! Совершенно к иному призывали русские философы того времени: Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой П.А.Флоренский С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев. По словам Андрея Белого, именно В. Соловьев говорил, что “идеи Ницше – это единственное, с чем надо считаться как с глубокой опасностью, грозящей религиозной культуре”. Соловьев был убежден: истинная цель исторического процесса состоит в том, чтобы каждый стал подобным Христу, т.е. Богочеловеком. Пророком Града Божьего назвал Соловьева поэт Вячеслав Иванов. Философ Н.Бердяев также отмечал “пророческое значение” В. Соловьева. Звук пророческого рожка Соловьева был услышан всей русской культурой рубежа XIX-XX столетий. С этого звука по существу начинается вся русская литература серебряного века.

Вопрос учащимся. Какие духовные ценности провозглашались русскими философами серебряного века?

V. Литература конца XIX – начала XX века. Модернизм на рубеже веков.

Слайд № 12. Литература – это и есть “ образ мира, в слове явленный”. “Поэт – есть вселенная, да здравствует он, носящий в себе весь мир!” – восклицал М.Горький.

Поэзия стала полновластной царицей нового времени. По аналогии с золотым веком русской литературы Н.Бердяев назвал этот период “серебряным веком” русской поэзии. Русская поэзия переживает свое второе рождение, свой – Ренессанс!

“Серебряный век” - одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре конца XIX - начала XX вв. Совпавший с господством стиля модерн в других областях искусства – живописи, архитектуры, дизайне и т.д., он представлен в поэзии плеядой “мэтров” символизма: Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб, З.Н.Гиппиус, И.Ф.Анненский, В.Иванов, Андрей Белый, А.А.Блок и М.А.Волошин. Каждый из названных поэтов создал в рамках этого направления свой индивидуальный художественный стиль и внес свою лепту в литературу. Понятие “серебряный век” появилось, когда все крупнейшие представители той литературы и культуры ушли из жизни. Их современники использовали, как правило, другие термины, один из которых “модернизм” (от французского слова moderne – “современный”). Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

Во Франции, с середины XIX в., один за другим появляются крупные поэты: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. В 1886 году Жан Мореас опубликовал “Манифест символизма”. В России французских символистов знали плохо. Но когда восемнадцатилетний гимназист Валерий Брюсов прочел в 1892 году статью о них, то сразу почувствовал – здесь есть нечто интересное, что сможет привиться в русской почве. Молодой поэт намеренно стремился оглушить читателя, заставить его удивляться и негодовать. Например, стихотворением из одной строки: “О, закрой свои бледные ноги” (1894г.). Стихи В.Брюсова всколыхнули русскую поэзию. Что же значил символизм для Брюсова и его единомышленников? Прежде всего – новые темы. Новый язык. Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов вызывали негодование публики и газетчиков. Психиатры утверждали, что новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы, с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир. Символистам присвоили кличку “декаденты” (“упадочники”). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем. С точки зрения символистов, этот “упадок” значительно ценнее нормальной посредственности. Чтение стихотворения В. Брюсова “Ночью” (1895г.)

Таков был московский символизм, который в 90-ые годы не хотели пускать в серьезные журналы. В северной столице обстояло немного по-другому.

В начале 1900-е годов на литературной арене заявило о себе поколение “младших символистов”: А.Белый, В.Иванов, А.А.Блок. Литературная ориентация младосимволистов сразу же оказалась несколько иной. Петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и “упадничество” не возводилось в доблесть. К началу XX в. даже предельно суровые критики должны были признать: символизм, сформировав величайшую культуру стиха, научил поэтов с равной уверенностью пользоваться старыми, классическими формами, внутренними созвучиями. Чтение стихотворений А.Белого, А, Блока, В.Иванова (по выбору).

К концу 1900-х годов символистский лагерь заметно пополнился. Среди последователей выделялась “молодежь с исканиями”, которая “растаскивала” и тиражировала образцы “мэтров”. Символистская литература уже перестала быть чтением для немногих, она распространилась в широких кругах читающей публики и стала модным веянием. В 1910 г. критика уже открыто заговорила о “кризисе символизма”. Некоторые представители “новой поэзии” также склонны были считать, что направление исчерпало себя, “закончило круг своего развития”. 1910 г. вошел в историю русской поэзии “серебряного века” как год подведения итогов символизма и стал границей между двумя эпохами – символистской и постсимволистской. Вопрос учащимся. Что нового внесли символисты в русскую литературу?

19 декабря 1912 г. была впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это в кабаре “Бродячая собака”, которое размещалось в подвальном этаже дома № 5 на Михайловской площади (ныне пл. Искусств). Процессы демократизации культуры, усиления ее “карнавализации”, “богемности” сопровождались активизацией интереса к “низу” культуры. На смену “надмирным” элитарным “башням” символизма пришли “подвалы” постсимволистской эпохи.

Значение термина “акмеизм” впервые было истолковано Н. Гумилевым в его рецензии на сборник С.М. Городецкого “Ива”. Этимологически слово восходит к греч. “акмэ” - “высшая степень, расцвет”, или, как уточняет Гумилев, “расцвет всех духовных и физических сил”. Понятия зримого, осязаемого мира, культ конкретности, прославление вещи и ее имени – слово – вот в чем был акмеизм, и на этих принципах строилась акмеистическая поэтика. Естественно, что у каждого поэта эти черты получили свое индивидуальное преломление. Чтение стихотворений А.Ахматовой или Н.Гумилева (по выбору). Вопрос учащимся. Какие особенности в лирике акмеистов вы почувствовали?

Почти одновременно с акмеистами на литературной арене с большим шумом появились футуристы (от латинского futurum - будущее): Д. Бурлюк, В.Хлебников, А. Крученых, В. Каменский и др. Они не принимали буржуазно – дворянского искусства, выступали против символизма и акмеизма и ставили своей задачей совершить “революцию в искусстве”. Но бунт футуристов против буржуазно – дворянской культуры был несостоятельным: они выступали за аполитичное, “свободное искусство”. Это роднило футуристов с представителями упадочного искусства. Сближало их и другое – стремлению к новаторству формы, насаждение формализма в искусстве, отказ от лучших завоеваний русской классической литературы. Своеобразной визитной карточкой футуристов стало короткое стихотворение В.Хлебникова “Заклятие смехом. Чтение стихотворения. “Бомбой”, брошенной футуристами в читателя, стала небольшая книжечка с дерзким заглавием “Пощечина общественному вкусу”, вышедшая в свет в 1912г. Атмосфера скандала сопровождала многочисленные публичные выступления участников этого движения. Чтение стихотворений В.Маяковского, И.Северянина и др. поэтов (по выбору). Вопрос учащимся. Какие интересные моменты в поэзии футуристов вы может отметить?

X. Подведение итогов. Выводы по уроку. Слайды №21-23

Вопрос учащимся. Что нового вы узнали о литературе серебряного века? С чем оно у вас ассоциируется? Подберите к нему символы, знаки и т.д.

Самые читаемые писатели – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская - экзотический стиль, шокирующие образы и темы. Уже в прошлом советская эпоха и его идеалы. И нет связующего звена между прошлым и будущим. Мир в очередной раз с ожиданием смотрит на Россию:

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью.







2) уметь устанавливать историко-литературные связи, анализировать литературное явление.

3) воспитывать эстетическое восприятие поэзии, умение принимать чужую точку зрения и вырабатывать своё отношение к литературному явлению, личности и творчеству поэтов.

Подготовила: Стригачева Татьяна Николаевна

3. Индивидуальные черты поэтов-шестидесятников, чтение и комментарий избранных стихотворений.

4. Подведение итогов, определение значения творчества поэтов-шестидесятников и своего отношения к явлению поэтов-шестидесятников и к поэтическому творчеству каждого.

- Что это была за эпоха и почему она так называлась?

- Итак, новые исторические условия отразились и на литературе, а в первую очередь на поэзии.

- Вот как описал это время современник:

Из книги Льва Алексеевича Шилова "Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звукоархивиста-шестидесятника" (М, 2004):


Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава. эти имена уже навсегда связаны в памяти тех, чья молодость совпала с расцветом "эстрадной” поэзии. Вечера в Политехническом музее, поэтические чтения на площади Маяковского, концерты в Лужниках.


Праздничное слово "эстрадность” с годами приобретало в высказываниях некоторых критиков уничижительный оттенок. Но теперь, когда отгремели критические баталии по поводу "тихой” и "громкой” поэзии, стало очевидно, что основной водораздел проходит не здесь, а в противопоставлении поэзии подлинной и мнимой.

Эстрадный период, уйдя в историю, надолго привлек интерес широкого читателя к стихам и резко повысил культуру звучащего слова. Выяснилось, что эстрадность — это не громкий голос, а прежде всего умение публично раскрывать свои чувства тысячам людей, и что это отнюдь не главное качество поэта, но особенность интересная и по-своему уникальная.

Шел вечер очень долго, часа четыре, а то и пять, и несколько необычно: не было никакого доклада или вступительного слова, а просто поэты один за другим читали стихи и отвечали на записки из зала, причем почти каждый выступал по нескольку раз.
Зал был, конечно, переполнен: стояли во всех проходах, сидели на ступеньках, на краю эстрады. Публика — студенческая и рабочая молодежь — с восторгом и благодарностью слушала своих кумиров, легко понимала любые намеки, охотно сопереживала лирическим откровениям выступающих.

Вечера эти запомнились какой-то особой праздничной атмосферой и тем, что многие выступления шли на грани дозволенного, а иногда и пересекали эту грань. Публика прекрасно это понимала.
Дело в том, что, несмотря на "оттепель”, поэтам тогда разрешалось читать с эстрады лишь стихи уже опубликованные.

Наряду со стихами, прославляющими Ленина и разоблачающими американский образ жизни, Андрей Вознесенский читал и стихи — очень смелые по тем временам — о влюбившейся в ученика учительнице.
А Евтушенко после патетических стихов, прославляющих революционную Кубу , читал разоблачительное "Мосовощторг в Париже” — о том, как и для кого организовывались тогда редкие заграничные поездки.

Большинство из присутствующих в зале было уверено, что вот-вот наступит торжество "социализма с человеческим лицом” и проклятый сталинизм безвозвратно канет в прошлое.

Четырнадцатитысячный зал лужниковского Дворца спорта не вмещал из вечера в вечер всех желающих услышать поэтов „новой волны“— Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину,

Как вы думаете, в чём был секрет популярности поэтов-эстрадников?

- Во-первых, как было сказано в воспоминаниях, поэзия выражала дух времени, дух относительной, но свободы, она объединяла народ в ожидании перемен в жизни. Она была ориентирована на личную жизнь человека, на молодую, наиболее активную аудиторию.

Во-вторых, она формулировала новые жизненные принципы, по которым существовала или считала, что существовала:

«Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, как самому еврейскому народу."

- Действительно ли в поэзии 60 гг можно увидеть новые темы, идеи, образы или всё новое — хорошо забытое старое?

- Несмотря на провозглашение нового в поэзии, все эти поэты опирались на традиции — традиции Маяковского, Цветаевой, Пастернака, а также Пушкина, Есенина, да и других поэтов.

- Но была у каждого из поэтов и своя поэтическая интонация. Рассмотрим их. Почитаем стихи, прокомментируем их.

- Современник вспоминал: . главным действующим лицом на сцене стал прирожденный эстрадник Евгений Евтушенко. Ему адресовалось большинство записок, он имел и наибольший успех. Он ведь был очень артистичен, у него был несомненный актерский дар, причем, не в умении перевоплощаться , но в способности мгновенно, глубоко и искренне пережить и воспроизвести в своей декламации определенные эмоциональные состояния: тоски, отчаянья, любви, победы.

Но не только и не столько какие-то иносказания или намеки, сколько талант, свежесть, красота, молодость, стремление к справедливости — все то, что так ощутимо присутствовало в стихах, звучавших со сцены, — заставляло аудиторию воспринимать их столь горячо и восторженно.

Сравните творчество Евтушенко и Вознесенского. Есть отличия?

В чём, на ваш взгляд, заключается своеобразие поэтической манеры, интонации Б.Ахмадулиной?

Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Сейчас я уже старше любого из них. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть.

Рождественского иногда упрекали в излишней пафосности и риторичности. Согласны ли вы с этим?

Причины кризиса не только в том, что с наступлением эпохи реакции и цензуры утратились надежды на обновление страны, но и в том, что поэзия, призванная отражать субъективные переживания, не может долго оставаться на публике: чувства исчерпываются.

Чем чревата зависимость поэта от широкой публики?

Страшно, если слушать не желают.

Страшно, если слушать начинают.

Вдруг вся песня, в целом-то, мелка,

вдруг в ней все ничтожно будет, кроме

этого мучительного с кровью:

"Граждане, послушайте меня. "?!

Что ж ты, оратор, что ж ты, пророк?
Ты растерялся, промок и продрог.
Кончились пули. Сорван твой голос.
Дождь заливает твой костерок.

Тишины хочу, тишины.

Нервы, что ли, обожжены?

Он приплыл со мной с того берега,

заблудившись в лодке моей.

Не берут его в муравейники.

С того берега муравей.

Через месяц на щепке, как Беринг,

доплывет он к семье своей,

но ответят ему с того берега:

(Сравните с образами поэта-пророка у Пушкина, Лермонтова)

Как оцениваете творчество поэтов-шестидесятников вы? Считаете ли вы их вклад в развитие литературы значительным, а их произведения талантливыми?

Вот как образно писал Евтушенко в 90-е гг. о своих соратниках:

Нас принимали восторженно, как первых весенних птиц после тяжёлой зимы. Мы были все очень разные и как поэты, и как люди, но почему-то считались поэтами одного направления. По образному выражению Вознесенского, мы были похожи на путников, шедших по совсем разным дорогам, но которых разбойники на перекрёстке дорог привязали к одному и тому же дереву.

Представьте, что вам поручили оформить обложку к сборнику стихотворений поэтов-шестидесятников. Какой вы её себе представляете?

Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ под ред. В.П.Журавлёва, - М.: Просвещение, 2010 г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок

по литературе в 11 классе

( по произведениям современных писателей)

Подготовила и провела

учитель русского языка и

Макеева Дина Юрьевна

Проблема: как воздействовать на учащихся – старшеклассников чтобы они осознавали святое место матери в жизни человека и с сердечной признательностью относились к матерям?

Вид урока: урок – беседа.

Оборудование: выставка книг Ч. Айтматова, В. Распутина, В. Шукшина, В. Астафьева, В. Закруткина.

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Один я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы –

То слезы бедных матерей.

Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей

Грудью вскормлен весь мир!

Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери, -

вот что насыщает нас любовью к жизни.

Вступительное слово учителя.

Это искусство и постигли наши героини.

И о матерях можно говорить бесконечно. В нашей литературе немало произведений, где образ матери нарисован яркими красками. Сегодня мы побеседуем о книгах, созданных в последние десятилетия, в которых показана живительная сила материнской любви, которые помогают нам осознать святое место матери в жизни человека и с сердечной признательностью всю жизнь относится к своим матерям.

В каких произведениях нашей современной литературы о Великой Отечественной войне мы встречаемся с подобным горьковской героине разрастанием материнского чувства – от любви к своему сыну до любви ко всем людям?

Что дало право писателю назвать свою героиню Матерью человеческой?

(Это простая деревенская женщина, принявшая на себя нечеловеческие страдания и победившая их силой живого человеческого сердца, волей и мужеством народного характера.)

Какой реальный факт положен в основу этой повести?

Кто она, земная Мария?

4.Как смогла выстоять, выжить в нечеловеческих условиях героиня повести?

Что ее останавливает от выполнения желания умереть, заставляет думать о жизни?

Почему Мария не убила Вернера Брехта, не подчинилась слепо охватившему ее чувству мести?

( Убить беззащитного раненого мальчишку для Марии значило стать на одну ступень с фашистами, убившими ее сына. Этого Мария не могла допустить.)

Почему Мария так самоотверженно работала на колхозных полях?

Ведь чтобы прокормить себя, детей и животных, ей не нужно было столько запасов.

Зачем она это делала?

Почему вслед за размышлениями о работе идет описание сельского кладбища, обращение Марии к матери, деду Корнею, похороненным здесь?

(Мария чувствовала связь с теми, кого уже нет, кто когда-то трудился на этих полях. В этом чувстве - связь со всем, что было на родной земле, с теми, кто жил и трудился на этой земле до тебя, - сила Марии, сила человека вообще. Чувство причастности к судьбе всего нарда помогло Марии понять, что ее горе – капля в море горя народного. И это сделало Марию сильной, помогло ей выжить.)

Почему материнское чувство особенно обострилось у Марии после рождения сына?

Как вы объясните смысл заглавия повести?

Какие мысли и чувства она у вас вызвала?

Вспомните другие произведения, где дети стали опорой взрослого человека в трудное для него время.

(Коротко передать сюжет повести.)

Вот они – дети Анны: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Таньчора… Мы должны увидеть каждого из них, познакомиться с ними поближе, чтобы понять, что же происходит, почему это происходит, кто они и какие они. Без этого понимания нам трудно будет объяснить, почему у старухи уходят силы, до конца осознать ее размышления, в которых она обращается к детям, ставшим самым главным в ее жизни. Перед смертью мать не просто прощается со своими взрослыми детьми, она переживает за них. Давайте и мы посмотрим на них глазами Анны.

Почему, глядя на Илью, Анна все время ловит себя на мысли, что не может к нему привыкнуть?

О чем говорит поспешный отъезд Ильи и Люси?

Что помогает старухе пожить еще несколько часов, что удерживает ее на этом свете?

Что значит приезд детей для Анны?

Почему она так ждет младшую дочь Таньчора?

( Для нее Таньчора – замочек в незамкнутой цепочке гармонии, тот замочек, без которого вся цепь не может держаться, считаться завершенной.)

Почему Таньчора – единственная из детей, перед кем старуха чувствует вину?

И на чем основана эта вина?

Можем ли мы осуждать Михаила за жестокие слова о том, что Таньчора не приедет?

( В жестоких словах Михаила горькая правда. И автор снова и снова возвращает нас к детям Анны, предлагая задуматься о том, каким же будет мир, когда из него уйдут все Анны и останутся в нем только Ильи, Варвары и Люси.)

Каковы они, эти люди – дети Анны, на что способны, могут ли выдержать груз своего предназначения на земле?

Как они понимают это предназначение?

В чем видят его?

Только ли они виноваты в происходящем с ними?

( Нельзя не видеть оскудения природы и разлагающего, притупляющего воздействия алкоголя на человека.)

Почему крестьяне (Михаил, его приятель Степан), вечно занятые раньше трудом на земле, дорожившие временем и здоровьем, променяли все это на водочный угар?

Взамен чего они пьют?

Как размышлял Михаил о причинах пьянства?

Почему старуха умерла?

О чем просила перед смертью?

Что ускорило смерть Анны?

( На глазах рушится не только семья – она давно развалилась: рушатся элементарные, фундаментальные нравственные устои личности, превращая внутренний мир человека в руины.)

Для кого это последний срок?

Но мы – то пока еще остались. Как зовут нас – не Люсями ли, Варварами, Таньчорами, Ильями? Да и не в имени дело. И старуху при рождении могли назвать не Анна.

О чем она взывает?

Беседа о рассказах В. Шукшина.

О нежной любви к матери В. Шукшина вспоминают многие. Но, пожалуй, самое пронзительное и самое откровенное свидетельство тому – его письма.

Вот строки одного из последних писем Шукшина к матери:

Материнское сердце – тот источник, который питал, поддерживал Шукшина всю жизнь. И в творчестве писателя мы не найдем образа более человечного и доброго, чем мать.

Какая мысль останавливает главного героя от убийства соперника?

Краткий пересказ рассказа.

Непутевые у многих из этих женщин сыновья, ничего, кроме стыда, страданий и горя горького, они им не приносят, но как неизбывна, всепрощающа, свята, бескорыстна их материнская любовь.

А каковы переживания Егора после этой встречи?)

Что же нового внес Шукшин в русскую литературу, говоря о матери?

В чем его заслуга?

Как часто грубым, необдуманным словом дети ранят своих матерей. А если это не слово, а поступок?

И если вину за этот поступок несут на себе матери, всю жизнь мучаясь и переживая, что дали обществу свое непутевое дитя?

В чем видит мать свою вину?

Задание: Подумать, почему вину за поступки своих детей матери часто берут на себя?

Материнский инстинкт так силен, что женщины очень часто предугадывают грозящую детям опасность. Прозорливость материнского сердца давно вошла в легенды, а случаи удивительных предвидений, предчувствий и по сей день остаются загадкой для ученых.

Надо чаще доставлять матерям радость. Они и раз, и два, и пять будут слушать наш рассказ о прожитом дне и переживать с нами впечатления от увиденного нами и радость любой нашей удачи. Как они молодеют при этом, как светятся их лица!

Мы не всегда умеем их беречь и жалеть в своем детстве. А, став взрослыми, мы забываем это делать: у нас интересная работа, интересные друзья.

Должно быть иначе. Сколько бы нам ни было _ 17 или уже 50 – если рядом с нами бьется материнское сердце, мы должны слышать это биение. Мы должны по высшему нравственному долгу всегда знать : тепло ли нашим матерям живется рядом с нами? Хорошо ли? Надежно ли?


Содержимое разработки

Открытый урок литературы в 11 классе (подготовка к итоговому сочинению).

Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.

развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти; повторить материал о структуре сочинения; формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации; развивать критическое мышление через заполнение таблицы;

воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод: репродуктивный, метод самостоятельной работы.

Технология: обучение в сотрудничестве.

Форма работы: групповая.

- Как вы думаете, что ответил внуку старик? (всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь)

- Что имел в виду старый индеец? (всё зависит от человека. Каким он человеком хочет стать – таким и станет. Будет совершать злые поступки – станет злым. Будет нести добро – станет добрым.)

- Какое название можно придумать этой притче?

- Что олицетворяют в притче белый и чёрный волки? (добро и зло)

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Какова цель урока? (формирование представления о добре и зле)

- Задачи урока?

Выработать понимание терминов ДОБРО и ЗЛО.

Научиться выражать свою точку зрения, аргументируя ответ.

Научиться писать вступление к итоговому сочинению.

Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы.

Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Мы считаем добром движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, а главное — за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Да. Добрый человек готов прийти на помощь другому человеку, и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению, по моральному долгу.

Все, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Поэтому в понятие зла вкладываются представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие обобщенно выражает все то, что заслуживает осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому человеку, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Для гуманных, порядочных людей зло означает такие отношения между людьми, когда счастье одних, их сила, богатство, образованность достигаются за счет несчастья других — их слабости, бедности, невежества и т. д. Итак, зло — это все дурные, вредные подлые поступки людей, все то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности.

- Какие отрицательные явления жизни охватывает зло? (ответы…)

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

При таком обмане, когда зло сознательно запутывает следы, с особой остротой встает перед нами вопрос:

- Как же различать добро и зло, по каким надежным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального? (ответы…)

Да. Надо выяснить, чем (люди, человек) являются на самом деле, какие дела творят, и дела их надо оценивать с точки зрения гуманизма, т. е. с точки зрения любви, уважения к человеческому достоинству, с точки зрения общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов. Судить надо по делам.

Итак, наличие или отсутствие гуманизма, уважения к человеческому достоинству в реальных делах и поступках (а не словах) — вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение.

Тема добра и зла – вечная тема в литературе. Её рассматривали еще в глубокой древности – народ размышлял об этой проблеме и создавал вымышленные истории со счастливым концом и обязательной победе добра над злом, о ней говорили писатели XVII, XVIII, XIX, ХХ веков. Художественная литература – отражение жизни человека, значит, в каждом произведении есть место борьбы добра со злом, вечное противостояние этих двух полюсов находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках.

Понятия добра и зла очень условные. Чтобы вы почувствовали, как трудно порой бывает понять, где добро, где зло, расскажем кратко одну жизненную историю.

Ребенок опаздывает на урок, потому что перекопали дорогу, была пробка. С одной стороны, лично мне это опоздание принесло конфликт с учеником, а с другой стороны, ремонтируют дорогу, чтобы в дальнейшем всем было удобно и комфортно ездить.

Вот как оценить данную ситуацию? Добро это или зло?

И тут у нас возникает вопрос, как конкретное произведение подстраивать в качестве аргументов к различным темам.

На что мы должны ориентироваться, когда говорим о добре и зле. Предположим, что ориентир у нас идет на общечеловеческие ценности, на общепринятый взгляд в обществе на эти категории, на поступки. То есть если мы вращаемся в обществе, в котором говорят, что не убий, не укради и т.д. Это плохо. Это моральные христианские вещи, которые до сих пор существуют в нашем обществе и востребованы, мы живем по этим правилам. То есть категория добра и зла здесь неоспоримая.

Добро и зло – это чаши весов, где посередине стоит совесть, нравственность. Совесть – наш внутренний контролер, она не дает нам совершить плохие поступки, удерживает от дурных решений и, наоборот, помогает творить добро.

4. Работа со словарем. Учитель литературы.

- Дайте определение следующим понятиям. Подберите синонимы к ключевым словам.

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

Добро – благо, благодеяние, добродушие, душевность, сердечность, сострадание, милосердие, отзывчивость, участливость добросердечность, человеколюбие, человечность, добродушие, гуманность, чуткость, терпимость.

Дать добро, делать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, поминать добром…

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок, досада; неприятность, беда.

Зло – бессердечность, жестокость, ненависть, зверство, варварство, несправедливость, вред, лицемерие, неискренность, жестокосердие, бессердечность, озлобление, антигуманность, гнев, неприятность, злоба, несчастье, неправда.

Делать зло, желать зла, зло берет, сделать зло, победить зло, причинять зло, противиться злу, творить зло, уничтожить зло…

Данные определения, синонимы, выражения дают нам возможность поразмышлять в сочинении по данному направлению.

Добро и зло как противоположные нравственные качества, присущие человеку.

Добро и зло как внутренний конфликт и внешний.

Добро и зло по отношению к окружающим, близким, врагам, к тем, кто слабее, и т.д.

Добро и зло по отношению к природе, животным.

Добро и зло по отношению к себе.

Истинное и ложное добро.

Строгое разделение на добро и зло идет в произведениях УНТ. Когда мы с вами читаем сказки, былины, предания, сказания, мы чётко можем сказать, где добрый герой, а где злой. Под литературным материалом подразумевается не только художественные произведения 17-20 веков, но и произведения УНТ (за исключением малых жанров: пословицы, поговорки и т.д.). И если так случится, что на экзамене вам в голову не приходит пример, тогда вы можете обратиться к сказке, народной или литературной.

Добро и зло в сказках всегда борются. Сказочный мир живет на этой вражде. Злые персонажи пытаются одержать вверх, они придумывают различные козни, создают опасности для добрых героев. Но добро всегда одерживает верх.

Примеры добра и зла в сказках.

Итак, двигаемся дальше.

5. Работа в группах.

Добрыми/злыми рождаются или становятся?

7. Подготовка к написанию сочинения.

Структура сочинения.

Тезис (утверждение/ответ на вопрос) + развитие мысли

Добрыми (злыми) рождаются или становятся? Думаю, что каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Я же считаю, что…

Переход + аргумент 1:

Пример из литературы + микровывод.

Описать конкретную ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие вашу идею.

Многие авторы-классики обращались к этой теме. Так, в произведении …. Этим рассказом/эпизодом автор доносит до нас следующую мысль: …

Переход + аргумент 2:

Пример из литературы + микровывод.

Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в романе… На примере жизни этого персонажа мы можем видеть, что ….

(повтор тезиса)

Итак, как подсказывают нам отечественные/зарубежные литературные произведения…

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: …

- А сейчас в группах продумайте вступление по предложенной теме и заключение.

Итак, мы приходим к выводу о том, что семья, общество и те ценности, которые они прививают, очень важны. Тем не менее, какие бы обстоятельства не сложились, люди и сами должны стремиться к духовному развитию и воспитанию в себе добрых качеств. Мы должны работать над собой, чтобы подавать достойный пример новым подрастающим поколениям.

Добрыми (злыми) рождаются или становятся? Некоторые злые люди в оправдание себе говорят, что они родились такими. По их мнению, доброту можно унаследовать как красоту или богатство, но развить ее самостоятельно невозможно. На мой взгляд, это заблуждение, основанное на желании оправдать себя, ведь добрым человек не рождается, а становится. Только жизненный опыт убеждает нас в необходимости благих дел. Чтобы подтвердить свои слова, приведу литературные примеры.

Таким образом, добрыми люди не рождаются, а становятся под влиянием различных факторов. Кто-то находит это качество вместе с первой любовью, кто-то обретает его после череды суровых испытаний. Но важно понимать, что стать хорошим человеком никогда не поздно, ведь развить в себе добродетель может каждый из нас.

Читайте также: