План месячника по уборке территории в школе

Обновлено: 04.07.2024

Потребность общения с природой остается одной из острейших у человека современной эпохи. Духовные потребности человека тесно связаны с развитием чувства добра сострадания, любви и заботы о природе, с осознанием вечной и неиссякаемой красоты.

Доброй традицией в нашей школе становится проведение экологического месячника, как формы успешного сочетания урочной и внеурочной деятельности по воспитанию экологической культуры, здорового образа жизни.

Для эффективной организации и проведения месячника мы используем методику коллективного планирования. За три недели до проведения месячника проводим расширенное заседание МО учителей естественноисторического цикла. Приглашаем на него председателей школьных МО, классных руководителей, воспитателей ГПД, учителей музыки, изобразительного искусства, представителей совета старшеклассников, работников библиотек и других внешкольных учреждений. Со всеми участниками согласовываем цели, задачи месячника, формы и сроки проведения общешкольных дел, практические и творческие задания для учащихся. Затем в учительской вывешиваем план – график по проведению месячника, куда учителя, классные руководители, библиотекарь и др., вписывают класс, тему, форму и дату проведения воспитательного дела. План – график корректируется с учетом всех пожеланий и оформляется.

Старт для проведения месячника даем на общешкольной линейке, знакомим с общешкольными конкурсами, в которых может принять участие любой желающий.

Таким образом, практически весь коллектив школы вовлечен в единое ключевое дело, где совершенствуются не только знания, но и практические навыки; развиваются чувства.

Иванкова В.И. учитель биологии

2. Беседа. Редкие птицы нашего края и их охрана

учитель биологии учащиеся 9-11кл

Учитель труда, биологии

Учитель изобразительного искусства

Неделя здорового образа жизни

2.Беседы по профилактике гельминтозов.

4. Любовь к моркови. (Оратория во славу витаминов.)

(витамины на грядке)

Классный руководитель, учитель биологии

5. Экологический мониторинг состояния школы (деловая игра)

Педагог-организатор, учителя литературы

Учителя биологии, географии

Неделя сохранения биоразнообразия

1. Экскурсии в природу

- «Зачем нужна Красная книга?

4. .Урок – игра «Природа в жизни древнего человека.

Педагог–организатор, воспитатели ГПД

Учитель биологии, географии.

Подведение итогов месячника

Цель конкурса: привлечь внимание учащихся к наиболее острым экологическим проблемам.

Подготовка к конкурсу: О проведении конкурса учащимся 10-11 класса сообщается за месяц, предлагаются темы рефератов и условия проведения конкурса. Школьники выбирают тему, самостоятельно выбирают литературу. Работать над рефератом могут в группе, в паре или индивидуально. При необходимости получают консультацию учителя. За неделю до конкурса дают заявку на участие. Одним из условий участия в конкурсе, является не только написание реферата, с соблюдением всех требований, но и обязательная его защита. К защите учащиеся готовят публичное выступление (Приложение 1), наглядность, видеоматериалы (по возможности) и должны быть готовы ответить на вопросы жюри, слушателей. Выступление оценивает жюри: учителя естественных дисциплин, представители общественности. Слушатели (учащиеся класса) также выступают в роли рецензентов. У каждого есть оценочный лист, где указаны фамилии конкурсантов, тема выступления и критерии оценки. А также каждый имеет по три жетона (красный, зелёный, жёлтый), на которых указываются фамилии победителей. По окончании конкурса учащиеся участвуют в голосовании. (За 1 место – красный, за 2 место – зелёный, за 3 место – жёлтый). Жюри подводит итоги с учётом мнения учащихся (кто больше получил жетонов определённого цвета).

Сценарий конкурса пишется в соответствии с темами рефератов. Материалы к конкурсу помогают готовить школьники, родители, воспитатели, библиотекарь и учителя смежных дисциплин (географии, физики, истории, экономики, биологии и химии), а также литературы, музыки и изобразительного искусства. Уже во время подготовки к конкурсу весь коллектив школы охвачен единой целью.

Сценарий конкурса рефератов

В роли ведущих учителя биологии и географии или учащиеся 10-11 классов.

Ведущий 1: Если бы на Земле высадились завоеватели из космоса, страны мира, конечно, нашли бы способ объединиться перед лицом общей опасности. К счастью, пришельцы пока не выходят за пределы телеэкранов.

Ведущий 2: Но необходимость объединиться диктуется не менее серьёзной угрозой – угрозой экологической катастрофы.

Ведущий 1: Знаки надвигающейся беды заметны повсюду в мире. Экологический кризис не знает государственных границ и природных рубежей – он глобален, создаёт угрозу для настоящего и будущего жизни на Земле. И требует объединенных усилий, образуя треугольник.

И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти.
С. Михалков.

Ведущий 2: Мы не унаследовали землю от предков. Мы берём её взаймы у наших потомков. Нам сегодня, предстоит ответить на вопросы: Каковы формы и факторы воздействия на окружающую среду? В какой мере решение проблемы окружающей среды зависит от каждого жителя нашей планеты? От каждого из нас?

Ведущий 1: Чтобы прокормиться и одеться человек пользуется земельными и водными ресурсами. О проблеме загрязнения почв и причинах их деградации нам сообщит почвовед.

Краткое содержание: Почва – основной компонент наземных экосистем, среда обитания организмов, аккумулятор и источник вещества и энергии для организмов суши. На всех этапах развития человеческого общества Земля была; есть и будет важнейшим, ни чем не заменимым средством производства.

Однако площадь земельных ресурсов весьма ограничена. В настоящее время ежегодно в мире безвозвратно теряется в результате различных процессов деградации около 7млн га пахотных земель, то есть база жизни для 21 млн. человек. К основным причинам деградации почв можно отнести следующие: чрезмерное пастбищное животноводство, оскудение и исчезновение лесных ресурсов; нерациональная сельскохозяйственная деятельность; эрозия, вызванная водой и ветром; засоление почв при орошении; загрязнение почв отходами животноводства, ядохимикатами, тяжелыми металлами, бытовыми отходами, радиационное загрязнение и др.

Четвёртый реактор – он
дьявольски вздрогнул раскатом
Замрите народы! Прощайте друзья и семья.
Кто в петлю шагнул – как на дот,
навалился на атом,
Чтоб вечно жила, чтоб вольно
дышала Земля.
Р. Рождественский.

Ведущий 1:Экологи раскроют проблемы радиационного загрязнения почв, воды и воздуха, утилизации отработанного топлива, мусорного кризиса.

Выступления учащихся по обозначенным проблемам.

Ведущий 2: Отходы, мусор и отбросы создают не только угрозу окружающей среде, но и здоровью населения. По данным ВОЗ, свыше 2 млрд. человек (1/3 населения Земли) страдают от отсутствия минимальных санитарных условий, а половина городского населения развивающихся стран не обеспечена надлежащими средствами удаления мусора и отходов.

Ежегодно 5,2 млн. человек (из них 4 млн. детей) умирают от заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды мусором и отходами.

Вновь возникают эпидемии давно забытых болезней, таких как чума и холера, напрямую связанных с загрязнением воздуха, воды, почвы, жилищ мусором, которые могут поставить мир на грань катастрофы. Ежегодно в мире регистрируется 500-600 случаев чумы и холеры, более 260 видов крыс и других грызунов – основных переносчиков этой болезни – лишь ждут благоприятных (антисанитарных) условий для повального размножения.

Экологические знания – это залог изменения отношения к природе, грамотного использования ее ресурсов. В начальной школе нет специального предмета, на котором дети учились правилам и законам обращения с окружающей средой. Поэтому с основами экологии их можно познакомить через развивающие и обучающие мероприятия.

ВложениеРазмер
ekologicheskiy_mesyachnik.docx 112.31 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского района Омской области

Программа мероприятий, посвященных экологическому воспитанию

обучающихся начальной школы

Нечитайло Марина Сергеевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Последнее время человек все больше и больше вмешивается в природу. Все меньше на Земле становится уголков, куда не ступала нога человек. Это вмешательство не всегда благоприятно для окружающего мира. Зачастую, даже губительно, потому что деятельность человека изменяет ландшафт, как следствие меняется первозданная природа, погибают животные, осушаются реки и болота. Вроде бы с созидательной целью, мы разрушает те условия, без которых сами можем погибнуть. Кажется, что люди даже не и задумываются о последствиях.

Чтобы этого не происходило нужно подрастающему поколению как можно больше знать о природных ресурсах, о последствиях деятельности человека и взаимосвязи человека и природы. В настоящее время очень много говорят об экологии, о защите природы. Говорить мало, нужно делать! И начать это делать нужно с просвещения детей. Экологические знания – это залог изменения отношения к природе, грамотного использования ее ресурсов. В начальной школе нет специального предмета, на котором дети учились правилам и законам обращения с окружающей средой. Поэтому с основами экологии их можно познакомить через развивающие и обучающие мероприятия.

Возраст участников: обучающиеся начальной школы.

- конкурс рисунков, фотографий,

Цель : воспитание бережного отношения к природе, формирование экологической культуры обучающихся, активной гражданской позиции по сохранению среды обитания растений и животных.

  1. Формировать способность у учащихся к бережному отношению к природе.
  2. Воспитывать экологическую культуру школьников
  3. Вовлекать учащихся в деятельность по защите об охране окружающей среды.

Экологическое образование должно решать задачу развития личности. У обучающихся формируются не только предметные знания и умения, обеспечивающие им возможность самостоятельно учиться, но и умения по организации экологической деятельности как результаты не только личностные, но и метапредметные. Личностными результатами изучения экологии являются воспитание и развитие социально значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к окружающему миру, систему норм и правил общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

- освоение учащимися универсальных знаний по охране окружающей среды,

- узнают правила рационального использование природных ресурсов в реальных жизненных ситуациях.

- укрепление интереса к познанию окружающего мира;

- узнают о праздниках, посвященных охране природы.

  1. 21 марта – Международный день лесов и день весеннего равноденствия, который делит год пополам и считается началом тёплого времени года в Северном полушарии.

6. 19-26 апреля - Весенняя неделя добра.

7. 22 апреля - Международный день Земли, отмечается в России с 1992 года. По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, в различных экологических мероприятиях.

Цель: расширение знаний учащихся о значении леса, видами лесных пожаров, причинами их возникновения и их последствиями.

Учитель: Просмотрев видео, скажите, о чем мы будем разговаривать на классном часе. Какие задачи поставим перед собой.

Ученик: Почти все пожары в нашей стране возникают по вине человека. Мы справимся с природными пожарами, только если изменим поведение людей и сформируем осторожное и ответственное отношение к использованию огня. Каждый год в России случаются тысячи лесных, травяных и торфяных пожаров. Нередко огонь перекидывается на деревни и сёла, сгорают дома, гибнут люди и животные. Дым на дорогах становится причиной многих аварий. Пожары негативно влияют на климат: сгоревшие леса больше не вырабатывают кислород, в атмосферу попадают и дым, и парниковые газы, и сажа, которая оседает на льдах Арктики и заставляет их таять быстрее. Из-за климатических изменений чаще наступают периоды засухи, жары и ураганных ветров, от которых страдает всё живое. Так одна брошенная спичка превращается в большую беду. В России сейчас сгорает вдвое больше леса, чем вырубается. Каждый год от дыма преждевременно умирают десятки тысяч людей. В условиях меняющегося климата тушить пожары становится всё сложнее. Поэтому необходимо обратить внимание на причины пожаров и в первую очередь работать с ними.

В природе случаются пожары, которые никак не связаны с человеком. Причин для этого всего три: сухие грозы, падения метеоритов, извержения вулканов. Такие пожары случаются крайне редко.

Какую роль в нашей жизни играет лес? Вместе с детьми обсуждается роль леса.

Учитель: Как вы думаете из-за чего возникают пожары? (Ответы детей)

а) брошенная горящая спичка или окурок;

б) охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

в) механизатор ремонтировал технику и оставил промасленный обтирочный материал,

затем бросил и окурок;

г) турист не погасил костер;

д) осколок стекла, брошенный на солнечном месте, как линза, сфокусировал лучи солнца;

е) хозяйственные работы в лесу.

Слова для изображения: человек, пожарная машина, огонь, спичка, каска и т.п.

Существует несколько видов лесных пожаров:

Низовые пожары (90%)- горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения - от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров.

Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту.

Торфяные пожары движутся медленно- до нескольких метров в сутки. Они опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна и можно провалиться в прогоревший торф. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.

Дети предлагают свои варианты поведения.

Примерная памятка.
Соблюдай правила пожарной безопасности в лесу:
  • Не разводи костер без взрослых, в ветреную погоду, а также без особой надобности.
  • Разводи костер на открытой поляне, на берегу водоема. Огради место вокруг костра камнями. Очисти от сухой травы, веток.
  • Туши костёр правильно: утрамбуй несгоревшие угольки ногами или перекопай место костра. Если внутри останется хотя бы одна маленькая искорка, то огонь вновь может вспыхнуть! Так же можно огонь засыпать землей.
  • Если пожар все-таки начался, выбегай из леса. Помни! Бежать надо в ту сторону, откуда дует ветер.
  • Сообщи о пожаре в пожарную охрану по номеру 01 или 112.

Командная игра. Проводится на большом игровом поле на полу. Задача: увести участника с завязанными глазами от пожара безопасным путём. Для этого остальные игроки дают ему по очереди голосовые команды, каждый произносит по одному слову.

Учитель: Чтобы лесные насаждения всегда были на нашей планете, нужно постоянно высаживать новые деревца. Я предлагаю сыграть в следующую игру.

Каждой команде вручается конверт с изображениями листьев.

Задача: Подобрать названия к каждому дереву, прикрепить лист к соответствующему дереву.

Учитель. И напоследок устроим конкурс плакатов.

Дети разбиваются на три группы. Дать каждой группе задание - нарисовать плакаты, призывающие сохранить лес от пожара. Вывесить плакаты на доску.

Информационная справка от подготовленных учеников.

Вода – источник жизни на Земле. Вода поддерживает жизнь всего живого. Организм взрослого человека на 60% состоит из воды, организм новорожденного — на 98%. Человек использует чистую воду для питья, приготовления пищи, хозяйственных нужд, а возвращает природе грязную. Еще в прошлом столетии люди поняли, что грязные воды нельзя просто возвращать в природу, их нужно очищать. В нашем веке построено много очистных станций, и, можно сказать, человечество решило проблему очистки сточных вод. Однако, осталось много других проблем, связанных с водой. Это кислотные дожди, попадающие в водоемы, это удобрения, смываемые с полей, и т.д. Но самая большая проблема — это загрязнение воды нефтью.

Ученые обнаружили, что в самом поверхностном сантиметровом слое океанов и морей жизнь бьет ключом. Этот слой назвали нейстоном. В нем обитает фитопланктон — мельчайшие растения, зоопланктон — мельчайшие животные, икринки рыб, личинки, бактерии, простейшие организмы и мальки. Всем им хватает тепла, воздуха, света, но только до тех пор, пока не появится на поверхности моря — океана нефть. Нефть закроет собой солнце, ограничит доступ воздуха, и все эти маленькие организмы погибнут.

Нефть — одна из основ промышленности. Из нефти делают много полезных вещей: бензин, полиэтилен, пластмассы. Каждый год в мире добывается несколько миллиардов тонн нефти, причем половина — из морей и океанов. В море строятся огромные вышки, в морском дне буравятся скважины, и из них качают нефть. При морском способе добычи нефти до 1% нефти попадает в воду. Нефть легче воды, и она тончайшей пленочкой растекается по поверхности океана. Часть нефти испаряется, другую часть поедают бактерии, но если нефти много, то бактерии уже не справляются со своей работой, и тогда гибнет нейстон. Нефть попадает на пляжи, загрязняя их. Гибнут водоплавающие птицы. Нефть растворяет жир на их перьях, холодная вода поступает к телу птиц, и они гибнут от холода. Кроме того, крылья, испачканные нефтью, не держат птиц в воздухе, и они становятся легкой добычей хищников. Каждый год от разливов нефти в мире гибнет около миллиона водоплавающих птиц. Вот такой урон природе может нанести полезная и нужная нефть.

Учитель задает несколько вопросов по прослушанному материалу.

1.Где проходит очистку использованная вода? ( На очистных сооружениях ).

2.Как и чем человек загрязняет воду? ( Бытовые загрязнения, загрязнения кислотными дождями, нефтью, удобрениями ).

3.Как называется верхний поверхностный слой морей и океанов? ( Нейстон ).

4.Что содержится в нейстоне? ( Фитопланктон, зоопланктон ).

5.Что такое фитопланктон и зоопланктон? ( Мельчайшие растения и животные ).

6.Что легче, вода или нефть? ( Нефть ).

7.Почему в воде, загрязненной нефтью, гибнут живые организмы? ( Им не хватает воздуха ).

8.Как природа сама борется с нефтяными загрязнениями? ( Часть нефти испаряется, часть поедается бактериями ).

9.Почему от нефти могут погибнуть водоплавающие птицы? ( Нефть растворяет жир на их перьях, птицы гибнут от холода и от хищников, т.к. не могут летать ).

Затем дети рисуют иллюстрации на заданную тему.

Цель: формирование восприятия красоты весенней природы и бережного отношения к первоцветам.
Задачи:
- расширить знания учащихся о растениях, показать многообразие первоцветов в природе;
-воспитывать чувство прекрасного в душе обучающихся;
-формировать внимательное и бережное отношение к природе.

Учитель. Существует очень много легенд об этом растении. Одной из них я хочу поделиться с вами. Прослушав ее, попробуйте отгадать, о каком растении идет речь.

Это красивая польская легенда.
На дворе стояла суровая зима. В избушке, находившейся в горах, жила семья. Отец семейства пошёл по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик, и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра на поиски растений и увидела, что всё кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слёзы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы — …(название цветка можно пропустить, чтобы дети сами попробовали отгадать) подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой — и братишка был спасён.

Дети предлагают варианты названия цветка.

Учитель. Один из способов охраны подснежников – разведение их садовых родственников. Подснежники бывают в основном дикорастущими, но среди их многочисленных видов встречаются и садовые варианты. Подснежники сейчас выращивают в теплицах, на клумбах и в собственных огородах. И даже на подоконнике, в цветочном горшке. Выведением новых сортов занимаются главным образом англичане, что и следовало ожидать. Если вам посчастливится приобрести вид подснежника, способный украсить ваш земельный участок, имейте в виду: уход за ним потребуется не меньший, чем за другими декоративными растениями. Даже сорванные и поставленные в вазы с водой, подснежники способны украсить домашний интерьер, внести в атмосферу квартиры нотки уюта и нежности. Только непременно следует выбирать миниатюрные хрустальные вазоны, да и сами букеты делать небольшими. Ежедневно меняйте воду в емкостях – так цветы простоят дольше.

Мы не зря сегодня ведем разговор об этом цветке. 19 апреля отмечается День подснежника. Сейчас в парах выполним пластилиновую аппликацию, на которой изобразим вестника весны – подснежник. Дети принимаются за работу.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\день экологии\27746_5d744c37802f8fb10bcc959954c92aff.jpg.jpg

Мероприятия с 19 по 26 апреля.

  1. Дома вместе с родителями сделать скворечник и повесить.
  2. Убрать мусор на территории прилегающей к школе.
  3. Убрать мусор на берегу близлежащего водоема или леса ( по возможности).

Цель: расширение кругозора об окружающем мире, развитие мышления, внимания.

Учитель. Ребята, у всех нас есть день рождения. И вот люди договорились и решили, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал день 22 апреля. Это день рождения и защиты наших рек, озер, лесов, животных, птиц, насекомых- это день защиты нашей природы. В этот день и дети, и взрослые ждут поздравления и подарки. В этот день звучат песни, добрые слова и даже солнце светит ярче.

Наша Земля — голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте,
Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля —
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят…
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!

После лирического вступления класс делится на две команды. Каждая придумывает себе название.

Определите, что это за птица или зверь. К ним даются подсказки в виде ребусов.
Крупный родственник курицы. Живет в хвойных и смешанных лесах. Летом склевывает на земле ягоды, цветы, листья, насекомых - и все бегом.

(Глухарь.)
Крупный европейский бык. Живет в равнинных, частично заболоченных или горных лесах. Ест траву, листья, побеги деревьев, кору.

(Зубр.)

Учитель. Ребята, а вы умеете беречь природу? И точно знаете, что для этого нужно? Давайте проверим!

Этот конкурс оценивается по активности команд.

-Потому, что в ней погибают живые организмы.

-Потому, что будет некрасивый цвет воды.

2. Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа?

- Да, например комар, он больно кусается.

- Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного.

  1. Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?

- Потому, что их осталось мало, и они совсем могут исчезнуть.

- Потому, что их потом можно будет взять с собой.

  1. Какие растения и животные занесены в красную книгу?

- Которым грозит полное исчезновение с лица земли.

Затем учитель зачитывает правильные ответы, а команды проставляют количество баллов за правильный ответ.

Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!
Уютная наша планета — Земля.
Здесь все-для комфорта, здесь все-для жилья.
Планету украсили люди труда,
Построив дороги, сады, города.
О, как беззащитна планета Земля,
Пред теми, кто власть в мире нашем деля,
Взорвать и разрушить планету готов —
Наш общий, любимый, единственный кров.
Из Космоса может свалиться беда
И жизнь на планете прервется тогда.
Как шарик хрустальный, планета хрупка.
Храни ее, доброго Бога рука!
Земля — наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живем.
Давайте Добро созидать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!

Учитель. По сложившейся традиции, в День Земли принято звонить в Колокол Мира. Этот звук должен призвать всех жителей Земли задуматься о сохранении красоты нашей планеты. Колокол Мира – символ мирной жизни на Земле

Напоследок мы тоже будем звонить в колокольчик, который символизирует колокол мира. Пока он звенит вы друг другу передаете глобус, модель нашей Земли.

Читайте также: