План кружковой работы в детском саду по ручному труду

Обновлено: 02.07.2024

План кружковой работы по ручному труду.

Современное общество требует людей творческих. Дети имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее человека и общества в целом.

Основная задача программы- это развитие творческих способностей детей, осуществление личностно- ориентированного подхода к каждому ребенку.

Основная цель занятий по ручному труду в детском саду- научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение.

Сказочно и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встречи с ней. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Цель занятий по познанию (аппликации) - это научить детей правильно и аккуратно пользоваться клеем, кисточкой, бумагой и ножницами.

Лепка- чрезвычайно полезный вид детского творчества. Кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику.

Цель программы: социализация личности ребенка через освоения знаний и навыков по созданию изделий декоративно-прикладного искусства и их применению.

- формирование первых трудовых умений и навыков;

- формирование умений работать с бумагой : сгибать лист пополам, вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.

- развивать и совершенствовать технические навыки- закреплять умение правильно пользоваться ножницами, карандашами, красками и т. д.

- социальная адаптация и развитие его творческих способностей;

- формирование чувства ответственности, культуры труда;

- привитие любви к нетрадиционной форме работы;

- воспитание эстетической культуры;

- прививание экологической культуры.

- развитие художественно- творческих способностей воспитанников;

- формирование положительных качеств личности.

Направление программы: традиционные и нетрадиционные формы работы.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на детей 4-5 лет. Срок реализации программы 1 год.

Форма работы :

- занятия с детьми подгруппами.

- организация выставок работ детей, совместных работ детей и родителей.

- день открытых дверей.

- консультация для воспитателей.

- консультация для родителей.

- сбор природного материала.

Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 20 минут.

Перспективный план кружковой работы по ручному труду

Бросовый природный материал

(мозаика из манной крупы).

3 неделя 4 неделя

Раскрашивание цыпленка гуашью. Знакомство детей с видами бумаги и ее свойствами (мятая бумага и т. д.).

1 неделя 2 неделя

Работа с бумагой, продуктивная (конструктивная) деятельность.

Работа с бумагой, продуктивная (конструктивная) деятельность.

3 неделя 4 неделя

Знакомство детей с соленым тестом.

Лепка из соленого теста

1 неделя 2 неделя

3 неделя 4 неделя

Формы работы на осенний период :

- накопление бросового и природного материала.

1 неделя 2 неделя

Работа с бумагой, изготовление гирлянд для украшения группы. Работа с бумагой, изготовление елочных игрушек

3 неделя 4 неделя

(познавательно конструктивная деятельность)

Изготовление открыток к празднику.

1 неделя 2 неделя

Изготовление поделки способом оригами.

3 неделя 4 неделя

Изготовление поделки способом оригами.

1 неделя 2 неделя

(мозаика из гороха).

3 неделя 4 неделя

Формы работы на зимний период.

1 неделя 2 неделя

Работа с бумагой- конструирование

(открытка маме к 8 марта) Птичка- невеличка

3 неделя 4 неделя

1 неделя 2 неделя

3 неделя 4 неделя

Рисование яблока способом монотипии.

1 неделя 2 неделя

3 неделя 4 неделя

Формы работы на весенний период.

- итоговая выставка поделок детей выполненных за данный отрезок времени.

Список использованной литературы.

6. Личный архив А. С. Гареевой.


Педсовет

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki9

Творчество — особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki7

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно –прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki2

В работе кружка необходимые задачи для занятий детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, ткани, бумаги, круп. Поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki3

Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki10

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Темы моих занятий совпадали с лексическими темами детского сада. Для занятий в кружке использовались различные материалы: вата, крупы, поролон, СД диски, ватные диски, салфетки и т.д.

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki4

Кружок рассчитан для детей от 4 до 7 лет.

Цель:

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki5

Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей
Помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

Задачи кружка:

1. Развить художественно-творческие способности дошкольников посредством изобразительной деятельности;
2. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
3. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
4. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер.
5. Приучить к терпению и упорству.

Средняя группа.
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

4 неделя: Диагностика. Выставка работ.

Старшая группа.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

4 неделя: Тема: «Подкова для дома
Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: соленое тесто, стека.

Март

Апрель

Май

3 — 4 неделя Диагностика Выставка работ.

Подготовительная группа.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

3 неделя: Выставка работ. Диагностика.

Используемая литература:

Кружки в детском саду

На формирование личности дошкольников оказывает влияние не только основное образование, но и факультативное. Всевозможные секции уже давно являются неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ. С каждым годом количество кружков и студий увеличивается, но несмотря на их разнообразие, они похожи между собой по реализуемым задачам и методам организации. Грамотно организованная деятельность кружка в детском саду позволит ребятам овладеть полезными навыками и развить творческий потенциал.

Значимость кружковой работы в ДОУ

Кружок в детском саду — неформально объединённая группа, образующаяся на основе интересов и предпочтений детей и пожеланий родителей. Материалы, используемые в работе, превышают требования ФГОС, поэтому кружковые группы относятся к дополнительныму образованию в детском саду.

Кружки выполняют несколько функций:

  • Образование. Ребёнок получает дополнительные знания и развивает определённые навыки в интересующей его области.
  • Воспитание. Работа в кружке развивает у детей коммуникативные навыки, социально адаптирует, воспитывает культуру поведения.
  • Коррекция и развитие. Занятия в кружках улучшают способности ребёнка или же корректируют их развитие при некоторых отклонениях (например, логопедический кружок).

Две девочки раскрашивают красками общий рисунок

Кружковая работа помогает раскрыть творческий потенциал детей

Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает самооценку.

Кружковая работа может осуществляться для различных целей:

  • Повышение знаний и умений в определённой области или же их компенсация.
  • Ознакомление с материалом, не рассчитанным для изучения в обязательной программе.
  • Формирование социальных навыков.
  • Творческое развитие.

При создании того или иного кружка воспитатель должен учесть:

  • интересы в группе;
  • возраст детей;
  • время нагрузки на ребёнка.

Виды кружков в детском саду

Вся кружковая работа делится на 4 направления:

  • Художественно-эстетическое развитие — реализация творческого потенциала воспитанников.
  • Познавательное развитие — удовлетворение интересов и любознательности детей.
  • Физическое развитие — приобретение опыта двигательной активности, привитие ЗОЖ.
  • Социально-личностное развитие — совершенствование коммуникативных навыков, социальная адаптация.

Кружки по изобразительному искусству

Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит мыслить образами, расширяет воображение. Кружок художественного рисования, знакомящий детей с нетрадиционными техниками рисования, подойдёт как для младших групп, так и для ребят постарше. Педагог может экспериментировать с показом разных техник ребятам, учитывая их интерес.

Дети рисуют красками, воспитатель стоит рядом

Рисование — одно из самых любимых детских занятий

В процессе изобразительной деятельности ребёнок знакомится с различными объектами и запоминает их величину, форму, цвет, то есть развивает зрительное восприятие.

В возрасте 3–4 лет у ребёнка только начинают формироваться представления о предметах, поэтому в процессе рисования дошкольники не могут уловить многие детали, но зато активно экспериментируют с цветом. Подойдёт:

  • рисование ладошками,
  • рисование пальчиками,
  • рисование нитками,
  • печать поролоном,
  • набрызг.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка. Аппликация поможет развивать восприятие детей.

Две девочки занимаются лепкой

Занятия лепкой развивают мелкую моторику, а значит, и речевые способности дошкольника

В средней группе дети очень любят мастерить. В этом возрасте детям будут интересны занятия по работе с бумагой и картоном, пластилином, тканью, различными природными материалами:

  • оригами;
  • аппликация;
  • рисование нитью;
  • монотипия;
  • отпечатки листьев;
  • печать пластилином;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование воском.

Полноценное общение со сверстниками является важным фактором формирования гармоничной личности старшего дошкольника. Работа в коллективе приобщает детей уважать интересы других, воспитывает организованность, волевые качества, коммуникативную культуру. В старшем возрасте уже можно использовать более сложные техники:

Фотогалерея: нетрадиционные техники изобразительного искусства

Рисование ладошками является простым в исполнении и подойдёт для самых маленьких воспитанников Монотипия позволяет получить целостную картину методом зеркального отпечатка нарисованной половины С помощью кляксографии можно создавать очень выразительные композиции Рисование мыльными пузырями развивает творческие способности детей, а также артикуляцию Техника рисования ватными палочками хорошо подойдёт для создания зимних пейзажей Картины, выполненные в технике граттаж, требуют большой внимательности, поэтому подойдут для ребят старшей группы Пластилинография помогает создавать объёмные картины

  • Создать образ снегопада;
  • учить рисовать пальчиками или ватными палочками;
  • развивать чувство цвета и ритма.
  • Освоить технику рисования вертикальных линий;
  • развить чувства формы и ритма.
  • Учить рисованию с помощью ладошки;
  • развивать воображение.
  • Упражнять в рисовании пальчиками;
  • вызвать интерес к подарку для папы.
  • Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью;
  • учить имитировать шерсть животных.
  • Учить рисованию узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике;
  • развивать чувство ритма (чередование узоров).
  • Упражнять в рисовании пальчиками;
  • упражнять в технике скатывания салфеток;
  • развивать чувство композиции.
  • Упражнять в технике печатания;
  • учить украшать предмет несложной формы.
  • Освоить способ рисования вертикальных линий кисточками разной длины;
  • развивать чувство формы, цвета, ритма.
  • Упражнять в использовании ладони в изобразительном искусстве;
  • закреплять умение дополнять изображение деталями.
  • Учить рисовать тычками;
  • учить рисовать, создавая форму цветка.

Видео: мастер-класс по пластилинографии

Музыкальные кружки

Кружки по музыке приучают ребят к культуре, воспитывают вкус, способствуют развитию творческих способностей. Пение — основной вид музыкальной деятельности в детском саду. Вокальный кружок помогает развивать слух, память, чувство ритма, способствует развитию речи.

В младшем возрасте дети могут ещё не воспринимать слова песни и их смысл, но уже тонко чувствуют мелодию, ритм. В таком возрасте голосовые связки тонкие, короткие, поэтому требуется бережное отношение к детскому голосу. Песни должны быть простыми в исполнении, понятными по образам. В средней группе у ребят увеличивается словарный запас, расширяется музыкальный кругозор, улучшается артикуляция. В старшей группе у детей формируется определённый музыкальный опыт, но голосовой аппарат по-прежнему слабый, ранимый. Упражнения на дыхание и артикуляцию усложняются, требуют большего внимания.

Мальчик сидит за фортепиано, воспитатель и трое детей стоят рядом

Музыкальный кружок развивает слух и чувство ритма у детей

Регулярные занятия музыкой оказывают благоприятное влияние на развитие интеллектуальных способностей.

В вокальном кружке используются следующие средства:

  • Техническое оборудование:
    • магнитофон,
    • фотоаппарат,
    • видеокамера.
    • книги,
    • брошюры,
    • картинки,
    • ноты.

    Познавательная деятельность

    Физическое развитие

    Дети стоят с мячами в руках, поднятыми над головой

    Занятия в физкультурном кружке заряжают ребят бодростью и хорошим настроением на весь оставшийся день

    Таблица: распространённые кружки, создаваемые в ДОУ

    Отчёт о работе кружка в ДОУ

    Были поставлены следующие задачи:

    • Развитие творческого мышления у детей.
    • Развитие мелкой моторики рук.
    • Развитие навыков работы с различными материалами.
    • Воспитание аккуратности, самостоятельности.

    Дети, работая в коллективе, учатся ценить собственный труд и оценивать работы других. Развивается социальная адаптация, умение работать в группе. На каждом занятии ребятам сообщалась информация о представляемых материалах, работе с ними. Родители были ознакомлены с работой кружка и помогали в его организации: покупали необходимые материалы, корректировали работу детей. Работы, сделанные воспитанниками, были подарены родителям или ребятам в группе на различные праздники: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, День матери. Занятия проводились раз в неделю по 25–30 минут.

    Использовались разные формы проведения занятий:

    • беседа,
    • рассказ преподавателя,
    • подготовка к работе,
    • изготовление произведений,
    • выставка работ,
    • дарение.

    В конце года дошкольники научились:

    • работать с бумагой;
    • работать с ножницами и клеем;
    • планировать работу, озвучивать свои идеи;
    • изготовлять поделки из бумаги для подарка;
    • реализовывать творческие задумки.

    В коллективе дети учатся уважать свои интересы и других ребят Работа с клеем, бумагой и ножницами развивает мелкую моторику рук При создании работ дети включают свою фантазию, тем самым разивая творческое мышление При работе с мелкими деталями необходимо проявлять аккуратность и внимательность Свою работу ребёнок может преподнести в подарок родителям, воспитателю или ребятам в группе Выставка готовых работ является важным моментом, помогающим детям обрести уверенность в себе

    В зависимости от предпочтений ребят, рекомендаций родителей и возможностей дошкольного учреждения можно создать любой кружок в детском саду. На дополнительных занятиях дошкольники смогут получить новые знания, полезные навыки и положительные эмоции, повысить самооценку и развить творческие способности.

    Читайте также: