План карта урока по русскому языку
Обновлено: 30.06.2024
познавательные: работать с разноуровневыми заданиями, исследовать и систематизировать материал; регулятивные: планировать действия согласно поставленной задаче, осуществлять контроль своей деятельности на уроке; коммуникативные: уметь работать в команде, слушать и слышать других, развивать умение излагать свои мысли
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. Тесты из произведений русской литературы
Урок проведен согласно методическим требованиям к уроку-исследованию в хорошей эмоциональной атмосфере сотрудничества учителя и учащихся. Этапы урока четко соблюдены, оценивание производилось на каждом этапе, что после позволило объективно подвести итоги деятельности каждого учащегося и класса в целом. То есть учитель работает на уроке с соблюдением принципов индивидуализации и дифференциации, добиваясь поставленной цели.
Структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствие, проверка готовности к уроку
Постановка цели урока вместе с учащимися, мотивация к учебной деятельности
Определяют цель, значимость темы
примеры из жизни, связь с ГВЭ, важность исследовательского подхода к информации
II. Актуализация знаний
Словарная работа (подготовка к работе с текстом)
Опрос, выявление представлений о тексте, его признаках и строении
Выполняют, составляют небольшой текст
в команде (выполняют и оценивают на каждом этапе)
III. .Работа по усвоению новых знаний
Опрос, выявление представлений о тексте, его признаках и строении
Работа с учебником: чтение и беседа по осмыслению теоретических сведений о видах переработки текста
Работа с деформированным текстом, составление назывного плана
Объяснение самостоятельной работы
Проверка задания (сверка по правильному образцу), выводы, оценка
Читают, отвечают на вопросы, делают выводы о важности плана текста
Редактируют текст, составляют назывной план текста
Слушают, задают вопросы
на экране – пример 3-единства текста, абзацного членения
критерии и образец – на экране
IV. Оценка, подведение итогов
Оценка – средний балл (оценивание друг друга и оценка учителя)
Подводит итоги исследования на уроке
В помощь учащимся
Как составить план к тексту?
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как. Сколько. Когда. Почему. и т. д., но не Есть ли. Пришел ли. и т. п.).
Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Что такое развернутый и сжатый план научного текста?
План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением
Знать признаки и строение текста; уметь находить признаки текста, определять связь предложений в тексте. Знать определение слова абзац. Уметь делить текст на абзацы.
Отработать навыки выявления признаков текста, его темы и основной мысли, выделения ключевых слов. Уметь составлять план.
-содержательная: познакомиться со случаями постановки тире между подлежащим и сказуемым, закрепить сведения о главных членах предложения и способах их выражения, формировать умения и навыки правильной постановки тире между ними, проконтролировать уровень усвоения материала по теме.
-деятельностная: создание условий для усвоения темы, ситуации успеха, обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.
обобщить знания учащихся о главных членах предложения;
познакомиться с особенностями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Развивающие:
развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;
вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;
продолжить работу с текстом.
Воспитательные:
воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке.
Основные понятия: тире, подлежащее, сказуемое, интонация, падеж.
Межпредметные связи: русский язык-литература
мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные карточки с заданием, листы самооценки.
Формы контроля: устные ответы, листы обратной связи, составление памятки, оценивание работы учащихся на уроке, выборочный диктант, вопросы для уточнения информации, письменная работа.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции;
уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.
Отличия между технологической картой и конспектом
В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.
Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).
Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта урока по ФГОС
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.
Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.
Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.
Указываются только общие цели всего урока.
Рекомендации по разработке технологической карты
Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.
Предмет: Русский язык
Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?
Прогнозируемые результаты
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.
Виды работы, формы, методы, приемы
Содержание педагогического взаимодействия
4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.
При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.
Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Читайте также: